9. Efimova N.V., Filimonov F.Yu. Public-private partnership as a tool to increase the export of Russian coal // Proceedings of Tula State University. Earth sciences. 2020. № 2. Pp. 372-378.
УДК 911.8
КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСНОВЫ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СРЕДЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
СФЕР АЗЕРБАЙДЖАНА
З.Т. Имрани
Одной из наиболее актуальных задач, стоящих перед каждым государством в настоящее время, является формирование инвестиционной среды для достижения высоких темпов экономического роста. Для инвестиционной среды должны быть созданы такие благоприятные условия, чтобы не только государственные и крупные компании, но и владельцы малого и среднего бизнеса могли получить выгоду от инвестиций. С этой точки зрения разработка научных и теоретико-методологических основ экономического роста считается одной из важнейших задач. Инвестиции являются одним из важных факторов поступательного и позитивного функционирования экономики и экономического развития. С помощью инвестиций создаются новые производственные предприятия и дополнительные рабочие места, в производстве применяются передовые инновационные технологии, ускоряется процесс увеличения производства, обеспечивается интеграция в региональные рынки. Это приносит пользу производственно-потребительским отношениям, инвесторам и бюджету страны. С этой точки зрения в статье дана модель формирования инвестиционной среды в производственных сферах, изучены инвестиции, направляемые в экономику и производственные сферы Азербайджана, проанализированы механизмы их влияния на региональное развитие, выявлены значение иностранных инвестиций и угрозы, которые они могут создавать, на основе принципов как регионального, так и экономико-географического подхода.
Ключевые слова: инвестиция, производство, промышленность, социально-экономическое развитие, территориальная модель, ненефтяной сектор.
Введение. При реализации инвестиционной политики в первую очередь определяются основные направления перспективных инвестиций с целью обеспечения сбалансированности экономики и путей повышения ее эффективности в будущем [1]. Инвестиционная политика государства направлена на быстрое и стабильное развитие национальной экономики, открытие новых рабочих мест, применении инновационных технологий, вызывает структурные изменения в производственных сферах [7]. Но в это время инвестиционная политика государства должна формироваться как системная деятельность:
- анализ рынка и определение инвестиционных активов;
- выбор места и производственной сферы, в которую можно вложить инвестиции;
- учет инвестиционных рисков;
- периодическая оценка доходов (возврат вложенных средств).
Основной движущей силой инвестиционного климата является инвестиционная активность, которая связана с процессом привлечения в страну отечественных и иностранных инвестиций. При этом особое значение для обеспечения экономической безопасности имеет повышение инвестиционной активности, повышение привлекательности, а также оптимальное и эффективное размещение средств [2]. Поддержка региональных инвестиций имеет потенциал для развития конкурентоспособных и динамичных секторов экономики страны. В это время должна быть внедрена более простая налоговая система, налоговые льготы должны быть долгосрочными, а производственные и экспортные зоны должны быть созданы в привлекательных и желательных для инвесторов территориях [15]. Это может привести к значительному увеличению регионального производства продукции и местных доходов. В рамках государственно-частного партнерства создание совместных производственных предприятий рассматривается как средство инвестиционной политики в регионе. Таким образом, интеграция региональной экономики в систему мирохозяйственных связей требует создания совместных производственных предприятий, различающихся по форме и условиям функционирования. Сегмент (группировка по сходству) предприятий этого типа основан на передовом управленческом опыте международного маркетинга.
Объект и метод исследования. В качестве объекта исследования были взяты производственные сферы Азербайджана и выделяемые на них инвестиции, а также экономико-географические факторы, влияющие на устойчивое обеспечение регионального развития. При выполнении работы использовались системно-структурный, логико-групповой, синергети-ческий эффект, современные функциональные методы исследования и т.д. Кроме того, для более глубокого изучения научно-исследовательской работы нами разработана и применена модель формирования инвестиционной среды в производственных сферах. Мы знаем, что инвестиционная среда и ее объем измеряются соотношением потребления и сбережения, а на инвестиционный уровень влияют обеспеченность и показатель рентабельности. Эффективное использование инвестиций создает изобилие материальных благ в экономике, выступает в качестве источника занятости в социальной сфере, служит повышению уровня жизни людей [5]. Но для того, чтобы получить все эти преимущества, требуется разработать общую модель. Для этого нами был проведен сравнительный анализ нескольких моделей, которые могут быть применены в направлениях поставщика инвестиций в производственную зону и определения преимуществ размеще-
ния производства, обоснования инвестиционной среды. На наш взгляд, среди этих моделей оптимальной является сфера модели сельскохозяйственного производства, предложенная И.Туненом.
И. Тюнен представил полевую модель сельскохозяйственного производства, основанную на трех принципах: производство, земля и транспорт, добавленные к рыночным издержкам. В этой модели были представлены критерии правильного распределения прав собственности, и они были объединены в одну структуру. Кроме того, И.Тюнен также представил типовые предложения для лесного хозяйства, землепользования, мелиорации и сельскохозяйственной перерабатывающей промышленности [17].
Вообще говоря, на самом базовом уровне инвестор ищет стабильность и предсказуемую инвестиционную среду в долгосрочной перспективе. В производственных сферах следует учитывать несколько факторов формирования инвестиционной среды. Мы попытались создать такую модель на основе полевой модели И. Тунена. Здесь в первую очередь определяется производственная сфера, действующая в пределах территории или деятельность которой предстоит в ближайшее время, анализируются экономико-статистические показатели спроса и предложения на нее, затем изучается правовая база и нормативные документы, и определяется объем инвестиций, которые планируется направить в эту сферу (рис. 1).
Рис. 1. Модель формирования инвестиционной среды производственных сфер
Анализ и результаты. В Азербайджане процесс формирования инвестиционной среды начался с момента обретения независимости (18 октября 1991 года) и продолжается до настоящего времени. Правовое регулирование инвестиционной среды и ее доступность для всех создали подходящие условия для привлечения в страну иностранных инвесторов, наряду с государственными и местными частными компаниями. Это, в свою очередь, позволяет обеспечить устойчивое развитие производственных направлений и определить приоритеты во многих областях.
По сравнению с первыми годами независимости в настоящее время (в 1995 - 2021 гг.) объем инвестиций, направленных в экономику страны, увеличился в 61,9 раза (рис. 2).
млн манат
30000 27000
Рис. 2. Инвестиции, направленные в экономику Азербайджана,
млн манатов
Этот рост затронул почти все области. Однако в период с 1995 по 2021 год произошли некоторые изменения в отношении внутренних и иностранных инвестиций. В первые годы, т. е. с 1995 по 2007 г., объем внутренних инвестиций был значительно ниже иностранных. Причиной этого стало привлечение в страну иностранных инвестиций для добычи природных ресурсов и создания новых производственных сфер. Потому что на начальном этапе в формировании предпринимательства основными препятствиями к этому считались нехватка средств, высокая инфляция, кадровые проблемы. По сравнению с 1995 г. доля внутренних инвестиций в 2007 г. значительно увеличиваясь составила всего 44,7 %. Однако в 2008 -2014 годы объем внутренних инвестиций несколько увеличился, и уже в 2014 году их доля в общем объеме инвестиций составила 58,1 %. В дальнейшем наблюдалась обратная тенденция между внутренними и иностран-
ными инвестициями. Но самая большая разница произошла в 2016 году, и в этом году иностранные инвестиции составили 71,4 % от общего объема инвестиций (16,2 миллиарда манатов). В 2021 году в экономику Азербайджана было инвестировано 25,3 миллиарда манатов, из них 49,6 % внутренних и 50,4 % иностранных инвестиций [13].
Внутренние инвестиции, направляемые в экономику Азербайджана, также включают производственные субсидии, которые входят в группу безвозвратных текущих платежей. В этом направлении планируется предоставление инвестиционных субсидий в целях стимулирования деятельности приоритетных производственных сфер национальной экономики страны [16]. Особую роль играют инвестиционные субсидии, направляемые в сельское хозяйство и индустрию туризма, которые являются перспективными отраслями экономики. Например, в целях увеличения производства в сельском хозяйстве государство выделяет по 50 манатов за гектар пашни, 100 манатов - за теленка в животноводстве с искусственным осеменением, 0,1 маната - за килограмм хлопка, реализуемого перерабатывающим предприятиям, заинтересованным в туризм-оздоровительный сектор индустрии туризма (в основном, СПА и массаж) выделяются субсидии на организацию бесплатных поездок из Баку в Нафталан для иностранных туристов и т. д. [9]. Все это влияет на увеличение производства продукции на внутреннем рынке, обеспечение качества и регулирование ценовой политики.
Инвестирование в сферы экономики в Азербайджане является источником для определения динамики устойчивого развития производства. В структуре общих инвестиций, как всегда, первое место занимает промышленность. Но в 2015 году его доля составляла 53,3 %, а в 2021 году несколько снизилась до 44,6 %. На втором месте более интенсивно развит строительный сектор в нашей стране. Доля строительного сектора составляет 24,0 %, а его основным поставщиком считаются местные строительные компании. Следующие места занимают транспорт (17,0 %), социальное обеспечение (4,6 %), сельское хозяйство (2,0 %), торговля (1,6 %), образование (1,5 %), туризм (1,1 %) и другие сферы (рис. 3).
Если сравнить эти показатели с 1995 годом, то можно увидеть несколько иную картину. Так, в 1995 году, как и в другие годы, первое место занимает промышленность с долей 46,4 %. Затем ведущими отраслями считаются недвижимость (жилищное хозяйство и коммунальные услуги) с 28,6 %, транспорт с 4,7 % и сельское хозяйство с 1,9 %. Связь (0,6 %), строительство (0,3 %), торговля (0,3 %) и образование (0,3 %) являются слабо инвестиционными секторами и не считались перспективными в первые годы независимости. Остальные инвестиции в туризм, здравоохранение, финансы, науку и другие сферы выражаются очень маленькими показателями [12].
Рис. 3. Инвестиции, направленные в отрасли экономики Азербайджана,
млн манатов
Темпы развития стран мира (даже стран с высоким уровнем развития) связаны с инвестициями. Потому что инвестиции считаются неотъемлемой частью развития экономики, особенно производства. Привлечение иностранных инвестиций в страну возможно благодаря иностранным кредитам [14]. К таким источникам инвестиций относятся финансовые ресурсы, выделяемые международными организациями, иностранными государствами, компаниями и частными предпринимателями. Это ускоряет тенденции либерализации (свободного управления) в экономике и торговле, увеличивает свободное движение капитала, создает отношения сотрудничества между государством, транснациональными компаниями и иностранными инвесторами. Влияние иностранных инвестиций на экономику страны и их оценку следует рассматривать как составляющую местного производства или национальной экономики. Воздействие иностранных инвестиций на экономику страны многообразно и отличается своей сложностью. В каждом конкретном случае иностранные инвестиции находятся на уровне, способном повлиять на развитие страны. К ним относятся следующие:
- эксплуатация природных ресурсов и инвестиционные отношения в сфере экологических отношений;
- трансфер новых инновационных технологий и их применение;
- предпринимательство, занятость и развитие навыков.
Иностранные инвестиции способствуют экономическому росту за
счет более эффективного использования национальных ресурсов. A эффективность в двух направлениях: помогает иностранным компаниям беспрепятственно входить на национальный рынок и повышать производитель-
ность [6]. Это осуществляется в рамках внешнеэкономической стратегии инвестиционной политики.
Если посмотреть на динамику роста иностранных инвестиций, то можно увидеть, что хотя в отдельные годы после 2016 года в стране наблюдалось снижение, но в целом просматривается постоянная динамика роста с небольшими скачками. Рост в 2021 году составил 22,5 % по сравнению с 2020 годом. Динамика роста иностранных инвестиций, направленных в различные отрасли экономики, положительно отразилась и на действующих в стране производственных отраслях. Инвестиции в размере 331,4 млн манатов в 1995 году увеличились в 38,5 раза в 2021 году до 12,7 млрд манатов (рис. 4).
млн манат &
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
Рис. 4. Иностранные инвестиции, направленные в экономику Азербайджана, млн манатов
Великобритания 31,8 %, Швейцария 11,4 %, США 10,9 %, Турция 9,0 %, Япония 8,7 %, занимают лидирующие места по инвестициям, направленным в капитал на экономику Азербайджана. Инвестиции, направляемые в основной капитал этих стран, относятся к отраслям промышленности (74,5 %, из них 72,5 % — горнодобывающая промышленность), строительства (17,8 %), науки (3,8 %), транспорта (3,4 %) и связи (0,5 %) [13]. К сожалению, иностранные инвесторы в основном вкладывают средства в добычу природных ресурсов и на их поиск. Потому что в это время инвестиции имеют свойство возвращаться быстрее, что снижает фактор риска. Однако другие сферы экономики вынуждены отставать от общей тенденции развития. Хотя иностранные инвестиции направляются в различные сферы, в основном они включают финансовый кредит (строительство объекта, покупка ценных бумаг и погашение долга), прямые инвестиции (инвестиции в производство) и нефтяные бонусы (доходы от его продажи). В то время как большая часть иностранных инвестиций в основном направляется на поиски природных ресурсов, их добычу и переработку, оставшиеся малые и средние инвестиции распределяются в местный предпринимательский сектор.
Подавляющее большинство иностранных инвестиций в Азербайджан являются прямыми инвестициями. В 2005 году прямые иностранные инвестиции составили 82,3 % от общего объема инвестиций, тогда как в 2010 году этот показатель составлял 43,8 %, в 2015 г. - 69,8 %, в 2021 г. -63,9 %, основная часть которых была направлена в нефтяной сектор. Так, в 2021 году 83,5% прямых иностранных инвестиций приходилось на нефтяной сектор. Финансовые вложения занимают второе место в иностранных инвестициях. Изменилась и динамика финансовых вложений. Финансовые вложения, которые в 2005 году составляли 14,2 %, увеличились до 41,3 % в 2010 году, в последующие годы снизились и достигли 20,4 % в 2021 г. Нефтяные бонусы составили 6,1 % только в 2021 году, а в остальные годы они имеют очень маленькие (0,1 %) показатели. Другими инвестициями являются инвестиции в различные сектора малого и среднего бизнеса. Доля этих инвестиций увеличилась по сравнению с 2005 годом и достигла 9,6 % в 2021 году (рис. 5).
Рис. 5. Направления иностранных инвестиций в Азербайджан, %
Помимо вышеизложенных положительных и отрицательных моментов, следует отметить, что часть иностранных инвестиций, направляемых на более эффективную территориальную организацию производственных сфер, требует распределения части иностранных инвестиций на социально-экономическое развитие относительно отсталых регионов нашей страны [4]. Государство, которое более активно участвует в этой сфере, осуществляет инвестиции в развитие экономических районов страны. Основной це-
лью является достижение стабильного и устойчивого развития регионов, оснащение действующих производственных сфер современным техническим оборудованием, создание новых производственных отраслей, улучшение производственной инфраструктуры, выплата социального обеспечения населению, обеспечение местного населения работой, предотвращение миграции в зарубежные страны, столицу Баку и другие крупные города страны и т.д.
Как всегда, инвестиции в экономические районы Азербайджана отличаются своей несбалансированностью. Если проанализировать региональные сегменты инвестиций в экономические районы в течение 2015 и 2021 годов, то мы увидим, что между Бакинским экономическим районом (городом Баку) и другими экономическими районами страны наблюдается неравенство. Эта тенденция была постоянной с момента обретения Азербайджанской Республикой независимости до настоящего времени, и, несмотря на меры, принятые для ее прекращения, она по-прежнему продолжает свое развитие и инвестиционную тенденцию. На это есть несколько причин:
- концентрация населения и основной части производственных сфер в Баку;
- большая часть производственных сил находится в городе Баку;
- хорошая обеспеченность города Баку международными воздушными и морскими портами, а также транспортной инфраструктурой;
- путешествие иностранных туристов в Баку;
- расположение научных и образовательных учреждений в городе Баку и т.д.
В целях недопущения постоянно высокого уровня инвестиций в Бакинском экономическом районе было подготовлено несколько государственных программ и в процессе их реализации предпринимались усилия по регулированию региональной инвестиционной среды. Так, если в 2015 году 73,5 % от общего объема инвестиций, выделенных по стране, приходилось только на Бакинский экономический район, то за счет развития ненефтяного сектора в региональном масштабе инвестиции в Бакинский экономический район относительно сократились в 2021 г. - 60,7 %. Если выразить вышеуказанные показатели в манатах, то можно увидеть, что инвестиции сократились на 1,3 миллиона манатов и уменьшились до 10,3 миллиардов манатов. В результате мер, реализуемых государством в этом направлении, увеличились инвестиции в другие экономические районы. Основной рост зафиксирован в Карабахском (8 %), Восточно-Зангезурском (5,1 %) и Абшерон-Хызынском экономических районах (7,3 %) [10, 11]. Движущим фактором роста в Карабахском и Восточном Зангезурском экономических районах стала государственная программа «Великое возвращение». В государственной программе проведения широкомасштабных
восстановительных работ в Карабахском и Восточно-Зангезурском экономических районах, которые были оккупированы вооруженными силами Армении в течение почти 30 лет, предусмотрены строительство современных устойчивых поселков («умная деревня»), создание новых производственных и сервисных территорий, восстановление транспортной инфраструктуры (главным образом, открытие Зангезурского коридора) и т.д. [8]. Именно этот фактор был принят как неотъемлемая часть стратегии социально-экономического развития Азербайджана и в настоящее время активно реализуется. В таких условиях только в 2021 году Карабахскому экономическому району было выделено 1,3 миллиарда манатов, Восточно-Зангезурскому экономическому району - 862,2 миллиона манатов инвестиций [11]. В Абшерон-Хызынском экономическом районе с увеличением инвестиций были созданы новые малые производственные предприятия и на их базе происходил процесс увеличения доходов.
Следующее место по инвестированию в экономические районы выделяется Нахчыванский экономический район (6,3 %) своим ресурсным потенциалом и динамикой экономического развития. В Нахчыванском экономическом районе исторически развивались различные сферы экономики, производилась продукция для удовлетворения потребностей внутреннего потребления и на экспорт [3]. Несмотря на это, инвестиции в Нахчыван-ский экономический район, как и в любой другой экономический район Азербайджана, рассматриваются как один из факторов, стимулирующих его устойчивое социально-экономическое развитие.
К экономическим районам с небольшой долей инвестиций относятся Губа-Хачмазский (2,7 %), Гянджа-Дашкасанский (2,5 %), Газах-Товузский (1,6 %), Горный Ширванский (1,4 %) и Шеки-Загатальский (1,2 %). Остальные экономические районы такие как - Ленкоранско-Астаринский (0,9 %), Центрально-Аранский (0,9 %), Ширвано-Сальянский (0,9 %) и Миль-Муганский (0,5 %) хоть и являются основными и перспективными агропромышленными районами страны, но инвестиции в них ниже 1,0 % [11].
С целью проведения более глубокого и сравнительного анализа инвестиций попытались определить динамику роста или снижения объема инвестиций, направляемых экономическим районам Азербайджана в период 2015 - 2021 года. На основании полученных статистических показателей нами проведены инвестиционные параллели по каждому экономическому региону. За период 2015 - 2021 года рост был зафиксирован в следующих экономических районах: Восточно- Зангезурский, Карабахский, Абшерон-Хызынский, Губа-Хачмазский, Горный Ширванский, Газах-Товузский, Нахчыванский, а снижение было зафиксировано в Бакинском, Лянкяран-Астаринском, Центрально-Аранском, Миль-Муганском, Гянджа-Дашкасанском, Шеки-Загатальском, Ширвано-Сальянском экономических
районах. Наибольший рост отмечен в Восточно-Зангезурском экономическом районе. Инвестиции в этот экономический район стартовали практически с нуля и за короткое время выросли до 862,2 миллиона манатов. Инвестиции в Карабахский экономический район увеличились в 10,9 раза, а в Абшеронско-Хызинский экономический район - в 3,2 раза. Тенденция роста оказала положительное влияние на региональное развитие на 65,4 % в Губе-Хачмазе, на 47,4 % - в Горным Ширване, на 23,7 % - в Газах-Товузе и на 11,7 % - в Нахчыване. Однако, как уже было упомянуто выше, также наблюдается и снижение инвестиций. Наибольшее снижение зафиксировано в Миль-Муганском и Центрально Аранском экономических районах, и они продолжают оставаться самыми отсталыми с социально-экономической точки зрения регионами страны - с 71,2 и 71,1 % соответственно. В Ленкорань-Астаринском экономическом районе тенденция снижения также была высокой и составила 55,6 %. Этот агропромышленный регион, отличающийся выращиванием цитрусовых, в настоящее время сильно отстает от своего потенциала. В Ширвано-Сальянском экономическом районе, характеризующемся засушливым климатом, снижение составило 24,2 %, в Шеки-Загатальском экономическом районе, превосходящем другие регионы своим плодоводческим и туристическим потенциалом, 10,0 %, в Гянджа-Дашкасанском экономическом районе, отличающемся своими сырьевыми ресурсами и потенциалом сельского туризма, зафиксировано снижение на 2,6 %. Хотя снижение в Бакинском экономическом районе составило 11,1%, в основном это связано с государственной политикой, направленной на развитие регионов. Несмотря на снижение инвестиций в Бакинский экономический район (60,7 %), этот экономический район по-прежнему превосходит другие экономические районы с региональной точки зрения (рис. 6).
Неправильно определять экономическую эффективность инвестиций только по их объему. Для определения важности и стоимости инвестиций требуется их определять по охвату территории и на душу населения. Ведь суть региональной инвестиционной политики заключается не только в привлечении ресурсного потенциала в производственный цикл, но и в открытии новых рабочих мест, стимулировании трудовой активности населения, а также доведении привлекательности региона на передние планы. Если проанализировать инвестиции в экономические районы Азербайджана по их территории (на км2) и населению (на душу населения), то мы увидим, что Бакинский экономический район превосходит другие экономические районы. С точки зрения инвестиций в область, анализ экономических районов показывает, что выделяются Абшерон-Хызинский, Нахчыванский, Карабахский, Восточный Зангезурский экономические районы.
Рис. 6. Уровень инвестиций в экономические районы Азербайджана
в 2015 и 2021 годах, %
Экономическими районами со средними инвестициями считаются Гянджа-Дашкесанский, Губа-Хачмазский, Газах-Товузский, Горным Шир-ванский, относительно низкий уровень инвестиций характерен для Ширва-но-Сальянского, Лянкяранско-Астаринского, Центрально-Аранского, Ше-ки-Загатальского, Миль-Муганского экономических районов. За исключением Бакинского экономического района, разница между высокими и средними инвестициями составляет примерно 250,0 - 79,0 миллионов манатов, а между средними и низкими инвестициями составляет примерно 55,0 - 21,0 миллионов манатов. Объем инвестиций на душу населения имеет практически аналогичные показатели с небольшой разницей, как и территория.
Экономическими районами с высокими инвестициями на душу населения являются Восточный Зангезур, Нахчыван, Абшерон-Хызы, Карабах, со средними инвестициями - Губа-Хачмаз, Гянджа-Дашкесан, Горный Ширван, Газах-Товуз, с низкими инвестициями - Ширван-Сальян, Ше-ки-Загатала, Центральный Аран, Миль-Муган, Ленкорань-Астара (таблица).
Инвестиции по территории и населению экономических районов __Азербайджана^ (2021 год) __
Экономические районы Площадь, 2 тыс. км2 Численность населения, тыс. человек Вложение инвестиций, тыс. манат Вложение инвестиций на каждый км2/тыс. манат Инвестиции на душу населения, манат
Баку 2,14 2303,1 10187183,1 4760365,9 4423,3
Нахчывань 5,50 463,0 1062165,8 193121,0 2294,1
Абшерон-Хызы 3,73 579,9 1232180,8 330343,4 2124,8
Горный Ширван 6,13 326,8 224025,2 36545,7 685,5
Гянджа-Дашкесан 5,27 612,1 422438,2 80159,1 690,1
Карабах 8,99 907,9 1342032,7 149280,6 1478,2
Газах-Товуз 7,03 690,6 272930,0 38823,6 395,2
Губа-Хачмаз 6,96 561,8 446179,5 64106,3 794,2
Лянкярань-Астара 6,07 959,4 151446,1 24949,9 157,9
Центральный Аран 6,69 743,2 151394,7 22630,0 203,7
Миль-Мугань 5,67 526,4 85147,7 15017,2 161,9
Шеки-Загатала 8,84 632,9 193252,4 21861,1 305,3
Восточный Зангезур 7,47 345,0 862228,9 115425,6 2499,2
Ширвань-Сальяны 6,08 504,3 156047,8 25665,8 309,4
Результаты
1. Несмотря на то, что региональная инвестиционная политика Азербайджана в Бакинском экономическом районе в последние годы несколько снизилась, она все равно в несколько раз превышает другие экономические районы. Это прослеживается по всем трендам инвестирования. Так, инвестиции на душу населения в Бакинском экономическом районе в 1,8 раза выше, чем в Восточном Зангезуре, занимающем второе место в стране и получающем больше средств по программе "Великое возвращение" и в 28,0 раз выше, чем в Лянкяранско-Астаринском, занимающееся последнее место. Несмотря на проводимую в этом направлении региональную государственную политику и увеличение объема инвестиций, направляемых в ненефтяной сектор, Бакинский экономический район, как всегда, выделяется в развитии всех сфер страны. Отсюда можно сделать вывод,
что функциональное развитие по размеру инвестиций, территории и численности населения проявляется в однолинейном направлении.
2. На современном этапе Азербайджанское государство пытается привлечь в страну иностранных инвесторов вне зависимости от уровня экономического развития. Наибольшую роль в привлечении инвестиций в страну играют уровень экономического развития, емкость внутреннего рынка, стабильность национальной валюты, обеспеченность инфраструктурой и т.д. Хотя динамика роста иностранных инвестиций считается положительной, ее превышение приводит к возникновению ряда проблем. Таким образом, иностранных инвестиций не должно быть больше, чем местных инвестиций, и большая часть общих инвестиций, направляемых в любую производственную область, должна находиться в руках местных предпринимателей.
3. Инвестирование в производственные площади в Азербайджане выступает гарантом устойчивого развития. Если провести сравнительный анализ последних лет, то мы увидим, что объем инвестиций, направляемых в отрасли экономики, увеличился на 861,2 миллиона манатов в период с 2015 по 2021 год. За эти годы наибольший рост был в науке - в 14,9 раза (178,5 млн манатов), финансах - в 10,2 раза (60,0 млн манатов), строительстве - 89,9 % (1909,7 млн манатов), транспорте - 29,9 % (658 млн манатов) и социальном обеспечении - в 21,5 раза % (136,9 млн манатов). Однако в других отраслях экономики, в основном связанных с производством, наблюдался спад. Объем инвестиций, направленных в промышленность, считающуюся ведущей сферой экономики государства, уменьшился на 11,7 %, в сельское хозяйство - на 3,8 %, в туристическую отрасль на - 59,9 %. Данное снижение рассматривается как фактор, негативно влияющий на динамику развития производственных сфер.
Список литературы
1. Аллахвердиев Х.Б., Мамедов З.Т. Регулирование инвестиционных процессов. Баку: Дом Кавказа, 2003 71 с.
2. Валиев П.А. Финансово-инвестиционные источники обеспечения экономической безопасности: автореф. дис... д-ра экон. наук. Баку, 2014. 22 с.
3. География Нахчыванской Автономной Республики: 2 т. Т. 1. / под ред. Р.М. Мамедова. Нахчыван: Ачеми, 2018. 384 с.
4. Герайзаде Т.П., Мирзаева Т.А. Пути решения региональных проблем // Сб. науч. тр. VII Съезда Азербайджанского географ. общества. Баку, 1998. С. 98-100.
5. Гусейнов Т. Инвестиции в Азербайджане (доходы, инвестиции, индустриализация, занятость). Баку: Наука, 2009. 380 с.
6. Костюнина Г.М., Ливенцев Н.Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. М.: Анкил, 2001. 128 с.
7. Микаилова С.М. Роль инвестиционной политики в обеспечении национальных интересов // Российское предпринимательство. 2010. №12. Вып. 2(174). М.: С. 164-168.
8. Первая Государственная программа «Великое возвращение на освобожденные территории Азербайджанской Республики». Баку, 2022. 33 с.
9. Постановление об основных направлениях стратегической дорожной карты по национальной экономике и основным отраслям экономики. Баку: Юриспруденция, 2016. 980 с.
10. Районы Азербайджана (статистический сборник). Баку: Малое предприятие, 2016. № 9. 820 с.
11. Районы Азербайджана (статистический сборник). Баку: Наринчи, 2022. 772 с.
12. Статистические показатели Азербайджана (статистический сборник). Баку: Сада, 1997. 364 с.
13. Статистические показатели Азербайджана (статистический сборник). Баку: Наринчи, 2022. 746 с.
14. Тунджа З. Еще один способ восполнить дефицит ресурсов -иностранный капитал // Журнал для работодателей Топрак. Стамбул, 2000. № 47. С. 12-13.
15. Developing a positive climate for business and investment: a best practice guide. Vienna: OSCE, 2022. 156 p.
16. Imrani Z.T., Mammadova S.L, Hadjiyeva N.N., Vysotskyi O.Y. The main directions of sustainable socio- economic development of the Caspian littoral areas of the Republic of Azerbaijan and the existing environmental problems // Journal of Geology, Geography and Geoecology. Dnepro. 2021. No 30(4). Р. 652-665.
17. Nellinger L. An unexpected discovery: Johann Heinrich von Thuenen and the tragedy of the commons // Thunen-Series of Applied Economic Theory-Working Paper. Rostock. 2014. No. 135. 13 p.
Имрани Заур Тагир, канд. геогр. наук, доц., исполнит. директор, zaur_imrani@,mail. ru, Азербайджан, Баку, Институт географии им. акад. Г.А. Алиева, Министерство науки и образования Азербайджанской Республики
INVESTMENT ENVIRONMENT AND CONSTRUCTIVE BASES FOR SUSTAINABLE ECONOMIC AND GEOGRAPHICAL DEVELOPMENT OF PRODUCTION AREAS
IN AZERBAIJAN
Z.T.Imrani
One of the most urgent tasks facing every state in our modern era is to form an investment environment to achieve high economic growth rates. Favourable conditions should be createdfor the investment environment so that not only state and large companies, but also small and medium business owners could benefit from investments. From this point of view, developing the scientific and theoretical-methodological foundations of economic growth is considered one of the most critical tasks. Thus, investments are one of the essential factors for the progressive and positive functioning of the economy and economic development. Investments contribute to opening new production enterprises and creating additional jobs, applying advanced innovative technologies in production, increasing production, and ensuring integration into regional markets. This also benefits production-consumption relations, investors, and the country's budget. In this connection, the article provides the model of the formation of the investment environment in production areas, studies the investments allocated to Azerbaijan's economy and production areas and the mechanisms of their influence on regional development, and analyses the importance of foreign investments and the threats they may create based on the principles of both regional and economic-geographic approaches.
Key words: investment, socio-economic development, field model, production, industry, non-oil sector.
Imrani Zaur Tahir, candidate of geographical sciences, associate professor, executive director, [email protected], Azerbaijan, Baku, Institute of Geography acad. H.A.Aliyev, Ministry of Science and Education of the Republic of Azerbaijan
Reference
1. Allahverdiev H.B., Mammadov Z.T. Regulation of investment processes. Baku: House of the Caucasus, 2003 71 p.
2. Valiev P.A. Financial and investment sources of economic security: abstract ... by Dr. ekonom. sciences'. Baku: 2014. 22 p.
3. Geography of the Nakhchivan Autonomous Republic [in 2 volumes]. Volume 1. Editor R.M. Mammadov. Nakhchivan: Achemi, 2018. 384 p.
4. Gerayzade T.P., Mirzayeva T.A. Ways of solving regional problems // Sb. nauch. tr. VII trip of the Azerbaijani geographer. societies. Baku: 1998. pp. 98-100.
5. Huseynov T. Investments in Azerbaijan (income, investment, industrialization, employment). Baku: Nauka, 2009. 380 p.
6. Kostyunina G.M., Livensev N.N. International practice of foreign investment regulation. Moscow: Ankil, 2001. 128 p.
7. Mikailova S.M. The role of investment policy in ensuring national interests // Russian Entrepreneurship, 2010. No. 12. Issue 2(174). Moscow: pp. 164-168.
8. The first State Program "The Great Return to the liberated territories of the Republic of Azerbaijan". Baku: 2022. 33 p .
9. Resolution on the main directions of the strategic roadmap for the national economy and the main sectors of the economy. Baku: Jurisprudence, 2016. 980 p.
10. Districts of Azerbaijan (statistical collection). Baku: Small enterprise. 2016. No.
9. 820 p.
11. Districts of Azerbaijan (statistical collection). Baku: Narinchi, 2022. 772 p.
12. Statistical indicators of Azerbaijan (statistical collection). Baku: Sada, 1997. 364
p.
13. Statistical indicators of Azerbaijan (statistical collection). Baku: Narinchi, 2022.
746 p.
14. Tunja Z. Another way to make up for the shortage of resources is foreign capital. Stambul: Journal for Tonpak Employees, 2000. No. 47. pp. 12-13.
15. Creating a favorable climate for business and investment: a guide to best practices. Vienna: OSCE, 2022. 156 p.
16. Imrani Z.T., Mammadova S.I., Khadzhieva N.N., Vysotsky O.Yu. The main directions of sustainable socio-economic development of the Caspian territories of the Republic of Azerbaijan and existing environmental problems // Journal of Geology, Geography and Ge-oecology, Dnipro: 2021. No. 30(4). pp. 652-665.
17. Nellinger L. An unexpected discovery: Johann Heinrich von Thunen and the tragedy of the Commons // Tunen-Series of Applied Economic Theory - Working Paper. Rostock: 2014. No. 135. 13 p.
УДК: 004:330.322:622.276
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ СЕВЕРО-УРЕНГОЙСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ
Ю.Г. Богаткина, О.Н. Сарданашвили
Рассматривается оценка технико-экономической эффективности разработки Северо-Уренгойского месторождения. Представлены технологические и технико-экономические показатели месторождения. Оценка эффективности проведена на основе экспресс-метода и доходного подхода с учетом удельных норм затрат, налоговых отчислений и цены на нефть. Установлено, что разработка месторождения по рекомендуемому варианту в течение первых пяти лет будет нерентабельна для недропользователя; в целом за весь срок разработки рекомендуемый вариант является эффективным. Показано, что продолжения разработки месторождения целесообразно использовать налоговый режим с применением налога на дополнительный доход.
Ключевые слова: месторождения, нефтяные оторочки,трудноизвлекаемые запасы углеводородов, технико-экономическая оценка эффективности разработки, налоговые режимы, чистый дисконтированный доход.
Запасы углеводородов месторождений с нефтяными оторочками относятся к категории трудноизвлекаемых. Это обусловлено сложной структурой распределения нефтяных ресурсов, высоким газовым фактором, а также необходимостью выбора обоснованных схем бурения скважин.