Журавлева Н. А. Значение нравственного воспитания в становлении жизненных ценностей современной молодежи // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 2 (83). С. 70-74.
Zhuravleva N. A. The role of the ethical education in the dynamics of modern youth' value orientations. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2019. No. 2 (83). Pp. 70-74. (In Russ.)
УДК 159.9
Н. А. Журавлева
Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия
ЗНАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Журавлева Надежда Анатольевна — старший научный сотрудник.
E-mail: [email protected]
Целью данной работы является изучение роли нравственного воспитания в становлении системы морально-этических ценностей современной молодежи. Анализ психологических исследований показал, что нравственное воспитание приводит к формированию четко выраженной нравственной направленности личности, которая проявляется в ее ориентации на высшие духовно-нравственные ценности.
Ключевые слова: ценностные ориентации, терминальные ценности, инструментальные ценности, система нравственного воспитания, молодежь.
N. A. Zhuravleva
Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
THE ROLE OF THE ETHICAL EDUCATION IN THE DYNAMICS OF MODERN YOUTH' VALUE ORIENTATIONS
Zuravleva Nadejda A. — Senior Research Scientist.
E-mail: [email protected]
The aim of this research was to study the role of the ethical education in the dynamics of the moral and ethical values of modern youth. The analysis of the psychological studies showed that ethical education influences on strong ethical position of the individuals and appears in their orientation on moral values.
Keywords: value orientations, terminal values, instrumental values, system of ethical education,
youth.
Система ценностей личности формируется в процессе социализации путем интерио-ризации — присвоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов (продуктов общественного опыта и культуры), характерных для данных социальных общностей. Формирование этой системы происходит по мере усвоения социального опыта в процессе воспитания и обучения. Отношение к различным жизненным сферам формируется у человека благодаря информации, которую он получает в процессе обучения. Воспитание, в свою очередь, выполняет роль координирующей силы в формировании интересов, ценностных ориентаций ребенка, направляет развитие потребностей, мотивационной сферы. В процессе воспитания развиваются деловые, эмоционально-чувственные, интеллектуальные, общественно-политические, нравственные, эстетические качества личности, формируются ценностные ориентации, соответствующие общественным идеалам.
Совокупность свойств, качеств человека определяется прежде всего свойствами и качествами той социальной среды, в которой он развивается. Личность в своем развитии включается во многие малые и большие общности людей. Личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от принадлежности к определенному социальному слою, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье и т. д. [1; 8; 11-14]. Представления о мире, нравственные взгляды и убеждения, образ мыслей и мировоззрение, интересы, стремления и ценности обусловливаются особенностями группового сознания, в котором формируется личность и протекает повседневная жизнедеятельность человека [16; 17]. Принадлежность личности к определенной социальной группе способствует формированию у нее соответствующих ценностных ориентиров, во многом определяет ее нравственное сознание и поведение [3; 26].
Подростковый и юношеский возраст является тем периодом, когда происходит активное становление самосознания, интенсивно складывается система ценностных ориен-таций, идеалов, убеждений. Центральным в процессе личностного становления в этом возрасте является нравственное развитие. В данной работе поставлена цель проанализировать роль нравственного воспитания в становлении системы морально-этических ценностей современной молодежи.
Морально-нравственное развитие представляет собой чрезвычайно сложный и многогранный процесс. Оно включает в себя формирование моральных ценностей, убеждений, представлений, усвоение детьми основных нравственных понятий и категорий, становление нравственного самосознания и т. д. Усвоение детьми содержания нравственных понятий является важной стороной их морально-нравственного развития. Нравственные категории и нормы выступают эталоном, критерием для оценки себя, окружающих, построения отношений с людьми. В подростковом возрасте формируется образ идеального Я ребенка и его самооценка. Под углом зрения ценностей, зафиксированных в идеальном Я, ребенок начинает оценивать себя и других, поэтому важным моментом воспитательной работы является формирование идеалов подростка [20].
Усваивая моральные нормы, ребенок знакомится с содержанием нравственности как таковой и имеет возможность самоопределиться, выбирая ту или иную нравственную позицию. Знание нравственных принципов и норм в психологии традиционно рассматривается как важная составляющая нравственного сознания личности. Именно наличие этих обобщенных нравственных принципов и законов делает поведение человека по-настоящему нравственным. Для воспитателей, родителей и учителей задача нравственного воспитания молодежи в возрасте 14-17 лет состоит в том, чтобы формировать целостное мировоззрение учащихся, в котором нравственность выступает неотъемлемым компонентом.
Нравственное развитие способно осуществляться хаотично, но высшего его уровня можно достичь только целенаправленными воспитательными усилиями. В зависимости от особенностей воспитания обнаруживается разная степень выраженности составляющих направленности личности, уровня ее нравственного развития. С повышением уровня нравственной воспитанности наблюдаются изменения в ценностных ориентациях и мотивации личности. Чем выше уровень нравственной воспитанности, тем более личность ориентирована на духовные ценности, творчество и мотивирована альтруистически. Социально дезадаптированной молодежи, нравственным воспитанием которой долгое время никто целенаправленно не занимался, в меньшей степени присущи альтруистические мотивы поведения, для нее характерна доминирующая направленность на дело, низкие показатели самоотношения, большая экстернальность в области достижений и интернальность в области неудач. У социально адаптированных юношей и девушек, обучавшихся основам этики,
доминирующей является ориентация на творчество, довольно высокая ориентированность на дело, интернальность в области достижений, высокая склонность к сотрудничеству [2].
Дальнейшее прогрессивное развитие общества предполагает повышение удельного веса творческого потенциала, что еще раз подчеркивает значимость и необходимость разработки комплексных программ ценностного воспитания молодежи. Именно креативность личности в первую очередь определяет успех в профессиях, связанных с созданием принципиально нового, оригинального продукта, с совершением открытий.
Уровень нравственной воспитанности выше у людей творческих. Это значит, что развитие творческих способностей в процессе воспитания отчасти может способствовать и нравственному развитию, но не гарантировать его, если акцент делать только на нем. Воспитательные системы, ориентированные на развитие как творческих способностей, так и альтруистической мотивации поведения и духовных ценностей, служат формированию нравственной личности.
Таким образом, нравственное воспитание приводит к формированию четко выраженной нравственной направленности личности, которая проявляется в ее ориентации на высшие духовно-нравственные ценности, лежащие в основе альтруистической мотивации деятельности, и предпочтении в основном творческой деятельности.
В период активного социального становления личности (13/14-16/17 лет) необходимо проводить различного рода мероприятия, способствующие ознакомлению с общечеловеческими ценностями, осознанию общественных и индивидуальных ценностных приоритетов, расширению сферы ценностных предпочтений. Большое значение имеет работа по сплочению членов группы и формированию положительного психологического микроклимата в ней, а также проведение тренингов общения, личностного роста и нравственного прогнозирования, способствующих развитию адаптивно-приспособительных свойств личности и улучшению положения в системе межличностных взаимоотношений.
В заключение необходимо сказать, что проблема нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из важнейших, так как будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. Молодежь и ее развитие определят векторы дальнейшей социокультурной динамики всего общества. Несмотря на то что ценности личности в целом меняются на различных этапах ее развития, многие из них, сформировавшись в подростковом возрасте, остаются устойчивыми на протяжении всей жизни. От того, какие ценности усвоит молодежь, во многом зависит перспектива социально-экономического, социально-политического и социокультурного развития общества.
Ценностные ориентации современной личности формируются в процессе адаптации к условиям жизни [4-7; 10; 15; 18; 19; 21; 23-25, 27, 28]. В целом можно отметить, что личность становится более практичной и прагматичной [9]. Эти ценности и качества личности позволяют успешно существовать в конкурентной социальной среде. Данная социальная среда ориентирует на приоритет таких качеств, как социальная активность, целеустремленность, предприимчивость, способность находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях, рассчитывать на собственные силы, максимальные достижения в труде и личный успех, значимость богатства как цели, рациональное и прагматическое отношение к жизни. Эти личностные качества помогают добиться материального успеха, но часто вступают в противоречие с общественными нормами и ценностями, не соответствуют общепринятым морально-нравственным образцам, противоречат многовековым традициям духовной культуры, сложившимся в российском обществе.
Поворот сознания молодежи в сторону нравственного идеала в сочетании с такими качествами, как инициатива, деловая активность, трудолюбие, стремление к профессио-
нальному и интеллектуальному росту, становится основной проблемой формирования современного нравственного сознания и современной нравственной культуры в целом. Одним из ключевых факторов является система образования, способная привить определенную систему моральных ценностей [22]. Задача дальнейших исследований состоит в формировании научно обоснованной системы воспитания человеческих качеств, соответствующей традиционным ценностям российской культуры и современной цивилизации.
Библиографический список
1. Абульханова К. А. Личность во времени человеческой культуры // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2013. № 3. С. 40-53.
2. Бровченко А. К. Зависимость формирования направленности личности в процессе инте-риоризации нравственных ценностей от особенностей воспитания в юношеском возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2004.
3. Воловикова М. И. История и современное состояние исследований в лаборатории психологии личности Института психологии РАН // Современная личность: Психологические исследования. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 59-76.
4. Журавлев А. Л. Взаимодействие социально-психологических и социально-экономических феноменов в изменяющемся обществе // Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. С. 11-37.
5. Журавлев А. Л. Социально-психологические проблемы детерминации поведения личности и группы в изменяющемся обществе // Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1996. С. 3-21.
6. Журавлева Н. А. Влияние социально-экономических изменений на мотивационно-ценностную структуру личности и социальной группы // Пензенский психологический вестник.
2016. № 1. С. 2-18.
7. Журавлева Н. А. Динамика ценностных ориентаций предпринимателей в изменяющейся России // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. Ч. 2. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. С. 7-8.
8. Журавлева Н. А. Психологические типы ценностных ориентаций личности в современном российском обществе // Вестник Российского университета дружбы народов. 2009. № 4. С. 18-24.
9. Журавлева Н. А. Современные тенденции в ценностных ориентациях российской молодежи // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2011. № 3. С. 139-146.
10. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации личности в условиях улучшения экономической ситуации в российском обществе в 2003-2006 гг. // Гуманитарный научный вестник.
2017. № 4. С. 9-17.
11. Журавлева Н. А. Ценностные ориентации руководителя и эффективность управленческой деятельности // Малая группа как объект и субъект психологического влияния. Курск, 2011. С. 229-234.
12. Журавлева Н. А. Экономическое сознание предпринимателей в современном российском обществе // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы / Байкал. гос. ун-т. Иркутск, 2009. С. 278-283.
13. Карнышев А. Д. Проблемы и ресурсы формирования патриотизма в регионах Сибири и Дальнего Востока // Иркутский историко-экономический ежегодник: 2016 / Байкал. гос. ун-т. Иркутск, 2016. С. 70-83.
14. Карнышев А. Д. Экономический патриотизм: государственные, этнорегиональные и личностные аспекты // Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26, № 3. С. 509-517.
15. Кочеткова Н. В., Журавлев А. Л. Динамика социально-психологических качеств современного российского предпринимателя // Социальная психология экономического поведения. М., 1999. С.130-142.
16. Логвинов И. Н., Логвинова М. И., Логвинова Т. И. Ценностные ориентации представителей современных молодежных субкультур досуговой и учебно-профессиональной направленности
[Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2014. Т. 20. С. 2666-2670. URL: http://e-koncept.ru/2014/54797.htm (дата обращения: 11.03.2019).
17. Позняков В. П. Групповые и личностные детерминанты деловой активности российских предпринимателей // Экономическая психология: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Иркутск, 2010. С. 33-40.
18. Позняков В. П., Журавлев А. Л. Социальная психология и экономические реформы в России // Психологический журнал. 2018. Т. 39, № 1. С. 15-25.
19. Позняков В. П. Социально-психологические отношения в трудовом коллективе в условиях изменения форм собственности // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений. М., 1997. С. 91-103.
20. Светлова Н. В. Особенности ценностных ориентаций и нравственного самосознания учащихся средней школы: дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.
21. Семенов В. Е. Духовно-нравственные ценности и воспитание как важнейшие условия развития России // Психологический журнал. 2011. № 5. С. 92-96.
22. Сысоева Г. А. Духовные ценности российской молодежи как фактор социального управления: социологический анализ: дис. . канд. социол. наук. Пятигорск, 2006.
23. Хащенко В. А. Представления об экономическом благополучии в условиях трансформации российского общества // Развитие психологии в системе комплексного человекознания. Ч. 1. М., 2012. С. 597-608.
24. Чернышев А. С., Сарычев С. В., Елизаров С. Г. К вопросу о перспективах отечественной психологии в решении задач российского общества // Психологический журнал. 2015. № 2. С. 113-119.
25. Юревич А. В. Динамика психологического состояния современного российского общества // Вестник Российской академии наук. 2009. № 2. С. 112-120.
26. Юревич А. В., Журавлев А. Л. Проблема нравственности в психологической науке // Психология нравственности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. С. 5-12.
27. Юревич А. В. Нравственное состояние современного российского общества // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 3. С. 107-117.
28. Юревич А. В. Нравственность в современной России // Экономические стратегии. 2009. Т. 11, № 3. С. 58-63.