ЗНАЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЭТИКИ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО ВРАЧА И КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Марина Элисовна Гурылева
Профессор кафедры биоэтики, медицинского права и истории медицины Казанского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения
Российской Федерации
АННОТАЦИЯ
В статье представлены обоснования для включения программы биоэтики в курс преподавания гуманитарных дисциплин для студентов медицинских вузов.
Ключевые слова: биоэтика, требования к профессионалу-медику, коммуникации.
THE IMPORTANCE OF TEACHING BIOETHICS AT A MEDICAL UNIVERSITY IN IMPROVING THE PROFESSIONALISM OF A FUTURE DOCTOR AND THE
QUALITY OF MEDICAL EDUCATION
ABSTRACT
The article presents the rationale for the inclusion of the bioethics program in the course of teaching humanities for students of medical universities.
Keywords: bioethics, requirements for a medical professional, communication.
«Кто успевает в науках и отстает в нравственности, тот более вреден, чем
полезен» Гиппократ
«Человек по своей природе нравственен и добр, а кто поступает безнравственно, то причиной этого морального несовершенства является
недостаток этического знания» Сократ из Афин (469-399 гг. до н.э.)
В подготовке врача огромное значение имеет процесс получения практических навыков, которыми будущий врач овладевает в клинике под руководством своего наставника. Но нужно помнить, что никакие достижения научно-технического прогресса никогда не уменьшат значение нравственно-этических качеств врача, не заменят его доброй души и горячего сердца [1, 2]. Древнегреческий врач Гиппократ акцентировал внимание
12
своих учеников на важности взаимоотношений между участниками лечебного процесса и на огромной ответственности врача не только перед своими пациентами, но и перед всем обществом. Требования к профессионалу-врачевателю, его обязанности по отношению человечеству, гражданам его общества, к пациентам, обратившимся за медицинской помощью, к коллегам по цеху - все это подробно изложено в Сборнике Гиппократа и до сих пор имеет непререкаемую ценность [3]. Безусловно, за 25 веков прогресса многое изменилось: человечество шагнуло далеко вперед, жизнь человека стала более обустроенной, практическая деятельность обеспечена многочисленными механизмами и гаджетами, но это никоем образом не сняло с врача ответственность за процесс взаимодействия и благополучие субъектов контактов в быту, на работе, в семье, в обществе.
Вопрос гуманитарной подготовки будущего медика актуален сегодня более чем когда-либо т.к. окруженные умными механизмами, дополненной реальностью, искусственным интеллектом люди постепенно теряют навыки общения, а бехеварийская специальность медика строится именно на этой компетенции. Таким образом, мы, как представители гуманитарного блока образования, развиваем эту сложную, нужную, очень ранимую, но, к сожалению, недостаточно признанную компетенцию в рамках преподаваемой дисциплины - медицинской этики и биоэтики. Мы абсолютно уверены в ее актуальности и базисности в профессиональной подготовки медицинского специалиста.
В Казанском государственном медицинском университете преподавание биоэтики как учебной дисциплины началось в 1996 году, сегодня накоплен полувековой опыт в этой области. Первоначально мы имели возможность разделить курс на 2 части: так называемую «пропедевтическую» и «специальную». Первая преподавалась на младших курсах, включала в себя вопросы медицинской этики и давала представление студенту о моральных основах выбранной специальности, ее принципах, традициях российской медицины, готовила студента к встрече с больными, давала первые навыки коммуникаций. Вторая часть курса преподавалась на старших курсах, где мы обсуждали биоэтические проблемы жизни человека опираясь на приобретенные студентами знания как теоретического, так и практического плана, разбирали казусы из практики. Позже, в связи с изменения учебной программы, оба блока были объединены в единый курс продолжительностью 2-3 ЗЕТ в зависимости от факультета, но как показало время, такое объединение не является рациональным, и сегодня мы вновь экспериментируем, стараясь адаптировать учебный материал под возможности студентов и требования клиники.
После получения диплома молодые врачи, выбравшие стезю ученого вновь сталкиваются с вопросами биоэтики в рамках подготовки к экзамену по истории и философии науки, где на новом уровне обсуждают вопросы медицинской биоэтики. В рамках этого курса
им преподаются вопросы исследовательской этики - этики работы с экспериментальным животным (для аспирантов теоретических кафедр) или с человеком-участником клинического исследования (для аспирантов клинических кафедр). Молодых ученых учат выбирать дизайн исследования, рассчитывать число участников эксперимента с тем, чтобы полученные результаты были репрезентативны и соответствовали требованиям доказательной медицины, выбирать методы и стратегии сбора данных, составлять протокол, руководствуясь международными правилами этики и отечественного законодательства, оформлять информационные листки и листы информированного согласия пациентов на участие в исследовании, грамотно подбирать методики статистического анализа, обеспечивать качество оформления документации и проведения исследования, определять ключевые процедуры, работать в команде, управлять полученными данными, готовить отчеты и публикации и др. Этическая экспертиза научного проекта проводится локальным этическим комитетом университета, который обеспечивает этичность экспериментов и выступает ее гарантом при публикации в международных биомедицинских изданиях. Такой алгоритм организации образовательного процесса в зависимости от потребности слушателей дает возможность иметь высокий процент усвоения учебного материала после завершения курса, достаточные остаточные знания, демонстрируемые студентами по результатам внутреннего контроля качества, высокую оценку результатов по заключению ВАК и данным цитируемости их работ в ведущих базах данных рецензируемой научной литературы. Мы имеем опыт взаимодействия с исследователями в рамках дополнительного профессионального образования по программам GCP (Качественной клинической практики) и Надлежащей практики биомедицинских исследований (GOOD HEALTH RESEARCH PRACTICE (GHRP), организованный ВОЗ, Региональным учебным центром по научным исследованиям в здравоохранении (РУЦ НИЗ, Астана, Казахстан) и Казанским ГМУ (Россия). Проведенные совместные мероприятия свидетельствуют о том, что наши базовые ценности и приоритеты совпадают.
Для изучения ценности знаний биоэтики для практического врача мы применили анкетные метод отобрав для нашего исследования 30 представителей медицинского сообщества, проявляющих активность в сети «Доктор на работе» и заполнивших нашу анкету. Респонденты имели возможность выбрать верный ответ из числа предложенных или высказать собственное мнение. Выбор числа верных ответов не ограничивался, поэтому общее число ответов на вопрос могло превышать 100%. Были получены следующие результаты: 43% респондентов оценили высокую значимость образовательного курса биоэтики в рамках получения образования в медицинском университете для их практической деятельности, 46% посчитали курс полезным. Польза от полученных знаний заключалась в помощи построения взаимоотношений с коллегами,
пациентами и их родственниками (43%), формировании теоретической основы для принятия верных решений в трудных клинических ситуациях (39%). 7% отметили, что биоэтика изучается на младших курсах, когда осознать сложности этического выбора в критических ситуациях не представляется возможным, поэтому оценить ее значимость не представляется возможным. На вопрос «Что дали вам знания, полученные на курсе биоэтики для вашей практической работы врача выбранной специальности?» выли получены следующие ответы: использую в практической деятельности постоянно (39% ответов), или тогда, когда сталкиваюсь со сложными ситуациями (еще 39%). Для 19% принявших участие в анкетировании знания в области изучаемой дисциплины не понадобились. На вопрос «Что более значимо было для вас: теоретические аспекты этического знания или обсуждение и анализ конкретных примеров медицинской практики?» 73% респондентов отметили практические вопросы и примеры из медицинской практики. Подводя итог проделанной работе можно констатировать: развитие гуманитарных навыков, особенно умений взаимодействия с участниками лечебного процесса важно и полезно, а в сложных профессиональных ситуациях принятия решений - дает возможность использовать знания изучения казуистики во время практических занятий и применить на практике предложенные решения или использовать как аналог в своем конкретном случае. Проделанная работа также дает нам основания для совершенствования рабочей программы, поиска оптимальных решений не только в сроках предоставления биоэтической информации, но и формирования пакета заданий, кейсов, моделирования проблемных ситуаций. Последним мы готовы делиться опытом и приглашает представителей дружественных государств к сотрудничеству.
REFERENCES
1. Вагнер Е. А., Росновский А. А., Ягупов П. Д. О самовоспитании врача.— М.: Медицина, 1971.— 151 с.;
2. Наумов Л. Б. Легко ли стать врачом?— Ташкент: Медицина, 1983.— 464 с.)
3. Гиппократ Избранные книги.- М.,Гос.изд-во биол. и мед.литературы, 1936. - 371с.