Научная статья на тему 'Значение мониторинга педагогической деятельности учителя в определении потребности повышения его профессионального уровня'

Значение мониторинга педагогической деятельности учителя в определении потребности повышения его профессионального уровня Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
595
322
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА / ПОТРЕБНОСТИ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / ВЫЯВЛЕНИЕ ГРУПП УРОВНЯ УЧИТЕЛЕЙ / ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / AN ANALYSIS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / MONITORING OF PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER / THE NEED FOR THE PROFESSIONAL TRAINING / PROFESSIONAL SKILLS LEVEL / DIFFERENTIATION / INDICATION OF THE SKILLS LEVELS OF TEACHERS / FORM OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аскаров Аброр Давлатмирзаевич

Статья посвящена проблеме выявления потребности в повышении квалификации учителя на основе результатов анализа учебно-воспитательного процесса и изучения профессиональной деятельности педагога путем мониторинга. Обозначены возможности самостоятельного и традиционного повышения квалификации, выявлены уровни групп педагогов, подлежащих повышению своего профессионального уровня, представлена обобщающая схема организации повышения квалификации учителей в школе на основе традиционного и дистанционного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аскаров Аброр Давлатмирзаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF MONITORING FOR THE IDENTIFICATION OF THE NEEDS OF A TEACHER’S PROFESSIONAL COMPETENCY ENHANCING IN THE PROCESS OF PEDAGOGIC ACTIVITIES

This article deals with the problem of identifying the needs for the professional development of teachers on the basis of the results of the educational process analysis and the study of teachers’ professional activities via monitoring. The opportunities for independent and traditional Professional training are highlighted, the skills levels of teachers groups who are developing their professional competency are revealed, the generalizing chart showing the arrangement of the the process of professional development of teachers on the basis of traditional and distance learning is given as well.

Текст научной работы на тему «Значение мониторинга педагогической деятельности учителя в определении потребности повышения его профессионального уровня»

ЗНАЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОТРЕБНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

THE IMPORTANCE OF MONITORING FOR THE IDENTIFICATION OF THE NEEDS OF A TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCY ENHANCING IN THE PROCESS OF PEDAGOGIC ACTIVITIES

Аскаров Аброр Давлатмирзаевич

Старший научный сотрудник-исследователь Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук имени Т. Н. Кары-Ниязи, Республика Узбекистан E-mail: 2007-abror@mail.ru

Askarov Abror D.

Senior Research Fellow at Uzbek Scientific Research Institute for Pedagogical Sciences named after T. N. Qori Niyoziy, Republic of Uzbekistan

E-mail: 2007-abror@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена проблеме выявления потребности в повышении квалификации учителя на основе результатов анализа учебно-воспитательного процесса и изучения профессиональной деятельности педагога путем мониторинга. Обозначены возможности самостоятельного и традиционного повышения квалификации, выявлены уровни групп педагогов, подлежащих повышению своего профессионального уровня, представлена обобщающая схема организации повышения квалификации учителей в школе на основе традиционного и дистанционного обучения.

Ключевые слова: анализ учебно-воспитательного процесса, мониторинг профессиональной деятельности педагога, потребности в повышении квалификации, профессиональный уровень, дифференциация, выявление групп уровня учителей, формы повышения квалификации.

Abstract. This article deals with the problem of identifying the needs for the professional development of teachers on the basis of the results of the educational process analysis and the study of teachers' professional activities via monitoring. The opportunities for independent and traditional Professional training are highlighted, the skills levels of teachers groups who are developing their professional competency are revealed, the generalizing chart showing the arrangement of the the process of professional development of teachers on the basis of traditional and distance learning is given as well.

Keywords: an analysis of the educational process, monitoring of professional activity of a teacher, the need for the professional training, professional skills level, differentiation, indication of the skills levels of teachers, form of the professional development.

В Национальной программе по подготовке кадров Республики Узбекистан особо отмечена необходимость привести систему переподготовки и повышения квалификации педагогов в соответствие с современными требованиями, обеспечить высокое качество и устойчивое развитие системы в целях поддержания конкурентоспособного уровня специалистов [1].

Одним из перспективных направлений в сфере повышения квалификации является повышение профессионального уровня учителей путем дистанционного обучения. В нашем исследовании мы поставили задачу определить организационно-педагогические этапы дистанционного повышения квалификации учителей. Прежде всего необходимо ответить на вопрос: каким образом выявлять потребности педагога в повышении квалификации? Обычно считается, что повышение квалификации осуществляется в определенные сроки (с отрывом или без отрыва от работы). Но насколько верно такое узкое толкование повышения квалификации?

Как правило, администрация образовательного учреждения выполняет следующие функции относительно повышения квалификации:

• внутренний контроль учебно-воспитательного процесса, его анализ и оценка;

• изучение и оценка профессиональной деятельности каждого педагога по рейтинговой системе;

• определение учителей, нуждающихся в повышении квалификации;

• дифференцирование педагогических кадров на основе изучения уровня их профессиональной квалификации;

• определение форм повышения квалификации;

• разработка индивидуальных заданий или программ для организации повышения квалификации педагогов.

Внутренний контроль и анализ качества учебно-воспитательного процесса осуществляются путем наблюдений и мониторинга профессиональной деятельности каждого педагога (мониторинг - это контроль, проверка и обобщение результатов какой-либо деятельности, состояния, процесса) [2, с. 81]. В данном случае объектом мониторинга является профессиональная деятельность учителей.

В частности, определение потребностей учителя в повышении своего профессионального уровня рассматривается как фактор улучшения качества учебно-воспитательного процесса. В данном аспекте можно выделить следующие направления:

• социальная направленность деятельности;

• уровень распространения деятельности;

• применяемая техника, технология и средства;

• сотрудничество в деятельности;

• качество знаний учащихся по учебному предмету;

• духовно-правовой облик;

• выполнение профессиональных обязанностей;

• уровень профессионализма.

Кроме того, для выявления потребностей учителя в повышении квалификации большое значение имеют личностные качества педагога, а именно:

• психологическая позиция;

• самооценка как специалиста;

• эмоциональная сфера;

• этическое отношение к организации труда;

• психологические знания в области труда и профессии;

• стремление к профессиональному развитию.

Проведение мониторинга на основе обозначенных выше параметров поможет школьной администрации творчески подойти к выявлению потребностей в повышении квалификации учителей и скоординировать перспективный план развития образовательного учреждения в целом.

Внутренний контроль и анализ качества учебно-воспитательного процесса и мониторинг изучения профессиональной деятельности педагогов отражаются в таблицах мониторинга и рейтинга.

Следует подчеркнуть, что анализ качества учебно-воспитательного процесса, мониторинг и изучение деятельности педагогов проводятся не с целью популяризации одних учителей и принижения профессиональных качеств других. Положительные результаты подтверждают, что учитель может продолжать двигаться в избранном направлении и в перспективе добьется успеха. Если же повышение квалификации рассматривать как условие поощрения или порицания работника, то такой подход будет оказывать только отрицательное воздействие на мотивацию к профессиональному росту.

Другими словами, мониторинг выполняет функцию диагностики состояния учебно-воспитательного процесса и деятельности конкретного педагога. Потребности в повышении квалификации учителей с учетом их профессиональной деятельности и личностных качеств, а также факторы, способствующие плодотворной работе учителя, классифицированы и сгруппированы учеными-педагогами, что позволило определить некоторые направления решения имеющихся проблем в сфере повышения квалификации.

Ж. Г. Юлдашев определил основные функции повышения квалификации педагогов [3, с. 26]:

• дополняющая функция (пополнение знаний учителей, недополучивших знания в полном объеме по каким-либо причинам);

• адаптирующая функция (возможность личности адаптироваться к постоянно меняющемуся миру);

• развивающая функция (непрерывное развитие и совершенствование профессиональных способностей и личностных качеств педагога).

Опираясь на эти функции, мы можем выделить три типа проблем и трудностей, определяемых по результатам мониторинга профессиональной деятельности и качеств личности учителей:

Л. Проблемы и трудности, свойственные учителям, имеющим недостатки в своей работе из-за отсутствия достаточного опыта. Им можно помочь в преодолении проблем предоставив время для саморазвития.

В. Проблемы и трудности, свойственные учителям, не владеющим методическими подходами или показавшим низкий уровень профессионализма. Им следует оказать методическую помощь со стороны педагогического коллектива или методических служб.

С. Проблемы и трудности, связанные с необходимостями обновления профессиональных знаний, умений и навыков учителя, усовершенствования профессионального и педагогического мастерства, педагогического сотрудничества, личных качеств, организации учебно-воспитательного процесса на высоком научно-методическом уровнем. Их устранение возможно через повышение квалификации в специальных образовательных учреждениях.

Категория учителей, у которых наблюдаются вышеназванные проблемы и трудности (А, В, С), составляют контингент педагогов, для которых необходимо повышение профессионального уровня. Повышение квалификации этих учителей предусматривается в следующих звеньях:

первое звено - повышение квалификации в определенные сроки в специальных образовательных учреждениях (институтах переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров);

второе звено - организация обучения один раз в месяц на методических советах и объединениях по учебным предметам при городских, районных отделах народного образования;

третье звено - участие в работе методических объединений школ (1-2 раза в месяц), методических советах и самообразование.

Выявленные проблемы и трудности в деятельности педагогов дают возможность дифференцировать уровни квалификации учителей, которые обозначены ниже (рис. 1):

Категория 1.1 - учителя с наибольшими проблемами и трудностями типа А, а также учителя, у которых не подошел срок повышения квалификации в первом звене;

Категория 1.2 - учителя с наибольшими проблемами и трудностями типа В, а также учителя, у которых не подошел срок повышения квалификации в первом звене;

Категория 1.3 - учителя с наибольшими проблемами и трудностями типа С, а также учителя, у которых не подошел срок повышения квалификации в первом звене;

Категория 2.1 - учителя с наибольшими проблемами и трудностями типа А, а также учителя, у которых наступил срок повышения квалификации в первом звене;

Категория 2.2 - учителя с наибольшими проблемами и трудностями типа В, а также учителя, у которых наступил срок повышения квалификации в первом звене;

Категория 2.3 - учителя с наибольшими проблемами и трудностями типа С, а также учителя, у которых наступил срок повышения квалификации в первом звене.

Объективность дифференциации уровней квалификации учителей непосредственно связана с качеством проведенного мониторинга, с управленческой компетентностью администрации школ и способностью автомониторинга учителя.

Учителя категории 1.1 и 1.2 свои проблемы и трудности улаживают через второе и третье звено. Администрация для обеспечения контроля процессов создает индивидуальный план или программу с тем, чтобы качественно и в срок обеспечить ее выполнение. В предлагаемом плане, помимо путей исправления недоработок и пробелов, желательно указать и перечень разделов и тем для восполнения знаний.

Рис. 1. Схема дифференцации уровней квалификации учителей на основе мониторинга выявления потребностей в повышении квалификации

В плане (программе) должны быть обозначены:

а) место обучения: школы, опорные или кластерные школы, информационные ресурсные центры, межшкольные методические объединения, методические службы вышестоящих организаций;

б) форма обучения: наставничество, самостоятельное обучение, передача опыта, открытые уроки, семинары, конференции, августовские чтения;

в) источники: учебники, пособия и рекомендации, научная, художественная литература, периодические издания, электронные ресурсы, рукописи;

г) сотрудничество и консультации: опытные коллеги, методисты, преподаватели-профессора, родители и др.

Для выполнения разделов плана не рекомендуется определять срок свыше трех месяцев.

Контроль за реализацией плана может осуществляться в форме изучения практической деятельности учителя, наблюдения уроков, проведения тестов, бесед, анализа конспектов. Формы контроля необходимо согласовать с учителем перед утверждением плана и создать педагогу условия для самообразования и повышения профессионального уровня. Это будет дополнительным стимулом и повысит его ответственность за выполнение плана самообучения.

Для учителей категории 1.3 целесообразно составить программный план совместно с коллегами, недавно вернувшихся с курсов повышения квалификации, с тем чтобы использовать новую информацию и обновленные знания и технологии обучения. Можно также обратиться в региональные институты повышения квалификации для решения конкретных проблем (включающих тип С) на основе договора.

Из приведенной выше схемы видно, что учителя категории 2.1 и 2.2 могут восполнять возникающие пробелы и решать проблемы не только при обучении в организациях Л и B, но и в установленном порядке и в определенные сроки в специальных учреждениях повышения квалификации. Возникает вопрос: «Если у учителя истек установленной срок (5 лет) повышения квалификации, обязательно ли охватить мониторингом их профессиональную деятельность?» Ответ: «Обязательно», и разъяснение:

• проблемы и трудности, включенные в состав Л и В, считаются относительными, и у них существуют элементы типа С;

• у учителя сохраняются до очередного периода повышения квалификации проблемы и трудности типа Л и В, которые не были устранены во втором и третьем звене;

• существует вероятность того, что определение индикаторов мониторинга осталось вне поля зрения администрации школ.

Главное, что при составлении индивидуальной программы в центре внимания оказывается совершенствование личностных и профессиональных качеств педагога. Индивидуальный план для учителей, подлежащих повышению квалификации в специальных учреждениях (это категории 2.1, 2.2 и 2.3, а также на условиях договора 1.3), состоит из двух частей.

Первая часть. Предполагается, что в процессе обучения учителя самостоятельно повышают знания, восполняют имеющиеся пробелы и трудности, относящиеся к типу Л и В, которые устраняются во втором и третьем звеньях.

Вторая часть. Основная часть плана посвящена решению проблем в типе С (в отдельных случаях Л и В). Отличительной чертой этой части является то, что в ней не указываются место проведения, источники, консультанты и соисполнители - все эти задачи полностью возложены на институты повышения квалификации, которые реализуют план обучения в установленные сроки. Во второй части плана, помимо общих проблем, выявленных в типах Л, В, С, могут быть отражены индивидуальные запросы и интересы учителей и соответственно введены дополнительные темы и знания (либо их перечень и рекомендации).

Внутренний контроль и анализ учебно-воспитательного процесса и мониторинг профессиональной деятельности педагогов рекомендуется осуществлять комплексно (для всех учителей), один раз в течение учебного года. Перед тем как послать учителя на курсы повышения квалификации, целесообразно провести мониторинг вторично. Результаты каждого мониторинга и выполнение индивидуальных заданий по плану обязательно обсуждаются на педагогических советах.

Проводимый по итогам учебного года комплексный мониторинг носит констатиру-юще-прогностический характер. На основе его результатов:

• составляется план индивидуальных заданий с учетом выявленных проблем и трудностей, относящих к Л и В (иногда С), и определяются задачи (в данном аспекте) на новый учебный год;

• образовательное учреждение в соответствии с заказом институтов повышения квалификации вносит в школьный план предполагаемое количество педагогов, которые должны повысить квалификацию, и, кроме того, разрабатывает предложения по внесению актуальных проблем и тем, опираясь на результаты мониторинга.

Индивидуальные планы учителя категории 2.1, 2.2, 2.3 (в отдельных случаях 1.3) обобщаются и определяются соотносительно с учебно-тематическими планами и программами учреждений повышения квалификации. В результате создаются списки тем, которые не входили в учебно-тематические планы и программы учреждений повышения квалификации, и формируются списки учителей, которые в перспективе направляются в учреждения повышения квалификации.

Предложения к содержанию курсов повышения квалификации и заявка списка учителей обобщаются на итоговом заседании методических объединений (в мае), затем обсуждаются на педагогическом совете и направляются в управление народного образования.

Вторичный мониторинг, который проводится не менее чем за три недели до отправления учителя на курсы повышения квалификации, выполняет в основном функции контроля деятельности учителя, работающего по индивидуальному плану. Этот мониторинг позволяет выявить следующие позиции:

• определить требования заказчика (школы) к повышению квалификации учителя;

• уточнить предварительные запросы учителя и отметить изменения в деятельности педагога после повышения квалификации;

• установить степень обновления профессиональных знаний по соответствующим компетенциям, поскольку после прохождения курсов учитель должен дать подробную информацию о содержании обучения на педагогическом совете или методическом объединении, «защитить» свой уровень перед администрацией и коллегами;

• у учителя и образовательного учреждения появляется возможность, исходя из практических профессиональных потребностей, выбрать вариативный план и учебную программу института повышения квалификации.

Общая схема действия механизма организация повышения квалификации в школе подставлена на рис. 2.

Таким образом, мониторинг профессиональной деятельности учителя создает основу для:

• выполнения функциональных задач, определяемых образовательным учреждением;

• дифференциации профессиональной квалификации педагогических кадров;

• обеспечения непрерывности и преемственности повышения квалификации;

• достижения эффективности в устранении возникающих в процессе деятельности проблем и трудностей;

• формирования творческой среды в учреждении.

Это механизм не только устанавливает порядок в работе школы по организации повышения квалификации педагогов, но и влияет на осуществление дистанционного повышения квалификации педагогов и позволяет выявить следующие особенности дистанционного повышения квалификации:

• создание почвы для целенаправленного повышения квалификации учителя;

• обеспечение содержания курсов повышения квалификации в соответствии с реальными запросами педагогов и требованием заказчиков;

• предоставление возможности выбора вариативных учебных планов и программ повышения квалификации;

• развитие качества служб повышения квалификации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфика дистанционного повышения квалификации педагогов позволяет оперативно решать возникшие проблемы учебного процесса связанные с компетенциями

учителя и имеет широкие возможности в предоставлении большего объема и выбора вариативных программ курсов повышения квалификации.

Рис. 2. Общая схема действия механизма организация повышения квалификации в школе

Список литературы

1. Национальная программа подготовки кадров. 29.08.1997 г. № 463-I // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - 2013. - № 41, п. 543.

2. Педагогик атамалар лугати / Тузувчилар Р. Х. Джураев ва бош;. - Т.: Фан, 2008. -195 б.

3. Йулдошев Ж. F. Малака оширишнинг назарий ва методологик асослари: (ехуд укитувчи булиш осонми?). - Т.: Укитувчи, 1998. - 208 б.

References

1. Natsionalnaya programma podgotovki kadrov. 29.08.1997 g. № 463-I. In: Sobranie za-konodatelstva Respubliki Uzbekistan. 2013, No. 41, p. 543.

2. Pedagogik atamalar lug'ati / Tuzuvchilar R. X. Djurayev va boshq. Tashkent: Fan, 2008. 195 p.

3. Yo'ldoshev J. G'. Malaka oshirishning nazariy va metodologik asoslari: (yohud o'qituvchi bo'lish osonmi?). Tashkent: O'qituvchi, 1998. 208 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.