/к МЕНЕДЖМЕНТ,, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Кошелева Т.Н.
ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация. В статье проводится анализ классификаций типов инноваций; обосновывается необходимость учёта значимости деятельности малого предприятия для экономического развития отрасли или региона; обосновывается принципиальное отличие малого инновационного предпринимательства, заключающееся в реализации творческого потенциала работника; проанализированы методики оценки перспектив развития малого инновационного предпринимательства; предложена методика оценки динамики изменения соотношения индекса динамики затрат и индекса прироста стоимости компании.
Ключевые слова. Малое инновационное предпринимательство; классификация типов инноваций; критерии инновационности; малое предприятие; функции малого предпринимательства; методики оценки перспектив развития субъектов малого инновационного предпринимательства.
Kosheleva T.N.
APPROACHES TO ASSESSING THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SMALL INNOVATION ENTREPRENEURSHIP
Abstract. The article analyzes the types of classifications of innovation; The necessity of taking into account the importance of the activities of a small business for economic development of the sector or region; substantiates the fundamental difference between small innovative business, which consists in the realization of the creative potential of the employee; We analyzed the methodology for assessing the prospects of development of small innovative business; proposed a method of estimating the dynamics of change in the ratio of the index dynamics of expenses and the company's value growth index.
Keywords. Small innovative entrepreneurship; classification of types of innovation; criteria of innovation; small business; small business functions; methodology for assessing the prospects of development of small innovative businesses.
Все малые предприятия с небольшой численностью работников и ограниченной выручкой от реализации не могут восприниматься одинаково, с точки зрения ориентации государства на формирование и развитие инновационной экономики. Инновационное предпринимательство, как полагает автор, должно выделяться в отдельную категорию малого предпринимательства и именно в его
ГРНТИ 06.81.12 © Кошелева Т.Н., 2016
Татьяна Николаевна Кошелева - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономической теории и экономики предпринимательства Санкт-Петербургского академического университета. Контактные данные для связи с автором: 198515, Санкт-Петербург, Петродворец-5, Стрельна, ул. Ладыгина, д. 12, кв. 2 (Russia, St. Petersburg, Peterhof-5, Strelna, Lodygina str., 12, 2). Тел.: 8 (812) 251-72-77. E-mail: t.n.koscheleva@yandex.ru.
формировании, поддержке и развитии заинтересовано государство в первую очередь. А если мы формируем и развиваем инновационную экономику, то государственная поддержка должна сосредоточиться именно на инновационном предпринимательстве.
Чтобы подойти к определению перспектив развития субъектов малого инновационного предпринимательства и оценке инновационности самой предпринимательской деятельности, необходимо рассмотреть основные типы инноваций, в зависимости от которых и выделим критерии инновационности. Классификация типов инноваций достаточно многообразна. Шумпетер Й. предложил перечень различных типов инноваций [1, с. 6-21]: внедрение нового продукта или качественного изменения в существующем продукте; процессная инновация, новая для отрасли; открытие нового рынка; разработка новых источников поставки сырья или других вложений; изменения в хозяйственной организации. Классификация Шумпетера Й. является основополагающей, но не исчерпывающей на сегодняшний момент.
Чулок А.А. [2, с. 38-46] приводит классификацию основных типов инноваций, где основными критериями классификации выступают: степень новизны инновации, характер практической деятельности, на которую направлена инновация, а также технологические параметры самой инновации. Данная классификация также не лишена недостатков, хотя по степени выделения основных классификационных характеристик достаточно информативна. В представленной классификации, как нам представляется, не хватает полноты и широты охвата различных типов инноваций.
Очень интересную классификацию предложил Гамидов Г.С. [3, с. 68]: значимость в экономическом развитии (базисные, улучшающие и комплексные); направленность результатов и сфера приложений; характер удовлетворяемых потребностей; причины возникновения; степень новизны (радикальные - принципиально новые, инкрементальные - значительное усовершенствование существующих, внедрение новых или усовершенствованных технологий производства); функциональное назначение и области применения. Классификация Гамидова Г.С. достаточно оригинальна и ближе всего соответствует поставленной цели - определению критериев инновационности для малого предпринимательства. Именно на основе его классификации мы и выведем критерии иннова-ционности.
Критериями отнесения малого предпринимательства или малого предприятия к инновационному, по мнению автора, следует считать: значимость (экономическая, социальная и экологическая) деятельности малого предприятия для экономического развития отрасли или региона; направленность результатов малого предпринимательства (ориентация малого предпринимательства на потребление или на развитие).
При оценке показателя «Экономическая значимость» малое предприятие можно отнести к малому инновационному предприятию, если объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не будет превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для данной категории субъектов малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом РФ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 г.
При оценке показателя «Социальная значимость» малое предприятие можно отнести к малому инновационному предприятию, если в результате создания данного малого предприятия создается одно и более новых рабочих мест.
При оценке показателя «Экологическая значимость» малое предприятие можно отнести к малому инновационному предприятию, если в качестве сырья для выпуска готовой продукции малое предприятие использует отходы своего региона в размере от 10% и выше.
Малое предприятие можно отнести к предприятию, ориентированному на потребление, если доля чистой прибыли, направляемая малым предприятием на свое развитие, составляет до 25% включительно, а доля чистой прибыли, направляемая малым предприятием на разработку и внедрение инноваций, составляет менее 25%. Малое предприятие можно отнести к предприятию, ориентированному на развитие, если доля его чистой прибыли, направляемая малым предприятием на разработку и внедрение инноваций, составляет от 25% и выше.
Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2016. № 2 (28).
25
Принципиальное отличие малого инновационного предпринимательства от просто малого предпринимательства заключается в том, что основная функция малого предпринимательства - это удовлетворение потребностей населения в тех видах продукции (услуг), которые не выпускает (не оказывает) крупный бизнес в силу нецелесообразности или невысокой прибыльности, а также социальная функция (создание новых рабочих мест) предпринимательства. В то время как малое инновационное предпринимательство, кроме вышеперечисленных функций, выполняет и такие функции, как реализация творческого потенциала работника (к чему на самом деле необходимо стремиться в любом малом предпринимательстве); разработка и внедрение качественно новых продуктов и технологий, направленных на облегчение труда работников, повышение качества жизни населения; повышение конкурентоспособности не только малого инновационного предприятия, но также отрасли и экономики страны в целом. Как видно из основных функций малого предпринимательства, для государства и общества большее значение имеет развитие и поддержка именно малых инновационных предприятий.
Основываясь на основных функциях малого предпринимательства, проанализируем его основные составляющие: повышенный риск; максимизацию прибыли за счёт производства и продажи товаров; стремление малого предпринимательства стать связующим звеном между крупным и средним предпринимательством и обществом в лице потребителя.
Повышенный риск в предпринимательской деятельности, особенно малого предпринимательства, по сравнению с любой другой деятельностью, определяется содержанием и идеей самой предпринимательской деятельности, особенностями и проблемами развития малого предпринимательства - сложностью, масштабами, областью применения; состоянием внутренней (квалификацией кадров, качеством и опытом менеджмента, ограниченными техническими, финансовыми и организационными возможностями) и внешней (политики государства, законодательства, экономической конъюнктуры, жесткой конкуренцией на рынке и т.п.) среды предпринимательства.
С особенностями малого предпринимательства связаны такие риски как: риски отказа в получении кредита, риски ненадежности поставщиков, риски непреодоления административных барьеров и т.д. С проблемами малого предпринимательства связаны такие риски как: риски неплатежеспособности, риски слабой материальной базы малого предпринимательства, риски необеспеченности кредитов, риски низкой квалификации сотрудников и т.д. Самое главное в управлении рисками - снижение их влияния, снижение зависимости от их постоянного давления на малое предпринимательство, т.е. необходима защита от рисков.
Максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров является основной и важнейшей составляющей предпринимательской деятельности, целью предпринимательства. Но, когда мы говорим о малом предпринимательстве, надо понимать, что есть разные подходы к пониманию максимизации прибыли: через увеличение уже созданной стоимости или через создание новой стоимости и ее последующую коммерциализацию [4, с. 18-25]. Таким образом, максимизация прибыли может рассматриваться как увеличение текущей стоимости или будущей стоимости.
Крупные и средние предприятия нуждаются в поставщиках, выполняющих специфические заказы небольшого объема, нуждаются в предприятиях, которые будут внедрять и выводить на рынок, а еще лучше - и сами разрабатывать новые продукты. Для выполнения таких задач больше всего подходят именно малые предприятия, и в этом их основное предназначение с точки зрения места малого предпринимательства в структуре рыночных отношений.
Проанализируем методики оценки перспектив развития субъектов малого инновационного предпринимательства. Оценивать формы и перспективы развития малого предпринимательства можно с использованием методики, аналогичной методике Всемирного банка, которая используется для расчета индекса развития человеческого потенциала. Она учитывает оценку по нескольким направлениям: объему рынка, городским финансам, строительному рынку, торговле, достатку жителей, безопасности. Но, к сожалению данная методика не учитывает критерии оценки инновационного развития малого предпринимательства. Таким образом, с ее помощью невозможно выявить предпосылки и обнаружить признаки формирования инновационной экономики. Но с помощью данной методики можно будет выявить потенциалы и факторы инновационного роста малого предпринимательства, как основы инновационного развития экономики страны и регионов, хотя её также необходимо применять с определенными оговорками.
Исследовать перспективы развития малого инновационного предпринимательства можно на основе рассмотрения в отдельности каждого этапа развития отдельных малых инновационных предприятий с использованием единого показателя для финансовой оценки работы малой инновационной организации, который можно применить для проектного этапа её развития. В качестве такого единого финансового показателя может быть использован показатель соотношения индекса динамики затрат и индекса прироста стоимости компании.
Оценку перспектив развития малого инновационного предпринимательства можно выстраивать на основе качественной оценки факторов успеха малой инновационно-ориентированной организации. К основным факторам успеха малой инновационно-направленной организации можно отнести высокое качество предоставляемых услуг и реализуемой продукции. Например, качество предоставляемых услуг Мочалова Е.Н. предлагает исследовать по отдельным проектам компании, интегральный показатель эффективности проектной организации, который можно применить для проектного этапа развития малых инновационных предприятий, она предлагает рассчитывать как среднее арифметическое по показателям качества реализации по всем проектам компании. К сожалению, методику Мочаловой Е.Н. можно применить для исследования только одного из этапов развития малых инновационных предприятий, а именно - проектного этапа. Кроме того, этот этап Мочалова Е.Н. исследует только в процессе изменения качества проектных услуг, а не рассматривает динамику развития самой малой компании.
Можно использовать несколько иной подход в процессе оценки перспектив развития малого инновационного предпринимательства и рассматривать процесс создания новшества как искусственно создаваемую систему, входом которой может являться разработка, материализованная в конкретной инновации, в котором предложено выделить три составляющие: выведение инновации на рынок; соответствие между фактическим и желаемым выходом инновации на рынок путем изменения входа; ограничения, обеспечивающие соответствие между инновацией на рынке и требованиями к ней со стороны потребителя.
В процессе оценки перспектив развития малого инновационного предпринимательства необходимо уделить внимание анализу не только изменения стоимости материальных активов, но и оценке динамики стоимости нематериальных активов в виде приращения нового знания, технологических навыков, опыта, стратегических способностей для создания новых процессов и новых продуктов или услуг. Для определения эффективности деятельности и перспектив развития малых инновационных предприятий в основном используют следующие методы: методы дисконтирования, оценки внутренней нормы доходности, сопоставления затрат и результатов, полного возмещения, расчета рентабельности инвестиционных вложений, учета неопределенности фактора риска при расчете эффективности деятельности малого инновационного предприятия; индекс рентабельности и срок окупаемости инвестиционных вложений.
Все перечисленные методы, кроме метода определения внутренней нормы доходности, имеют значительное колебание результата в зависимости от применяемой ставки дисконтирования. И один и тот же результат деятельности малого инновационного предприятия может быть признан как экономически эффективным, так и неэффективным при изменении ставки. При этом, эти показатели не учитывают динамику самих показателей и влияние на них изменяющихся факторов внешней среды и, тем самым, увеличивают условность получаемых оценок. Автор предлагает дополнить методики оценки эффективности деятельности и перспектив развития малых инновационных предприятий методикой оценки динамики изменения соотношения индекса динамики затрат и индекса прироста стоимости компании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Инновации. 2005. № 4 (81). С. 6-21.
2. Чулок А.А. Показатели эффективности инноваций на макроуровне: основные тенденции и результаты расчёта инновационного индекса // Инновации. 2006. № 3 (90). С. 38-46.
3. ГамидовГ.С. Классификационные признаки инновации // Инновации. 2005. № 8 (85). С. 67-70.
4. Кошелева Т.Н. Сущность и значение малого предпринимательства // Общество. Среда. Развитие. 2009. № 3 (12). С. 18-25.