Научная статья на тему 'Значение темы «Моральный поступок» в курсе «Светская этика»'

Значение темы «Моральный поступок» в курсе «Светская этика» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ / ПОСТУПОК / КУРС "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина М.А.

В данной статье рассматривается проблема разрыва связи знаний о морали и моральных действиях, рассматривается возможный путь решения данной проблемы. Путем рассуждений и исследования определен комплекс действий, направленных на формирование единства морального знания и практического опыта морального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение темы «Моральный поступок» в курсе «Светская этика»»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Роли демократиологии отражают повышение эффективности социального и экономического управления вследствие гармонизации усилий государства и общества, снижение рисков социально-экономического развития.

Парадигма развития сопричастного (демократического) механизма управления - это системное (гармоничное) объединение философии, идеологии, политики, методологии развития демократических механизмов управления в сложной гуманистической системе социального и экономического управления [3,с.26]. Сравнительный анализ бюрократической и сопричасной парадигм управления, структурных и организационных особенностей кластеров и технологических, научных платформ позволяет сделать предположение о том, что появление за рубежом кластеров и технологических платформ как новых организационных форм развития инновационной деятельности связано с тем, что влияние через участие является более гибким и эффективным инструментом управления в социальных и экономических инновациях, чем власть должности.

Кроме того, использование сопричастного управления объясняется и необходимостью расширения общественной интеллектуальной базы инновационной деятельности, децентрализации принятия решений и более полного учета интересов всех участников инновационного процесса, включая индивидов и малые инновационные фирмы.

В статье сформулированы понятие, содержание, функции и роль демократиологии, определяются и исследуются понятие и преимущества концепции (парадигмы) сопричастного социального и экономического управления, обсуждаются преимущества перехода от бюрократической к сопричастной парадигме социального и экономического управления.

Список использованной литературы:

1. Государственное управление в 21 веке: повестка дня российской власти:10-я Международная научная конференция факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, 29-31 мая 2012 г.Материалы в 3 ч.:Часть 1.- М.: Издательство Московского университета, 2013.- 736 с.-(материалы конференций).

2. Глущенко В.В. Гражданология: введение в теорию гражданского общества - М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2009. - 64 с.

3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Совершенствование философии и методологии науки, управления и прогностики: парадигма интеллектуального управления - М.: ИП Глущенко Валерий Владимирович, 2009. - 120 с.

© Глущенко В В., 2015

УДК 1МИ.72

М.А. Еремина

Магистрант, филологический факультет Алтайский государственный педагогический университет

г. Барнаул, Российская Федерация

ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ «МОРАЛЬНЫЙ ПОСТУПОК» В КУРСЕ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА»

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема разрыва связи знаний о морали и моральных действиях, рассматривается возможный путь решения данной проблемы. Путем рассуждений и исследования определен комплекс действий, направленных на формирование единства морального знания и практического опыта морального поведения.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Ключевые слова

Моральное сознание, поступок, курс «Основы светской этики».

Затрагивая вопрос становления личности, как центрального звена нравственности, и психологии, и философы говорили о значении поступка. В современном обществе существуют разные точки зрения на проблематику взаимосвязи этики и психологии, соответственно и различные взгляды на категории в этих науках. Вплоть до XVIII в. в философии не существовало четких границ между этикой и психологией. Этика и психология (греч. е^ка от ethos обычай, нрав, характер и psyche - душа) - науки, тесно соприкасающиеся между собой в изучении человеческого поведения и побуждении, но исследующие их с различных точек зрения. В этике господствовал натурализм и психологизм в истолковании природы нравственных мотивов как некоторых «естественных» стремлений и чувств человека. Это представление нашло наиболее законченное выражение в теориях нравственных чувств, где понятия и принципы морали выводились из «неких изначальных чувств и переживаний, одобрения и осуждения, удовлетворенности и недовольства собой» [1, с. 375].

Первым подверг критике взаимосвязь научных областей и их неделимость И. Кант. «Так возникает идея двоякой метафизики - метафизики природы и метафизики нравственности. Физика, следовательно, будет иметь свою эмпирическую, но также и рациональную часть; точно так же и этика, хотя здесь эмпирическая часть в отдельности могла бы называться практической антропологией, а рациональная -собственно моралью» [2].

Следуя путем дифференциации понятий в научных областях в психологии «поступок» - сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Поступок - основная единица поведения. В нем проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действия, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношением к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме.

В этике «поступок» - клеточка нравственной деятельности; действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств. «Каждая мысль моя с ее содержанием есть мой индивидуально-ответственный поступок, один из поступков, из которых слагается вся моя единственная жизнь как сплошное поступление, ибо вся жизнь в целом может быть рассмотрена как некоторый сложный поступок: я поступаю всей своей жизнью, каждый отдельный акт и переживание есть момент моей жизни - поступления» [3]. Подход к человеческому действию через призму предшествующей ему и последующей работы морального сознания отражается в представлении о структуре поступка. Последний слагается из следующих элементов: мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки человеком своего поступка и отношения его к оценке окружающих. «Как только мы переходим в план смыслового поля, нравственных смыслов, мы говорим о поступках, деяниях, которые бывают низкими (т. е. определенными эгоцентризмом, себялюбием, как бы прижатыми к прагматическим смыслам) и высокими (т. е. устремленными к общечеловеческим идеалам)» [4, с. 87].

На примере «поступка» мы видим, что при всем различии этики и психологии эти науки взаимосвязаны. Этика разъясняет нравственное значение тех или иных изучаемых психологами действий, мотивов, характеров, а психология раскрывает психическую природу и условия формирования этих нравственных явлений.

Если поступок представляет собой единичный акт морального действия, то есть необходимость говорить о том, что это продукт морального сознания. Совершая то или иное действие по отношению к себе,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

к другому, к обществу в целом, человек способен осознавать их внутреннюю проблематику, соотносить их с собственным представлением добра и зла, представлениями о должном и справедливом, подчинять их голосу собственной совести. Иными словами, моральное сознание - человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений. Моральное сознание оценивает действия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном.

В теории морали издавна шел спор, который актуален на сегодняшний день: чему отдавать предпочтение при оценки поступков - ценности мотивов или ценности результатов. Совершение поступка, с точки зрения Л. И. Божович, всегда сопровождается борьбой мотивов и принятием решения личностью в пользу одного из них.

С раннего детства у человека формируются понятия о должном, старшим нужно уступать, младших не обижать, но выбирая путь действий, не всегда он оказывается отвечающим нравственным нормам, то есть аморальным поведением. Сложность сознательного выбора использованных средств, предопределяется поставленной целью, влекущих за собой точки соприкосновения или отрешения индивидуальных и социальных параметров, по которым очевиден истинный мотив действий.

На сегодняшний день очень актуальна проблема отрыва знаний, умений и навыков в области этики. Еще А. С. Макаренко указал, что «между нравственными знаниями и нравственным поступком, по образному выражению, «находится канавка», которую надо наполнить нравственным опытом. А для этого чрезвычайно важно вооружить ребенка образцами, различными способами нравственного поведения, ставя его в ситуации практического совершения реальных нравственных поступков» [5].

Современная образовательная система пытается заполнить нравственные «канавки» посредствам введения курса «Основы религиозных культур и светской этики». Курс выстроен так, чтобы была система взаимодействия всех взрослых, воспитывающих ребенка: родителей, учителей и ученика, его собственный опыт.

Исходя из собственного опыта преподавания уроков «Основы светской этики» можно выделить особенности построения учебного процесса. Каждый урок основан на актуализации знаний учащихся по теме, постановке и формулировке проблемы затронутой темы, на упоре применения знаний и умений в обыденной жизни. Заключительным этапом урока выступает рефлексия и оценивание учеником не только изученной темы, но и собственного поведения. Значительную роль в изучении предмета играет научение вариативности действий с этической позиции с учетом возрастных особенностей.

Анализируя опыт преподавания за время реализации курса в системе образования, по отзывам в Алтайском крае о предмете представляется целесообразным сделать вывод: через предмет создаются условия для систематического духовно-нравственного образования и воспитания детей в школе. Изучение мировых религиозных культур привело к усилению интереса школьников к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Курс помогает учащимся стать образованными. Под влиянием курса у детей формируются нравственные установки на поведение в определенных ситуациях.

Список использованной литературы:

1. Словарь по этике. / Под ред. И.С.Кона. - М.: Политиздат, 1975.

2. Кант, И. Основы метафизики нравственности / И. Кант. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://royallib.com/book/kant_i/osnovi_metafiziki_nravstvennosti.html. Дата обращения 2.10.2015.

3. Бахтин, М.М. К философии поступка / М.М. Бахтин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pereplet.ru/misl/bahtin.html. Дата обращения 2.10.2015.

4. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 1988. - 301 с.

5. Макаренко, А.С. Лекции о воспитании детей / А.С. Макаренко [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm. Дата обращения 4.10.2015.

© Еремина М.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.