Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ТРАВМАХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА'

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ТРАВМАХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
386
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВМЫ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лесите Эляна Юозовна, Стародубец Ольга Дмитриевна

В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются пациенты в процессе реабилитации при травмах опорно-двигательного аппарата, и раскрываются возможности психологического сопровождения лечебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE REHABILITATION PROCESS FOR INJURIES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

The article discusses the problems faced by patients in the process of rehabilitation for injuries of the musculoskeletal system and reveals the possibilities of psychological support of the treatment process.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ТРАВМАХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

Выпуск 96, 2022

Вестник АмГУ

99

урoвнем психoлого-педaгогической кoмпетентности способны грaмотно воспитать ребенка, не причиняя вреда его физическому и психическому здоровью.

Проанализировав уровень и условия психолого-педагогической компетентности родителей в воспитании детей младшего подросткового возраста, можно сделать вывод, что рассматриваемая проблема остается актуальной в современном мире.

1. Дьяченко, М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: психологический аспект / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. - Минск: Университетское, 1985. - 206 с.

2. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учеб. для студ. сред. пед. учеб. завед. -Изд. 2-е - М. : Академия, 2010. - 232 с.

3. Селина, В.В. Педагогические условия развития компетентности родителей в воспитании детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания // Вестник НовГУ. - 2018. - № 45. - С. 68-70.

4. Селина, В.В. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении: дис...канд. пед. наук [Электронный ресурс]. - Новгород, 2014. -188 с. - Режим доступа : http://www.dissercat.com. - 06.11.2020.

УДК 159.9

Лесите Эляна Юозовна

Московский территориальный научно-практический центр медицины катастроф (ЦЭМП) Департамента здравоохранения города Москвы г. Москва, Россия E-mail: elyanal@mail. ru Стародубец Ольга Дмитриевна Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: olstar73@mail.ru Lesite Elyana Yuozovna Moscow Territorial Scientific and Practical Center of Disaster Medicine (CEMP) of the Department of Health of the City of Moscow Moscow, Russia E-mail: elyanal@mail.ru Starodubets Olga Dmitrievna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: olstar73@mail.ru

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ТРАВМАХ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

THE IMPORTANCE OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF THE REHABILITATION PROCESS FOR INJURIES OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются пациенты в процессе реабилитации при травмах опорно-двигательного аппарата, и раскрываются возможности психологического сопровождения лечебного процесса.

Summary. The article discusses the problems faced by patients in the process of rehabilitation for injuries of the musculoskeletal system and reveals the possibilities of psychological support of the treatment process.

Ключевые слова: травмы опорно-двигательного аппарата, реабилитация, психологическое сопровождение.

Key words: injuries of the musculoskeletal system, rehabilitation, psychological support.

DOI: 10.22250/20730284_2022_96_99

Травмы опорно-двигательного аппарата наиболее распространенные среди других видов травм. Все их можно объединить в четыре группы: вывихи, переломы, растяжения или разрывы связок, мышц и сухожилий.

Исследованием реабилитационного процесса пациентов с травмами опорно-двигательного аппарата занимались многие отечественные ученые (А.С. Гозулов, Г.Е. Иванова, А.В. Котельникова, В.В. Крылов, А.А. Кукшина, Б.А. Поляев, М.Б. Цыкунов и др.), которые отмечали, что двигательная функция человека является - одно из необходимых условий нормальной жизнедеятельности. И, безусловно, реабилитационные мероприятия при подобных травмах не могут рассматриваться вне контекста их психологической составляющей.

Реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата представляет сложную проблему, которая включает психологические, клинические и социальные аспекты. Зарубежные психологи (A.D. Casey, L. Li, D. Moore, K. Murphy, E.O. Shea) указывают, что скорость и эффективность реабилитационных мероприятий лиц с травмами опорно-двигательной системы зависит от целого ряда факторов, способствующих или препятствующих консолидации медицинского, психологического и социального сопровождения.

В основе большинства соматических патологий в независимости от нозологии лежат психологические причины, которые в свою очередь базируются на физиологической готовности того или иного органа к функциональному нарушению. К психогенным причинам, провоцирующим функциональные нарушения, можно отнести: внутриличностный конфликт, негативный опыт (травматические детские переживания), вторичную выгоду (болезнь обеспечивает повышенное внимание и заботу окружающих), внушение (самовнушение), личностные черты (замкнутость, неуверенность, неустойчивая самооценка), идентификацию (бессознательное копирование симптоматики близкого больного человека), самонаказание (неосознаваемая аутоагрессия).

Психосоматика - это направление на стыке медицины и психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний. Классическим трудом по психосоматике считается работа Х. Ф. Данбар. По ее мнению, к травматизму склонны импульсивные люди, воспитывавшиеся в строгости и подсознательно протестующие против людей, наделенных властью. В психосоматических теориях Лиз Бурбо и Луизы Хей перелом представляет собой переломный момент или неприятный разрыв с прежними обстоятельствами. Человек боится какого-то разрыва, который должен произойти в ближайшем будущем или не способен примириться с тем разрывом, который уже состоялся. Психосоматика вывиха ноги или руки основана на том, что человек позволяет окружающим манипулировать им и двигаться в нежелательно ему направлении. Тело бессознательно протестует против этого, физически ограничивая двигательную активность.

Таким образом, становится очевидным, что глубинными причинами травм опорно-двигательного аппарата являются психосоматические проблемы. Однако в результате травм пациент дополнительно приобретает соматогении в качестве осложняющего фактора.

Выпуск 96, 2022

Вестник АмГУ

10 1

Соматогении - психические расстройства, непосредственно связанные с патофизиологическими процессами, обусловленными соматическими вредностями. При ярко выраженных признаках психосоматического заболевания чаще манифистируют нозогенные депрессии [1].

Необходимость психотерапевтической работы с пациентами обусловлена пониманием роли психогенных механизмов в развитии соматической патологии. Среди различных применяемых методов большим терапевтическим потенциалом обладает патогенетический анализ, основанный на концепции неврозов, разработанной В.Н. Мясищевым. Подобный анализ ориентирован на выявление связи содержания симптома с историей жизни и переживаниями личности, системой ее отношения к окружающему. Основной целью патогенетического анализа является трансформация деструктивного отношения к жизненным обстоятельствам, сопровождаемого состоянием аффективной напряженности, в конструктивные модели реагирования и поведения. Общение пациента с психологом направлено прежде всего на корректирование эмоциональной сферы больного после перенесенной травмы. Пациент должен четко представить себе, как из-за травмы должна измениться его жизнь на время реабилитации, а возможно и на более длительный период. Данное представление не должно вести к отчаянию или панике, однако не стоит недооценивать сложность недуга и игнорировать рекомендации лечащего врача. В случае ограничения мобильности и социальной активности психолог помогает пациенту перестроить систему жизненных ценностей с учетом изменившейся ситуации. Важно четко представлять себе образ жизни пациента до ситуации травмирования, чтобы помочь перестройке его жизненных ценностей.

Важным аспектом психологической реабилитации является взаимодействие психолога не только с пациентом, но и с его близкими. Всемерная поддержка и забота со стороны родных - важная составляющая успеха психологической реабилитации. С помощью психолога и близких пациент быстрее сможет преодолеть волнующие его личностные проблемы, изменить отношение к себе и вернуться к адекватному восприятию социума.

Психологический дискомфорт при травмах опорно-двигательного аппарата может возникнуть по нескольким причинам - спонтанность травмирования, нарушение трудоспособности, неопределенность прогноза восстановления утраченных функций и продолжительности реабилитации, понимание того, что от самого человека не все зависит в восстановлении и в жизни в целом, что он зависим от других людей, утрата уверенности в себе, в своих силах и возможностях, опасения снижения уровня профессионального, социального и материального статуса.

Психологическая реабилитация при подобных травмах должна проводиться в комплексе по нескольким направлениям:

1) терапия психосоматических оснований травматизации;

2) коррекция стрессового состояния человека, вызванного травмой, снятия психоэмоционального напряжения;

3) позитивный настрой на выздоровление;

4) формирование более здорового образа физического «Я»;

5) терапия, направленная на гармонизацию межличностных отношений;

6) повышение адаптационного потенциала, уровня осознанности и жизнестойкости пациента.

Перед назначением программы психологической реабилитации пациент должен пройти комплексную психологическую диагностику. В результате психолог получает полную картину психического состояния пациента, а также выявляет изменения, произошедшие в психическом статусе человека в результате полученной травмы. На основе этого психологом формулируется индивидуальная программа реабилитации из числа современных и наиболее эффективных для конкретного клиента методов. Современные методы, применимые в психологической реабилитации пациентов с травмами опорно-двигательного аппарата: БОС-терапия, когнитивно-поведенческая терапия, рациональная те-

рапия, телесно-ориентированная терапия, личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия, а также в некоторых случаях тренинги и групповая терапия.

Психологическое консультирование в процессе лечения и реабилитации пациентов имеет ряд особенностей: продолжительность консультаций не более часа, число консультаций 3-6, обязательный контакт психолога с лечащим врачом для координации действий, при необходимости - привлечение к процессу консультирования родственников. Ограничения в длительности и количестве консультаций объясняются спецификой комплекса реабилитационных мероприятий при соматической патологии. Однако при необходимости психотерапия может быть продолжена амбулаторно по месту жительства.

Немаловажную роль в процессе психологической реабилитации играют индивидуальные и групповые тренинги и сеансы релаксации, которые создают у пациента чувства внутреннего комфорта и снимают напряжение. Кроме того, оборудование сенсорной комнаты - важное средство реабилитации пациентов, частично утративших двигательную активность. Положительные эмоции также способствуют процессу реабилитации, оказывая воздействие на общее психическое состояние пациента.

Обсуждение или моделирование соответствующих ситуаций в малых группах пациентов способствует коррекции эмоционально обусловленных соматических нарушений. В процессе группового взаимодействия отрабатываются социально приемлемые формы отреагирования эмоционального напряжения. Наиболее эффективны групповые формы психокоррекции и психотерапии в однородных в медицинском отношении группах пациентов.

Таким образом, при физических травмах, вызванных и осложненных психогенными факторами, могут быть использованы различные методы и техники психотерапии. Выбор методов зависит от этиологии заболевания, тяжести соматического состояния, наличия невротических расстройств, возраста и мотивации больных. Психотерапия, в этом случае, становится неотъемлемой частью комплексной помощи пациентам.

Мультидисциплинарные бригады, включающие в свой состав врача общесоматического профиля и психолога должны стать основной структурой, оказывающей помощь лицам с травмами опорно-двигательного аппарата, так как только взаимное сотрудничество специалистов из различных областей может привести к оказанию адекватной комплексной помощи, повышению качества жизни пациента и его скорейшему выздоровлению [2].

1. Медведев, В.Э. Психосоматические заболевания: концепции и современное состояние проблемы //Архивъ внутренней медицины. - 2013. - №6 (14). - С. 37-40.

2. Сидоров, П.И., Новикова, И.А. Психосоматические заболевания: концепции, распространенность, качество жизни, медико-социальная помощь больным. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2010. - № 1. URL: http:// medpsy.ru (дата обращения: 25.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.