Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ СТАТЬИ'

ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ СТАТЬИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
216
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-популярная статья / анализ / специфика / категория текста / публикации / синтаксические конструкции. / popular science article / analysis / specificity / text category / publications / syntactic constructions

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кузибаева, Р.Ш.

В данной статье представлена языковая картина мира в текстах журнальных статей отличающихся большим разнообразием языковых средств. Языковая картина мира в текстах научно-популярных статей, публикуемых в интернете

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF A POPULAR SCIENTIFIC ARTICLE

This article presents the linguistic picture of the world in the texts of journal articles, characterized by a wide variety of linguistic means. The linguistic picture of the world in the texts of popular science articles published on the Internet.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ СТАТЬИ»

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ СТАТЬИ (The importance of a popular scientific article)

d https://doi.org/10.24412/2181-1784-2022-20-52-56

Р.Ш. Кузибаева

Преподаватель университета журналистики и массовых коммуникаций

e-mail: roxilaK@bk.ru АННОТАЦИЯ

В данной статье представлена языковая картина мира в текстах журнальных статей отличающихся большим разнообразием языковых средств. Языковая картина мира в текстах научно-популярных статей, публикуемых в интернете

Ключевые слова: научно-популярная статья, анализ, специфика, категория текста, публикации,синтаксические конструкции.

This article presents the linguistic picture of the world in the texts of journal articles, characterized by a wide variety of linguistic means. The linguistic picture of the world in the texts of popular science articles published on the Internet.

Keywords: popular science article, analysis, specificity, text category, publications, syntactic constructions

ВВЕДЕНИЕ

При изучении особенностей языковой картины мира в тексте журнальных и Интернет-статей оптимальным является анализ способов языковой актуализации ментальной модели (ядро, маргинальная зона и периферия), лежащей в основе текста статьи. Это позволяет определить особенности представления информации в жанровых разновидностях статьи и дает возможность установить специфические способы репрезентации языковой картины мира в тексте научно-популярной статьи.

Категории текста, являющиеся наиболее релевантными для текста научно-популярной статьи (категории информативности, адресованности, эмотивности, позиции автора, модальности и интертекстуальности), реализуются неравномерно на разных уровнях ментальной модели (ядро, маргинальная зона, периферия). Специфика реализации данных категорий и их языковое

Узбекистана

ABSTRACT

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

оформление на уровне ядра, маргинальной зоны и периферии ментальной модели определяется способом публикации статьи (в журнале или на Интернет-сайтах), предметной отнесенностью статьи, коммуникативно-прагматическими целями и индивидуальными особенностями стиля автора.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Языковая картина мира в текстах журнальных статей отличается большим разнообразием языковых средств, реализующих категорию адресованности (разговорная лексика, клишированные выражения и фразеологизмы, разговорные синтаксические конструкции, элементы речевой образности и т. д.) и категорию модальности (окказионализмы, эксплицирующие авторскую оценку предмета сообщения, средства экспрессивного синтаксиса, языковые средства образности), которые актуализируются преимущественно на уровне маргинальной зоны и периферии ментальной, модели. Категория интертекстуальности реализуется на всех уровнях ментальной модели. При этом состав и частота употребляемых интертекстуальных включений варьируют на разных уровнях.

Языковая картина мира в текстах научно-популярных статей, публикуемых в Интернете, характеризуется большим разнообразием языковых средств, реализующих категории информативности и эмотивности, по сравнению с журнальной научно-популярной статьей. Это проявляется в тенденции к более частотному употреблению научных терминов (категория информативности), локализованных, как правило, в ядерной и маргинальной зонах ментальной модели, а также в использовании эмоционально-оценочной лексики, фразеологизмов, индивидуально-авторских новообразований, модальных глаголов, императивных конструкций и языковых средств образности (категория эмотивности), которые локализованы преимущественно на уровне маргинальной зоны и периферии.

Текст научно-популярной статьи позволяет определить особенности представления информации в журнальных и Интернет-статьях и, таким образом, дает возможность установить специфические способы объективации картины мира в текстах данного жанра научно-популярного подстиля.

Конкретный анализ функционирования определенных языковых единиц в тексте научно-популярной статьи может быть использован при проведении занятий по устной практике русского языка, в практике и теории преподавания стилистики, лексикологии, теоретической грамматики, перевода, лингвистики и

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

интерпретации текста, а также при создании учебных пособий по данным дисциплинам [Алпатов, В.М., 2015: 44].

Лингвистическая наука справедливо утверждает, что особенности состояния и развития русского языка на рубеже XX - XXI веков наиболее четко отражены в публицистике - «голосе» общества [Анипкина, Л.Н., 2001: 24]. В настоящее время можно говорить о процессе формирования «новой русской» языковой «картины мира», характеризующейся высокой степенью оценочности; преобладанием отрицательных эмоций в их градации, реализуемых снижением и даже огрублением публичной речи, ее агрессивностью; повышенной экспрессией, создаваемой метафорическими и окказиональными образованиями; использованием фольклорно-значимых культурных символов, выражающих особую мифологию публицистических жанров посредством приема интертекстуальности; увеличением массива публичной фактической речи, детерминирующего прием языковой игры.

Газетно-публицистический стиль речи обладает особыми прагматическими и языковыми свойствами.

Оценочность - ведущая когнитивная и стилеобразующая черта га-зетно-публицистического стиля речи, реализуемая в языковой «картине мира» разнообразными средствами.

Оценочные средства на всех уровнях языка - средства прагматически маркированные, поскольку оценка - это мощнейший инструмент воздействия на аудиторию, на общественное сознание.

Воздействующая функция оценки и ее социальная мотивированность расширяет аксиологическое поле лексической структуры языка, развивая его экспрессивные средства.

Оценочно-ориентирующая функция газетно-публицистического стиля речи приобретает самостоятельный характер, репрезентируясь в текстах открытой и скрытой оценочностью.

Ядро оценочной «картины мира» составляют прагмемы, реализующие открытую оценочность. Сложность и разнообразие их стилистического функционирования (антитеза, оксюморон) обусловлены усилением субъективного оценочного начала газетных текстов, авторской модальностью, а также «смешением» стилей речи в рамках одного текста и сложной жанровой системой газеты [Бертякова, А.Н., 1999: 65].

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

Ядром скрытой оценочности являются метафоры, специфика которых в публицистической «картине мира» отличается социальным основанием оценки и ярко выраженной сензитивной природой; традиционностью тематических групп лексики, формирующих метафорический образ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом, знание государственного языка следует рассматривать как путь Периферия оценочной «картины мира» в публицистике характеризуется усилением экспрессивности реализующих ее средств - окказионализмов и языковой игры.

Аксиологическая функция актуализирует «безоценочную» семантику, слов и морфем в контексте, расширяя поле индивидуально-авторских новообразований в текстах газеты, повышая их воздействующую силу и прагматическую направленность.

Прагматическая функция сопутствует языковой игре, реализуя оценочное значение авторского дискурса журналиста: его интенцию одобрительного или неодобрительного отношения к явлению - объекту языковой игры. Основанная на принципе нарушения нормы, аллюзии, реминисценции, использовании «чужих слов», языковая игра репрезентирует экспрессивность оценочного фрагмента языковой «картины мира» в публицистике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Алпатов, В.М. История лингвистических учений: Учебное пособие / В.М. Алпатов. М., 2005.

2. Анипкина, Л.Н. Оценочные высказывания в прагматическом аспекте / Л.Н. Анипкина // Филологические науки. 2001. - № 3.

3. Бертякова, А.Н. Семантике и структура заголовков текстовых реминисценций на функционально-коммуникативном и синтаксическом уровнях / А.Н. Бертякова // Язык писателя. Текст. Смысл: Сборник науч. тр. -Таганрог, 1999.

4. Величковский, Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. М., 1982.

5. Александрова, О. В. (2003). Язык средств массовой информации как часть коллективного пространства общества. Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования, 89-99.

International scientific-practical conference on the topic of "Problems and perspectives of modern technology in teaching foreign languages"

6. Khusanovna, K. G. (2018). Essential features of vocational education systems in Uzbekistan and Japan. European science review, (3-4), 228-231.

7. Khasanova G. K. The main directions of modernization of vocational education in Uzbekistan and Japan //The Way of Science. - 2014. - С. 81.

8. Хашимова С. On some features of teaching foreign language for students of non-philological areas at the initial stage. - 2019. - Евразийское Научное Объединение. - С. 334-338.

9. Hashimova, S. A., & Nasirova, S. A. (2021). FEATURES OF FORMING OF ANIMATED NOUNS WITH THE AFFIXES IN MODERN CHINESE LANGUAGE. Journal of Central Asian Social Studies, 2(04), 1-10

10. Nasirova, S. A. (2020). CONCEPTS OF ФШ CHINESE DREAM" AND Щ ^ Ш ^ ^ " COMMUNITY OF THE ONE FATE OF HUMANITY"-A LINGUISTIC AREA. Journal of Central Asian Social Studies, 7(01), 05-14.

11. Abdullaevna, N. S. (2020). Lexical-semantic and cognitive specifics of political discourse (based on Si Jinping's speeches). ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 70(5), 1086-1092.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.