УДК 379.85
ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТА В РАЗВИТИИ ТУРИЗМА В ГОРНЫХ
РЕГИОНАХ АЗЕРБАЙДЖАНА
Г.Р. Агакишиева
Проведено исследование различных видов транспорта в развитии туризма в горных регионах Азербайджана, основываясь на труды местных и зарубежных ученых и статистические данные Государственного Статистического Комитета. Исследуя значение транспорта в развитии туризма, как одного из экономико-географических факторов, выявлена его роль в становлении хозяйства. Были проанализированы показатели перевозки пассажиров автомобильным транспортом и пассажирооборот в горных регионах Азербайджана за 2015 - 2021 гг., показана динамика снижения. Основываясь на статистические данные, выявлено место экономических районов по степени автомобильных дорог среди горных регионов Азербайджана. Учитывая, какую роль имеет транспорт в развитии туризма в горных регионах, проанализировано количество граждан, прибывающих и выезжающих из Азербайджана в 2022 году, по использованию видов транспорта. В перспективе как для освобожденных от оккупации территорий, так и целиком для исследуемых регионов, предложены способы усовершенствования роли транспорта не только в развитии туризма, но и в других отраслях хозяйства. Предложенные выводы можно использовать в качестве хозяйственных целей и в программах социально-экономического развития регионов страны.
Ключевые слова: туризм, виды транспорта, горные регионы, автомобильные дороги, социально-экономическое развитие, хозяйства.
Введение. Роль транспорта в развитии туризма исключительно велика. Транспортный процесс является обязательным условием для эффективного развития туризма. Транспорт осуществляет многообразную связь между районами страны, а также внутрирайонные связи. Он оказывает влияние на развитие и размещение туристско-рекреационной инфраструктурной сети. Показатель транспортной освоенности района должен учитываться при оценке туристско-рекреационного потенциала территории [1].
Для успешного функционирования туристской отрасли необходимо признать существенную роль ее транспортной составляющей, что требует разработки комплексных программ по развитию взаимодействия туристской индустрии и транспортной системы. Только согласованное развитие всех видов транспорта, как единой транспортной системы и совершенствование взаимодействия между ними, обеспечивают освоение возрастающих туристских перевозок с минимальными материальными, трудовыми и энергетическими ресурсами и рассматривается как генеральное направление развития туристских транспортных перевозок [2].
Как составная часть инфраструктуры, транспорт имеет большое влияние на общее социально-экономическое развитие страны. Особенно транспортный фактор выражается в быстроте и ритмичности перевозок туристов. Учитывая то, что транспортные затраты на перевоз туристов обра-
зуют значительную часть стоимости тура, исследование значение транспорта в развитии туризма весьма актуально.
Проведенная оценка перевозок туристов на разных видах транспорта в горных регионах очень важна. В качестве транспорта, использование животных, в первую очередь лошадей, а также иные виды транспортировки туристов - перемещение на воздушном шаре - в исследуемых экономических районах тоже неизбежно.
Материалы и методы исследования. В качестве объекта исследования выбрано значение отдельных видов транспорта в развитии туризма в горных регионах Азербайджана.
В ходе исследования были использованы системный метод, позволяющий наиболее эффективно изучать туристское пространство, затем оценочный метод, позволяющий выявить пространственную дифференциацию видов транспорта, а также картографический метод, способствующий выявить горные регионы с транспортной сети для развития туризма.
Источником информации послужили показатели Государственного Статистического Комитета, на основе которых были выполнены все расчеты и составлены таблицы.
Результаты исследования и их обсуждение. Важными для оценки страны с точки зрения развития туризма являются экономико-географические факторы, к которым относятся следующие: экономико-географическое положение страны, общеэкономический уровень, уровень урбанизации, наличие транспортной и социальной инфраструктуры, уровень индустрии туризма и опыт его организации, обеспеченность трудовыми ресурсами туристской отрасли и уровень обслуживания [3].
Транспорт, являющийся третьей основной отраслью материального производства после промышленности и сельского хозяйства, тесно связан с его производством, хотя и не производит продукции. Поскольку транспорт являлся основой географического разделения труда, географическое разделение труда осуществлялось в результате его развития. Воздействуя на территориальную организацию отраслей хозяйства, перевозки пассажиров и грузов осуществляются через него [4].
В современных условиях развитие транспортной сети является важной проблемой, стоящей перед странами мира. Развитие транспорта в целом, а также по видам, положительно сказывается на экономике страны, открывает широкие возможности для вовлечения природных ресурсов в производственный цикл. Международные проекты и программы также реализуются с развитием транспорта [5].
Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, обусловленные историческим развитием, техническими, экономическими и экологическими характеристиками, но все виды транспортных систем преследуют одну главную цель - наиболее полное удовлетворение потребностей путешественников при реализации услуг по перевозке. В связи с
этим имеет смысл говорить о транспортном обслуживании туристов как о совокупности услуг, предназначенных для перевозки туристов и их багажа из одного пункта в другой с достаточной скоростью и максимальным уровнем комфорта [6].
Поскольку транспорт является одним из основных факторов освоения новых туристических ресурсов и территорий, а также из-за безопасности транспортного отрасли в последние годы, большое значение приобретает обеспечение связи между местными и международными транспортными средствами. В Азербайджане автомобильным транспортом перевозятся в основном местные туристы, а воздушным транспортом - местные и иностранные туристы [7].
В Азербайджане среднегорная зона, расположенная на высоте 1000
- 2000 м, характеризуется рельефом, изрезанным глубокими речными долинами и преобладанием крутых склонов, благоприятно для автомобильного транспорта. Низкогорная зона с высотой 200 - 1000 м, характеризуется горами, равнинами и низкими плоскогорьями, также благоприятно для автомобильного и железного транспорта. Равнинная же зона с высотой до 200 м, почти вся пригодна для развития всех видов транспорта [8].
Значение отдельных видов транспорта в туризме не одинаково. Автомобильный транспорт является как основной транспорт по показателю перевозок пассажиров внутри страны. Воздушный транспорт преобладает в международной перевозке пассажиров. Доля водного и железнодорожного транспорта незначительна.
В структуре общего количества иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Азербайджан, по использованию видов транспорта выделяется воздушный транспорт - 65,0 %, автомобильный транспорт - 33,1 %, водный транспорт - 1,5 %, железнодорожный транспорт - 0,2 %, другие виды транспорта - 0,2 %. А в общем количестве граждан Азербайджана, отправляющихся в зарубежные страны, по использованию видов транспорта удельный весь распределился таким образом: воздушный транспорт
- 64,7 %, автомобильный транспорт - 31,5 %, водный транспорт - 2,6 %, железнодорожный - 0,1 %, другие виды транспорта - 1,1 % (табл. 1).
Современный туризм невозможен без применения услуг автотранспортных хозяйств, поскольку в настоящее время автобус является важнейшим звеном в организации второстепенных перевозок - трансферов и экскурсионного обслуживания, где доля применения автобусов достигает 92 %, а также основным перевозчиком, наряду с железнодорожным транспортом, на расстояниях до 500 км. Хотя, с другой стороны, автобусные путешествия наименее комфортны (именно по этой причине они не распространены на длительных маршрутах), имеют небольшую человековмести-мость (например, в сравнении с самолетом или круизным судном); оказывают негативное воздействие на окружающую среду [10].
Таблица 1
Количество граждан, прибывающих в Азербайджан и выезжающих из Азербайджана в 2022 году, по использованию видов транспорта, тыс. чел.
Общее количество иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Азербайджан 1602,3 1489,5 Общее количество граждан Азербайджана, отправляющихся в зарубежные страны
в том числе по видам транспорта: Автомобильным транспортом 530,6 469,8 в том числе по видам транспорта: Автомобильным транспортом
Железнодорожным транспортом 2,4 1,9 Железнодорожным транспортом
Воздушным транспортом 1042,1 964,3 Воздушным транспортом
Водным транспортом 24,0 38,0 Водным транспортом
Через другие виды транспорта 3,2 15,5 Через другие виды транспорта
Источник: Туризм в Азербайджане. Статистический сборник. Баку: Государственный статистический комитет. 2023. 100 с.
Примечание: - составлено авторам по данным Государственного статистического комитета Азербайджана [9].
Главные автомобильные маршруты Азербайджана - Баку-Газах (493 км), Баку-Ялама (185 км), Баку-Астара (312 км), а также ответвленные от них дороги - Евлах-Балакен, Евлах-Агдам-Ханкенди-Лачин, Баку-Шамахы-Кюрдемир играют большую роль в решении проблем транспорта в горных регионах. Хотя автомобильный транспорт является важным средством связи в горных регионах Азербайджана, их сеть разрежена, а протяженность дорог с твердым покрытием невелика.
В Азербайджане, автомобильные дороги в северном, южном и западном направлениях более загруженные. Однако, не все автомобильные дороги страны соответствуют мировым стандартам и это в первую очередь доказывается отсутствием дорог с твердым покрытием и слабой инфраструктурой [11].
Среди горных регионов Азербайджана по автомобильным дорогам первой степени отличается Горно-Ширванский, второй и третьей степени -Губа-Хачмазский, четвертой и пятой степени - Шеки-Загатальский экономические районы (табл. 2). В горных регионах Азербайджана в структуре автомобильных дорог большие показатели наблюдались четвертой степени во всех экономических районах (Горно-Ширванский - 64,8 %, Гарабагский
- 61,4 %, Губа-Хачмазский - 55,5 %, Шеки-Загатальский - 63,1 %), кроме Восточно-Зангезурского (100 % - дороги третьей степени).
Таблица 2
Деление автомобильных дорог по степени в горных регионах _ Азербайджана в 2022 году, км_
Экономические Всего В том числе по степени
районы I II III IV V
Горно- Шир- 1337 66 61 240 867 103
ванский
Гарабагский 1297 - 64 370 796 67
Губа- 1762 60 122 419 977 184
Хачмазский
Шеки- 1810 36 96 343 1143 192
Загатальский
Восточно- 97 - - 97 - -
Зангезурский
По стране 16415 938 1252 4128 9102 995
Источник: Транспорт в Азербайджане. Статистический сборник. Баку: Государственный статистический комитет. 2023. 82 с.
Примечание: - составлено авторам по данным Государственного статистического комитета Азербайджана [12].
В 2015 - 2021 гг. перевозка пассажиров автомобильным транспортом в Горно-Ширванском экономическом районе уменьшилась на 1,6 раза, в Гарабагском - на 1,7 раза, в Губа-Хачмазском - на 1,7 раза, в Шеки-Загатальском - на 1,5 раза, в Восточно-Зангезурском - на 1,9 раза (табл. 3). Экономические показатели пассажирооборота автомобильным транспортом также уменьшился во всех горных регионах, но максимальные снижения наблюдались в 2015-2021 гг. в Гарабагском экономическом районе - в 1,5 раза.
Железная дорога Баку-Агстафа, протяженностью 456 км (ветки -Агстафа-Газах, Евлах-Мингячевир, Евлах-Агдам, Агдам-Ханкенди, Евлах-Балакен, Гушчу-Алабашлы, Падар-Чел Гейлер), железная дорога Алат-Джульфа, протяженностью 445 км (ветки - Ширван-Гаджигабуль, Са-рыджалар-Сабирабад, Гаралар-Агджебеди, Миндживан-Гафан), железная дорога в северном направлении, протяженностью 231 км и железная дорога в южном направлении, протяженностью 220 км (ветка Сальян-Нефтчала) формируют железнодорожную сеть Азербайджана.
Аэропорт Ханкенди, имеющий большие возможности для расширения воздушных авиалиний, находится в северо-восточной части - в 10 км от города Ханкенди, на высоте 610 м над уровнем моря. 14 января 2021 г. в Физулинском районе был заложен фундамент международного аэро-
порта Физули, 26 апреля 2021 г. в Зангиланском районе - международного значения аэропорт Зангилан и 16 августа 2021 г. в Лачинском районе -международного значения аэропорт Лачин. Протяженность взлетно-посадочной полосы всех трех воздушных портов составит 3 км.
Таблица 3
Перевозка пассажиров автомобильным транспортом и пассажирооборот в горных регионах Азербайджана_
Экономические Перевозка пассажиров автомобильным Пассажирооборот автомобильным транспортом,
районы транспортом, тыс. пас. млн. пас-км
Г О Д Ы
2015 2021 2015 2021
Горно- Шир- 33633 21450 102,6 92,6
ванский
Гарабагский 34854 20608 216,8 146,2
Губа- 68533 41240 501,1 467,4
Хачмазский
Шеки- 62207 40953 345,1 332,2
Загатальский
Восточно- 18177 9760 66,0 52,7
Зангезурский
По стране 1666155 1119944 23825,1 16892,4
Источник: Регионы Азербайджана. Статистический сборник. Баку: Государственный статистический комитет. 2022. 775 с.
Примечание: - составлено авторам по данным Государственного статистического комитета Азербайджана [13].
Аэропорты, расположенные в горных регионах, таких как Габала, Загатала, не отличаются по пассажирообороту, но могут использоваться для перевозки местных туристов.
Учитывая важную роль транспорта в развитии туризма, правительство Азербайджана ведет в секторе транспорта строительные и реконструируемые работы крупного масштаба. В освобожденных от оккупации территориях строятся нижеуказанные автомобильные дороги: Физули-Шуша, Кельбаджар-Истису и Кельбаджар-Лачин, дорога до родника Иса булагы, Гадрут-Джебраил-Шюкюрбейли, Физули-Гадрут, Худаферин-Губадлы-Лачин и Ханлыг-Губадлы. Также действуют автомобильные дороги -Евлах-Агдам-Ханкенди-Лачин, Лачин-Шуша-Ханкенди, реконструируются автомобильные дороги - Горадиз-Джебраил-Зангилан-Губадлы, дороги до сс. Суговушан и Талыш Тертерского района. Существует железная дорога Евлах-Агдам-Ханкенди, а также ведется строительство железной дороги Горадиз-Зангилан-Агбенд [14].
В Гарабагском и Восточно-Зангезурском экономических районах задачей создания туристической отрасли является обеспечение условий для развития туризма, повышение уровня туристических услуг, улучшение инвестиционной среды региона, а также расширение занятости населения. После того, как территории Гарабагского и Восточно-Зангезурского экономических районов будут разминированы и полностью восстановлены, увеличение потока туристов позволит развить другие отрасли хозяйства и расширить предпринимательскую деятельность [15].
Необходимо урегулирование таких вопросов, как организация удобного и быстрого прохождения туристов в пунктах пропуска через государственную границу в Азербайджане, а также организация визового оформления для иностранцев, въезжающих в страну наземным и морским транспортом в пунктах пропуска и т.д. Эти изменения являются важным показателем с точки зрения упрощения визовых процессов и процедур пересечения границы для дальнейшего развития туристической отрасли в стране и увеличения количества посещений иностранными туристами [16].
Выводы. На основании результатов выполненных работ можно сделать следующие выводы:
- в развитии туризма исследован один из экономико-географических факторов, как транспорт и его значение;
- обусловлена роль транспорта в хозяйстве и последствие ее развития в целом;
- проанализированы показатели граждан, прибывающих в Азербайджан и выезжающих из Азербайджана в 2022 году, по использованию видов транспорта;
- выявлено место экономических районов по степени автомобильных дорог среди горных регионов Азербайджана;
- анализирована перевозка пассажиров автомобильным транспортом и пассажирооборот в горных регионах Азербайджана в 2015 -2021 гг. и выявлена динамика снижения;
- дана характеристика каждого вида транспорта и показана связь между транспортом и туризмом;
- в перспективе как для освобожденных от оккупации территорий, так и целиком для исследуемых регионов, предложены способы усовершенствования роли транспорта не только в развитии туризма, но и в других отраслях хозяйства.
Список литературы
1. Погодина В.Л., Филиппова И.Г. География туризма. М.: ИН-ФРА-М, 2012. 256 с.
2. Митрофанов С.В. Транспортная составляющая экономики туризма // Экономика и управление народным хозяйством. 2018. № 3. С. 4655.
3. Экономика и организация туризма: международный туризм / под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. М.: КноРус, 2010. 565 с.
4. География Азербайджанской Республики. Т. 2. Экономическая, социальная и политическая география / под ред. Р.М. Мамедова. Баку: Европа, 2015. 328 с.
5. Мамедов З.С. XXI век: транспортный фактор экономического развития. Баку: Азернешр, 2002. 386 с.
6. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание в туризме. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 400 с.
7. Агакишиева Г.Р. Оценка транспорта в развитии туризма // Сборник материалов конференции - География: теория, практика и инновации. Баку, 2015. С. 479-483.
8. Мусеибов М.А. Физическая география Азербайджана. Баку: Маариф, 1998. 400 с.
9. Туризм в Азербайджане. Статистический сборник. Государственный статистический комитет. Баку. 2023. 100 с.
10. Ушаков Д.С. Экономика туристской отрасли. Р.-на-Д.: Феникс: Март, 2010. 446 с.
11. Солтанова Г.Б. Туризм в Азербайджанской Республике и ее развитие. Баку: АзТУ, 2015. 475 с.
12. Транспорт в Азербайджане. Статистический сборник. Государственный статистический комитет. Баку, 2023. 82 с.
13. Регионы Азербайджана. Статистический сборник. Государственный статистический комитет. Баку, 2022. 775 с.
14. Агакишиева Г.Р. Перспективы развития туризма в горных регионах Азербайджана (на примере Верхне-Карабахского и Кельбаджар-Лачинского экономико-географических районов) // Вестник ВГУ. География. Геоэкология. 2023. № 1. С. 13-22. DOI: https://doi.org/10.17308/geo/1609-0683/2023/1713-22.
15. Agakishiyeva G.R. A problem in creating contemporary forms of the territorial (spatial) organization of tourism in the mountainous regions of Azerbaijan // Universidad & Sociedad. Revista multidisciplinar de la Universidad de Cienfuegos. 2022. 14 (S3). pp. 586-593. Web of Sciences. https ://rus. ucf. edu. cu/index. php/rus/article/view/2989.
16. Стратегическая дорожная карта развития специализированной индустрии туризма в Азербайджанской Республике. Баку, 2017. 100 с.
Агакишиева Гюнеш Рафик, канд. геог. наук, доц. вед. науч. сотр., [email protected], Азербайджан, Баку, Институт географии им. акад. ГЛ. Алиева, Министерство Науки и Образования Азербайджанской Республики
THE SIGNIFICANCE OF TRANSPORT IN THE DEVELOPMENT OF TOURISM IN THE MOUNTAIN REGIONS OF AZERBAIJAN
G.R Agakishiyeva
A study of various modes of transport in the development of tourism in the mountainous regions of Azerbaijan was carried out, based on the works of local and foreign scientists and statistical data of the State Statistical Committee. Exploring the importance of transport in the development of tourism, as one of the economic and geographical factors, its role in the development of the economy is revealed. The indicators of passenger transportation by road and passenger turnover in the mountainous regions of Azerbaijan for 2015-2021 were analyzed, and the dynamics of the decrease were shown. Based on statistical data, the place of economic regions in terms of the degree of roads among the mountainous regions of Azerbaijan has been identified. Considering the role of transport in the development of tourism in mountainous regions, the number of citizens arriving and leaving Azerbaijan in 2022 was analyzed by the use of transport modes. In the future, both for the territories liberated from occupation, and for the entire regions under study, ways are proposed to improve the role of transport not only in the development of tourism, but also in other sectors of the economy. The proposed conclusions can be used as economic goals and programs for the socioeconomic development of the country's regions.
Key words: tourism, modes of transport, mountainous regions, roads, socioeconomic development, economy.
Agakishiyeva Gunesh Rafik, candidate of geographical sciences, docent, leading researcher, [email protected], Azerbaijan, Baku, Institute of Geography named after acad. H.A. Aliyev, Ministry of Science and Education of Azerbaijan Republic
Reference
1. Pogodina V.L., Filippova I.G. Geography of tourism. Moscow: INFRA-M, 2012. 256 p.
2. Mitrofanov S.V. The transport component of tourism economy // Economics and management of the national economy. 2018. No. 3. pp. 46-55.
3. Economics and organization of tourism: international tourism. Edited by I. A. Ryabova, Yu.V. Zabayev, Y.L. Dracheva. Moskow: KnoRus, 2010. 565 p.
4. Geography of the Azerbaijan Republic. Vol. 2. Economic, social and political geography. Edited by R.M. Mamedov. Baku: Europe, 2015. 328 p.
5. Mamedov Z.S. XXI century: transport factor of economic development. Baku: Azerneshr, 2002. 386 p.
6. Osipova O.Ya. Transport service in tourism. Moscow: Publishing Center "Academy", 2012. 400 p.
7. Agakishiyeva G.R. Assessment of transport in the development of tourism. Collection of conference materials - Geography: theory, practice and innovation. Baku. 2015. pp. 479-483.
8. Museyibov M.A. Physical geography of Azerbaijan. Baku: Maarif, 1998. 400 p.
9. Tourism in Azerbaijan. Statistical yearbook (publication). Official publication. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Baku. 2023. 100 p.
10. Ushakov D.S. Tourism industry economics. Rostov-na-Donu: March, 2010. 446
11. Soltanova G.B. Tourism in the Republic of Azerbaijan and its development. Baku: AzTU, 2015. 475 p.
12. Transport in Azerbaijan. Statistical yearbook (publication). Official publication. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Baku. 2023. 82 p.
13. Regions of Azerbaijan. Statistical yearbook (publication). Official publication. The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. Baku. 2022. 775 p.
14. Agakishiyeva G.R. Perspectives for tourism development in mountain regions of Azerbaijan (on the example of Upper Karabakh and Kalbajar-Lachin economic and geographical regions) // Proceedings of VSU. Series: Geography. Geoecology. 2023. No. 1. pp. 13-22. DOI: https://doi.org/10.17308/geo/1609-0683/2023/1/13-22 .
15. Agakishiyeva G.R. A problem in creating contemporary forms of the territorial (spatial) organization of tourism in the mountainous regions of Azerbaijan // Universidad & Sociedad. Revista multidisciplinar de la Universidad de Cienfuegos. 2022. 14 (S3). pp. 586593. Web of Sciences. https://rus.ucf.edu.cu/index.php/rus/article/view/2989.
16. The strategic roadmap development of specialized tourism industry in Azerbaijan. Baku. 2017. 100 p.