ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ
ОБ ЭКСТРЕМИЗМЕ
Р.Р. Хаснутдинов, канд. юрид. наук, доцент Я.А. Пищулина, студент
Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11400
Аннотация. Статья посвящена значению религиоведческой экспертизы по делам об экстремизме. В данном исследовании раскрываются общие положения экстремизма и религиоведческой экспертизы, а также их тесная взаимосвязь. Основное внимание уделяется причинам образования такого явления, как экстремизм, а также способам, способствующим раскрытию и профилактике экстремистских преступлений. В статье акцентируется внимание на официальных статистических данных Генеральной Прокуратуры РФ. Предложены различные варианты борьбы с данной разновидностью преступности, одним из которых является проведение религиоведческой экспертизы.
Ключевые слова: экстремизм, религиоведческая экспертиза, эксперт, организация, следствие, способы расследования, преступление.
Экстремистская деятельность все больше распространяется и прогрессирует, в современном мире информации и всеобъемлющих глобализационных процессов сложно заметить начатки реальной угрозы жизнедеятельности государства, путем посягательства на конституционные права и свободы граждан, общественную безопасность и порядок. Экстремизм в значительной степени эволюционировал и несмотря на системную борьбу государства с этим явлением, массовые противоправные акции, взрывы, поджоги, убийства, иные тяжкие преступления продолжают потрясать своей частотой и масштабностью. Единичные субъекты экстремистской деятельности сменились экстремистскими сообществами, вовлекающими в свою деятельность значительное количество лиц, в первую очередь, из числа молодежи [1].
Понятие экстремизма дано в Федеральном законе от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», оно очень обширно, и включает в себя следующее:
- насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации);
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения [2].
В общем виде экстремизм можно охарактеризовать как радикальное отрицание существующих общепризнанных общественных норм и правил отдельными лицами или группами лиц.
По данным портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации по состоянию на август 2020 года зарегистрировано 585 преступлений экстремисткой направленности, что сопоставимо с уровнем 2019 года, ниже уровня 2018 года (зарегистрировано 1265 преступлений) и свидетельствует об улучшении ситуации в исследуемой сфере.
Лидером по количеству преступлений является Республика Дагестан (54 преступления), второе место занимает Свердлов-
ская область (25 преступлений), третье -Кемеровская область (24 преступления), четвертое - Республика Татарстан (22 преступления), пятое - г. Москва (19 преступлений), Самарская область занимает 21 место (9 преступлений).
Уровень выявления лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, ниже чем в 2019 году - 377 выявленных лиц против 445, и ниже уровня 2018 года - выявлено 894 лица. Здесь лидером является г. Москва, на втором месте - Республика Дагестан, на третьем - Кировская область. Самарская область находится на 53 строке (2 выявленных лица) [3].
Несмотря на то, что уровень выявления экстремистских преступлений и лиц, их совершивших, снижается, проблема не теряет своей важности, но наоборот, приобретает глобальный характер.
Экстремизм является сложным, многоаспектным социальным явлением, которое прогрессирует, приобретая новые формы, (как правило, скрытые) и негативно влияет на социум, политическую, экономическую сферы, государственный строй и правопорядок. В настоящее время экстремизм давно «вышел» за рамки конкретного государства и является глобальной международной проблемой. Отличительным признаком экстремизма является «фанатичность» его последователей, то есть - безоговорочное следование тем или иным убеждениям при полном отрицании противоположных взглядов, что наиболее ярко выражается в религиозной, национальной и политической областях. Вопросы сущности понятия «экстремизм», его истоки, особенности расследования преступлений, связанных с экстремизмом, особенности использования специальных знаний, методика доказывания и способы борьбы с данной категорией преступлений рассматривались в научных трудах многих исследователей.
В настоящее время все более масштабным становится экстремизм, «замотивиро-ванный» религией, другими словами религиозно-мотивированный экстремизм. В данной группе экстремистских преступлений выделяется несколько мотивов, в том
числе - национальной, расовой, религиозной или межрегиональной ненависти или вражды.
Религиозно-мотивированный экстремизм возникает на основе какого-то вероучения. Группа лиц, сообщество или организация интерпретирует какую-то его часть и формирует на его основе свою идеологию, активно привлекая в свои ряды обычных граждан. Представители террористических и экстремистских сообществ вырывают из контекста религиозной традиции нужные им цитаты, фрагменты текстов, трактуют обряды в свою пользу. Анализ уголовных дел рассматриваемой группы показал, что случаи, когда в ряды религиозно-экстремистских организаций оказываются вовлеченными законопослушные граждане, посещающие официальные религиозные учреждения, являются отнюдь не редкими. При этом религиозная неграмотность граждан является одной из главных причин, способствующих совершению преступлений рассматриваемой группы [4].
Основными способами профилактики и раскрытия экстремистских преступлений выделяют назначение и производство экспертиз [5], так как при их расследовании следователь может столкнуться с необходимостью получения специальных знаний и проведения соответствующих исследований, в том числе различных видов экспертиз, например: дактилоскопической, трасологической, судебно-медицинской, судебно-психологической, судебно-
технической экспертизы документов и других. Выбор экспертизы зависит от объектов, которые подлежат исследованию, а также от специфики той категории дел, по которой проводится следствие [6].
При расследовании преступлений экстремистской направленности специфическим элементом выступает невозможность изъятия или полного изъятия, сохранения и предоставления эксперту объектов, которые содержат информацию о совершении преступления. Здесь важно определить первостепенную значимость того или иного вида экспертизы, для этого следователи прибегают к помощи научных консультантов, функция которых в первона-
чальном анализе объекта и определении наличия негативных или оскорбительных характеристик нации, расы, религии, негативных установок или подстрекательства к враждебным действиям против какой-либо этнической, расовой или религиозной группы, а также помощь в определении сферы последующих исследований [6].
Религиоведческая экспертиза может оказывать существенную помощь следствию в установлении мотива преступления, в случае его совершения на религиозной почве или если подозреваемый принадлежит к какой-либо религиозной группе [5].
В развитии института религиоведческой экспертизы основополагающими нормативно-правовыми актами стали: постановление Правительства РФ от 3 июня 1998 г. № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» [7], Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» [8], приказ Федеральной регистрационной службы от 16 июля 2007 г. № 148 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» [9].
В соответствии с разработанной законодательной базой одной из основных задач проведения религиоведческой экспертизы является определение религиозного характера организации путем анализа учредительных документов, сведений об основах вероучения и соответствующих практик [10].
Религиоведческая экспертиза также решает задачи:
- определения круга основных ценностей, социально значимых установок и практик исследуемого религиозного направления, а также установления степени достоверности сведений о представленных вероучении и культовой практике;
- выявления негативных оценок данного религиозного направления по отношению к другим религиям [5].
Приказ Минюста «О государственной религиоведческой экспертизе» устанавливает, что проведение экспертизы осуществляет Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Рос-
сийской Федерации (либо Управлении Министерства юстиции Российской Федерации в субъекте Российской Федерации) [11].
К сожалению, на сегодняшний день практически отсутствует общеутвержден-ная методология проведения религиоведческой экспертизы, и эксперты опираются на знания в области религиозной традиции, религиозной идеологии, религиозного культа, религиозной литературы и источников, которые дают возможность применить эти знания при квалификации элементов исследуемого объекта в процессе определения экстремистских признаков [12].
Судебно-религиоведческая экспертиза представляет собой исследование материала религиозного характера, проводимое экспертом-религиоведом с использованием знаний в области религиоведения в целях интерпретации его содержания, определения смысловой направленности и выявления религиозно-экстремистского контента. Она не проводится в государственных судебно-экспертных учреждениях, однако может быть произведена лицами, обладающими соответствующими знаниями в негосударственных центрах судебных экспертиз, научно-исследовательских институтах или в образовательных организациях высшего образования [13].
Таким образом, обобщив все вышеизложенное, можно сделать вывод, что при расследовании преступлений экстремистской направленности, в разрезе применения специальных знаний, чаще всего прибегают к экспертизам. Религиоведческая экспертиза является относительно новым явлением, но в то же время, довольно распространенным. Применяя религиоведческую экспертизу при расследовании дел указанной категории, следствие может значительно упростить задачу поиска необходимых доказательств, а также ускорить процесс расследования, выбрать нужное направление действий. Думается, что в дальнейшем, для более обширного применения религиоведческой экспертизы, необходимо развитие методологии ее проведения и установление более конкретных требований к экспертам-религиоведам.
Библиографический список
1. Официальный сайт Главного управления МВД России по Кемеровской области. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^://42.мвд.рф/экстремизм-и-экстремистская-деятельность (дата обращения 19.10.2020).
2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета. 2002. № 138-139.
3. Официальный сайт Портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения 19.10.2020).
4. Назаркулова Ч.Н. Использование специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных по мотиву национальной, расовой, религиозной или межрегиональной ненависти или вражды: дисс. ... канд. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2017. - 26 с.
5. Грушихина В.А. О понятии религиоведческой экспертизы при расследовании преступлений, связанных с распространением материалов экстремистской направленности // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2015. - №1 (72). - С. 37-42.
6. Песчаный М.В. Особенности применения судебных экспертиз при расследовании преступлений экстремистской направленности // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - №3. - С. 207-210.
7. Постановление Правительства РФ от 03.06.1998 № 565 «О Порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» (утратил силу) // Российская газета. 1998. № 112.
8. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Российская газета. 2004. № 230.
9. Приказ Росрегистрации от 16.07.2007 № 148 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» и Постановления Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 г. № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» (утратил силу) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2007. - №43.
10. Воронцов А.В., Прилуцкий А.М. Методологические проблемы религиоведческой экспертизы // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 4 (44). - С. 13-18.
11. Приказ Минюста РФ от 18.02.2009 № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе» (вместе с «Порядком проведения государственной религиоведческой экспертизы», «Положением об экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.02.2009 № 13430) // Российская газета. 2009. № 43.
12. Градусова М.М. Религиоведческие аспекты судебной экспертизы по делам об экстремизме // Сайт АНО «Лингва-Эксперт». 2016. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lingva-expert.ru/articles/Religiovedcheskaya-ekspertiza-ekstremizm/ (дата обращения 21.10.2020).
13. Назаркулова Ч.Н. Использование специальных знаний при расследовании преступлений, совершенных по мотиву национальной, расовой, религиозной или межрегиональной ненависти или вражды: дисс. . канд. юрид. наук. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 8891.
THE IMPORTANCE OF RELIGIOUS EXPERTISE IN CASES OF EXTREMISM
R.R. Hasnutdinov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
Ya.A. Pishchulina, Student
Samara State University of Economics
(Russia, Samara)
Abstract. The article is devoted to the importance of religious expert examination in cases of extremism. This study reveals the general provisions of extremism and religious expertise, as well as their close relationship. The main attention is paid to the reasons for the formation of such a phenomenon as extremism, as well as ways to help disclose and prevent extremist crimes. The article focuses on the official statistics of the General Prosecutor's Office of the Russian Federation. Various options for combating this type of crime are proposed, one of which is the conduct of a religious examination.
Keywords: extremism, religious expertise, expert, organization, investigation, methods of investigation, crime.