Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ИННОВАЦИОННОГО ФОРМАТА КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ'

ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ИННОВАЦИОННОГО ФОРМАТА КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРМАТ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / БИЗНЕС / ВЗАИМОСВЯЗИ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРСПЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронова Олеся Николаевна

Актуальность и цели. Проблема формирования интегрированной отчетности в качестве инновационного формата корпоративной отчетности в современных условиях имеет большое значение, что связано с особым интересом инвесторов, бизнес-партнеров, клиентов к проблемам стабильного и устойчивого развития бизнес-процессов компаний, которые в настоящее время происходят в сложной обстановке, вызванной возникновением новых проблем в стране, обострением межгосударственных отношений, непредсказуемым распространением пандемии коронавируса, колебанием мировых цен на энергоносители, неуклонным ростом цен. Качественные факторы формирования интегрированной отчетности компаний способствуют удовлетворению заинтересованных лиц в углубленной и концентрированной информации о деятельности субъектов хозяйствования, так как возможности традиционной бухгалтерской отчетности являются недостаточными для того, чтобы обеспечить удовлетворение интересов различных групп пользователей по заинтересованной информации, которые на ее основе могут принимать управленческие решения, поэтому значение корпоративной отчетности компаний имеет большое значение, что связано с инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью организаций. Рассматривается проблема формирования интегрированной отчетности в качестве инновационного формата корпоративной отчетности. Материалы и методы . В процессе исследования использовались методы обобщения, систематизации и критической оценки условий, применяемых в российской практике формирования интегрированной отчетности компаний. Результаты . Обоснованы комплекс факторов для составления интегрированной отчетности в организациях, существенная экономическая и управленческая информация, отражены взаимосвязи между результатами деятельности организации и их последствиями, ориентиры на перспективное развитие. Выводы . На основе анализа и оценки сделан вывод о проблемах формирования интегрированной отчетности субъектов малого и среднего бизнеса, принципы и цели ее формирования, а также положительные и отрицательные стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE AND FORMATION OF INTEGRATED REPORTING AS AN INNOVATIVE CORPORATE REPORTING FORMAT

Background . The problem of forming integrated reporting as an innovative corporate reporting format in modern conditions is of great importance, which is associated with the special interest of investors, business partners, clients in the problems of stable and sustainable development of business processes of companies that are currently taking place in a difficult environment caused by the emergence new problems in the country, the aggravation of interstate relations, the unpredictable spread of the coronavirus pandemic, fluctuations in world energy prices, and the steady rise in prices. High-quality mechanisms for the formation of integrated reporting of companies contribute to the satisfaction of stakeholders in in-depth and concentrated information about the activities of business entities, since the capabilities of traditional financial statements are insufficient to ensure the satisfaction of the interests of various user groups for interested information, which, on its basis, can take management decisions, so the importance of corporate reporting of companies is of great importance, which is associated with the investment attractiveness and competitiveness of organizations. The aim of the work was the problem of the formation of integrated reporting as an innovative format for corporate reporting. Materials and methods . The tasks are related to the generalization, systematization and critical assessment of the conditions used in the Russian practice of forming integrated reporting of companies. Results . A set of factors for the preparation of integrated reporting in organizations, essential economic and managerial information are substantiated, the relationship between the results of the organization's activities and their consequences, and guidelines for long-term development are reflected. Conclusions . Based on the analysis and evaluation, a conclusion was made about the problems of forming integrated reporting of small and medium-sized businesses, the principles and goals of its formation, as well as its positive and negative sides.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ИННОВАЦИОННОГО ФОРМАТА КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

УДК 657.37

doi:l0.2l685/2227-8486-2022-4-4

ЗНАЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ В КАЧЕСТВЕ ИННОВАЦИОННОГО ФОРМАТА КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

О. Н. Сафронова

Пензенский государственный университет, Пенза, Россия sav.lesia0104@mail.ru

Аннотация. Актуальность и цели. Проблема формирования интегрированной отчетности в качестве инновационного формата корпоративной отчетности в современных условиях имеет большое значение, что связано с особым интересом инвесторов, бизнес-партнеров, клиентов к проблемам стабильного и устойчивого развития бизнес-процессов компаний, которые в настоящее время происходят в сложной обстановке, вызванной возникновением новых проблем в стране, обострением межгосударственных отношений, непредсказуемым распространением пандемии корона-вируса, колебанием мировых цен на энергоносители, неуклонным ростом цен. Качественные факторы формирования интегрированной отчетности компаний способствуют удовлетворению заинтересованных лиц в углубленной и концентрированной информации о деятельности субъектов хозяйствования, так как возможности традиционной бухгалтерской отчетности являются недостаточными для того, чтобы обеспечить удовлетворение интересов различных групп пользователей по заинтересованной информации, которые на ее основе могут принимать управленческие решения, поэтому значение корпоративной отчетности компаний имеет большое значение, что связано с инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью организаций. Рассматривается проблема формирования интегрированной отчетности в качестве инновационного формата корпоративной отчетности. Материалы и методы. В процессе исследования использовались методы обобщения, систематизации и критической оценки условий, применяемых в российской практике формирования интегрированной отчетности компаний. Результаты. Обоснованы комплекс факторов для составления интегрированной отчетности в организациях, существенная экономическая и управленческая информация, отражены взаимосвязи между результатами деятельности организации и их последствиями, ориентиры на перспективное развитие. Выводы. На основе анализа и оценки сделан вывод о проблемах формирования интегрированной отчетности субъектов малого и среднего бизнеса, принципы и цели ее формирования, а также положительные и отрицательные стороны.

Ключевые слова: корпоративная отчетность, формирование, инновационный формат, интегрированная отчетность, экономическая и управленческая информация, бизнес, взаимосвязи, инвестиционная привлекательность, перспективное развитие

Для цитирования: Сафронова О. Н. Значение и формирование интегрированной отчетности в качестве инновационного формата корпоративной отчетности // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2022. № 4. С. 58-71. ао1:10.21685/2227-8486-2022-4-4

© Сафронова О. Н., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

SIGNIFICANCE AND FORMATION OF INTEGRATED REPORTING AS AN INNOVATIVE CORPORATE REPORTING FORMAT

O.N. Safronova

Penza State University, Penza, Russia sav.lesia0104@mail.ru

Abstract. Background. The problem of forming integrated reporting as an innovative corporate reporting format in modern conditions is of great importance, which is associated with the special interest of investors, business partners, clients in the problems of stable and sustainable development of business processes of companies that are currently taking place in a difficult environment caused by the emergence new problems in the country, the aggravation of interstate relations, the unpredictable spread of the coronavirus pandemic, fluctuations in world energy prices, and the steady rise in prices. High-quality mechanisms for the formation of integrated reporting of companies contribute to the satisfaction of stakeholders in in-depth and concentrated information about the activities of business entities, since the capabilities of traditional financial statements are insufficient to ensure the satisfaction of the interests of various user groups for interested information, which, on its basis, can take management decisions, so the importance of corporate reporting of companies is of great importance, which is associated with the investment attractiveness and competitiveness of organizations. The aim of the work was the problem of the formation of integrated reporting as an innovative format for corporate reporting. Materials and methods. The tasks are related to the generalization, systematization and critical assessment of the conditions used in the Russian practice of forming integrated reporting of companies. Results. A set of factors for the preparation of integrated reporting in organizations, essential economic and managerial information are substantiated, the relationship between the results of the organization's activities and their consequences, and guidelines for long-term development are reflected. Conclusions. Based on the analysis and evaluation, a conclusion was made about the problems of forming integrated reporting of small and medium-sized businesses, the principles and goals of its formation, as well as its positive and negative sides.

Keywords: corporate reporting, formation, innovative format, integrated reporting, economic and management information, business, relationships, investment attractiveness, prospective development

For citation: Safronova O.N. Significance and formation of integrated reporting as an innovative corporate reporting format. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve = Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. 2022;(4):58-71. (In Russ.). doi:10.21685/2227-8486-2022-4-4

Введение

Развитие корпоративной отчетности компаний имеет большое значение, что связано с особым интересом к проблемам стабильного и устойчивого развития бизнес-процессов, с инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью организаций. Качественные факторы формирования интегрированной отчетности компаний способствуют удовлетворению заинтересованных лиц в углубленной и концентрированной информации о деятельности субъектов хозяйствования, так как возможности традиционной бухгалтерской отчетности являются недостаточными для того, чтобы обеспечить удовлетворение интересов различных групп пользователей по заинтере-

сованной информации, которые на ее основе могут принимать управленческие решения, поэтому значение корпоративной отчетности компаний имеет большое значение, что связано с инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью организаций.

Научное решение проблемы формирования интегрированной отчетности в качестве инновационного формата корпоративной отчетности в нашей стране пока еще на достаточном уровне не проработано, так как механизм формирования данной отчетности присущ только крупным российским компаниям, субъекты малого и среднего бизнеса не составляют данный вид отчетности. В последние годы у множества организаций возникает необходимость в интегрированной отчетности нефинансового характера, которой интересуются различные пользователи отчетности для того, чтобы принимать решения в области качества производимой продукции, ассортимента, инвестиций и т.п., так как та информация, которая представлена в финансовой отчетности, составленная по традиционному формату, бывает недостаточна для принятия решений. Именно на возникшие новые потребности нацелена новая форма корпоративной отчетности - интегрированная отчетность, так как многие вопросы в силу разных причин по-прежнему остаются нерешенными. Интегрированная отчетность рассчитана на инвесторов, чтобы помочь им в оценке распределения финансового капитала, он интересен таким категориям лиц, как бизнес-партнеры, клиенты, законодатели, непосредственно работники самой организации.

В связи с этим все более весомой становится роль использования эффективных условий формирования интегрированной отчетности в качестве инновационного формата корпоративной отчетности, которая определяется тем, что они способствуют оптимальному использованию комплекса факторов организационно-экономического, инновационного и инвестиционного характера, дающих положительный и быстрый эффект.

Материалы и методы

Задачи научной работы вытекают из гипотезы исследования, которая заключается в следующем: порой возможности традиционной бухгалтерской отчетности являются недостаточными для того, чтобы обеспечить удовлетворение интересов по заинтересованной информации различных групп пользователей, которые могут на ее основе принимать управленческие решения и стратегические действия. Решением проблемы может послужить одно из современных перспективных направлений, такое как формирование и развитие интегрированной отчетности, с помощью которой организация может аккумулировать самые актуальные свои тенденции как во внутренней, так и внешней среде, удовлетворить потребности деловых партнеров. Интегрированная отчетность показывает взаимосвязь между финансовым и нефинансовым капиталом организации, дает партнерам, поставщикам, потребителям объективное представление об аспектах деятельности, возможностях, стратегии развития и других важнейших аспектах.

В процессе подготовки статьи были использованы современные методы познания, выявленные и разработанные современной наукой и апробированные практикой. Из специальных методов в ходе исследования применялись системный, структурно-функциональный, а также законы диалектики: един-

ства исторического и логического, абстрактного и конкретного, общего и особенного.

Научное обобщение методологических подходов позволяет заключить, что в практике основным условием формирования интегрированной отчетности является выполнение таких принципов, как: однозначность, связность, достоверность информационных данных, стратегическая направленность на перспективу развития, краткость, надежность, существенность. Нами обоснованы положительные и отрицательные стороны формирования интегрированной отчетности, ее основополагающие концепции, структура содержательной части.

На основе анализа и оценки сделан вывод о недостаточности сложившихся качественных факторов формирования и развития интегрированной отчетности, способствующих оптимальному использованию комплекса условий организации. В целом можно отметить, что факторы перспектив формирования интегрированной отчетности в качестве инновационного формата корпоративной отчетности относятся к инструментам оценки возможных последствий от проводимой в России экономической политики, идеология практического применения данного вида отчетности направлена на разработку сценариев изменения корпоративных условий, которая свидетельствует, в первую очередь, об их роли и значении в ведении бизнеса и перспективном развитии.

Результаты и обсуждение

В современных условиях хозяйствования развитие корпоративной отчетности компаний имеет высокое значение, что связано с особым интересом к проблемам стабильного и устойчивого развития бизнес-процессов, с инвестиционной привлекательностью и конкурентоспособностью организаций. Интегрированный отчет, в первую очередь, рассчитан на инвесторов, чтобы помочь им в оценке распределения финансового капитала, он интересен и другим категориям лиц, а именно бизнес-партнерам, клиентам, законодателям, самим работникам организаций.

Глобальные вызовы, которые связаны с пандемией СОУГО-19, способствовали мировому финансовому кризису, повлекшему увеличение рисков в бизнесе, росту конкуренции во всех ее проявлениях и ухудшению финансового положения. Все это вызывает потребность заинтересованных лиц в углубленной, качественной и концентрированной информации о деятельности субъектов хозяйствования. Порой возможности традиционной бухгалтерской отчетности являются недостаточными для того, чтобы обеспечить удовлетворение интересов по информации различных групп пользователей, которые могут на ее основе принимать управленческие решения и стратегические действия. Решением проблемы может послужить одно из современных перспективных направлений, а именно формирование и развитие интегрированной отчетности. С ее помощью современная организация может аккумулировать самые актуальные тенденции как внутренней, так и внешней ее среды, а также удовлетворить потребности деловых партнеров. Особо значимыми факторами для формирования интегрированной отчетности являются существенная экономическая и управленческая информация, информация об имидже и ценностях организации, о взаимосвязях между партнерами, по-

ставщиками, конкурентами, результатами финансово-хозяйственной деятельности, их последствиями, ориентиры на перспективное развитие, стратегические задачи и оптимальные модели ведения бизнеса [1].

Интегрированная отчетность показывает взаимосвязь между финансовым и нефинансовым капиталом организации, объединяет финансовую и нефинансовую информацию организации, дает партнерам, поставщикам, потребителям объективное представление об аспектах деятельности, возможностях, стратегии развития и других важнейших аспектах.

На сегодняшний день в России практика формирования интегрированной отчетности присуща только для крупных российских компаний, субъекты малого и среднего бизнеса не составляют данный вид отчетности, так как механизм формирования данной отчетности в нашей стране пока еще на достаточном уровне не проработан. Эта информация порой оказывает решающее влияние на принимаемые решения со стороны инвесторов, аналитиков и т.п. В связи с этим формирование интегрированной отчетности субъектов малого и среднего бизнеса в современной действительности становится все более реальным и актуальным [3].

Интегрированная отчетность должна содержать информацию, которая позволит сравнить и оценить возможности организации создавать капитал и ценности на протяжении длительного периода времени. В интегрированном отчете комплексно раскрывается финансовая и нефинансовая информация о деятельности организации, это отчетность будущего, информация в которой оказывает решающее влияние на принимаемые решения со стороны инвесторов и аналитиков [2].

В табл. 1 обоснована систематизация взглядов разных авторов на состав корпоративной отчетности.

Таблица 1

Систематизация взглядов авторов на состав корпоративной отчетности

Автор Взгляд авторов на определение понятия отчетности, отражающей данные нефинансового характера, и состав корпоративной отчетности

1 2

1-й подход: отражение существующих на практике видов отчетности

И. В. Алексеева, Р. Г. Осипова Помимо бухгалтерской (финансовой) отчетности возникает потребность формирования дополнительной отчетности, содержащей нефинансовые и финансовые данные, а именно отчета в области устойчивого развития, в сфере корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности, интегрированной отчетности

2-й подход: сравнение финансовой, социальной и интегрированной отчетности

М. А. Вахрушина, Н. В. Малиновская Авторы сравнивают данные виды отчетности по различным критериям. Цель финансовой отчетности - раскрытие сведений о финансовом положении, финансовых результатах и движении денежных средств. Социальная отчетность нацелена на раскрытие информации о существенных воздействиях организации на окружающую среду, общество и экономику. Цель интегрированной отчетности состоит в объяснении того, как компания создает ценность в течение долгового времени

Окончание табл. 1

1 2

3-й подход: сравнение интегрированной отчетности с традиционной, при этом в последнюю авторы вкладывают разный смысл

В. Г. Гетьман Интегрированная отчетность обособляется от обычной, т.е. финансовой. Поскольку такая отчетность включает сведения, важные для управления как финансовым, так и иными формами капитала, обладает большей степенью прозрачности, предоставляет сведения, имеющие отношение к среднесрочной и долгосрочной деятельности

О. В. Соловьева Интегрированная отчетность - новое средство информирования стейкхолдеров о деятельности компаний, которое предположительно придет взамен традиционной финансовой отчетности. Следовательно, произойдет смена финансовой отчетности в узком смысле к интегрированной, состоящей из финансовой отчетности в широком смысле отчетности об устойчивости

В. Г. Когденко, М. В. Мельник Выделяют основные отличия традиционной финансовой и интегрированной отчетности. Отмечают, что первой было достаточно в ситуации, когда компании были нацелены на извлечение краткосрочной прибыли, так как она показывает способность организации генерировать прибыль в отчетном периоде. Корпоративная отчетность будущего -это интегрированная отчетность, поскольку на современном этапе развития экономики главной целью бизнеса становится создание ценности для всех заинтересованных лиц

О. А. Кузьменко, М. В. Абросимова Выделяют отличия интегрированного отчета от комбинированного (традиционного), который включает в себя финансовые и нефинансовые данные. Особенность интегрированной отчетности заключается в интеграции в единое целое финансовой отчетности, обращения и примечаний руководства компании, данных о вознаграждениях и корпоративном управлении, отчетов в области устойчивого развития так, чтобы информация была краткой, связанной и т.д.

Классификация основных составляющих корпоративной отчетности в нашей стране представлена на рис. 1.

В последние годы у множества организаций возникает необходимость в интегрированной отчетности нефинансового характера, которой интересуются различные пользователи отчетности для того, чтобы принимать решения в области качества производимой продукции, ассортимента, инвестиционных решений и т.п., так как та информация, которая представлена в финансовой отчетности, составленная по традиционному формату, бывает недостаточна для принятия решений. Именно на возникшие новые потребности нацелена новая форма корпоративной отчетности - интегрированная отчетность.

Одним из условий, обеспечивающих рост стоимости бизнеса, является достоверность, под этим подразумевают своевременное раскрытие необходимой информации не только финансового, но и нефинансового характера, так или иначе связанной с деятельностью экономического субъекта. Эта информация порой оказывает решающее влияние на принимаемые решения со

стороны инвесторов, аналитиков и т.п., в связи с этим формирование интегрированной отчетности субъектов малого и среднего бизнеса становится все более реальным и актуальным. Интегрированная отчетность - это относительно новое понятие в сфере разработки отчетности, которое появилось согласно с новыми потребностями, которые все чаще и чаще возникают у пользователей информации, потребителей, кредиторов, других заинтересованных лиц, которых традиционная финансовая отчетность в полной степени не может удовлетворить [6].

Рис. 1. Основные составляющие корпоративной отчетности в России

Положительные и отрицательные стороны формирования интегрированной отчетности рассмотрены на рис. 2. Как видно из рис. 2, положительных сторон формирования интегрированной отчетности больше. Одной из отрицательных сторон является отсутствие официального стандарта (нормативного акта) по подготовке и формированию данного вида отчетности. Разработка интегрированного отчета в нашей стране законодательно не закреплена, но, несмотря на это, интегрированный отчет необходимо составлять, придерживаясь следующих принципов: однозначность, связность и достовер-

ность информационных данных; реагирование и вовлеченность пользователей; стратегическая направленность на перспективу развития; краткость, надежность и существенность.

Рис. 2. Положительные и отрицательные стороны интегрированной отчетности

В основе интегрированной отчетности лежат три основополагающие концепции (рис. 3).

Рис. 3. Основополагающие концепции интегрированной отчетности

Суть концепции капитала заключается в том, что капиталы - это источники и ресурсы, которые вкладываются в бизнес-модель организации. В ходе осуществления бизнес-деятельности осуществляется постоянное движение капиталов. Модель капиталов в интегрированной отчетности в основном используется для ориентира при воздействии организации на капиталы [7].

Бизнес-модель - это модель системы ресурсов организации, состоящая в доступности значимых капиталов, способности организации достигать своих стратегических целей, создании ценностей как в краткосрочных, так долгосрочных периодах, будущей ее результативности. Также в бизнес-модели интегрированной отчетности подробно обосновывается, какие ресурсы используются в организации, каким образом связаны с капиталами, рисками, с финансовыми возможностями и результатами [8].

Особо значимыми факторами для формирования интегрированной отчетности является существенная экономическая и управленческая информация, информация о создании имиджа и ценностях организации, отражение взаимосвязей между результатами деятельности и их последствиями, ориентиры на перспективное развитие, стратегические задачи и оптимальные модели ведения бизнеса. В основе содержательной части интегрированной отчетности лежат компоненты, представленные на рис. 4.

Элеыенты содержания ннтегрнрованного отчета

Обзор организации в внешняя среда

Управление

Бизнес-модель

Риски н возможности

Стратегия м растрелелснвс ресурсов

Результаты деятельности

Перспективы на будущее

Основные принципы полготовкн и презентации

Рис. 4. Структура содержательной части интегрированной отчетности

Таким образом, составление интегрированной отчетности организации поможет аккумулировать самые актуальные тенденции как внутренней, так и внешней среды организации, удовлетворить потребности деловых партнеров в необходимой информации. Особо значимыми факторами для составления интегрированной отчетности в организациях является существенная эко-

номическая и управленческая информация, информация о создании имиджа и ценностях организации, отражение взаимосвязей между результатами деятельности и их последствиями, ориентиры на перспективное развитие, стратегические задачи и оптимальные модели ведения бизнеса.

Значимыми факторами формирования интегрированной отчетности являются: механизмы управления материальными и нематериальными активами организации; достоверность отчетной информации; управленческая информация; использование инфраструктуры поддержки интегрированной отчетности; привлечение представителей заинтересованных сторон в процесс формирования отчетности и другая существенная информация [9].

Практика формирования интегрированной отчетности в современной России присуща крупному бизнесу, субъекты малого и среднего бизнеса не составляют данный вид отчетности, так как механизм составления интегрированной отчетности не проработан. Однако в современной действительности именно нефинансовая составляющая оказывает решающее влияние на принимаемые решения со стороны инвесторов, аналитиков и т.п., поэтому формирование интегрированной отчетности субъектов малого и среднего бизнеса становится все более реальным и актуальным. Эта информация порой оказывает определяющее влияние на принимаемые решения со стороны инвесторов, аналитиков и т.п. В связи с этим формирование интегрированной отчетности субъектов малого и среднего бизнеса в современной действительности становится актуальным явлением, так как анализируются и оцениваются основные составляющие факторы о стратегических планах развития, качестве выпускаемой продукции, результатах финансово-хозяйственной деятельности, процессах управления, именно эти составляющие отражают политическое, экономическое, социальное и экологическое окружение бизнеса [10].

В настоящее время значительно увеличились объемы информационных ресурсов как внутри самой организации, так и за ее пределами. Внедрение современных информационных технологий позволило передать все функции счетоводства бухгалтерскому учету, у которого помимо учета появились такие функции, как аналитическая, оценочная, прогнозная, обоснование принятия управленческих решений и т.д. При обосновании управленческих решений руководству организаций необходимо сопоставлять, оценивать, взвешивать последствия принятых решений, что ведет к зависимости от учетной информации, ее анализа и оценки. В принятой Концепции формирования и развития публичной нефинансовой отчетности определена потребность российских организаций в открытости и прозрачности информационных данных. Целями, прописанными в Концепции, являются: повышение информационной открытости и прозрачности финансово-хозяйственных результатов деятельности организаций; внедрение нефинансовой отчетности в практику управления и развития организаций и ее систематизация; повышение доверия к деловой активности российских организаций как внутри страны, так и за ее пределами [5].

Перспективы развития корпоративной отчетности в России обоснованы на рис. 5.

Рис. 5. Перспективы развития корпоративной отчетности в России

С целью разработки понятия «интегрированная отчетность» обоснованы и сгруппированы те черты отчетности, которые наиболее часто встречаются в определениях этого понятия, а именно:

- направленность на предоставление данных о бизнес-процессах организации, стратегии развития, взаимодействия со стейкхолдерами;

- инновационный, эволюционный вид отчетности, новый подход, инструмент или даже философия развития предприятия;

- совокупность фрагментов и отдельных показателей отчетов финансовых, организаторских, трудовых, управленческих решений в сфере устойчивого развития организации;

- формат корпоративной отчетности или вид социального отчета;

- логическая последовательность и взаимосвязь с интегрированным мышлением.

В современных условиях хозяйствования развитие корпоративной отчетности компаний имеет высокое значение, что связано с особым интересом к проблемам стабильного и устойчивого развития бизнеса, с конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью. Все это вызывает потребность заинтересованных лиц в углубленной, качественной и концентрированной информации о деятельности субъектов хозяйствования.

Решением данной проблемы служит развитие концепции интегрированной отчетности, с помощью которой современная организация может аккумулировать самые актуальные тенденции как внутренней, так и внешней ее среды, а также удовлетворить потребности деловых партнеров.

Заключение

Таким образом, проведенные исследования позволяют утверждать, что качественные факторы формирования интегрированной отчетности компаний способствуют удовлетворению заинтересованных лиц в углубленной и концентрированной информации о деятельности субъектов хозяйствования, так как возможности традиционной бухгалтерской отчетности являются недостаточными для того, чтобы обеспечить удовлетворение интересов различных групп пользователей по заинтересованной информации, которые на ее основе могут принимать управленческие решения.

Сегодня в нашей стране наблюдается слабая научная проработанность факторов и условий формирования интегрированной отчетности компаний, которые не отвечают современным требованиям и стандартам, не способствуют подготовке стратегических действенных рекомендаций для принятия хозяйствующими субъектами оптимальных решений. В связи с этим вопросы обоснования эффективных факторов формирования интегрированной отчетности в качестве инновационного формата корпоративной остаются актуальными, открытыми, требуют не только теоретических, методологических исследований, но и эффективных практических решений.

Первостепенное отличие разработанного в исследовании комплекса авторских решений заключается в том, что в совокупности они позволяют оценить возможности и перспективы формирования и развития интегрированной отчетности компаний с учетом достигнутого уровня развития, интересов к проблемам стабильного и устойчивого развития бизнеса, конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью.

Полученные результаты исследования на основе разработанных рекомендаций позволяют заключить, что при разработке научных подходов к устойчивому развитию отечественных компаний необходимо учитывать все условия, обеспечивающие эффективные партнерские отношения, поэтому реализовать экономические интересы всех участников можно только на основе эффективного взаимодействия между ними.

Теоретическая и методологическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные новые знания о формировании интегрированной отчетности компаний в совокупности с основными факторами, взаимосвязями, результатами деятельности и их последствиями, ориентирами на перспективное развитие и моделями ведения бизнеса позволят современным организациям в перспективном развитии использовать их при обосновании оптимальных параметров развития ресурсного обеспечения. Внедрение в практику предложений по формированию интегрированной отчетности компаний будет способствовать эффективному использованию всех средств, повышению устойчивости и стабильности инновационного и инвестиционного климата, усилению направленности ресурсов на конечный результат.

Список литературы

1. Гетьман В. Г. О концептуальных основах и структуре международного стандарта по интегрированной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2021. № 1. С. 74-85.

2. Глушко Д. А. Интегрированная отчетность и перспективы ее внедрения в Российской Федерации // Учет. Анализ. Аудит. 2020. № 1. С. 126-130.

3. Жилина Я. П. Интегрированная отчетность как инновационный подход к формированию отчетности и необходимость ее аудита // Управление инвестициями и инновациями. 2017. № 1. С. 43-56.

4. Агеев А. И., Галушкина М. В., Копкова Е. С. [и др.]. Интегрированная отчетность: вызов менеджменту. М. : Институт экономических стратегий, Национальный центр научно-технической информации, 2017. 212 с.

5. Калабихина И. Е., Досиков В. С., Волошин Д. А. Интегрированная отчетность как новый уровень развития корпоративной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2019. № 31. С. 47-57.

6. Калабихина И. Е., Досиков В. С., Волошин Д. А. Интегрированная отчетность -новый уровень прозрачности современной корпоративной отчетности // Проблемы рыночной экономики. 2020. № 2. С. 45-50.

7. Малиновская Н. В. Интегрированная отчетность: теория, методология и практика : дис. ... д-ра экон. наук. М. : Финансовый университет при правительстве РФ, 2020. С. 181.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Международный стандарт интегрированной отчетности // Международный Совет по интегрированной отчетности. URL: http://integratedreporting.org/wp-content/ uploads/2015/03/13-12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf (дата обращения: 20.08.2022).

9. Рощектаева У. Ю. Интегрированная отчетность - современная отчетность для бизнеса // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 130. С. 11-23.

10. Рудакова Т. А., Семиколенова М. Н. Интегрированная отчетность как результат информационных ожиданий пользователей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». 2017. № 3. С. 101-107.

11. Семь вопросов о нефинансовой отчетности, на которые руководители компаний должны иметь ответ. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/Seven-things-CEOs-boards-should-ask-about-reporting-RU/$FILE/Seven-things-CEOs-boards-should-ask-about-reporting-RU.pdf (дата обращения: 20.08.2022).

References

1. Get'man V.G. On the conceptual foundations and structure of the international standard on Integrated reporting. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet = International accounting. 2021;(1):74-85. (In Russ.)

2. Glushko D.A. Integrated reporting and prospects for its implementation in the Russian Federation. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Audit. 2020;(1): 126-130. (In Russ.)

3. Zhilina Ya.P. Integrated reporting as an innovative approach to the formation of reporting and the need for its audit. Upravlenie investitsiyami i innovatsiyami = Investment and Innovation Management. 2017;(1):43-56. (In Russ.)

4. Ageev A.I., Galushkina M.V., Kopkova E.S. et al. Integrirovannaya otchetnost': vyzov menedzhmentu = Integrated reporting: a challenge to management. Moscow: Institut ekonomicheskikh strategiy, Natsional'nyy tsentr nauchno-tekhnicheskoy in-formatsii, 2017:212. (In Russ.)

5. Kalabikhina I.E., Dosikov V.S., Voloshin D.A. Integrated reporting as a new level of corporate reporting development. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet = International accounting accounting. 2019;(31):47-57. (In Russ.)

6. Kalabikhina I.E., Dosikov V.S., Voloshin D.A. Integrated reporting - a new level of transparency of modern corporate reporting. Problemy rynochnoy ekonomiki = Problems of market economy. 2020;(2):45-50. (In Russ.)

7. Malinovskaya N.V. Integrated reporting: theory, methodology and practice. PhD dissertation. Moscow: Finansovyy universitet pri pravitel'stve RF, 2020:181. (In Russ.)

8. International Standard of Integrated Reporting. Mezhdunarodnyy Sovet po integriro-vannoy otchetnosti = International Council for Integrated Reporting. (In Russ.). Available at: http://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2015/03/13 -12-08-THE-INTERNATIONAL-IR-FRAMEWORK.docx_en-US_ru-RU.pdf (accessed 20.08.2022).

9. Roshchektaeva U.Yu. Integrated reporting - modern reporting for business. Poli-tematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University. 2017;(130):11-23. (In Russ.)

10. Rudakova T.A., Semikolenova M.N. Integrated reporting as a result of users' information expectations. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seri-

ya «Ekonomika i menedzhment» = Bulletin of the South Ural State University. The series "Economics and Management". 2017;(3):101-107. (In Russ.)

11. Sem' voprosov o nefinansovoy otchetnosti, na kotorye rukovoditeli kompaniy dolzhny imet' otvet = Seven questions about non-financial reporting that company executives should have an answer to. (In Russ.). Available at: http://www.ey.com/ Publication/vwLUAssets/Seven-things-CEOs-boards-should-ask-about-reporting-RU/$FILE/Seven-things-CEOs-boards-should-ask-about-reporting-RU.pdf (accessed 20.08.2022).

Информация об авторах /Information about the authors

Олеся Николаевна Сафронова

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, налогообложения и аудита, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: sav.lesia0104@mail.ru

Olesya N. Safronova

Candidate of economical sciences, associate professor of the sub-department of accounting, taxation and audit, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию/Received 22.04.2022 Поступила после рецензирования/Revised 31.07.2022 Принята к публикации/Accepted 04.08.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.