#
жение с изучением русского языка. Сейчас при доме существует четыре кружка по изучению русского языка (по одному на каждый из четырех лет обучения). При этом 80% членов кружка - это родители детей, изучающих в школе русский язык и посещающих его, судя по всему, только для того, чтобы помогать своим детям выполнять домашние задания. Разговорный кружок русского языка распался ввиду отсутствия желающих посещать его. Современной литературы на русском языке, особенно художественной и научно-технической, мало. Пополняется она в последние годы слабо» [10, л. 86].
Работники народного образования и пионерские вожатые постоянно трудились в деле обеспечения высокого общеобразовательного уровня детей и подростков, их воспитания, стремясь дать им хорошую подготовку к жизни и труду. Повысился уровень обучения и воспитания в школах. В 1972 г. было закончено введение новых учебных планов. Многие парторганизации проводили вместе с беспартийными учителями, родителями, ССНМ и шефскими бригадами от предприятий большую работу по воспитанию у пионеров этических и моральных качеств и норм поведения. Обучение тесно увязывалось с разъяснением вопросов политической борьбы. В программе СЕПГ партия поставила задачу воспитывать учащихся-пионеров в духе «коммунистической морали», уважения физического труда и рабочего человека. Большое внимание уделялось воспитанию у школьников понимания важности дружбы с СССР.
#
Таким образом, за 40 лет своего существования общество в Германской Демократической Республике под пристальным вниманием со стороны руководства Социалистической единой партии Германии смогло за короткий период времени создать образцовую систему высшего образования. Пионерская организация имени Эрнста Тельмана в ГДР выполняла в республике те же функции, что и Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина в СССР.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Gesetzblatt der DDR. - 1950. - Nr. 66. - 22 April.
2. Советское слово. - 1952. - 1 октября.
3. Einheit. - 1971. - H. 4.
4. Deutsche Lehrerzeitung. - 1969. - 3 März.
5. Соловейчик С. Л. Педагогика для всех. - М., 1980.
6. Правда. - 1953. - 5 февраля.
7. Ястребов А. Л. Наблюдая за мужчинами. Скрытые правила поведения. - М., 2010.
8. Из письма М. Хонеккер к авт. статьи 12.11.2010.
9. Мастера афоризма. - М., 2010.
10. Архив внешней политики РФ. - Ф. 742. - Оп. 28. - Д. 46. - П. 119; Оп. 12. - Пор. № 23. -П. 41.
ЗНАЧЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США
ROLE OF IDEOLOGY IN DEVELOPING FOREIGN POLITICAL STRATEGY OF THE USA
А. В. Берёзкина
В статье предпринимается попытка выявить значение и степень влияния идеологии на внешнеполитическую деятельность США, рассматриваются основные идейно-теоретические подходы, проводится их анализ. В итоге делается вывод по результатам проведенного исследования.
Ключевые слова: идеология США, внешняя политика США, мессианизм, концепция мирового лидерства.
A. V. Beryozkina
The article presents an attempt to reveal the significance and the degree of influence of ideology on the foreign policy of the USA. The author examines and analyzes the main theoretical approaches. At the end of the article there is a conclusion about the results of the research conducted.
Keywords: ideology of the USA, foreign policy of the USA, messianism, conception of the world leadership.
Идеология представляет собой некую систему идей, представлений, понятий, выраженную в различных формах общественного сознания. Сформировавшаяся идеология оказывает влияние на все сферы развития общества, а на политическую, возможно, определяющее.
В данной статье предполагается определить степень влияния изменений в идеологии на внешнюю по-
литику США путем рассмотрения нескольких идеологических концепций.
Рассматривая внешнеполитическую стратегию США, нельзя не отметить важность идеологической стороны этого вопроса, поскольку именно идеология является решающим фактором в определении модели политики государства. Кроме того, на протяжении всей истории амери-
Ф
канцы, как ни одна другая нация, относятся к своей идеологии с особым вниманием.
В основе американской идеологии лежит идея «природного» превосходства США как «самой свободной страны мира», из чего следует и убежденность в праве нести миру освобождение и «прогресс», а также философское оправдание права на вмешательство в дела любой страны и неприятия критики в свой адрес, если ее цель состоит в ограничении американского своевластия.
В начале 1990-х годов стали все чаще подниматься темы о новом миропорядке и, естественно, о роли и месте в нем Соединенных Штатов, их национальных интересах, целях и методах внешней политики в новых условиях.
Мессианизм является религиозным учением о грядущем пришествии в мир Божьего посланца - Мессии, призванного установить справедливость, мир и покой на земле. Таким посланцем США считали самих себя.
Убежденность в своей миссии по спасению и демократическому переустройству мира, поддерживаемая более чем полувековой привычкой к руководству его «свободной» частью, почерпнутая из «американской исключительности» горячая вера в превосходство своих порядков и благость американской мощи, инстинкт экспансии в отсутствие опыта равноправных союзов с другими странами - все это настолько прочно въелось в сознание политического класса США, что практически исключает его добровольный отказ от притязаний на руководство миром [1, с. 143].
Мессианизм был одной из основ внешнеполитической стратегии США в течение холодной войны.
Концепция глобальной гегемонии или мирового лидерства США. Ее сторонники считают, что основой безопасного мира является не многополярность, а одно-полярность, не баланс сил, а, напротив, их явный дисбаланс в пользу государства-гегемона. А в положении государства-гегемона оказались именно США. По словам Ч. Крахаммера, который ввел понятие «однополярный мир» и первым стал писать о США как о единственной сверхдержаве, «преобладание Америки основано на том, что она является единственной страной, имеющей необходимую военную, дипломатическую, политическую и военную мощь, чтобы быть решающим участником любого конфликта в любом регионе по своему выбору». Право и обязанность США - использовать всю свою мощь для того, чтобы «вести за собой однополярный мир, без стеснения устанавливая правила этого миропорядка и обеспечивая их соблюдение» [2, р. 36].
Впервые стратегию «мирового лидерства» США провозгласил президент Трумэн 12 марта 1947 г. в обращении к Конгрессу. Трумэн говорил, что в мире идет борьба за демократию и свободу против диктатуры и принуждения, и в этих условиях вмешательство США во внутренние дела других стран оправданно. Он заявил: «В настоящий момент каждое государство мира должно выбрать между двумя альтернативными путями развития... Я считаю, что мы должны помочь свободным людям определить их собственную судьбу. Думаю, что наша помощь
должна, в первую очередь, носить экономический и финансовый характер.» [3, р. 184]. Другими словами, глава американского правительства оговаривал перед законодателями право вмешиваться в любые процессы, происходящие в мире, если это вмешательство целесообразно с точки зрения правительства США. Оправдывалась военная помощь тем политическим силам внутри любой страны мира, взгляды и политика которых импонировали Вашингтону [4, с. 141].
Гарри Трумэн также подчеркивал, что «политикой Соединенных Штатов должна быть поддержка свободных народов, сопротивляющихся попыткам подчинения вооруженным меньшинствам или внешнему давлению» [3, р. 184]. Поддержание американского превосходства как основы глобального лидерства США, в свою очередь, требует сохранения их «силового отрыва» от ближайших конкурентов. А посему, как утверждалось, например, в пентагоновских «Ориентирах для оборонного планирования» (1992 г.), необходимо не только «предотвратить появление будущего глобального конкурента», но и «отвадить индустриально развитые страны от увеличения своей региональной и глобальной роли» [1].
Президент Трумэн в разгар холодной войны заявил, что США взяли на себя роль мирового лидера, которую Всемогущий Бог предназначил им [5, р. 36].
Стратегия «мирового лидерства» не только не потеряла своей актуальности, но и приобрела новое звучание для Америки после исчезновения с международной арены СССР - главного геополитического соперника США. Конечно, в новых исторических условиях данная стратегия существенно изменилась, однако главной ее задачей по-прежнему оставалось удержание и сохранение лидирующего положения в мире.
С приходом в 1993 г. в Белый дом администрации Б. Клинтона американцы окончательно уверились, что распространение идеалов свободы и демократии в мире - лучшая гарантия защиты многообразных американских интересов, в том числе и интересов национальной безопасности [6, с. 190].
Очевидно, что «с конца 1940-х гг. и до настоящего времени главным устремлением Вашингтона в международных делах по-прежнему остается обеспечение американского доминирования в глобальном масштабе» [7, с. 47].
Геополитическая «теория домино». Данная теория была даже провозглашена государственной доктриной президентом Г. Трумэном.
Согласно этой теории, контроль над миром может быть достигнут только с помощью обладания мощными военно-морскими и военно-воздушными силами, для которых требуются опорные базы в разных концах света. С целью защиты этих баз от потенциального врага нужно обеспечить защиту самих баз, а также и всех прилегающих территорий, а значит - всего мира. Опираясь на данную концепцию, США взяли курс на создание различных военно-политических организаций и военных баз.
Известный российский политолог Анатолий Васильевич Торкунов выделяет еще несколько идейно-теоретиче-
$
ских подходов, которые впоследствии оказали влияние на внешнеполитическую стратегию США. Ниже рассмотрим некоторые из них.
Неоизоляционизм. Его сторонники придерживаются такой трактовки национальных интересов США, как защита суверенитета, территориальной целостности и безопасности. А этим интересам, по мнению неоизоляционистов, в новом миропорядке ничего не угрожает, учитывая также географическое положение страны и отсутствие реальных конкурентов военной сфере.
По мнению известного теоретика неоизоляционизма Э. Нордингера, США «стратегически неуязвимы», а потому могут свести к минимуму свои внешнеполитические и военные обязательства. Другой знаменитый сторонниник данной концепции П. Бьюкенен считал, что США должны отделить себя от неустойчивого внешнего мира: «С исчезновением советской угрозы Америка не будет более зависеть от того, что происходит за ее пределами» [8, р. 56]. Его лозунги - «Америка прежде всего» и «не отвлекаться на неблагополучную заграницу». Бьюкенен считал, что помощь другим странам только отнимает у США силы и ресурсы. Вооруженные силы Америки должны быть использованы только там, где реально затронуты ее интересы.
Неоизоляционисты считают ошибкой высадку американских войск в Персидском заливе и войну против Ирака.
Концепция «избирательного вовлечения» не столь категорична. Ее сторонники считают главными задачами защиту США от нападений с применением оружия массового уничтожения (ОМУ), предотвращение возникновения враждебных государств-гегемонов в Евразии, сохранение свободного доступа к источникам энергии, поддержание стабильности мировой торгово-экономической и финансовой системы, а также обеспечение безопасности союзников США. Особое значение придается поддержанию стратегического равновесия между ведущими странами Евразии с целью предотвращения конфликта между ними. Поэтому концепция «избирательного вовлечения» предполагает сохранение военного присутствия США в стратегически важных регионах мира, в том числе и в зоне Персидского залива, противостояние распространению ОМУ, профилактику и урегулирование региональных конфликтов, в которые могут быть втянуты крупные страны, обеспечение особой роли США в международных финансовых и торговых организациях.
Распространение демократии и защита прав человека, по мнению сторонников «избирательного вовлечения», является одним из наиболее важных национальных интересов США, однако, в отличие от гегемонистов, они считают неоправданным действовать посредством прямого вмешательства США.
Концепция «согласованной безопасности» во многом схожа с концепцией коллективной безопасности: цель данной концепции - не допустить и предотвратить отражение агрессии. Однако, в отличие от коллективной безопасности, она идет дальше как в определении угроз безопасности, так и в выборе средств для противодействия им.
Помимо основных угроз, сторонники «согласованной безопасности» выделяют также угрозы, характерные для современного мира, возникающие внутри государств: геноцид, этнические чистки, другие формы массовых нарушений прав человека, экологические преступления, терроризм. Главными источниками этих угроз считаются отсутствие демократии, репрессивный характер режима страны-нарушителя. Эта исходная презумпция приверженцев «согласованной безопасности» позаимствована у неокантианской школы «демократического мира» (М. Доил, Д. Лэйк, Б. Рассет, К. Лэн и др.). Согласно ее главному постулату «демократы никогда не воюют друг с другом». По этой логике именно демократизация мирового сообщества, а не поддержание геополитического равновесия является главной гарантией обеспечения международной безопасности и жизненных интересов самих США [1, с. 149]. «Согласованная безопасность» подразумевает сохранение превосходства США и их нынешнего военного потенциала как главной составляющей коллективных международных сил, способных одновременно вести активные интервенционистские действия в различных регионах мира [1, с. 150].
Рассмотрев основные идеологические концепции США, можно сделать вывод, что идеология оказывает значительное влияние на внешнеполитическую деятельность, является основным звеном в формировании американской внешнеполитической стратегии. Это находит свое отражение в действиях американцев в Афганистане, Ираке и в попытках сделать Ливию «истинно демократическим государством».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Современные международные отношения: Учебник / Под. ред. А. В. Торкунова. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999.
2. Crakhammer Ch. International regimes. - New York, 1983. - 156 р.
3. Contemporary U. S. Foreign Policy. Documents and Commentary / Ed. by E. Plischke. - New York: Greenwood Press, 1991. - 203 р.
4. Уткин А. И. Американская империя. - М.: Экс-мо, 2003. - 736 с.
5. Maurice Latey. America at the crossroads // The World Today. - 1990. - № 2 (February).
6. Киреев А. А. Внешнеполитическая стратегия администрации У. Клинтона. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2006. - 207 с.
7. Фролов В. Л. «Глобальное лидерство США» и перспективы «стратегического партнерства» с Россией // США - Канада: экономика, политика, культура. - 1996. - № 5. - C. 47-59.
8. Wills G. Bully of the Free World // Foreign Affairs. - 1999. - March/April. - P. 50.