ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ В ДОСТИЖЕНИИ ПОБЕДЫ СТУДЕНТОВ -СПОРТСМЕНОВ СГГА ПО СПОРТИВНОЙ АЭРОБИКЕ
Ирина Александровна Журова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул.
Плахотного, 10, доцент кафедры физической культуры, e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены уровни, направленности и способы мотивации студентов для успешной подготовки и выступления спортсменов на соревнованиях и значение позитивного мышления на дальнейшую деятельность выпускников.
Ключевые слова: мотивация, формирование позитивного мышления у спортсменов. SPORTS AEROBICS STUDENTS VICTORY MOTIVATION Irina A. Zhurova
Assoc. Prof., Department of Physical Education, Siberian State Academy of Geodesy, 10 Plakhotnogo st., 630108, Novosibirsk, e-mail: [email protected]
The ways of motivating students for training and success in competitions and the role of positive thinking for graduates further activities are considered.
Key words: motivation, athletes’ positive thinking formation.
Любая деятельность всегда имеет побудительный мотив, т.е. причину, по которой она осуществляется. Основной побудительный мотив в спорте высших достижений - это выигрыш, победа. В массовом студенческом спорте, таком например, как фитнес - аэробика, можно встретить и другие мотивы для занятий тем или иным видом спорта: укрепление здоровья, общение с друзьями и т.д. Говоря о психологии победы, нас интересует мотивация, способствующая достижению победного результата в соревновании. Связь между мотивацией и возможностями спортсмена непроста и определяется многими факторами.
Мотивацию различают по уровню (силе) и по направленности. По уровню мотивация может быть слабой, сильной, сверхсильной. И слабая, и сверхсильная мотивации одинаково плохо влияют на уровень достижений спортсмена. Слабая мотивация мешает сконцентрироваться, сосредоточиться на достижении цели, сверхсильная вызывает торможение коры больших полушарий мозга, что создает проблемы в произвольности выполнения определенных действий и тем самым тоже не способствует получению желаемого результата.
Наиболее оптимальный уровень мотивации - сильная, но при этом надо помнить, что каждый спортсмен индивидуален, и уровень оптимальной
мотивации каждого спортсмена различен. Здесь большое значение имеет мастерство тренера и восприимчивость спортсмена. Очень полезно провести определенные действия по измерению оптимального уровня мотивации для
каждого спортсмена. Внимательное наблюдение за своими воспитанниками и отслеживание их реакции на различные ситуации, помогает управлять уровнем мотивированности спортсмена в период соревнования и в период подготовки к нему, снижать уровень мотивации, если она окажется сверхсильной, или, наоборот, повышать ее, если она недостаточно высока.
По направленности различают мотивацию достижения и мотивацию избегания. Мотивация достижения задает направление движения к желаемой цели, она показывает, куда должны быть направлены усилия человека, мотивация избегания уводит от какой - либо опасности, отчего-то нежелательного, но не показывает, куда следует идти. Эти два вида мотивации оказывают различное воздействие на результаты соревновательной деятельности спортсмена. Например, ставим цель выполнить определенный уровень сложности элементов в программе по спортивной аэробике, но ни в коем случае не ставим в программу те элементы, которые на данный момент не освоены и не отработаны на 100%. Это приведет к нежелательному результату.
Психологическое различие мотивации избегания и мотивации достижения заключается в следующем. Когда мы тревожимся, то живо рисуем себе в воображении картины нежелательных исходов. Не делая никаких усилий, просто мысли уносят к нежелательному результату. Чем больше думать об этом, тем более реальным он кажется. Через некоторое время автоматически возникают и соответствующие эмоции: страх, тревога, беспокойство, которые создают условия для того, чтобы ожидаемый провал стал реальным. При мотивации достижения мы концентрируем внимание на том, что хотим получить. Мысленная картина успеха создает реальные соответствующие ей эмоции: энтузиазм, уверенность, воодушевление, что и обеспечит совершенно иной уровень выступления. Изживая собственную склонность к негативным состояниям, мы вырабатываем привычку к позитивным ситуациям. На своих тренировках мы это использую следующим образом: представляем правильную модель исполнения изучаемого или проблемного элемента. Неоднократно выполняем этот элемент мысленно. И затем добиваемся этого на практике, повторяя «Я сделаю этот элемент без технических ошибок!»
Не стоит забывать, что наш «автопилот» может действовать и как механизм удачи, и как механизм неудачи, так как ему все равно, какой цели достигать. Он просто направлен на достижение цели, а направление выбирает хозяин «автопилота» тем, о чем он предпочитает думать. Давайте думать об успешном выступлении.
Замечено, что лучшие и более стабильные результаты показывают спортсмены, которые в качестве мотивации имеют мотивацию достижения, а не избегания.
Оказывается есть и третий способ мотивации, и он самый надежный из всех, известных нам. Можно изменить мотивацию, изменив способ, которым спортсмен смотрит на себя и свои обстоятельства. Речь идет о формировании позитивного мышления и тех мероприятиях, которые необходимо использовать для постоянного поддержания позитивного мышления. Вокруг нас такое количество негативно мыслящих людей, которое заражает нас «протуханем
мозгов», что необходимы значительные меры профилактики для сохранения своего позитивного способа мыслить в рабочем состоянии. Способы поддержания позитивного мышления давно разработаны и активно применяются в различных областях человеческой деятельности, особенно в бизнесе. Поэтому позитивная психологическая мотивация студентов -спортсменов нашей команды позволяет им добиваться хороших результатов и в дальнейшей, уже не спортивной деятельности. В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее. Главная задача, связанная с воспитанием спортсменов, заключается в том, чтобы спортивными мотивами, побуждающими бороться за победу в соревнованиях, были моральные, нравственные цели. У основного состава нашей команды нет проблем с учёбой, расширился интерес ко всему хорошему. На их примере я убеждаюсь: полезен человеку спорт. Научившись рационально тратить время, студенты-спортсмены требовательнее к себе, собраннее, сдержаннее, а каким примером они стали для других.
Значительно стабилизирует результативность выступлений спортсмена мотивация, направленнная совсем не на материальное вознаграждение, а на самоактуализацию, т.е. желание проявить свои самые лучшие спортивные качества. Доказано, что потребность в самоактуализации имеется у каждого человека и является врожденной базовой потребностью. Каждый человек стремится проявить свой максимальный потенциал интуитивно. И только различные комплексы, сформировавшиеся в характере человека в течение жизни, мешают активному проявлению способностей. Поэтому мотив, связанный с самоактуализацией спортсмена, более глубок, прочен и дает более устойчивые результаты. Наличие мотивации, связанной с самоактуализацией, самым положительным образом влияет на состояние уверенности в себе.
Веру в себя можно определить, как веру в возможность выполнить то или иное действие, получить тот или иной результат. Суть веры в себя - это ожидание успеха. Сомнение в себе - путь к провалу. То во что мы верим, всегда сильнее того, чего мы хотим. В развитии веры в себя решающее значение имеет психологическая компетентность спортсмена и тренера.
Томас Карлейль сказал, что самое страшное неверие - это неверие в себя. Самая опасная психологическая яма, в которую может попасть спортсмен, заключается в словах: «Все бесполезно, я этого сделать не могу». Необходимо перестать думать о себе как о неудачнике, даже на минуту нельзя пускать подобные мысли в свою голову. Следует поддерживать у себя адекватную самооценку. Недаром говорят, что успех способствует успеху. Следует почаще повторять следующие фразы своим воспитанникам, которые потом пригодятся в дальнейшей деятельности: «Привыкайте думать о себе, как об успешном
человеке». «Чаще вспоминайте свои успехи и достижения и забывайте о неудачах сразу же, как выявите причину этих неудач», «Не имеет никакого значения, сколько раз в прошлом вы допустили ошибку. Важна только успешная попытка, о которой надо постоянно думать».
Больше всех мучаются и страдают люди, которые хотят доказать окружающим, что они не такие, какие они есть на самом деле. Человек, обладающий реалистическим образом своего «я», более успешен и расслаблен. Вы делаете только то, во что верите, если вы не верите, вы не делаете ничего!
© И.А. Журова, 2012