ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
А.С. Еремин1
Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются особенности различных типов мотивации учебной деятельности и их роль в современных концепциях обучения. Раскрываются факторы, влияющие на образовательную мотивацию студентов, и обосновывается важность мотивационной составляющей в технических вузах.
Ключевые слова: учебная мотивация, образовательная парадигма, мотивационные установки, образовательные технологии, познавательный интерес.
Среди многочисленных теорий мотивации, появившихся в отечественной и зарубежной науке в последние десятилетия, применительно к учебной деятельности наиболее адекватную концепцию выдвинул, с моей точки зрения, еще в 60-е годы XX века П.М. Якобсон. Им была предложена следующая классификация мотивов учебной деятельности: «опосредованный» тип мотивации, когда учащийся мотивирован на учебу через страх неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть у него, если он не будет прилагать усилия в учебе, то есть обучение «из-под палки», без желания, путем насилия над собой. Ко второй группе мотивов П.М. Якобсон относил мотивы учебной деятельности, также связанные с внешними процессами, которые способствуют пробуждению у обучаемых чувства долга, обязывающего их получить образование, чтобы считаться полноправным гражданином. При устойчивости подобной установки процесс обучения может быть высокомотивированным. К этой же группе мотивов обучения относятся мотивы достижения через образование личного благополучия. Наконец, к третьей, «высшей» группе мотивов автор относит мотивы, связанные с любознательностью и потребностью в знаниях, то есть то, что в настоящий момент принято называть когнитивными потребностями личности. Таким образом, устойчивый познавательный интерес - главная цель при формировании учебной мотивации [1]. С подобным выводом согласно большинство исследователей образовательного поведения молодежи.
Однако в современной практике высшей школы наибольшее внимание уделяется прежде всего совершенствованию образовательных технологий, используемых в процессе обучения. С определенной точки зрения это вполне оправданно, так как быстро меняющиеся общественные потребности требуют мобильных трансформаций образовательного процесса с целью скорейшего получения специалистов, обладающих компетенциями, адекватными современным запросам. Соответственно образовательная парадигма, востребованная в настоящий момент, основывается прежде всего на внедрении инновационного обучения, которое должно способствовать формированию личности, обладающей осознанной готовностью к быстро меняющимся условиям экономики, новым технологиям и новым общественным отношениям, а главное - к неопределенному будущему, через развитие разнообразных форм мышления, творческих способностей и коммуникативных качеств для межличностного сотрудничества. Неадекватность принципов традиционного обучения задачам современности потребовала пересмотра как методологических оснований учебной деятельности, так и практических аспектов ее реализации, то есть средств, методов и технологий учебного процесса. Психологический аспект обучения является всегда производным от целей и содержания образовательного процесса. Меняются цели и содержание - должны меняться и технологии. Педагогическая наука стремится откликнуться на сформулированный общественный запрос. Таким образом, в настоящий момент возникло и внедряется множество современных образовательных технологий, в основе которых лежат разнообразные концепции обучения. При этом очевидно, что использование традиционных и новейших образовательных методик не будет успешным, если при этом не учитывается мотивационная составляющая учебного процесса.
1 Андрей Сергеевич Еремин, аспирант, каф. психологии и педагогики.
Три вида образовательных мотиваций являются важной частью любой концепции обучения, однако их соотношение в рамках каждой формы образовательных технологий, а также эффективность будут неодинаковы. Например, в случае использования в процессе преподавания последовательных пошаговых процедур с контролированием каждого этапа обучения (концепция программированного обучения), когда обучающая программа предполагает обязательное самостоятельное изучение структурированно изложенной учебной дисциплины, большую роль будет играть вторая и отчасти третья группа мотивационных установок, где важен личный самоконтроль и активность обучаемого. При этой концепции «опосредованный» тип мотивов будет малоэффективен, так как он не предполагает лично-сознательного отношения к обучению. То же и в случае использования концепции «проективного» обучения, которая наиболее эффективна при наличии у студентов «высших» типов образовательной мотивации, связанной с творческой составляющей учебного процесса. Поскольку такая концепция предполагает развитие у учащихся проективного научного мышления, начиная от формулирования замысла, поиска идей и до окончательной реализации решения поставленной проектом задачи. Близкой по целям к этой концепции является теория проблемного обучения, предлагающая изучение материала в виде системы структурированных учебных проблем, которые должны решаться студентами в процессе творческого взаимодействия с преподавателями в форме дискуссии, самостоятельного формулирования гипотез и сопровождаться их конструктивной критикой. При этом естественным образом у большинства студентов должна формироваться, если их удается вовлечь в данный процесс, «высшая» форма учебной мотивации - познавательный интерес к предмету. Безусловно, при условии творческого подхода к преподаванию талантливый педагог способен создать условия для появления, хотя бы у части студентов, высшей когнитивной учебной мотивации также и при использовании традиционной объяснительно-иллюстративной концепции обучения или концепции поэтапного формирования умственной деятельности, когда в процессе преподавания поэтапно реализуются различные формы познавательной деятельности. Здесь, как вообще в педагогике, субъективный фактор (педагогический талант) часто имеет решающее значение и может способствовать изменению мотивационных установок студентов в положительном направлении.
Основным в современных концепциях обучения является следующее:
1) Организация учебного процесса в соответствии с принципами развития самоорганизации и самоконтроля, то есть стремление к формированию у студентов навыков самостоятельной ответственной учебы.
2) Стремление к организации учебного процесса с обязательным элементом личностного включения обучаемых в учебный процесс.
3) Тенденция к приданию содержанию обучения проблемного характера, моделирование в учебной деятельности целостного усвоения содержания и условий будущей профессиональной деятельности.
4) Признание важности мотивационной составляющей образования, а также роли межличностного взаимодействия и важности формирования навыков совместной деятельности студентов.
Однако, несмотря на очевидный прогресс теоретических концепций педагогики высшей школы, трудно говорить о массовых реальных успехах в их использовании. Этому мешает не только чрезмерная загруженность преподавателей, отсталость технической базы, но и очевидная ориентация многих вузов на валовой, массовый выпуск формально дипломированных специалистов. Кроме того, пока не удается преодолеть демотивирующие тенденции, присущие современной образовательной среде, которые тесно связаны с противоречивыми общественными процессами в современной российской действительности. Отрадно то, что в последние годы появилось понимание существующих сложностей в высшей школе как на уровне научнопреподавательского сообщества, так и во властных структурах. Поэтому ни для кого ныне не является секретом, что мотивация к добросовестной учебе у большинства учащихся высшей школы остается слабой. Исследования последних 20 лет показывают возросшую роль второй группы образовательных мотивов и уменьшение значения третьей группы, ориентированной на усиление познавательной активности. Как пишет Е.П. Ильин, «последнее свидетельствует о девальвации высшего образования. Ценностью становятся не знания, образование, а документ» [2]. Все исследователи отмечают возросшую инструментальную ценность образования среди учащихся и уменьшение роли бескорыстного интереса к учебе, так как получение диплома о высшем профессиональном образовании в настоящий момент стало обязательным условием более или менее удачного трудоустройства. При этом и в нашей стране, и в развитых странах мира наблюдаются тенденции к девальвации роли высшего образования как фактора, предполагающего
успешную карьеру. В передовых странах высшее образование превратилось в необходимую элементарную базу для успешного творческого и интеллектуального роста. Но его наличие уже не предполагает автоматического социального успеха и увеличения доходов. Так, в США в последнее десятилетие рост доходов наблюдался не у всех молодых людей с дипломами колледжей и вузов, а лишь у самых талантливых выпускников, то есть тех, чьи знания и опыт были признаны наиболее востребованными на рынке труда. В современных развитых странах происходит разделение не только, как ранее, на образованных и необразованных, но и на формально образованных выпускников массовых вузов и наиболее талантливых, реально востребованных специалистов [3]. Точно такие же тенденции наблюдаются и в нашей стране. Хотя в несколько искаженном виде. Архаичная форма трудоустройства через неформальные каналы, слабая структурированность номенклатуры профессиональных компетенций, неадекватность форм оплаты труда, неразвитая система перераспределения квалифицированной рабочей силы по регионам и отраслям, плохо функционирующая бизнес-инфраструктура - все это наряду с реально антиинновационным характером экономики тормозит естественные процессы структурных изменений как в производственной и социальной сферах, так и в сфере образования. Естественные для развитых стран мира процессы переоценки качества и ценности высшего образования, сопровождающиеся усилением меритократических тенденций, проявляются не столь ярко в нашей стране, молодым перспективным специалистам трудно найти применение своим способностям вследствие неразвитости как экономики, так и рынка труда. Несмотря на это, тенденции развития образовательной мотивации и в нашей стране соответствуют мировым.
Таким образом, не переоценивая значение новых тенденций в нынешней российской высшей школе, важно отметить, что современная образовательная парадигма потребовала пересмотра методологических основ учебной деятельности. Проблеме мотивации стало уделяться достаточное внимание, хотя в образовательной практике это проявляется все еще незначительно. При этом именно в технических вузах развитие положительной учебной мотивации является наиболее актуальной задачей. Причин здесь несколько:
1) Успешное изучение полного курса учебных дисциплин требует от студентов максимальной мобилизации способностей и трудолюбия.
2) Частая смена профиля деятельности после окончания вузов (например, среди выпускников с дипломами математиков, физиков, химиков в докризисные годы работавших не по специальности было до 40 % [4]) требует усвоения разнообразных знаний, потребность в которых может возникнуть при смене рабочего места.
3) Успешная трудовая деятельность в условиях постоянного обновления технологий возможна лишь при систематическом переобучении и осознанном стремлении к повышению личной квалификации технического специалиста на протяжении всей трудовой жизни.
Придание добросовестной учебе личностно значимого смысла, актуального для всей последующей жизни и практически важного для будущей успешной карьеры, должно стать основой любых методик, направленных на стимулирование учебной мотивации студентов. Только апеллирование к практической целесообразности получения качественных знаний (на основе глубокого анализа как общественных, так и экономических условий современной России) может стать базой для появления в рамках обучения конкретным техническим специальностям обязательного сегмента учебного процесса - актуализации важности усвоения каждой учебной дисциплины с целью улучшения мотивированности студентов к более качественной учебе.
Поэтому различные методики по стимулированию мотивации должны стать составной частью преподавания, прежде всего в стенах технических вузов, пока не заработает в полной мере естественно-рыночный механизм стимулирования учебной активности по усвоению востребованных на рынке труда компетенций как условия будущей жизненной успешности выпускников вузов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова О. Высшее образование и структура российской экономики // Высшее образование в России. - 2006. - № 5. - С. 27-36.
2. Ильин Е.П. Мотивации и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - С. 265.
3. Никонов А. Управление выбором. - СПб.: Питер, 2007. - С. 41.
4. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации человека. - М., 1969.
Поступила в редакцию 12/ХШ011;
в окончательном варианте - 15/Х!/2011.
THE SIGNIFICANCE OF MOTIVATION COMPONENT IN EDUCATION IN MODERN TECHNICAL UNIVERSITIES
A.S. Eremin
Samara State Technical University
244 Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail : [email protected]
The peculiarities of different patterns of motivation of educational activities and their part in modern conception of teaching are considered in this article. We expose factors that influence the educational motivation of students; the importance of motivation component at Technical Higher Educational Institutes is studied.
Key words: educational justification, paradigm, motivation aims, educational technologies, cognitive interest.
Original article submitted 12/XI/2011; revision submitted - 15/XI/2011.
Eremin Andrey, Lawyer, Fund of Regional Development.