Научная статья на тему 'Значение и функциональные особенности системы субсидирования при реализации государственных программ социально-экономического развития России в области науки и технологий'

Значение и функциональные особенности системы субсидирования при реализации государственных программ социально-экономического развития России в области науки и технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА СУБСИДИРОВАНИЯ / УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА / УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА / ПОДСИСТЕМА СОФИНАНСИРОВАНИЯ / SUBSIDY SYSTEM / CONTROLLING SUB-SYSTEM / CONTROLLED SUB-SYSTEM / CO-FINANCING SUB-SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наумова Л.В.

Предмет. Управленческие процессы в системе субсидирования, обеспечивающие реализацию государственных программ Российской Федерации в области науки и технологий. Цели и задачи. Анализ системы субсидирования при реализации государственных программ социально-экономического развития России для выявления наиболее проблемных направлений государственного управления в данной области. Для достижения поставленной цели определен ряд задач: рассмотреть сущность и структуру ресурсного обеспечения социальных программ, ориентированных на научно-технологическую деятельность; провести сравнительный анализ источников финансирования мероприятий государственных программ в области науки и технологий; проанализировать распределение ресурсного обеспечения этих программ по методам реализации; определить концептуальные основы механизма субсидирования; идентифицировать и обосновать необходимость совершенствования наиболее важных подсистем механизма государственного управления при реализации государственных программ социально-экономического развития России методом субсидирования для разработки рекомендаций по его усовершенствованию; интегрировать дополнительную функцию ответственности сторон в подсистему софинансирования системы субсидирования проектов научно-исследовательской деятельности, способствующую достижению результативности показателей, включающих коммерциализацию результатов. Методология. Рассматриваются методологические и методические основы исследования ресурсного обеспечения государственных программ социально-экономического развития России, акцентированные на экономическом анализе субсидиарной деятельности прикладных научных исследований и разработок. Результаты. Систематизированы имеющиеся теоретические разработки и определены теоретические аспекты генерирования структуры системы субсидирования с координацией организационно-финансовых процессов. Даны определения понятий «система субсидирования», «субсидия на прикладные научные исследования и разработки». Построена система субсидирования в разрезе подсистем управляющей и управляемой процессом управления государственными финансами. Разработан алгоритм внедрения дополнительной функции ответственности сторон в подсистеме софинансирования системы субсидирования проектов научно-исследовательской деятельности. Выводы и значимость. Сделан вывод о расширении возможности ресурсного обеспечения государственных программ в части привлечения внебюджетных средств и о необходимости усиления методов контроля и мониторинга учета показателей привлеченных средств для финансирования государственных программ при реализации социально-экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наумова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance and functional characteristics of the subsidy system when implementing national programs of Russia''s socio-economic development in science and technology

Subject The article addresses management processes in the subsidy system that ensures the implementation of national programs of the Russian Federation in the field of science and technology. Objectives The aim of the study is to analyze subsidy systems when implementing the State programs of Russia's socio-economic development to identify problem areas of public administration in the area. Methods The paper considers the methodological bases for studying the resource support to State programs of socio-economic development of Russia, focused on the economic analysis of subsidiary activity of applied research and development. Results The study systematizes available theoretical developments and identifies theoretical aspects of generating the structure of the subsidy system with coordination of organizational and financial processes. It defines the concepts of the subsidy system and subsidies for applied research and development; builds a subsidy system broken down by sub-systems, which control and are controlled by the public finance management process. I developed an algorithm for implementing the additional function of parties' responsibility in the subsystem of co-financing the subsidy system of research and development projects. Conclusions and Relevance It is necessary to expand the possibility of resource support to government programs to the extent of attracting extra-budgetary funds, and to strengthen methods of control and monitoring the borrowed funds to finance State programs when implementing the socio-economic policy.

Текст научной работы на тему «Значение и функциональные особенности системы субсидирования при реализации государственных программ социально-экономического развития России в области науки и технологий»

ISSN 2311-8709 (Online) Финансовая система

ISSN 2071-4688 (Print)

ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ СУБСИДИРОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ

Лариса Владимировна НАУМОВА

аспирантка кафедры финансового менеджмента,

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация larusinochka@mail.ru

История статьи:

Принята 27.01.2016 Одобрена 17.02.2016

УДК 336.717

JEL: E22, G01, G14, G17

Ключевые слова: система субсидирования, управляющая подсистема, управляемая подсистема, подсистема софинансирования

Аннотация

Предмет. Управленческие процессы в системе субсидирования, обеспечивающие реализацию государственных программ Российской Федерации в области науки и технологий. Цели и задачи. Анализ системы субсидирования при реализации государственных программ социально-экономического развития России для выявления наиболее проблемных направлений государственного управления в данной области. Для достижения поставленной цели определен ряд задач: рассмотреть сущность и структуру ресурсного обеспечения социальных программ, ориентированных на научно-технологическую деятельность; провести сравнительный анализ источников финансирования мероприятий государственных программ в области науки и технологий; проанализировать распределение ресурсного обеспечения этих программ по методам реализации; определить концептуальные основы механизма субсидирования; идентифицировать и обосновать необходимость совершенствования наиболее важных подсистем механизма государственного управления при реализации государственных программ социально-экономического развития России методом субсидирования для разработки рекомендаций по его усовершенствованию; интегрировать дополнительную функцию ответственности сторон в подсистему софинансирования системы субсидирования проектов научно-исследовательской деятельности, способствующую достижению результативности показателей, включающих коммерциализацию результатов. Методология. Рассматриваются методологические и методические основы исследования ресурсного обеспечения государственных программ социально-экономического развития России, акцентированные на экономическом анализе субсидиарной деятельности прикладных научных исследований и разработок.

Результаты. Систематизированы имеющиеся теоретические разработки и определены теоретические аспекты генерирования структуры системы субсидирования с координацией организационно-финансовых процессов. Даны определения понятий «система субсидирования», «субсидия на прикладные научные исследования и разработки». Построена система субсидирования в разрезе подсистем управляющей и управляемой процессом управления государственными финансами. Разработан алгоритм внедрения дополнительной функции ответственности сторон в подсистеме софинансирования системы субсидирования проектов научно-исследовательской деятельности.

Выводы и значимость. Сделан вывод о расширении возможности ресурсного обеспечения государственных программ в части привлечения внебюджетных средств и о необходимости усиления методов контроля и мониторинга учета показателей привлеченных средств для финансирования государственных программ при реализации социально-экономической политики.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение

Стратегическая политика, рассчитанная на долгосрочную перспективу, ориентирована как на достижение развития экономики в целом, так и на решение отдельных задач, в том числе социальной направленности. Структурные преобразования, запланированные в экономике, направлены прежде всего на инновационное развитие. Ученые А.Ф. Суховей и И.М. Голова уделяют особое внимание государственной поддержке науки, субъектов инновационной деятельности, защите прав на интеллектуальную собственность и другим правовым аспектам инновационной

политики. Обосновывают необходимость инновационных преобразований в российской экономике как условие выхода из кризиса и предпосылку эффективного социально-экономического развития.

Государственная инновационная политика является составной частью социально-экономического плана развития государства, представляющей собой механизм по стимулированию увеличения как ВВП страны, так и благосостояния населения путем содействия росту производства по выпуску конкурентоспособной

высокотехнологичной продукции для реализации на мировом рынке.

Деятельность государства в социальной сфере направлена на защиту населения и подразумевает здравоохранение, пенсионное обеспечение, поддержку культуры, жилищного хозяйства, науки и технологий, физической культуры и спорта, образование. Кроме того, она направлена на финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций, промышленных производств и т.д.

Сущность и структура ресурсного обеспечения социальных программ

Процесс реализации социальной политики представляет собой комплекс социальных программ с постановкой проблемно-ориентированных задач целевой направленности. Для обеспечения нового качества жизни созданы и функционируют государственные программы по развитию здравоохранения, образования, культуры и туризма, по охране окружающей среды, содействию занятости населения и т.д. В настоящее время находится в разработке программа по развитию пенсионной системы, рассчитанная на реализацию в 2017-2025 гг.

Инструментарием политики инновационного развития и модернизации экономики служит комплекс мероприятий, входящий в состав государственных программ по развитию науки и технологий, экономическому развитию и инновационной экономике, информационному обществу, развитию внешнеэкономической деятельности и др.

Обеспечение социальной функции государства состоит из государственных и негосударственных источников ресурсного обеспечения

государственных программ. Схематично отображение источников финансирования социальных программ представлено на рис. 1. Право распоряжения по распределению средств федерального бюджета принадлежит

ответственным исполнителям программ, отраслевым министерствам: здравоохранения, обороны, образования и науки Российской Федерации и др.

Государственные источники внебюджетных социально-экономических фондов, как и источники федерального бюджета, являясь первоуровневым звеном бюджетной системы, состоят из средств фондов Российской Федерации -пенсионного, социального и обязательного

медицинского страхования, Федеральной службы по труду и занятости, отраслевых внебюджетных фондов НИОКР и др. Социальное финансирование возможно из бюджетов второго уровня бюджетной иерархии - субъектов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов и третьего уровня - местных бюджетов.

Негосударственные источники представляют собой привлеченные средства фирм и домашних хозяйств, кредитные ресурсы, в том числе различных негосударственных фондов

(крупнейших корпораций, таких как НПФ «ГАЗФОНД», АО «НПФ Сбербанка» и т.д.).

Сравнительный анализ источников финансирования мероприятий программ в области науки и технологий

Важнейшим инструментом реализации политики социального и экономического развития служит федеральный бюджет России, составляющий основную часть финансового обеспечения системы мероприятий государственных и федеральных целевых программ в рамках государственных программ в области науки.

Представленная на рис. 2 диаграмма ресурсного обеспечения государственной программы по развитию науки и технологий, служит подтверждением сказанного о преобладающем объеме бюджетных средств в финансировании государственной программы по сравнению с незначительной частью внебюджетных

источников, что составляет 1/24 часть от общего объема финансового обеспечения.

Для наглядности приведем результаты сравнительного анализа государственного финансового участия и привлечения иных источников инвестиций программ в области развития науки и технологий по объемам финансирования в разрезе федерально-целевой программы (рис. 3). В ходе анализа использовались данные из паспорта федеральной целевой программы по исследованию и разработкам приоритетных направлений развития научно-технологического комплекса России (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2014 г.).

Для соотнесения показателей приведем усредненные данные реализации мероприятий, структурированные по функциональным направлениям финансирования в рамках рассматриваемой федеральной целевой программы (рис. 4). Очевидно, что существуют возможности для привлечения внебюджетных средств, в том

числе частных инвестиций, в развитие научно-технологической области. Исследователи А.А. Матерова и А.А. Крюкова также приходят к утверждению, что реализация социально-ориентированной стратегии инновационного развития возможна только при совместном участии государственного и частного сектора. По данным долгосрочного прогноза, составленного С.Н. Наумовым на основе консервативных и умеренно-оптимистических сценариев, в период с 2030 по 2045 г. предвидятся потребности в дополнительных ресурсах по обеспечению научного комплекса Российской Федерации -увеличение расходов на научные исследования и разработки, а также рост числа внебюджетных источников.

В плане дальнейшего рассмотрения социальных государственных расходов на научно-технологическую деятельность представляется целесообразным исследование механизмов доведения их до конечного потребителя в целях гарантированного получения соответствующего результата в виде прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (далее - ПНИЭР).

Распределение бюджетных источников финансирования мероприятий программ в области науки и технологий по методам реализации

Среди практических инструментов реализации научно-технических проектов можно выделить основные - это механизм государственных закупок (проведение конкурсных процедур и заключение государственных контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») и систему субсидирования (проведение конкурсных отборов и заключение соглашений по предоставлению грантов в форме субсидий юридическим лицам на выполнение научно-исследовательских проектов, в том числе в рамках совместных международных проектов, участие в крупнейших международных программах в соответствии с Гражданским кодексом РФ).

Для полноты представления процесса управления государственной программой необходимо рассмотреть систему ресурсного распределения с точки зрения механизмов реализации. По итогам анализа распределения средств федерального бюджета по методам реализации в исследуемой целевой программе построена диаграмма (рис. 5),

на которой можно увидеть, что значительная часть расходов реализуется субсидиарным методом.

Аналогичная динамика прослеживается при рассмотрении ресурсного распределения по направлениям и методам реализации расходов Министерства образования и науки РФ как ответственного исполнителя государственной программы «Развитие науки и технологий» в 2014-2020 гг. (рис. 6). При этом допускается использование одновременно двух механизмов реализации в рамках одного основного мероприятия программы или одной федеральной целевой программы.

Концептуальные основы механизма субсидирования

Основной задачей механизма субсидирования, в том числе в области научной деятельности, является реализация стимулирующих и компенсирующих мер, применяемых в отношении российских организаций на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов. Субсидии на поддержку российских организаций выделяются в целях частичной компенсации затрат в рамках реализации проектов и снижения рисков инновационной деятельности, что позволяет участникам проектов высвободить средства для решения других задач, либо увеличить совокупный объем вложений в научно-технический потенциал.

Итак, субсидия, ориентированная на выполнение прикладных научных исследований и разработок -это социальные расходы федерального бюджета, предназначенные на компенсацию затрат производителям, выполняющим работы по соглашению о предоставлении субсидии в рамках государственного (муниципального) задания или иных целей в отношении мероприятий, указанных в Федеральной целевой программе «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы».

Система субсидирования состоит из двух подсистем - управляющей, включающей в себя субъекты государственных отраслевых

министерств по реализации подпрограмм и федеральных целевых программ государственных программ, и управляемой, обеспечивающей финансовое сопровождение выполнения работ. Система субсидирования в процессе функционирования государственной программы, направленной на развитие науки и технологий, схематично изображена на рис. 7.

Данная программа охватывает несколько направлений реализации расходов системой субсидирования, например образовательное направление имеет государственную поддержку в рамках подпрограммы институционального развития научно-исследовательского сектора в виде предоставления субсидий:

— на развитие кооперации российских образовательных учреждений высшего образования;

— на предоставление правительственных грантов, выделяемых на научные исследования, проводимые ведущими учеными в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования и организациях Федерального агентства научных организаций, государственных научных центрах.

Исследования и разработки по национальной экономике финансируются в виде субсидий бюджетным, автономным, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России:

— на финансовое обеспечение государственного задания для оказания государственных услуг;

— на иные цели;

— на возмещение расходов ГК «РОСНАНО»;

— на возмещение расходов дирекции ФЦП.

Общегосударственные вопросы, связанные с расходами на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений в рамках подпрограммы по фундаментальным научным исследованиям как на финансовое обеспечение государственного задания для оказания государственных услуг, так и на иные цели по поддержке:

— молодых российских ученых (кандидатов и докторов наук) в форме грантов Президента РФ;

— ведущих научных школ РФ в форме грантов;

— учащихся высших учебных заведений (стипендиальное обеспечение).

Процедуры выполнения управленческих функций в системе субсидирования представлены в виде блок-схемы (рис. 8) элементов управления (управляющая подсистема) организацией и проведением конкурсного отбора на предоставление субсидий в рамках реализации

федеральной целевой программы по исследованиям и разработкам приоритетных направлений развития научно-технологического комплекса России.

Процедуры выполнения функций по целевому распределению и финансовому обеспечению -безвозмездное, безвозвратное перечисление средств получателю субсидии согласно соглашению о предоставлении субсидии (по субсидии и субвенции возможен возврат средств, если средства потрачены получателем на другую цель) - представлены в виде блок-схемы (рис. 9) управляемых элементов (управляемая

подсистема), обеспечивающих субсидиарное сопровождение выполнения работ.

Система субсидирования, являясь финансовым инструментом, наделена функциями по организации, проведению процедур конкурсных отборов, их ресурсному обеспечению с контролем целевого использования.

По результатам исследований О.В. Фирулева и Ю.В. Ерыгина за 2014 г. в данных конкурсных отборах приняли участие 715 организаций Российской Федерации, в том числе образовательные учреждения - 191, ООО - 187, научные учреждения - 153, ЗАО - 50, ОАО - 41, федеральные государственные унитарные предприятия - 23, другие - 70, что говорит об активности принятия участия представителей таких направлений, как образование (27%), наука (26%) и бизнес (47%) от общего количества числа участников.

Для выполнения мероприятий, направленных на решение исследовательских задач по созданию научно-технического задела, поддержке международного многостороннего и двустороннего сотрудничества, по сотрудничеству с государствами - членами Европейского союза, а также по развитию центров коллективного пользования научным оборудованием в части рассматриваемой федерально-целевой программы, предусмотрены требования обязательного софинансирования проектов - привлечение внебюджетных источников (на правах долевого финансирования) и дальнейшего практического использования (коммерциализации) их результатов.

В механизме субсидирования данной области, в работе подсистемы софинансирования можно выделить проблемные участки функционирования, а именно по участку контроля привлечения внебюджетных средств и мониторинга коммерциализации результатов ПНИЭР.

В настоящее время наблюдаются случаи нарушения условий соглашений в части выполнения обязательств между получателем субсидии и индустриальным партнером. В связи с этим авторы считают необходимым внедрение дополнительной функции ответственности сторон в подсистеме софинансирования по гарантийному сопровождению проекта в виде заключения договора поручительства (трехстороннего), в котором получатель субсидии поручается за обеспечение выполнения обязательств

индустриальным партнером перед Министерством образования и науки РФ в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии. Схема взаимосвязи участников по принятым обязательствам в подсистеме софинансирования с внедрением новой функции ответственности сторон представлена на рис. 10.

Следует отметить, что внедрение новой функции необходимо начать с внесения изменений в конкурсную документацию методом добавления

обязательных условий для участников процесса субсидирования.

Заключение

По результатам проведенных исследований источников финансирования программ в области науки и технологий можно говорить не только о расширении возможности ресурсного обеспечения государственных программ в части привлечения внебюджетных средств, но и о необходимости усиления методов контроля и мониторинга учета показателей привлеченных средств для финансирования государственных программ при реализации социально-экономической политики.

При этом необходимо учитывать важнейшие аспекты экономической выгоды - конкретизация на стадии планирования (окончательные сроки практического использования результатов с объемами работ) и достижение результативности показателей, включая коммерциализацию результатов ПНИЭР в механизме субсидирования государственных программ.

Рисунок 1

Источники финансирования социальных программ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ

федеральный бюджет внебюджетные фонды

бюджеты сушктов территориальные фонды

местн ы к бюджеты

СОЦИАЛЫ1ЫЕ )ПРОГРАMVIЫ

НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ 1ИСТОЧМИКИ

пенсионные фонды фонды медицинского страхования средства частных opiahhiai ц1й

Рисунок 2

Диаграмма ресурсного обеспечения государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2014-2020 гг.

120% 100% 80% 60% 40% 20% 0%

96

4

Федеральный бюджет Внебюджетные источники

Рисунок 3

Объемы финансирования федеральной целевой программы

Рисунок 4

Показатели реализации мероприятий по направлениям финансирования Федеральной целевой программы

Рисунок 5

Распределение средств федерального бюджета по методам их реализации

Рисунок 6

Объемы поэтапного распределения финансирования Программы в 2014-2020 гг.

Рисунок 7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Система субсидирования по реализации мероприятий государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 гг.

Рисунок 8

Блок-схема работы управляющей подсистемы системы бюджетирования в рамках реализации Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»

Рисунок 9

Блок-схема работы управляемой подсистемы, обеспечивающей субсидиарное сопровождение выполнения работ

Рисунок 10

Схема взаимосвязи участников по принятым обязательствам в подсистеме софинансирования

Список литературы

1. Суховей А.Ф., Голова И.М. Инновационные возможности как ресурс социально-экономических преобразований в РФ // Журнал экономической теории. 2012. № 2. С. 35-47.

2. Ситникова А.Ю., Кундыкерова А.Е. Структура ВВП в России // Экономика и социум. 2015. № 1. С. 638-641. URL: http://urlid.ru/aesv.

3. Лепский В.Н., Ивашкевич Т.В. Формы финансирования социальных программ в обществе // Сборник трудов конференции «Внутривузовская научно-практическая конференция магистров «Актуальные вопросы развития экономики». Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2014. С. 81-85.

4. Бексултанов К.Б. Субсидия как инструмент межбюджетного регулирования // Федерализм. 2010. № 2. С. 199-205.

5. Мильдзихов З.Т. Федеральный бюджет как механизм реализации государственных и муниципальных программ // Вестник университета (Государственный университет управления). 2014. № 11. С.261-262.

6. Матерова А.А., Крюкова А.А. Государственное регулирование инновационной деятельности в России // EUROPEAN RESEARCH. 2015. № 6. С. 24-26.

7. Наумов С.Н. Анализ и прогнозирование ресурсного обеспечения инновационного развития Российской Федерации // Сборник научных трудов ИМЭИ. 2015. № 2. С. 50-66.

8. Каркавин М.В. Организация планирования стратегического развития крупного города: программно-целевой подход // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 1973-1978.

9. Яковлева Е.А., Гаджиев М.М. К вопросу управления эффективностью инновационной деятельности // Инновации. 2013. № 2. С. 107-116.

10. Печенкин В.Г. Методические аспекты оценки эффективности государственного субсидирования // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 2. С. 21-23.

11. Капицкая О.В. Субсидиарный механизм развития межбюджетных отношений // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3. С. 267-268.

12. Будько М.В., Гринкевич Л.С. Финансовое обеспечение инновационной деятельности в университете // Вестник ТГПУ. 2012. № 12. С. 124-126.

13. Маркина Е.В. Развитие финансового механизма функционирования бюджетных учреждений // Вестник Финансового университета. 2014. № 4. С. 23-32.

14. Фирулев О.В., Ерыгин Ю.В. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы»: первые результаты // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф. Решетнева. 2015. № 1. Т. 16. С. 268-275.

15. Гусева Т.С. Характеристика и основные тенденции развития российского законодательства о субсидиях // Право и государство: теория и практика. 2010. № 7. С. 38-41.

16. Пивоварова Н.В. Развитие методов субсидирования хозяйствующих субъектов // Вестник Оренбургского государственного университета. 2008. № 8. С. 93-99.

17. Лисин Н.В., Рудник Б.Л. Направления и механизмы конкуренции за бюджетные средства в социально-культурной сфере Москвы // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 1. С. 31-47.

18. Иванова Н.Г., Цепа М.В. Теория бюджетного федерализма и российская практика // Вестник Финансового университета. 2014. № 4. С. 54-63.

ISSN 2311-8709 (Online) Financial System

ISSN 2071-4688 (Print)

IMPORTANCE AND FUNCTIONAL CHARACTERISTICS OF THE SUBSIDY SYSTEM

WHEN IMPLEMENTING NATIONAL PROGRAMS OF RUSSIA'S SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

IN SCIENCE AND TECHNOLOGY

Larisa V. NAUMOVA

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation larusinochka@mail.ru

Article history: Abstract

Received 27 January 2016 Subject The article addresses management processes in the subsidy system that ensures the

Accepted 17 February 2016 implementation of national programs of the Russian Federation in the field of science and

technology.

JEL classification: E22, G01, Objectives The aim of the study is to analyze subsidy systems when implementing the State G14, G17 programs of Russia's socio-economic development to identify problem areas of public administration

in the area.

Methods The paper considers the methodological bases for studying the resource support to State programs of socio-economic development of Russia, focused on the economic analysis of subsidiary activity of applied research and development.

Results The study systematizes available theoretical developments and identifies theoretical aspects of generating the structure of the subsidy system with coordination of organizational and financial processes. It defines the concepts of the subsidy system and subsidies for applied research and development; builds a subsidy system broken down by sub-systems, which control and are controlled by the public finance management process. I developed an algorithm for implementing the additional function of parties' responsibility in the subsystem of co-financing the subsidy system of research and development projects.

Keywords: subsidy system, Conclusions and Relevance It is necessary to expand the possibility of resource support to

controlling sub-system, government programs to the extent of attracting extra-budgetary funds, and to strengthen methods of

controlled sub-system, control and monitoring the borrowed funds to finance State programs when implementing the socio-

co-financing sub-system economic policy.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Sukhovei A.F., Golova I.M. Innovatsionnye vozmozhnosti kak resurs sotsial'no-ekonomicheskikh preobrazovanii v RF [Innovative features as a resource for social and economic reforms in the Russian Federation]. Zhurnal ekonomicheskoi teorii = Russian Journal of Economic Theory, 2012, no. 2, pp. 35-47.

2. Sitnikova A.Yu., Kundykerova A.E. [The GDP structure in Russia]. Ekonomika i Sotsium, 2015, no. 1, pp. 638-641. (In Russ.) Available at: http://urlid.ru/aesv.

3. Lepskii V.N., Ivashkevich T.V. [Forms of social programs' financing in the society]. Sbornik trudov konferentsii Vnutrivuzovskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya magistrov "Aktual'nye voprosy razvitiya ekonomiki" [Proc. Int. Sci. Conf. of Master-students Topical Issues of Economy Development]. Omsk, Omsk Branch of Financial University under Government of Russian Federation Publ., 2014, pp.81-85.

4. Beksultanov K.B. Subsidiya kak instrument mezhbyudzhetnogo regulirovaniya [A subsidy as an instrument of inter-budget control]. Federalizm = Federalism, 2010, no. 2, pp. 199-205.

5. Mil'dzikhov Z.T. Federal'nyi byudzhet kak mekhanizm realizatsii gosudarstvennykh i munitsipal'nykh programm [The federal budget as a mechanism for State and municipal programs' implementation]. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) = University Bulletin (State University of Management), 2014, no. 11, pp. 261-262.

6. Materova A.A., Kryukova A.A. Gosudarstvennoe regulirovanie innovatsionnoi deyatel'nosti v Rossii [State regulation of innovative activity in Russia]. EUROPEAN RESEARCH, 2015, no. 6, pp. 24-26.

7. Naumov S.N. Analiz i prognozirovanie resursnogo obespecheniya innovatsionnogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [Analysis and forecasting of resource support to innovative development of the Russian Federation]. Sborniknauchnykh trudovIMEI = Proceedings of IWEI, 2015, no. 2, pp. 50-66.

8. Karkavin M.V. Organizatsiya planirovaniya strategicheskogo razvitiya krupnogo goroda: progammno-tselevoi podkhod [Organization of planning the strategic development of a large city: a target-oriented approach]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental Research, 2014, no. 12, pp. 1973-1978.

9. Yakovleva E.A., Gadzhiev M.M. K voprosu upravleniya effektivnost'yu innovatsionnoi deyatel'nosti [On managing the performance of innovation activity]. Innovatsii = Innovation, 2013, no. 2(172), pp.107-116.

10. Pechenkin V.G. Metodicheskie aspekty otsenki effektivnosti gosudarstvennogo subsidirovaniya [Methodological aspects of assessing the efficiency of State subsidies]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2010, no. 2, pp. 21-23.

11. Kapitskaya O.V. Subsidiarnyi mekhanizm razvitiya mezhbyudzhetnykh otnoshenii [A subsidiary mechanism of inter-budget relations development]. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta = The Bryansk State University Herald, 2012, no. 3, pp. 267-268.

12. Bud'ko M.V., Grinkevich L.S. Finansovoe obespechenie innovatsionnoi deyatel'nosti v universitete [Financial support to innovation at the university]. Vestnik TGPU = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, no. 12, pp. 124-126.

13. Markina E.V. Razvitie finansovogo mekhanizma funktsionirovaniya byudzhetnykh uchrezhdenii [Developing the financial mechanism of publicly funded institutions' functioning]. Vestnik Finansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2014, no. 4, pp. 23-32.

14. Firulev O.V., Erygin Yu.V. Federal'no tselevaya programma "Issledovaniya i razrabotki po prioritetnym napravleniyam razvitiya nauchno-tekhnologicheskogo kompleksa Rossii na 2014-2020 gody": pervye rezul'taty [Federal Target Program 'Research and Development on Priority Directions of Development of Scientific-Technological Complex of Russia for 2014-2020': first results]. Vestnik Sibirskogo gosudarstvennogo aerokosmicheskogo universiteta im. akademika M.F. Reshetneva = Vestnik SibGAU, 2015, vol. 16, no. 1, pp. 268-275.

15. Guseva T.S. Kharakteristika i osnovnye tendentsii razvitiya rossiiskogo zakonodatel'stva o subsidiyakh [Characteristics and development trends in Russian legislation on subsidies]. Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika = Law and State: Theory and Practice, 2010, no. 7, pp. 38-41.

16. Pivovarova N.V. Razvitie metodov subsidirovaniya khozyaistvuyushchikh sub"ektov [Developing the methods to subsidize business entities]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of Orenburg State University, 2008, no. 8, pp. 93-99.

17. Lisin N.V., Rudnik B.L. Napravleniya i mekhanizmy konkurentsii za byudzhetnye sredstva v sotsial'no-kul'turnoi sfere Moskvy [Directions and mechanisms of budget funds competition in the social and cultural area of Moscow]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya = Public Administration Issues,

2013, no. 1, pp. 31-47.

18. Ivanova N.G., Tsepa M.V. Teoriya byudzhetnogo federalizma i rossiiskaya praktika [The fiscal federalism theory and the Russian practice]. Vestnik Finansovogo universiteta = Bulletin of Financial University,

2014, no. 4, pp. 54-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.