Научная статья на тему 'Значение успешной адаптации персонала для эффективной работы современных компаний'

Значение успешной адаптации персонала для эффективной работы современных компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1301
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Human Progress
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / ТЕКУЧЕСТЬ КАДРОВ / АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / СИСТЕМА АДАПТАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ АДАПТАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА / STAFF / STAFF TURNOVER / STAFF ADAPTATION / ADAPTATION SYSTEM / PERSONNEL ADAPTATION MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яценко Екатерина Александровна

В данной статье рассмотрена одна из основных проблем, влияющая на текучесть кадров, недостаточное внимание руководителей компаний к адаптации молодых работников, на основе изученных теоретических материалов даны возможные рекомендации по решению данной проблемы. Целью автор ставил анализ значимости эффективной адаптации персонала на российских предприятиях в современных условиях. В данной статье определено понятие адаптации, проанализированы причины неэффективной адаптации вновь принятых работников и пути их устранения, определены сроки адаптации и деятельность специалиста по управлению персоналом, направленная на сокращение сроков адаптации. Определены причины высокой затратности действий по помощи в адаптации вновь принятых работников, доказана их необходимость. Представлена система управления адаптацией персонала в организации, определены направления деятельности и основные способы по помощи в адаптации. Доказан двухсторонний характер процесса адаптации персонала: систематизированы цели и задачи работодателя и работника в отношении адаптации. Разработаны рекомендации по повышению эффективности адаптации персонала в организации в современных условиях, в том числе путем создания штаба из молодых специалистов и применения цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSFUL PERSONNEL ADAPTATION SIGNIFICANCE FOR MODERN COMPANIES’ EFFECTIVE WORK

This article discusses one of the main problems affecting staff turnover company leaders’ insufficient attention to the young workers’ adaptation, possible recommendations are given to solve this problem based on the theoretical materials studied. The author’s purpose was to analyze the effective personnel adaptation importance at Russian enterprises in modern conditions. This article defines the adaptation concept, analyzes the reasons for the newly hired workers’ ineffective adaptation and ways to eliminate them, defines the timing of adaptation and the HR-specialist’s activities aimed at reducing the adaptation timing. The reasons for the high cost of actions to help adapt the newly hired workers are identified, their necessity is proved. The management system for the personnel adaptation in the organization is presented, the areas of activity and the main ways to help with adaptation are determined. The bilateral nature of the personnel adaptation process is proved: the goals and objectives of the employer and employee are systematized in relation to adaptation. Recommendations have been developed to improve the personnel adaptation efficiency in the organization in modern conditions, including by creating a young specialists’ headquarters and by using digital technologies.

Текст научной работы на тему «Значение успешной адаптации персонала для эффективной работы современных компаний»

Ссылка для цитирования этой статьи:

Яценко Е.А. Значение успешной адаптации персонала для эффективной работы современных компаний // Human Progress. 2018. Том 4, № 8. URL: http://progress-human.com/images/2018/Tom4_8/Yatsenko.pdf, свободный.

УДК 331.103.4

ЗНАЧЕНИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ СОВРЕМЕННЫХ КОМПАНИЙ.

Яценко Екатерина Александровна

Специалист Малоистокского ЛПУМГ подразделения ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург», Магистрант направления управления персоналом

yatsenkokaterina@yandex.ru 455 - 62/45, ул. 8 Марта/Народной Воли, Екатеринбург, РФ, 620144 +7(343) 221-17-57

Аннотация. В данной статье рассмотрена одна из основных проблем, влияющая на текучесть кадров, - недостаточное внимание руководителей компаний к адаптации молодых работников, на основе изученных теоретических материалов даны возможные рекомендации по решению данной проблемы. Целью автор ставил анализ значимости эффективной адаптации персонала на российских предприятиях в современных условиях. В данной статье определено понятие адаптации, проанализированы причины неэффективной адаптации вновь принятых работников и пути их устранения, определены сроки адаптации и деятельность специалиста по управлению персоналом, направленная на сокращение сроков адаптации. Определены причины высокой затратности действий по помощи в адаптации вновь принятых работников, доказана их необходимость. Представлена система управления адаптацией персонала в организации, определены направления деятельности и основные способы по помощи в адаптации. Доказан двухсторонний характер процесса адаптации персонала: систематизированы цели и задачи работодателя и работника в отношении адаптации. Разработаны рекомендации по повышению эффективности адаптации персонала в организации в современных условиях, в том числе путем создания штаба из молодых специалистов и применения цифровых технологий.

Ключевые слова: персонал; текучесть кадров; адаптация персонала; система адаптации; управление адаптацией персонала. JEL коды: M 11; J 63.

Введение

В современном мире адаптация персонала в организации является сложной, но очень важной задачей. К сожалению, многие организации еще не уделяют должного внимания адаптации вновь принятых работников. Особенно это касается небольших по численности компаний. Возможно, это связано с советским периодом, когда инициатива и индивидуализм не всегда приветствовались. Самодеятельность была наказуема, а предприятия старались сделать похожими одни на другие.

Сейчас ситуация поменялась. Большинство руководителей понимает важность научного подхода к управлению персоналом и, в частности, успешной адаптации вновь принятых работников. Закрепление на предприятии новых работников, уменьшение текучести кадров в итоге приводит к уменьшению издержек того предприятия, где адаптация проходит успешно. Поэтому зарубежные ученые изучают успешный опыт управления адаптацией в банках [1], медицинских учреждениях [2], в стартапах [3] и других организациях [4].

Цель данной статьи - рассмотреть значимость эффективной адаптации персонала на российских предприятиях в современных условиях, проанализировать причины неэффективной адаптации и разработать рекомендации по повышению эффективности адаптации персонала.

1. Анализ процесса адаптации

Адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон. То есть успешная адаптация подразумевает умелое сочетание профессионального и психологического аспектов [5].

Организация системы адаптации новых сотрудников можно разделить на четыре этапа [6]: оценка уровня подготовленности новичка; введение в должность; действенная адаптация; функционирование.

В рамках успешного функционирования процесса адаптации на предприятии необходимым является наличие программы адаптации новых сотрудников и использование системы наставничества в рамках совершенствования профессиональной адаптации новых сотрудников.

Для осуществления психологической адаптации новых сотрудников необходимо проводить семинары и тренинги, которые помогут наладить командную работу.

Показателем успешной адаптации является удовлетворенность молодого сотрудника работой и ее условиями, вознаграждениями за труд, организацией труда, а также его удовлетворенность налаженными партнерскими отношениями с коллективом [7].

Успешность первого опыта трудовой деятельности откладывает отпечаток на всю дальнейшую трудовую деятельность молодого сотрудника, является условием успешной профессиональной карьеры. Процесс адаптации крайне важен, и служба персонала организации должна умело им управлять.

Система адаптации персонала - это не только и не столько пакет документов, которые регулируют порядок мероприятий по адаптации нового работника, это, прежде всего, люди, которые непосредственно помогают новому работнику влиться в новый для него коллектив, войти в курс новых обязанностей.

Адаптацией вновь принятых работников занимается инспектор отдела кадров, руководители отделов, а также коллеги по работе.

Главная цель адаптации - сделать процесс приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным.

По времени, обычно считается, что трех месяцев достаточно для комфортной работы. Хотя, например, коллеги из Голландии считают, что адаптация должна длиться около года и только через год человек может полностью влиться в новую среду [8].

Хотелось бы добавить, что вопрос адаптации — это функция не только и столько кадровика компании, а и всего окружения в целом. Только совместными усилиями и личностным подходом (это важно) можно помочь новому коллеге влиться в коллектив, стать полезным компании и получать удовольствие от работы.

Именно в это время вновь принятый работник и организация приспосабливаются друг к другу, в результате чего происходит процесс трудовой адаптации. Следовательно, трудовая адаптация - двухсторонний процесс между работником и новой для нее социальной средой.

Отдел по подбору и адаптации персонала одно из "затратных" по своей сути подразделений, поскольку он не может напрямую обеспечить доход.

Тем не менее, это подразделение компании занимается действительно важным делом — готовит нового сотрудника к полноценному вхождению в коллектив, от качества выполненной специалистами работы зависит, останется ли новичок в компании и будет приносить результат, или предприятию вновь потребуется расходовать средства на поиск и подбор персонала.

© Е.А. Яценко 3

Насколько это может быть финансово выгодно для компаний, если за короткий промежуток времени с помощью эффективной системы адаптации можно будет достичь максимальной эффективности нового работника. Сотрудники, успешно прошедшие адаптацию, быстрее достигают необходимого профессионального уровня и не нуждаются в постоянном и излишнем контроле со стороны руководителей. Это выигрышная стратегия современных компаний.

Как правило, большинство вновь принятых сотрудников переживают о том, справятся ли они с новой работой, боятся выглядеть некомпетентными, беспокоятся о том, как найти общий язык с коллегами и руководителем. А, главное, боятся потерять работу или перспективу продвижения.

Основные цели адаптации персонала в организации [9] - это, прежде всего, уменьшение стартовых издержек, т.к. новый работник работает менее эффективно и требует дополнительных затрат. Это снижение стрессовых нагрузок у новых работников и развитие позитивного отношения к работе. И, в конечном итоге, эффективная и быстрая адаптация работника на предприятии приводит к сокращению текучести кадров, закреплению квалифицированных работников, увлеченных своей работой и преданных своей компании.

Успешность адаптации зависит и от характера производства, и от социальной среды, в которую попадает новый работник, особенно если она сильно отличается от его предыдущего места работы, но и от личных качеств самого работника.

Процесс адаптации имеет двусторонний характер. Это позволяет определить его цели со стороны организации и со стороны работника (рис.1).

2. Двухсторонний характер процесса адаптации персонала

Цели адаптации работника со стороны работодателя:

1. желание получить лояльного, максимально управляемого сотрудника;

2. максимально полное, быстрое и эффективное его приспособление к организации и выполняемой работе.

Задачи адаптации сотрудников со стороны работодателя:

1. повышение эффективности организации, рост ее прибыли;

2. повышение эффективности трудовой деятельности сотрудника;

3. снижение возможности его увольнения;

4. формирование у сотрудника лояльности к организации;

5. снижение у него уровня стресса, тревожности;

Рис.1: Система управления адаптацией персонала [1]

6. формирование у сотрудника чувства удовлетворенности работой;

7. обеспечение работника теоретическими и практическими знаниями об организации и выполняемой работе;

8. установление у работника оптимальных для деятельности организации партнерских отношений в коллективе.

Цели адаптации со стороны работника.

1. максимально полное, быстрое и эффективное приспособление к организации

2. создание в максимально короткие сроки имиджа профессионала;

3. желание в течение длительного времени оставаться сотрудником организации.

Задачи адаптации с точки зрения работника:

1. получение знаний об организации, организационной культуре, информационных потоках, формальных и неформальных связях;

2. знакомство со стилем управления;

3. получение теоретических и практических знаний о специфике работы;

4. снижение уровня стресса, тревожности;

5. продолжение трудовых отношений с организацией;

6. установление партнерских отношений с коллегами; [10]

Правильно организованная, системная адаптация позволяет новому сотруднику быстро и с минимальными издержками войти в должность. Достигнуть при этом необходимого уровня производительности в минимальные сроки, совершая при этом минимум ошибок. И тем сводя к минимуму затраты организации на персонал.

Исходя из этих целей, элементами успешно функционирующей системы адаптации будут являться:

- программа адаптации;

- обучение (инструктаж, тренинг, лекция и т.п.);

- система наставничества;

- система аттестации.

В работе по проведению адаптации новых работников менеджер по персоналу должен использовать специально программу, разработанную совместно с руководителем нового работника для адаптации на взаимовыгодных условиях.

3. Рекомендации по повышению эффективности адаптации персонала

На сегодняшний день принято выделять два вида адаптации персонала в организации: это первичная адаптация, то есть обучение молодых сотрудников, у которых нет трудового стажа. И вторичная адаптация - обучение с целью переквалификации или повышения в должности опытных специалистов.

Многие руководители «старой школы» еще настороженно и неохотно относятся к любым изменениям и предпочитают руководить по наитию, не интересуясь современными методами управления персоналом. Многие российские компании еще продолжают жить по старинке.

Можно порекомендовать таким организациям создание штаба из молодых специалистов, их знания современны, они полны молодости и энтузиазма и настроены изменить ситуацию в компании в лучшую сторону.

Время вносит свои коррективы. Когда благодаря интернету есть доступ к любой информации, когда процессы глобализации захватили весь мир, современная компания

должна постоянно совершенствоваться. Изменения просто необходимы, иначе можно потерять рынок сбыта, клиентов и т.д. Компания должна быть конкурентоспособной.

Так же можно рекомендовать руководителям компаний эффективнее использовать цифровые технологии в процессе управления персоналом.

Для оценки эффективности программы адаптации и ее реализации, согласно последним тенденциям, использование цифровых технологий играют немалую роль. Благодаря отказу от бумажной документации процесс значительно ускорился и снизилось количество ошибок. Появилась возможность анализировать данные. В рамках процесса адаптации проще стало учитывать потребности в дополнительном образовании сотрудников, составлять планы индивидуального обучения, отследить показатели, позволяющие судить об эффективности процесса адаптации.

Заключение

Проблема эффективной адаптации персонала компании приобретает с каждым годом все больший интерес. Адаптация нового работника - важный процесс, который во многом определяет будущую успешную и результативную работу всей компании. Ошибки, допущенных в процессе адаптации, могут привести к потере ценных и перспективных специалистов в первые месяцы их работы.

Таким образом можно сделать вывод, что эффективная адаптация персонала важно и необходима для всех современных предприятий. Грамотные руководители знают, что для достижения высокой прибыли, для нахождения компании на лидирующих позициях необходим сплоченный и работоспособный коллектив единомышленников. Именно люди являются главной ценностью любой современной организации.

Литература

1. Abou Hamad, J.; Saber, N.S.; Rizk, K. The Onboarding Process in a Lebanese Bank / Конференция: 31st International-Business-Information-Management-Association Conference: Milan, Italy, APR 25-26, 2018. Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020, Vols I -XI, 2018. С.: 5903-5915.

2. Allen, L.; Zaccone, J. Successful Onboarding of New Graduate Nurses in Ambulatory Oncology // Oncology Nursing Forum. 2018, Том 45, Вып. 2. Аннотация к встрече: 289.

3. Pratiwi, P.Yu.; Ferdiana, R.; Hartanto, R. An Analysis of the New Employee Onboarding Process in Startup / Конференция: 10th Annual International Conference on Information Technology and Electrical Engineering (ICITEE): Kuta, Indonesia, JUL 24-26, 2018. Proceeding of 2018 The 10th © Е.А. Яценко 7

International Conference on Information Technology and Electrical Engineering (ICITEE). 2018. С.: 603-608.

4. Kavaliauskiene, Z.; Lengveniene, N. Staff Adaptation and Socialization: Case of Statutory Organization // Management Theory and Studies for Rural Business and Infrastructure Development. 2016, Том 38, Вып. 2. С.: 136-144.

5. Павлова, В.В. Адаптация сотрудников в организации и ее роль в построении эффективной системы управления персоналом // Журнал экономических исследований. 2016. Т. 2. № 12. С. 17.

6. Bargmann, C. Onboarding - Integrating new Employees // GIO-Gruppe-Interaktion-Organisation-Zeitschrift Fuer Angewandte Organisationspsychologie. 2018, Том 49, Вып. 2. С.: 187-188.

7. Шведова, Т.О. Организация системы адаптации новых сотрудников // Справочник по управлению персоналом. 2006, № 12. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.hr100.ru/wmc/info/article/article02/?id=1165253738

8. Вершинина, Т.Н. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации. - Новосибирск, 2006. 202 с.

9. Худякова, Е.В. Современные методы мотивации и адаптации персонала в российских компаниях // Тенденции развития науки и образования. 2018. № 44-3. С.: 81-83.

10. Кадровый менеджмент / ред. И.А. Куянцев. - Москва: Студенческая наука, 2012. - Ч. 3. Сборник студенческих работ. - 1008 с.

SUCCESSFUL PERSONNEL ADAPTATION SIGNIFICANCE FOR MODERN COMPANIES' EFFECTIVE WORK

Yekaterina Yatsenko Specialist of the Maloistoksky LMPUM subdivision Gazprom Transgaz Yekaterinburg LLC

Yekaterinburg, Russia

Abstract. This article discusses one of the main problems affecting staff turnover - company leaders' insufficient attention to the young workers' adaptation, possible recommendations are given to solve this problem based on the theoretical materials studied. The author's purpose was to analyze the effective personnel adaptation importance at Russian enterprises in modern conditions. This article defines the adaptation concept, analyzes the reasons for the newly hired workers' ineffective

adaptation and ways to eliminate them, defines the timing of adaptation and the HR-specialist's activities aimed at reducing the adaptation timing. The reasons for the high cost of actions to help adapt the newly hired workers are identified, their necessity is proved. The management system for the personnel adaptation in the organization is presented, the areas of activity and the main ways to help with adaptation are determined. The bilateral nature of the personnel adaptation process is proved: the goals and objectives of the employer and employee are systematized in relation to adaptation. Recommendations have been developed to improve the personnel adaptation efficiency in the organization in modern conditions, including by creating a young specialists' headquarters and by using digital technologies.

Key words: staff; staff turnover; staff adaptation; adaptation system; personnel adaptation management.

JEL codes: M 11; J 63.

References

1. Abou Hamad, J.; Saber, N.S.; Rizk, K. The Onboarding Process in a Lebanese Bank / In: 31st International-Business-Information-Management-Association Conference: Milan, Italy, APR 2526, 2018. Innovation Management and Education Excellence through Vision 2020, Vols I -XI, 2018. P.: 5903-5915.

2. Allen, L.; Zaccone, J. Successful Onboarding of New Graduate Nurses in Ambulatory Oncology // Oncology Nursing Forum. 2018, Vol. 45, Issue 2. Meeting Summary: 289.

3. Pratiwi, P.Yu.; Ferdiana, R.; Hartanto, R. An Analysis of the New Employee Onboarding Process in Startup / In: 10th Annual International Conference on Information Technology and Electrical Engineering (ICITEE): Kuta, Indonesia, JUL 24-26, 2018. Proceeding of 2018 The 10th International Conference on Information Technology and Electrical Engineering (ICITEE). 2018. P.: 603-608.

4. Kavaliauskiene, Z.; Lengveniene, N. Staff Adaptation and Socialization: Case of Statutory Organization // Management Theory and Studies for Rural Business and Infrastructure Development. 2016, Vol. 38, Issue 2. P.: 136-144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Pavlova, V.V. Adaptation of employees in the organization and its role in building an effective personnel management system // Journal of Economic Research. 2016.Vol. 2. No. 12. P. 17.

6. Bargmann, C. Onboarding - Integrating new Employees // GIO-Gruppe-Interaktion-Organisation-Zeitschrift Fuer Angewandte Organisationspsychologie. 2018, Vol. 49, Issue 2. P.: 187-188.

7. Shvedova, T.O. Organization of the adaptation system for new employees // Handbook of personnel management. 2006, No. 12. URL: http://www.hr100.ru/wmc/info/article/article02/?id= 1165253738

8. Vershinina, T.N. The relationship of fluidity and production adaptation. - Novosibirsk, 2006. 220 p.

9. Khudyakova, E.V. Modern methods of motivation and adaptation of personnel in Russian companies // Trends in the development of science and education. 2018. No. 44-3. P.: 81-83.

10. Human Resource Management / Ed. I.A. Kuyantsev. - Moscow: Student Science, 2012. - Part 3. Collection of student works. - 1008 p.

Contact

Yekaterina Yatsenko

Maloistoksky LMPUM subdivision of Gazprom Transgaz Yekaterinburg LLC 455 - 62/45, The 8 March str., Yekaterinburg, Russia, 620144 yatsenkokaterina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.