Научная статья на тему 'Значение и стратегия международного патентования изобретений'

Значение и стратегия международного патентования изобретений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туркенич Р. П., Двирный В. В., Вашкевич В. П.

Рассмотрены методы патентно-информационного обеспечения, значение и стратегия международного патентования изобретений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE AND STRATEGY OF INTERNATIONAL PATENTING OF INVENTIONS

Patent information support methods, significance and strategy of international patenting of inventions are considered.

Текст научной работы на тему «Значение и стратегия международного патентования изобретений»

Решетневскце чтения

альной доходности. Он рассчитывается как отношение приведенной социальной ценности к текущему периоду на сумму первоначальных инвестиций. В силу того, что индекс социальной доходности является относительным показателем, а не абсолютным, как коэффициент чистой приведенной социальной стоимости, он более удобен для анализа социальной значимости различных проектов.

Для сравнительной оценки и в качестве критерия принятия проектов к реализации можно использовать сводный индекс доходности.

Для оптимизации бюджета капиталовложений в непроизводственную сферу большое значение приобретает коэффициент внутренней нормы социальной доходности. Он характеризует уровень социальной доходности инвестиционного проекта, выражаемой дисконтной ставкой, по которой будущая социальная ценность проекта приводится к настоящей стоимости авансированных средств.

Для комплексной оценки капитальных вложений в социальную сферу целесообразно применять коэффициент внутренней нормы общей доходности. Он будет определяться сводной ставкой доходности, при

которой приведенная к настоящему периоду стоимость будущих финансовых и социальных доходов равна стоимости первоначальных инвестиций.

Таким образом, оценка капитальных вложений в непроизводственную сферу включает анализ финансовых и социальных результатов, что делает ее крайне сложной. Экономические и социальные результаты инвестиционных проектов могут быть противоречивыми, что не позволяет сделать однозначный выбор в пользу того или иного инвестиционного проекта [2].

Для эффективного использования денежных средств необходимо совершенствовать существующие методы расчета, пытаться конкретизировать используемые показатели и разрабатывать новые инструменты.

Библиографические ссылки

1. Андреев С. Н. Роль маркетинга в повышении результативности деятельности некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. № 2.

2. Шекова Е. Л. Оценка инвестиционных проектов некоммерческих организаций // Финансовый менеджмент. 2002. № 2.

E. S. Tausheva

Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

ESTIMATION OF SOCIAL RESULTS FROM CAPITAL INVESTMENTS IN OBJECTS

OF SOCIAL SPHERE

The authors consider the features of capital investments in social sphere are and present review and estimation of existing valuation methods of investments soundness in social sphere, prove the importance of enhancement of existing methods and development of the new ones.

© TayineBa E. C., 2011

УДК 347.778

Р. П. Туркенич, В. В. Двирный, В. П. Вашкевич

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Россия, Железногорск

ЗНАЧЕНИЕ И СТРАТЕГИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПАТЕНТОВАНИЯ ИЗОБРЕТЕНИЙ

Рассмотрены методы патентно-информационного обеспечения, значение и стратегия международного патентования изобретений.

Наукоемкое предприятие, например, предприятие по производству космических аппаратов, заинтересовано преимущественно в инновациях на базе новых технологий и изобретений, подлежащих правовой охране, для успешного участия в тендерах при получении заказов.

Патентная информация - это информация об изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах и товарных знаках, заявленных в качестве объектов промышленной собственности и (или) официально признанных таковыми патентным ведомством.

Патентная информация используется на всех этапах жизненного цикла объектов техники. С ее использованием осуществляется разработка технических новшеств и их патентование, определяются перспективы коммерциализации созданных объектов промышленной собственности и их конкурентоспособность, решаются вопросы продвижения на рынке новых объектов техники и обеспечивается их патентная чистота и т. п.

Патентный портфель предприятия наряду с промышленными образцами, товарными знаками, автор-

Организационно-экономические проблемы авиационно-космических, комплексов

скими правами и коммерческой тайной составляет важнейшую часть ее интеллектуальной собственности. Однако для того, чтобы в должной мере воспользоваться патентным портфелем, необходимо эффективное управление этим корпоративным достоянием, предполагающее способность разбираться в его содержимом, адаптировать его к нуждам предприятия и определять рыночные возможности его коммерциализации, восполнять пробелы посредством приобретения по лицензии недостающих и уступки ненужных технологий.

В решении этих задач весьма полезны методы и средства конкурентной разведки. Ее определяют как процесс раскрытия стратегических решений конкурентов или характеристик предпринимательской среды посредством поиска и анализа информации, получаемой из открытых источников. Сбор или «добыча» патентных данных (patent data mining) представляет собой процесс раскрытия новых важных взаимосвязей и тенденций посредством переработки больших массивов данных с использованием статистических, аналитических и математических методов.

Существует два основных типа патентного анализа: внутренний и внешний. Внутренний анализ обеспечивает предприятию возможность оценивать собственный технологический портфель и маневрирование в своей отрасли, а также выявлять неиспользуемые технические решения, которые можно выгодно продать или лицензировать.

Внешний патентный анализ более популярен, поскольку руководителей обычно очень интересует деятельность конкурентов. Внешний анализ позволяет предприятию предсказывать направления развития технологий своих соперников, содержание их совместных разработок и факты возможного нарушения прав данного предприятия. Такой анализ открывает возможность отслеживания хода конкретных исследований или разработок и является уникальным средством идентификации инноваций и технологических изменений.

Приступая к патентному анализу, важно четко определить объект исследования и что требуется о нем узнать. Для этого необходимо предпринять следующие действия.

Нужно определить информационные потребности. Определение может начинаться с установления сильных и слабых сторон своего предприятия. Для этого необходимо оценить собственные технологические позиции в рамках данной отрасли (внутренний ландшафт) и соответствующие позиции конкурентов (внешний ландшафт). В результате руководство предприятия получит более четкое представление о своих потенциальных возможностях, правонарушениях и угрозах на данном рынке.

Обычно фирма сначала патентует изобретение в своей стране, а затем распространяет патентную охрану на другие страны, куда намечается экспорт запатентованной продукции или где располагаются ее филиалы, партнеры либо конкуренты.

Широко распространено мнение, что международные патенты представляют наиболее значимые изобретения данной страны. Высокие затраты на зарубежное патентование считают оправданным только для наиболее значимых изобретений. При этом утверждается, что вероятность коммерциализации запатентованного изобретения возрастает, если оно также патентуется за рубежом, особенно в США, которые характеризуются высочайшим уровнем технического развития и крупнейшими рынками сбыта. Поэтому международные патенты считаются более надежным средством измерения инновационного потенциала, чем общее количество всех патентов данной страны.

Традиционно зарубежное патентование изначально мотивировалось стремлением оградить запатентованную продукцию от имитации в стране ее предполагаемого экспорта или производства. Другие причины вызваны соображениями конкуренции: стремлением обрести патентную охрану там, где конкуренты могут производить или сбывать аналогичную продукцию, и заблокировать предпринимательство конкурентов.

Наряду с конкуренцией патенты выполняют противоположную функцию сотрудничества при осуществлении патентно-лицензионных сделок, совместного предпринимательства и прочих форм взаимодействия. Наличие патентов усиливает позиции патентовладельца в переговорах и способствует предотвращению судебных разбирательств с третьими лицами.

Склонность к зарубежному патентованию можно объяснить тремя основными факторами. Первый из них - наличие инновационных возможностей стран, генерирующих патентные заявки. Второй фактор связан с привлекательностью условий принимающей страны, регистрирующей эти заявки. Третий фактор предполагает оценку взаимоотношений стран, откуда исходят заявки и куда они поступают.

Уровень инновационных возможностей зависит от наличия экономических ресурсов, постановки образования, научно-исследовательских работ и соответствующей государственной политики. Привлекательность условий принимающей страны определяется ее макроэкономическими возможностями и стоимостью патентования. Взаимоотношения стран - участниц процесса патентования зависят от их пространственного расположения, технологической совместимости, степени экономического сотрудничества и гармонизации систем интеллектуальной собственности.

Экономическое сотрудничество проявляется, прежде всего, в развитии международной торговли. Для защиты патентных прав за пределами своей страны, предприятие должно подавать заявки в представляющие для нее определенный интерес страны, придерживаясь определенной стратегии. Нужно понимать, что большинство поданных за рубежом заявок будет впоследствии опубликовано в своей стране и соответствующих зарубежных странах, что неизбежно приведет к утрате коммерческой тайны. Отказ от зарубежного патентования будет означать, что содержание заявки будет раскрыто только после выдачи па-

Решетневские чтения

тента. Поэтому предприятию надлежит, прежде всего, решить, приемлемо ли для нее раскрытие изобретения еще до получения патента и патентование в каких странах способно принести определенную пользу, а именно: а) в каких странах могут производиться или продаваться продукты, основанные на этом изобретении; б) в каких странах другие организации могут производить или продавать конкурирующие продукты; в) в каких странах допустима надежная охрана обретаемых патентных прав. Далее предприятие должно оценить затраты на патентование в той или иной стране с учетом размера заявочных пошлин и необходимости перевода заявочных документов на английский язык в неанглоязычных странах. Затем

оценивается оправданность таких затрат. Если целесообразность зарубежного патентования установлена, предстоит выбрать приемлемый вариант осуществления этой процедуры: непосредственно через соответствующее национальное патентное ведомство; через региональное ведомство или по процедуре подачи международных патентных заявок (РСТ).

Для ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», специализирующегося на разработке и производстве спутников связи, навигации и геодезии, в первую очередь, важно зарубежное патентование в странах, с которыми заключены международные контракты (Франция, Канада, Украина, Израиль, Индонезия и др.).

R. P. Turkenich, V. V. Dvirnyi, V. P. Vashkevich JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk

SIGNIFICANCE AND STRATEGY OF INTERNATIONAL PATENTING OF INVENTIONS

Patent information support methods, significance and strategy of international patenting of inventions are considered.

© Туркенич Р. П., Двирный В. В., Вашкевич В. П., 2011

УДК 338

Т. Р. Улицкая, В. А. Скворцова, Т. А. Семенова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ НАУЧНО-ПРОМЫШЛЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ

Рассматривается состояние и тенденции развития ракетно-космической отрасли России.

Перед Россией стоит задача скорейшего формирования экономики инновационного типа и интеграции в мировое хозяйство на новых принципах, что возможно лишь при условии формирования эффективной национальной инновационной системы, интенсивном использовании и воспроизводстве научно-технического потенциала, повышении конкурентоспособности с точки зрения долгосрочного технико-экономического развития.

На современном этапе достаточно высоким остается научный и промышленный потенциал России в области освоения космического пространства и ракетных технологий. Ракетно-космическая отрасль (РКО) занимает ключевое место в государственной политике России и является одним из важнейших факторов, определяющих ее статус как страны высоких технологий. Возрастает роль отрасли и в обеспечении национальной безопасности и обороноспособности страны, в ее экономическом, научном и социальном развитии.

РКО - составляющая часть оборонно-промышленного потенциала России. По данным Федерально-

го космического агентства в состав РКО на конец 2007 г. вошло 108 предприятий и организаций, в том числе 29 (26,8 %) - промышленных предприятий, 65 (60,2 %) - научных и конструкторских и 14 (13,0 %) -прочих организаций.

Из общего числа предприятий и организаций РКО 17-ти научным организациям присвоен статус ФНПЦ. Структура распределения предприятий ракетно-космической отрасли по направлениям техники выглядит следующим образом:

- 23 предприятия являются разработчиками и производителями ракетно-космической и боевой ракетной техники (49 % от общей численности персонала РКО);

- 13 предприятий относятся к подотрасли ракетного двигателестроения (20 % персонала);

- 36 предприятий - к подотрасли космического приборостроения (21 % персонала);

- 15 предприятий создают наземную инфраструктуру космодромов (6 % персонала);

- 21 предприятие формирует научную и экспериментальную базу и пр. (4 % персонала).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.