Научная статья на тему 'Значение миссии и ценностей для становления и развития адвокатского бюро, подходы к выработке программного заявления'

Значение миссии и ценностей для становления и развития адвокатского бюро, подходы к выработке программного заявления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
24
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адвокатское бюро / миссия / ценности / программное заявление / потенциальные клиенты / сотрудники / удовлетворенность работой / advocates’ bureau / mission / values / mission statement / potential clients / employees / job satisfaction

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренко Наталья Николаевна

Автор на основе зарубежного опыта исследует роль миссии и ценностей в организации и деятельности любой коммерческой компании, а также возможность применения данного опыта в работе юридических фирм и, в частности, адвокатского бюро. Хотя юридическая фирма отличается от обычной бизнес-компании по многим ключевым параметрам, и многие виды деятельности, которые будут весьма успешными для индустрии, никогда не будут эффективными и успешными для юридической фирмы, существует многое, что руководитель юридической фирмы может почерпнуть из опыта бизнес-компаний, в частности выработка заявления о миссии и ценностях. Подчеркивается важность наличия у адвокатского бюро программного заявления, как для внутренней организации бюро, так и для привлечения потенциальных клиентов и сотрудников, разделяющих заявленные миссию и ценности. Заявления о видении, миссии и ценностях бюро транслируют видение его руководства всем сотрудникам, а также клиентам и всем остальным, кто работает с бюро. Они являются ориентиром для всей последующей деятельности любой компании, в том числе адвокатского бюро, начиная от стратегического планирования, маркетинга, менеджмента и практики, и заканчивая подбором персонала, наймом и оценкой результатов работы. Дается ряд рекомендаций по выработке программного заявления – возможное содержание, порядок согласования внутри бюро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE MISSION AND VALUES FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ADVOCATES’ BUREAU, APPROACHES TO THE ELABORATION OF THE MISSION STATEMENT

The author explores the role of mission and values in the organization and activities of any commercial company, as well as the possibility of applying this experience in the work of law firms and, in particular, the advocates’ bureau. While a law firm differs from a typical business firm in many key ways, and many activities that would be highly successful for the industry will never be effective or successful for a law firm, there is much that a law firm leader can learn from the experience of business firms, particularly the development of a mission and values statement. The importance of having a mission statement for a law firm is emphasized, both for the internal organization of the firm and for attracting potential clients and employees who share the stated mission and values. The vision, mission and values statements of an advocate’s bureau conveys the vision of its management to all employees, as well as to clients and all others who work with the bureau. They guide all subsequent activities of any company, including an advocate’s bureau, from strategic planning, marketing, management and practice, to staffing, hiring and performance evaluation. A number of recommendations are given on the development of the mission statement – the possible content of the statement and the procedure for its coordination within the bureau.

Текст научной работы на тему «Значение миссии и ценностей для становления и развития адвокатского бюро, подходы к выработке программного заявления»

ии, в котором излагаются цели и задачи организации.

Прежде чем приступить к написанию заявления о видении и миссии необходимо прояснить ключевые ценности и приоритеты адвокатского бюро, которые станут драйвером для видения и миссии. Роберт Хаас, исполнительный директор компании Levi Strauss, еще в прошлом веке говорил, что «в следующем веке компании будут стоять или рушиться в зависимости от своих ценностей». [3, с. 43] Преподаватели Высшей школы бизнеса Стэнд-

фордского университета Джеймс Коллинз и Джерри Поррас в своей нашумевшей книге 1994 года ««Построенные на века: успешные привычки компаний-визионеров» отмечали, что основной чертой, объединяющей компании-визионеры, является наличие у них «ключевой идеологии», которую авторы характеризовали как «набор основных заповедей, забивающих в землю прочные сваи». [14, с. 70] Ключевая идеология, с их точки зрения, состоит из «ключевых ценностей» - «неотъемлемых и непреходящих принципов организации», и цели -«основополагающей причины существования организации, помимо зарабатывания денег». [14, с. 73] Основные ценности - это несколько убеждений, руководящих принципов или постулатов, которые абсолютно не подлежат изменениям. Основная цель схожа с основными ценностями: она естественна и фундаментальна для организации, она глубоко укоренена и неизменна, она не обязательно должна быть уникальной, но ее нужно вычислить, а не придумать. У компаний, пользующихся неизменным успехом, есть основные ценности и основная цель, которые остаются неизменными, в то время как их бизнес-стратегии и практика бесконечно адаптируются к меняющемуся миру.

Как отмечали в своей работе 2004 года «Прибыль с принципами: семь стратегий для обеспечения стоимости с ценностями» директор Центра бизнеса и государственного управления при Школе государственного управления им. Кеннеди Гарвардского университета Айра Джексон и директор-основатель Инициативы по корпоративной ответственности при Школе государственного управления им. Кеннеди Джейн Нельсон, основная цель каждой компании - предоставление товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности или чаяния клиентов и приносят прибыль. В великих компаниях цель выходит за рамки краткосрочной прибыли и создания дополнительной стоимости для акционеров. Она часто включает в себя более долгосрочное видение - способствовать улучшению жизни людей и быть движущей силой прогресса в мире. Вместе с принципами и ценностями цель - это то, за что выступает великая компания, и чего она будет придерживаться, даже если следование этим принципам приведет к конкурентным недостаткам, упущенным возможностям или увеличению затрат. Цель, принципы и ценности - это основа совершенства. То, как они сформулированы и реализованы, играет ключевую роль в определении стратегического направления деятельности компании, ее корпоративной культуры, а также политики и систем мотивации, с помощью которых она работает и влияет на мир. [21, с. 299]

Создание адвокатского бюро, основанного на профессиональных ценностях, требует глубокого понимания этих ценностей. Необходимо задаться следующими вопросами. Какова характеристика бюро? Какого общественного блага бюро хотело бы достичь? Каковы те обязательные условия, на нарушение которых бюро не пойдет никогда? Эти ценности выступают ключевыми фак-

торами не только для формулировки заявления о видении и миссии, но и для принятия решений, причем речь идет не исключительно о каких-либо кардинальных изменениях в деятельности бюро, но и о каждодневных управленческих решениях. Ключевые ценности бюро определяют то, интересы каких клиентов бюро собирается представлять, какого поведения бюро ожидает и поощряет среди своих сотрудников, и то, как бюро организует свою деятельность и работает со своими клиентами.

Адвокатские бюро могут предпочитать описывать свои профессиональные ценности в открытых, привлекающих внимание выражениях, указывающих на стремления партнеров: «Мы будем стремиться всегда относиться к другим с вежливостью и уважением»; «Мы будем посвящать значительную часть своей профессиональной жизни и ресурсов совершенствованию профессии, участию в служении обществу и оказанию помощи тем, кто не может позволить себе юридические услуги»; «Мы будем стремиться представлять интересы клиентов в меру наших профессиональных способностей»; «Мы будем учитывать моральные последствия принимаемых нами решений и поощрять наших клиентов делать то же самое»; «Мы будем честными и будем держать свое слово»; «Мы будем стремиться к тому, чтобы способствовать уважению общества к закону и юридической профессии». [19, с. 729] Также бюро могут формулировать ценности, которые не вытекают из традиций юридической профессии, а отражают общечеловеческие моральные ценности.

Видение - это изложение того, что партнеры собираются строить. Они описывает идею бюро таким образом, чтобы передать страсть партнеров к своему делу и вдохновлять их и всех иных сотрудников на дальнейшую деятельность. Это картина того, чем бюро хочет стать через три-пять лет. Хотя некоторые рекомендуют формулировать видение на более длительный срок, при сегодняшнем темпе развития бизнеса и меняющемся правовом ландшафте создание более краткосрочного видения не устареет раньше, чем будет достигнуто. Видение должно быть конкретным и включать в себя такие пункты, как культура, «ощущение» и атмосфера бюро, нематериальные ценности, которых могут ожидать клиенты, а также более осязаемые аспекты практики, такие как количество клиентов, количество сотрудников, количество офисов (филиалов), количество и типы практики и т.д.

Видение описывает мечту об идеальной практике, поэтому специалисты рекомендуют не устанавливать каких-либо ограничений при первоначальном составлении заявления о видении - можно позволить себе описать видение в широком смысле. Это может помочь увидеть те перспективы, о которых, возможно, в других условиях партнеры даже не задумывались. Написав первоначальный вариант, необходимо потратить некоторое время на обдумывание, прежде чем редактировать его до той степени, которую можно посчитать более реалистичной или достижимой. Но необходимо помнить,

что при редактировании не должна исчезнуть первоначальная страсть - то, что заставляет с энтузиазмом относиться к достижению описанного видения. [32]

При разработке своего заявления о видении необходимо рассмотреть следующие вопросы:

• Кто идеальный клиент адвокатского бюро?

• Каковы финансовые цели адвокатского бюро?

• Чем будут известны партнеры или само бюро?

• Какие услуги будут предоставляться клиентам?

• Какова будет роль каждого партнера в практике?

• Где будет осуществляться практика?

• На каком этапе бюро понадобится больше места, другие информационные системы, больше технических сотрудников, больше адвокатов?

• Почему партнеры решили заниматься юридической практикой?

• Почему клиенты будут нанимать именно это бюро, а не конкурентов?

• Какой будет культура адвокатского бюро?

• Каковы убеждения и ценности партнеров и как они повлияют на практику?

Миссия - это общее, разделяемое всеми обязательство, имеющее направленность как внутрь, так и вовне организации. Внутри организации миссия определяет набор целей и ценностей, которыми руководствуется организация и ее члены при принятии решений и распределении ресурсов. Внешне миссия определяет организацию для общественности, обеспечивая оригинальность бренда, который привлекает соответствующих клиентов. Миссия представляет то, что определяет идентичность организации для всех заинтересованных сторон. Можно сказать, что это пересечение потребностей общества и возможностей организации. [34, с. 827] С момента возникновения в ряде стран такой организационно-правовой формы, как «корпорация общественного блага», начали развиваться компании, имеющие социальную миссию, -с 2010 года в США, а также в Великобритании, Италии и с недавнего времени во Франции. В 2015 году в Италии была введена новая организационно-правовая форма - «корпорация блага» (societa benefit), которая предоставляет юридический статус коммерческим компаниям, имеющим одну или несколько общих целей достижения общественного блага в дополнение к цели извлечения прибыли. Итальянские корпорации блага обязаны по закону осуществлять свою деятельность ответственным, устойчивым и прозрачным образом и учитывать интересы различных заинтересованных сторон в своей корпоративной стратегии. В 2021 году итальянские ученые Джорджио Мион, Кристиан Роналдо Лоза Адауи и Анджело Бонфанти провели исследование публичных заявлений о миссии таких корпораций общественного блага путем применения текстового статистического анализа, с использованием программного обеспечения IRaMuTeQ. Проведение иерархического кластерного анализа и анализа факторов соответствия, выявило концепцию «блага», формируемую заявлениями о миссии,

сз о

со £

m Р сг

СТ1 А

Q.

со

OJ

о

CM

и влияющую на продвижение индивидуальных навыков, развитие новой бизнес-модели и служение обществу. [26]

В 2019 году во Франции был принят так называемый Закон PACTE или Закон о росте и трансформации компаний, которыми впервые были введены понятия «миссии» или «причины существования» (raison d'être) компании, и «компании, имеющей миссию» (société à mission). [24] Прежде всего, согласно данному закону, компания, независимо от своей организационно-правовой формы (корпорация, кооператив и т.д.), может определить миссию («причину своего существования» или цель) и указать ее в своем уставе. В соответствии с законом, такая миссия должна «состоять из принципов, которые компания устанавливает для себя и согласно которым она намеревается выделять средства для осуществления своей деятельности». Во-вторых, закон позволяет любой компании стать «компанией, имеющей миссию», если в ее уставных документах указаны миссия и «одна или несколько социальных и экологических целей, поставленных компанией перед собой в качестве миссии, которую она должна выполнять в контексте своей деятельности». В уставных документах также должны быть указаны методы контроля за исполнением миссии через специальный или постоянный комитет, отличный от совета директоров, и, кроме того, достижение целей должно проверяться независимой третьей стороной (на условиях, сформулированных в уставе).

Компания, имеющая миссию, может изложить свои стратегические ориентиры в уставных документах, тем самым поставив миссию в центр управления, и взяв на себя обязательства по процессу изменений. Поступая таким образом, компании могут эффективно отделять вопросы стабильности от вопросов о долгосрочной перспективе развития компании. Миссия может установить временной горизонт, который не ограничивается только краткосрочными планами компании, но будет характеризовать ее отношение к своему будущему. [31]

Интересно, что многие миссии компаний были сформулированы в отношении не только того, что известно (область деятельности и т.д.), но и того, что является «желаемым неизвестным». [20] Например, фирма «Карл Цейс» с 1896 года имеет свою «конституцию», в которой изложена ее миссия по внесению вклада в прогресс оптики. [18; 30] Ее руководители взяли на себя миссию по приверженности исследованиям и инновациям для разработки оптических продуктов (таких как недорогие микроскопы), одновременно внося вклад в благосостояние местного региона и обеспечивая гарантии занятости и качественные рабочие места путем поддержки образования граждан. Компания Tesla широко рекламирует свою миссию «ускорить переход мира к устойчивой энергетике», а компания Philips продвигает свою миссию «сделать мир более здоровым и устойчивым». [27] В 2008 году исследователи из Университета Сейнт Бонавенчер в Нью-Йорке Дарвин Кинг, Карл Кейс и Кэтлин При-

мо провели анализ миссий 50 лучших фирм по версии журнала Fortune, перечисленных на сайте CNN Money. Исследование показало, что многие организации подчеркивают значимость международных или глобальных операций в своих миссиях. Сегодня даже небольшой фирме относительно легко создать веб-страницу и продавать товары по всему миру. Второй акцент в нынешних заявлениях о миссии связан с «экологизацией». Определение «экологичности» здесь включает в себя понятия этичного поведения, социальной ответственности и защиты окружающей среды. [22, с. 27]

Тематическое исследование, проведенное Мо-хаммадом Пакниятом, Монирехом Панахи и Джа-вадом Нури в ряде развивающихся стран показало, что подход компаний к разработке миссии связан с возможностями компании и последующей диверсификацией ее деятельности. Миссия, разработанная на основе стратегического подхода, ведет к развитию технологических/организационных возможностей, что делает более вероятной сопутствующую диверсификацию. Однако миссия, разработанная на основе философского подхода, в сочетании с контактными/общими возможностями фирмы способствует безотносительной диверсификации. [28]

Исследование работы «социальных предприятий», то есть коммерческих предприятий, имеющих социальную миссию, проведенное на Тайване в 2018 году, показало, что социальная миссия улучшает качество услуг и имидж бренда. Более того, социальная миссия социального предприятия является важным фактором с точки зрения поощрения потребителей к проявлению заботы (например об окружающей среде). Наконец, качество услуг является модерирующим фактором для социальной миссии в отношении имиджа бренда. [23]

Существуют миссии и у юридических фирм. К примеру, некоторые консервативные юридические фирмы в США, выступающие в защиту общественных интересов, характеризуют свою организационную миссию следующим образом: «юридическая фирма, защищающая традиционный брак» (описание Liberty Counsel); «юридическая фирма, защищающая общественные интересы, которая ведет судебные процессы против абортов» (описание Americans United for Life); «юридическая фирма общественных интересов, которая выступает за более широкое выражение религиозных и, в целом, христианских традиций» (описание Фонда Бекета за религиозную свободу); и «юридический и политический центр общественных интересов, который поддерживает смертную казнь» (описание Washington Legal Foundation). [35]

Заявления о миссии (программные заявления) были самым популярным инструментом управления в 1994 году [5] и оставались на первом месте до 1999 года, когда их заменила гораздо более широкая концепция стратегического планирования. [8] Несмотря на такую популярность, единого определения понятия «заявление о миссии» или «программное заявление» не существует, хотя в боль-

шинстве статей и книг встречаются такие фразы, как: письменный, официальный документ; попытка отразить уникальную и долгосрочную цель и практику организации; отличие от других рамочных заявлений организации по их долгосрочности; важность их эмоциональной привлекательности и отсутствие конкретных количественных целей; или причина существования. [7; 16] Кроме того, большинство авторов отмечают их важность в определении ценностей и философии организации. [5]

Однако в научной литературе существуют разногласия относительно полезности заявлений о миссии. Положительные аргументы в пользу того, почему организации следует разработать заявление о миссии, включают такие мнения, как: заявления о миссии формулируют цель организации, обеспечивают единство цели и согласовывают интересы различных заинтересованных сторон, например, сотрудников, профсоюзов, менеджеров и акционеров. Они дают «членам организации определенную уверенность в направлении... направляют их энергию в выбранные области» [4, с. 9]. Кроме того, они могут объединить организацию и разрешить разногласия, особенно во времена неопределенности или нестабильности.

Помимо определения направления деятельности организации, заявления о миссии, как предполагается, оказывают благотворное влияние на мотивацию сотрудников. Они описываются как «предназначенные для мотивации (и, таким образом, контроля) поведения членов организации для достижения общих целей организации». [9, с. 21] «В той степени, в какой программное заявление компании больше обращено к сердцам, чем к головам ее работников, будет расти приверженность сотрудников компании». [4, с. 11] Практически, формулировка миссии позволяет перевести цели в рабочие задачи, которые требуются от сотрудников. [16]

Еще одна положительная роль заявления о миссии заключается в том, что оно может выступать в качестве конечной точки отсчета при принятии решений о распределении ресурсов и обеспечивать их использование для поддержки соответствующих стратегических направлений. [9; 16] Как таковые, подобные заявления создают баланс между конкурирующими интересами различных заинтересованных сторон, таких как клиенты, общество, акционеры и сотрудники, [6; 7] и способствуют формированию чувства общих ожиданий, подтверждая приверженность организации ответственным действиям. [29] Следовательно, программное заявление обладает потенциалом для обеспечения здоровой рабочей среды путем влияния на поток ресурсов, необходимых для поддержки различных инициатив.

И наоборот, негативное восприятие заключается в том, что заявление о миссии стало бессмысленным термином или «эзотерическим и несколько неактуальным занятием, которое преследует старших менеджеров». [11, с. 10] Кроме того, проведенное в 2003 году в США исследование в трех от-

раслях (компьютерной, пищевой и банковской), показало, что заявления о миссии компаний во всех трех отраслях были «невероятно неполноценными». [17]

Более того, внедрение заявления о миссии может свидетельствовать о символическом менеджменте, или практике простого изображения отношения к компании таким образом, чтобы оно выглядело соответствующим социальным ценностям и ожиданиям, что заменяет необходимость инвестиций в ресурсы, сотрудников и новые технологии смелым заявлением, а не внесением необходимых изменений. Такая форма церемониального соответствия просто приводит к тому, что организации внедряют «весьма заметные и резонансные практики, которые соответствуют социальным ожиданиям, оставляя при этом нетронутым основной механизм деятельности организации». [2, с. 180] Другими словами, видимое принятие заявления о миссии может позволить организации отстаивать определенные ценности, такие как позитивное отношение к сотрудникам, но при этом на практике совершать менее желательные действия.

Как и любой инструмент, программное заявление имеет потенциал как для неправильного использования, так и для непреднамеренных негативных результатов. Оно может быть воспринято как эксплуататорское, в зависимости от манеры его использования. [4] Кроме того, заявление о миссии не должно противоречить или казаться противоречащим существующим организационным стратегиям. Кажется, что для такого конфликта появляются особые основания, когда сотрудники сопоставляют содержание заявления о миссии с фактическим распределением ресурсов внутри компании. Это может привести к ситуациям, когда сотрудники «сомневаются в компетентности высшего руководства» и «реагируют с замешательством, гневом или отвращением, когда сравнивают заявление с реальными инцидентами». [10, с. 26] Например, такие заявления, как «Мы высоко ценим сотрудников, поскольку они являются ключом к нашему успеху», могут не вызвать поддержки во время сокращения штата или увеличения рабочей нагрузки. [10] Это может привести к оправданной критике руководства или формированию впечатления, что оно оторвано от реальности.

В то же время, макроорганизационные особенности, такие как программное заявление, могут повлиять на то, как сотрудники оценивают качество своей трудовой жизни, поэтому организации могут послать важное сообщение, включив его в программное заявление. [36] «Если фирма не удовлетворяет потребности своих сотрудников, ее долгосрочное выживание может оказаться под вопросом. Хорошие сотрудники уйдут, а фирма приобретет репутацию, которая отпугнет квалифицированных кандидатов». [4, с. 10]

В прикладном и чисто практическом плане потенциальные сотрудники на основании программного заявления могут провести первоначальную оценку организации, чтобы определить, подхо-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Q.

со

OJ

о

CM

дят ли они ей, [10] и хотят ли они быть частью организации. [17] Если они будут приняты на работу, их приверженность и энтузиазм должны проистекать из чувства личной привязанности к принципам, на которых работает компания. Именно «через ценности люди испытывают эмоциональное отношение к своим организациям». [11, с. 17] Это подтверждается результатами проведенного в 2021 году исследования среди студентов-магистрантов естественных и технических наук двух крупнейших технических университетов Нидерландов ^ = 1498). Авторы проверяли гипотезу о том, считаются ли компании, ориентированные на инновации или на корпоративную социальную ответственность и устойчивое развитие, более привлекательными работодателями, и влияет ли миссия компании на состав рабочей силы в части про-социальных установок работников, их конкурентоспособности и среднего балла в университете. [27]

Полученные выводы можно резюмировать следующим образом. Во-первых, миссия организации имеет значение. При прочих равных условиях потенциальные соискатели предпочитают работать в коммерческих организациях, нацеленных на инновации, а также в организациях, проявляющих корпоративную социальную ответственность. В то же время, они не выражают явного предпочтения работе в некоммерческих организациях по сравнению с организациями, которые рассматривают получение прибыли как единственную цель своей деятельности. Во-вторых, миссия компании потенциально влияет на состав контингента кандидатов. Некоммерческие и коммерческие организации, преследующие социальные цели, привлекают больше женщин и соискателей, которые, как правило, менее конкурентоспособны и более просоциальны, чем организации, ориентированные исключительно на прибыль. Однако, не было найдено доказательств того, что это происходит за счет привлечения менее талантливых людей, если судить по среднему баллу или самооценке респондентов. Привлекательность работы зависит и от других признаков, помимо направленности деятельности компании. Потенциальные соискатели также высоко ценят самостоятельность и работу в многопрофильных командах. Это соответствует идее о том, что работникам важен воспринимаемый смысл работы: согласно работе 2018 года немецкой исследовательницы Леа Кассар из Университета Кёльна и сотрудника Федерального резервного банка Бостона, преподавателя Бизнес-школы Колумбийского университета Стефана Майера «Немонетарные стимулы и последствия работы как источника смысла» [13], восприятие смысла работы зависит от миссии организации, автономии в принятии решений, чувства компетентности и близости.

Несколько ранее, в 2015 году, доцент бизнес школы Олина Вашингтонского университета в Сент-Луисе Сет Карнахан и его коллеги исследовали влияние инициатив юридических фирм в области корпоративной социальной ответствен-

ности на адвокатскую профессию после терактов 11 сентября 2001 года. Идея заключается в том, что шокирующие события, такие как террористические атаки, усиливают желание действовать про-социально, побуждая людей пересмотреть свой выбор профессии. Они обнаружили, что адвокаты, родившиеся в Нью-Йорке, с большей вероятностью уходили из профессии после терактов, чем их коллеги, родившиеся за пределами Нью-Йорка, на которых теракты оказали меньшее психологическое воздействие. Важно отметить, что этот эффект ослаблялся благодаря политике юридических фирм по оказанию юридических услуг pro bono, что позволило авторам предположить, что просоци-альная деятельность помогает снизить текучесть кадров среди тех адвокатов, которые заботятся о своем влиянии на общество. [12]

Наряду с практикой управления человеческими ресурсами, такой как отбор сотрудников, растет интерес к другим процессам в организации, связанным с формулировкой миссии. Эти другие процессы включают коммуникацию, распределение ресурсов и поведение руководства. Заявления о миссии не существуют сами по себе - они являются частью структуры организации. Следовательно, влияние заявлений о миссии необходимо рассматривать в контексте других организационных структур.

Как в популярной, так и в научной литературе существует множество положительных утверждений о заявлениях о миссии, их ценности и использовании. Некоторые из наиболее распространенных касаются их важной роли в определении направления и мотивации членов организации, определения философии и ценностей организации, а также их вклада в принятие соответствующих решений о распределении ограниченных ресурсов. Заявления о миссии являются критически важным элементом делового общения организации со всеми заинтересованными сторонами. Они должны постоянно пересматриваться и изменяться в ответ на изменения в организации и ее окружении. Если эти утверждения верны, то заявления о миссии являются мощным организационным инструментом.

Среди тех, кто поддерживает необходимость заявлений о миссии, существует два различных направления их использования: (1) в интересах стратегии, в рамках которой заявление о миссии рассматривается в первую очередь как стратегический инструмент, разработанный интеллектуально для определения коммерческого обоснования существования организации и ее целевого рынка; и (2) в интересах обеспечения культуры рабочего места, в рамках которой заявление о миссии рассматривается как обеспечение базовой философии и ценностей, которые позволяют организации функционировать единым образом. Оно обеспечивает структуру, которая помогает сотрудникам коллективно воспринимать и интерпретировать события. В первой роли оно является фундаментальной отправной точкой для определения направления деятельности организации и краеугольным камнем

формальной стратегии. Во второй роли заявление о миссии отражает некоторые эмоциональные аспекты создания и функционирования организации. [11] Обе роли содержат потенциал для развития и поддержания здоровой рабочей среды.

Заявление о миссии адвокатского бюро описывает текущую цель бюро, определяет его рынок, ценности и приоритеты. Оно иллюстрирует, как бюро намерено достичь своего видения и как оно осуществляет юридическую практику каждый день. Заявление отвечает на вопрос, почему клиенты будут нанимать именно это адвокатское бюро для представления их интересов. Имеет смысл потратить достаточно времени на создание формулировки миссии и получить обратную связь от других сотрудников бюро, поскольку это увеличивает «внутреннюю поддержку» миссии со стороны бюро, независимо от его размера, и устанавливает отправную точку для дальнейшего развития бюро. Программное заявление также будет полезно для клиентов - оно донесет до уже имеющихся и потенциальных клиентов суть бюро и то, каким образом оно собирается вести дела. Программное заявление может быть мощным инструментом, как для укрепления инфраструктуры бюро, так и для привлечения и удержания тех клиентов, которые действительно нужны.

Существует три ключа к формулировке миссии - это цель, бизнес и ценности.

Цель

Какова основная цель бюро? Ответ на этот вопрос должен быть конкретным, и он действительно является основой всей юридической практики, и особенно планов по управлению и маркетингу. Следует потратить достаточное количество времени на размышления о том, зачем было создано адвокатское бюро, какую потребность оно стремится удовлетворить. Почему вообще партнеры стали заниматься юридической практикой? Чего они надеются достичь? Что они намерены предоставить своим клиентам?

В разделе «Цель» формулировки миссии также должна содержаться некоторая информация об основной философии управления бюро и стиле «внутренней работы» - хочет ли бюро оставаться маленькой, бутиковой юридической фирмой, либо развиться в более крупное предприятие, будет стремиться к созданию непосредственной, семейной атмосферы в коллективе, либо к введению корпоративной культуры и т.д.

Бизнес

Программное заявление должно также касаться деловой стороны деятельности бюро - его клиентов, областей практики и предоставляемых услуг. Необходимо иметь в виду, что если бюро включает несколько направлений практики, возможно, имеет смысл сохранить общую миссию бюро более общей и разработать отдельные формулировки миссии для различных областей практики. У бюро уже есть или оно бы хотело развивать практику в нише-вых областях? Кто является бенефициаром работы бюро? Как партнеры видят своего идеального

клиента? Каковы демографические характеристики потенциальных клиентов? Каковы их проблемы или потребности? Какие услуги готово предоставлять бюро для удовлетворения этих потребностей?

Ценности

В отличие от ключевых ценностей, формирующих программное заявление и миссию, ценности, отраженные в программном заявлении бюро, являются более узкими и подчеркивают то, к чему стремятся партнеры, каковы основные приоритеты деятельности бюро. По мнению профессора Гарвардской школы бизнеса Дэвида Майстера, каждая компания, оказывающая профессиональные услуги, позиционируя свою практику, выбирает из трех основных направлений - компания, имеющая высококвалифицированных экспертов, умеющих решать уникальные проблемы клиентов; компания, имеющая опытных экспертов, способных решать наиболее часто встречающиеся проблемы клиентов; и компания, способная эффективно и быстро реагировать на проблемы клиентов. От выбора направления зависит дальнейшая стратегия развития компании, управление ее человеческими и материальными ресурсами. [25] В связи с этим, формулируя ценности можно задаться следующими вопросами - делается ли в бюро больший акцент на быстрый отклик на запросы клиентов или на полноту исследования таких запросов? Является ли для бюро приоритетом альтернативное разрешение споров или судебное разбирательство? Будет ли в бюро делаться упор на сострадании, как клиентам, так и процессуальному противнику, либо проводиться агрессивная политика по отношению к процессуальному противнику? Что является наиболее важным для бюро, и о какой известности мечтают партнеры?

Чтобы быть эффективным, программное заявление должно быть уникальным именно для данного бюро и отражать его индивидуальность. Проблема многих существующих в настоящее время формулировок миссий юридических фирм, это та же самая проблема, которую адвокаты часто имеют с их маркетингом - вместо того, чтобы фокусироваться на том, кто является целевой аудиторией и каковы ее проблемы, внимание сосредотачивается только на самой фирме или конкретном адвокате - их образовании, навыках и т.д. Заявление о миссии, как и хорошее маркетинговое сообщение, должно быть сосредоточено на клиенте - на его проблемах и на том, как фирма решает или удовлетворяет их лучше или по-другому, чем это делают конкуренты. Речь идет не о партнерах или самом бюро, а о клиентах, и о том, как быть им полезным.

Есть еще один проверочный метод - если заменить в подготовленном программном заявлении название своего бюро на название другой юридической фирмы или адвоката, который практикует в той же области права, остается ли этот текст верным и для них? Если да, то миссия сформулирована слишком расплывчато. Например, «предоставлять качественные юридические услуги и практические, эффективные решения физическим и юри-

сз о

со £

т Р сг

СТ1 А ш

Q. в

со

OJ

о

CM

дическим лицам по справедливой цене с акцентом на удовлетворенность клиента» - это неэффективное и не вдохновляющее заявление о миссии. Оно не передает ощущение уникальности или культуры бюро. Оно не отражает виды услуг, которые бюро предоставляет, кому они предоставляются и каким образом. Это программное заявление устанавливает минимальный уровень услуг, который все клиенты ожидают от своих адвокатов - предоставление эффективных решений по справедливой цене.

Можно дать следующие рекомендации по написанию заявлений о видении и миссии:

• Будьте конкретны, но следите за тем, чтобы заявление о миссии не превратилось в стратегический план. Заявление о миссии должно быть долгосрочным заявлением, идентифицирующим бюро и определяющим его деятельность, и не должно содержать целей и задач. На сайте конкретные цели, задачи и действия, которые необходимо предпринять бюро, должны быть включены в план, но они должны быть отделены от заявления о миссии.

• Используйте слово «мы», чтобы подчеркнуть бюро в целом, и сосредоточьтесь на культуре и стратегии бюро.

• Убедитесь, что все сотрудники разделяют формулировку миссии, что она вдохновляет всех сотрудников быть лучшими и работать для достижения общей цели.

• Сделайте программное заявление простым для понимания - не используйте «юридический язык». Помните, что многие сотрудники бюро не являются юристами, а большинство (если не все) клиенты - это точно не юристы!

• Хорошее программное заявление способствует приверженности ценностям бюро, мотивации и вдохновению.

• Заручитесь поддержкой на всех уровнях организации - от делопроизводителей и секретарей, до помощников адвокатов и адвокатов. Это формирует приверженность заявлению со стороны всех сотрудников фирмы, дает им возможность почувствовать себя частью команды, а также обсудить различные точки зрения.

• После того, как предложения получены ото всех сотрудников, формулировка заявления о миссии может быть написана одним человеком или небольшим коллективом, состоящим из людей, которые учитывают точки зрения всех сотрудников бюро. В заявлении должны быть отражены те области, по которым достигнут консенсус. Но не надо позволять участвовать в написании концепции и миссии большой группе, так как этот подход часто превращается в мелочные придирки, например, относительно расстановки запятых и т.д., и ничего не достигает.

• Установите крайний срок для завершения формулировки миссии.

• Распространите проект заявления о миссии до его окончательной доработки среди сотрудников для рассмотрения и комментариев. При рассмотрении проекта задайтесь вопросом:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

точно ли это отражает общее понимание целей бюро и его деятельности? Могут ли партнеры соответствовать этой миссии? Могут ли отдельные адвокаты соответствовать этой миссии? Может ли персонал соответствовать этой миссии? Можно ли работать в соответствии с изложенной миссией на ежедневной основе? Готовы ли сотрудники оценивать все, что делает бюро, по этому принципу? [32] Само по себе написание заявлений о видении и миссии не приведет к изменениям и не уменьшит ощущение чрезмерной загрузки у адвокатов. Для обеспечения эффективности достойная реализация миссии является необходимым условием. Все в практике должно основываться на формулировке миссии и соизмеряться с ней. Если клиент, проект, благотворительная акция, дело или метод практики не соответствуют программному заявлению бюро, бюро рискует размыть свою индивидуальность и сильные стороны. Как любой хороший адвокат при подготовке выступления в суде знает, что не стоит во вступительном слове давать обещания которые впоследствии он не сможет сдержать, так и каждая юридическая фирма должна остерегаться составления миссии, которую она не готова реализовать. Не следует создавать ожидания, которые невозможно или нежелательно оправдывать. Если партнеры не верят в свою миссию, почему клиент должен верить в нее? Если партнерство не верит в это, почему сотрудники должны верить?

Для того чтобы создать эффективные и вдохновляющие заявления о видении и миссии, очень важно убедиться в том, что лидеры бюро согласны с ними. Но все ли они действительно согласны с заявлением? Согласны ли партнеры с направлением развития бюро, типами клиентов, которых бюро представляет и будет представлять, и с тем, каким образом будут обслуживаться эти клиенты? Могут ли все партнеры сформулировать и согласовать, что отличает ваше бюро от конкурентов? [32] Если необходимо выработать направления для будущего юридической практики и способ ведения бизнеса, которые вдохновляют руководство бюро, сотрудников бюро и клиентов, формулирование видения и миссии - хорошее начало. Как только появится четкое направление развития, добиться реального прогресса в достижении поставленных целей становится намного проще, и уменьшается чувство чрезмерной перегрузки. Формулирование видения и миссии способствует более рациональному планированию деятельности бюро, адекватному использованию и распределению имеющихся ресурсов. В любом случае должна быть разработана такая модель, которая позволит адвокатскому бюро реагировать на меняющиеся условия ведения бизнеса, но при этом сохранять и совершенствовать свои индивидуальность и профессионализм.

Литература

1. Armour, John and Sako, Mari, AI-Enabled Business Models in Legal Services: From Traditional

Law Firms to Next-Generation Law Companies? (December 16, 2019). Available at SSRN: https:// ssrn.com/abstract=3418810 or http://dx.doi. org/10.2139/ssrn.3418810

2. Ashforth, B. E., & Gibbs, B. W. (1990). The double-edge sword of organizational legitimation. Organization Science, 1(2), 177-194.

3. Barrett, Richard, Liberating a Corporate Soul: Building a Visionary Organizaton, 43 (1998).

4. Bart, C.K. (1997). Sex, lies, and mission statements. Business Horizons, 40(6) 9-18

5. Bart, C.K., & Baetz, M.R. (1998). The relationship between mission statements and firm performance: An exploratory study. Journal of Management Studies, 35(6), 823-853.

6. Bart, C.K., & Tabone, J.C. (1998). Mission statement rationales and organizational alignment in the not-for-profit health. Health Care Management Review, 23(4), 54-70;

7. Bart, C.K., & Tabone, J.C. (2000). Mission statements in Canadian not-for-profit hospitals: Does process matter? Health Care Management Review, 25(2), 45-63;

8. Bart, C.K. (2001). Measuring the mission effect in human intellectual capital. Journal of Intellectual Capital, 2(3), 320-331.

9. Bart, C.K., Bontis, N., & Taggar, S. (2001). A model of the impact of mission statements on firm performance. Management Decision, 39(1), 19-35.

10. Bartkus, B., Glassman, M., & McAfee, R. B. (2000). Mission statements: Are they smoke and mirrors? Business Horizons, 43(6), 26

11. Campbell, A., & Yeung, S. (1991). Creating a sense of mission. Long Range Planning, 24(4), 10-20

12. Carnahan, S., D. Kryscynski, D. Olson, How corporate social responsibility reduces employee turnover, Academy of Management Proceedings, 2015, p. 147-192

13. Cassar, L., S. Meier, Nonmonetary incentives and the implications of work as a source of meaning. J. Econ. Perspect., 32 (3) (2018), pp. 215-238

14. Collins, Jim, Jerry I Porras, Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies, Harper Business; 3rd ed. edition (1994).

15. Covey, Stephen, The Seven Habits of Highly Effective People 143 (Fireside 1989)

16. David, F.R. (1989) How companies define their mission. Long Range Planning, 22(1): 90-97.

17. David, F.R., & David, F.R. (2003). It's time to redraft your mission statement. Journal of Business Strategy, 24(1), 11-14.

18. GLATZEE J. (1913) "A successful social reformer, Ernst Abbe", Economic Journal, XXIII(91), pp. 329-339;

19. Green, Bruce A. Public Declaration of Profession-alsim, 52 S. C.L. Rev. 729 (2001).

20. HATCHUEL A. (2014) "La science, l'impossible et l'inconnu. Les enseignements de la théorie de la conception", La science et l'impossible, 14ème rencontre "Physique et interrogations fondamentales", Paris, France.

21. Jackson, Ira A. and Jane Nelson. Profits with Principles: Seven Strategies for Delivering Value with Values. Currency Doubleday. 2004. Principle #7: Pursue Purpose Beyond Profit.

22. King, Darwin L., Carl J. Case, Kathleen M. Pre-mo, Current Mission Statement Emphasis: Be Ethical and Go Global. Allied Academies International Conference, Proceedings of the Academy of Organizational Culture, Communications and Conflict, 14(1), New Orleans, 2009.

23. Lin, Yi-Hsin Feng-Jyh Lin, Kuo-Hsiung Wang, The effect of social mission on service quality and brand image. Journal of Business Research, Volume 132, August 2021, Pages 744-752

24. Loi n° 2019-486 du 22 mai 2019 relative à la croissance et la transformation des entreprises URL: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cid-Texte=J0RFTEXT000038496102&dateTexte=&-categorieLien=id (дата обращения 02.04.2023)

25. Maister, David H., Managing the Professional Service Firm, Free Press, Simon & Schuster Inc., New York, 1993.

26. Mion, Giorgio & Cristian Rolando Loza Adaui & Angelo Bonfanti, 2021. "Characterizing the mission statements of benefit corporations: Empirical evidence from Italy," Business Strategy and the Environment, Wiley Blackwell, vol. 30(4), pages 2160-2172

27. Non, Arjan, Ingrid Rohde, Andries de Grip, Thomas Dohmen, Mission of the company, prosocial attitudes and job preferences: A discrete choice experiment, Labour Economics, Volume 74, 2022,

28. Pakneiat, M., Panahi, M. and Noori, J. (2010), "Firm capabilities and diversification: how mission matters", Business Strategy Series, Vol. 11 No. 4, pp. 248-260.

29. Pearce II, J.A. (1982). The company mission as a strategic tool. Sloan Management Review, 23(3), 15-24.

30. SEGRESTIN B. (2016) "When innovation implied corporate reform: A historical perspective through the writings of Walther Rathenau", Gérer & Comprendre, 125, 7p., URL: http://www.annales.org/ gc/GC-english-language-online-edition/2017/GC-english-language-online-edition-2017.pdf (дата обращения 02.04.2023)

31. Segrestin, Blanche, Laure-Anne Parpaleix, Firms with a mission as a vector of the long term. [special issue of Réalités Industrielles, November 2019

32. Shields, Allison C., How to Take Control of Your Practice by Creating Vision and Mission Statement. Law Trends and News - ABA General Practice, Solo and Small Firm, Volume 2, Number 2, February 2006

33. Shields Johns, Allison C., Leading with Vision and a Mission, 47 Law Prac. 14 (2021)

34. Slintak, Karel, Rethinking Mission on the Basis of Deeper Understanding of Firm'S Purpose, SciPap 2016, 24(3), 827

35. Southworth, Ann, What Is Public Interest Law? Empirical Perspectives on an Old Question, 62 DePaul L. Rev. 493 (2013)

C3

о

CO £

m p

СГ

CT1 А

IE

Q. в

со

OJ

о

CM

36. Van de Looij, F., & Benders, J. (1995). Not just money: Quality of working life as employment strategy. Health Manpower Management, 21 (3), 27-34.

37. Ильиных С.А., Пелых А.Ю., Адвокатура: специфика принятия управленческих решений // Вестник экономики, права и социологии, № 2, 2021.С. 5

38. Официальный сайт компании https://www. franklincovey.com/

THE IMPORTANCE OF THE MISSION AND VALUES FOR THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF THE ADVOCATES' BUREAU, APPROACHES TO THE ELABORATION OF THE MISSION STATEMENT

Makarenko N.N.

National Research University the Higher School of Economics, Higher School of Legal Studies and Management

The author explores the role of mission and values in the organization and activities of any commercial company, as well as the possibility of applying this experience in the work of law firms and, in particular, the advocates' bureau. While a law firm differs from a typical business firm in many key ways, and many activities that would be highly successful for the industry will never be effective or successful for a law firm, there is much that a law firm leader can learn from the experience of business firms, particularly the development of a mission and values statement. The importance of having a mission statement for a law firm is emphasized, both for the internal organization of the firm and for attracting potential clients and employees who share the stated mission and values. The vision, mission and values statements of an advocate's bureau conveys the vision of its management to all employees, as well as to clients and all others who work with the bureau. They guide all subsequent activities of any company, including an advocate's bureau, from strategic planning, marketing, management and practice, to staffing, hiring and performance evaluation. A number of recommendations are given on the development of the mission statement - the possible content of the statement and the procedure for its coordination within the bureau.

Keywords: advocates' bureau, mission, values, mission statement, potential clients, employees, job satisfaction.

References

1. Armour, John and Sako, Mari, AI-Enabled Business Models in Legal Services: From Traditional Law Firms to Next-Generation Law Companies? (December 16, 2019). Available at SSRN: https://ssrn.com/abstract=3418810 or http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.3418810

2. Ashforth, B. E., & Gibbs, B. W. (1990). The double-edge sword of organizational legitimation. Organization Science, 1(2), 177194.

3. Barrett, Richard, Liberating a Corporate Soul: Building a Visionary Organization, 43 (1998).

4. Bart, C.K. (1997). Sex, lies, and mission statements. Business Horizons, 40(6) 9-18

5. Bart, C.K., & Baetz, M.R. (1998). The relationship between mission statements and firm performance: An exploratory study. Journal of Management Studies, 35(6), 823-853.

6. Bart, C.K., & Tabone, J.C. (1998). Mission statement rationales and organizational alignment in the not-for-profit health. Health Care Management Review, 23(4), 54-70;

7. Bart, C.K., & Tabone, J.C. (2000). Mission statements in Canadian not-for-profit hospitals: Does process matter? Health Care Management Review, 25(2), 45-63;

8. Bart, C.K. (2001). Measuring the mission effect in human intellectual capital. Journal of Intellectual Capital, 2(3), 320-331.

9. Bart, C. K., Bontis, N., & Taggar, S. (2001). A model of the impact of mission statements on firm performance. Management Decision, 39(1), 19-35.

10. Bartkus, B., Glassman, M., & McAfee, R. B. (2000). Mission statements: Are they smoke and mirrors? Business Horizons, 43(6), 26

11. Campbell, A., & Yeung, S. (1991). Creating a sense of mission. Long Range Planning, 24(4), 10-20

12. Carnahan, S., D. Kryscynski, D. Olson, How corporate social responsibility reduces employee turnover, Academy of Management Proceedings, 2015, p. 147-192

13. Cassar, L., S. Meier, Nonmonetary incentives and the implications of work as a source of meaning. J. Econ. Perspect., 32 (3) (2018), pp. 215-238

14. Collins, Jim, Jerry I Porras, Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies, Harper Business; 3rd ed. edition (1994).

15. Covey, Stephen, The Seven Habits of Highly Effective People 143 (Fireside 1989)

16. David, F.R. (1989) How companies define their mission. Long Range Planning, 22(1): 90-97.

17. David, F.R., & David, F.R. (2003). It's time to redraft your mission statement. Journal of Business Strategy, 24(1), 11-14.

18. GLATZEE J. (1913) "A successful social reformer, Ernst Abbe", Economic Journal, XXIII(91), pp. 329-339;

19. Green, Bruce A. Public Declaration of Professional Sim, 52 S. C.L. Rev. 729 (2001).

20. HATCHUEL A. (2014) "La science, l'impossible et l'inconnu. Les enseignements de la théorie de la conception", La science et l'impossible, 14ème rencontre "Physique et interrogations fondamentales", Paris, France.

21. Jackson, Ira A. and Jane Nelson. Profits with Principles: Seven Strategies for Delivering Value with Values. Currency Double-day. 2004. Principle #7: Pursue Purpose Beyond Profit.

22. King, Darwin L., Carl J. Case, Kathleen M. Premo, Current Mission Statement Emphasis: Be Ethical and Go Global. Allied Academies International Conference, Proceedings of the Academy of Organizational Culture, Communications and Conflict, 14(1), New Orleans, 2009.

23. Lin, Yi-Hsin Feng-Jyh Lin, Kuo-Hsiung Wang, The effect of social mission on service quality and brand image. Journal of Business Research, Volume 132, August 2021, Pages 744-752

24. Loi n° 2019-486 du 22 May 2019 relative à la croissance et la transformation des entreprises URL: https://www.legifrance. gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000038496102&-dateTexte=&categorieLien=id (date of access 02.04 .2023)

25. Maister, David H., Managing the Professional Service Firm, Free Press, Simon & Schuster Inc., New York, 1993.

26. Mion, Giorgio & Cristian Rolando Loza Adaui & Angelo Bonfanti, 2021. "Characterizing the mission statements of benefit corporations: Empirical evidence from Italy," Business Strategy and the Environment, Wiley Blackwell, vol. 30(4), pages 2160-2172

27. Non, Arjan, Ingrid Rohde, Andries de Grip, Thomas Dohmen, Mission of the company, prosocial attitudes and job preferences: A discrete choice experiment, Labor Economics, Volume 74, 2022,

28. Pakneiat, M., Panahi, M. and Noori, J. (2010), "Firm capabilities and diversification: how mission matters", Business Strategy Series, Vol. 11 No. 4, pp. 248-260.

29. Pearce II, J.A. (1982). The company mission as a strategic tool. Sloan Management Review, 23(3), 15-24.

30. SEGRESTIN B. (2016) "When innovation implies corporate reform: A historical perspective through the writings of Walther Rathenau", Gérer & Comprendre, 125, 7p., URL: http://www. annales.org/gc/GC -english-language-online-edition/2017/ GC-english-language-online-edition-2017.pdf (accessed 04/02/2023)

31. Segrestin, Blanche, Laure-Anne Parpaleix, Firms with a mission as a vector of the long term. [special issue of Réalités Industrielles, November 2019

32. Shields, Allison C., How to Take Control of Your Practice by Creating Vision and Mission nStatement. Law Trends and News -ABA General Practice, Solo and Small Firm, Volume 2, Number 2, February 2006

33. Shields Johns, Allison C., Leading with Vision and a Mission, 47 Law Prac. 14 (2021)

34. Slinták, Karel, Rethinking Mission on the Basis of Deeper Understanding of Firm's Purpose, SciPap 2016, 24(3), 827

35. Southworth, Ann, What Is Public Interest Law? Empirical Perspectives on an Old Question, 62 DePaul L. Rev. 493 (2013)

36. Van de Looij, F., & Benders, J. (1995). Not just money: Quality of working life as employment strategy. Health Manpower Management, 21(3), 27-34.

37. Ilyinykh S.A., Pelykh A. Yu., Advocacy: the specifics of making management decisions // Bulletin of Economics, Law and Sociology, No. 2, 2021. P. 5

38. Official website of the company https://www.franklincovey.com/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.