Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА'

ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Ключевые слова
семья / студенты / медицинский вуз / воспитание / функции семьи / ценности / family / students / medical school / upbringing / family functions / values

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Калин Д.А., Бендрикова А.Ю.

Работа посвящена теме влияния семьи на формирование личности студента-медика. В работе рассматриваются функции, роль семьи в жизни студента-медика, а также влияние семьи на будущий профессиональный выбор детей и становление медицинских династий в профессии. Авторы изучили основные подходы в научной литературе к исследованию семьи как важной социальной группы в жизни молодого человека. Представлены результаты авторского эмпирического исследования, проведенного среди студентов АГМУ. Проанализированы и систематизированы основные ценности студентов медицинского вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work is devoted to the theme of the influence of the family on the formation of the personality of a medical student. The paper discusses the functions, the role of the family in the life of a medical student, as well as the influence of the family on the future professional choice of children and the formation of medical dynasties in the profession. The authors studied the main approaches in the scientific literature to the study of the family as an important social group in the life of a young person. The results of the author's empirical research conducted among students of the ASMU are presented. Analyzed and systematized the basic values of medical students.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА»

Scientist

Scientist, 2023, 4(26), 335-342._

ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В СТАНОВЛЕНИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Калин Д. А., Бендрикова А. Ю.

Работа посвящена теме влияния семьи на формирование личности студента-медика. В работе рассматриваются функции, роль семьи в жизни студента-медика, а также влияние семьи на будущий профессиональный выбор детей и становление медицинских династий в профессии. Авторы изучили основные подходы в научной литературе к исследованию семьи как важной социальной группы в жизни молодого человека. Представлены результаты авторского эмпирического исследования, проведенного среди студентов АГМУ. Проанализированы и систематизированы основные ценности студентов медицинского вуза.

Ключевые слова: семья, студенты, медицинский вуз, воспитание, функции семьи, ценности.

The work is devoted to the theme of the influence of the family on the formation of the personality of a medical student. The paper discusses the functions, the role of the family in the life of a medical student, as well as the influence of the family on the future professional choice of children and the formation of medical dynasties in the profession. The authors studied the main approaches in the scientific literature to the study of the family as an important social group in the life of a young person. The results of the author's empirical research conducted among students of the ASMU are presented. Analyzed and systematized the basic values of medical students.

Keywords: family, students, medical school, upbringing, family functions, values.

Введение

На протяжении долгого времени тема семьи не теряет своей актуальности. Считается, что семья представляет собой ключевую демографическую и социально-этическую структуру, на которой строится основа любого суверенного государства. Семейные ценности, переходящие от одного поколения к другому, играют неизменно важную роль в формировании культурных идей. Безусловно, семья является фундаментальным камнем, на котором строится социальное развитие личности.

Семья - это социальная группа людей, которая основана на браке и кровном родстве, связанная общими бытовыми отношениями и ответственностью друг за друга.

Роль семьи как социального института прежде всего заключается в правильном воспитании подрастающего поколения, прививании основных ценностей и традиций, передачи этих ценностей молодому поколению.

Основными функциями семьи являются:

1. Репродуктивная - воспроизведение себе подобных и поддержание количества населения в мире.

2. Воспитательная - одна из главных функций, влияющих на социальное воспитание подрастающего поколения. Ребёнок развивается как личность, познает мир и копирует общественные модели поведения.

3. Защитная - осуществление защиты членов своей семьи.

4. Материальная - обеспечение материальной поддержкой несовершеннолетних детей и членов семьи, нуждающихся в этом.

5. Хозяйственно-бытовая - помощь в бытовых делах и уход за другими членами семьи.

«Семья - один из шедевров природы» (Джордж Сантаяна). Каждая семья имеет свои уникальные особенности и традиции. Семья способна вдохновлять на действия и поступки, а также воспитывать в человеке доброту, любовь, заботу, уважение к ближнему. Каждому члену семьи принадлежит определённая роль. Семья занимает особенное место в жизни

каждого человека. Человек стремится сделать все возможное для своей семьи, всячески оказывая помощь и поддержку близким людям.

В семье зарождаются истоки не только духовности и ответственности каждого человек, но и социально адаптированной личности. Именно семья благодаря определённым устоям и стереотипам отражает реальность микросреды, в которой формируется каждый член общества. Таким образом, семейная среда может выступать для человека как дружелюбной, так и враждебной по отношению вначале к ребенку, а уже позже и к взрослому человеку [1]. Семье принадлежит роль формирования духовных качеств молодежи, а также обучения основным правилам морали. Если у ребенка в семье воспитываются такие качества, которые проявляются в оказании помощи своим близким, то ребёнок в будущем будет стремиться быть полезным обществу и окружающим его людям. Благодаря этому у молодежи формируется активная гражданская позиция.

Целью работы является изучение роли семьи в жизни современного молодого человека, влияния на формирование системы ценностей студенчества.

Актуальность темы заключается в том, что семья является основой для развития и становления каждой личности в обществе. С воспитания в семье формируется характер ребенка, его жизненные ценности.

Пашкова В. Н. указывает на особую роль родителей в развитии личности ребенка [2]. Ребёнок в семье учится правильному, уважительному отношению ко всем родственникам, близким, знакомым. Определённые методы воспитания родителей учат ребенка управлять действиями и поступками. Семья развивает задатки и способности детей, обеспечивая успех разнообразной деятельности своих детей в будущем.

По мнению М. В. Голубятниковой, главная роль в сохранении и укреплении здоровья молодежи принадлежит семье [3]. С детства в семье формируется представление о здоровом образе жизни по примеру моделей родительского поведения. Ведение здорового образа жизни позволяет

снижать риск развития различных хронических заболеваний, а также укрепляет иммунную систему ребёнка.

Лапшина А. А. подчеркивает, что подростковый период является одним из самых трудных этапов воспитания [4]. Именно в это время происходят основные изменения в организме подростка. Взросление ребёнка очень часто сопровождается психологическим отдалением детей от своих родителей. В подростковом периоде важнейшей является потребность быть нужным своим родителям и близким. Родителям следует больше времени уделяет своему ребёнку, оказывать поддержку, давать необходимые советы. Прежде всего родителям нужно набраться терпения, чтобы совместно пережить трудности, которые возникают в этот период. Но не стоит проявлять излишнюю заботу по отношению к детям, чтобы не нарушать их психоэмоциональное состояние. Также Лапшина А. А. поднимает еще одну проблему, которая касается родительско-детских отношений, обусловленных неправильным отношением к ребенку - это конфликтные отношения. Автор выделяет несколько типов причин, из-за которых возникают конфликты:

1. Доминантное отношение, характеризующееся строгим контролем со стороны родителей, чрезмерным наказаниями, критикой.

2. Отвергающее отношение - как правило проявляется в равнодушии по отношению к ребёнку, строгом поведении.

3. Симбиотический тип отношений ребёнка и родителей может быть обусловлен в чрезмерно напряженном контакте. В этом типе отношений дети являются основой для удовлетворения потребностей родителей, не играя при этом самостоятельной роли.

Первым миром, где происходит формирование личности, который окружает ребёнка, является его семья. Ребёнок представляет семью в качестве тех людей, которые его окружают, проявляют заботу о нем, оказывают всяческую поддержку. В зависимости от типа семейных отношений молодой человек принимает или не принимает социальные нормативы, формирует собственные модели поведения взаимоотношений

с социумом. Отношения в семье оказывают огромное влияние на выбор жизненного пути, на выбор профессии и будущий карьерный рост. Цуркан А. А. указывает, что сохранение традиций и построение семьи - осознанный выбор студентов [5]. Современный молодой человек желает иметь несколько детей и воспитывать приемных. На сегодняшний день семья для человека - это продолжение рода, комфорт в душе, гармония во всем. Также Цуркан А. А. утверждает, что благодаря профессии врача формируется отношение к семье, как к самому дорогому и важному в жизни для каждого человека.

По мнению Джафаровой А. Г., когда в брак вступают люди, которые не обдумали свое решение, это может приводить к негативным последствиям и часто к разводу [6]. Хрупкие браки возникают из-за отсутствия авторитета института семьи, низкой степени значимости в личной жизни человека. Теряется уважение по отношению к супругам, на этой почве часто возникают конфликты и ссоры, что может приводить к разводам. Также современная молодежь очень мало знает о браке. Среди распространенных основной ошибкой в создании семьи является то, что люди пытаются строить семью лишь на тех чувствах, которые возникают в начале отношений. Чтобы избежать сложных жизненных ситуаций, связанных с изменением отношений, каждый супруг должен осознавать степень личной ответственности в сложившихся обстоятельствах.

Халикова Г.А. рассматривает систему ценностей студентов и место в ней семьи. Выделен факт того, что для студентов брак является препятствием для личностного и карьерного роста. Такая точка зрения рассматривается с разных позиций. С одной стороны, появление собственной семьи связано с ограничением времени для саморазвития, самореализации. С другой стороны, окружающие близкие люди способны оказать в любую минуту психологическую поддержку, что способствует преодолению разнообразных трудностей [7].

Материалы и методы

В подтверждение актуальности обозначенной темы было проведено авторское эмпирическое исследование о выявлении роли семьи в жизни молодого человека. Методом анкетирования были опрошены 85 студентов Института педиатрии, Института клинической медицины, Института стоматологии Алтайского государственного медицинского университета.

Результаты

По результатам анкетирования большинство опрошенных ответили, что воспитываются в полной семье (85%), часть опрошенных из неполной материнской семьи (15%). Воспитание в полной семье дает возможность знакомства с моделями поведения обоих родителей. Это может играть решающую роль и при выборе профессии, в продолжении врачебных династий. Большая часть принявших участие в опросе студентов ответили, что планируют в ближайшее время создать собственную семью (55%), но также 31,7% респондентов ответили, что не планируют создавать семью в ближайшие 5 лет. Скорее всего это связано с тем, что студенты не уверены в своем материальном положении. Создание семьи сопровождается для молодых людей, не имеющих законченного образования и экономической самостоятельности, с определенными трудностями. 10% опрошенных студентов не считает нужным в молодом возрасте создавать семью из-за желания уделять больше времени собственному развитию, свободному творчеству, независимому существованию.

Ассоциации с понятием семья у опрошенных молодых людей распределились следующим образом: родители (72%), опора (43,3%), счастье (38,3%), доверие (28,3%), Родина (6,7%). Такие результаты объясняются тем, что для многих именно родители являются поддержкой и опорой во всех делах и начинаниях, родители помогают в трудных ситуациях, дают ценный и дельный совет. Ценности молодых людей, принявшие участие в опросе, распределились следующим образом: семья -68,3%, здоровье и любовь - 50%, самореализация - 45%. Семья - это основа для всего, что есть у человека в жизни, благодаря наличию семьи у человека

происходит развитие его как личности, формирование основного уклада жизни, определение жизненной позиции и направления в жизненном пути. Основная часть опрошенных общается со своими родителями каждый день (63,3%), некоторые студенты ответили, что общаются со своими родителями часто, но хотелось бы проводить больше времени (31,7%), есть также те, кто общаются с родителями редко (5%). Для ряда молодых людей в период студенческой жизни ограничение контактов с родителями связано зачастую с проживанием в другом городе и с большой образовательной занятостью. При указании основных ролей семьи в жизни молодого человека, опрошенные студенты указали на значимость семьи в воспитании определенных качеств в характере (90%), участие в формировании жизненных ценностей (83,3%). Семья с раннего возраста участвует в становлении характера и формировании личностных качеств человека, помогает определиться в жизни, реализовать личные установки во взаимоотношениях с членами социума. Опрошенные студенты подчеркнули, что основными чувствами, на которых строится семья, являются любовь (71,7%), взаимопонимание (68,3%), уважение (63,3%), поддержка (40%).

Выводы

Семья оказывает основополагающее влияние на формирование личности студента-медика, помогает определиться с будущим выбором профессии врача, а также поддерживает в период адаптации к условиям образовательной среды вуза. Семья является главной опорой для будущего врача. Врач, у которого в семье царит взаимопонимание и поддержка, чувствует уверенность в себе, в своих действиях, что проявляется в профессиональной деятельности в том числе.

Семья для будущего врача является основной ценностью в жизни, главным агентом профессиональной социализации для студентов медицинского вуза, участвующим в формировании личностных и профессиональных качеств, отношения к окружающим людям, а в будущей профессиональной деятельности к пациентам.

Список литературы:

1. Бендрикова А.Ю., Логинова Н.С., Калин Д.А. Значение обучения в медицинском вузе как фактора профилактики риска нарушения социальных коммуникаций и противоправного поведения молодежи. Scientist (Russia). 2023; 2 (24): 207-216 . - EDN KDBSHE

2. Пашкова В.Н. Роль семьи в становлении личности подростка. Проблемы социализации личности в контексте непрерывного профессионального образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 2014; С. 95-98.

3.. Голубятникова М.В., Чистяков С.А. Роль семьи в формировании здорового образа жизни подрастающего поколения. Образование. Карьера. Общество. 2016; 2 (49): 63-64.

4. Лапшина А.А. Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье. Молодежный научный потенциал XXI века: ступени познания. Сборник материалов III Молодежной международной научно-практической конференции. 2018; С. 96-111.

5. Цуркан А.А. Формирование семейных ценностей у студентов под влиянием их будущей профессии. Молодежный инновационный вестник. 2022; Т.11. S1: 586-589.

6. Джафарова А.Г., Лаптева Е.В. Отношение студентов к институту семьи и семейным ценностям. Вестник Тверского государственного технического университета. Серия: науки об обществе и гуманитарные науки. 2021; 1 (24): 67-72.

7. Халикова Г.А., Мазурчук Е.О., Мазурчук Н.И. Актуальное состояние ценностного отношения к семье у студентов. Педагогическое образование в России. 2022; 1: 157-164.

Как цитировать:

Калин Д. А., Бендрикова А. Ю. Значение института семьи в становлении будущего врача. Барнаул. Scientist. 2023; 4 (26): 335-342.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.