Научная статья на тему 'Значение традиций в сохранении национальной идентичности'

Значение традиций в сохранении национальной идентичности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1236
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение традиций в сохранении национальной идентичности»

И. В. Кутыкова

Значение традиций в сохранении национальной идентичности

Высокая динамика изменчивости современной действительности влечет за собой периферийность традиционного, исторического наследия. С периферийным состоянием традиционного и трансформацией принципов преемственности и целостности в отечественной истории сопряжены следующие проблемы современной переломной эпохи: сохранение культурного, исторического наследия; сохранение и развитие традиционных народных художественных промыслов; патриотическое воспитание, адаптация к изменяющимся условиям жизни, социализация, духовное здоровье детей и молодежи, национальная идентичность. Вместе с тем устойчивое содержание в изменяющейся жизни не только духовно потребно человеку и обществу (надежда на былую стабильность, порядок, гармонию), но оно есть и характеристика общественного бытия.

Процессы современной эпохи в широком смысле размывают идеи, сберегающие традиции в их исторической целостности, фундаментальные ценности, вырабатываемые поколениями и транслирующиеся на всех уровнях общественного и индивидуального бытия. Противоречие исторического прошлого и будущего воплощается в одной из тенденций состояния и развития российского общества периода постсоветской истории, новейших глобализационных процессов и модернизации - тенденции трансформации народного (национального) духа, сознания и самосознания в новое незнакомое состояние. Основной направленностью изменений «этнонациональ-ного сознания и психологии русских на современном этапе», как отмечает С.В. Паховский, является то, что «базовым чувством славянских этнических групп в «постсоветское время» стало чувство неуверенности, тревожности, беспомощности», как следствие - «несоответствующее их исторической ментальности стремление к отчуждению не только от представителей других этносов, но и друг от друга», и это представляется «коренной ломкой этнического славянского сознания и психологии». Напротив, для неславянской этнической группы после распада СССР характерны актуализация процессов «изменения этнических чувств и развития этнонацио-нального сознания (Паховский С.В. Массовое сознание россиян в постсоветскую эпоху (Этнонациональные интенции): автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ульяновск, 2004. С. 20-21). Как показывают результаты исследований современной России, к 2008 г. нацио-

131

нальная, этническая идентичность вторична по отношению к общегражданской идентичности.

Содержательное и сущностное противостояние традиций и новаций как неотъемлемая часть спора меж прошлым и будущим не имеет под собой каких-либо других существенных оснований. Однако некоторые явления современного российского общества (например, проблемы инфантилизма и взрослого детства, мировоззренческой неразборчивости, ментального рассогласования между поколениями, заимствования и подражания худшему, нигилизма и вандализма по отношению к своему историческому бытию) указывают на проблемный характер отношений традиций и новаций и его отражения на состоянии народного (национального) духа.

Исследователь вопроса формирования книжной культуры на переломных этапах отечественной истории В.И. Васильев подчеркивает, что последние два десятилетия истории России стали важным и переломным этапом в истории книжной культуры. Первостепенным становится объемно-тематический показатель книжной культуры, массовое переиздание наиболее успешных с экономической точки зрения произведений. При этом коммерциализация книгоиздания привела к деградации ряда важных составляющих книжной культуры, таких как формирование редакторскоиздательского репертуара, редакторско-издательская подготовка, оформление книг, вследствие чего ухудшилась содержательная составляющая выпускаемых изданий. В связи с данными явлениями возрастает значение центров сохранения традиций книжной культуры, в частности издательско-полиграфического комплекса РАН. И все же в последние годы медленно начинает возрождаться «книжная духовность», на рынке появляется все больше произведений классиков литературы, научных изданий, литературнохудожественных произведений; отечественная полиграфия начинает возрождать многие давно утраченные традиции. Так например, воссоздаются центры художественного (индивидуального) переплета. (Васильев В.И. Книга и книжная культура на переломных этапах истории России. Теория. История. Современность. М.: Наука, 2005.

С. 235-236). Значение традиций и классики как спасительной духовной силы возрастает. Во второй половине XX в. отечественные исследователи древнерусской культуры Д.С. Лихачев, А.И. Панченко и др. именно в этом спасительном значении превознесли классику и традиции в истории, культуре и повседневности на пьедестал непреходящих ценностей.

В условиях современности традиции способны предстать в качестве основы инноваций и фактора развития. Так, для разви-

132

тия художественного творчества, подчеркивает И.С. Глазунов, кроме высокого профессионализма, необходима национальная школа. «Традиция - это корни. Борьба с традицией - борьба с культурой» (Глазунов И.С. Поиск через традицию. Л.: Лениздат, 1990. С. 19). Они могут быть призваны из небытия, и в этом смысле стать возрождающимися, в связи с испытываемой многими неудовлетворенной потребностью в «привычном», «устойчивом», «своем», становящемся значимой духовной опорой человека и общества, особенно в сокрушительные эпохи. Традиционное, классическое взыскивается тогда наряду с многообразием современных (модернистских или постмодернистских, постнеклассических) тенденций, стилей и направлений. В истории духовной культуры России периодически встречается классика, с воплощенной в ней традицией объединения образца с современностью, модернизма с неоклассицизмом. Среди ярчайших образцов в отечественной истории и культуре следует назвать: деятельность художественного объединения «Мир искусства», главной идеей которого стало обращение к русской древности, к XVI-XVII вв., ее стилизация в театрально-декорационном искусстве (А. Бенуа, Л. Бакста, И. Билибина, А. Головина и др.); звучание темы русской народной жизни, русской сказки в музыкальном творчестве, например Н.А. Римского-Корсакова («Сказка о царе Салта-не», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок»); неорусский стиль в архитектуре; «Общество возрождения художественных традиций Руси», основанное под патронажем императора в начале XX столетия с целью сохранения «русского духа», «русской старины» и сохранения самобытности русского типа культуры; «Выставка иконописи и художественных древностей» в Петербурге; в целом народнохудожественное творчество, в частности, художественные промыслы, фольклор.

И ныне классика вне конкуренции, поскольку она - образец. Новации современной информационной цивилизации, постмодернистский тип культуры, с потерянными в ней критериями художественности и нравственности, в контексте развития российского общества способствуют актуализации вопроса о роли традиционных, классических образцов бытия, обращения к историческим корням Отечества от Руси до России. Примеры такого явления фрагментарно и в качестве одной из модных тенденций обнаруживаются в современной общественной жизни на различных уровнях человеческого бытия (повседневном, бытовом, практическом, теоретическом). Например, языческая тематика заявляет о себе в мире моды (выставка «Языческая Русь», или «Ночь на Ивана Купала»)

133

и молодежной культуры; актуальность темы старины, антикварно-сти, исторического прошлого отражается в области современного искусства (например, в дизайне - стиль винтаж) и кинематографе (историческое, главным образом, документальное кино и параисторическое, преимущественно художественное) и т. д.

Есть традиции, существующие в различной интерпретации и воплощении даже в условиях стремительно меняющегося мира, сбивающегося и ускоряющегося ритма истории. Взыскание традиций характерно для человеческого бытия в экстремальной («пограничной») жизненной ситуации. К таковой следует отнести многие современные проблемы духовно-нравственной жизни. Согласно данным Левада-центра, в числе проблем, доставляющих наибольшее беспокойство современному россиянину, второй, после проблемы роста цен (75 %), является проблема кризиса морали, культуры, нравственности (24 %) (Рос. газета. 2009. № 231. С. 3). Социокультурные проблемы, модернизация социальной действительности, долженствующая в условиях глобализации межкультурного диалога, выработать и реализовать принципы конкурентоспособности российского общества, - все это предполагает, прежде всего, знание «самих себя» и сбережение «своего» (исторического и культурного наследия, традиций, самобытных черт народного духа). Согласно замечаниям Козьмы Пруткова «и при железных дорогах лучше сохранять двуколку», «не в совокупности ищи единства, но более - в единообразии разделения», «степенность есть надежная пружина в механизме общежития», а «принимаясь за дело, соберись с духом» (Мелочи жизни. Русская сатира и юмор второй половины XIX - начала XX в. М.: Худ. лит-ра, 1988. С. 56, 58, 65, 66).

Тенденция трансформации современного русского (российского) духа неразрывно связана с активным заимствованием черт западноевропейского типа культуры. Утверждение традиционных ценностных ориентаций в индивидуальном и общественном сознании, экзистенциальное, жизненное овладение традициями является задачей мировоззренческого и социального характера. Передача элементов социального, культурного, исторического наследия из поколения в поколение затруднено сегодня вследствие имеющего место мировоззренческого раскола внутри и между поколениями, ибо доминирующими, а в тенденции - единственными, в сознании молодежи оказываются ценности «сегодняшнего дня», самостоятельность и самодостаточность общественного сознания молодого поколения в противоположность опыту представителей старшего поколения. Одновременно с этим, как показывают исследования ав-

134

тора в 2010 г., студенческая молодежь нуждается в знании и в понимании того, что есть традиция («без традиций обойтись нельзя») и готова скорее поддерживать традиции. Возможность обойтись без них допускают лишь 4 % опрошенных. Второкурсники, в отличие от первокурсников, показали большую уверенность в необходимости традиций и разборчивость в вопросе их сущности и значения в жизни современного человека. В центре внимания респондентов-второкурсников традиция предстала как проблема, ведь «все настолько размыто, что трудно увидеть традиции, к сожалению». Традиции в молодежном сознании в основном связаны со сферой досуга, с развлечениями и праздниками. Имеет место осознание разрыва в процессе передачи традиций, ибо традиция есть «в ближайшем (моем) поколении, через поколение, к сожалению, нет». Предпочтения студентов-первокурсников, в признаваемых ими традициях, относятся к сфере потребления, преимущественно питания и досуга. При недопонимании сути традиций первокурсники выразили большую готовность поддерживать и зарождать традиции («интересно чувствовать себя организатором всего»). В жизни студентов, по их признанию, существуют преимущественно семейные традиции (35 %).

Как и в чем проявляется ценность традиций? Очевидно, что все сферы человеческого бытия потенциально и актуально содержат в себе значимость определенных элементов социальной и индивидуальной жизни от поколения к поколению. Однако, с точки зрения значимости конкретного исторического процесса (истории «здесь и сейчас»), обращает на себя внимание именно повседневность и быт в разнообразии его типов (домашний, общественный, городской и сельский, крестьянский и рабочий, быт интеллигенции, студенчества и т. д.), сфера народного искусства, включающего в себя искусство жить. Традиция есть не только один из базовых элементов культуры, но и социокультурное явление, фактор преемственности, устойчивости и упорядоченности жизненного пространства, повседневного мира, быта, жизни в целом.

С повседневностью и бытом связаны не только такие известные и стереотипные, по сути, характеристики, как пресловутая рутинность, озабоченность, в известной степени предсказуемость, устро-енность и неустроенность, разнообразие и монотонность, но и смысловые константы жизненного мира, к которым принадлежат многочисленные традиции и классика как стиль и направление общественной и индивидуальной жизни. Традиция и классика в этом контексте могут рассматриваться в качестве ценностных социокуль-

135

турных ориентиров и инвариантов локально-исторического бытия (например, кулинарные, праздничные, трудовые традиции).

Человек рубежа веков, как отмечает А. Белый в своем автобиографическом романе, разрушает быт своих отцов, казавшийся прочным и незыблемым и взрастившим поколение рубежа веков. (Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989. С. 37). Воспоминания современников о жизни поэта в «русском Берлине» на заре 20-х гг. прошлого века указывают на то, что поэт, потеряв корни, обрел крылья творчества и одновременно «пленный дух» (М. Цветаева). Он испытал глубокий психологический надрыв, находясь вдали от столь неоднозначно воспринимаемого им «отеческого». (Воспоминания об Андрее Белом. М.: Республика, 1995). Явление ностальгии типично для бытия и быта первой волны русской эмиграции и широко отражено в культуре. Обустроенность и привычность быта потребна человеку именно так, как это выразил А. Аверченко в рассказе «Быт»: «Чем-то чужим, неуютным пахнуло на меня... Будто бы взору моему вместо привычного вида трех рядов столов, покрытых скатертями и украшенных цветами, предстала суровая, чуждая картина голых стен и обнаженного от мягкого ковра пола. И разговор на этот раз не вязался. Мы были выбиты из привычной колеи. Когда нет быта с его знакомым уютом, с его традициями - скучно жить, холодно жить.». (Мелочи жизни. Русская сатира и юмор второй половины XIX - начала XX в. М.: Худ. лит-ра, 1988. С. 369). Повседневность, как пишет Б.В. Марков, есть «ткань человеческих взаимодействий, каждое из которых в отдельности рационально, т.е. запланировано индивидами, но в совокупности своей образует такую структуру и порядок, который никем не планировался и не предусматривался. Разум и чувство выступают сторонами этого повседневного взаимодействия». (Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Лань, 1997. С. 238). Повседневность являет собой противоречивое единство сознательного и бессознательного, объективного и субъективного. И вместе с тем она есть сфера, в которой человек приспосабливается к системе общественных отношений и, как справедливо замечает В.Г. Ма-рахов, «постепенно, а, может быть, даже внезапно, под влиянием стрессов и неврозов, рождается историческое сознание». (Марахов

B. Г. Социальная философия: курс лекций. СПб.: СПбГУ, ВВМ, 2009.

C. 142).

Традиции и «традиционное» в эпоху трансформации духа выступают как смысловые скрепы «локально-исторического», или «национально-культурного» и «бытового». Традиции - неотъемлемый компонент исторического сознания, собственно, укореняющего

136

идею культурно-исторической преемственности в жизни человека и общества на всех уровнях исторического бытия. Инвариантами традиций выступают такие формы духовной жизни, как музей и народное искусство. На рубеже XIX-XX вв. данные формы народного духа находятся в центре внимания философов, историков. В философии «общего дела», рассматривая историю в трех ее ипостасях (история как акт, факт и проект), Н.Ф. Федоров придает огромное значение музею, его восприятию, организации и функционированию. На 20-е гг. XX столетия приходится расцвет краеведения как специальной области исторической науки, деятельности, в конечном итоге способа организации, обустройства жизненного и социального пространства.

Итак, значение традиций в условиях модернизирующейся России и в связи с имеющей место тенденцией трансформации российской (русской) духовности приобретает жизненно-важное значение. Существует неявленная духовная потребность современника обрести в жизни зримую (духовно и материально) связь с отечественным былым посредством приобщения к его традициям. Это возможно и должно реализовать на уровне повседневном, бытовом, ориентируясь на историю, культуру и традиции российской жизни. Локально-историческая, национальная идентичность сохранится, если в современной действительности наличествуют народные традиции во всем многообразии их значений и в соответствии с принципом целостности отечественной истории.

В. А. Айрапетова

История культуры повседневности в культурологических и исторических исследованиях

История культуры повседневности - это направление в гуманитарных исследованиях, в рамках которого соединяется два подхода: исторический и культурологический.

Термин «история повседневности» пришёл к нам из западной историографии, хотя в первой половине 20-х гг. ХХ столетия (т. е. за 5-6 лет до появления «Анналов» Марка Блока и Люсьена Февра) ряд отечественных медиевистов (О.А. Добиаш-Рождественская, Л.П. Карсавин и др.) опубликовали свои первые исследования в области исторической антропологии, истории повседневности и материальной культуры Средневековья. Жак Ле Гофф, представитель третьего поколения историков школы «Анналов», подчёркивал, что история повседневности включает в себя не только то, что традици-

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.