Научная статья на тему 'Значение развития рынка услуг сотовой связи для экономики депрессивного региона (на примере республики Дагестан)'

Значение развития рынка услуг сотовой связи для экономики депрессивного региона (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ / THE MARKET OF SERVICES OF CELLULAR COMMUNICATION / ДЕПРЕССИВНЫЙ РЕГИОН / DEPRESSIVE REGION / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT FACTORS / ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ДИНАМИКА / DYNAMICS / СЕКТОР / SECTOR / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусиева Патима Абдуллаевна, Гаджимусаев Магомед Гаджимусаевич

Статья посвящена вопросу развития рынка услуг сотовой связи в Республике Дагестан, основным этапам и динамике развития регионального рынка услуг сотовой связи. В статье определена роль и значимость высокоприбыльного и быстроразвивающегося сектора, рынок услуг сотовой связи, в современной экономике такого депрессивного региона, как Республика Дагестан. Выделены основные факторы дальнейшего развития дагестанского рынка сотовой связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE DEVELOPMENT THE MARKET OF SERVICES OF CELLULAR COMMUNICATION FOR ECONOMY OF DEPRESSIVE REGION (ON THE REPUBLIC DAGESTAN EXAMPLE)

Article is devoted a question of development the market of services cellular com munication in Republic Dagestan, to the basic stages and dynamics of development the regional market of services cellular communication. In article the role and the importance of profitable and quickly developing sector, the market of services cellular communication, in modern economy of such depressive region as Republic Dagestan is defined. Major factors of the further development of the market cellular communication in Dagestan of are allocated.

Текст научной работы на тему «Значение развития рынка услуг сотовой связи для экономики депрессивного региона (на примере республики Дагестан)»

МУСИЕВА ПЛ., ГАДЖИМУСАЕВ М.Г.

ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА УСЛУГ СОТОВОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ ДЕПРЕССИВНОГО РЕГИОНА

(на примере Республики Дагестан) Статья посвящена вопросу развития рынка услуг сотовой связи в Республике Дагестан, основным этапам и динамике развития регионального рынка услуг сотовой связи. В статье определена роль и значимость высокоприбыльного и быстроразвивающегося сектора, рынок услуг сотовой связи, в современной экономике такого депрессивного региона, как Республика Дагестан. Выделены основные факторы дальнейшего развития дагестанского рынка сотовой связи.

МШ1Е¥АР.А., САОСЫШАЕГМ.О.

VALUE DEVELOPMENT THE MARKET OF SERVICES OF CELLULAR COMMUNICATION FOR ECONOMY OF DEPRESSIVE REGION

(on the Republic Dagestan example) Article is devoted a question of development the market of services cellular communication in Republic Dagestan, to the basic stages and dynamics of development the regional market of services cellular communication. In article the role and the importance of profitable and quickly developing sector, the market of services cellular communication, in modern economy of such depressive region as Republic Dagestan is defined. Major factors of the further development of the market cellular communication in Dagestan of are allocated.

Ключевые слова: рынок услуг сотовой связи, депрессивный регион, факторы развития, экономика, динамика, сектор, факторы.

Keywords: the market of services of cellular communication, depressive region, development factors, economy, dynamics, sector, factors.

Республика Дагестан - один из самых высоко дотационных и депрессивных субъектов Российской Федерации. Валовой региональный продукт на душу населения в 3,5 раза ниже среднероссийского [1]. Денежные доходы населения и средняя зарплата на порядок ниже среднероссийских показателей согласно официальным статистическим данным.

Однако анализ расходов населения показывает, что доходы граждан гораздо выше официально учтенных. Об этом свидетельствуют и результаты социологических опросов. По оценке экспертов, масштабы теневого сектора экономики в Дагестане составляют более 50 %, при среднероссийских - 2025 %. Около 40% занятого населения в республике приходится на неформальный сектор экономики. В республике достаточно хорошо развит малый бизнес. В этой сфере, по официальной статистике, занято более 20 % работающей части населения [1].

Кроме того, уровень бедности в Дагестане феноменально сократился с 2000 года с 73% до 12% в 2006г [2]. Можно ли списать все на неточную статистику и считать, что это результат искусственного занижения показателя? Причем резкое улучшение показателей доходов и бедности происходит в Дагестане на фоне минимальных успехов в сокращении безработицы. Реальная причина кроется в резком увеличении федеральной помощи Дагестану в последние два-три года, что позволило значительно повысить социальные выплаты малоимущему населению (многодетным семьям и др.). Следовательно, феномен успеха республики имеет внеэкономическую основу, это следствие особой поддержки федеральных властей.

В то же время Республика Дагестан обладает практически всеми необходимыми условиями для динамичного развития экономики и решения социальных проблем. Здесь благоприятные природно-климатические условия, выгодное географическое расположение на пути важных транспортных коридоров, наличие природных ресурсов, в том числе углеводородного сырья, предприимчивое и мобильное население, готовое заниматься собственным бизнесом, обеспечивать себя и свою семью. Все это положительно сказывается на уровне деловой активности и стиле жизни населения в республике.

Следует отметить, что существенно возросла доля потребительского рынка и услуг в экономике Дагестана. В 2008 году населению через все каналы реализации по сведениям Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан оказано платных услуг на 43358,5 млн.руб., что в сопоставимых ценах на 16 % выше соответствующего периода 2007 года, прирост объемов достигнут по многим видам платных услуг. За прошедший год в структуре объема платных услуг населению 85,4% от общего объема приходится на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные, туристические и бытовые. Ежегодный рост объема платных услуг населению сохраняется, начиная с 1998 года, при этом, по данным Рос-стата, темпы прироста физического объема выше среднероссийских. Рост объема платных услуг населению связан с созданием благоприятных экономических условий для развития частной инициативы, а также ростом реальных располагаемых денежных доходов населения, расширением емкости потребительского рынка, расширением видов оказываемых услуг [3]. Принимая во внимание все вышеизложенное, можно достаточно уверенно прогнозировать потенциал долгосрочного экономического роста отрасли услуг - сотовая связь, а также устойчивый и достаточно высокий уровень спроса на услуги сотовой связи.

Рынок услуг сотовой связи Республики Дагестан является одним из региональных рынков сотовой связи России. В целом республика видится как весьма перспективная в отношении развития сотовой связи. Появление сотовой связи в Республике Дагестан позволило не только расширить предоставление потребителям качественной мобильной связи, но и за счет развития конкуренции снизить тарифы на этот вид услуг, значительно расширить зону охвата территории республики мобильными системами связи, увеличить число абонентов беспроводной связи. Сотовая связь на сегодняшний день в

Республике Дагестан относится к одной из наиболее динамично развивающихся отраслей сферы услуг. Услуги сотовой связи плотно вошли в повседневный обиход и являются для большинства потребителей предметом первой необходимости. В Республике Дагестан рынок услуг сотовой связи последние восемь лет показывал высокие темпы развития и с каждым годом увеличивался прирост абонентов (рис. 1.).

от 60 лет

старше 45 лет

от 18 до 24 лет

13%

2%

11%

45%

19%

88%

0% 20% 40% 60% 80% 100%

□ 2008год

□ 2001 год

Рис. 1. Динамика прироста сотовой связи среди возрастных групп на рынке Республики Дагестан 2001-2008гг.

Рынок услуг сотовой связи представляет собой сложную социально-экономическую категорию, недостаточно изученную на текущий момент, как в теоретическом, так и в прикладном отношении. Поэтому попытаемся дать собственную авторскую трактовку этому понятию.

Рынок услуг сотовой связи является совокупностью общего и единичного, особенного. Единичное, особенное, проявляется в том, что рынок сотовой связи наделен специфическими чертами, свойственными лишь услугам сотовой связи как продукту. Общее проявляется в том, что рынок услуг сотовой связи представляет собой неотъемлемую часть категории «рынок» и обладает свойствами и связями, присущими множеству социально-экономических явлений, которые составляют сущность рынка. В связи с этим прежде чем дать определение понятию «рынок услуг сотовой связи», рассмотрим само понятие рынка.

Рынок - одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике. Понятие «рынок» трактуется достаточно широко как в зарубежной, так и отечественной экономической литературе. Анализируя самые различные определения рынка, которые приводятся во многих источниках, можно сделать вывод: во-первых, сущность современного рынка представляет собой форму социально-экономической жизни общества, при которой воспроизводство материальных благ, отношений и интересов осуществляется на основе принципов товарного производства и обращения, главным из которых является свобода хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли; во-вторых, рынок является механизмом, сводящим

вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Из этих сущностных характеристик рынка в целом следует исходить и при анализе рынка услуг сотовой связи.

Таким образом, рынок услуг сотовой связи - определенная совокупность экономических отношений по поводу оказания, потребления и купли-продажи услуг сотовой связи, удовлетворяющих потребности отдельного человека, группы людей, организаций.

В развитии рынка услуг сотовой связи в Республике Дагестан следует выделить три этапа:

Первый этап развития характеризуется периодом, когда количество пользователей было незначительно, но они были готовы платить большие суммы за использование сотовой связи. Услуги сотовой связи ориентировались только на обеспеченных клиентов, и операторы сотовой связи не были заинтересованы в привлечении большого количества абонентов со скромными заработками. Данный этап развития систем сотовой связи в Дагестане соответствует этапу роста на кривой жизненного цикла продукта. На данном этапе развития сотовой связи главной и доминирующей услугой, предоставляемой абонентам, была услуга передачи речи. Другие услуги «называемые в сотовой связи добавленными» только начали появляться и не носили массового характера. Реклама не делала акцента на широком спектре оказываемых услуг, и, как правило, в ней не упоминались добавленные услуги.

Второй этап развития рынка сотовой связи в Республике Дагестан начался после августа 1998года. Кризис августа стал поворотной датой в развитии рынка услуг сотовой связи России в целом. Потеря абонентов сотовых операторов из-за кризиса составила в среднем 20%, а в отдельных регионах -50%.

После кризиса десятки тысяч абонентов перестали пользоваться сотовыми телефонами. Кризис очень больно ударил по импортерам и по финансовому сектору экономики. Отток абонентов сотовых систем после кризиса принял массовый характер [4].

Состояние острой конкуренции за резко уменьшившийся и изменив -шийся рынок между операторами сотовой связи в Дагестане приняло форму «ценовых войн». В борьбе за клиентскую базу компании пошли на беспрецедентное уменьшение цен. Услуги сотовой связи потеряли свой элитарный характер и стали массовыми и доступными, произошло быстрое качественное изменение рынка в сторону массовости и доступности.

Из-за острейшей конкуренции за абонентов на данном этапе начинают более широко предлагаться новые добавленные услуги, сервис становится более дружелюбным. Ведущие операторы сотовой связи вводят посекундную оплату, создают отделы клиентского обслуживания, выделяют различные сегменты абонентов своего рынка и предлагают обслуживание каждому сегменту рынка, в соответствии с его требованиям и платежеспособностью, активно используют стратегии продвижения.

Данный этап ознаменовался интенсивным развитием мобильных услуг в регионах, в том числе и в Республике Дагестан.

Третий, или сегодняшний, этап развития рынка сотовой связи в Дагестане, можно назвать этапом зрелости или стабилизации. На данном этапе происходит процесс консолидации сотовых активов, что является немаловажной тенденцией развития рынка сотовой связи. Основные консолидаци-онные процессы в России происходят вокруг крупных федеральных компаний, доля рынка местных самостоятельных операторов резко уменьшается. В результате число сотовых операторов, действующих на территории России, постепенно сокращается, основными участниками рынка выступают федеральные компании с единым по стране названием услуг, тарификацией и стратегией продвижения. Так, и в Республике Дагестан основными участниками рынка, на данном этапе становятся три крупных оператора связи, действующие на территории всей страны.

Для развития сетей федеральным операторам приходится привлекать серьезные инвестиции: необходимо получить лицензию на каждый регион, приобрести достаточно большое количество оборудования, построить офис и т. д. Рынок сотовой связи в России в целом характеризуется быстрым ростом, и инвестиции в развитие сотовой связи различных стандартов представляют безусловный интерес для вкладчиков. Таким образом, преимуществами федеральных операторов является значительно больший объем финансовых ресурсов, которые они могут привлечь.

Еще одним основным движущим фактором развития рынка сотовой связи сегодня в Республике Дагестан является внедрение не голосовых услуг. Особенно актуальны не голосовые услуги стали на современном этапе развития сотовой связи — с одной стороны, существует большая заинтересованность со стороны абонентов в получении новых услуг, а с другой - огромная конкуренция подталкивает операторов постоянно вносить новые предложения на рынок связи. Более того, сотовыми сетями покрыты огромные территории, а сама сотовая связь настолько прочно вошла в обиход, что на её основе можно реализовать огромное количество услуг и проектов, не имеющих непосредственного отношения к передаче речи. Так, уже успешно реализованы такие популярные сервисы, как SMS и MMS, WAP и GPRS, пользующиеся популярностью у абонентов. В условиях постоянного снижения дохода на одного абонента и ужесточения конкуренции именно предоставление широкого спектра не голосовых сервисов позволяет оператору привлечь абонентов и увеличить доходы.

Итак, сегодняшний этап развития услуг сотовой связи характеризуется большой привлекательностью этого рынка, что порождает жесткую конкуренцию в этом секторе экономики. В связи с этим необходимыми условиями успешного функционирования компаний являются новые уникальные технологии, четкая ориентация на потребителя и широкое применение стратегий продвижения услуг.

Анализируя этапы развития рынка услуг сотовой связи в Дагестане, выделим основные факторы, влияющие на развитие регионального рынка (рис. 2).

Консолидационные процессы, способствующие развитию более оптимальных схем финансирования деятельности операторов инвестиции в отрасль

Высокая норма прибыли на рынке услуг сотовой связи

Стабильная социалг экономическая ситу в регионе и растуща покупательная способность населения

Инвестиции в отрасль услуг сотовой связи

разнообразие предлагаемых на рынке тарифных планов

следствие, снижение цен на

и дополнительных услуг

услуги сотовой связи,

Конкуренция между операторами и, как

Инструменты продвижения услуг, используемые сотовыми операторами.

Рис. 2. Основные факторы, оказывающие влияние на развитие регионального рынка услуг сотовой связи

В значительной степени дальнейшее развитие дагестанского рынка услуг сотовой связи будет обусловлено экономической ситуацией в стране, в самом регионе и платежеспособностью спроса населения, то есть макроэкономическими показателями страны, не зависящими от деятельности компаний-операторов. Рассматривая факторы развития рынка услуг сотовой связи, регулируемые компаниями-операторами: снижение цен, разнообразие тарифных планов и услуг, консолидационные процессы и инструменты продвижения операторов на рынке, на наш взгляд, необходимо выделить фактор продвижения.

В первые годы развития рынка сотовой связи компании-операторы на созданию первичного капитала для средств продвижения незаслуженно отводили второстепенную роль. Основными методами борьбы за рынок выступали цены на услуги сотовой связи и дополнительные уникальные услуги. Однако в ходе «ценовых войн» на рынке сотовой связи цены на услуги сегодня дошли до своего минимума. Что касается уникальных услуг, то здесь следует отметить, что на рынке сотовой связи сегодня это редкость, и даже если они появляются у одного из операторов, то время, необходимое конкурентам вывести на рынок услуги такого же уровня, настолько мало, что не дает возможности оператору-новатору воспользоваться преимуществами своей услуги в конкурентной борьбе.

Кроме того, современная кризисная ситуация на финансовом рынке привела к тому, что компаниям сотовой связи сегодня своевременно предлагать антикризисные меры, связанные с низкой ценовой политикой тарифных планов и услуг сотовой связи. Комплекс продвижения, а именно реклама, связи с общественностью, стимулирование сбыта и персональные продажи

побуждают потребителя реагировать на снижение рыночной цены, ассортиментную политику тарифных планов и услуг операторов связи. То есть первостепенную роль в развитии дагестанского рынка сегодня приобретает продвижение. Растущая роль продвижения на рынке услуг объясняется тем, что влияние рекламы ощущается практически во всех основных показателях хозяйственной деятельности компаний-операторов. Решение многих стратегических задач, стоящих перед компаниями, предоставляющих услуги сотовой связи, определяет стратегия продвижения. Эти задачи разнообразны и относятся к разным аспектам деятельности компании - от повышения тактических краткосрочных показателей до долговременных инвестиций марки.

Таким образом, продвижение услуг в современных условиях является основным инструментом развития ведущей отрасли экономики Дагестана, рынка сотовой связи. Сегодня услуги сотовой связи в Республике Дагестан являются важной составляющей экономического развития региона. Сотовая связь в республике позволяет обеспечить надежную и быструю связь с горными районами и населенными пунктами, коммуникация, с которыми через стационарные телефоны невозможна в силу рельефной местности. Услуги сотовой связи - единственное средство коммуникаций не только для администраций этих районов и маленьких сел, находящихся на расстоянии 200 км от города, но и для всех жителей. Эта роль услуг сотовой связи особенно возрастает в современной экономике, когда от скорости и качества передачи информации зачастую зависит правильность принятия стратегически важных решений как на уровне предприятий, так и отдельных субъектов экономических отношений.

Развитие рынка услуг сотовой связи в Республике Дагестан позволяет пополнять республиканский и городские бюджеты за счет выплат налогов операторами и дилерами сотовой связи, а также создавать новые рабочие места.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что современная экономика такого депрессивного региона, как Республика Дагестан, немыслима без такого высоко-прибыльного и быстроразвивающегося сектора, как рынок услуг сотовой связи.

_Литература_

1. Официальный сайт Республики Дагестан. - http://www.e-dag.ru/cgi-bin/news/show2

2. Социально-экономическое развитие республик в составе РФ: сравнительный анализ. - http://atlas.socpol.ru/portraits/r_rf.shtml

3. Абдуллаев Б. / В прошлом году экономика Дагестана развивалась высокими темпами. - РИА «Дагестан», 20.02.2009.

4. Ясин Е. Г. / Back From the Brink With Oil and Reforms - The Moscow Times Journal, 15.08.2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.