Кошелева Т.Н.
доцент кафедры экономики предприятия и предпринимательства факультета менеджмента Санкт-Петербургской академии управления и экономики, kosheleva1205@rambler.ru; toozool@yandex.ru
малое
предпринимательство:
экономика и экология
значение малого предпринимательства в зависимости от его влияния
на экономическое развитие
_Аннотация
Значение малого предпринимательства можно рассматривать с различных точек зрения. Например, в зависимости от его влияния и степени этого влияния на экономическое развитие отрасли, региона и государства в целом. Малое предпринимательство автор предлагает рассматривать с управленческой, экономической, социальной, экологической и стратегической точек зрения.
Малое предпринимательство в Российской Федерации призвано решить следующие задачи:
— определить факторы, влияющие на повышения уровня и качества жизни населения;
— выявить факторы инновационного роста предпринимательства, а также определить силу влияния каждого фактора;
— охарактеризовать возможности расширения среднего класса в России, а также сформировать приоритетные направления инновационного развития малого предпринимательства.
Управленческая трактовка малого предпринимательства
Для решения поставленных задач необходимо:
— определить составляющие инновационного роста;
Ключевые слова:
инновационный рост; национальные интересы; социальная значимость малого бизнеса; экологический критерий; снижение безработицы
кое предпринимательство, 2009, № 3 (1)
— охарактеризовать пути расширения среднего социального слоя в Российской Федерации;
— обеспечить создание условий для инновационного развития предпринимательства, в том числе малого.
По мнению Виленского А.В., отличительная черта управленческой трактовки категории «малое предпринимательство» заключается в том, что малые формы бизнеса рассматриваются с позиции степени заинтересованности общества в функциях, которые они выполняют в экономике. Сама же категория «малое предпринимательство» рассматривается в основном с экономико-правовой точки зрения [2].
В управленческой, связанной с проблемой реализации национальных интересов, экономико-правовой трактовке субъекты малого предпринимательства — это особая группа субъектов хозяйствования, работающих под патронажем государства и общества в особом, специально для них законодательно и организационно созданном благоприятном режиме [2]. С управленческой трактовкой малого предпринимательства связано и определение его значения для экономического развития и укрепления позиций государства, повышения его конкурентоспособности на мировых рынках. В этих целях выявляются объем продукции малого бизнеса в ВВП и ВРП1, доля занятых и т.п.
Государство и малое предпринимательство
Многие авторы, в том числе и Виленский А.В., в управленчес-
с общественной точки зрения малые предприятия
играют одну из ведущих ролей в решении социальных проблем
кую трактовку категории «малое предпринимательство» включают также социальную и экономическую составляющие. С общественной точки зрения эта группа хозяйствующих субъектов играет одну из ведущих ролей в решении определенных социальных проблем. Но с государственной точки зрения основной целью малого предпринимательства является его экономическое значение. И именно поэтому государство заинтересовано в развитии малого бизнеса и в его поддержке.
Решение же социальных задач, с точки зрения государства, по отношению к его экономическому значению играет важную, но не главенствующую роль. В связи с разными задачами можно по-разному и трактовать само понятие «малого предпринимательства» — исходя из его социального и экономического значения для государства.
1 ВВП — валовый внутренний продукт, ВРП — валовый региональный продукт — прим. ред.
малый бизнес
Но, на наш взгляд, эти подходы необходимо выделить в самостоятельные трактовки понятия «малого предпринимательства». Такое разделение вызвано тем, что общественные и государственные интересы часто не совпадают, более того, они даже противостоят друг другу.
В условиях финансового кризиса, с точки зрения интересов общества поддержка малого и среднего предпринимательства, в том числе и в плане кредитования, должна была сыграть огромную стабилизирующую роль с целью снижения социальной напряженности. Но с экономической точки зрения поддержка государством градообразующих предприятий и ведущих отраслей народного хозяйства, в том числе и ведущих банков страны, была более оправдана и целесообразна.
С экономической точки зрения «малое предпринимательство» можно охарактеризовать как группу хозяйствующих субъектов, которая играет очень важную роль в решении определен-
с государственной точки зрения основной
целью малого предпринимательства является его экономическое значение
ных экономических задач. При этом они выполняют в экономике существенные функции, поэтому их деятельность поощряется целой системой мер государственной поддержки. Социальный подход к понятию «малое предпринимательство» характеризует его как малые предприятия, которые выполняют общественно значимые функции, играют очень важную роль в решении определенных социальных проблем государства. Социальная значимость малого бизнеса может рассматриваться с двух позиций:
— с точки зрения значения для экономического развития государства (увеличение числа налогоплательщиков и повышения уровня стабильности);
— с точки зрения общественного развития (снижение уровня безработицы и снижение уровня преступности).
Экология и малый бизнес
Значение малого предпринимательства с экологической точки зрения определяется:
— используемыми источниками местного сырья;
— близостью предприятий к потребителю;
— влиянием на непосредственное окружение;
— небольшими финансовыми возможностями платить штрафы за несоблюдение экологических норм.
С экологической точки зрения малое предпринимательство можно охарактеризовать как малые предприятия, использую-
российское предпринимательство, 2009, № 3 (1) 108
щие инновационные технологии, которые позволяют не загрязнять окружающую среду, перерабатывать отходы или внедрять безотходные технологии. Экологическая значимость малого бизнеса может также рассматриваться с двух позиций:
— с точки зрения значения для экономического развития государства (снижение себестоимости и рост прибыли — рост налогооблагаемой базы);
— с точки зрения общественного развития (создание новых рабочих мест и улучшение экологической обстановки в регионе). Формирование так называемого «класса» малых предприятий или, если их можно так назвать, «связующей прослойки» между потребителями и крупными компаниями в виде малых фирм, является фундаментом или основой экономического развития государства, как это показывает опыт развитых стран. Именно так определяется роль малого предпринимательства с точки зрения формирования стратегии развития.
Новая трактовка понятия «малое предпринимательство»
Стратегию развития малого предпринимательства также можно рассматривать с двух позиций:
— с точки зрения значения для экономического развития государства (предпринимательская деятельность — источник средств к существованию, прибыль направляется на личное потребление и для государства только повышает уровень стабильности; укрупнение и развитие фирмы уве-
государство заинтересовано
в развитии малого бизнеса и в его поддержке
личивает прибыль и налогооблагаемую базу);
— с точки зрения общественного развития (создание новых рабочих мест и снижение уровня безработицы).
Как мы видим, в вопросе об отнесении предприятий и соответствующего вида предпринимательства к малому на сегодняшний день существуют различные точки зрения.
Традиционно малое предпринимательство определяется как целенаправленная деятельность, связанная с повышенным риском, основанная на использовании инновационной идеи. Основной ее целью является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения различных работ и оказания разнообразных услуг с обязательным соблюдением норм федерального законодательства. Автор предлагает свою трактовку понятия «малое предпринимательство», которая, кроме численности работников, включает критерии социальной, экологической и стратегической значимости, а также экономической необходимости стать связующим звеном между крупными и средними предприятиями и потребителем. К критериям также стоит отнес-
малый бизн
формирование «связующей прослойки» между потребителями и крупными компаниями
в виде малых фирм, является фундаментом и основой экономического развития государства
ти цели предпринимательской деятельности, то есть социальную и экологическую значимость бизнеса для государства и общества.
Литература
1. Российская Федерация. Законы. О развитии малого и сред-
него предпринимательства в Российской Федерации: федеральный закон: №209-ФЗ: от 24 июля 2007 года.
2. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития российского малого предпринимательства. — М.: Наука, 2007. — С.23.
3. Кошелева Т.Н. Выбор стратегии малых инновационных венчурных предприятий (на материалах химической промышленности): автореферат дисс. на соискание научной ст. канд. экон. наук. — СПб: Издательство Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2007. — С.9.
4. Шишин С.В. Малое предпринимательство: сущность место и роль в национальной экономике. — М.: Олма-Пресс, 2003. — С.81.
Kosheleva T.N.
Associate Professor of Economics, Faculty of enterprise and entrepreneurship of management Department, Saint-Petersburg Academy of Management and Economics
Small business: economics and ecology
importance of small business, depending on its impact on economic development
Аnnotation
The value of small business can be examined from different angles. For example, depending on its impact and the extent of this influence on the economic development of the industry, region and state as a whole. Author proposes to consider small business with the management, economic, social, environmental and strategic perspectives.
российское предпринимательство, 2009, № 3 (1)