Научная статья на тему 'Значение регионального штандорта в предпочтениях иностранных инвесторов'

Значение регионального штандорта в предпочтениях иностранных инвесторов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
141
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ РЕГИОНА / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ЦЕНТРЫ ПРИТЯЖЕНИЯ / ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ / ИНФРАСТРУКТУРА / ПОТЕНЦИАЛ СПРОСА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / POSITION OF THE REGION / FOREIGN INVESTMENTS / NATIONAL INTERESTS / CENTERS OF ATTRACTION / NEAR-BORDER REGIONS / INFRASTRUCTURE / DEMAND POTENTIAL / INVESTMENT CLIMATE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Розанова Людмила Ивановна, Морошкина Марина Валерьевна

Выбор иностранными инвесторами мест размещения прямых инвестиций определяет возможность создания регионами конкурентных преимуществ. Однако многие приграничные регионы, и в частности Республика Карелия, остаются вне интересов инвесторов, а центрами притяжения иностранных инвестиций в подтверждение основ штандорт-теорий становятся регионы с развитой производственной и транспортной инфраструктурой и высоким потребительским потенциалом. Авторы приходят к выводу, что выгоды географического положения можно извлечь при условии ориентации региональной власти на формирование благоприятных условий для инвесторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MEANING OF THE REGIONAL STANDORT IN THE PREFERENCES OF FOREIGN INVESTORS

Foreign investors' choice of places of placement of direct investments determines the possibility of creating competitive advantages by regions. However, many near-border regions, in particular, the Republic of Karelia stay out of the circle of interests of investors, and the centers of attraction of foreign investments to prove the basics of Standort theories become the regions with the developed industrial and transportational infrastructure and high consumer potential. The authors arrive to the conclusion that the advantages of the geographical position can be found on condition of orienting the regional power on forming favorable conditions for investors.

Текст научной работы на тему «Значение регионального штандорта в предпочтениях иностранных инвесторов»

ГЕОЭКОНОМИКА И ГЕОПОЛИТИКА

РОЗАНОВА Л.И., МОРОШКИНА М.В.

ЗНАЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ШТАНДОРТА В ПРЕДПОЧТЕНИЯХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

Аннотация: Выбор иностранными инвесторами мест размещения прямых инвестиций определяет возможность создания регионами конкурентных преимуществ. Однако многие приграничные регионы, и в частности Республика Карелия, остаются вне интересов инвесторов, а центрами притяжения иностранных инвестиций в подтверждение основ штандорт-теорий становятся регионы с развитой производственной и транспортной инфраструктурой и высоким потребительским потенциалом. Авторы приходят к выводу, что выгоды географического положения можно извлечь при условии ориентации региональной власти на формирование благоприятных условий для инвесторов.

Ключевые слова: местоположение региона, иностранные инвестиции, национальные интересы, центры притяжения, приграничные регионы, инфраструктура, потенциал спроса, инвестиционный климат.

ROZANOVA Ы, MOROSHKINA М. V.

THE MEANING OF THE REGIONAL STANDORT IN THE PREFERENCES

OF FOREIGN INVESTORS

Abstract: Foreign investors' choice of places of placement of direct investments determines the possibility of creating competitive advantages by regions. However, many near-border regions, in particular, the Republic of Karelia stay out of the circle of interests of investors, and the centers of attraction of foreign investments to prove the basics of Standort theories become the regions with the developed industrial and transportational infrastructure and high consumer potential. The authors arrive to the conclusion that the advantages of the geographical position can be found on condition of orienting the regional power on forming favorable conditions for investors.

Keywords: position of the region, foreign investments, national interests, centers of attraction, near-border regions, infrastructure, demand potential, investment climate.

В последнее десятилетие наблюдается усиление региональной дифференциации в социально-экономическом развитии, концентрация капитала в наиболее развитых промышленных центрах, крайне неравномерное распределение инвестиций по регионам России. Дифференциация регионов обусловливает существенные различия в возможности реализации их потенциала. Пространственные неравенства становятся также препятствием в адаптации к внешним вызовам [8]. Существующая пространственная неоднородность в размещении инвестиций и, как следствие, неравномерность создаваемого регионального валового продукта на душу населения выдвигает на первый план проблему развития территорий. Непривлекательные для инвестора города, регионы постепенно утрачивают имеющиеся преимущества своего расположения, часто с уникальным природным ландшафтом и ресурсным потенциалом, сохранившимся историческим наследием, а трудоспособное население покидает родные места в поисках более выгодных мест работы.

То же самое касается и того, что выгодное с географической точки зрения приграничное положение не всегда может служить стимулирующим фактором при выборе мест для предпринимательства, в том числе и иностранными инвесторами, хотя мировые тенденции свидетельствуют об усиливающейся роли трансграничного сотрудничества для приграничных территорий. В то же время географическое положение региона имеет большое значение для развития региональной экономики как части сложной системы межрегиональных и мирохозяйственных связей. Республика Карелия, рассматриваемая в данной статье в качестве основного объекта исследования, имеет протяженную границу с Евросоюзом, а Финляндия и Скандинавские страны являются ее главными партнерами во внешнеэкономических связях. Однако при сравнении Республики Карелия с другими регионами оказывается, что данные связи не столь тесны в силу фактора приграничности и выгодного местоположения, а инвестиционная активность гораздо ниже, чем в соседних регионах, в том числе и приграничных. Возникает вопрос: какие более весомые факторы, чем фактор приграничности, определяют иностранные инвесторы при выборе региона в качестве инвестиционной площадки?

Международное приграничное сотрудничество является одним из важных направлений реализации государственной пограничной политики Российской Федерации, ориентированной, с одной стороны, на защиту суверенитета страны, а с другой - на открытость для свободного экономического оборота между государствами. Оно приобретает все более широкие перспективы в условиях глобализации в связи с системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик, что отражается на ускорении экономического роста благодаря внедрению современных технологий и методов управления в процессе экономического обмена. Россия граничит с 16 государствами. Кроме того, из 89 субъектов Российской Федерации 46 регионов находятся в приграничных отношениях с теми или иными государствами, 26 из них граничат с государствами СНГ. Развитие региональной экономики осуществляется под влиянием процессов, которые происходят не только в России, но и в мире, поэтому без учета мировых тенденций невозможно выстраивать экономическую политику региона.

С точки зрения перспектив развития экономики приграничное положение региона является одним из преимуществ в международном сотрудничестве и осуществлении внешнеэкономической деятельности, предпосылкой успешной интеграции территории в мировое хозяйство. Глобализация, в процессе которой происходит интеграция национальных хозяйственных систем в состав глобального мирового хозяйства, становится одной из ведущих тенденций современности. Актуальной является проблема повышения уровня социально-экономического развития страны и регионов посредством включения их в глобальную рыночную экономическую систему. В то же время следует отметить такую важную характеристику глобализации, как пространственная неоднородность, которая обусловлена разным весом отдельных ее субъектов в мирохозяйственных связях и сочетается со специфическим географическим рисунком этих связей у каждого из этих субъектов. Исследования экономистов-географов показывают, что география связей подчинена гравитационной закономерности развертывания внешнеэкономической деятельности: интенсивность международных связей находится в прямой зависимости от экономического веса взаимодействующих субъектов, но в обратной - от разделяющих их расстояний [2]. Данная закономерность отражается на плотности внешнеэкономических отношений, степени вовлеченности отдельных регионов в международную систему разделения труда.

В исследованиях российских ученых отмечается, что важными условиями трансграничного взаимодействия являются экономическая и культурная взаимодополняемость сотрудничающих регионов, этническая близость, традиционность связей, сказывающаяся на их содержании. Важной составной частью деятельности регионов в международной сфере являются их внешнеэкономические связи, из которых можно выделить следующие направления: внешняя торговля, международное производственное и научно-техническое сотрудничество, инвестиционная деятельность [3]. В национальных интересах России требуется постоянное развитие данных направлений для интеграции страны и, соответственно, отечественных хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Проведение предсказуемой и открытой внешней политики неразрывно связано с реализацией задач устойчивого развития России. При этом Россия должна решить комплекс задач, направленных на завершение формирования основ конкурентоспособной рыночной экономики и ее органической интеграции в мировое хозяйство, что отражено в Стратегии национальной безопасности до 2020 года (далее - Стратегия) в качестве приоритетной задачи. При определении места России в современном мире в условиях глобализации всех сфер международной жизни признается, что успешную интеграцию России в глобальное экономическое пространство затрудняют низкие темпы перевода национальной экономики на инновационный путь развития [1]. На данном историческом этапе без укрепления экономических связей с развитыми странами, без импорта высоких технологий трудно придать инновационную направленность экономике. В соответствии с основными положениями, закрепленными в Стратегии, Российская Федерация выступает за всемерное укрепление механизмов взаимодействия с разными странами мира, содействует укреплению Евразийского экономического сообщества в качестве ядра экономической интеграции и инструмента содействия реализации крупных водно-энергетических, инфраструктурных, промышленных и других совместных проектов, в первую очередь, регионального значения [1].

Выделив в данном исследовании в качестве одного из важных направлений внешнеэкономической деятельности инвестиционную составляющую, следует сказать, что привлечение иностранных инвестиций для России, как и для других стран с переходной экономикой, имеет большое значение. Они оказывают влияние на структурную перестройку экономики, способствуют созданию новых рабочих мест, качественному обновлению основного капитала, повышению инновационного потенциала и конкурентных преимуществ, а также ускоряют вхождение субъектов хозяйствования в интеграционные процессы и увеличивают эффекты от участия в международном разделении труда. Российский рынок по многим факторам интересен для иностранных инвесторов, хотя и не каждый регион одинаково привлекателен. В целом по

состоянию на конец 2012 г. накопленный иностранный капитал (общий объем иностранных инвестиций, полученных или произведенных с начала вложения с учетом погашения/ выбытия, а также переоценки и прочих изменений активов и обязательств) в экономике России составил 362,4 млрд долларов США, что на 4,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 60,1% (на конец 2011 г. - 57,1%), доля прямых инвестиций составила 37,5 % (40,1 %), портфельных - 2,4% (2,8%). В 2012 г. в экономику России поступило 154,6 млрд долларов иностранных инвестиций, что на 18,9% меньше, чем в 2011 году [6].

При этом региональные различия по поступлению иностранных инвестиций весьма существенны. В данном исследовании расчеты сделаны только по данным 2012 г., но они фактически закрепляют предшествующую динамику объемов иностранных инвестиций по регионам. Хотя в последнее десятилетие география инвестиционной привлекательности расширилась, в первую очередь, благодаря созданию современных промышленных площадок, индустриальных парков в таких регионах, как Калужская область, Нижний Новгород, Татарстан и др. Однако сформированная совокупность лидирующих регионов и регионов-аутсайдеров мало отличается по годам, поэтому можно считать, что только пограничные в группировке регионы переходят из одной группы в другую, а большая часть остается на прежних позициях (за исключением Республики Тыва - возросшие инвестиции в 2012г. не вывели ее из аутсайдеров в рейтинге социально-экономического положения субъектов Российской Федерации: за этот год ей определено 82-е место). На рис. 1 показано распределение регионов по среднедушевым показателям иностранных инвестиций, за исключением Сахалинской области и Москвы (они были нами исключены), намного опережающих другие регионы. Москва не только лидер в России, она ещё в 2010г. была признана в «Обзоре европейских городов» (European Citie sMonitor) одним из наиболее привлекательных для инвесторов городов Европы. Москва оказалась лидером в номинации «города, в которых ожидается наибольший приток компаний в следующие пять лет». И хотя российская столица проигрывает другим столицам практически по всем параметрам, связанным с качеством жизни и администрирования, но размер нашего рынка и возможности, которые он предоставляет, никого не могут оставить равнодушными [11].

S j = <

= э

о I ф п.

S «

ф ф

| i § £

5 -

о ?

5 R

3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

/ регионы-

Ф вологодская ... область лидеры

• Тюменская Чукотский область ♦ Сань г-

автономный Пете округ Республика Саха эбург

* ♦ Кмуж^аяоШшстП> * Свердяов< кая

Респ^^итаьТы^! ^ ф. область

1000 000 2 000000 3000000 4 000 000 5 000 000 6000000 7 000000 S 000 000

население

Рис. 1. Распределение регионов Российской Федерации по уровню привлеченных иностранных инвестиций (на душу населения)

Большинство регионов с недостаточным уровнем иностранных инвестиций находятся в диапазоне с численностью населения от 1-го до 3-х млн человек (со значительным скоплением в области до 1 млн чел.), а регионы со средним уровнем заселены плотнее, за исключением регионов Северо-Кавказского федерального округа с большой плотностью населения, но незначительными инвестициями. На схеме наглядно отражены наиболее привлекательные для иностранных инвесторов регионы, средние и с низким уровнем инвестиций (рис. 2).

Рис. 2. Схема распределения регионов по среднедушевым показателям иностранных

инвестиций (по данным за 2012 г.)

В таблицах 1 и 2 представлены регионы-лидеры и регионы со средними значениями показателей. Регионы со среднедушевыми показателями инвестиций более 1000 долларов составляют менее одной пятой доли в числе субъектов Федерации (табл. 1). Примерно пятую часть из общей численности занимают регионы со средним уровнем инвестиций (табл. 2). Низкий уровень иностранных инвестиций имеют более половины российских регионов, в число которых вошло и большинство приграничных. Особо хотелось бы выделить среди последних Республику Карелия, имеющую самую протяженную границу с Евросоюзом, что существенно отличает ее от других субъектов Российской Федерации. Соседство с Финляндией дает республике гораздо меньшие преимущества, чем, к примеру, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, как активно увеличивающим товарооборот с Суоми, так и привлекающим финских инвесторов, причем не только в крупные проекты, но и в малый и средний бизнес.

Республика Карелия вошла в число регионов с низкими среднедушевыми показателями иностранных инвестиций. Инвестиционная деятельность иностранных инвесторов в Республике Карелия не отличается стабильностью. Динамика поступлений скачкообразная: в 2010 г. их объем к предыдущему году составил 37,3%, а в 2011 г. вырос в 4,8 раза по сравнению с 2010г. В 2012 г. снова обозначился почти трехкратный спад - их объем составил 151 млн долл. (рис. 3). В структуре иностранных инвестиций лишь чуть более трети приходится на прямые, из них около 60% направлены на лесозаготовку и добычу полезных ископаемых, а в производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 2,9% [5]. Степень влияния иностранных инвестиций на прогрессивные структурные сдвиги в региональной экономике пока трудно оценить, поскольку большая их часть идет в добывающий сектор. Фактор пригра-ничности для иностранных инвесторов в большей степени влияет на сокращение транспортных расходов при вывозе сырьевых ресурсов.

Рис. 3. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в Республику Карелия

Таблица 1.

Регионы-лидеры по среднедушевым показателям иностранных инвестиций

(по данным за 2012 г.)

Номера по порядку Все население Иностранные инвестиции млн. долларов США Иностранные инвестиции на душу населения, долларов США Место региона по объему иностранных инвестиций

1 Сахалинская область 494 352 10 648 21 539 3

2 Москва 11 918 053 81 555 6 843 1

3 Вологодская область 1 197 371 3 482 2 908 7

4 Тюменская область 3 485 061 7 902 2 267 4

5 Санкт-Петербург 4 990 609 10 767 2 157 2

6 Чукотский автономный округ 50 884 97 1 906 50

7 Республика Саха (Якутия) 955 719 1 549 1 621 12

8 Липецкая область 1 164 075 1 588 1 364 11

9 Свердловская область 4 311 712 5204 1 207 5

10 Калужская область 1 006 907 1099 1 091 17

11 Республика Тыва 309 904 332 1 071 36

Таблица 2.

Регионы со средним уровнем душевых показателей иностранных инвестиций

(по данным за 2012 г.)

Все население Иностранные инвестиции, млн. долларов США Иностранные инвестиции на душу населения, долларов США Место региона по объему иностранных инвестиций

1 Ленинградская область 1 742 521 1 405 806 13

2 Челябинская область 3 482 707 2 749 789 8

3 Новгородская область 627 802 478 761 28

4 Самарская область 3 213 677 2 379 740 9

5 Амурская область 819 241 597 729 25

6 Архангельская область 1 207 914 855 708 19

7 Московская область*-1 7 001 567 4 627 661 6

8 Владимирская область 1 426 837 754 528 21

9 Ростовская область 4 257 628 2 198 516 10

10 Магаданская область 153 422 79 515 55

11 Кемеровская область 2 746 639 1 293 471 14

12 Республика Коми 885 238 358 404 34

13 Калининградская область 950785 364 383 33

14 Ярославская область 1271351 465 366 29

15 Пермский край 2632767 929 353 18

16 Смоленская область 977835 334 342 35

17 Омская область 1974402 670 339 23

18 Нижегородская область 3293394 1 115 339 15

Исследование проблем регионального развития подводит к пониманию основных угроз из-за недостаточности инвестирования во многих регионах страны, приводящей к социально-экономической дифференциации [7,8]. В управлении развитием региональных экономик нельзя отстраниться от основных тенденций развития мировой экономики. Оценивая внешние воздействия, можно сказать, что одним из важных направлений развития инвестиционного рынка будет транснационализация коммерческих связей, товарных и финансовых рынков. Деловое сотрудничество с региональными структурами становится приоритетным, поскольку оно сокращает путь принятия организационных и административных решений, но выбор падает на регионы, где более конкретны инвестиционные цели и задачи. Международное сотрудничество является одним из путей к международному безопасному и стабильному экономическому развитию, а также реальным механизмом привлечения значительных инвестиционных ресурсов в экономику. Также в условиях глобализации следует учитывать, что только крупный капитал способен вывести новые товары и услуги на достаточно сформированные рынки, заполненные самыми разнообразными товарами и услугами [10].

Фактор приграничности во многих регионах мира оказывает положительное влияние на развитие внешнеэкономических связей, одним из направлений которых является инвестиционная деятельность. Российская действительность показывает, что приграничное положение регионов с недостаточным инвестиционным потенциалом, неразвитой инфраструктурой не мотивирует к размещению инвестиций, особенно прямых. При выборе мест для предпринимательской деятельности в России иностранные инвесторы исходят из возможности максимизации прибыли, что вполне соотносится с теоретическими основами штандорт-теорий, или теории размещения производства и теории центральных мест, ориентирующих на определение наиболее выгодного местоположения (нем. Standort) предприятий с точки зрения наименьших издержек производства или же наибольшей прибыли для их владельцев. В разработанной Августом Лёшем концепции экономического ландшафта определяющим фактором являются сбытовые зоны предприятий разного уровня [4]. Это подтверждается опросами предпринимателей, осуществляющих или планирующих предпринимательскую деятельность в России: основным критерием решения инвестиционного характера при выборе мест размещения производства в России иностранные инвесторы называют быстрый рост потребительского спроса [11].

Таким образом, большее сосредоточение предприятий с иностранными инвестициями в центральной части России, где выше плотность населения и соответственно, спрос, объясняет данный выбор. Потенциал сбыта стоит на первом месте среди важных экономических факторов при выборе мест размещения предприятий с иностранными инвестициями. Кроме того, важно наличие квалифицированного персонала, доступность развитой международной и внутренней транспортной инфраструктуры. Конкурентная среда также способствует свободному входу на российский рынок, поскольку со стороны отечественных предпринимателей во многих секторах экономики конкуренция слабая или вообще отсутствует. Безусловно, и политические факторы играют существенную роль.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что фактор приграничного положения региона хотя и имеет большое значение во внешнеэкономических связях, но не является определяющим. Поэтому слабое влияние фактора приграничности на привлечение иностранных инвестиций во многих российских приграничных регионах, оказавшихся в числе малопривлекательных, включая и Республику Карелия, может быть компенсировано изменением отношения региональных властей к проблеме создания благоприятных условий для инвесторов. Такая позиция должна стать приоритетной в реализации региональной экономической политики, поскольку ни один инвестор - ни отечественный, ни иностранный - не задумывается о проблемах развития территорий, а выбирает те регионы, где меньше инвестиционные риски и достаточный реально существующий потенциал развития: растущий рынок, прогнозируемый потенциал потребительского спроса и другое. То есть лучший инвестиционный климат способствует притоку иностранного капитала. Понимание вызовов, диктуемых процессом глобализации, приводит к переосмыслению целей и задач региональной экономической политики, поскольку бизнес интернационален, а защита национальных интересов всегда являлась заботой государства.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» //Российская газета, 19 мая 2009 г.

2. Вардомский Л. Б. Регионализация постсоветского пространства: факторы, особенности, тенденции (научный доклад). - М.: Институт экономики РАН, 2008. - 60 с.

3. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: учебное пособие / Л. Б. Вардомский, Е. Е. Ска-терщикова. - М.: КНОРУС, 2010. - 448 с.

4. Головихин С. А. Предпосылки формирования современных концепций региональной конкурентоспо-

собности // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - URL: www.science-education.ru/106-8017 (дата обращения: 28.05.2013).

5. Иностранные инвестиции в экономику Республики Карелия: Статистический сборник / Карели-ястат, Петрозаводск, 2012. - 28 с.

6. Об иностранных инвестициях в 2012 году // URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/ d01/41inv27.htm (дата обращения: 25.06.2013).

7. Морошкина М. В. Исследование различий развития российских регионов на основе динамики и уровня валового регионального продукта //NB: Экономика, тренды и управление. - 2013. - № 1. - С. 64-90.

8. Розанова Л. И., Морошкина М. В. Дифференциация регионального развития и уровень инвестиций // Региональная экономика: теория и практика. - № 24 (303) - 2013, июнь. - С. 20-27.

9. Розанова Л. И. Инвестиционное неравенство регионов // NB: Экономика, тренды и управление. -2013. - № 1. - С. 43-63.

10. Нехаев С. А.Основные тенденции развития инвестиционного рынка в эпоху глобализации // URL: http://www.finansy.ru/publ/inv/004.htm (дата обращения: 28.11.2010).

11. Шохина Е. Вся сила - в спросе // Эксперт Online. - 4 октября 2010 г. URL: http://www.expert.ru/ articles/2010/10/04/sila_spros?esr=4.

Bibliography

1. The Edict of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 No. 537 «On the strategy of the national safety of the Russian Federation by 2020» //Rossiyskaya gazeta, May 19, 2009.

2. Vardomsky L. B. Regionalization of post-Soviet space: factors, peculiarities, tendencies (a scientific report). - M.: The Institute of Economics of the RAS, 2008. - 60 p.

3. Foreign economic activity of Russian regions: a study aid / L. B. Vardomsky, E. E. Skatershikova. - M.: KNORUS, 2010. - 448pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Golovikhin S. A. Pre-requisites offorming modern concepts of regional competitiveness // Modern problems of science and education. - 2012. - No. 6. - URL: www.science-education.ru/106-8017 (Retrieved on: 28.05.2013).

5. Foreign investments into the economy of the Republic of Karelia: A statistics collection / Kareliastat, Petrozavodsk, 2012. - 28 p.

6. On foreign investments in 2012 // URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/ d01/41inv27.htm (Retrieved on: 25.06.2013).

7. Moroshkina M. V. A study of differences of the development of Russian regions based on the dynamics and level of gross regional product // NB: Economics, trends and management. - 2013. - No. 1. - P. 64-90.

8. Rozanova L. I., Moroshkina M. V. Differentiation of the regional development and level of investments // Regional economics: theory and practice. - No. 24 (303) - 2013, June. - P. 20-27.

9. Rozanova L. I. Investment inequality of the regions // NB: Economics, trends and management. - 2013. - No. 1. - P. 43-63.

10. Nekhaev S. A. Main tendencies of development of the investment market in the globalization era // URL: http://www.finansy.ru/publ/inv/004.htm (Retrieved on: 28.11.2010).

11. Shokhina E. All power is in demand // Expert Online. - October 4, 2010. URL: http://www.expert.ru/ articles/2010/10/04/sila_spros?esr=4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.