Научная статья на тему 'Значение учётной политики для оптимизации налоговых платежей предприятий'

Значение учётной политики для оптимизации налоговых платежей предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрякова Г. Н.

Раскрывается назначение учетной политики для оптимизации налоговых платежей; выделяются основные параметры, влияющие на финансовые результаты предприятия в рамках учетной политики, исходя из положений главы 25 НК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение учётной политики для оптимизации налоговых платежей предприятий»

Г.Н. Митрякова,

директор Приморского филиала Сибирского университета потребительской кооперации

ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ

Раскрывается назначение учетной политики для оптимизации налоговых платежей; выделяются основные параметры, влияющие на финансовые результаты предприятия в рамках учетной политики, исходя из положений главы 25 НК РФ.

Основное назначение принимаемой предприятием учетной политики - наиболее точно отразить собственную деятельность, сформулировать полную, объективную и достоверную информацию о ней для эффективного регулирования этой деятельности. Предприятия разрабатывают учетную политику, исходя из конкретных условий. На каждом этапе экономической политики государства должна быть выбрана индивидуальная учетная политика.

Выбор варианта учетной политики предприятия должен быть связан с его экономической политикой, направляемой:

• в обычных условиях - на получение достаточной прибыли для ведения расширенного воспроизводства и удовлетворения социально-культурных потребностей членов трудового коллектива;

• в условиях инфляции - на оптимизацию затрат и минимизацию налогов;

• в отдельных периодах - на завоевание новых рынков сбыта, освоение новых видов продукции, расширение перечня услуг, что требует дополнительных инвестиций, ведет к увеличению затрат и финансовым трудностям.

Установление учетной политики, определяющей структуру, форму и методы представления данных в финансовой отчетности, является комплексным процессом. Учетная политика обеспечивает целостность системы бухгалтерского учета на предприятии, поэтому она охватывает все аспекты учетного процесса - методический, технический, организационный. От правильного понимания учетной политики, документального оформления во многом зависит экономическая эффективность деятельности предприятия.

Учетная политика - это совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета, позволяющих предприятию реализовать определенные финансовые задачи, поставленные перед ним собственниками (привлечение инвестиций, минимизация уплачиваемых налогов и т.п.).

Выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налогов на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. В современных условиях учетная политика из непонятной для многих категории превратилась в реальный инструмент управления организацией, финансового и налогового планирования, ее положения принимаются арбитражными судами в качестве доказательств при разрешении налоговых споров.

Формирование учетной политики является прерогативой непосредственно самого предприятия, поэтому, выбирая способы ведения бухгалтерского учета, нужно рассматривать их в тесной взаимосвязи с налоговым планированием. Другими словами, бухгалтеру необходимо попытаться сформировать учетную политику с максимальным использованием предоставленных законодательством возможностей и минимизировать налоговые платежи. Для организаций определяющим критерием оптимизации налоговых платежей должно стать достижение максимального объема ресурсов, остающихся в их распоряжении при условии дальнейшего обеспечения роста прибыли от деятельности и благосостояния собственников организации. С 1 января 2002 г. возможности использования средств учетной политики для оптимизации налоговых платежей по сравнению с ранее существовавшими сократились. Однако следует отметить, что проведенное Налоговым кодексом "раздвоение" существовавшей единой учетной политики предприятия на "учетную политику для целей бухгалтерского учета" и "учетную политику для целей налогообложения" заключает в себе огромные возможности по выбору оптимальных управленческих решений.

В связи с этим целесообразно выделить такие основные параметры, влияющие на финансовые результаты предприятия в рамках учетной политики:

1. Оценка материально-производственных запасов, списываемых в расходы;

2. Переоценка основных средств предприятия;

3. Порядок начисления амортизации по основным средствам и их списания;

4. Порядок создания резервов;

5. Порядок учета затрат на производство.

На всех этапах разработки приказа об учетной политике (и конкретных ее составляющих) организации с целью снижения налоговых издержек необходимо учитывать принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем как вносить то или иное изменение в приказ об учетной политике, обязательно следует проанализировать все существенные аспекты, на которые данное изменение может повлиять, и произвести расчет экономической выгоды.

В приказе об учетной политике организации должен быть определен метод оценки материально-производственных запасов при их списании на себестоимость произведенной продукции (работ, услуг). При этом организациям предоставляется право установить в приказе об учетной политике различные методы списания по разным номенклатурным пози-

циям материально-производственных запасов. При отпуске последних в производство и ином их выбытии оценка производится одним из четырех методов:

• по себестоимости единицы запасов;

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

• по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

При определении методов оценки материально-производственных

запасов необходимо иметь в виду следующие обстоятельства:

• возможность выбора метода оценки не распространяется на готовую продукцию организации (ст. 268 НК РФ);

• при списании покупных товаров организация не может использовать метод оценки по себестоимости единицы запасов;

• согласно п. 1 ст. 268 НК РФ при списании в расходы стоимости покупных товаров организация может использовать метод средних цен только в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО.

В условиях роста цен для повышения значения показателей оценки финансового положения организации целесообразно в приказе об учетной политике для целей бухгалтерского учета закрепить метод ФИФО, а в приказе об учетной политике для целей налогового учета установить метод ЛИФО, т.к. в условиях инфляции этот метод позволяет организации увеличивать сумму материальных расходов, снижая тем самым налоговую базу на прибыль.

В соответствии с п. 15 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам. При этом следует помнить, что если организация решила переоценить какие-либо основные средства, то в последующем они должны будут переоцениваться регулярно.

При проведении переоценки основных средств необходимо учитывать то обстоятельство, что основные фонды с коротким сроком эксплуатации выгодно переоценивать в сторону увеличения первоначальной стоимости, а с длительным сроком эксплуатации - в сторону ее уменьшения. Изменение стоимости имущества организации позволяет через механизм начисления амортизации регулировать себестоимость продукции.

Перед проведением переоценки основных средств необходимо произвести комплексный расчет экономии и потерь и определить общий эффект от переоценки имущества.

С 1 января 2002 г. согласно гл. 25 НК РФ налогоплательщики должны начислять амортизацию линейным или нелинейным методом. Линейный метод применяется при начислении амортизации по основным средствам, включенным в восьмую-десятую амортизационные группы (независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов), по которым сроки полезного использования составляют от 20 до 30 лет и более. По

остальным основным средствам, включенным в первую-седьмую амортизационные группы, по которым сроки полезного использования составляют от 1 года до 20 лет включительно, налогоплательщик вправе применять линейный или нелинейный метод.

Предусматривается применение повышенных норм амортизации в отношении основных средств, кроме относящихся к первой-третьей амортизационным группам со сроками полезного использования свыше 1 года и до 5 лет (если они амортизируются нелинейным методом). Для основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, к основной норме амортизации применяется специальный коэффициент (не более 2).

Допускается использование пониженных по сравнению с установленными гл. 25 НК РФ норм амортизации. Для этого необходимо решение руководителя организации, которое должно быть закреплено в учетной политике. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода (календарного года). Таким образом, если организация заинтересована в снижении текущих издержек производства (обращения) при получении убытка от финансово-хозяйственной деятельности, то она может применять метод начисления амортизации с использованием понижающих коэффициентов. Это позволит снизить себестоимость продукции и тем самым уменьшить получаемый убыток.

Выбирая тот или иной метод начисления амортизации (либо механизм ускоренной амортизации, либо амортизации с понижающими коэффициентами) для активной части основных производственных фондов, бухгалтеры могут регулировать одну из статей себестоимости продукции, закрепив это в учетной политике.

Резервирование расходов предполагает равномерное распределение предстоящих затрат в течение одного или нескольких налоговых периодов с целью стабилизации налоговой базы и платежей налога на прибыль в бюджет. Решение о целесообразности создания того или иного резерва организация принимает самостоятельно. В учетной политике необходимо предусмотреть принятый способ резервирования, предельную сумму резерва и норматив (процент) отчислений.

Организации могут создавать резервы:

• предстоящих расходов на ремонт основных средств;

• предстоящих расходов на оплату отпусков;

• предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год;

• по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию;

• по сомнительным долгам.

Расходы на производство и реализацию продукции, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам относятся:

- материальные;

- расходы на оплату труда;

- амортизационные отчисления по основным средствам, непосредственно используемым при производстве товаров (работ, услуг).

К косвенным относятся все иные расходы, осуществляемые налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Таким образом, в учетной политике для целей налогового учета необходимо определить состав расходов с подразделением их на прямые и косвенные.

Основная задача при распределении прямых расходов текущего месяца - определить сумму прямых расходов, приходящихся на выпущенную в течение данного месяца продукцию. Для этого необходимо рассчитать сумму прямых расходов в остатках незавершенного производства на конец отчетного месяца. Порядок расчета зависит от вида деятельности организации. Если организация занимается производственной деятельностью, то при распределении вышеуказанных расходов необходимо основываться на методе плановой (нормативной, сметной) себестоимости. Одним из вариантов данного метода является использование технически обоснованных расчетных величин затрат рабочего времени, материальных ресурсов на единицу продукции и т.д. При этом организация должна разработать нормы производственных затрат, соответствующие техническому и технологическому уровню организации производства. На единицу готовой продукции необходимо составить смету или калькуляцию себестоимости.

В зависимости от технологических особенностей производственного цикла незавершенная продукция может быть классифицирована по стадиям готовности изделия, на каждую из которых можно рассчитать плановую сумму прямых расходов на единицу незавершенной продукции.

По окончании месяца степень готовности изделий в остатках незавершенной продукции можно выявить на основании данных производственного учета или результатов инвентаризации незавершенного производства.

Плановая (нормативная, сметная) себестоимость готовых изделий, выпущенных в текущем месяце, определяется как произведение количества готовых изделий на плановую (нормативную, сметную) себестоимость единицы готового изделия.

В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа, характера и отраслевых особенностей организации производства, от применяемых технологических схем и принятой системы учета могут использоваться различные методы учета затрат и калькулирования себестоимости.

Выбранный организацией метод учета затрат на производство должен быть закреплен в приказе об учетной политике.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что учетная политика организации является мощным инструментом формирования выручки и затрат (себестоимости продукции) организации. В зависимости от целей и стратегии она может активно использоваться для получения того или иного финансового (в т.ч. налогового) результата. При этом в зависимости от отраслевых, производственных и прочих особенностей

организации достаточно сделать акцент не на всех, а на наиболее значимых ее параметрах.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Части первая и вторая). М.: ИКФ "ЭКМОС", 2002. 464 с.

2. Захарьин В.Р. Учетная политика организации (с учетом требований главы 25 НК РФ). М.: Налоговый вестник, 2002. 160 с.

3. Кушубакова Б.К., Макеева Е.Ю. Учетная политика как инструмент оптимизации налоговых платежей предприятий // Налоговый вестник. 2000. № 10. С. 158-162.

4. Киселев М. Учетная политика организации на 2002 год // Финансовая газета. 2001. № 51.

5. Шегай Е.В. Учетная политика для целей налогообложения // Консультант. 2001. № 4. С. 18-29.

6. Пятов М.Л. Разработка элементов учетной политики организации // Бух. учет. 2002. № 5. С. 15-18.

7. Акулинин Д.Ю. Учетная политика организации как инструмент регулирования налоговых платежей // Все о налогах. 2001. № 12. С. 35-50.

8. Яковлев А.С. Учетная политика предприятия на 2002 год // Главбух. 2002. № 2. С. 12-20.

9. Жуков В.Н. Учет резервов предстоящих расходов // Бух. учет. 2002. № 21. С. 4-8.

10. Ашомко Т.А., Грибкова А.С., Гужелева Л.В. и др. Налог на прибыль: расчет и уплата в 2002 г. // Главная книга. 2002. 80 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.