Научная статья на тему 'Значение логистики в социально-экономическом развитии системы жилищно-коммунального хозяйства'

Значение логистики в социально-экономическом развитии системы жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LOGISTICS / SYSTEM / PRINCIPLE / FUNCTIONS / FLOW / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / ICCID / OPERATIONAL SERVICE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алероева Л.С.

Статья посвящена актуальной теме значения логистики в социально-экономическом развитии системы жилищно-коммунального хозяйства. Основная цель состоит в пояснении роли логистики в рассматриваемой сфере. Приведено общее понятие термина «логистика» и перечислены основные функции и принципы логистики. Проанализирован вопрос целесообразности их применения в системе жилищно-коммунального хозяйства. Сделан вывод о полезности использования этих принципов в рассматриваемой сфере деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF LOGISTICS IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

The article is devoted to the actual topic of the importance of logistics in the socio-economic development of the housing and communal services system. The main goal is to explain the role of logistics in the sphere in question. The general concept of the term \"logistics\" is given and the main functions and principles of logistics are listed. The question of expediency of their application in the system of housing and communal services is analyzed. A conclusion is drawn on the usefulness of using these principles in the sphere of activity in question.

Текст научной работы на тему «Значение логистики в социально-экономическом развитии системы жилищно-коммунального хозяйства»

Пенсп - грошовi виплати, що надаються щомь сяця на безоплатнiй та безповоротнш основi, з метою вщшкодування громадянам заробггаох плати чи iншого доходу, втраченого ними у зв'язку з на-станням певно! поду", i е постiйним i основним дже-релом для юнування.

Компенсацп - грошовi кошти, що надаються на безоплатнш та безповоротнш основi з метою по-вного ввдшкодування оплати, що надаються громадянам матерiальних благ або надання послуг, а та-кож в тих випадках, коли компенсац1ю неможливо отримати в повному обсязi ввд правопорушника або з iнших джерел.

Допомоги - кошти, як надаються на безоплатнш та безповоротнш основi з метою вщшкодування громадянам зарплати чи шшого втраченого доходу, надання додатково! матерiальноl допомоги i е допо-вненням до шшого постшному i додаткового дже-рела юнування.

Субсиди - кошти, яш надаються на безоплат-нiй i поворотнiй основi з метою оплати наданих громадянам матерiальних благ або послуг, що нада-ються.

Також, необхвдно ввести визначення пiдвидiв грошових виплат, яш встановленi на мiсцевому рь внi i, як наслiдок, повинш фiнансуватися з мюце-вого бюджету i державних позабюджетних фондiв держави.

Таким чином, сощальне забезпечення е найва-жливiшим структурним елементом системи соща-льного захисту та напряму нацюнально! стратеги та державного регулювання соцiально-економiчного

розвитку кра!ни. Функцiонування системи сощаль-ного захисту знаходить свое ввдображення як у ви-глядi грошово! допомоги, так i у формi надання ма-терiальних благ, безкоштовного харчування, приту-лку, надання психолопчно!, медично!, юридично! допомоги громадянам, що е об'ектом сощального захисту. Здшснення полiтики соцiального захисту ввдбуваеться не тiльки на державному рiвнi, але й за рахунок мюцевого бюджету, спецiально створюва-них фондiв сощально! пвдтримки населення, а та-кож недержавних фондiв.

СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ:

1. Конституцiя Укра!ни: Прийнята на п'ятш сеси Верховно! Ради Укра!ни 28 черв. 1996 р. - К.: Просвгга, 1996. - 80 с.

2. Флорескул Н. Система сощального захисту населення як чинник формування сощально! дер-жави // Вюник Ки!вського нацiонального торгове-льно-економiчного унiверситету - 2009 - №2. стр.34-45.

3. Борецька Н. П. Соцiальний захист населення на сучасному етапi: стан i проблеми. Моног-рафiя. - Донецьк: Янтар, 2001. - 352 с.

4. Синичук С.М. Право сощального забезпечення Укра!ни: навч. поабник / С. М. Синичук, В. Я. Бурак. - К.: Знания, 2003. - 306 с.

5. Шевчук П. I. Сощальна полтгика / Шевчук П. I. - Львiв: Свгт, 2003. - 400с.

6. Якушев Л. П. Социальная защита. - М. : Владос, 2007. - 204 с.

IMPORTANCE OF LOGISTICS IN THE SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF

HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Aleroeva L.

2-year postgraduate student, teacher Grozny State Oil Technical University named after D.M.Millionshchikov

ЗНАЧЕНИЕ ЛОГИСТИКИ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Алероева Л.С.

аспирант 2 курса, преподаватель Грозненский государственный нефтяной технический университет им.акад.М.Д.Миллионщикова,

Abstract

The article is devoted to the actual topic of the importance of logistics in the socio-economic development of the housing and communal services system. The main goal is to explain the role of logistics in the sphere in question. The general concept of the term "logistics" is given and the main functions and principles of logistics are listed. The question of expediency of their application in the system of housing and communal services is analyzed. A conclusion is drawn on the usefulness of using these principles in the sphere of activity in question.

Аннотация

Статья посвящена актуальной теме значения логистики в социально-экономическом развитии системы жилищно-коммунального хозяйства. Основная цель состоит в пояснении роли логистики в рассматриваемой сфере. Приведено общее понятие термина «логистика» и перечислены основные функции и принципы логистики. Проанализирован вопрос целесообразности их применения в системе жилищно-коммунального хозяйства. Сделан вывод о полезности использования этих принципов в рассматриваемой сфере деятельности.

Keywords: logistics, system, principle, functions, flow, housing and communal services, ICCID, operational service of housing and communal services.

Ключевые слова: логистика, система, принцип, функции, поток, жилищно-коммунальное хозяйство, МКЦИР, оперативная служба ЖКХ.

Термин «логистика» в основном ассоциируют материальными, финансовыми и информационными потоками. Некоторые варианты формулировки определений логистики можно представить следующим образом:

1)логистика как направление хозяйственной деятельности, которое заключается в управлении материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения;

2)логистика как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей в повышении эффективности материальных и информационных потоков;

3) логистика определяется как искусство выявления потребностей, а также приобретения, распределения и содержание в рабочем состоянии в течение всего жизненного цикла всего того, что обеспечивает эти потребности [1, с.1].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что логистика - это сфера деятельности, рассматривающая вопросы организации, планирования, контроля и регулирования движения материальных, финансовых и информационных потоков в пространстве и во времени от исходного источника до конечного потребителя. Кроме того, логистика занимается вопросами оптимизации и рационализации расходов вышеперечисленных видов потоков.

Логистика выполняет ряд функций, некоторых из которых мы перечислим. С концептуальных позиций можно выделить следующие функции логистики: системообразующую, интегрирующую, регулирующую и результирующую. С точки зрения системообразующей функции логистика представляет собой совокупность высокоэффективных технологий обеспечивающих процесс управления ресурсами. С позиции интегрирующей функции логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе [1, с.1]. Регулирующая функция заключается в логистическом управлении материальными и сопутствующими потоками направленном на сбережение всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда в различных отраслях экономики. Результирующая функция - логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством при минимальных затратах. Логистика охватывает все этапы взаимодействия "снабжение - производство - распределение -потребление", т.е. представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом [1, с.1].

В логистике действуют следующие принципы:

- принцип системности, означающий организацию и осуществление закупок, хранения, производства, сбыта и транспортировки как единого процесса;

- принцип комплексности, направленный на формирование всех видов обеспечения (развитой инфраструктуры) для осуществления движения потоков в конкретных условиях; координацию действий непосредственных и опосредствованных участников движения ресурсов и продуктов; осуществление централизованного контроля выполнения задач, стоящих перед логистическими структурами фирм; стремление фирм к тесному сотрудничеству с внешними партнерами по товарной цепочке и установлению прочных связей между различными подразделениями фирм в рамках внутренней деятельности;

- принцип научности - усиление расчетного начала на всех стадиях управления потоком от планирования до анализа, выполнение подробных расчетов всех параметров траектории движения потока; признание за квалифицированными кадрами статуса самого важного ресурса логистических структур фирмы.

- принцип конкретности - четкое определение конкретного результата как цели перемещения потока в соответствии с техническими, экономическими и другими требованиями; осуществление движения с наименьшими издержками всех видов ресурсов; руководство логистикой со стороны учетно-калькуляционных подразделений или структурных органов, результаты работы которых измеряются полученной прибылью;

-принцип конструктивности - диспетчеризация потока, непрерывное отслеживание перемещения и изменения каждого объекта потока и оперативная корректировка его движения; тщательное выявление деталей всех операций материально-технического обеспечения и транспортировки товаров;

- принцип надежность - обеспечение безотказности и безопасности движения, резервирование коммуникаций и технических средств для изменения в случае необходимости траектории движения потока; широкое использование современных технических средств перемещения и управления движением; высокие скорости и качество поступления информации и технологии ее обработки;

- принцип вариантности - возможность гибкого реагирования фирмы на колебания спроса и другие возмущающие воздействия внешней среды; -целенаправленное создание резервных мощностей, загрузка которых осуществляется в соответствии с предварительно разработанными резервными планами фирмы [1, с.1].

Исходя из того, что в современном мире логистическое управление необходимо для всех сфер деятельности и существует практически везде, где наблюдается торговая деятельность. Функции и принципы логистики применимы и к системе строительства и жилищно-коммунального хозяйства с

той позиции, что в данной сфере хозяйственной деятельности, тоже имеют место продажа, покупка, транспортировка, складирование и управление.

Под продажей подразумевается реализация жилищно-коммунальных услуг: водоснабжение, отопление, водоотведение, очистка воды, сточных вод, вывоз ТБО, ТО и ремонт жилья и т.п.;

Под покупкой - снабжение производства технических работ необходимыми материалами, оборудованием, инструментами, рабочей спецодеждой;

Под транспортировкой - перевозка и доставка материалов, оборудования, инструментов, продуктов питания для рабочих до пункта назначения с параллельным применением транспорта;

Под складированием - хранение материальных ресурсов;

Под управлением - политика, направленная на оптимизацию расходов, осуществляемых в системе строительства и ЖКХ, с минимальными затратами. Для осуществления вышеперечисленных действий необходимо каждому из субъектов строительства и ЖКХ внести определённые финансовые вложения, что регламентирует инвестиционную деятельность. Например, на прокладку нового газопровода ОАО «Горгаз» затрачивает определённую сумму денежных средств, расходуемых на покупку материалов, найм рабочих, транспортировку грузов, технику безопасности и т.д. При этом следует учитывать, как сделать так, чтобы осуществлялось как можно меньше затрат и при этом качественно выполнялись работы. Здесь основную роль играют стимулирование и самоорганизация производства в системе строительства и ЖКХ. Любая хозяйствующая система имеет в свои внутрисистемные противоречия, от которых необходимо категорически избавляться. Поэтому для системы ЖКХ строительства наиболее целесообразно будет системное внедрение принципа синергетического управления, согласно которому, взаимодействие нескольких субъектов, направленно на достижение одного общего положительного результата. На нашем примере можно предположить, что синергия - это совместное сотрудничество нескольких субъектов ЖКХ и строительства, направленное на формирование общего единого положительного эффекта (синергети-ческого эффекта). Системное внедрение - это продвижение синергетической политики вглубь рассматриваемой системы ЖКХ и строительства. Необходим переход от административного метода управления к логистическому, который заключает в себе два основных элемента: самоорганизацию и стимулирование. В чём же состоит самоорганизация системы ЖКХ? В то время, как на данный период, каждый из субъектов ЖКХ работает обособленно, совершая при этом больше затрат на технические работы. В случае их объединения, могут суммироваться затраты на диагностику, геодезические изыскания, строительство, прокладку магистральных линий, транспортно-машинное оборудование, найм многочисленной рабочей силы. В результате чего сформируется общая сумма затрат, которая может быть разделена и сравнена в оптово-

розничном выражениях. Делая в основном акцент на результат в оптовом выражении, можно составить совместный план оптовой стоимости выполняемых работ и передать его Межотраслевому координационному центру инвестиционного развития (далее - МКЦИР). МКЦИР - это логистический центр, который мог бы гипотетически входить в состав Министерства строительства и ЖКХ и координировать деятельность субъектов-предприятий ЖКХ с точки зрения финансовых затрат и управлении производственными процессами. МКЦИР уже самостоятельно будет решать, и определять как правильно и рационально расходовать денежные затраты. Весь объём работы будет выполнять именно МКЦИР. Перечисляя денежную сумму на счёт МКЦИР, субъекты ЖКХ освобождаются от дополнительной нагрузки в трудовой деятельности. Но при этом они не теряют контроль над деятельностью логистического центра (МКЦИР). Последний, в свою очередь, обязан своевременно предоставлять отчёт субъектам строительства и ЖКХ о выполненной работе с указанием затрат и остаточного капитала от вложенных в него инвестиций в деятельность логистического центра. В обратном случае попадает жалобное письмо, направленное в адрес МКЦИР в судебную и правительственную инстанции государства. МКЦИР со своей стороны в случае невыплаты процентов своевременно субъектами ЖКХ и строительства инвестиций, посредством банковских связей «замораживает» их счета. Это своего рода механизм взаимного воздействия субъектов ЖКХ и МКЦИР. Можно провести более позднее сравнительный анализ на основе математического расчёта с применением формул затрат предприятий ЖКХ и строительства. При внедрении и налаживании подобного режима совместного си-нергетического взаимодействия (управления) Министерства Строительства и ЖКХ, а также подведомственных ему субъектов: ОАО «Горгаз», ОАО «Ростехнадзор», ОАО «Горводоканал», МУП «Теплоснабжение» вполне будет вероятно развитие хозяйственной сферы, так как в данном случае удалось бы посредством МКЦИР минимизировать затраты, осуществить качественное выполнение работ с применением инновационных технологий и компьютерных программ. А это положительно повлияет на экономику отдельно взятого региона или государства в целом. Ведь именно расходы на неэффективные работы, устранение частых аварий на трубопроводных магистралях, найм избыточной рабочей силы, нарушение природного ландшафта и многое другое, приводят к экономико-экологическому кризису государства и дискомфорту в жизнедеятельности населения. Всё это в совокупности влияет на перспективы развития страны. На основе вышеизложенного можно сказать, что имеют место перспективы развития системного логистического управления инвестиционной деятельностью в сфере строительства и ЖКХ. Система строительства и ЖКХ, как и любая другая сфера деятельности населения имеет свои недостатки. Эти недостатки необходимо устранить. А именно, упорядоченная система логистического управления в

системе ЖКХ поможет самоорганизовать, стимулировать работу системы и решить вопросы рационального использования ресурсов данной сферы деятельности и разумно вкладывать инвестиции в производственный процесс.

Ещё одно из проявлений самоорганизации ЖКХ и строительства это организация так называемой Оперативной службы ЖКХ (или ОС ЖКХ) наподобие «Скорой помощи» в сфере здравоохранения. В случае возникновения неполадок в работе санитарно-технических приборов, запорно-регули-рующей арматуры или прорыва системы отопления или водоснабжения, на месте прибывают работники оперативной службы ЖКХ после экстренного звонка с места происшествия. Работники Оперативной службы ЖКХ гипотетически могли бы иметь свою спецодежду, специализированный транспорт с соответствующими опознавательными знаками и иметь при себе кейсы с рабочими инструментами и принадлежностями. Оперативная служба ЖКХ могла бы входить в состав МКЦИР, который в свою очередь мог бы находиться в подчинении Министерства строительства и ЖКХ. ОС ЖКХ могла бы проводить дежурство по городу, контролировать выбросы бытового отхода, на неподобающем месте. При нарушении кем-либо из жителей санитарного состояния улицы составляется акт на его имя, передаваемый в правоохранительные органы, и

устанавливается размер штрафа. Ведь несанкционированный выброс бытового мусора способствует загрязнению окружающей среды и распространение болезнетворных бактерий в воздухе и в почве.

Элемент стимулирования в логистическом управлении системой ЖКХ может выражаться, например, следующим образом. Например, премировать рабочих сферы ЖКХ не за то, что ими была устранена авария на линии (водопроводной, газопроводной), а за то, что они не допустили её возникновения вообще в течение квартала.

Из вышеизложенного следуют следующие выводы:

- логистическое управление приведет к сокращению общих затрат производства;

- позволит сохранить бюджет предприятий до максимального уровня;

- сформирует модель синергетического управления в системе строительстве и ЖКХ;

- будет способствовать развитию инвестиционной деятельности сферы строительства и ЖКХ;

- появится возможность для внедрения инновационных технологий;

- приведет к общему улучшению работы системы строительства и ЖКХ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. www. studFiles. net.

RISK ASSESSMENT SYSTEM OF INVESTMENT AND INNOVATION ACTIVITIES OF

ORGANIZATIONS

Arsenyev Yu.

Dr. Technical Science, Professor,

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), a branch in

the city of Tula Davydova T.

Candidate of Science (pedagogics), Associate Professor, Tula State Pedagogical University Shamanaeva J. Tula State University

Abstract

Various risk factors affecting the activity of economic entities in modern conditions and ways of their adequate assessment are analyzed.

Keywords: management, investment and innovation activity, evaluation criteria, risks, uncertainty, models.

Even under favorable economic conditions, there is always a probability of occurrence of crisis phenomena associated with risk for any economic entity (EE). World experience in the development of countries proves that ignoring or underestimating economic risk when developing economic policies, tactics and development strategies, making specific decisions inevitably hinders their development, condemning them to stagnation [1-5].

The economic, political and business environment introduces conditions of uncertainty into the activities of Russian organizations, expands the zones of risk situations. This creates ambiguity and uncertainty in obtaining the expected final result, and the degree of risk

increases. Awareness of the possibility of a partial prediction of uncertainty in the future, the impact of risks on the final results of activities led to the development and implementation of risk management systems in Russia. The use of a risk management system is particularly relevant in investment and innovation activities, use of internal resources, when the income is again invested in the processes of creating innovations. One of the criteria for making such investment decisions is that an investment project is effective if its profitability and risk are balanced in a proportion acceptable to the project participants. In a situation of uncertainty, it is impossible to confidently talk about the results and the magnitude of costs, since they are not yet received, but

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.