Научная статья на тему 'Значение социальных сетей в формировании имиджа республики Узбекистан'

Значение социальных сетей в формировании имиджа республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
997
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИМИДЖ СТРАНЫ / ИНТЕРНЕТ / КОНТЕНТ / ВЕБ-САЙТ / SOCIAL NETWORKS / COUNTRY’S IMAGE / INTERNET / CONTENT / SITE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Алимов Беруний Султанович

Рассматриваются вопросы формирования имиджа страны посредством активного освещения в мировом медиапространстве многообразных достижений Узбекистана путем открытия официальной страницы в популярных социальных сетях: освещение культуры и традиций регионов, размещение видеорядов с исполнением национальных песен, широкое освещение географических особенностей, популяризация прикладного искусства местных мастеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of social networks in the formation of Uzbekistan’s image

This article deals with the formation of the country’s image through an active coverage in the global media space of diverse achievements of Uzbekistan by opening the official pages in the popular social networks and covering the culture and traditions of regions, broadcasting video materials with the performance of national songs, extensive coverage of geographical features, the popularization of arts and crafts of local artists.

Текст научной работы на тему «Значение социальных сетей в формировании имиджа республики Узбекистан»

Вестник Челябинского государственного университета. 2016. № 4 (386). Филологические науки. Вып. 100. С. 14—19.

УДК 070

Б. С. Алимов

ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИМИДЖА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Рассматриваются вопросы формирования имиджа страны посредством активного освещения в мировом медиапространстве многообразных достижений Узбекистана путем открытия официальной страницы в популярных социальных сетях: освещение культуры и традиций регионов, размещение видеорядов с исполнением национальных песен, широкое освещение географических особенностей, популяризация прикладного искусства местных мастеров.

Ключевые слова: социальные сети, имидж страны, интернет, контент, веб-сайт.

С первых лет независимости Узбекистана на первый план выходит вопрос модернизации страны как необходимое условие для развития всех сфер жизни общества. Такой опыт государственного строительства привлекает к себе внимание со стороны исследователей, которые стремятся осмыслить суть и направление развития Республики Узбекистан. В XXI в. важным становится продвижение культурного, социального, национального потенциала как фактора «мягкого воздействия» на формирование ее имиджа. В данной статье мы постараемся ответить на вопросы, что же представляет собой имидж и как формируется имидж государства в настоящее время? «Имидж государства - это комплексное, стереотипизи-рованное представление о нем, основанное на объективных характеристиках государства, с учетом исторических особенностей его развития, сформированное с помощью мифологизации и информационно-коммуникативных технологий, опосредованное коллективным опытом народа» [3. С. 145]. Понятие имиджа можно трактовать в нескольких значениях. С одной стороны, имидж может рассматриваться как процесс коммуникации. С другой стороны - как ее результат, эффект. Эта дуалистическая трактовка дает возможность сформулировать два не противоречащих, а, напротив, дополняющих друг друга определения нашей базовой категории. В процессуальном понимании имидж - это комплексная форма коммуникации, обеспечивающая целевым аудиториям определенное впечатление об объекте и отношение к нему.

В субстанциональном понимании имидж -это относительно устойчивый и знаково опосредованный, когнитивно обусловленный и эмоционально окрашенный, обладающий ря-

дом характеристик стереотипа психический образ-представление об объекте, подразумевающий его оценку. Он может быть рассмотрен с разных точек зрения: разделения властей, имидж главы государства, политической партии. Формирование имиджа любой страны - динамичный процесс, который можно рассматривать с разных точек зрения. Во-первых, в нем отражаются основные тенденции развития государства, а во-вторых — умение представить эти процессы мировому сообществу. В-третьих, необходимо рассматривать формирование и продвижение имиджа страны как совокупность методов и средств реализации национальных интересов в глобализирующемся мире, как позиционирование страны в международных информационных потоках, коммуникативном пространстве.

На сегодняшний день имидж страны превратился в важный фактор международной политики и экономики, который можно в определенной степени приравнять к природным, человеческим ресурсам, научно-техническому потенциалу государства. Интерес к теории и практике формирования имиджа страны, популярность различных опросов и рейтингов их имиджевой привлекательности растет, и поэтому в современных международных отношениях важную роль играют субъективные факторы, где широко используются технологии политического маркетинга, брендинга, имид-жмейкерства и манипуляции образами.

Развитие информационных технологий (в частности интернет) открыло новую страницу в формировании имиджа государства. Разумеется, интернет-пространство не может вобрать в себя всю сложность и многогранность происходящих в государстве процессов и событий в неизменном виде. Но в сравнении с традицион-

ными СМИ, многие из которых, кстати, представлены в сети, интернет-пространство дает возможность ознакомления с наиболее широким спектром различных мнений, восприятий и представлений, фактов и новостей о том или ином государстве. Один из них - социальные сети в Интернете. Социальная сеть - это интерактивный многопользовательский веб-сайт, контент которого наполняется самими участниками. Сайт представляет собой автоматизированную социальную среду, позволяющую общаться группе пользователей, объединенных общим интересом [10]. Социальные сети кардинально изменили традиционный формат общения людей. Возможность не только слухового, но и зрительного дистанционного общения стала сильным импульсом для широкой популяризации виртуальных бесед [14]. С точки зрения синергетического подхода к данному вопросу современные социальные сети в Интернете представляют собой сложную самоорганизующуюся, самореферентную коммуникативную систему, обладающую эмерджентными (внезапно появляющимися, неожиданными) свойствами. Социальные сети позволяют оперативно информировать о событиях, находить или создавать группы по интересам, аккумулировать информацию. Международные и национальные социальные сети могут предоставить возможности для общения жителей региона друг с другом и с жителями других регионов (обмен информацией, установление и поддержание контактов, поиск работы), а также для сотрудничества участников сети в достижении целей региона, организации социальной взаимопомощи участников сети, формирования имиджа региона.

В настоящее время имеющиеся социальные сети можно сгруппировать в зависимости от их видов:

• популярные социальные сети (Facebook, MySpace, Vkontakte и др.);

• сети обмена информацией между пользователями интернета в реальном режиме времени (Skype, ICQ, MSN Messenger и др.);

• интернет-чаты, служащие взаимному контакту нескольких пользователей и общению их в реальном режиме времени (площадки для беседы);

• интернет-форумы, позволяющие создавать интересные и актуальные темы, комментировать и обсуждать их;

• веб-блоги, состоящие из личных онлайн-журналов некоторых пользователей;

• порталы, которые могут пополняться и редактироваться посетителями, то есть Вики-справочники (Wikipedia);

• интернет-хосты, позволяющие бесплатно размещать личные видеоматериалы (YouTube).

По статистическим данным на 1 декабря 2015 г., Facebook поднялся на уровень самой известной социальной сети в мире, в которой число зарегистрированных пользователей достигло почти 1,4 миллиарда человек. Следующие места занимают QQ, WhatsApp, YouTube, QZone, Weibo, Twitter, Google+, Linkedln, ВКонтакте.

Учитывая вышеперечисленное, необходимо обратить внимание на возможности целевого использования социальных сетей в повышении имиджа и авторитета страны во всем мире с помощью пропаганды культуры, истории и нынешних достижений нашего народа. Так как формирование положительного имиджа государства в интернете, в том числе посредством социальных сетей, способствует:

- привлечению инвестиций;

- привлечению туристов;

- формированию надежности и стабильности в глазах инвесторов;

- увеличению политического влияния внутри страны и за ее пределами;

- усилению эффективности партнерства с другими территориальными образованиями, государственными и частными исследовательскими организациями и университетами, частными компаниями;

- появлению эффекта «страны происхождения» для товаров и услуг;

- формированию чувства принадлежности к нации и чувства гордости являться гражданином определенной страны [8].

В настоящее время имидж Узбекистана формируется как популярными (Facebook, Twitter, Linkedin, Instagram), так и динамично развивающими национальными социальными сетями: Muloqot-уз, Students.uz. Все больше возрастает популярность русскоязычных версий вышеперечисленных социальных сетей. В меньшей степени популярны международные сервисы. Ресурсы других доменных зон мало известны узбекскому пользователю. По итогам опроса, проведенного Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества (2014), посетители предпочитают домены «.uz» и «.ги» по 54,4 % и 53,5 % соответственно. Домен «.сот» предпочитают

около 18 % респондентов. На следующем месте домен «.net» с 10,5 % респондентами. Более 4 % респондентов предпочитают домены «.info» и «.org». Помимо вышеперечисленных, используются домены «.kz», «.иа», «.us». Также настало время упорядочить подключение к этим сетям добровольно или согласно «традиции» периодических печатных изданий Узбекистана, руководителей, членов редакций, рядовых журналистов. Так как они в некоторых случаях, выражая отношение к непроверенным данным, новостям, оказывают негативное влияние на авторитет и имидж массмедиа, в котором они работают.

По мнению зарубежных экспертов, традиционные СМИ и медиа компании могут эффективно пользоваться социальными сетями. Через «интернет-сетевой» социум возможно зарождение качественно иной правящей элиты [1; 4], а также раскрытие различных аспектов феномена имиджа страны и его эффективное продвижение [5]. Примечательно, что рядом действующих в Узбекистане СМИ налаживается работа по широкому использованию возможностей данных социальных сетей. В настоящее время действия в этом направлении считаются новейшими и важными тенденциями в сфере [12; 13; 17].

К примеру, Национальное информационное агентство Узбекистана (uza.uz) представляет информацию также для аудитории Facebook, Twitter, RSS. Агентство эффективно использует «мобильную версию» для сотовых телефонов. Важным аспектом также служит то, что в настоящее время УзА на своем сайте размещает новости также на семи иностранных языках помимо узбекского языка (русском, английском, французском, немецком, испанском, арабском, китайском).

Именно в вышеназванных социальных сетях, а также на Google+ осуществляет деятельность информационное агентство «Жахон» (jahonnews.uz - на русском, английском, узбекском языках) при Министерстве иностранных дел Республики Узбекистан.

С новостями информационного агентства UzReport (uzreport.com: на русском, английском, узбекском языках) можно непосредственно ознакомиться через Facebook, Twitter, RSS.

Заслуживает особого внимания то, что публикуемая на узбекском, английском и русском языках газета "Uzbekistan today" подключена к ряду таких популярных сетей, как Facebook, Twitter, Google+, ВКонтакте, Одноклассники.

В связи с этим также необходимо подчеркнуть, что одно из периодических печатных изданий республики - газета «Даракчи» - помимо Facebook, Twitter, имеет социальный плагин Crisp Keys.

Говоря об имидже республики в сетевом интернете, следует обратить внимание на то, что пользователи республики на своих страничках в интернете преимущественно обращаются к богатой культуре страны. В настоящее время в Узбекистане функционирует 7 филармоний, 27 гастрольно-концертных объединений и самостоятельных коллективов, 41 театр, 105 музеев, 65 парков культуры и отдыха. Библиотечная система Узбекистана насчитывает 2722 учреждений, в том числе 881 в сельской местности. Из них 77 специализированных библиотек для незрячих. Регулярно проводятся международные и республиканские фестивали, в числе которых «Шарк тароналари», проводимый раз в два года при поддержке Министерства по делам культуры и спорта республики. Основными целями и задачами фестиваля являются: широкая популяризация, сохранение и развитие лучших достижений национального музыкального искусства; воспитание молодого поколения в духе преемственности национальным традициям; дальнейшее расширение международных творческих связей. К сожалению, не все ассоциируют Узбекистан с его богатой культурой и искусством, что могло бы во многом повысить рейтинг нашей страны. Это обусловливает необходимость выбора центральных, ключевых идей и образов, вокруг которых следует осуществлять брендирование страны. Тут важно нам самим ясно понимать и выбрать ту имиджевую стратегию, которая не только отвечает нашему духу, культуре и ментальное™, но и выступит катализатором дальнейшего развития национальной и государственной идентичности, обозначит то, какими мы хотим стать в будущем.

Возникают вопросы: насколько эффективна данная работа в социальной сети, которую сегодня многие используют для повышения эффективности PR-кампаний, продвижения товаров, продукции или услуг? Смогла ли широкая мировая общественность узнать о культурном потенциале Узбекистана хотя бы в рамках фестиваля «Шарк тароналари» и в целом - посредством чего узнают о культуре и искусстве Узбекистана за рубежом? Что является залогом успешной деятельности в данном направлении? Однако анализ публикаций показывает,

что такое масштабное и важное в культурной жизни нашей страны мероприятие не получило в зарубежных СМИ освещения в той мере, в какой это могло быть сделано. Несмотря на то, что полную информацию, пресс-релизы событий, входящих в программу мероприятия, последние новости о фестивале можно получить на сайте www.sharqtaronalari.uz, зарубежные СМИ чаще всего ограничиваются материалами информационного характера, рассказывают о том, какую программу представляет на фестивале страна, для СМИ которой они работают. В социальной сети Facebook есть страничка конкурса, на которой также публикуются ссылки на новости о фестивале. К сожалению, данную страничку отметили как «понравившуюся» только 988 пользователей (на момент 29.01.2016). Это говорит о том, что в одной из популярных сетей информацией о фестивале «Шарк тароналари» в режиме реального времени смогут поделиться лишь 988 человек, что, на наш взгляд, мало для формирования и продвижения имиджа страны.

Интернет-технологии сегодня открывают широкие горизонты работы с информацией и ее получателями. Например, создание групп по интересам также положительно влияет на формирование имиджа страны посредством социальных сетей, объединяющих соотечественников, возвеличивающих нашу Родину, любящих ее историю и культуру, которые, несомненно, вносят вклад в повышение авторитета нашей страны в мировом медиапространстве.

Об этом свидетельствуют группы, создаваемые на персональных страницах социальных сетей: «Новости Узбекистана» (73 827 пользователей), "I love Uzbekistan", объединившей около 19 тысяч человек, "I like Uzbekistan" - более 9 тысяч, "I love Tashkent" - 35 тысяч пользователей, "Вкусный Узбекистан" - 4 414 участников.

С появлением сетевых медиа стало возможным существование не только специально организованных, но и стихийно складывающихся информационных потоков, формируемых неправительственными факторами регионального пространства и транслируемых на внешние группы региональной общественности.

По тем же принципам следует сформировать национальный бренд Узбекистана, который бы отражал богатый природный, культурный и туристический потенциал страны. Ведь на сегодняшний день отсутствует единый

брендинг и PR Узбекистана в различных сферах, таких как культурное наследие, туризм, история края, материальные и духовные национальные ценности. Имидж Узбекистана в данных направлениях сформировался произвольно и отличается неуправляемостью.

В настоящее время международный имидж Узбекистана весьма слаб. Страна занимает 139 место из 193 стран — туристических брендов, сопровождается волной противоречивых и негативных историй при запросе в любом интернет-поисковике. Многие заинтересованные стороны отмечают, что отношения Узбекистана с зарубежными СМИ оставались напряженными и трудными на протяжении многих лет и до сих пор не восстановились. Для изменения сложившейся ситуации и формирования положительного имиджа страны требуется открытие страниц, рассказывающих о жизни и достижениях узбекского народа, реформах проводимых в стране, от официальных сайтов областей, городов, районов и махаллей в таких популярных социальных сетях, как «Facebook», «Twitter», «ВКонтак-те», «Linkedln», «YouTube», «Muloqotuz», «Ziyonet», «Mytube». Во-вторых, необходимо освещение культуры и традиций регионов на страницах социальных сетей, аудиовизуальное отображение быта городов, кишлаков и махаллей, местных жителей, достопримечательностей местности. В целях ознакомления широкой общественностью необходимо размещение видеорядов с исполнением национальных песен местными бахши, профессиональными певцами, а также исполнителями на свадьбах, суннат-тоях и других торжественных мероприятиях. Предпочтительно широкое освещение географических особенностей, флоры и фауны страны, ознакомление с жизнедеятельностью и творчеством известных людей, уроженцев разных областей для повышения самооценки, творческих способностей и интересов местной молодежи данного региона, популяризация прикладного искусства местных мастеров.

Следовательно, все более повышается роль социальных сетей в формировании имиджа страны, то есть в широкой пропаганде в мировом медиапространстве.

Очередная задача заключается в разумном и эффективном использовании возможностей социальных сетей средствами массовой информации.

Список литературы

1. Акопов, Г. Политика и Интернет / Г. Акопов. - М., 2015. - 202 с.

2. Браун, С. «Мозаика» и Всемирная паутина для доступа к Internet / С. Браун. - М., 1999. -167 с.

3. Быба, Ю. Международный имидж России глазами российской общественности / Ю. Быба // Актуальные проблемы политики и политологии в России. - М., 2005. - 15 с.

4. Быков, И. Сетевая политическая коммуникация: теория, практика и методы исследования / И. Быков. - СПб., 2013.-200 с.

5. Губанов, Д. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства / Д. Губанов. - М., 2010. - 228 с.

6. Гыдка, О. Джек Дорси: Мальчик, заставивший «щебетать» весь мир / О. Гыдка // American-Russian Media. Fact magazine. - URL: http://magazinefact.com/2010-05-31-16-10-49/jack-dorsey-boy-who-gets-the-qtwitterq-the-whole-world.

7. Гавра, Д. Феномен имиджа: сущность и основные характеристики / Д. Гавра. - URL: http:// pr.tsu.ru/articles.

8. Динни, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / К. Динни. - М., 2013. - 31 с.

9. Най, Дж. «Мягкая» сила и американо-европейские отношения / Дж. Най // Свободная мысль. XXI. - 2004. - № 10. - 156 с. - URL: http://www.smartpoweijournal.ru.

Ю.Рахманько, П. Влияние социальных сетей интернета на формирование духовных и культурных ценностей современного общества / П. Рахманько // Христианство в европейской и мировой истории. - Минск, 2015. - 274 с.

П.Рахимова, Г. Интернет и имидж государства / Г. Рахимова. - URL: http://articlekz.com.

12.Косимова, Н. Интернет журналистиканинг технологик асослари / Н. Косимова. - Ташкент, 2012. - 122.

13.Кудратхужаев, Ш. Журналист фаолиятида Интернетдан фойдаланиш / Ш. Кудратхужаев. -Ташкент, 2010.-44.

14.Мамутова, Д. Молодежь по обе стороны реальности / Д. Мамутова. - URL: fikr.uz/blog/ Civil Journalism/11603 .html.

15.Мельник, Г. Перспективы развития интернет в пространстве медиа / Г. Мельник // Журналист. ежегодник. Journalist Yearbook. - 2013. - Т. 1. — С. 10-12.

16.Мэтякубов, А. Влияние интернет-журналистики на преобразование средств массовой информации : автореф. ... канд. дис. филол. наук / А. Мэтякубов. — Ташкент, 2012. - 24 с.

17.Рашидова, Д. Интернет-журналистика / Д. Рашидова, Н. Муратова. - Ташкент, 2007. - 138 с.

18.Bloom Consulting Country Branding Ranking Tourism, 2011. - URL: http:bloom-consulting.

Сведения об авторе

Алимов Беруний Султанович - преподаватель факультета международной журналистики Узбекского государственного университета мировых языков (Ташкент).

b_alimov@yahoo.com

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2016. No. 4 (386). Philology Sciences. Issue 100. Pp. 14—19.

THE IMPORTANCE OF SOCIAL NETWORKS IN THE FORMATION

OF UZBEKISTAN'S IMAGE

B. S. Alimov

Uzbek State University of World Languages, Tashkent, b_alimov@yahoo.com

This article deals with the formation of the country's image through an active coverage in the global media space of diverse achievements of Uzbekistan by opening the official pages in the popular social

networks and covering the culture and traditions of regions, broadcasting video materials with the performance of national songs, extensive coverage of geographical features, the popularization of arts and crafts of local artists.

Keywords: social networks, country's image, Internet, content, site.

References

1. Akopov G. Politika i Internet [Politika and Internet]. Moscow, 2015. 202 p. (In Russ.).

2. Braun S. "Mozaika" i Vsemirnaya pautina dlya dostupa k Internet ["Mosaic" and the World Wide Web to access the Internet]. Moscow, 1999. 167 p. (In Russ.).

3. Byba Ju. Mezhdunarodnyj imidzh Rossii glazami rossijskoj obshhestvennosti [The international image of Russia through the eyes of the Russian public], Aktual'nye problemy politiki i politologii v Rossii [Actual problems of politics and political science in Russia]. Moscow, 2005. 15 p. (In Russ.).

4. Bykov I. Setevajapoliticheskaja kommunikaciya: teoria ipraktika i metody issledolvaniya [Network political communication theory and practice, and research methods]. Saint Petersburg, 2013. 200 p. (In Russ.).

5. Gubanov D. Social'nye seti: modeli informacionnogo vliyaniya, upravleniya i protivoborstva [Social networks: Information model of influence, control and confrontation]. Moscow, 2010. 228 p. (In Russ.).

6. Gydka O. Dzhek Dorsi: Mal'chik, zastavivshiy "Twitter" ves' mir [Jack Dorsey: The boy that made "Twitter" the whole world]. American-Russian Media. Fact magazine. Available at: http://maga-zinefact.com. (In Russ.).

7. Gavra D. Fenomen imidzha: sushhnost' i osnovnye harakteristiki [Image phenomenon: the nature and main characteristics]. Available at: http://pr.tsu.ru/articles, accessed 09.01.2016 (In Russ.).

8. Dinni K. Brending territoriy. Luchshie mirovye praktiki [Branding territories. The world's best praktiki]. Moscow, 2013. 31 p. (In Russ.)

9. Nay Dzh. «Myagkaya» sila i amerikano-evropeyskie otnosheniya ["Soft" power, and the US-European relations]. Svobodnaya mysl'. XXI [Free Thought. XXI], 2004, no. 10. Available at: http:// www.smartpowerjournal.ru, accessed 05.02.2016. (In Russ.).

10.Rahman'ko P. Vliyanie social'nyh setey interneta na formirovanie duhovnyh i kul'turnyh cen-nostej sovremennogo obshhestva [The impact of social networks on the Internet the formation of spiritual and cultural values of modern society]. Hristianstvo v evropeyskoy i mirovoj istorii [Christianity in European and world history]. Minsk, 2015. 274 p. (In Russ.).

11.Rahimova G. Internet i imidzh gosudarstva Internet i imidzh gosudarstva [Internet and Internet image and the image of the state government]. Available at: http://articlekz.com, accessed 27.12.2015. (In Russ.).

12.Kosimova N. Internet zhurnalistikaning tehnologik asoslari [Technological basics of Internet journalism]. Tashkent, 2012. 122 p. (In Uzbek).

13.Kudrathuzhaev Sh. Zhurnalist faoliyatida Internetdan foydalanish [Use of the Internet in the activities of journalists]. Tashkent, 2010. 44 p. (In Uzbek).

14.Mamutova D. Molodezh 'po obe storony real 'nosti [Young people on both sides of reality]. Available at: fikr.uz/blog/CivilJournalism/11603.html, accessed 16.12.2015. (In Russ.).

15.Mel'nik G. Perspektivy razvitiya internet v prostranstve media [Prospects for the development of Internet in the media space]. Zhurnalistskiy ezhegodnik. Journalist Yearbook. [Journalistic yearbook. Journalist Yearbook], 2013, vol. 1, pp. 10-12. (In Russ.).

16.Myetyakubov A. Vliyanie Internet-zhurnalistiki napreobrazovanie sredstv massovoy informacii [Influence of Internet journalism in the transformation of the media]. Tashkent, 2012. 24 p. (In Russ.).

17.Rashidova D., Muratova N. Internet zhurnalistika [Internet journalism]. Tashkent, 2007. 138 p. (In Russ.).

18.Bloom Consulting Country Branding Ranking Tourism, 2011. Available at: http://bloom-consult-ing.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.