Научная статья на тему 'Значение и основные пути инвестирования в человеческий капитал в условиях современной экономики'

Значение и основные пути инвестирования в человеческий капитал в условиях современной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова И.С.

В данной работе представлены основные способы инвестирования в человеческий капитал и обозначены особенности каждого из путей. Определено понятие отдачи от человеческого капитала. Обозначена важность привлечения внимания к инвестициям в человеческий капитал для нашей страны как одного из способов развития национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение и основные пути инвестирования в человеческий капитал в условиях современной экономики»

ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

© Куликова И.С.*

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

г. Москва

В данной работе представлены основные способы инвестирования в человеческий капитал и обозначены особенности каждого из путей. Определено понятие отдачи от человеческого капитала. Обозначена важность привлечения внимания к инвестициям в человеческий капитал для нашей страны как одного из способов развития национальной экономики.

Сегодня существует множество мнений о том кто такой человек в современном мире. Многие считают, что скоро нас заменят роботы и машины и человеку больше не придётся выполнять ряд сложных операций, которые он до сих пор вынужден делать. Однако большинство учёных из разных областей, полагают, что человеческий интеллект никогда не будет вытеснен машиной, а человеческий капитал - то есть набор знаний, умений, навыков конкретного индивида, никогда не перестанет занимать крайне важное место в перечне базовых экономических ресурсов.

Для многих стран уже сегодня являются вполне стандартными такие понятия, как «экономика, основанная на знаниях», «инновационное развитие». Такая ситуация сложилась, например, в США и ряде стран западной Европы и Азии, которые имеют наиболее высокие показатели ВВП на душу населения. Инновационная экономика характеризуется относительно высокой долей людей с высшим образованием в структуре рабочей силы, высокотехнологичных компьютеров и многих других показателей, которые не оставляют сомнений в том, что существенная часть ВВП создаётся именно за счёт инновационной составляющей.

По мнению многих аналитиков, Россия обладает огромным потенциалом в сфере развития и использования человеческого капитала, то есть возможностями участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. С другой стороны, одновременно существует очень большое количество проблем и противоречий. Во-первых, это недостаток высококвалифицированных кадров, которые не боятся использовать новые технологии и обладают достаточным уровнем образования для этого. Во-вторых, развитие человеческого капитала предполагает решение проблем здоровья, демографии, науки, образования и проблем в инновационной сфере. Если инновационному развитию страны на основе реального роста человеческого капитала

* Студент. Научный руководитель: Варвус С.А., заместитель декана факультета «Финансы и кредит», доцент кафедры «Микроэкономика», кандидат экономических наук.

не будет положено начало в ближайшее время, Россия рискует стать сырьевым «придатком» развитых стран, или, что ещё хуже, объектом их дележа.

Человеческий капитал может принимать различные формы. В целом, любые приобретенные навыки, знания или даже информация, которые помогут человеку повысить производительность и таким образом больше заработать, могут рассматриваться как одна из форм человеческого капитала. Типичными формами инвестирования в человеческий капитал являются следующие виды деятельности.

1. Образование. Оно может состоять в получении формального высшего образовании, в продолжении его, в посещении вечерних курсов по повышению квалификации, например, курсов компьютерной грамотности. Образование в различных его видах является главным из направлений деятельности по инвестированию в человеческий капитал, поскольку требует значительных затрат времени и средств.

На практике отдача на человеческий капитал чаще всего оценивается исходя из одних только денежных выгод, которые он доставляет. Естественно, полученные таким образом оценки эффективности следует воспринимать как минимально возможные. Представление о величине «денежного» дохода от человеческого капитала можно получить, сравнивая пожизненные заработки групп с различными уровнями образования. Так разность между пожизненными заработками лиц с высшим и с полным средним образованием даёт огрублённую оценку той «премии», которую обеспечивает обладание вузовским дипломом [1, с. 15].

Естественно, профессии, которые требуют более длительного и дорогостоящего обучения, должны оплачиваться лучше, чем те, которые можно получить легче. В соответствии с этим принципом, например, профессия врача оказывается более высоко оплачиваемой, чем профессия водителя. В теории человеческого капитала это объясняется тем, что знания, которыми обладают более образованные сотрудники, делают их более производительными на работе.

2. Обучение. Оно может быть профессиональным, то есть целенаправленным на приобретение знаний и навыков в некоторой профессиональной деятельности, или специальным, нацеленным на приобретение особых умений. Обучение бывает в основном в двух видах: а) ученичество-обучение, которое проводится в процессе работы и б) обучение, которое проводится в непосредственном отрыве от работы, например, курсы овладения новыми методиками, курсы повышения квалификации [2].

Существует три основных канала, по которым образование и подготовка на рабочих местах могут воздействовать на благосостояние общества. Во-первых, они делают работников способными к более сложному и более производительному труду. Во-вторых, помогают людям лучше, более умело и рационально распоряжаться материальными ресурсами и ресурсами своего времени. В частности, более образованные лица обычно первыми начинают осваивать новые технологии, продукты и внедрять их в

свою производственную и потребительскую практику. В итоге от этого выигрывают не только они, но и всё общество в целом, поскольку путь от появления новации до их всеобщего применения сокращается. В-третьих, накопление человеческого капитала повышает не только скорость, с которой распространяются, но и скорость, с которой генерируются научные, технические, организационные открытия и изобретения [1, с. 11].

3. Миграция и поиск работы. Миграция рабочей силы рассматривается как инвестиция в человеческий капитал, так как переезд из места с низкими заработками в тот район, где они высокие, ведет не только к повышению заработка, но и к лучшему использованию умений человека. Поиск работы считается вложением капитала, поскольку требует значительных усилий и определенных затрат на сбор информации о рынке труда [2].

4. Здравоохранение и питание. Состояние здоровья человека можно трактовать как его капитал, часть которого является природной, наследственной, а другая - благоприобретённой в результате затрат усилий и средств как самого человека, так и общества. Исследователи утверждают, что здоровье человека лишь на 10 % зависит от системы здравоохранения, на 20 % - от экологических условий, ещё на 20 % определяются генетическими факторами. Но главным фактором является образ жизни самого человека - рациональный суточный режим, рациональное питание, отсутствие вредных привычек, применение методов восстановления и стимуляции работоспособности, профилактика и ликвидация стрессов и т.п. [3, с. 80]. Следовательно, различного рода услуги по охране здоровья и организации питания также представляют собой капиталовложение, поскольку они увеличивают отдачу от труда, снижая заболеваемость и смертность, и помогают сохранить здоровье и, соответственно, увеличить длительность продуктивного периода жизни [3, с. 81].

5. Поиск информации о состоянии экономики. Подразумевается поиск данных о положении фирм на рынке, количества свободных рабочих мест. Причём поиском информации может заниматься как отдельный индивид, находясь в поиске работы, определяя, какие профессии сейчас более актуальны, так и сами фирмы, осуществляя сбор данных о своих конкурентах, о положении дел в стране [4, с. 8]. К затратам на производство человеческого капитала (или инвестициям) некоторые учёные относят:

а) Прямые затраты (плата за обучение, другие расходы на образование, смену места жительства и работы).

б) Упущенный заработок (это элемент альтернативных издержек, так как получение образования, смена места жительства и работы связаны с потерей доходов).

в) Моральный ущерб, так как получение образования - трудное, часто неприятное занятие, поиск работы утомляет и истощает нервную систему, а миграция приводит к потере старых друзей и знакомых.

Следует обратить особое внимание на то, что уровень заработной платы отражает эффективность (производительность) более квалифицированного

труда лишь на рынке совершенной конкуренции. В реальной действительности рынок труда, как и другие рынки, подвержен влиянию тенденций монополизации и бюрократизации, в результате чего происходит перераспределение доходов в пользу социально-профессиональных групп, обладающих монополией на какой-либо вид деятельности - эффект «ролевого присвоения».

Чрезвычайно важным является и накопленный работником опыт. Многими экономистами опыт рассматривается как намного более высокая степень, чем знания. Опыт требует сочетания знаний и ноу-хау, что соответствует более высокому уровню компетенции [5, с. 47].

Практика показывает, что в каждый момент времени самую низкую эффективность имеют только что вступившие в общественное производство лица, хотя и отличающиеся более высокой подготовкой. Это свидетельствует о том, что производственный опыт, накопленный индивидами, имеет большую экономическую значимость, поскольку он определяет производственный результат. Вместе с тем именно образование в огромной мере влияет на накопление опыта. Проведённые на базе данных переписей населения США исследования свидетельствуют о том, что возрастание дохода во всех группах происходило быстрее с повышением уровня образования, чем с увеличением возраста (опыта) [6, с. 120-122].

Отдачу от человеческого капитала можно рассматривать под несколькими разными углами. Во-первых, она может выступать как в денежной форме (например, более высокие заработки рабочих с более высоким образованием), так и в неденежной (пример - приобретённая благодаря длительным занятиям способность наслаждаться классической музыкой). Во-вторых, в ней можно выделить потребительскую и инвестиционную составляющие. Образование будет представлять непосредственную потребительскую ценность, если человек извлекает полезность (положительную или отрицательную) из самого процесса обучения. (Студенту может быть чрезвычайно интересно общаться со своими однокурсниками; вместе с тем сдача экзаменов может быть для него источником сильнейших стрессов). В отличие от этого инвестиционная ценность образования определяется теми выгодами, которые оно способно приносить уже после окончания учёбы.

Наконец, можно говорить о внутренних (частных) и внешних (экстер-нальных) эффектах, связанных с инвестициями в человека. Частные выгоды достаются ему самому, экстернальные - третьим лицам (примеры последних - тишина, которой наслаждаются окрестные жители в то время, пока дети в школе; повышенная склонность к благотворительности, присуща более образованным людям и т.д.) [1, с. 9].

Поскольку издержки и выгоды образования относятся к разным моментам времени, их прямое сопоставление оказывается некорректным: предварительно их необходимо дисконтировать (привести к одному моменту времени). Соотнеся дисконтированные величины выгод и издержек, связанных с инвестициями в человеческий капитал, можно оценить норму его отдачи.

Для современной экономики инвестиции в человеческий капитал являются чрезвычайно важным фактором дальнейшего успешного развития. Как трудовой коллектив, команда, сложившаяся на фирме определяет эффективность её поведения на рынке, так и трудовые ресурсы страны, точнее их количественные и качественные характеристики, определяют её сегодняшнее и завтрашнее положение на мировой арене и дальнейшие перспективы развития.

Список литературы:

1. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе. - М., 2010.

2. Государственное управление. Словарь-справочник (по материалам «International Encyclopedia of Public Politic and Administration») [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.dps.smrtlc.ru/Int_Encycl/Human_capital.htm.

3. Курганский С.А. Теория формирования и использования человеческого капитала. - Иркутск: Издательство БГУЭП, 2004.

4. Курчеева Г.И., Кадыкова Н.П. К вопросу инвестиций в человеческий капитал // «Вестник академии». - 2010. - № 1.

5. Человек и труд. - 2006. - № 8.

6. Симкина Л.Г., Критский М.М. Человеческий капитал и проблемы формирования инновационной экономики. - СПб., 2007.

ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ

© Прихач А.Ю.*

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, г. Санкт-Петербург

Маркетинг персонала рассматривает основные особенности и тенденции рынков труда. Недостаток внимания данным вопросам со стороны организаций может привести к существенному росту дополнительных расходов и потерь. Особое значение имеет определение и конкретизация области задач и функций маркетинга персонала.

Функционирование различных видов рынков требует наличия современных методов оценки их особенностей и тенденций. Под маркетингом персонала понимается исследование специфического рынка. В данном случае речь идет о рынке рабочей силы - по Марксу - или, как его еще называют, рынке труда. Маркетинг такого рынка предполагает исследование предлагаемого количества вакансий, свободных рабочих рук, перечня имеющихся, а также возникающих или уходящих профессий, уровней заработка, динамики текучести, профессиональных качеств претендентов, условий прие-

* Профессор кафедры Управления трудовыми и социальными процессами, доктор экономических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.