_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 636.7.043
А.К. Биктемиров
старший прапорщик, инспектор-кинолог ЦКС МВД по РБ, г. Уфа, РФ
А.Ф.Хабиров
к.б.н., доцент, Башкирский государственный аграрный университет, г. Уфа, РФ
ЗНАЧЕНИЕ И СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ СОБАКИ В ПРОЦЕССЕ ВЫРАБОТКИ НАВЫКА РАБОТЫ ПО СЛЕДУ В ГОРОДСКИХ УСЛОВИЯХ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, а также методика и техника построения некоторых приёмов подготовки служебных собак при выработке навыка проработки запахового следа в условиях города.
Ключевые слова
Служебные собаки, выработка навыка работы по следу, городские условия
На сегодняшний день сохраняется актуальность применения служебных собак по следовой работе [2, с. 40]. При этом актуальным остается вопрос поощрения собаки в процессе следовой работы, когда собака проявляет активность, безошибочно и быстро выполняет необходимое действие независимо от сложности выполняемого задания [1, с.15].
Однако следует учитывать, что при работе со следами большой давности, сложной траекторией и наличием иных усложнений, на определенном этапе, активность работы собаки снижается. То есть возникает необходимость в дополнительном стимуле. Известно, что при работе по следу, периодически производится подтверждение правильности действий собаки командой «Хорошо», но поощрение безусловным раздражителем она получит только в случаях, когда она обнаруживает искомую вещь или дорабатывает след до конечной точки, где её «поджидает» мотивационный объект. Как изыскать возможность стимулировать её непосредственно в процессе работы, не отвлекая её от работы по следу? Также, возникает очередной вопрос, какой безусловный раздражитель для поощрения выбрать и каким способом производить поощрение.
Предлагаемая нами методика и техника положительно зарекомендовала себя на практических занятиях в период проведения учебных сборов по повышению квалификации специалистов-кинологов регулярно проводимых ЦКС МВД по Республике Башкортостан.
При построении плана занятий, необходимо определить, исходя из индивидуальных особенностей поведения собаки, способ сигнального обозначения. Как правило - укладка или усадка. В нашем случае, наиболее оптимальным способом (как показывает практика), является укладка. Условно, по предлагаемой методике, выработку навыка сигнального обозначения, можно разделить на несколько этапов, по мере ввода усложнений и иных нагрузок.
Приступая к выработке первого этапа, дрессировщик выполняет следующие действия - подводит собаку к запаховому объекту и по команде «Лежать» (в некоторых случаях, укладка производится механически), укладывает собаку таким образом, чтобы объект находился прямо перед ней в зоне досягаемости.
Как правило, собака начинает обследовать участок перед собой и периодически принюхивается к объекту. В тот момент, когда собака акцентирует внимание на объекте и начинает обследовать его посредством обоняния, дрессировщик подтверждает правильность её действий командой «Хорошо» и поощряет её лакомством из подсумка. После выполненных действий дрессировщик занимает выжидательную позицию. В тот момент, когда собака вновь акцентирует внимание на объекте, дрессировщик повторяет предыдущие действия. После многократных сочетаний, собаку переключают на другой вид деятельности, например, увлекают игрой. Через несколько минут упражнение повторяется. Количество упражнений на одном дрессировочном занятии, необходимо рассчитывать исходя из
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2016 ISSN 2410-6070_
индивидуальных особенностей собаки.
Попытки собаки контактировать с объектом, изменить положение, или иным способом проявлять нежелательные действия должны пресекаться. В этой ситуации, дрессировщик немедленно укладывает собаку командой (или механически) и продолжает выполнение упражнения.
Данный прием считается выработанным, если собака стабильно акцентирует внимание на предлагаемом запаховом объекте, т.е. активно его обнюхивает и производит укладку (в нашем случае как будущий способ сигнального обозначения), продолжая его заинтересованно обнюхивать.
Выработка следующего этапа состоит из следующих действий. Приступая к выполнению упражнения, дрессировщик берет собаку на короткий поводок и передает её помощнику. Помощник удерживает собаку на длине поводка. Дрессировщик, находится перед собакой на достаточно близком расстоянии, но в зоне недосягаемости. Выждав момент, когда собака начинает стремиться оказаться в непосредственном контакте с ним, дрессировщик привлекает внимание собаки на запаховую вещь, которую кладет перед собакой, но в пределах недосягаемости. В тот момент, когда внимание собака полностью акцентировано на объекте, помощник позволяет собаке обследовать его посредством обоняния. Дрессировщик подтверждает правильность её действий командой «Хорошо» и поощряет её лакомством из подсумка. То есть все последующие действия, практически выполняются как при выработке предыдущего этапа.
При попытке собаки отвлечься от выполнения требуемого действия, помощник пресекает, т.е. оттаскивает собаку за поводок. После того, как собака вновь акцентирует внимание на объекте, упражнение повторяется.
Данный прием считается выработанным, если собака, обнюхав объект, производит укладку и продолжает его обнюхивать, с целью получения пищевого подкрепления.
Выработка третьего этапа производится непосредственно при работе собаки по запаховому следу и является одним из составляющих элементов всего навыка работы по следу в целом. Также ранее выработанные приемы целесообразно включать как составляющий элемент при выработке навыков выборки вещи и обыска местности.
Практика показывает, что собака, в создаваемых условиях проявляет требуемое специфическое поведение, то есть стремится к выполнению необходимого действия и выражает желание повторения упражнения с целью получения полезного результата в виде пищевого подкрепления. То есть выработанный прием, в дальнейшем можно использовать как подкрепление при работе по запаху. В нашем случае при проработке запахового следа.
В результате правильно расставленных приоритетов, у собаки возникают правильные связи. В данном случае собака обучается воспринимать процесс как единое целое. При этом собака приучается выделять только те моменты, которые мы намереваемся ей привить. Если сразу их определить для собаки и приступить к корректировке, то, как правило, эти связи вырабатываются и сохраняются достаточно устойчиво. Попытки дрессировать собаку при отсутствии доминирующей мотивации, на базе которой формируют навык, приводит к незаинтересованной работе животного, либо полному отказу от работы.
Список использованной литературы:
1. Ахсанова С.Х., Ишмуратов Х.Г. Сравнительная оценка рабочих качеств немецких овчарок и факторы, влияющие на их работоспособность / Мат. Всерос. научно-практической конференции «Актуальные направления инновационного развития животноводства и ветеринарной медицины». - Уфа, 2014.- С. 14-16.
2. Биктемиров А.К., Хабиров А.Ф. Некоторые аспекты постановки служебных собак на проработку запахового следа человека // Инновационная наука. -2016. -№ 3-4. -С. 39-40.
© Биктемиров А.К., Хабиров А.Ф., 2016