Научная статья на тему '2002. 01. 025. Уткин А. К. Американская стратегия для XXI века. М. : лога, 2000. 272 с'

2002. 01. 025. Уткин А. К. Американская стратегия для XXI века. М. : лога, 2000. 272 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
441
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗМ И США / НЕОИЗОЛЯЦИОНИЗМ - США / США - 1985- / ИНТЕРВЕНЦИОНАЛИЗМ - США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 01. 025. Уткин А. К. Американская стратегия для XXI века. М. : лога, 2000. 272 с»

Страны Северной Америки

2002.01.025. УТКИН А.К. АМЕРИКАНСКАЯ СТРАТЕГИЯ ДЛЯ XXI ВЕКА. - М.: Лога, 2000. - 272 с.

В реферируемой книге рассматривается политическая стратегия Соединенных Штатов в главных направлениях приложения их интересов, а также сомнения неоизоляционалистов и интервенционалистов по вопросу о возможности сохранения главенствующих позиций США в мировой системе.

После полувека биполярного противостояния мир потерял прежнее равновесие, и мировое сообщество возглавили Соединенные Штаты Америки. Крушение СССР лишило США конкурента в военной сфере; замедление экономического роста Западной Европы и Японии позволило избежать опасности быть обойденными в экономической области. Сосредоточение фундаментальной и прикладной науки в американских фирмах и университетах обеспечило лидерство в научнотехнической революции. «Мир вынужден так или иначе

приспосабливаться к американскому всемогуществу, помноженному на главенство в Североатлантическом союзе и союзе с Японией», - пишет автор (с. 3).

В свою очередь перед Америкой стоит первостепенная задача по разработке стратегии на XXI в. при попытке, во-первых, сохранить свои лидирующие позиции главного участника научно-технической

революции, контролирующей силы в Северной Атлантике и Восточной Азии; во-вторых, предотвратить появление неконтролируемого

конкурента (или, скорее, союза конкурентов), способного к середине наступающего века перехватить мировую эстафету.

Главный вопрос лидерства - это вопрос цены, вопрос готовности страны жертвовать, заплатить материальными богатствами, жизнями граждан. Готова ли к неизбежным жертвам Америка? С окончанием холодной войны эта готовность стала ослабевать. Опрос журнала «Тайм» в марте 1991 г. показал, что 76% американцев выступают против того, чтобы их страна выполняла роль мирового полицейского и за

сокращение военного присутствия за рубежом. В ходе дискуссий по данному принципиальному вопросу, от решения которого зависит стратегия США на XXI в., выявились (значительно раньше) два противоположных подхода во внешней политике - изоляционизм и интервенционизм.

Если раньше почти не было сомнений в правильности активистской внешней политики, то на пороге XXI в. стало ясно, что страна обращается прежде всего к внутренним проблемам. Еще в 1991 г. демократы выдвинули лозунг «Давайте думать прежде всего о себе», к ним частично присоединились интернационалисты-республиканцы. С точки зрения республиканца П.Бьюкенена, иммигранты угрожают культурной целостности и экономическим интересам США. Иностранная конкуренция порождает безработицу. Помощь зарубежным странам и международным организациям отнимает у Америки необходимые ей ресурсы. Союзники заставляют США перенапрягаться и действовать вопреки своим интересам. Необходимы меры: экономический

протекционизм, отказ от предоставления заграничной помощи, жесткие ограничения на иммиграцию. Американские вооруженные силы должны быть использованы только там, где реально затронуты интересы США. Никаких новых порядков - это слишком дорогостоящее мероприятие, ненадежное даже в случае первоначального успеха, отвлекающее важнейшие национальные ресурсы.

Во время выборов 1992 г. обнаружилось, что внешнеполитическая сфера деятельности является для Дж.Буша его слабым местом, и он стал внезапно говорить об увеличении рабочих мест, о других внутренних проблемах страны. Клинтон лишь одну из предвыборных речей посвятил вопросам внешней политики, предложив сокращение ассигнований на внешнеполитические мероприятия, что получило массовую поддержку.

От интернационализма стала отходить образованная элита, именно она и создала то, что сейчас в США называется неонационализмом или неоизоляционизмом. Это движение уже имеет мощную интеллектуальную поддержку, на его стороне и такие, испытывающие острую иностранную конкуренцию, отрасли промышленности, как стальная, автомобильная, текстильная, и профсоюзы.

Первая посылка изоляционизма - проблема растущего дефицита, сокращение материальных ресурсов, необходимость укрепления внутренних экономических позиций. Америка должна компенсировать годы недостаточных инвестиций в общественный сектор своей экономики. Пять триллионов долларов национального долга ставят мощную преграду на пути американской активности в мире. Естественно встает вопрос: необходимо ли Америке ежегодно принимать военный бюджет, превосходящий совокупные военные расходы шести следующих за ними крупнейших стран мира? США тратят на военные нужды в три

раза больше, чем кто бы то ни был в мире, - 37% военных расходов во всем мире. Траты союзников Америки (НАТО плюс Япония, Израиль и Южная Корея) составляют 30% мировых военных расходов (с. 240).

Вторая составляющая подъема неоизоляционизма состоит в представлении о базовой органической враждебности внешнего мира, о бессмысленности американских уступок заокеанским конкурентам (США добились от своих партнеров уступок на 1190 млрд. долл., а предоставили им на 1770 млрд. долл.). США потеряли тысячи рабочих мест из-за внешней конкуренции, главным образом пострадали текстильная и автомобильная промышленности.

В свою очередь интервенционисты обращают внимание американского общества на следующие цифры: объем прямых

иностранных инвестиций составил: в 1980 г. - 83 млрд. долл., в 1991г. -409 млрд.долл., за 1987-1997 гг. на 40% расширился американский экспорт и именно здесь было создана за это время 4 млн. новых рабочих мест. Кроме того, политика невмешательства, считают они, делает мир не только менее стабильным, но и милитаризированным. Отсюда вопрос: могут ли США позволить себе без краха экономики уход с главных мировых путей развития?

Современный мир требует лидерства как основы упорядоченного развития, а Соединенным Штатам самой судьбой предопределено занимать лидирующие позиции в мире по меньшей мере в первые десятилетия XXI в. Интервенционалисты считают, что американская гегемония является единственным надежным инструментом против краха международного порядка, а для этого США нуждаются в политике, направленной на достижение военного превосходства и моральной уверенности.

Цель, которую ставят интервенционисты - поддерживать главенство в мире и балансы на региональном уровне в пользу США и их союзников. Автор подробно рассматривает стратегически важные для США взаимоотношения с Россией и СНГ, со странами Ближнего Востока и Восточной Азией.

Третья посылка изоляционизма - ослабление национальной воли. Речь идет о подрывающей национальную волю нездоровой американской привычке, приобретенной в годы холодной войны, стремиться к абсолютному доминированию, овладеть контролем, не консультируясь ни с кем.

Многие изоляционисты считают, что история дала Америке всего лишь 10-15 лет, чтобы привести в порядок собственный дом, исходя из рационального сокращения внешних усилий США.

Позиция интервенционистов во внешней политике, заявляют его сторонники, состоит в сохранении и усилении американского превосходства посредством укрепления безопасности, поддержки своих союзников и продвижения своих интересов и принципов во всем мире. Стратегия интервенционализма на XXI в. имеет несколько базовых оснований.

1. Быстрого упадка роли США не предвидится. Политика «окапываться пока не поздно» глубоко ошибочна - она-то и подтачивает американскую мощь.

2. Даже если бы США решили изолироваться от внешнего мира, современные средства коммуникации и участие в мировом разделении труда предотвратили бы самоизоляцию. Америка просто не может превратиться в одну из стран.

Общенациональный спор в США на пороге нового тысячелетия говорит как о силе традиции американских пионеров, дошедших до Луны, так и о правомочных сомнениях тех, кто смотрит на судьбу прежних мировых лидеров, подорвавших свою жизненную силу в дорогостоящих усилиях по глобальному контролю, о сомнениях в пользе и возможности одностороннего воздействия на хаотически развивающийся мир. «Дать ответ на вопрос, как долго продлится современный Пакс Американа, может лишь американский народ. И огромный мир, бросившийся вдогонку за лидером» - заключает автор (с. 267).

В.М. Соломатина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.