Научная статья на тему 'Формирование этической компетентности специалиста в области информатики'

Формирование этической компетентности специалиста в области информатики Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
733
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / ЭТИКА / МОРАЛЬНЫЕ КОЛЛИЗИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / ЭТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ / MORALS / ETHICS / MORAL COLLISIONS OF THE INFORMATION SOCIETY / ETHIC COMPETENCE OF AN INFORMATION SCIENCE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Минин В. А.

В данной статье рассматривается проблема формирования этической компетентности специалиста в области информатики, предстающей как неразрывное единство его морального сознания, пространства ценностных ориентиров и способности решать моральные дилеммы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ETHIC COMPETENCE IN AN INFORMATION SCIENCE SPECIALIST

The article deals with the problem of ethic competence formation in an Information Science specialist, which is regarded as indissoluble unity of one's moral consciousness, value orientation space and ability to find solutions to moral dilemmas.

Текст научной работы на тему «Формирование этической компетентности специалиста в области информатики»

УДК 378:371.135.034

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ

© 2011 В.А.Минин

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 16.09.2011

В данной статье рассматривается проблема формирования этической компетентности специалиста в области информатики, предстающей как неразрывное единство его морального сознания, пространства ценностных ориентиров и способности решать моральные дилеммы.

Ключевые слова: мораль, этика, моральные коллизии информационного общества, этическая компетентность специалиста в области информатики.

Бурное развитие информационных технологий и сопутствующие им изменения в социальной жизни находят свою философскую рефлексию в многочисленных концепциях социального прогнозирования - теориях информационного общества (Д.Белл, Э.Гидденс, М.Кастельс, Г.Шиллер, Ю.Хабермас, Ж.Бодрийяр, З.Бауман, Ф.Уэбстер, О.Тоффлер). Важнейшей характеристикой информационного общества выступает «выход на социальную арену нового типа социального субъекта (или субъектов) - массы самостоятельно действующих личностей», чья «активность в значительной степени определяет ситуацию в различных областях общественной жизни, направление ее развития»1. Мысль о том, что автономия -суть свойство идеального субъекта восходит к Канту, «трактующему автономию как стержень человеческой свободы и морали»2. Трансформация устоявшихся стереотипов поведения и деятельности, регулировавших отношения между людьми, между субъектами различных профессиональных групп, становится все более очевидной, порождая новые моральные дилеммы и ставя перед моральной философией новые задачи. Сказанное предопределило наш интерес к проблеме формирования этической компетентности специалиста в области информатики. В теоретическом плане - это проблема разработки структурно-функциональной модели этической компетентности студента, отвечающей на современном этапе вызовам информационного общества. В практическом плане - это проблема разработки практико-ориентированной концепции развития этической компетентности студента при изучении

°Минин Валентин Анатольевич, ст. преподаватель кафедры информатики, прикладной математики и методики их преподавания. E-mail: pochtovi-yashik@yandex. ru 1Гиллер Ю.И. Социология самостоятельной личности: монография. - М.: 2006. - С. 6.

2Огурирв А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX в. - СПб.: 2004. - С. 457.

курса «Этические основы профессиональной деятельности». Раскрывая суть сформулированной проблемы, прежде имеет смысл остановиться на анализе системы смысловых значений термина «мораль». Отметим, что в отечественной литературе, слово «мораль» понимается по-разному - это обстоятельство оказывает существенное влияние на то, как теоретически определяется категория морали в философии, социологии и этике. И здесь мы должны положительно ответить на вопрос О.Г.Дробницкого: «Не является ли обыденно-разговорная и общегуманитарно-литературная многозначность термина «мораль» одной из причин известной расплывчатости собственно-этических дефиниций нравственности?»3. Иллюстрацией последнего предложения может служить таб. 1, в которой приведены определения морали из современных российских учебников по этике. Как справедливо отмечено А.Макинтайром, язык морали и, стало быть, до некоторой степени практика сегодня находится в состоянии полного беспорядка. Этот беспорядок является результатом доминирования культурной идиомы, в которой плохо отсортированные концептуальные фрагменты из различных частей нашего прошлого используются совместно в частных и публичных дебатах4. Впрочем, в этике особой определенности не наблюдалось и ранее. Понятие морали трактовалось различным образом. Так в «Основах метафизики нравственности» И.Кант отмечает, что «в самом деле, в личности нет, правда, ничего возвышенного, поскольку она подчинена моральному закону, но в ней есть нечто возвышенное, поскольку она устанавливает этот закон и только потому ему подчиняется»5.

3Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избр. труды / Сост. Р.Г.Апресян. - М.: 2002. - С. 27.

4 Макинтайр А. После добродетели / Пер. с англ. В.В.Целищева. - М.: 2000. - С. 346.

5 Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика

практического разума. - М.: 1965. - С. 218.

Таб. 1. Определения морали из современных российских учебников

Определения

«МОРАЛЬ - предмет изучения этики; общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. М. регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни» (Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. - М.: 1975. - С. 439).

«Мораль - это совокупность норм, правил поведения, моральных законов, обычаев, которым люди, как правило, добровольно подчиняются и с позиций которых в каждом обществе можно почти о любом поступке сказать - хороший он или плохой, добрый или злой» (Губин В.Д., Некрасова Е.Н. Основы этики: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: 2010. - С. 4)

«Мораль представляет способ практически-духовного освоения действительности, связанный с использованием идеальных образцов (норм) для общих оценок поведения на основе исторически канонизированного представления о различии добра и зла. На базе норм и нормативных идей, представленных в нравственном сознании общества, по поводу отдельных поступков выносятся нравственные суждения, направленные на коррекцию поведения, стабилизацию условий общественной жизни» (РазинА.В. Основы этики: учебник. - М.: 2010. - С. 18)

Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: 1993. - С. 433)

«Мораль - это совокупность норм или принципов поведения людей по отношению друг к другу, к окружающим, к обществу, человечеству, санкционированных личным убеждением, общественным мнением и традициями» (Голубева Г.А. Этика: учебник. - М.: 2007. - С. 101)

«Мораль - это выраженное в ценностях и нормах представление об идеальных отношениях между людьми... мораль есть выражение меры человечности, принятое в конкретном обществе, а также во всем универсуме людей. Взятая в качестве практики, она есть сама человечность, отступление от которой разрушает открытые, доверительные отношения между людьми» (Скворцов А.А. Этика: учебник / Под общей ред. А.А.Гусейнова. - М.: 2011. - С. 201)

«Мораль, начиная с греческой античности, понималась, как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает» (Гусейнов А.А, Апресян Р.Г. Этика: учебник. - М.: 2008. - С. 12)

У Гегеля находим следующую сентенцию: «Как моральность, так и предыдущий момент формального права суть абстракции, истина которых есть нравственность... нравственность есть единство воли в ее понятии и воли единичного, т.е. субъекта»6.

Следующее высказывание о нравственности принадлежит Г.Фихте: «Нравственность заключается в том, что мы исполняем нашу хорошо нами постигнутую обязанность с абсолютной внутренней свободой, без всякого внешнего побуждения, просто потому, что это - обязанность»7.

Хорошо известен имморализм Ф.Ницше: «Мораль перестала быть выражением условий, в которых произрастает и живет народ, мораль перестала быть глубочайшим жизненным инстинктом и сделалась абстрактной - противоположностью жизни. Мораль - принципиальное ухудшение фантазии, «дурной взгляд», коснувшийся вещей мира»8.

Социальную сущность морали подчеркивает П.А.Гольбах в следующем определении: «Мораль учит людей добродетели и доказывает им, что последняя является единственным оплотом государства, общества и семьи, единственным источником общественного и личного благосостояния. Истинная мораль должна быть одинаковой для всех людей и всех народов. Она должна покоить-

6Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем.ред. и сост. Д.А.Керимов и В.С.Нерсесянц. - М.: 1990. - С. 95. 1 Фихте И.Г. Наставление к блаженной жизни / Пер. с нем. А.К.Судакова. - М.: 1997. - С. 302. 8Ницше Ф. Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А.Яковлева. - М.: 1989. - С. 28.

ся на природе, на потребностях и интересах людей, живущих в обществе»9.

Прагматизм Дж.Дьюи просматривается в следующем высказывании: «В это понятие [нравственность - Д.Д.] входит и мораль как практическое социокультурное воплощение понятий о хорошем и дурном, о добре и зле и как теория о целях, нормах, принципах, в свете которых принято рассматривать и оценивать реальное положение вещей»10.

В философии утилитаризма (И.Бентам) мораль определяется достаточно просто: «Мораль в самом общем понимании - это учение об искусстве направлять действия людей таким образом, чтобы производить наибольшую сумму счастья»11.

В рамках социоцентрической парадигмы, М.Н.Росенко определяет мораль следующим образом: «Мораль - понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом пока существуют человек и общество. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе

9Гольбах П.А. Священная зараза или естественная история суеверия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov Бик5/Л1е17ш/Оо1ЬаЬ /14.р1гр (04.08.2011).

10Дьюи Дж. Реконструкция в философии / Пер. с англ., послесл. Л.Е.Павловой. - М.: 2003. - С. 15.

11Бентам И. Введение в основания нравственности и за-

конодательства. - М.: 1998. - С. 31.

становления общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей»12.

В русле социально-детерминистического подхода к проблеме морали, декларируется ограничение эгоизма ради стабильности социальной организации. Как справедливо отмечает А.В.Разин, «при социально-детерминистическом подходе общество рассматривается именно в качестве базовой, основной реальности, из которой выводится необходимость морали; обращение к общественным отношениям, прежде всего к базовым - производственным, полагается достаточным и для объяснения процесса возникновения моральных норм, и для характеристики специфики моральной мотивации»13.

При таком подходе релятивизм моральных норм выглядит очевидным, что косвенно подтверждается высказыванием А.А.Гусейнова: «Этическая парадигма марксизма формируется первоначально в виде «онтологической антитезы моралистическому мировоззрению» (Г.Флоров-ский). Отсюда - исходное скептическое отношение русских марксистов к самим терминам «мораль» и «этика», что впоследствии вылилось в критику морали как «фетишистской» формы сознания, подлежащей преодолению при социализме (А.А.Богданов), в понимание морали как простых правил целесообразности (Е.А.Преображенский), оправдание морали интересами построения коммунизма (В.И.Ленин) и требованиями классовой борьбы, политической целесообразности (Л.Д.Троцкий)»14.

Не вдаваясь в детальное обсуждение того или иного определения, поскольку это выходит далеко за рамки нашего исследования, далее будем придерживаться следующего определения В.В.Ильина: «Мораль - неформально-официальное, кодифицированное неинституциональное выражение порядка (система адресных вменений, через «совесть», «достоинство», «честь» вводящая гуманитарно прочувствованные оценки, устанавливающая внутренний распорядок души) - принципы, предписания, заповеди, максимы, непосредственно практические повеления «что должно», формирующие способы самоконтроля, диспозиции «субъективной единичности» (Гегель) к благочинным, добродетельным самополаганиям»15.

В философской литературе дискутируется вопрос не только об определении, но и о происхождении морали. Первое упоминание о морали встречается у Цицерона, который аристотелевское «этический» перевел на латинский как «мораль-

12 Росенко М.Н., Клычков В.П., Склярова А.М. Основы этических знаний: учеб. пособие. - СПб.: 1998. - С. 29.

13 Разин А.В. Основы этики: учебник. - М.: 2010. - С. 205.

14 История этических учений: учебник / Под ред. А.А.Гусейнова. - М.: 2008. - С. 12.

15 Ильин В.В. Аксиология. - М.: 2005. - С. 26.

ный». Впрочем, наличие собственно морали в древности вызывает определенные возражения, например, со стороны О.В.Брейкина: «Поведенческий аспект древнеримской морали доминировал над мировоззренческим, мораль еще не мыслилась как обстоятельная нравственная рефлексия, и тем более речи не было об автономности и независимости морального сознания отдельного человека»16.

Весьма любопытное описание происхождения морали (в том числе и христианской) представлено в работе Э.Нойманна: «Этические ценности создаются в результате откровения, полученного Великим Индивидом от Голоса. Этот источник коллективной этики в откровениях, получаемых Индивидами-Основателями, обнаруживается на протяжении всей истории человечества»17.

Отрицание божественного происхождения морали возникает гораздо позже. В рамках естественнонаучного подхода, версии о биологическом происхождении морали придерживались многие (Ч.Дарвин, П.А.Кропоткин, Г.Спенсер, М.Хаузер, К.Г.Юнг). Так В.П.Эфроимсон в начале XX в. отмечал следующее: «есть основание считать - в наследственной природе человека заложено нечто такое, что вечно влечет его к справедливости, к подвигам, к самоотвержению...», подмечая, что «те огромные, хотя противоречивые потенции к совершению добра, которые постоянно раскрываются в человеке, имеют свои основания также и в его наследственной природе, куда вложены они действием особых биологических факторов, игравших существенную роль в механизмах естественного отбора, в процессе эволюции наших предков»18.

Спустя век нечто подобное с большим основанием утверждал М.Хаузер: «Человек обладает моральным инстинктом (инстинктом нравственности). Я определяю этот инстинкт как способность выносить быстрые суждения по поводу того, что правильно или ошибочно с точки зрения морали. Эта способность естественным образом формируется у каждого ребенка и основывается на неосознаваемых алгоритмах поведения, в дальнейшем именуемых «грамматикой действия»»19.

В русле идей социального детерминизма (Л.С.Выготский, В.И.Ленин, К.Маркс, Л.Д.Троцкий, Ф.Энгельс) мораль рассматривалась как продукт общественного развития. В частности Л.С.Выготский, говоря о вопросе о происхождении морали утверждал, что «с несомненностью

16 Брейкин О.В. Мораль Древнего Рима (УПЫ вв. до н. э.). - Саранск: 1992. - С. 25.

17 Нойманн Э. Глубинная психология и новая этика / Пер. с англ. Ю.Донца под общ. ред. В.Зеленского. СПб.: 2008. - С. 77.

18 Эфроимсон В.П. Родословная альтруизма // Новый мир. - 1971. - №> 10. - С. 194.

19 Хаузер М.Д. Мораль и разум. - М.: 2008. - С. 29.

удается установить ее опытное, земное происхождение, ее зависимость от исторических и социальных условий а также ее классовый характер»20. Отметим, что теологический и социально-детерминистический подходы «сходны в том, что оба они ставят будущее как вероятное средоточие абсолютной ценности выше настоящего, низводя его до приготовительной ступени к будущему»21.

По мнению Е.В.Беляевой, которое мы вполне разделяем: «Генезис морали из архаических форм культуры предполагал появление у субъекта сознания и действия новых характеристик. Изменения претерпело и общество как субъект собственных изменений, и человек в нем»22.

В настоящее время проблемы морали приобрели особую остроту в связи с возникновением моральных коллизий и дилемм информационного общества. Так О.А.Филина23 выделяет пять базовых дилемм современной информационной этики: 1) свободы и смысла; 2) технологического детерминизма и технофобии; 3) глобального информационного пространства и локального культурного мира; 4) информационного блага и информационного зла; 5) свободы и ответственности работника масс-медийной культуры. Основой решения перечисленных моральных коллизий, по-видимому, должен выступать предложенный О.А.Филиной моральный кодекс24.

Актуальными для информационной этики являются такие темы, как интеллектуальная собственность, неприкосновенность частной жизни, безопасность, перегруженность информацией, цифровой разрыв, дискриминация по признаку пола, искусственные «посредники», виртуальная реальность, робототехника, достоверная и актуальная информация об окружающей среде и цензура. Все это относится к объектам тщательной этической оценки не только с точки зрения всеобщих прав и принципов, но и с точки зрения различий между культурами, исторических и географических особенностей, что предполагает наличие разных теоретических основ и практических вариантов решения проблем. Эта область этических исследований сегодня называется «межкультурной информационной этикой»25.

Список моральных коллизий информационного общества следует считать открытым, но и его достаточно для констатации актуальности про-

20 Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: 2008. - С. 256.

21 Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. - М.: 2004. - С. 60.

22 Беляева Е.В. Метаморфозы нравственности. - Мн.: 2007. - С. 127.

23 Филина О.А. Проблемы современной информационной этики: дис. ... канд. философ. наук. - Тула: 2009. - С. 70.

24 Там же. - С. 123.

25 Капурро Р. Информационная этика // Информационное общество. - 2010. - №№ 5.

блемы формирования этической компетентности будущих специалистов в области информатики. В нашем представлении, этическая компетентность студента - суть неразрывное единство когнитивного, аксиологического и технологического компонентов. Когнитивный компонент определяется содержанием курса «Этические основы профессиональной деятельности», программа которого приведена ниже. Аксиологический компонент представлен пространством ценностных ориентиров, маркерами которого выступают свобода, солидарность, мораль, научно-технический прогресс. Технологический компонент описывается умениями определять моральные коллизии и решать моральные дилеммы, возникающие в ходе становления и развития информационного общества.

Цель курса «Этические основы профессиональной деятельности» - формирование и этической компетентности студентов в области информатики. Студенты должны понимать социальный и профессиональный контекст информатики, иметь представления об ее основных культурных, социальных, правовых и этических аспектах. Они должны знать о путях становления информатики, тенденциях ее развития. Студенты должны сознавать свою роль в этом процессе, понимать философские вопросы, технические проблемы и эстетические ценности, играющие важную роль в развитии дисциплины. Они должны уметь рассуждать о социальном влиянии информатики, предвидеть социальные последствия внедрения разрабатываемого ими программного продукта, понимать меру своей ответственности за возможные неудачи. Задачами курса «Этические основы профессиональной деятельности» выступают:

1) формирование у студентов систематизированных знаний об истории этической мысли;

2) формирование у студентов систематизированных представлений о новых моральных коллизиях, возникающих в эпоху компьютерной революции; 3) формирование у студентов систематизированных представлений об этике информационного общества и этических основах профессиональной деятельности специалиста в области информатики; 4) обобщение и систематизация знаний студентов в сфере философии права; 5) формирование у студентов систематизированных представлений о правовом регулировании отношений в информационной сфере современного социума; об основных правовых нормах, касающихся производителей и пользователей программного обеспечения.

В результате изучения дисциплины у будущего специалиста должно быть сформировано представление об этических основах профессиональной деятельности. При этом студенты должны знать историю этической мысли, основные этические учения; моральные коллизии, возникающие в эпоху компьютерной революции и пути их раз-

решения в рамках информационной этики; этические основы профессиональной деятельности. В рамках развития технологического компонента этической компетентности формируются такие умения, как: анализ этических проблем и моральных коллизий, связанных с профессиональной деятельностью, оценка предлагаемых путей их решения. Курс рассчитан на 36 аудиторных часов (12 часов лекций и 24 часа практических занятий) и 36 часов самостоятельной работы студентов (2 зачетные единицы). Содержание лекционного курса представлено в таб. 2. Практикум по курсу «Этические основы профессиональной деятельности» построен на инновационных формах обучения и включает: презентации («О вре-

мена, о нравы», «Виртуальный мир»), деловые игры («Мораль и право», «Интеллект и собственность», «Профессиональная мораль»), тренинги («Мораль и разум», «Свобода и безопасность»), круглые столы («Информация как товар», «Пираты информационного общества - зло или благо?»), ролевую игру («Мифы и реальность открытого общества»), мозговой штурм («Облачные вычисления») и кейс («Рынок программного обеспечения: моральный аспект»). Преподавание курса «Этические основы профессиональной деятельности» должно осуществляться на основе: историко-генетического, социокультурного (по Ю.В.Ирхину) принципа, а также принципов плюрализма и комплиментарности.

Таб. 2. Лекционная программа курса

Темы лекционных занятий (12 часов)

1. История этических учений. Китайская философия как суперэтика. Индия и современная философская этика. Этика в арабско-мусульманском мире. Этика в ранней греческой философии. Основоположения европейской средневековой морали. Недогматичные формы морального сознания Средневековья. Моралистические традиции Западной церкви. Схоластическая традиция в истории средневековой церкви (Фома Аквинский). Этические идеи И.Д.Скота и У.Оккама. Гуманизм и реформация. Этический сентиментализм. Антинормативный поворот в этике.

2. Этическая мысль России. Нравоучения средневековой Руси. Нравоучительная философия Просвещения. Становление в России этики как науки. От этической автономии к институциональной морали. Советская этика.

3. Философия права. Право и мораль. Государственная информационная политика. Правовая защита интеллектуальной собственности (законодательство РФ и международное право). Патенты. История возникновения. Условия патентоспособности. Структура патента. Патенты на программное обеспечение. Критика концепции интеллектуальной собственности и патентной системы. Открытое программное обеспечение. Правовые проблемы Internet.

4. Прикладная этика. Прикладная этика как научное знание и нормативная система. Виды прикладной этики (биоэтика, социальная этика, корпоративная этика). Моральные коллизии эпохи информационной революции. Этические проблемы обеспечения прав и свобод. Субкультура хакеров. Реализация принципа неприкосновенности частной собственности в сети Internet. Свобода выражения в киберпро-странстве. Цифровое неравенство. Этические проблемы глобализации социума. Проблема меритократии. Информационная этика как отражение процесса становления информационного общества.

5. Профессиональная этика. История становления норм профессиональной этики. Прикладная и профессиональная этика. Природа профессионализма. Профессиональное сознание и мораль. Различные формы профессиональной идентификации: их достоинства и недостатки. Этические нормы взаимодействия профессионального сообщества и власти. Виды профессиональной этики: врачебная этика, педагогическая этика, инженерная этика.

6. Кодексы этики поведения и практики профессиональной деятельности.

FORMATION OF ETHIC COMPETENCE IN AN INFORMATION SCIENCE SPECIALIST

© 2011 V.A.Minin

Volga region state socially-humanitarian academy

The article deals with the problem of ethic competence formation in an Information Science specialist, which is regarded as indissoluble unity of one's moral consciousness, value orientation space and ability to find solutions to moral dilemmas.

Keywords: morals, ethics, moral collisions of the information society, ethic competence of an Information Science specialist.

Valentin Anatolevich Minin, senior lecturer of department of computer science, applied mathematics and methods of their teaching. E-mail: pochtovi-yashik@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.