Научная статья на тему 'Значение религии в образовании современной модели государства'

Значение религии в образовании современной модели государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
176
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М Р. Габитов

Статья показывает и приводит исторические примеры того, что современная модель государственной власти и правовые институты складывались параллельно с изменениями в толкованиях христианского учения и изменениями в церковной администрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the historical examples that the modern system of state power and legal institutes have been formed simultaneously with the Christian religion interpretation and church administration changes.

Текст научной работы на тему «Значение религии в образовании современной модели государства»

М.Р. ГАБИТОВ,

доцент, кафедры экологического, трудового и финансового права Института права Башкирского государственного университета,

кандидат юридических наук (г. Уфа)

ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ОБРАЗОВАНИИ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВА

В предыдущих работах1 были выявлены ключевые точки в мировой истории, приведшие к становлению современной модели государственной власти. Основная мысль - в истории формирования выборной формы правления присутствуют закономерности, которые проявились и выкристаллизовались в Древнем Риме. Закономерности следующие:

1. Первым сдвигом стало закрепление права частной собственности на землю. Сервий Туллий, шестой римский царь, в 578-534 гг. до н.э. ввел земельный кадастр, который назывался «Табулес цензуалес». В нем производилась съемка периметра недвижимого имущества и устанавливался налог с учетом типа почвы, ее качества и продуктивности.

2. На основе земельной собственности к 509 г. до н.э. сформировался выборный орган власти - Сенат, куда входили поначалу только собственники земли.

3. Затем юридически признается и закрепляется равноправие граждан «Законами XII таблиц» в 450 г. до н.э.

4. После этого создается единая для всего населения система суда и судопроизводства.

Последующая история западных государств проходит по этому (римскому) сценарию. Меняется только время, пространство и скорость, но сами закономерности остаются неизменными. Например, «римская» последовательность событий продолжится в Англии. Нормандский герцог Вильгельм Завоеватель в годы своего английского правления (1066-1087) юридически закрепил право собственности на землю за своей знатью и провел полную перепись земельных владений королевства.

Когда корона стала злоупотреблять налогообложением, собственники земли отказались пла-

тить повышенные ставки налогов. А для закрепления своих прав составили документ, названный Великая Хартия вольностей «Magua Charta»2 (1215), где перечислили свои права. В качестве гарантий бароны включили в петицию пункт, по которому они должны были избрать двадцать пять человек из их числа и эти люди составят орган, к которому пострадавший может апеллировать в случае нарушения его прав, то есть представительный орган власти.

Эдуард III (1327-1377) закрепил как конституционный принцип, остающийся неизменным до настоящего времени: представительское собрание простого народа - палата общин обладает решающим голосом при установлении налогов3, а палата лордов стала судом высшей инстанции.

Однако на значение христианства для становления правовых основ современной модели государств в Западной Европе и бывших европейских колоний в обеих Америках внимание не обращается. В этой статье рассмотрим влияние христианства при создании современной формы государственного правления. Для того чтобы разглядеть ключевые точки, после прохождения которых изменится (или не изменится) государственной власти нужно видеть более широкую панораму событий. Тогда увидим, что религиозные причины также сыграли ключевую роль в создании современной формы государства и права и их теоретического обоснования.

Христианство возникло в Римской империи уже в сложившемся государстве, где существовал представительный орган власти - Сенат и развитая система законодательства, однако дальнейшие изменения в форме государственного устройства, и изменения в вопросах религии будут идти рядом, пересекаясь и влияя друг на друга.

'Закономерности становления западной государственности (историко-правовое исследование). Монография. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007г. Gabitov M.R. Regularities of Western State System. (historical and legal study). Monograph. - Ufa: RJC BashGU, 2007. Закономерности становления западной модели государственности и российская правовая история. Право и государство: теория и практика. - №5, 2007 г. Координация изучения общетеоретических юридических дисциплин Правовое государство: теория и практика. - №', 2009 г.; Правовые закономерности формирования западной государственности, как основа изучения общетеоретических юридических дисциплин Евразийский юридический журнал №2, 2009 г. и др.

2 Хрестоматия по всеобщей истории государства и права под ред. Батыгра К.И. - М., 2004. Т.'. - С. 370-374.

3 Левина М.И. Парламентское право Великобритании XVII-начала XIX в. - М., 2000. - С. '8.

История государства и права

ПШ

Так, например, в судебниках всех древиегерман-ских племен,4 разваливших Западную Римскую империю - «Салической правде» (Lex Salica)5, составленных примерно в VI веке, частью государственной правовой жизни стала христианская религия. Законы начинаются «во имя Христа», в них зафиксированы преступления против церкви и церковного имущества.

В то время христианских церквей и сект было множество, например, в IV веке одно - арианство, отрицало равенство (единосущность) Бога Отца и Бога Сына (Христа). Христос, как творение Бога Отца, был существом ниже стоящим, чем Бог Отец. Главное учение гласило, что все три божественные ипостаси - Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой -совершенно равны между собой и неделимы.

Этот второй взгляд разделяло большее количество христианских епископов, поэтому учение о еди-носущности и неделимости всех трех ипостасей Бога стало догматом «универсальной», вселенской или католической (от греческого слова «всемирный») церкви. Германцы, а затем и остальные «варварские королевства», поначалу бывшие арианами, впоследствии приняли католичество.

После развала Западной Римской империи все государства современной Западной Европы стали христианскими, в его католическом варианте. В свою очередь Восточная Римская империя, также принявшая христианство в качестве государственной религии, ту версию, суть которой члены Троицы (Ветхозаветный Бог, Сын, то есть Иисус и Святой Дух, олицетворяющий то, что Господь вложил в природу и человека) - это различныге аспектыг одного и того же божества.

Впоследствии эти версии стали еще больше различаться по догмам, организации богослужения, главенству церковных праздников и взаимоотношениям между светской и церковной властью.

В XV-XVI веках, в Европе началось антицерковное движение, получившее название - Реформация (нем. reformation, от лат. reformatio - преобразование, исправление).

Начало реформации было положено в Англии. Критику в адрес церкви начал священник и одновременно оксфордский ученый Джон Уиклиф. В своих трактатах он сформулировал аргументы против христианской церкви. Суть протеста не в отрицании самой христианской религии, а в протесте иерархической администрации церкви, в

протесте проведения богослужения и церковных церемоний на латинском языке, которые можно исказить, поскольку латинский язык непонятен большинству верующих. Отсюда требование проведения богослужений и перевода Библии на национальный язык. Сам Уиклиф перевел Библию на английский язык в 1382 году6.

Начало реформации на континенте связано с именами профессора теологии из города Виттенберга Мартина Лютера (1483-1546), который перевел Библию на немецкий, и главы церкви города Женевы Жана Кальвина (1509-1564), составившего многочисленные комментарии к Библии. Оба, также как Уиклиф, выступали против злоупотреблений католической церкви, ее коррумпированности, злоупотреблений священнослужителей, пышности и дороговизны религиозных обрядов, но нг против христианского учения. «Традиционно выделяют 3 основных направления Реформации: бюргерское; плебейское, соединявшее требование упразднения Католической церкви с борьбой за установление равенства; королевско-княжеское, отражавшее интересы светской власти, стремившейся расширить свое политическое влияние за счет церковных владений»7.

Тех, кто поддерживал этот протест - назвали протестантами, в отличие от сторонников официальной римской церкви - католиков.

Протестантскими становились отдельные города и целые феодальные владения во всей Европе, переставшие платить десятину римской церкви. Раскол затронул все страны и всех монархов. Монархи-католики начали подавлять восстания, выступления конкретных феодалов и населения во всей Европе.

В Германии к 1555 году оформились две территории немецких княжеств - католическая и протестантская, между которыми в 1555 году, в городе Ауксбурге был заключен религиозный мир, где был закреплен принцип - каждый князь определяет религию своих подчиненных. В католическом мире остались: Бавария, Франкония, княжества на Рейне и Эльзас. Стали протестантскими северо-германские княжества - герцогство Пруссия, Брандербург, Саксония, Гессэн, Брауншвейг, Тфальц и Гюртенберг8. Соседними с северо-германскими княжествами были несколько объединенных провинций с общим названием Нидерланды (нем. низинные земли).

К середине XVI века Нидерланды были са-

4 Антология мировой правовой мыгсли. - М., 1999. Т. 2. - С. 31-67.

5 2. Хрестоматия памятников феодального государства и права / Под ред. В.М. Корецкого. - М., 1961. - С. 8-25.

6 Черчилль У.С. Рождение Британии. - Смоленск: Русич, 2005. - С. 369-371.

7 Всемирная история. Энциклопедия. В 14 т. Т. 9. - М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2006. - С. 215-216.

8 Всемирная история. -М., 1958. Т. IV. С. 186-187.

мой урбанизированной территорией Европы: на небольшой территории было расположено более 300 городов и 6500 деревень9. Все города Нидерландов имели долгую историю и с XIII века были центрами развитого цехового мастерства, центрами различных финансовых и купеческих контор, банков и бирж, и вели широкую международную торговлю.

В северных областях Нидерландов, как и во всех германских княжествах, распространился протестантизм. Король испанский и нидерландский Филипп считал себя главой католических сил в Европе и, естественно, всеми средствами попытался насадить католичество и усилить испанское влияние. И для этого: увеличил количество испанских войск в Нидерландах; сосредоточил фактическую власть в руках узкого состава государственного совета, верного испанскому правительству; создал еще 14 новых католических епископов. В следующем, 1557 году он объявил государственное банкротство, что повлекло спад производства и торговли, а в 1560 году объявил международную торговлю государственной монополией, что привело к общему для всей страны экономическому кризису, а, следовательно, еще большего увеличения безработного и деклассированного населения. В конце концов, это давление привело к открытой войн в 1566 году, которая началась с разгрома католических церквей. В ответ на это в Нидерландах высадилась испанская армия, оккупировавшая большинство голландских городов.

После начала всеобщего восстания и освобождения северного побережья Нидерландов штаты Голландии и Зеландии (лето 1572 г.), собравшиеся в городе Дордрехте, выработали схему власти в восставших провинциях, а Синод 1574 г. заложил организационные основы кальвинистской церкви в этих провинциях.

В условиях войны Северные провинции (Голландия, Зеландия, Утрехт, Гелдерн, Оверэйсел, Фрисландия, Горонинген), а позднее и города Фландрии и Брабанта (Гент, Ипр, Брюгге, Антверпен, Бреда, Лир), (современная Бельгия), 23 января 1579 года заключили военно-политический союз - Утрехтскую унию, предусматривавший: совместное ведение войны против Испании; создание общей армии; единой монетной системы; общей внешней политики и единой протестантской церкви.

Первое государственное образование, послужившее прообразом и ставшее моделью для современного государства, образовалось как союз

городов, однако модель городского самоуправления, ставшие основой нового государства, была заложена гораздо раньше - римской системой выборной власти, формулировкой «естественного права», а одной из главных причин оформления новой модели стал раскол в администрации католической церкви.

Подобный процесс произойдет и в Англии. В 1625 г. престол унаследовал Карл I, при котором усилилось противостояние короля и парламента. Карл распустил палату общин, начал взыскивать давно забытые налоги и (как и короли на континенте) начал гонения на ряд религиозных протестантских течений. Все это, а также проигранная война с Шотландией в 1640 г. привели к противостоянию короля и парламента, а затем и к гражданской войне, после которой в Англии установится парламентская республика и протестантская версия христианства.

Во время этих событий в 1642 году публикуется трактат Томаса Гоббса «Философские основания учения о гражданстве» (De Give)10, который стал (и остается по настоящее время) основой для всех последующих работ в Англии и Европе об устройстве государственной власти и правах человека. Гоббс развивает римское понятие «естественное право», тесно связывает его с христианским учением и показывает, что это право «божественное» и присуще человеку от рождения, но реализоваться оно может только в гражданском обществе, а государство обязано обеспечить состояние естественного права каждого человека для гарантии существования гражданского общества.

Структура работы состоит из частей -

1. Свобода, куда входят главы:

- о состоянии людей вне гражданского общества;

- о естественном закон относительно договоров;

- об остальных естественных законах;

- о том, что естественные законы, по сути, законы божественные.

2. Власть:

- о причинах возникновения государства;

- о правах совета или человека, который облечен верховной властью государства;

- о трех видах государств: демократии, аристократии и монархии...

3. Религия

В период перед началом революции во Франции в 1748 году была издана теоретическая работа Шарля Монтескье (1689-1755) «О духе за-

9 Всемирная история. - М., 1958. ТIV. С. 279.

10 Гоббс Т. Философские основания учения о гражданстве. - Минск: Харвест, 2001.

История государства и права

ГОЛ

конов»11, которая основана на трактатах англичан 1642 года Томаса Гоббса и 1690 года Джона Локка.

Как завершение всей этой истории на американском континенте, в ходе войны за независимость, 4 июля 1776 года в Филадельфии была обнародована американская Декларация независимости. В этом документе Томаса Джеффер-сона, заметно влияние Гоббса, Локка и Монтескье. Кроме того, торжественно заявив о правах человека и об обязанности правительств защищать их, делегаты тринадцати Соединенных Штатов Америки дважды упоминают о Боге.

То есть, юридические основы возникли гораздо раньше религиозных, а затем становление государственности и становление новых религиозных институтов идут параллельно. При этом теории, объясняющие формирование основ современной модели государства и правил поведения в обществе, возникли на основе римских юридических законов, и эти теории создаются на основе фактического правового материала и христианских норм. Сначала это были работы римских юристов, кодифицирующие законодательство и дающие к ним комментарии, а в дальнейшем, выводящие из большого юридического материала, принципы права вообще. Например, «Институции Гая» II век н.э., Конституции Юстиниана V век н.э. написаны после утверждения христианства в качестве государственной религии. Впоследствии, на основе римских правовых теорий и христианского учения выводятся теоретические модели государственного управления и права для европейских стран, например, трактаты Генри Брактона, Томаса Гоббса, Джона Локка в Англии, Шарля Монтескье во Франции. А уже эти теоретические положения отражаются в законодательстве - Декларациях прав и свобод человека и гражданина и Конституциях.

Глядя на российскую историю, видим, история русского государства начинается с двух составляющих: 1) принятие православной версии христианства, приписываемого князю Владимиру в 980 году; и 2) принятие первого закона - Русской правды в X веке, основной смысл которого в закреплении социального неравенства. В дальнейшем эти составляющие сольются и усилятся. Сословная иерархия жестко структурируется -служилое сословие будет иметь право владения

землей за обязанность службы государству; а зависимое сословие станет только бесправным и обязанным и закреплено это будет в законе, благословленном христианской церковью.

Эти две составляющие стали основой русского и российского государства и права и пронизывали юридическое законодательство, вплоть до 1917 года. Например, большую часть истории Руси и России в государстве и праве закреплено зависимое состояние основной части населения - крестьянства. Показательно, что слово «крестьянин» - это производное от слова «христианин», согласно ст. 57 Судебника 1497 года12, то есть верующие в Христа, обязаныг быть зависимыми.

В 1861-1864 годах вся государственная политика сдвинулась в сторону демократизации всей жизни: правовой, экономической, социальной. После проведения реформ дальнейшая политика должна была бы развить и расширить правовые основы, заложенные «великими реформами», но 1 марта 1881 года царь «реформатор» Александр II был убит.

Вступивший на престол новый император Александр III (1881-1894) некоторое время колебался между продолжением и развитием реформ, начатых его отцом или поворотом в сторону реакции. В конце концов, «под влиянием обер-прокурора Светлейшего Синода К. И. Победоносцева он склонился ко второму»13. И в период, начавшийся с 1881 года, предыдущие демократические реформы начали сворачиваться, что получило название «контрреформ».

Как видим, именно из-за религии система государственной власти Российской империи не смогла измениться, что впоследствии и привело ее к гибели!

При таком подходе, видно, что теории, называющиеся «правовыгми», в России никогда правовыгми не быыли. В основе российских теорий, объясняющих устройство государственной власти и законодательства, лежал не юридический закон, а религиозныге или идеологические нормыг. Например, «Антология мировой правовой мысли»14 к «развитию» российской «юридической» мысли, вплоть до XVIII века относит религиозные произведения - «Допущенное на нас богом беззаконное царство Расстриги», «Царство царя Василия Ивановича Шуйского», «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства» и т. п.

11 Монтескье Ш. Избранныге произведения. О духе законов. - М., 1955.

12 Российское законодательство Х-ХХ веков под ред. Чистякова О. И. - М., 1984. Т. 2. - С. 61.

13 Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. - Санкт-Петербург, 2002. - С. 376.

Выводы из всего этого следующие:

1. Текст статьи посвящен истории государства и права, точнее сдвигам после которых государство и право приобретают новые форму и содержание. Например, мусульманские государства и исламская цивилизации вообще, не рассматриваются без религиозных и моральных правил поведения, сформулированных пророком Мухаммедом в VII веке. Устав мусульманской общины (уммы), составленный пророком в маленьком аравийском городке Медине для последователей новой религии, впоследствии стал правовым фундаментом огромной державы от Аравийского полуострова до Пиренейского, и остается таким фундаментом для большого количества исламских государств в настоящее время.

В истории светских государств Европы религия также была и стала одной из ключевых составляющих (наряду с земельной собственностью и выборной формой правлания), которые привели (или н привели, как в истории России) к принятию современной модели государственного устройства и правовых норм. Предложенный материал показывает историю государства и права Европы и европейских колоний

шире, выделяет и расширяет количество точек сдвигов мировой государственности, на которые внимание не обращалось.

2. Историческое соотношение правовых и религиозных документов и теоретических текстов имеет практическое значение при определении общего смысла правовых норм; обозначит приоритеты общечеловеческих, религиозных и правовых ценностей в праве, в международных правовых документах, в частности, независимо от национальной правовой системы и вероисповедания. К настоящему времени сложились международные нормы в области прав человека (которые являются также составной частью правовой системы Российской Федерации) и теоретический комментарий к нему. Вот пример, «Европейское право в области прав человека. Практика и комментарии»15 авторы Марк Дженис, Ричард Кэй, Энтони Брэдли. К «комментариям» международных документов в области прав человека приводится работа англичанина Томаса Гоббса 1642 года, написанная во время становления парламентской республики и укрепления протестантской церкви.

Мацалада мемлекеттгк бил1ктщ цаз1рг1 замангы модел1 мен цуцыцтыц институттары христиандыц оцу тустд1рмелертдег1 взгер1стер мен ш1ркеу эк1мшшгтдег1 взгер1стер цатар цалыптасцанына тарихи мысалдар келт1р1лед1.

Статья показывает и приводит исторические примеры того, что современная модель государственной власти и правовые институты складывались параллельно с изменениями в толкованиях христианского учения и изменениями в церковной администрации.

The article deals with the historical examples that the modern system of state power and legal institutes have been formed simultaneously with the Christian religion interpretation and church administration changes.

14 Антология мировой правовой мыгсли. - М., 1999. - Т. 2-5.

15 Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э. Европейское право в области прав человека (Практика и комментарии). - М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.