ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ
УДК 364.48
Современное состояние социальной инфраструктуры большинства регионов и городов России можно охарактеризовать как неудовлетворительное, так как утрачивается ее потенциал. В последние два десятилетия в период радикальных экономических реформ социальная сфера функционировала и развивалась крайне неравномерно. Если в отдельных областях социальной сферы наблюдался бурный рост (торговля, предприятия быстрого питания), то в других - застой или даже деградация. В особенно сложной ситуации оказалось жилищно-коммунальное хозяйство, службы бытовых услуг, спортивные учреждения, материальная база которых изношена до критического состояния. На протяжении длительного времени, вследствие отсутствия возможностей для должного содержания и капитального ремонта множество объектов инфраструктуры различного назначения либо было ликвидировано, либо изменялась их целевая направленность, увеличивался износ основных фондов, снижались объем и качество услуг, предоставляемых ими.
Эти проблемы приобретают особую важность и актуальность по ряду обстоятельств:
- во-первых, темпы изменений социальной инфраструктуры городов не соответствуют темпам социально-экономических и культурных изменений, происходящих в обществе. Следствие этого - неразвитая социальная инфраструктура не способна выполнять свои функции: обеспечение благоприятных условий проживания, сохранение трудовых ресурсов, улучшение качества жизни;
- во-вторых, социальная инфраструктура - элемент социально-экономической системы, в большей степени имеющий территориальный характер размещения и регионального развития, следовательно, возникшие проблемы должны решаться главным образом посредством региональной социальной политики;
- в-третьих, возрастание потребности в услугах социальной сферы дает основа-
Д.А. КРИВОВА
ние утверждать, что назрела необходимость разработки активной социальной политики, направленной на целенаправленное развитие социальной инфраструктуры. Однако высокой уровень дифференциации российских городов как по уровню экономического развития, так и по состоянию социальной инфраструктуры обусловливает то, что конкретные мероприятия по развитию социальной сферы в каждом регионе будут специфическими. При этом для развития социальной инфраструктуры необходима «адресная» социальная политика, учитывающая особенности, возможности и потребности конкретного города [3, с. 4-5].
К числу важнейших проблем функционирования социальной инфраструктуры города, в первую очередь, относится несбалансированность объектов инфраструктуры, проявляющаяся в том, что объекты социальной инфраструктуры развиваются неравномерно по ассортименту оказываемых населению услуг. Эта неравномерность существует как между городами, так и внутри городов, проявляется в гипертрофированном развитии торговых центров и развлекательных учреждений, и недостатке, например, детских дошкольных учреждений. В конкретном малом городе возможны специфические проблемы: плохо развитая сеть общественного транспорта или недостаток парикмахерских или химчисток, мастерских по ремонту бытовой техники и др.
Еще одной проблемой является нерациональное пространственное размещение объектов социальной сферы, что затрудняет использование населением имеющихся ресурсов. Нередко это усугубляется плохо организованной работой общественного транспорта, в результате чего нарушается принцип «шаговой доступности», нерационально затрачивается свободное время человека.
Все это обусловливает возрастающее внимание как органов власти, так и социологов-исследователей к проблеме поисков более эффективных путей использования потенциала социальной инфраструктуры в
дальнейшем улучшении условии жизни населения. Задача состоит и в выработке адекватных стратегий и методов управления всей социальной сферой, и в частности - социальной инфраструктурой.
Нами было проведено исследование на тему «Развитие социальной инфраструктуры в малых городах». Опрос проводился в малых городах Свердловской области. Респондентами являлись жители малых городов - Заречного и Североуральска, общая численность опрошенного населения составила 827 человек.
Проведенное исследование показало, что в функционировании и развитии социальной инфраструктуры существуют значительные трудности, что влияет на уровень социальной стабильности и привлекательности города, а также на уровень и качество жизни населения. Анализ полученных данных позволил выявить первоочередные проблемы социальной инфраструктуры городов. Это, прежде всего, жилищно-коммунальное хозяйство, функционирование объектов здравоохранения, образования, культуры и бытового обслуживания, состояние дорог и работа общественного транспорта. Все сферы, в которых население отмечает сложности, с которыми они сталкиваются, являются жизненно необходимыми и влияют на уровень жизни населения малых городов.
Что же тревожит жителей уральских городов больше всего? В качестве самых острых факторов оказались: рост цен на услуги
в социальной сфере (61 % в городе Заречный и 66 % в городе Североуральск), неэффективная деятельность органов власти в области развития социальной инфраструктуры (34 % и 46 % соответственно). В действительности заметно сдерживающими развитие социальной инфраструктуры и снижающими удовлетворенность населения обслуживанием являются низкие доходы значительной части населения и высокая стоимость услуг. Многие услуги социальной сферы не востребованы по причине низкой платежеспособности населения. Это проявляется практически всюду, но прежде всего - в ключевых сферах жизнедеятельности человека: недоступное жилье, высокая стоимость образовательных услуг, высокие цены на качественное медицинское обслуживание. Очень остро стоит вопрос о неэффективности деятельности органов местного самоуправления по развитию социальной инфраструктуры, что «отодвинуло» на второй план вопросы здравоохранения и занятости населения. Так, обеспокоенность опрошенных нами жителей городов состоянием сферы здравоохранения отметили 34 % и 42 % соответственно. Угроза безработицы особо обострилась после кризиса и до настоящего времени очень волнует население: 15 % и 33 % соответственно. В наименьшей степени население обеспокоено услугами учреждений образования (9 % и 14 % соответственно) и культуры: 5 % и 11 % соответственно (см. таблицу 1).
Факторы социальной напряженности
Таблица 1
№ Факторы Кол-во ответивших в % к числу опрошенных
Североуральск Заречный
1 Рост цен 66,8 61,9
2 Неэффективная деятельность властей 46,6 34,9
3 Состояние здравоохранения 42,7 34,0
4 Угроза безработицы 33,0 15,7
5 Преступность 26,0 17,6
6 Жилищно-коммунальное обслуживание 23,8 25,5
7 Состояние дорог 20,4 22,2
8 Качество образование 14,1 9,9
9 Социальная защита населения 11,2 20,0
10 Состояние культуры 4,8 11,1
11 Другое 0,7 1,4
12 Затрудняюсь ответить 0,2 0,7
Количество опрошенных, человек 412 415
Примечание: проранжировано по данным г. Североуральск.
СОЦИУМ
Весьма критичное отношение население к деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством обусловлено, на наш взгляд, тем, что зачастую не делается раз-
тельно социальных настроений населения малых городов.
В процессе исследования мы выяснили, как жители данных городов оценивают динамику условий жизнедеятельности.
25
20
15
10
I
Заречный Североуральск
123456789 10
1 - неэффективная дея-ть < :> 10- эффективная дея-ть
Диаграмма 1. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления (в % к числу опрошенного населения, где 1 - низкая оценка деятельности ОМС, 10 - высокая оценка деятельности ОМС)
личий между разными видами управления (государственным и муниципальным). Это также обусловлено тем обстоятельством, что многие социальные программы осуществляются одновременно и федеральными органами власти, и органами местного самоуправления. Причем конкретные задачи органов власти различных уровней не всегда четко определены, а функции порой смешаны.
С этой целью был задан вопрос: «Как, на Ваш взгляд, изменились условия жизни в городе за последние 5 лет?».
Из данных, приведенных в таблице 2, видно, что имеются различия в степени удовлетворенности динамикой условий жизни населения городов. Так, если большая часть населения города Заречный считает, что они стали жить лучше, то жители Североуральска отметили, что их условия
Таблица 2
Удовлетворённость жизнью населения
№ Критерии Ответы в % к числу опрошенных
Заречный Североуральск
1 Стали жить намного лучше 7,5 2,0
2 Стали жить несколько лучше 38,8 20,9
3 Ничего не изменилось 24,8 34,6
4 Стали жить несколько хуже 13,7 27,5
5 Стали жить намного хуже 4,6 10,0
6 Затруднились с ответом 10,6 5,1
Число опрошенных, человек 412 425
Данные, полученные в ходе проведенного автором социологического исследования, позволяют сделать вывод относи-
жизни не изменились, а 27, 5 % опрошенных отметили, что стали жить несколько хуже. Население г.Североуральск не видит
особых положительных изменений в жизни города за последние пять лет, в то время как население Заречного отмечает положительные тенденции. Это обусловлено, в первую очередь, историческими предпосылками, так как Североуральск - достаточно старый город, был основан в 1758 году в связи со строительством завода, а город Заречный является молодым развивающимся городом, основан в 1954 году. Во-вторых, на развитие городов влияют и градообразующие предприятия. В Северо-уральске сосредоточены горно-промыш-
ленные предприятия по добыче бокситной руды, запасы которой исчерпываются, в городе Заречный расположена атомная электростанция, которая находится в развитии, так как это перспективное направление в электроэнергетике.
Социальная инфраструктура выступает в качестве одного из показателей уровня и качества жизни населения. Сфера обслуживания, объекты социальной инфраструктуры, включающие учреждения образования, здравоохранения, просвещения, культуры и жилищно-коммунального хозяйства, составляют необходимые и важнейшие условия жизнедеятельности населения. Перед современным российским обществом ос-
тро встают многообразные задачи социального, экономического и духовного развития. Это требует дальнейшего углубления теории научного управления социальными процессами, совершенствования форм и методов целенаправленного и планомерного развития различных сфер общественной жизни. Потребности в развитии социальной инфраструктуры значительно актуализируют необходимость комплексного решения социальных и экономических проблем [4, с. 106].
В малых городах имеются свои проблемы, которые обусловливают особенности
управления социальной инфраструктурой, новые подходы к развитию способов предоставления социальных услуг.
Исследование проблем в сфере здравоохранения, жилищно-коммунального обслуживания, образования позволяют выявить несоответствия между качеством и доступностью услуг. Многие услуги в социально-бытовой и культурно-досуговой сферах стали платными, что сделало их менее доступными для населения. Наряду с этим выявлены и другие проблемы (см. таблицу 3).
Жители малых городов региона обеспокоены качеством здравоохранения. При таком состоянии услуги сферы здравоохранения не могут полноценно удовлетворять
Таблица 3
Социальные проблемы города, вызывающие наибольшее беспокойство у населения
№ Проблемы Ответы в % к числу опрошенных
Заречный Североуральск
1 Здравоохранение 60,2 42,6
2 Низкие доходы, низкий уровень жизни 57,0 39,0
3 Состояние дорог 36,6 28,4
4 Качество услуг в сфере ЖКХ 29,6 23,6
5 Угроза безработицы 30,8 38,8
6 Экологическая ситуация 3,9 24,1
7 Состояние водоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения 5,8 17,6
8 Благоустройство города и территорий 19,4 14,5
9 Преступность 17,0 12,5
10 Образование 16,8 10,8
11 Коррупция, взяточничество 13,6 10,8
12 Работа общественного транспорта 6,1 9,9
13 Бытовое обслуживание населения 3,4 8,7
14 Развитие малого бизнеса 1,7 2,6
Число, опрошенных, человек 412 415
социальные потребности и способствовать социально-экономическому развитию.
Что касается образования, то среди тенденций развития современного общества можно отметить повышение значимости образования, информации как основных производственных, так и социальных ресурсов.
Города, создающие и развивающие элементы инфраструктуры в сфере образования, формируют и «удерживают» на своей территории более молодое, образованное население, готовое использовать свой потенциал для его развития [3, с. 44-45], поэтому на территории малых городов необходимо развивать систему образования. В целом население городов положительно оценивает работу учреждений образования (диаграмма 2) по всем показателям.
В то же время, несмотря на такие оценки, результаты исследования показали, что больше всего население неудовлетворено высокими ценами на услуги в сфере образования. К платным услугам в сфере образования можно отнести повышение квалификации, платные уроки и работу с репетиторами в школах, платные факультативные занятия в школах и т.д. Платные услуги заметно сдерживают развитие социальной инфраструктуры и снижают удовлетворенность населения обслуживанием в сфере образования. В какой-то мере это объясняется низкими доходами значительной части населения.
В решении ряда проблем в сфере обслуживания населения в последнее время
все большую роль играет сеть Интернет. Интернет-инфраструктура играет важную роль в развитии услуг социальной инфраструктуры. Это особенно ярко проявляется в доступе к самой разнообразной информации, средствах связи (фактически реализована идея видеотелефона), в быстрой почтовой связи (электронные письма и др.). Быстрыми темпами развиваются услуги в торговле: интернет-магазины завоевывают все большее доверие населения, а их преимущества становятся все более ощутимыми: нет необходимости в торговых площадях и их коммунальном обслуживании (свет, тепло, вода, утилизация мусора), ниже цены, организованная доставка товара потребителю. Особенно привлекательными становятся интернет-магазины в малых городах, поскольку становится
вполне доступным приобретение товаров из торговых центров других городов и даже других стран.
Появление интернет-инфраструктуры уже сейчас оказывает радикальные изменения в различных сферах общества. Использование интернета в области образования - это развитие системы дистанционного обучения. В сфере культуры - это развитие виртуальных музеев, в транспорте - бронирование билетов через Интернет. В области здравоохранения - это консультации специалистов в режиме он-лайн, развитие системы электронных очередей и системы «электронная регистратура» и другие. В сравнении с «традиционной» социальной инфраструктурой, интернет-инфраструкту-
Диаграмма 2. Оценка работы учреждений образования (от 1 до 5 баллов, где 1 - самый низкий балл, 5 - самый высокий балл)
ра способствует оперативному получению и распространению информации.
При проведении исследования изучалось использование сети Интернет, потребление услуг через Интернет и частота их использования, а также оценки полезности интернет-инфраструктуры.
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы: значительное большинство населения пользуется услугами сети Интернет: 77 % к числу опрошенных - население города Североуральска и 79 % к числу опрошенных - население города Заречного, и лишь малая часть населения не использует Интернет вообще (20 % и 22 % соответственно). В таблице 4 приведены данные по разнообразию услуг, которыми пользуются с помощью сети Интернет.
Наибольшей популярностью пользуются услуги в сфере здравоохранения и торговли (покупка товаров). Население активно использует Интернет в сфере образования (дистанционное обучение, семинары он-лайн) и в сфере жилищно-коммунального хозяйства (оплата услуг, подача заявок). Это приводит к минимизации очередей, более рациональному использованию свободного времени и более прозрачной системе (можно отслеживать информацию на сайтах). И, как отмечают респонденты, предоставление услуг через сеть Интернет является полезным для использования - от 65 до 80 % к числу опрошенных.
Таким образом, анализируя состояние социальной инфраструктуры в малых городах Заречный и Североуральск, мы сосредоточились на наиболее значимых элементах социальной инфраструктуры - жилищно-коммунальное хозяйство, функционирование объектов здравоохранения, образования, культуры и бытового
обслуживания, состояние дорог и работа общественного транспорта. Развитие элементов социальной инфраструктуры влияет на удовлетворенность жизни населения и на уровень жизни населения городов. В диаграмме 3 приведены показатели удовлетворенности качеством услуг, предо-
ставляемых населению в указанных выше сферах общественной жизни.
Большинство опрошенных горожан дали положительные оценки качеству предоставляемых услуг, хотя высоких темпов развития в этих сферах не отметили. Немало проблем в городской среде связано с благоустройством территорий. Так, 20 % к числу опрошенных жителей Североураль-ска совсем не удовлетворены благоустройством территорий, а жители Заречного, наоборот, считают удовлетворительным развитие городских территорий.
Одной из задач органов местного самоуправления является организация работы общественного транспорта. В транспортной сфере положительные сдвиги видны, ситуация постепенно меняется, поскольку стоимость проезда на общественном транспорте растет, и также развивается сеть частных предприятий по перевозке пассажиров.
Разнообразие бытовых услуг, по мнению респондентов, является удовлетворительным (от 39 до 43 % к числу опрошенных). Предприятия служб быта играют важнейшую роль в повседневном обслуживании населения. В организации бытового обслуживания, разнообразия услуг для населения и обеспечения их качества первостепенную роль играют органы местного самоуправления.
Осознание социальной проблемы и неудовлетворенные потребности не всегда находятся в прямой зависимости друг от друга. Это можно увидеть на примере работы учреждений культуры. Оценки по
Таблица 4
Сферы использования сети Интернет
№ Услуги Ответы в % к числу опрошенных
Североуральск Заречный
1 В области здравоохранения 52,0 18,1
2 Покупка товаров 35,1 39,8
3 В области образования 36,7 16,7
4 В области жилищно-коммунального хозяйства 25,1 23,1
5 В области культуры 11,6 15,8
6 Бытовыми услугами 8,2 9,6
Диаграмма 3. Удовлетворенность услугами, предоставляемыми населению (ответы в % к числу опрошенных)
предложенным параметрам близки к средним. Однако здесь необходимо принимать во внимание отношение населения к учреждениям культуры: значительная часть жителей небольших городов пользуется такими услугами крайне редко.
Таким образом, социальная инфраструктура малого города выступает важнейшим условием комфортности, повышения качества жизни населения, проживающего на данной территории. Она способствует снижению социальной напряженности и сохранению собственных ресурсов в малом городе.
Недооценка роли социальной инфраструктуры на протяжении многих лет при-
вела к тому, что ее элементы во многом не отвечают потребностям населения, и находятся в несбалансированности между собой. Вместо того чтобы стать фактором, повышающим привлекательность малого города, слабое развитие элементов социальной инфраструктуры препятствует дальнейшему развитию территорий [3, с. 45].
Поэтому стратегии социально-экономического развития малых городов должны включать в себя в качестве необходимого элемента планы развития социальной инфраструктуры, приоритеты и механизмы формирования и модернизации элементов инфраструктуры.
1. Кох, И.А. Управление социокультурными изменениями в регионе [Текст] / И.А. Кох. Екатеринбург: Издательство УрАГС, 2011. - 204 с.
2. Кочетов, А.Н. Современный взгляд на роль инфраструктуры в социальном развитии общества [Электронный ресурс] / А.Н. Кочетов, Д.А. Харитонов. URL: http//www.seun.ru/ oldessa/Win/ Journal/ j2000_2r/Socio/ kochet.htm (дата обращения: 04.02.2013).
3. Логачева, Н.М. Социальная инфраструктура и ее значение для социально-экономического развития регионов России [Текст] / Н.М. Логачева. Монография. Екатеринбург: Издательство Уральского института экономики, управления и права, 2012. - 202 с.
4. Логачева, Н.М. Развитие социальной инфраструктуры регионов как фактор повышения уровня жизни населения [Текст] / Н.М. Логачева // Социум и власть. 2012. №5 (37). С. 105-108.
5. Скопина, И.В. Исследование и оценка эффективности развития социальной инфраструктуры региона [Электронный ресурс] / И.В. Скопина // Управление экономическими системами: Электронный научный журнал. 2010. № 2 (22). № гос.рег. статьи 0421000034. URL: http://uecs.mcnip.ru (дата обращения: 04.02.2013).