Научная статья на тему 'Значение правильного выбора материала и техники его обработки в наиболее ярком выражении идеи произведения скульптора'

Значение правильного выбора материала и техники его обработки в наиболее ярком выражении идеи произведения скульптора Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1129
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
скульптура / идея / жанр / использованный материал / форма / фактура / sculpture / idea / genre / used material / form / texture

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зьомко Светлана Владимировна

Скульптура как художественное произведение играет огромную роль в отражении сложных человеческих отношений. Благодаря применению различных материалов и изобретению новых технологических приемов их обработки, возникает множество жанров и направлений в этом виде искусства. Соответственно, правильно подобранный материал и техника играют огромную роль в выражении идей, которые хочет донести скульптор до широкого зрителя.В данной статье мы рассмотрим различные материалы, применяемые в скульптуре, их свойства, технику обработки. Ответим на вопрос: с чего начать? Попытаемся помочь студентам – начинающим скульпторам – в материальном воплощении их идей.Скульптор мыслит объемами, соответственно, чувства и мировоззрение человека воплощает в объемных формах, пластически. Объемная форма может создаваться различными способами: из глины скульптор лепит, добавляя, наращивая объем; работая с камнем, отсекает от большего меньшее и т. п. Выбор материала диктует скульптору способ создания объемной формы. Но в одном и том же материале способ ее создания может быть разным. Поэтому есть необходимость, кроме материалов и их свойств, рассмотреть и различные способы их обработки.Пабло Пикассо говорил: «Все, что ты можешь вообразить, – реально». А для воплощения в жизнь своего воображения необходимо иметь необходимые знания. Именно этим первичным и немаловажным знаниям и посвящена эта статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF A CORRECT MATERIAL CHOICE AND ITS PROCESSING TECHNOLOGY IN TERMS OF THE BRIGHTEST IDEA EXPRESSION OF SCULPTOR'S WORKS

The sculpture as work of art plays a huge role in reflection of the difficult human relations. New materials are now being used and new technological methods were invented. That is the reason why a set of genres and trends emerges in this art form. Accordingly, properly selected material and equipment plays a huge role in the expression of ideas that the sculptor wants to convey to a wide audience. In this article we will consider various materials applied in a sculpture, their properties, technology of processing. We will answer the question: what shall one start with? We will try to help students – sculpture beginners in the material embodiment of their ideas. Sculptors think of volumes, they embody human feelings and the outlook in volume forms, plastically. The volume form can be created in different ways: sculptor uses clay to mold figures, adding, and increasing volume; while working with stone, they cut smaller parts from bigger ones, etc. The choice of material dictates the sculptor the way of volume form creation. But even is the sculpture uses the same material, the ways of volume form creation may vary. Therefore, it is necessary to consider various ways of material processing on a par with materials and their properties. Pablo Picasso said: "Everything you can imagine is real". In order to embody your imagination it is necessary to have particular knowledge. The article under consideration is devoted to this primary and important knowledge.

Текст научной работы на тему «Значение правильного выбора материала и техники его обработки в наиболее ярком выражении идеи произведения скульптора»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО ВЫБОРА МАТЕРИАЛА И ТЕХНИКИ ЕГО ОБРАБОТКИ В НАИБОЛЕЕ ЯРКОМ ВЫРАЖЕНИИ ИДЕИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СКУЛЬПТОРА

Зьомко Светлана Владимировна

преподаватель кафедры декоративного искусства, ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет», 295015, Россия, РК, г. Симферополь, пер. Учебный, 8

E-mail: csepu@mail.ru

THE VALUE OF A CORRECT MATERIAL CHOICE AND ITS PROCESSING TECHNOLOGY IN TERMS OF THE BRIGHTEST IDEA EXPRESSION OF SCULPTOR’S WORKS

Svetlana Zyomko

Lecturer of decorative art Department, "Crimean Engineering and Pedagogical University ", 295015, Russian Federation, Republic of Crimea, Simferopol, Uchebny lane, 8

АННОТАЦИЯ

Скульптура как художественное произведение играет огромную роль в отражении сложных человеческих отношений. Благодаря применению различных материалов и изобретению новых технологических приемов их обработки, возникает множество жанров и направлений в этом виде искусства. Соответственно, правильно подобранный материал и техника играют огромную роль в выражении идей, которые хочет донести скульптор до широкого зрителя.

В данной статье мы рассмотрим различные материалы, применяемые в скульптуре, их свойства, технику обработки. Ответим на вопрос: с чего

Зьомко С.В. Значение правильного выбора материала и техники его обработки в наиболее ярком выражении идеи произведения //

Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2015. № 11 (23) .

URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/273 3

начать? Попытаемся помочь студентам - начинающим скульпторам -в материальном воплощении их идей.

Скульптор мыслит объемами, соответственно, чувства и мировоззрение человека воплощает в объемных формах, пластически. Объемная форма может создаваться различными способами: из глины скульптор лепит, добавляя, наращивая объем; работая с камнем, отсекает от большего меньшее и т. п. Выбор материала диктует скульптору способ создания объемной формы. Но в одном и том же материале способ ее создания может быть разным. Поэтому есть необходимость, кроме материалов и их свойств, рассмотреть и различные способы их обработки.

Пабло Пикассо говорил: «Все, что ты можешь вообразить, - реально». А для воплощения в жизнь своего воображения необходимо иметь необходимые знания. Именно этим первичным и немаловажным знаниям и посвящена эта статья.

ABSTRACT

The sculpture as work of art plays a huge role in reflection of the difficult human relations.

New materials are now being used and new technological methods were invented. That is the reason why a set of genres and trends emerges in this art form. Accordingly, properly selected material and equipment plays a huge role in the expression of ideas that the sculptor wants to convey to a wide audience.

In this article we will consider various materials applied in a sculpture, their properties, technology of processing. We will answer the question: what shall one start with? We will try to help students - sculpture beginners in the material embodiment of their ideas.

Sculptors think of volumes, they embody human feelings and the outlook in volume forms, plastically. The volume form can be created in different ways: sculptor uses clay to mold figures, adding, and increasing volume; while working with stone, they cut smaller parts from bigger ones, etc. The choice of material dictates the sculptor the way of volume form creation. But even is the sculpture uses

the same material, the ways of volume form creation may vary. Therefore, it is necessary to consider various ways of material processing on a par with materials and their properties.

Pablo Picasso said: "Everything you can imagine is real". In order to embody your imagination it is necessary to have particular knowledge. The article under consideration is devoted to this primary and important knowledge.

Ключевые слова: скульптура, идея, жанр, использованный материал, форма, фактура.

Keywords: sculpture, idea, genre, used material, form, texture.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Отношение к задачам искусства, взгляды на искусство и действительность менялись на протяжении всей истории, определяя тем самым ее развитие.

Начиная работу над воплощением идеи, скульптор задается вопросом, в каком материале лучше выполнить свой проект. Для более емкого выражения и усиления образа выбирается тот или иной материал.

В скульптуре, как и в другом виде искусства, эстетическое начало тесно связано с материалом и техникой, выбранной для ее выполнения. Действительно, произведения разных эпох не существуют отдельно от материала и техники исполнения.

Скульптура как художественное произведение играет огромную роль в отражении сложных человеческих отношений, отражает богатство связей человека с миром и окружающей средой.

П. Чистяков писал Сурикову: «По сюжету и приемам: идея подчиняет себе технику». Связь между творчеством и материалом не только в том, что у каждого художника есть излюбленное средство выражения, оно заключается в тесной связи самого творчества с материалом. Своеобразие каждого материала открывает новые возможности для игры художественного

воображения, иные приемы, иные возможности для художественного вдохновения [2, с. 118].

ЦЕЛЬЮ ДАННОЙ РАБОТЫ является анализ влияния выбранного материала на создание того или иного образа в скульптуре.

Самым пластичным материалом является глина. Используя глину, легко менять форму, искать образ будущего произведения. Поэтому все эскизы скульптор выполняет в глине. Из глины, воска, гипса легко лепить. Поверхность получается гладкой или оставляет следы рук мастера. Но, к сожалению, это недолговечные материалы. Поэтому их используют в основном для создания эскизов. Окончательный вариант произведения воплощают в более твердых материалах. Прочность - очень важное требование, художник хочет донести свою идею и современникам и далеким потомкам. Поэтому мастера предпочитают работать с твердыми и долговечными материалами.

Один из самых прочных материалов - это камень. Но камни бывают более твердыми и мягкими, каждый камень обладает своим характером и фактурой.

Поверхность песчаника напоминает по своей фактуре кожу человека, в нем словно чувствуется тепло человеческой кожи. Древние египтяне, очевидно, по этой причине использовали песчаник при создании такого великолепного произведения, как портрет египетской царицы Нефертити в начале XIV века до нашей эры.

Если мы рассмотрим другой прочный материал - мрамор, то увидим, что он совсем другой по характеру восприятия. Белый мрамор словно светится изнутри, он светоносный, нежный, легкий. В мраморе чаще всего изображают материнство, любовь. Нас восхищает великолепное произведение французского скульптора Огюста Родена « Вечная весна», созданное из белого мрамора в 1884 году.

Бронза также используется при создании скульптурных произведений. Бронза, во-первых, материал звонкий и торжественный. В бронзе скульптор может воплотить значительность идеи, образа. Растрелли использовал именно

этот материал при создании бюста Петра I. Во-вторых, бронза удивительно пластична, мягка, способна легко менять форму. Создавая скульптурную группу «Гражданам города Кале», Огюст Роден использовал эти качества бронзы в полную силу. Этот памятник воплотил в себе подвиг, совершенный в средние века шестью знатнейшими гражданами этого города. Чтобы спасти город от разрушения и жителей от гибели, они пожертвовали своей жизнью: надели рубище, вышли к врагам с веревками на шее и с ключами от города. В отличие от «Вечной весны» в этой работе Огюст Роден использовал бронзу, чтобы подчеркнуть силу образа своего произведения. Бронза пластично и мягко воспроизвела все углубления, сохранила следы рук. Пластичный материал, легко создает нужную форму, передает самые сложные состояния души. Благодаря этим качествам, скульптору удалось мастерски передать на лицах страдание, старость, достоинство и горе [1, с. 180].

Дерево - это древнейший из всех перечисленных материалов в скульптурном ремесле. За счёт своей доступности и несложной обработки, скульптуры из дерева встречаются практически повсюду. Для скульптур из дерева сейчас используют дорогие породы - чёрное и красное дерево, они имеют очень красивую текстуру и большую прочность. Но дерево портится от влаги, может быть изъедено жуками-древоточцами, горит. Почему же скульпторы обращаются к дереву, хотя оно явно уступает в прочности камню и металлу? Дерево - живой, органический материал. Сочетание

необработанной и обработанной поверхностей дерева - живой рисунок древесных волокон, его цвет - все это создает впечатление теплоты и живого дыхания скульптуры.

Обработанную, отполированную поверхность материала называют текстурой, необработанную - фактурой материала. В разных материалах мастера создают свои работы. Используют один материал и как фактуру, и как текстуру. В портрете могут использовать лицо как текстуру, а при выполнении волос использовать фактуру того же материала. Прием близкий, а образы разные. Это зависит и от модели (предмета изображения),

и от задачи скульптора, и от материала, избранного им. Отличаются текстура и фактура гранита и дерева, различно формируют они художественный образ произведения. В мраморной «Вечной весне» Огюста Родена и сам материал, и различное использование его текстуры и фактуры участвуют в создании художественного образа.

В уже рассматриваемых нами работах - Нефертити и Петра I - мы видим почти незаметные, легкие переходы объемов лица, что создает живую, трепещущую поверхность, передает сложные состояния души.

Создавая объем, скульптор либо скрывает следы рук и орудий, либо подчеркивает их. Сравним моделировку лиц у К.-Б. Растрелли и О. Родена. Растрелли скрывает участие рук и орудий в моделировке, О. Роден подчеркивает следы рук. Каждый из скульпторов решает свою образную задачу, отражает позицию своего времени.

Моделируя объем, скульптор выражает свое отношение к материалу. Следует обратить внимание на эту формулировку: не решая образ, а именно моделируя его, то есть идет речь не о выборе материала, а об отношении к материалу в процессе создания объема. Создавая объемную поверхность из любого материала, скульптор может моделировкой вызвать у зрителя иллюзию другого материала, например мягкости человеческого тела и поверхности человеческой кожи, а может подчеркнуть сущность использованного материала, независимо от того, что он изображает [3, с. 173].

Общий подход к созданию объемов, то есть к моделированию, может быть различным - пластичным или силуэтным. Микеланджело решает своего «Давида» объемно, пластические массы - главное в этой скульптуре. Общее решение «Геракла» Э. Бурделя - силуэтное: главное и первое впечатление мы получаем от силуэта.

Способы моделирования лица, одежды, волос, присутствие или отсутствие следов рук или орудий человека, отношение к материалу в процессе моделирования, пластическое или силуэтное решение скульптуры -все это способы создания художественного образа.

Таким образом, мы рассмотрели, как влияет выбранный материал

на создание того или иного образа в скульптуре.

Список литературы:

1. Вийранд Т. Молодежи об искусстве / Т. Вийранд. - Таллин: Издательство «Кунст», 1990.

2. Кузнецова Л.С. Беседы об изобразительном искусстве и архитектуре. О языке архитектуры, скульптуры и живописи. - К.: Рад. шк., 1989.

3. Светлов И. Некоторые проблемы монументально-декоративной скульптуры / И. Светлов // Советская скульптура. - М.: Советский художник,1980. - С. 172-173.

References:

1. Vyirand T. To youth about art. Tallinn, Kunst Publ., 1990. (In Russian).

2. Kuznetsova L.S. Discussion about arts and architecture. About the language of architecture, sculpture and painting. Kiev, Radians'ka shkola Publ., 1989. (In Russian).

3. Svetlov I. Several issues of monumental decorative sculpture. Sovetskaia skul'ptura [Soviet sculpture]. Moscow, Sovetskiy Khudozhnik Publ., 1980. pp. 172-173. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.