с.и. кондратьева
УДк 303.01
значение и роль развития инновационного бизнеса
Новыетехнологии и рост удельного веса наукоемких продуктов в валовом исчислении. Быстрота реагирования в принятии проблемных решений в инновационном бизнесе крупных и малых фирм. Мировой рынок, создание уникальных высокотехнологических объектов как основа существования реального сектора экономики. стратегические ориентиры инновационной деятельности. инновационный потенциал, решающий задачи технологического рынка, масштабная коммерциализация разработок, технологий, изучение потребностей потребителей, средства продвижения продукта на рынок с ориентацией на маркетинг. Превращение потенциала знаний в коммерческий успех. глобализация.
Ключевые слова: новые технологии, глобализация, мировой рынок, инновации и инновационный бизнес, стратегические ориентиры, потенциал знаний.
s.I. Kondratieva
role and significance of innovative business development
Innovative technjlogies and science-based products ratio growth gross. Responsiveness when taking problem solutions being large and small innovative businesses. World market, unique hi-tech objects creation as basic fact of the real economy. Innovative activity strategic guidlines. Innovative capacity meeting the challenge of technologic market, large-scale commercialisation of pilot projects and technologies, consumer needs study, markerting-oriented merchandising means. Knowlege potential transformation to commercial success.
Key words: innovative technologies, globalisation. world market, innovations and innovative business, strategic guidlines, knowlege potential.
П остоянное желание удержаться на рынке требует значительных затрат и часто требует длительного периода времени. Однако следует отметить, что большинство продукции, производимой крупнейшими фирмами мира, предназначено для удовлетворения потребностей широких слоев населения. Отсюда высокие показатели их рентабельности.
На развитие экономики, несомненно, оказывает удельный вес наукоемких продуктов в валовом исчислении, который будет расти, как и влияние компаний, работающих в сфере новых технологий.
В США, например, высокотехнологическая промышленность обеспечивает более 30% общего ее роста, что коренным образом меняет характер мировой экономики. в итоге возникает новый мир, развивающийся по собственным законам.
в этой новой экономике управляют не нефтяные или угольные, алюминиевые фирмы, а компьютерные, информационные, лазерные, биотехнологические сферы бизнеса, которые способны идти на риск.
В настоящее время «технари» возглавляют рейтинг богатейших, влиятельнейших людей мира. На их поддержку рассчитывают политики самого высокого уровня.
Немаловажное значение, имеют следующие обстоятельства. Например, крупные фирмы, воплощающие стратегию защиты своих активов и сегментов рынка, оказываются не всегда готовыми к функционированию в ситуациях, когда все зависит от быстроты принятия и решения проблем.
В этом проявляется еще один из парадоксов инновационного бизнеса т.е, кто лучше оснащен для освоения и внедрения новых технологий, тот имеет тенденцию к застою, так как менее мобильные фирмы более чувствительны к технологическим нововведениям.
Причин успеха малых технологических фирм несколько. Такие предприятия состоят в основном из специалистов, имеющих целью капитализировать собственные знания и разработанные технологии.
Как правило, небольшие инновационные компании способны заниматься разработкой и освоением технологий в тех областях, которые могут быть для крупного бизнеса или неперспективными или слишком рискованными. Поскольку они могут рисковать фирмой, потому что она принадлежит им, и сами несут ответственность за все успехи и поражения.
Инновационный процесс не может быть самодостаточным, так как должен завершиться реализацией созданного продукта и быть востребован рынком. На этом строят свою стратегию малые технологические фирмы, стремясь любыми средствами выйти на рынок и завоевать определенное положение. В отличие от политики, проводимой крупной компанией, малые технологические предприятия могут не опасаться, что реализация нового продукта может повлиять на устоявшуюся рыночную конъюнктуру или снизить цену на уже освоенный продукт.
В настоящее время небольшие инновационные предприятия являются объектами пристального внимания со стороны как крупных фирм, так и венчурных компаний, которые следят за процессом жесткого естественного отбора на рынке. стремясь стать более конкурентоспособными, крупные компании используют стратегию «эффекта малых фирм», приобретают акции или предприятия, которые уже освоили перспективную, с рыночных позиций, технологию. таким образом, часто решается проблема перехода на более прогрессивную технологию производства или выхода на мировой рынок.
«Дайте мне точку опоры, и я переверну землю». Эти слова приписываются древнегреческому ученому Архимеду (287 - 212 гг. до н.э.), свято верившему, что возможности науки безграничны.
С наступлением XXI века есть все основания считать, что такой точкой опоры можно считать сферу технологических инноваций.
инновационная деятельность во многом определяет уровень экономическо-
МЕнЕДЖМЕнт: нАУчный АнАЛиЗ
го развития. Поскольку освоение высоких технологий в производстве, выпуск новой, конкурентоспособной продукции и завоевание рынка сбыта являются ключевыми факторами устойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых стран.
Создание уникальных, дорогих высокотехнологических объектов, а также поддержание и развитие высокоорганизованной инфраструктуры производства и общества — основа существования и устойчивого функционирования реального сектора экономики.
В первую очередь это должно быть наукоемкое производство конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Если признать ведущую роль новых технологий в определении направления и интенсивности развития экономики, то следует говорить о неком инновационном потенциале, определяемом набором нововведений. И чем он выше, тем эффективнее новые технологии, тем шире они могут быть распространены в производстве, и тем объемнее рынок конечной продукции.
Кроме того, следует учитывать процесс, задаваемый инновационно активными отраслями всему производству.
Важно понять и сформировать стратегические ориентиры инновационной деятельности, обеспечивающей экономический рост во времени.
Основа для подобного анализа существует. Еще в 20-30 годы XX века российский экономист Николай Кондратьев разработал теорию длинных волн, согласно которой состояние экономических систем развивается волнообразно, с циклами длительности около 50 лет. Главную роль в своей теории он отводил научно-технологическим инновациям. Именно они, согласно Кондратьеву, переводят экономическую систему из одного цикла в другой.
Дальнейшие исследования показали, что периоды больших циклов, в свою оче-
редь, могут быть разбиты на этапы. Так, в пределах длинного цикла отчетливо выделяются три стадии.
На первой стадии, ее можно назвать фазой развития, на рынке появляется большое количество тех или иных инноваций, технологий, услуг, новых сфер сбыта. Основной результат этой фазы — накопление инновационного потенциала и сопряженный с ним рост эффективности, или производительности, реального капитала. Темпы экономического роста на этой стадии относительно невелики.
Вторая стадия — рост. На этом отрезке времени завершается запланированное на начальной стадии процесса накопление капитала. Его производительность, достигнув своего максимума, начинает медленно снижаться. Однако набранный на предыдущем этапе потенциал позволяет обеспечивать высокие темпы экономического роста, заметное повышение благосостояния населения. Если часть капитала (прибыль, зарплата) направляется в сбережения и налажен механизм их превращения в инвестиции, возникает долгосрочная перспектива роста. Возможные на этом этапе кратковременные образования — конъюнктурные спады — носят, как правило, неглубокий и непродолжительный характер.
Третья стадия — стабилизационная. На этом этапе набранный ранее инновационный потенциал начинает иссякать, производительность реального капитала снижается и, как следствие, происходит падение экономического роста. Начинаются стагнация, прерываемая частыми и глубокими конъюнктурными спадами, безработица, неустойчивость финансовой системы. По сути дела, функционирование экономики на этой стадии означает «поедание» основных фондов.
Известно, что из-за увеличивающего их износа долго в таком состоянии экономика находиться не может. По целому комплексу признаков индустриально развитые страны, ориентированные на инновацион-
ный путь развития, стоят на пороге кардинальных перемен. Яркие примеры тому США и Япония - страны с интенсивной инновационной деятельностью. Завершив длинный цикл экономической динамики, они переходят в стадию стабилизации, и при этом происходит практически незаметно и не слишком тяжело.
Стратегический выход для этой части промышленного мира заключается в поиске новых путей развития экономики. И здесь необходимо принимать ключевые решения, направленные на поддержание и развитие инфраструктуры производства и общества.
Для того чтобы экономика нашей страны обрела устойчивость на десятилетия, её необходимо ориентировать на повышение эффективности капитала через активное внедрение новых технологий. У нас как раз в этой области имеется немалый потенциал, но требующий целенаправленной политической воли для его реализации.
Присутствие в пространстве российской экономики инновационного потенциала говорит о необходимости для этого ключевых фигур инновационного рынка -менеджерах, способных наладить устойчивое инновационное производство и умело решать масштабную задачу организации технологического рынка.
Прежде всего следует понимать, что потребитель приобретает не технологию, продукт или услуги, а то, что именно эти товары или услуги имеют ценность для него.
Для масштабной коммерциализации разработок, технологий без соответствующего изучения потребности нашего потребителя можно считать проблемой, которая даст о себе знать в дальнейшем. Не обладая соответствующими знаниями, опытом добиться успеха в инновационном бизнесе - задача чрезвычайно сложная. Представления ученых, разработчиков о рынке зачастую поверхностны. Хорошо разбираясь в технологиях и производстве, они не отдают себе отчета в том, какие средства надо ис-
пользовать для продвижения продукта к рынку, на маркетинг в целом.
Совершенно ясно, что фирме, где работают в основном ученые, инженеры, очень трудно следить за изменениями ситуации на рынке своего продукта, это относится и к незнанию процессов в законодательной базе, экономических условиях и среде, в которой существует фирма. Без изучения всех этих параметров успех на рынке может быть только случайным. В современных условиях жесткой конкуренции на мировом рынке добиться результата в инновационном бизнесе можно только целенаправленным объединением усилий специалистов самого различного профиля. Это позволит создать необходимую базу для инновационной деятельности, целостный характер в области финансов, а также соответствующих знаний в технологии и управлении всем этим процессом. Во многом успех инновационного проекта в той или иной отрасли зависит от результативности цепочки этого управления инновационным процессом или, другими словами, от стратегического менеджмента.
Настоящим товаром считается то, что востребовано и оплачено и создает почву для дальнейших исследований и разработок в этой области. Но, как выясняется, многие российские предприятия не умеют быстро и эффективно работать. Их руководители, являясь в большинстве учеными, инженерами, а не менеджерами, традиционно уделяют основное внимание научной, технологической стадиям дела и практически игнорируют управленческую роль. Между тем важнейшим фактором успеха каждого предприятия становится именно стратегическое управление.
В целом эффективный инновационный менеджмент должен объединять перспективы как создания новых технологий, так и спроса на них. Новая технология — важнейшее средство формирования конкурентного преимущества, что поднимает ее до уровня стратегического капитала, которым нужно грамотно управлять.
менеджмент: научный анализ
Поэтому современный инновационный менеджер должен хорошо разбираться не только в деятельности фирмы, включая стратегическое планирование, производство, маркетинг, но и знать специфику изменяющихся потребностей покупателя на рынке, а также точно, оперативно и достоверно прогнозировать возможные изменения и кризисы.
Именно стратегическое управление изменяющейся технологической средой должно стать залогом функционирования предприятия, связанного с высокотехнологичными продуктами. С тем чтобы представлять себе, что на анализ рынка, продвижение товара, подбор высокопрофессиональных менеджеров приходится почти 80% всех затрат, тогда как на научно-исследовательскую работу лишь 20%. То, что дело обстоит именно таким образом, для многих исследователей и разработчиков в России все еще является откровением, согласиться с которым непросто.
Ученых понять, конечно, можно, потому они искренне считают, что они могут изменить мир. А инвесторы и покупатели смотрят на это по-другому считая, что сегодня нужно производить лишь то, что будет покупаться, иначе не выжить.
Превращение потенциала знаний в коммерческий успех — проблема международная, связанная с глобализацией экономики. В индустриально развитых странах этот, совершенно особый профессиональный тип, способный связывать между собой ученых-разработчиков, производителей, инвесторов в единую цепочку, давно уже востребован. В России таких специалистов не было, и лишь в последнее время они стали появляться. Это понятно, поскольку активизация рынка и стремление компаний понять и перейти от разговоров об интересных технологиях к их реализации вынуждает участников инновационного процесса обучаться этому искусству. Впрочем, ощущение того, что все они занимаются совершенно новым и незнакомым для них видом деятельности, остается.
Таким образом, наличие разрыва между управленческой наукой и менеджментом, практикой стратегического управления, объясняется двумя основными причинами. Во-первых, представители науки изучают общие и фундаментальные науки и общие закономерности, опережая в этом менеджеров, а во-вторых, скорость внедрения выработанных решений в практику менеджмента очень мала.
Здесь есть, разумеется, некоторое количество общих положений, инструментов. Ценность в инновационном процессе заключается в освоении уже накопленного в этой области конкретного опыта. И в этом смысле менеджмент не только наука, но и в определенной мере — искусство. Поскольку исследования показывают, что среди опрошенных 200 крупнейших компаний в банковском бизнесе (Renaissance Worldwide и опубликованном в CFO Magazine) установлено следующее:
• около 50% компаний строят оценки по эффективности своей деятельности, основываясь только на финансовых показателях;
• 43% компаний при распределении своих ресурсов имеют годовые бюджеты, определяемые стратегическими целями;
• менее 40% менеджеров среднего звена и менее 5% рядовых сотрудников имеют понимание о стратегических целях своей организации и способах их достижения;
• в среднем до 45% менеджеров вообще не думают о стратегическом менеджменте;
• 85% команд управленцев тратят на стратегический менеджмент менее часа своего времени в месяц.
Такая ситуация не способствует сокращению разрыва между научными разработками в теории стратегического управления и практикой их использования в практической деятельности. Приведенный пример
основан на зарубежном опыте. Если провести такое исследование на крупных российских предприятиях, можно предположить, что ситуация у нас с использованием методов стратегического и инновационного
менеджмента не будет лучшей. Это можно объяснить таким подходом в принятии управленческих решений, как: нерегулярностью, сложностью, плохой структурированностью, неопределенностью с будущим.