Научная статья на тему 'Значение народного декоративно-прикладного искусства в процессе творческой самореализации студентов'

Значение народного декоративно-прикладного искусства в процессе творческой самореализации студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
362
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / САМОРАЗВИТИЕ / САМО-АКТУАЛИЗАЦИЯ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ТЕКСТИЛЬНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиева Алина Ракаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение народного декоративно-прикладного искусства в процессе творческой самореализации студентов»

Раздел VI. ПЕДАГОГИКА, ПОЛИТОЛОГИЯ, ПРАВО, ПСИХОЛОГИЯ, ФИЛОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ

А.Р. Алиева

ЗНАЧЕНИЕ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: творчество, творческая самореализация, саморазвитие, самоактуализация, народное искусство, декоративно-прикладное искусство, текстильные промыслы.

Новая социально-экономическая и политическая ситуация, возникшая в последние десятилетия в России, повлекла за собой перемены во всех областях жизни. Одной из ведущих задач образовательного процесса стало формирование и развитие творческой личности, с высокими профессиональными компетенциями, способной к творческой самореализации, обладающей высокой духовной культурой, развитым интеллектом и творческой индивидуальностью.

Вышеперечисленное свидетельствует о возрастающей актуальности проблемы создания условий для творческой самореализации студентов. На решение данной проблемы направлено наше исследование. С этой целью представляется необходимым уточнение и обоснование сущности понятий «творчество» и «творческая самореализация».

Проблема творчества, творческой самореализации занимала умы мыслителей всех эпох развития мировой культуры и была предметом изучения самых различных отраслей наук: философии, психологии, педагогики, физиологии, культурологии. В связи с этим определение понятия «творчество» широко и неоднородно. Предметом дискуссий сегодня выступает комплекс вопросов, связанных с интерпретацией понятий творчества, культуры, деятельности, активности, а также с пониманием взаимосвязи между ними.

Анализ работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных проблемам творчества [4; 5] позволил нам определить творчество как духовно-практическую деятельность, результатом которой является создание оригинальных, неповторимых культурных социально значимых ценностей, установление новых фактов, открытие новых свойств и закономерностей, а также методов исследования и преобразования мира.

Творческий потенциал личности включает в себя такие компоненты, как природные задатки, состояние здоровья, работоспособность, избирательный интерес к деятельности, увлеченность делом, нестандартность мышления, способность к самосовершенствованию, потребность в самореализации и возникающие в результате взаимодействия этих элементов одаренность, талантливость.

© Алиева А.Р., 2013

Основными признаками творчества выступают:

- создание нового или существенное усовершенствование известного, поднимающего деятельность человека на качественно иной уровень;

- оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

- нестереотипный, оригинальный характер самой деятельности по созданию нового;

- задействование всего внутреннего мира человека и, прежде всего, его дарований, способностей, таланта;

- сочетание рационального, логического и нестандартного, иррационального (парадоксального) и творческого мышления в создании;

- взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания, другими словами, творческий человек непрерывно работает над собой и над проблемой, которую пытается решить.

Творчество как особый вид активности человека является важнейшим механизмом развития личности и необходимым условием ее самореализации, проявления индивидуальности, неповторимости. Анализ исторически сложившихся научных подходов к проблеме творческой самореализации показал, что данное понятие рассматривается в тесной взаимосвязи, а иногда отождествляется с такими понятиями, как «самоутверждение», «самоактуализация», «самовыражение», «самораскрытие», «саморазвитие». Заметим, что исследование феноменологии данных понятий проводилось в контексте разных познавательных задач, и многие ученые пытались выявить сущностные характеристики и разграничить эти дефиниции (Е.В. Андриенко, Е.И. Горячева, Л.А. Коростылева, А.В. Машляков-ская, Н.И. Полубабкина и др.) [4].

В рамках нашей статьи мы не будем детально рассматривать сущностное значение указанных выше категорий, только отметим, что они отражают один и тот же факт деятельно активного самопроявления личности, но в несколько в разных аспектах, в связи с чем имеют несколько различные смысловые оттенки. По нашему мнению, основным понятием, передающим сущностную характеристику активного самопроявления личности, наиболее содержательным и многомерным является дефиниция «самореализация» как целенаправленный процесс, отражающий наивысшую потребность личности в проявлении и осуществлении возможностей развития «я». Самореализация направлена на осознание и максимальное раскрытие творческих способностей, потенциала личности и активное их проявление в ходе многообразной жизнедеятельности.

Творческая самореализация, по определению В.И.Андреева - и мы с ним солидарны, выступает как синтез способностей к целенаправленной, лично значимой творческой деятельности, в процессе которой личность максимально полно реализует свой творческий потенциал [2, с. 133].

Творческая самореализация студентов характеризуется многомерностью: с одной стороны - она выступает как творческая деятельность по осуществлению творческих замыслов, с другой - как синтез способностей, позволяющих личности студентов полностью мобилизоваться и реализовывать себя в соответствующем виде деятельности.

В основе творческой самореализации лежит учебно-творческая деятельность, и наиболее полное раскрытие способностей студентов возможно лишь в общественно значимой деятельности, по нашему мнению, в декоративно-прикладной деятельности, осуществление которой должно детерминироваться не только извне (педагогом), но и внутренней потребностью самой личности. Деятельность личности в этом случае стано-

Раздел VI. Педагогика, политология, право, психология, филология, философия

вится самодеятельностью, а реализация ее способностей в данной деятельности приобретает характер самореализации.

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывающий ряд отраслей профессионального и народного творчества, посвященный созданию изделий, предназначенных главным образом для быта. Декоративное искусство, составляя ограниченную часть предметной среды, с которой повсеместно соприкасается человек, своими эстетическими достоинствами, образным строем играет важную роль в эстетической организации среды [3].

Народное декоративно-прикладное искусство является неиссякаемым источником творческого вдохновения, развития художественного мышления и навыков изобразительной деятельности. Коллективный характер, являясь определяющей чертой народного искусства, проявляется в преемственности многовековых традиций. Из поколения в поколение сохранялись и передавались традиции народного художественного творчества. За каждым народным мастером стоит коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета. В народном творчестве народное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.

На протяжении многих веков разными поколениями отрабатываются и шлифуются творческие приемы народного искусства. Текстиль как один из исторически сложившихся направлений народного декоративно-прикладного искусства представляет собой производство изделий из волокон и нитей (ткани, трикотаж, валяльно-войлочные изделия, нетканые и дублированные материалы и др.) широкого потребления при обязательном использовании творческого ручного труда. Наследуя лучшие традиции народного искусства, текстильные промыслы являются наиболее развитыми очагами народной национальной культуры. Национальное декоративное искусство народов Северного Кавказа возникло в далеком прошлом, оно было широко распространено, многие его художественные ремесла дошли до наших дней и находят возможности для своего развития и ныне. В нем выразились художественные вкусы народа, его тяготение к красоте, желание украсить свое жилище, свою одежду, своего коня - его сбрую, наконец, свое оружие. Оно воплощалось в народной песне, загадке и пословице, народном танце, в народных бытовых образах, полных красоты, торжественности и величия, как и окружающая эти народы природа. Эта возвышенность и торжественность, эта красота с ее неторопливыми, мелодичными ритмами, с ее сдержанной ценностью отразились и в абазинском, и в ногайском, и в карачаевском, и в черкесском народном искусстве, в декорах его изделий.

Народное искусство всегда было неразрывно связано с жизнью в самых разнообразных ее проявлениях. Традиционная культура народов Карачаево-Черкесии веками регулировала все взаимоотношения членов общества, являясь одним из средств воспитания подрастающего поколения.

Основными текстильными промыслами народов Карачаево-Черкесии являлись:

- бурочный промысел (бурки, ноговицы и другие бурочные изделия),

-, полстовальный и полстяно-ковровый промысел (покрывная полость или кошма, полстяные ковры - намазлыки и потники),

- мелкие войлочные изделия (чулки, валеная обувь, валенки, валеные шляпы и

т. п.),

- суконный промысел (сукно, черкески, башлыки, а также вязание и плетение из шерсти);

- ковровый промысел [1].

Анализируя мастерски выполненные образцы народного творчества, можно проследить повторяющиеся элементы орнаментального ряда, присущие данной местности, но также видны новации, внесенные тем или иным исполнителем, сделавшие вещь более выразительной и гармоничной. Высокий художественный уровень сохранившихся изделий дает основание судить о мастере, о развитии его эмоциональной сферы деятельности, образном и семантическом характере мышления. Развитие такого рода предполагает вековую традицию наследования и воспитания определенных качеств образом жизни, комплексом обрядов, приемов обучения. В этом ряду знаний обучение текстилю и непосредственно сам процесс текстильного производства как творческий акт, выражающий комплекс полученных знаний и эмоционально-образных установок, имеет важное значение в процессе творческой самореализации студентов.

Библиографический список

1. Алиева А.Р. Формирование творческой активности учащихся в процессе занятий народным декоративно-прикладным искусством (на примере текстильных структур Карачаево-Черкесии): дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 163 с.

2. Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1994. - 247 с.

3. Беджанов Ю.К. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Термины и понятия / Ю.К. Беджанов. - Майкоп, 1997. - 178 с.

4. Психология процессов художественного творчества / Под ред. Б.С. Мейлиха, А.Н. Хренова. -М.: Наука, 1980. - 284 с.

5. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

В.В. Асоцкий

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДИАГНОСТИКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ОФИЦЕРОВ СПАСАТЕЛЕЙ

Ключевые слова: начальник караула, профессиональная деятельность, профессионально-важные качества.

Профессиональная деятельность начальника караула оперативно-спасательной службы гражданской защиты Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (далее - начальник караула) предполагает наличие определенных профессионально-важных качеств (ПВК), знаний и умений при действиях в чрезвычайных ситуациях [1].

Сегодня проведены определенные психологические исследования, посвященные отдельным аспектам деятельности специалистов экстремального профиля. Среди последних рабо , связанных со специалистами оперативно-спасательной службы гражданской защиты Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ОСС ГЗ ГСЧС Украины), отметим исследования А.Г Снисаренко [1]. В своих трудах он освещает вопросы профессиографического анализа начальников караулов, при этом особое внимание уделяет вопросу их ПВК.

© Асоцкий В.В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.