Научная статья на тему 'Значение предпринимательства в модернизации промышленности Северо-Западного района (1860-1890 гг. )'

Значение предпринимательства в модернизации промышленности Северо-Западного района (1860-1890 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
778
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
машинное производство / паровая энергетика / Предпринимательство / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / промышленная революция / технико-технологическая модернизация / ЭНЕРГОВООРУЖЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Владимир Николаевич

В статье показаны особенности пореформенной модернизации промышленности, роль и место предпринимательства в осуществлении промышленной революции в северо-западном районе Российской империи во 2-й половине XIX в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение предпринимательства в модернизации промышленности Северо-Западного района (1860-1890 гг. )»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

УДК 947 ББК 63.3(2)51

В.Н. Кузнецов

значение предпринимательства в модернизации промышленности СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО района (1860-1890 гг.)

В статье показаны особенности пореформенной модернизации промышленности, роль и место предпринимательства в осуществлении промышленной революции в северо-западном районе Российской империи во 2-й половине XIX в.

Ключевые слова:

машинное производство, паровая энергетика, предпринимательство, промышленность, промышленная революция, технико-технологическая модернизация, энерговооруженность.

В середине XIX в. Санкт-Петербург, наряду с Московской губернией, являлся одним из крупнейших промышленных центров Российской империи. В 1854 г. в столице (вместе с пригородами) действовало 418 предприятий, где было занято 23 467 (5,1% от общероссийской численности) рабочих, произведено продукции на 29 558 тыс. рублей, что составляло более 19% всего промышленного производства России (без Польши и Финляндии). В Московской губернии в том же году работало 1105 предприятий, и на их долю приходилось более 1/5 российских рабочих (100 091 чел.), более четверти (40600 тыс. руб.) общероссийского промышленного производства [4, с. 131]. Уступая Москве по количеству предприятий и по числу занятых рабочих, Петербург превосходил ее по степени оснащенности предприятий паровыми двигателями, производительности труда и качеству изделий. Целый ряд факторов (близость к Западной Европе, наличие системы водных путей сообщения, столичный статус, концентрация научного и интеллектуального потенциала) способствовал превращению Петербурга в центр научно-технического прогресса. Благодаря высокому уровню его общей материальной и технической культуры здесь в первой половине XIX в. было освоено

производство машин (текстильных, токарных, паровых двигателей), начато механическое бумагопрядение, созданы паровые суда, построена первая в России железная дорога (Петербург-Павловск, 1837 г.), первая телеграфная линия (Петербург-Царс-кое Село, 1839 г.), проведены первые опыты применения электрических дуговых фонарей (нач. 1850-х гг.), впервые освоены эталоны мер длины. «Многие промышленные предприятия становились своего рода опытными лабораториями, где конструировались и испытывались новые технические установки, осваивались новые технологические процессы» [1, с. 150-151].

В отличие от Санкт-Петербурга, лидировавшего в механизации промышленного производства, северо-западные губернии в середине XIX в. находились на доиндус-триальной стадии развития. На территории Новгородской и Псковской губерний в 1854 г. действовало 190 предприятий, на которых было занято 2,4 тыс. рабочих и производилось продукции на незначительную сумму в 1,1 млн руб. Это были, в основном, средние и мелкие предприятия, перерабатывающие местные минеральные ресурсы и сельскохозяйственное сырье. На долю столицы (вместе с промышленностью Санкт-Петербургской губернии)1 в первой половине 50-х гг. XIX в. приходи-

Общество

Terra Humana

1B

лось более 96% стоимости продукции промышленности Северо-Запада [4, с. 131]. При этом, Петербург экономически и социокультурно был слабо связан с соседними губерниями. Этому способствовали многие причины, но прежде всего - архаичная система управления и феодальнокрепостнический строй Российской империи, тормозившие проявление частной инициативы, отсутствие в регионе развитой транспортной инфраструктуры.

После отмены крепостного права ситуация на Северо-Западе, как и в стране в целом, качественно изменилась. Под влиянием реформ 1860-70-х гг. XIX в., а также в связи со строительством широкой сети железных дорог, углублением и строительством новых водных каналов, развитием пароходного сообщения, расширением внутреннего рынка, притоком отечественного и иностранного капитала, развитием внешней торговли, оживилась предпринимательская деятельность и развернулся процесс модернизации в промышленности Петербурга, ближних и дальних российских губерний. Имперская столица продолжала лидировать в российской технико-технологической модернизации. Особенно быстро модернизировались ведущие отрасли промышленности, прежде всего металлообрабатывающая, обеспечивающая, в основном, нужды железнодорожного строительства, а также текстильная и пищевая.

Однако социально-экономическое развитие региона, как и страны в целом, шло не прямолинейно, а волнообразно. Кризисные явления наблюдались в 1861-1865, 1873-1877, 1882-1886, 1890-1892 гг., а оживление деловой активности - в 1870-1873 и 1892-1899 гг.

Отмеченные тенденции по-разному проявлялись в столице и провинции, неодинаково и неоднозначно развивались модернизационные процессы в производственной сфере на различных этапах промышленной революции. Так, на экстенсивном ее этапе в 1860-70-е гг. характерными особенностями промышленного развития

являлось

повсеместное

использование

импортном техники и технологии, сырья, широкое привлечение иностранных специалистов. Это отнюдь не гарантировало высокого уровня организации и качества труда, поскольку ставка делалась на скорость строительных работ любой ценой. В железнодорожном деле такая практика сопровождалась высокой стоимостью строительства рельсовых путей и дорожной инфраструктуры, большой нагрузкой на бюджет, ростом государственного долга,

широким распространением коррупции, в т. ч. и в высших эшелонах власти [3, с. 14-16; 12, с. 60-61, 76, 94, 104-105; 13, с. 148]. В 1880-90-х гг. многие из перечисленных недостатков (зависимость от импортной техники, дефицит квалифицированных специалистов, низкое качество работ) были устранены, заметно уменьшилась доля коррупционной составляющей в организации нового бизнеса, но социальная цена технико-технологической модернизации (индустриализации) осталась столь же высокой [10, с. 198-200; 18, с. 44-46].

Тем не менее, результаты промышленного развития Северо-Западного района были впечатляющими. В 1860-80-е гг. на его территории было основано в общей сложности 362 промышленных предприятия2. В последнее десятилетие XIX в. здесь, как и в других российских регионах, наблюдался промышленный бум, сопровождаемый качественным обновлением производственно-технической базы предприятий. В эти годы в регионе возникло 280 заводов и фабрик, что составило 35% от всех предприятий, основанных в XIX в. При этом сумма производства в денежном выражении увеличилась с 56 511 тыс. руб. в 1867 г. до 288 752,2 тыс. руб. в 1900 г., т. е. более чем в 5 раз.

В первые два пореформенные десятилетия столичная промышленность, как и прежде, лидировала в общеимперской технико-технологической модернизации. Это, в частности, проявлялось в опережающем внедрении в производство паровой энергетики. Согласно данным официальной статистики, в 1879 г. на 312 обследованных предприятиях Петербурга (46% от общего числа столичных предприятий) имелось 647 различных паровых двигателей и машин, общей мощностью 18 414 л. с. Правда на предприятиях Московской губернии было установлено 726 паровых машин, общей производительностью 1397 л.с., но это составляло всего 7,6% от мощности петербургских предприятий [6, с. 136-137]. К началу 1880-х гг. большинство крупных промышленных предприятий Петербурга имели паровые двигатели, в то время как в Москве в 1879 г. степень оснащенности промышленности паровыми машинами было ниже, чем в Петербурге в 1862 г. [8, с. 89].

Но особенно значительными были успехи на завершающем этапе промышленной революции. В 1894/1895 гг. паровые двигатели имелись уже на 65% крупных заводах и фабриках Петербурга. Притом их мощность выросла с 18 414 в 1879 г. до 69 949 л.с. в 1894/1895 гг. Благодаря широкому

внедрению в промышленности паровых двигателей, совершенствованию техники и технологии, улучшению организации производства производительность труда в денежном выражении возросла с 47 204 тыс. в 1967 г. до 242 152 тыс. руб. в 1900 г. (т. е. в 5 раз), в то время как численность рабочих увеличилась с 31 009 до 113 332 чел. (в 3,6 раза). Показательны перемены в энерговооруженности отдельных отраслей столичной промышленности. В 1894/95 гг. по степени оснащенности паровой техникой впереди шли химическая (91%), бумажная (88%), текстильная (71%), металлообрабатывающая (70%) и пищевая (69%) отрасли. Заметно отставали в этом деле кожевенная (59%), деревообделочная (55%) и силикатная (29%) отрасли промышленности, тогда как в 1879 г. передовыми отраслями являлись металлургическая и текстильная (65%), бумажная (55%), деревообрабатывающая и пищевая (46%) промышленность. Замыкала этот ряд все та же силикатная промышленность (13%), где конная тяга и ручной труд преобладали до конца XIX в. [6; 11; 16; 17]. 1890-е гг. были отмечены не только ускоренными темпами механизации и промышленного роста, но и качественной перестройкой столичной энергетической базы. На смену устаревшим моделям паровых двигателей пришли более совершенные паровые турбины и первые электрические двигатели. В то же время российская промышленность перешла на новые виды минерального топлива (уголь, продукты нефтепереработки), строительных и химических материалов, что и обусловило известный промышленный скачок последнего десятилетия XIX в.

Внедрению паровой энергетики способствовало усиление концентрации производства. Если в 1867 г. в Петербурге имелось 64 крупных предприятия (из общего числа 229)3, то в 1900 было уже 174 крупных предприятия (из 490). Процесс концентрации сопровождался оснащением предприятий паровыми молотами, насосами, локомобилями, паровыми, газовыми и керосиновыми турбинами, различными сложными станками. Среди дореформенных текстильных предприятий Петербурга, не только успешно преодолевших все экономические кризисы, но и сохранивших ведущие позиции к 1900 г., выделялись высокой производительностью: Компания Невской бума-гопрядильни, Товарищество Охтенской бумагопрядильни, Компания Российской бумагопрядильни, Компания Сампсони-евской мануфактуры, суконная фабрика

Торнтона. Все они производили продукции на сумму от полутора до 4 и более млн руб. В группе чугунолитейных и механических предприятий тон задавали заводы Общества Путиловских заводов, которые после ряда неудач в 1870-80-е гг. достигли годовой производительности более чем в 19 млн руб., Товарищество Невского судостроительного и механического завода (более 7 млн руб.). Компания Санкт-Петербургского металлического завода (3,7 млн руб.). Значительно меньшие, но стабильные, производственные успехи демонстрировали заводы Г.Ф. Лесснера, Л. Нобеля, Ф. Сан-Галли, где производилось разнородной продукции на суммы от 900 тыс. до 1 с лишним млн руб. Помимо указанных отраслей в Петербурге весьма динамично развивались отрасли, связанные с обработкой питательных веществ, химическим производством, обработкой животных продуктов, бумажным и полиграфическим производством. В 1900 г. на них приходилось 95% общего объема продукции городской промышленности.

В конце XIX в. столичные предприятия были самыми крупными по числу рабочих, лучше оснащены технически и отличались высокой производительностью. Правда, удельный вес Северо-Западного района, где на долю Петербурга приходилось 84% от общего числа рабочих и производительности предприятий, по стоимости производства уменьшился с 11,1% в 1887 г. до 9,6% в 1900-м, но по численности рабочих возрос за это же время с 7,4% до 8,1% [2, с. 63]. Такие изменения были обусловлены усилением конкуренции со стороны старых и новых промышленных центров, успехами в них технико-технологической модернизации, созданием широкой сети железных дорог и другими факторами. Тем не менее, Петербург остался признанным лидером в металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности. Удельный вес металлообрабатывающей промышленности Петербурга в металлической промышленности всей России (без горной) достигал в 1900 г. приблизительно 15% по производительности и 17% по числу рабочих. Здесь были сосредоточены крупнейшие, наиболее оборудованные предприятия. В 1894/95 гг. удельный вес рабочих-металлистов в общем числе столичных рабочих составлял 35%. Удельный вес металлообрабатывающих и машиностроительных предприятий в общем объёме производительности петербургской промышленности в то время составлял 33% [9, с. 15-16]. Успехи оте-

Общество

Terra Humana

чественного машиностроения отмечали современники. Осматривая отдел машиностроения на Нижегородской Всероссийской промышленной и художественной выставке в 1896 г., один французский корреспондент, видевший московскую промышленную выставку 1882 г. заметил: «...Русские достигли такого положения, что могут обходиться без помощи иностранцев» [7, с. 174].

Быстрое пореформенное индустриальное развитие Петербурга помимо прочего обеспечила высокая концентрация квалифицированных специалистов технического профиля. Технических вузов в Петербурге было гораздо больше, чем в Москве, инженеров и технологов - в два с половиной раза больше, «ученых и литераторов» - в два раза больше, а число «художников, музыкантов и актеров» в столице незначительно превышает их количество в Москве, равно как и «учителей искусств и ремесел» [1, с. 172-173]. Яркое проявление ориентации на самый высокий по тому времени уровень материальной культуры - развитие в Петербурге электротехнической промышленности и обеспечивающих ее отраслей науки и высшего образования. В 1873 г. здесь зажглась первая электрическая лампочка накаливания

А.Н. Лодыгина, в 1882 г. впервые был применен способ сварки металлов при помощи электрический дуги [1, с. 169].

Отличительной особенностью 188090-х гг. явилось развитие отечественной науки. Если в 1880-1884 гг. в России выдавалось в среднем в год 502 патента на изобретение, то в 1897 - уже 2602, а в 1899 - 3287 [18, с. 26]. Примечательно, что в числе авторов изобретений мирового значения появились и российские ученые. Из 60 научно-технических изобретений второй половины XIX в., получивших мировое признание, 11 открытий в области электротехники, радиосвязи, кораблестроения и других отраслей науки и техники были сделаны российскими учеными и инженерами [5, с. 81, 83, 86, 90, 92, 96, 105, 109, 119].

Аналогичные модернизационные процессы протекали и в Петербургской губернии, хотя масштабы промышленного производства здесь значительно уступали столичным. Годовой объем производства вырос с 6461 тыс. руб. в 1867 г. до 32 108 тыс. руб. в 1900 г., т.е. в 5 раз. Если 1867 г. в губернии насчитывалось 175 заводов и фабрик (в т. ч. 11 крупных и 17 средних) с 9024 занятыми на них рабочими и годовой производительностью в 6461 тыс. руб. [15], то в 1900 г. имелось уже 65 крупных и 63 средних предприятий (из 149). Сре-

ди них были 3 текстильных (Товарищества Шлиссельбургской ситцепечатной, Нарвской суконной и льнопрядильной мануфактур) и 2 писчебумажных фабрики (Товарищества Ижорских фабрик Небе и Красносельской фабрики К.П. Печаткина) с годовой производительностью на суммы от 1 до 2,6 млн руб., где были заняты от 500 до 2500 рабочих. В Санкт-Петербургской губернии лучше всего были развиты производства, специализирующиеся на обработке хлопка и шерсти, минеральных веществ, бумажном и полиграфическом производстве, химическое производство, механическая обработка дерева, металлов и машиностроение. В целом шесть указанных промышленных отраслей обеспечили в 1900 г. 90% общего объема промышленного производства Санкт-Петербургской губернии [14].

Среди трех губерний Северо-Запада Санкт-Петербургская губерния заметно выделялась не только более высокой производительностью, но и уровнем технической оснащенности промышленности. В 1894/1895 гг. на 66 из 122 (55%) из числа обследованных предприятий было установлено 249 современных паровых двигателей и локомобилей, общей мощностью 8989 л. с., в т. ч. 56 турбин мощностью 3008 л. с. Лучше всего технически были оснащены текстильная, химическая (100%), бумагоделательная (94%) и металлообрабатывающая (86%) отрасли. Паровая энергетика получила широкое распространение также в деревообрабатывающей (75%) и пищевой (58%) промышленности. Хуже всего технически была оснащены предприятия по обработке минеральных продуктов

(12%) [17].

В Новгородской и Псковской губерниях промышленная революция развернулась позднее, чем в столице, и завершилась, в основном, в конце XIX в. При этом большей динамики в темпах промышленного развития и лучших результатов в техникотехнологической модернизации достигли предприниматели Новгородской губернии. Производительность ее промышленности увеличилась здесь с 662,2 тыс. руб. в 1867 г. до 11 384 тыс. руб. в 1900 г., численность рабочих на предприятиях - с 681 до 11 627 чел., т. е. в 17 раз. Основную долю прироста объема производства (в стоимостном выражении) с 1867 по 1900 гг. здесь дали три ведущие отрасли: обработка минеральных веществ, бумажное и полиграфическое производство и механическая обработка дерева, давшие 70% от общей стоимости производства губернии [14]. Этот скачок был обусловлен внедрением

паровой энергетики. Если в 1879 г. на 45 обследованных предприятиях силикатной, металлообрабатывающей, пищевой, бумагоделательной и деревообрабатывающей промышленности имелось всего 44 паровых машины мощностью 568 л. с. [6, с. 54-55, 82-83, 88-89], то в 1894/95 гг. уже -51 предприятие (из 67) было оснащено 102 паровыми двигателями общей мощностью 5578 л. с. [17].

Псковская губерния была наиболее отсталой в промышленном отношении из трех северо-западных губерний. С дореформенного периода здесь ведущими была льнотрепальная и кожевенная отрасли промышленности. В пореформенный период помимо обработки льна и животных продуктов получили динамичное развитие пищевая и деревообрабатывающая отрасли промышленности. В 18801890-е гг. на их долю приходилось 95,7% от всего губернского производства. Однако оснащенность паровыми машинами предприятий была наименьшей в регионе. В 1879 г. на 46 учтенных промышленной статистикой предприятиях, обслуживающих городское хозяйство Псковской губернии, имелось 62 паровых двигателя мощностью 1028 л. с. [6, с. 54-55, 88-89]. Но уже в 1984/1895 гг. более чем на половине промышленных предприятий (53%) работало 54 паровых двигателя общей мощностью 786 л. с. Лучше всего были оснащены предприятия деревообрабатывающей (100%) и пищевой (63%) отраслей. Паровые машины имелись также на 2 текстильных, 2 силикатных, 4 кожевенных предприятиях [17].

Процесс концентрации протекал и в двух вышеназванных северо-западных губерниях. В начале пореформенного периода в них вообще не было крупных фабрик и заводов. Среди 100 учтенных в 1867 г. официальной статистикой предприятий в Новгородской губернии имелось 9 средних (производительностью от 10 до 90 тыс. руб.) и 7 мелких предприятий [15]. В конце XIX в. здесь уже числилось 26 крупных и 59 средних (из 110) предприятий. Особенно высока концентрация была в промышленности по обработке минеральных веществ, бумаги и дерева. Наиболее крупными и производительными в Новгородской губернии были 3 фарфоро-фаянсовых фабрики и 1 стеклянно-хрустальный завод И.Е. Кузнецова, производительностью от 40 до 600 тыс. руб.; целлюлозная и 2 бумажные фабрики производительностью от 200 до 1 700 тыс. руб., принадлежавшие Товариществу Окуловских фабрик В.И. Пасбурга в Крестецком уезде, лесо-

пильные заводы Торгового дома «Громов и Ко» и компании «Брандт Э.Г. и Ко» (каждый около 250 тыс. руб.), завод земледельческих и сельскохозяйственных машин

В.И. Милютина (более 100 тыс. руб.) в Череповецком уезде [14].

В Псковской губернии в 1867 г. имелось 3 кожевенных завода производительностью от 16 до 48 тыс. руб. Остальные из 183 предприятий были мелкими кустарными мастерскими или заведениями крестьянских промыслов. Но в конце XIX в. здесь действовало 3 крупных и 29 средних предприятий (из 408). Самыми крупными являлись льнопрядильные и льнотрепальные заведения Г.Ю. Майера, Д.Р. Малькольма, А.Ф. Калашникова (годовая производительность 40-45 тыс. руб.), 2 кожевенных завода братьев Кудрявцевых (107-145 тыс.руб.); лесопильные заводы Я.Г. Белинского (304 тыс. руб.) и торгового дома «Зиновьев Д. и Ко» (128 тыс. руб.), водочный завод купца В.П. Калашникова (70 тыс. руб.) в г. Пскове [14].

Подводя итоги, необходимо отметить, что лидером технико-технологической модернизации и промышленного развития Северо-Западного района и Российской империи (до начала 1880-х гг.) являлся Петербург, обладавший рядом преимуществ, вытекавших из его геополитического, географического и столичного положения. В конце XIX в. он, хотя и был потеснен губерниями Московского и Привисленского промышленных районов, но продолжал занимать видное место в общеимперском разделении труда как крупнейший научно-технический центр Российской империи, средоточие передовой машиностроительной, текстильной, электротехнической и химической промышленности. Важную роль в технико-технологической модернизации и концентрации производства сыграли многие предприниматели. Не все из них сумели благополучно преодолеть периодически повторявшиеся в пореформенный период кризисы перепроизводства (из общего числа предприятий, основанных в дореформенное время, к концу XIX в. осталось 20% петербургских и новгородских, 10% псковских предприятий). Но те из них, владельцы которых совершенствовали производственный аппарат, использовали резервы производства, сумели сохранить и укрепить позиции в своих отраслях. Обратной стороной технико-технологической модернизации были высокая эксплуатация труда рабочих, включая труд подростков и детей, нарушения трудового (фабричного) зако-

Общество

Terra Humana

нодательства, что приводило к трудовым ми и владельцами заводов и фабрик, по-

конфликтам и забастовкам, в основном, мещиками и крестьянством, интеллиген-

на крупных предприятиях. цией и правительственным аппаратом,

Таким образом, в пореформенный пе- которые под влиянием мирового эконо-

риод в промышленности Северо-Запад- мического кризиса начала XX в. и пора-

ного района, как и страны в целом, за- жения в русско-японской войне вызвали

вершилась промышленная революция, первую российскую революцию. Опыт по-

обеспечившая высокий рост объемов и реформенной модернизации 1860-90-х гг.

производительности труда, но тормо- свидетельствует, что технико-технологи-

жение модернизационных процессов в ческая модернизация, не подкрепленная

аграрном секторе экономики, полити- реформами во всех сферах экономики,

ко-правовой и социальной сферах обще- социальной и политической жизни, при-

ственной жизни страны привело к появ- водит к ограниченным результатам и не-

лению и обострению ряда социальных предвиденным для субъектов модерниза-

противоречий между наемными рабочи- ции последствиям.

Список литературы:

1. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. 2-е изд. - СПб.: Паритет, 2006. - 480 с., ил.

2. Кафенгауз Л.Б. Эволюция промышленного производства России. - М., 1994. - 848 с.

3. Кузнецов В.Н. Основные этапы и особенности капиталистической модернизации на Северо-Западе России (вторая половина XIX века) // Общество. Среда. Развитие. - 2008. № 3. - С. 1-19.

4. Лившиц О.С. Размещение промышленности в дореволюционной России. -М.: Изд-во АН СССР, 1955. - 295 с.

5. Логвинов В.В. Все открытия и достижения науки и техники за последние 200 лет. Летопись. - М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 448 с.

6. Материалы для статистики паровых двигателей в Российской империи. - СПб., 1882. - 282 с.

7. Никитин Ю.А. Промышленные выставки России XIX - начала XX века. - Череповец: ООО «Полигра-

фист», 2004. - 272 с.

8. Очерки истории Ленинграда. Т.2. Период капитализма. Вторая половина XIX века. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1957. - 885 с.

9. Очерки истории Ленинграда. Т.3. Период империализма и буржуазно-демократических револю-ций.1895-1917 гг. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1956. - 1043 с.

10. Санкт-Петербург. 300 лет истории. - СПб.: Наука, 2003. - 760 с.

11. Санкт-Петербург.1703-2003 // Юбилейный статистический сборник. Вып. 3. - СПб.: Судостроение, 2004.- 448 с.

12. Соловьева А.М. Железнодорожный транспорт во второй половине XIX века. - М.: Наука, 1975. -

315 с.

13. Соловьева А.М. Промышленная революция в России в XIX веке.- М.: Наука, 1990.- 272 с.

14. Список фабрик и заводов Европейской России. - СПб., 1903.

15. Статистический атлас главнейших отраслей фабрично-заводской промышленности Европейской России с поименным списком фабрик и заводов. - СПб., 1869.

16. Указатель фабрик и заводов Европейской России с Царством Польским и Великим княжеством Финляндским. Материалы для фабрично-заводской статистики. - СПб., 1881.

17. Фабрично-заводская промышленность России. Перечень фабрик и заводов. - СПб., 1897.

18. Хромов П.А. Экономическая история СССР: период промышленного и монополистического капитализма в России. Уч. пос. - М., 1982. - 240 с.

1 По нашим данным, в 1867 г. в казенном промышленном секторе Петербургской губернии производилось более трети (35%) продукции от общего объема губернской промышленности и столько же было занято рабочих. Доля продукции казенной промышленности в Петербурге в этом же году составляла всего 1,2% от общего объема столичного производства, а занято в ней было 2,2% всех рабочих [15]. С учетом поправки на динамику пореформенного развития частной промышленности в регионе, можно предположить, что удельный вес губернской промышленности (вместе с казенными предприятиями) по отношению к столичной в середине XIX в. составлял примерно 15%, а по отношению к Новгородской и Псковской губерниям вместе взятым - приблизительно 20-25%.

2 Приводимые здесь и далее цифры, характеризующие количество предприятий, их энергооснащенность, численность занятых рабочих и производительность труда в промышленности Северо-Западного района по состоянию на 1867, 1879, 1894/1895, 1900 гг., получены нами в результате анализа источников [6; 11; 14; 15; 16; 17].

3 Дореволюционные авторы нередко к дореформенным заводам и фабрикам относили мелкие предприятия и кустарные мастерские, завышая тем самым численность промышленных предприятий. Советские историки суммировали казенные и частные, столичные и подстоличные заводы и фабрики, за счет чего появляются разночтения. К тому же они предпочитали выделять крупные и средние предприятия с численностью занятых на них рабочих до 16 чел. В данной работе учтены все частные предприятия на территории Петербургской губернии. К мелким предприятиям отнесены предприятия промышленного значения с численностью занятых на них рабочих до 16 чел., к средним - от 16 до 99 и к крупным - свыше 100 рабочих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.