ЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОЦЕССЕ МАНИПУЛЯЦИИ МАССОВЫМ СОЗНАНИЕМ
Манипуляция массовым сознанием, средства массовой коммуникации, информационное общество.
Во второй половине XX в. в результате разработки новых технологий и накопления знаний, их широкого распространения среди населения началось формирование информационного общества. Главным фактором общественных изменений становятся производство и использование информации. Также сиситемообразующими признаками являются: развитие сложных информационных технологий, изменение принципов социальной стратификации, деструкция стоимостных отношений, возрастание роли организации и управления в общественной жизни. В совокупности эти обстоятельства образуют новый синергетический эффект, обусловливающий формирование нового общества [Корогодин, Корогодина 2000 : 11].
Сегодня мир находится в фазе становления информационного общества. Все новые достижения логической информации и основанных на ней технологий уже практически полностью объединены в единый информационный пул и единую технологическую систему планеты. Этому соответствует такое же объединение индивидов в разных регионах земного шара. Ведущая роль информации в этом процессе очевидна и не требует доказательств.
Термин «массовое сознание» трактуется довольно широко и чаще всего синтезирует в себе духовные образования, порожденные отдельными людьми, группами, коллективами. Оно представляет собой совокупность суждений, взглядов, идей, доминирующих в обществе в определенный временной период. Многие исследователи массового сознания склонны к тому, что общественное сознание есть некая арифметическая сумма духовных достояний множества индивидов. Оно выступает как целостная духовная система, которая выражает наиболее значимые черты, присущие конкретной социальной группе. При этом оно подвержено формированию и регулированию посредством множества факторов, среди которых в сегодняшнем информационном обществе нет более влиятельного института, чем средства массовой информации [Суслов 2004 : 170]. Информационная среда, меняя сложившиеся стереотипы, парадигмы и установки деятельности, не только отражает глобальную политику по формированию развитого общества, но и качественно трансформирует ее.
Внешним выражением общественного сознания, по мнению ряда исследователей, является общественное мнение, под которым понимаются способ формирования массового сознания и отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам, происходящим в жизни, затрагивающим их потребности и интересы. Формирование и развитие общественного мнения происходят либо планомерно, под воздействием на массовое сознание политических институтов и социальных учреждений, либо стихийно - под влиянием жизненных обстоятельств, стереотипов, опыта и традиций.
В поле зрения общественного мнения попадают в основном лишь те проблемы и факты, которые вызывают общественный интерес, допускают многозначное толкование и возможность дискуссии. По структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным [Ницше 2005 : 76], и плюралистичным, включающим ряд не совпадающих друг с другом точек зрения.
Формирование общественного мнения с помощью коммуникационных технологий очень эффективно. Используя возможности информационно-психологического воздействия, мож-
но с легкостью моделировать реакцию на события определенных социальных групп. В процессе информационно-психологического воздействия население становится носителем нужной идеологии, что дает возможность в полной мере использовать средства производства, рабочую силу, инфраструктуру в целях субъекта манипулятивного воздействия. Для достижения наибольшего эффекта в психологическом подчинении масс посредством передачи информации предпочтительно охватить как можно более широкую аудиторию, что можно достичь за счет нескольких факторов. Во-первых, за счет технических средств коммуникации, во-вторых, максимальной доступности (понятности) информации. До начала ХХ столетия газеты и журналы служили основным средством формирования общественного мнения. Что касается соотношения общественного мнения и общественного сознания, то следует подчеркнуть, что последнее в связи с его природой сложнее поддается изменению, поэтому главную роль в формировании общественного сознания поначалу играли книги. Но для того чтобы получить информацию из книги или газеты, необходимо уметь читать. Следовательно, низшие страты были выключены из процесса коммуникации посредством печатных СМИ. Ситуация изменилась с появлением радио - первого по-настоящему массового средства информирования населения, когда практически любой индивид получил возможность воспринимать информацию.
После Второй мировой войны наступила новая фаза в развитии технологий формирования общественного сознания. И сегодня телевидение является сильнейшим по своему воздействию средством информационно-психологического манипулирования массами. Эффективность телевидения объясняется тем, что в процесс восприятия, кроме органов слуха, вовлечены органы зрения, через которые человек получает основную долю информации. Возможности телевещания позволяют охватить большое количество населения и передать максимальное количество информации в том виде, в котором она наиболее легко усваивается, оказывая наибольшее воздействие.
В результате множества научных открытий в 1969 г. в США впервые соединили в компьютерную сеть ARPANET 4 организации. В 1988 г. был изобретён протокол Internet Relay Chat (IRC), благодаря чему в Интернете стало возможно общение в реальном времени (чат). Процесс непрерывного развития данной сети привел к тому, что сегодня число пользователей достигло миллиарда человек. Следует отметить, чтобы достичь 50 миллионов слушателей, радио понадобилось 38 лет. Телевидение набрало такую аудиторию за 13 лет. А 50-миллионный пользователь сети Интернет был зарегистрирован всего лишь через 5 лет [Всемирный разум 2005 : 472]. Сегодня сеть Интернет выполняет огромное количество функций. Основная из них - передача информации.
Таким образом, избежать получения информационных потоков практически невозможно, где бы ни находился объект их воздействия. Большую роль сыграло изобретение переносных радиоприемников, телевизоров, компьютеров и мобильных средств связи. Индивиду приходится принимать огромное количество информации на веру, так как человек далеко не всегда имеет возможность проверить достоверность получаемых сведений. Именно огромные объемы получаемой информации и невозможность их осмыслить и оценить заставляют индивида действовать в рамках, определенных для него манипулятором.
Таким образом, средства массовой информации в жизни современного общества играют опасную роль, когда подменяют свою изначальную функцию информирования населения на выполнение задач по формированию определенных мнений, представлений и взглядов. Некоторые исследователи выделяют два основных подхода к пониманию роли СМИ в обществе. Сторонники либерального подхода считают, что все, что происходит интересного и важного для населения, должно быть отражено в новостях. Так называемая социально-ответственная функция СМИ подразумевает использование информации для поддержания основ общества и воспитания индивидов с целью совершенствования их как социальных субъектов.
Такого рода подход, как правило, характерен для обществ, где СМИ подконтрольны государству. Критики этого подхода считают, что журналисты и редакторы не могут выступать арбитрами, определяющими социальные ценности в обществе, в котором существуют различные точки зрения [Цуладзе 2005 : 15]. В этой связи уместно привести слова Э. Денниса, предполагающего, что «СМИ “формируют” наше мышление, “воздействуют” на наши мнения и установки, “подталкивают” нас к определенным видам поведения, например, голосованию за определенного кандидата» [Деннис 1997 : 139].
Другие ученые считают, что влияние СМИ на поведение граждан осуществляется путем создания определенного общественного мнения. «Благодаря возможности придавать общественному мнению массовость, СМИ обладают способностью управлять и даже манипулировать им» [Кузьмен 1996 : 34].
В научных кругах особое внимание феномену манипуляции массовым сознанием стало уделяться во второй половине XX в. Проводились исследования видов, механизмов и методов манипуляции массовым сознанием, а также последствий скрытого воздействия. В основном этот круг вопросов изучался представителями таких наук, как социология, психология и политология.
Однако до сих пор многие ученые указывают на неразработанность определения «скрытое воздействие». В научных кругах понятия «манипулирование» и «скрытое воздействие» часто употребляются как синонимичные. Обычно термин «манипулирование» семантически воспринимается отрицательно и ассоциируется с нарушением прав личности, нанесением ущерба сознанию или жизни индивида, определяется как явление деструктивное и аморальное.
Контент-анализ научных работ по данному вопросу позволяет выявить несколько главных характеристик процесса манипулирования. Манипуляция определяется как: «общественное и государственное культивирование ситуаций посредством целенаправленного управления с тем, чтобы решающим образом формировать общественную структуру» (Г. Шишков); «духовное управление человеком, обусловленное воздействием иррациональных и эмоциональных средств и аргументов: в политике - обращение к нации, любви к отечеству, к крови, расе, чести» (Элвайн); «психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, в ущерб тем лицам, на которых оно направлено» ^гапке); побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого (Дж. Рудинов); скрытое принуждение, программирование мыслей и намерений, чувств, установок и поведения (Шиллер); скрытое применение силы вразрез с предполагаемой волей другого (Шостром).
Вместе с тем далеко не все исследователи уверены в таком тотальном влиянии СМИ. Д. Меррилл отмечает: «Возможно, средства массовой информации и обладают силой фокусировать наше внимание на определенных вещах, но это не та власть, которая заставляет действовать» [Паренти 1990]. Далее ученый развивает мысль: «^влияние СМИ состоит скорее в том, чтобы указывать обществу, о чем следует задуматься, а не в том, чтобы говорить ему, что следует думать...» Иными словами, власть СМИ во многом состоит в определении в каждый конкретный момент соответствующей «повестки дня».
Что же касается самого объекта информационно-психологического воздействия - индивидуума, то ему предоставляется определенное пространство для духовной деятельности. Это пространство - культура, и в современном мире навязывания стандартов поведения это чуть ли не единственная среда для человека, где он независимо формирует свое сознание и - как результат внутреннего анализа своих представлений - свое мнение относительно происходящего вокруг. «Общество проявляет и осознает себя в культуре, которая является его непременным условием и результатом его существования. По ней можно судить о социальном портрете и духовном облике общества, внутренних стимулах его развития. Тесное
взаимодействие социальной и культурной сфер, их взаимопроникновение является характерным и существенным признаком состояния духовной жизни общества» [Меррил 1997].
Таким образом, можно утверждать, что основная задача СМИ в настоящее время не столько информационная, сколько идеологическая. Не случайно поэтому средства массовой информации все чаще упрекают в манипулировании общественным сознанием и, соответственно, общественным мнением как внешним выражением сознания. По мнению М. Па-ренти, СМИ «отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций» [Бахтина 2004 : 7].
Итак, в настоящей работе мы приходим к следующим выводам. Во-первых, в современной России актуализировался вопрос о состоянии гражданского общества, то есть общества с развитым сознанием. Массовое сознание при этом мы определяем как совокупность идей, представлений, существующих в обществе на определенном этапе. Внешним выражением массового сознания является общественное мнение. Отметим, что в годы советской власти у населения сложилось абсолютное доверие к печатному слову. И до сих пор СМИ имеют наиболее сильное влияние на современное российское общественное сознание, формируя его и моделируя внешнее отражение. Во-вторых, общественное мнение в отношении тех или иных ситуаций может быть как реалистичным, так и иллюзорным - все зависит от того, какая именно информация (предоставленная СМИ) проникла в сознание гражданина и послужила источником того или иного мнения. В-третьих, формирование общественного сознания посредством коммуникации с использованием СМИ методов психологического воздействия становится наиболее эффективным и дешевым способом тотального контроля и манипуляции как внутри государства, так и за его пределами. Все зависит от того, кто фактически определяет информационный контент. В-четвертых, у индивидуума есть определенное пространство для независимого формулирования собственного мнения относительно окружающей его действительности - это его культура. В данном случае уровень культурного развития человека и следует считать показателем эффективности его защиты от сторонней манипуляции. В-пятых, современная роль СМИ стала скорее идеологической, чем информационной.
Библиографический список
1. Бахтина, М.Д. Культурное пространство / М.Д. Бахтина // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2004. - № 2. - С. 1-7.
2. Бессонов, Б.Н. Пропаганда и манипуляция / Б.Н. Бессонов // Реклама: внушение и манипуляция. Медиаориентированный подход / сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд-во Бахрах-М, 2001. -С. 704.
3. Деннис, Э. Беседы о масс-медиа / Э. Деннис. - М.: Вагриус, 1997.
4. Всемирный разум // Итоги. - 2005. - № 26 (28.06).
5. Корогодин, В.И. Информация как основа жизни / В.И. Корогодин, В.Л. Корогодина. - Дубна: Феникс, 2000. - 11 с.
6. Кузьмен, О.В. Социология общественного мнения / О.В. Кузьмен. - Новосибирск, 1996.
7. Ницше, Ф. Полн. собр. соч. Т. 12 / Ф. Ницше. - М., 2005.
8. Мерилл, Д. Беседы о масс-медиа / Д. Мерилл. - М.: Вагриус, 1997.
9. Паренти, М. Демократия для немногих / М. Паренти. - М., 1990.
10.Суслов, Е.В. СМИ как инструмент формирования общественного мнения в процессе становления гражданского общества: дис. ... канд. полит. наук / Е.В. Суслов. - М., 2004.
11.Цуладзе, А.М. Политические манипуляции, или покорение толпы, 2005 / А.М. Цуладзе // http://media.utmn.ru/library_view_book?chapter_num=10&bid=76#_ftn1