Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / МОТИВАЦИЯ / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ГИПОТЕЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давудов А.Д.

В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF GAMING TECHNOLOGIES FOR TEACHING ENGLISH

Nowadays, teachers are revising the arsenal of influence on the minds, will, emotions of students in order to introduce them to the rich world of culture and traditions of the country of the language being studied. The ways and methods of formation of all types of speech activity are reviewed: reading, speaking, listening, writing. Activation of the educational process, stimulation of cognitive activity is facilitated by the introduction of game technologies into the learning process, along with traditional classes

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Давудов А.Д.

ЧОУ ВО «Социально-педагогический институт», Дербент

Аннотация. В наши дни учителя пересматривают арсенал воздействия на умы, волю, эмоции учащихся с целью их введения в богатый мир культуры и традиций страны изучаемого языка. Пересматриваются пути и способы формирования всех видов речевой деятельности: чтения, говорения, аудирования, письма. Активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности способствует внедрение в процесс обучения, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий.

Ключевые слова: английский язык, мотивация, психолингвистика, гипотеза.

THE IMPORTANCE OF GAMING TECHNOLOGIES FOR TEACHING ENGLISH

Davudov A.D.

PEI HE "Socio-pedagogical Institute", Derbent

Annotation. Nowadays, teachers are revising the arsenal of influence on the minds, will, emotions of students in order to introduce them to the rich world of culture and traditions of the country of the language being studied. The ways and methods offormation of all types of speech activity are reviewed: reading, speaking, listening, writing. Activation of the educational process, stimulation of cognitive activity is facilitated by the introduction of game technologies into the learning process, along with traditional classes

Keywords: English, motivation, psycholinguistics, hypothesis.

С каждым годом растет интерес к изучению английского языка, так как его признали языком профессионального общения в различных сферах деятельности. Данный факт очень сильно мотивирует общество, в том числе учителя к изучению английского языка.

Также среди сложных задач общеобразовательной школы значится проблема совершенствования обучающей и воспитательной деятельности на уроках иностранного языка.

Причина столь повышенного в настоящее время интереса к различного рода играм - это, в первую очередь, отход от традиционных форм и методов обучения. Следует также отметить, что при сохранении достаточно высокой мотивации возникает снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка. Данное явление происходит в связи с тем, что учащиеся сталкиваются с некоторыми трудностями, которые кажутся им непреодолимыми. Игровая же деятельность, являясь одним из методов, стимулирующих учебно-познавательную деятельность, позволяет использовать все уровни усвоения знаний. Следовательно, не случаен интерес к использованию на уроках иностранного языка игровых технологий.

Проблемы стимулирования и мотивации к изучению иностранного языка с использованием занимательных материалов и игровых приемов обучения представлены в научных исследованиях многих отечественных ученых (И.Л. Бим, С.Т.Занько, С.С. Полат, Е.И. Пассов, В. М. Филатов и др.). В практике преподавания иностранных языков используются многочисленные учебные пособия, методические разработки, материалы к проведению разнообразных игр с использованием материала иностранного языка.

Однако, несмотря на то, что технология игрового обучения достаточно изучена, в практике школы он используется не достаточно активно.

Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.

Цель исследования - концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

Объект исследования - игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.

Предмет исследования - игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.

Гипотеза исследования - формирование познавательного интереса школьников к изучению иностранных языков будет более эффективным, если:

- построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.

В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

- изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;

- изучить существующие в практике обучения иностранному языку виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;

- классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации и дать определение ролевой игре;

- экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков;

Для решения поставленных задач использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования.

Теоретические: анализ и синтез, обобщение и интерпретация педагогической, психологической, философской, исторической, культурологической и методической литературы; социально-педагогический анализ (анализ программ и учебников, учебно-методических пособий).

Эмпирические: методы опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся); метод самооценки, педагогический эксперимент, включенный в учебно-воспитательный процесс.

Методологической основой исследования являются основные положения работ отечественных ученых в области:

- психологии (Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной);

- психолингвистики (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.А.Зимней);

- педагогики (лингводидактики (Н.Д. Гальсковой, А.А. Деркача); методики преподавания иностранного языка (И.Л. Бим, И.А. Зимней, А.Н, Утехиной, А.Н. Леонтьева).

Экспериментальная база исследования: 7 «г» класс гимназии №56 города Ижевск. В эксперименте участвовало 25 учащихся.

Организация и этапы исследования: Исследование проводилось в два этапа с 2006 по 2007 гг.

На первом этапе определялись проблема и область исследования, изучалась философская, психолого-педагогическая, лингвистическая и методическая литература по теме исследования.

На втором этапе проводились занятия с использованием ролевых игр среди учащихся 7 «г» класса СОШ №21 города Дербент РД, позволившие определить место игры в сложившейся методической системе, обобщались результаты исследования.

Научная значимость исследования: дано научное обоснование использованию игрового подхода на уроках иностранного языка; конкретизировано понятие «ролевые игры» применительно к обучению школьников; отобран дидактический материал для обучения учащихся школы с использованием игровых технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в качестве основных подходов к решению проблемы выбраны личностно-ориентированный и личностный подход).

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- результаты исследования могут быть использованы в учебной практике средней школы;

- выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке школьных программ, учебников иностранного языка, методических пособий для учителей.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, целенаправленным использованием данных лингвистики, психологии и методики; позитивными результатами проведенного эксперимента;

Апробация результатов исследования. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе экспериментальной работы при прохождении педагогической практики в школе 21 города Дербент РД. Данные результаты исследования докладывались на конференциях СНО, также по проблеме исследования имеется публикация в сборнике «Тезисы докладов XXXV итоговой студенческой научной конференции».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Методическая система обучения иностранному языку, построенная с использованием игровых технологий, обеспечивает эффективное формирование речевых умений и навыков школьников на иностранном языке;

2. Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков.

3. Практическое использование ролевых игр на занятиях по иностранному языку.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Список использованной литературы включает 50 наименований.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, оп-ределяются объект, предмет, цель, задачи, методы исследования; фор-мулируется рабочая гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; излагаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Игровые технологии как условие создания мотивационной основы обучения иностранного языка» описан психолого-педагогический и лингвистический аспект проблемы, теоретически обосновываются игровые способы и средства овладения учащимися иностранным языком.

Во второй главе «Ролевые игры в процессе преподавания иностранных языков» предложены игровые приемы, способствующие формированию познавательного интереса к изучению иностранных языков.

В заключении сформулированы выводы, сделанные на основе анализа и обобщения результатов исследования.

Заключение

В результате исследования, мы приходим к выводу о том, что:

- использование на уроках по иностранному языку игровых технологий, в частности ролевых игр, является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников;

- нами в данной работе опытным путем (опираясь на результаты педагогической практики) была доказана методологическая ценность применения ролевых игр на уроках иностранного языка, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребенка ряд психических новообразований.

Это воображение и сознание, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие; формирование характера человеческих отношений, которые придают определенное значение тому или иному действию отдельного человека. У него возникает осмысленная ориентация в собственных переживаниях, ребенок стремится обобщить их. На основе всего этого у него могут быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность;

- методологические и методические выводы были подтверждены на практических занятиях в период прохождения педагогической практики. Таким образом, нами на практике была доказана эффективность применения игровых технологий на занятиях по иностранному языку для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

Литература:

1. Бим, И. Л. Методика обучения иностранных языков как наука и проблемы школьного учебника / И. Л. Бим. - М.: Русский язык, 1977. - 256 с.

2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский / / Вопросы психологии. - №6. - С. 61-64.

3. Гаврилова, О. В. Ролевая игра в обучении иностранных языков / О. В. Гав-рилова // English, 2008. - № 1. - р. 7-8.

4. Гальскова, Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лин-гводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез - М.: Издательский центр « Академия», 2005. - 336 с.

5. Деркач, А. А., Щербак, С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство овладения иностранным языком./ А. А. Деркач, С. Ф. Щербак - М: Педагогика, 1991, 224 с.

6. Занько, С. Т. Игра и учение. / С. Т. Занько, Ю. С. Тюников, С. М. Тюн-никова. - М.: « Логос», 1992, ч. 1. - 125 с.

7. Зимняя, И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. Пособие для учителей средн. школы / И. А. Зимняя. - М.: Просвещение, 1978. - 159 с.

8. Филатов, В. М., Лившиц, О. Л. Ролевые игры на уроках английского языка в 6 классе / В. М. Филатов, О. Л. Лившиц // Иностранный язык в школе. - 1981. -№1. - С. 38-41.

9. Филатов, В. М. Ролевые игры на занятиях по иностранному языку в начальных классах школы / В. М. Филатов // Класс, 1995. - №4 - С. 12-15.

10. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1987. - 350 с.

References:

1. Bim, I. L. Methodology of teaching foreign languages as science and problems of a school textbook / I. L. Bim. - M.: Russian language, 1977. - 256 p.

2. Vygotsky, L. S. The game and its role in the mental development of the child / L. S. Vygotsky / / Questions of psychology. - No. 6. - pp. 61-64.

3. Gavrilova, O. V. Role-playing game in teaching foreign languages / O. V. Gavrilova // English, 2008. - No. 1. - R. 7-8.

4. Galskova, N. D., Gez, N. I. Theory of teaching foreign languages. Linguodidactics and methodology / N. D. Galskova, N. I. Gez - M.: Publishing Center "Academy", 2005. - 336 p.

5. Derkach, A. A., Shcherbak, S. F. Pedagogical heuristics. The art of mastering a foreign language. / A. A. Derkach, S. F. Shcherbak - M: Pedagogy, 1991, 224 p.

6. Zanko, S. T. Game and teaching. / S. T. Zanko, Y. S. Tyunikov, S. M. Tyunnikova. - M.: "Logos", 1992, part 1. - 125 p.

7. Zimnaya, I. A. Psychological aspects of teaching speaking in a foreign language. A manual for teachers of secondary education. schools / I. A. Zimnaya. - M.: Enlightenment, 1978. - 159 p.

8. Filatov, V. M., Livshits, O. L. Role-playing games in English lessons in the 6th grade / V. M. Filatov, O. L. Livshits // Foreign language at school. - 1981. - No. 1. - pp. 38-41.

9. Filatov, V. M. Role-playing games in foreign language classes in primary school classes / V. M. Filatov // Klass, 1995. - No. 4 - pp. 12-15.

10. Elkonin, D. B. Psychology of the game / D. B. Elkonin. - M.: Enlightenment, 1987. - 350 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.