Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ / ЦИКЛ ШУХАРТА - ДЕМИНГА / КОНЦЕПЦИЯ / ФИНАНСОВЫЕ И НЕФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипова Р. Г.

В статье исследованы направления стандартизации корпоративной отчетности для коммерческих организаций. Разработана методика формирования корпоративной отчетности коммерческих организаций с использованием «прагматических аксиом» цикла Шухарта - Деминга. Выделены основные этапы формирования корпоративной отчетности коммерческой организации: разработка и последующее уточнение концепции формирования корпоративной отчетности (внутренние регламенты); сбор финансовой (БФО) и нефинансовой (управленческая и др.) информации для составления корпоративной отчетности; составление корпоративной отчетности (формат отчетности); верификация и публикация корпоративной отчетности для всех заинтересованных пользователей; совершенствование реализуемой модели корпоративной отчетности для удовлетворения потребителей информации. Автором был проведен обзор состава интегрированного отчета коммерческих организаций за 2020 год. В ходе обзора были установлены основные направления раскрытия информации в структуре интегрированного отчета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF CORPORATE REPORTING

The article explores the directions of standardization of corporate reporting for commercial organizations. A methodology for the formation of corporate reporting of commercial organizations using the «pragmatic axioms» of the Shewhart-Deming cycle has been developed. The main stages of formation of corporate reporting of a commercial organization are identified: development and subsequent refinement of the concept of formation of corporate reporting (internal regulations); collection of financial (BFO) and non-financial (management, etc.) information for the preparation of corporate reporting; preparation of corporate reporting (reporting format); verification and publication of corporate reporting for all interested users; improvement of the implemented model of corporate reporting to satisfy consumers of information. The author reviewed the composition of the integrated report of commercial organizations for 2020. During the review, the main directions of information disclosure in the structure of the integrated report were established.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ»

tancy.com/podcast/cpa-news-blockchain-glos sary-firm-of-the-future-excel-malware.html.

8. What Is Cloud Computing? Everything You Need To Know. Forbes [Electronic resource]. - Access mode: https://www. forbes.com/advisor/business/what-is-cloud-computing/.

9. Kathy Krawczyk, Al Chen and Jennie Dirienzo A Survey of Tax Analytics and Automation Technologies. CPA Journal Content [Electronic resource]. - Access mode: https://www.cpajournal.com/2021/12/ 20/a-survey-of-tax-analytics-and-automation-technologies/.

10. Scott Beaver The Future of Accounting is Intelligent Technology [Electron-

DOI 10.54220/1994-0874.2022.65.1.002

УДК 657

ic resource]. - Access mode: https://www. netsuite.com/portal/ resource/articles/ account ting/future-of-accounting.shtml.

11. Official website Maryville university. The Future of Accounting: Demand and Evolving Technology [Electronic resource]. -Access mode: https://online.maryville.edu/ blog/future-accounting/#:~:text=Intelligent% 20technology%20is%20shaping%20the,link% 20between%20data%20and%20clients.

12. Accounting Today. Accountants to rely more on big data in 2020 [Electronic resource]. - Access mode: https://www. accountingtoday.com/news/accountants-to-rely-more-on-big-data-in-2020.

Осипова Р.Г.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ФОРМИРОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Аннотация

В статье исследованы направления стандартизации корпоративной отчетности для коммерческих организаций. Разработана методика формирования корпоративной отчетности коммерческих организаций с использованием «прагматических аксиом» цикла Шухар-та - Деминга. Выделены основные этапы формирования корпоративной отчетности коммерческой организации: разработка и последующее уточнение концепции формирования корпоративной отчетности (внутренние регламенты); сбор финансовой (БФО) и нефинансовой (управленческая и др.) информации для составления корпоративной отчетности; составление корпоративной отчетности (формат отчетности); верификация и публикация корпоративной отчетности для всех заинтересованных пользователей; совершенствование реализуемой модели корпоративной отчетности для удовлетворения потребителей информации. Автором был проведен обзор состава интегрированного отчета коммерческих организаций за 2020 год. В ходе обзора были установлены основные направления раскрытия информации в структуре интегрированного отчета.

Ключевые слова

Корпоративная отчетность, стандартизация, цикл Шухарта - Деминга, концепция, финансовые и нефинансовые показатели.

JEL: M41

Osipova R. G.

TRANSFORMATION OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO FORMATION OF CORPORATE REPORTING

Annotation

The article explores the directions of standardization of corporate reporting for commercial organizations. A methodology for the formation of corporate reporting of commercial organizations using the «pragmatic axioms» of the Shewhart-Deming cycle has been developed. The main stages of formation of corporate reporting of a commercial organization are identified: development and subsequent refinement of the concept of formation of corporate reporting (internal regulations); collection of financial (BFO) and non-financial (management, etc.) information for the preparation of corporate reporting; preparation of corporate reporting (reporting format); verification and publication of corporate reporting for all interested users; improvement of the implemented model of corporate reporting to satisfy consumers of information. The author reviewed the composition of the integrated report of commercial organizations for 2020. During the review, the main directions of information disclosure in the structure of the integrated report were established.

Keywords

Corporate reporting, standardization, Shewhart-Deming cycle, concept, financial and non-financial indicators.

Введение. Для реализации потенциала корпоративной ответственности бизнеса необходим комплексный, системный подход к исследованию современной экономики и предпринимательства. Основной целью является разработка стандартизированного подхода. Следует отметить, что в отечественной научной литературе до сих пор нет определенной завершенности ни в терминологии, ни в методических основах интегрированной корпоративной отчетности, ни в конкретизации и унификации понятий, разъясняющих соответствующие положения и особенности их применения. Необходимость стандартизации интегрированной корпоративной отчетности состоит в том, чтобы внутренним и внешним пользователям этой отчетности обеспечить гаран-

тии качества информации и возможности правильной интерпретации и принятия эффективных управленческих решений, поддержания корпоративной ответственности.

Методы и результаты. Внешним пользователям достаточно трудно проводить сопоставления показателей разных коммерческих организаций - конкурентов в рамках одной отрасли. Поэтому возникает острая необходимость в стандартизации формата корпоративной отчетности коммерческих организаций и разработке минимального набора показателей, что облегчит восприятие и повысит значимость этой отчетности. Стандартизация удобна и важна как для составителей корпоративной отчетности, так и для стейкхолдеров. В связи с этим иссле-

дуем направления стандартизации корпоративной отчетности для коммерческих организаций.

В настоящий момент вопросы формирования корпоративной отчетности рассматриваются в контексте устойчивого социально-экономиче^ого развития общества, а также бережного и эффективного ^пользования природных ре-cурcов. Информационная открытость организации становится главным условием доверия к бизнесу со стороны кредиторов, а корпоративная отчетность является одним из основных инструментов ее достижения.

Особую актуальность приобретает анализ ^временных методик формирования корпоративной отчетности коммер-чежими организациями. Однако следует отметить, что исследовать методики формирования корпоративной отчетности не представляется возможным ввиду отсутствия таковых. Рассмотрим методики формирования корпоративной отчетности для формирования эмпирической базы исследования.

Разработка методики формирования корпоративной отчетности связана с отсутствием установленной формы и содержания корпоративной отчетности. Осуществление фундаментальных концепций и ведущих принципов, которые лежат в основе корпоративной отчетности, дополняют элементы содержания корпоративного учета1. Без формирования структурных элементов информации невозможно получить целостное представление о способности экономического субъекта к созданию ценности, уменьше-

нии затрат на поиск и анализ информации заинтересованными лицами. Формирование корпоративной отчетности - это не разовая процедура, а непрерывный процесс, так как информация пользователям необходима постоянно2. Более того, все в природе, экономике, производстве и других процессах развивается циклично. Впервые обратил внимание на цикличность протекающих процессов Шухарт в 1939 году, впоследствии его теория была доработана и усовершенствована концепцией Деминга, и интеграция идей этих ученых получила название цикла Шухар-та - Деминга.

Методика формирования корпоративной отчетности коммерческими организациями на основе цикличного подхода Шухарта - Деминга представлена на рисунке 1.

Рассмотрим подробнее эти этапы в рамках данной методики.

Первые этап - разработка и последующее уточнение концепции формирования корпоративной отчетности (внутренние регламенты). Суть этого этапа заключается в выборе концепции, отражающей основные стороны корпоративной отчетности, принципы ее подготовки (классические и прочие принципы, которые зависят от вида нефинансовой отчетности или их интеграции (экологическая, социальная и т.д.)) и структурные элементы.

Целесообразно применять следующие концепции составления корпоративной отчетности: нормативно-правовая; фондовая; концепция наращения капитала.

Формирование корпоративной отчетности на основе нормативно-правовой

1 Современные тенденции развития отчетности

хозяйствующих субъектов / Е.Н. Макаренко, Н.Т. Лабынцев, И.В. Алексеева [и др.]. Ростов н/Д: Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), 2019. 514 с.

учет. 2015. № 12 (354). С. 25-34.

концепции основано на эволюционном развитии этой отчетности. Однако в настоящее время научное обоснование и нормативное регулирование вопросов представления корпоративной отчетности раскрыто еще не в полной мере.

Фондовая концепция основывается на важности взаимосвязи деловых партнеров в рамках коммерческой организации, привлечения капитала лиц, самостоятельно не занимающихся предпринимательской деятельностью, что актуально и практически применимо при формировании корпоративной отчетности коммерческих организаций.

Концепция наращения капитала. Корпоративная отчетность необходима для удовлетворения информационных запросов широкого круга лиц, при этом сохраняя и наращивая номинальный и реальный рисковый (венчурный) финансовый капитал. В этом случае организация заинтересована в осуществлении большего раскрытия финансовой и нефинансовой информации и через подобный механизм наращивании своей капитализации.

На втором этапе «Сбор финансовой (БФО) и нефинансовой (управленческая и др.) информации для составления корпоративной отчетности» необходимо обозначить источники информации для формирования такой отчетности. Информационной базой для корпоративной отчетности является как финансовая, так и нефинансовая информация в виде различных отчетов (стратегия развития коммерческой организации, управленческий, социальный, экологический, интегрированный отчет, отчет о рисках и др.)3.

3 Алексеева И.В. Корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 41 (383). С. 32-41.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность играет важную роль и является законодательно закрепленным источником информации для внешних пользователей.

Нефинансовая информация имеет место в каждой коммерческой организации, и в современном мире вектор интересов внешних пользователей отчетности сконцентрирован в большей степени на этих показателях, так как они оказывают огромное влияние на рост стоимости компании и ее деловую репутацию.

Поэтому, исходя из сформированных на первом этапе внутренних регламентов составления корпоративной отчетности коммерческой организации, информационной базой для ее формирования будут источники, которые покрывают информационные запросы составителей этой отчетности, от качества которых будет зависеть и сама отчетность.

Третий этап «Составление корпоративной отчетности (финансовой и нефинансовой) на основе ее закрепленных форматов» предполагает непосредственное формирование корпоративной отчетности, исходя из утвержденных в конкретной коммерческой организации внутренних регламентов (учетная политика для целей составления различных видов отчетности, внутреннее положение по корпоративной отчетности, концепция и т.д.) и форматов отчетности различных видов, входящих в состав корпоративной отчетности. На практике формируется интегрированная отчетность в коммерческих организациях, которая является корпоративной отчетностью самого высокого

4

уровня интеграции .

4 Алексеева И.В. Развитие содержания интегрированной отчетности в условиях устойчивого развития экономики // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. 2015. № 1. С. 87-91.

Рисунок 1 - Методика формирования корпоративной отчетности коммерческими организациями на основе цикличного подхода Шухарта - Деминга5

1 Составлен автором.

На официальных сайтах крупных коммерческих организаций можно увидеть очень разнородный состав информации, раскрываемой в интегрированной отчетности. Это объясняется тем, что интегрированная отчетность в настоящее время находится на этапе становления. На сайте РСПП за 2020 год представлено 108 нефинансовых отчетов, в том числе 45 интегрированных. Проанализировав 45 интегрированных отчетов российских коммерческих организаций за 2020 год, которые размещены на сайте РСПП, отметили, что 12 компаний относятся к энергетическому сектору экономики, 6 -к металлургической и горнодобывающей отрасли, 5 - ритейлу, 5 - транспорту, дорожному строительству и логистическим услугам, 4 - химической, нефтехимической, парфюмерной промышленности, 3 -финансам и страхованию, 3 - производству машин и оборудования, 3 - нефтегазовой отрасли, 2 - телекоммуникационной отрасли и связи, 1 - деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности, 1 - производству пищевых и других потребительских товаров.

Проведенный обзор состава интегрированного отчета 45 российских коммерческих компаний за 2020 год позволил установить основные направления раскрытия информации в структуре интегрированного отчета. Анализ структуры интегрированного отчета, формируемого 45 исследуемыми коммерческими организациями, дал возможность выявить следующие элементы содержания.

1. О компании (обращение к руководству). Практически все исследуемые коммерческие организации (97 %) раскрывают общую информацию, характеризующую компанию, например миссию, ключевые события за отчетный год, бизнес-модель, факторы инвестиционной привлекательности, географию деятельности и др.

2. Стратегический обзор (отчет) формируют 95 % исследуемых компаний. В стратегическом обзоре (отчете) наиболее часто раскрывается стратегия компании, обзор рынка, положение компании в отрасли, управление рисками, стратегические риски, влияние COVID-19, инвестиционная деятельность, цифровая трансформация и др.

3. Результаты деятельности компании за отчетный период (обзор деятельности). Эту информацию, в которой отражается финансовый обзор, операционные результаты, развитие персонала, исследования и инновации и др., раскрывает 51 % исследуемых компаний.

4. Устойчивое развитие. Эту информацию приводят 75 % компаний из числа исследуемых. В этом пункте интегрированного отчета исследуемые компании раскрывают подход к управлению устойчивым развитием, социальную политику, информацию об охране труда и промышленной безопасности, защите прав человека, охране окружающей среды, энергоэффективности и др. Цифровые технологии открывают новые возможности для формирования интегрированного отчета в интерактивной форме, в рамках которого устанавливаются взаимосвязи между важнейшими аспектами деятельности и показателями, раскрываемыми в различных видах отчетности (финансовая отчетность, отчетность в области устойчивого развития и др.).

5. Годовой отчет / операционный отчет. Данную отчетность составляют только 6 % исследуемых компаний, таких как МСП Банк, ПАО «КАМАЗ», группа компаний «Детский мир». В этой части интегрированного отчета названные компании раскрывают информацию об утверждении годового отчета, границы отчетности, описание процесса определения существенных тем, методику подготовки данных, заверение и др.

6. Все виды капитала в соответствии с концепцией множественности капитала. Подробное раскрытие в интегрированном отчете всех видов капитала в соответствии с концепцией множественности капитала осуществляют только две компании: АО «Сетевая компания» и ПАО «ОГК-2», что составляет только 4 % от числа исследуемых коммерческих организаций. В отчетах этих компаний подробно приводится информация о финансовом, производственном, интеллектуальном, человеческом, социально-репу-тационном, природном капиталах. Каждый вид капитала характеризуется с позиций увеличения стоимости соответствующего вида капитала. В этих компаниях этот раздел интегрированного отчета раскрывает информацию, исходя из его классического определения, с акцентом только на стоимость компании.

7. Социальные /экологические аспекты. Эту информацию в отдельном разделе интегрированного отчета приводит только одна компания (ПАО «СИБУР-Холдинг») из числа исследуемых. Эта компания в интегрированном отчете отдельно раскрывает социальные аспекты в разрезе социокультурного разнообразия и равные возможности, подход к управлению персоналом, взаимодействие с персоналом, обучение и развитие, охрану труда и др. Раздел «Экологические аспекты» представляет информацию о снижении климатического воздействия и выбросов, парниковых эффектах, энергоэффективности и снижении климатического воздействия, энергопотреблении и энергоэффективности, об охране окружающей среды, о выбросах загрязняющих веществ, об управлении отходами и иные данные. Следует отметить, что в интегри-ррованном отчете этой компании информация об устойчивом развитии не приводится, так как отдельно раскрываются социальный аспект деятельности компании и экологический. В остальных компаниях

эти вопросы отражаются в элементе «Устойчивое развитие».

8. Технологии в бизнесе. Эту информацию в интегрированном отчете выделяют в отдельный элемент содержания три компании, такие как ПАО «СИБУР-Холдинг», ПАО «М.Видео», X5 Retail Group, что составляет 6 % от числа исследуемых компаний. В этой части отчета описывается использование цифровых технологий, таких как аналитика данных и машинное обучение, производственная схема, ответственная цепочка поставок, транспорт, логистика и др. На наш взгляд, эту информацию в отдельную часть отчета нецелесообразно выделять, она вполне может быть описана в части отчета, характеризующей компанию.

9. Корпоративная (социальная) ответственность раскрывается в интегрированном отчете четырьмя компаниями: ПАО «ФосАгро», Международным аэропортом Шереметьево, ПАО «МРСК Центра», что составляет 6 % от числа исследуемых организаций. Например, этот элемент интегрированного отчета содержит информацию о принципах корпоративной отчетности, управлении вопросами устойчивого развития, взаимодействии с заинтересованными сторонами, информационной безопасности, взаимодействии с клиентами (ПАО «МРСК Центра»), корпоративных ценностях, коллективном договоре и социальном пакете, охране труда, заботе о здоровье сотрудников, ресурсосбережении и экологии, социальных аспектах обслуживания пассажиров, добросоветстных деловых практиках и так далее (Международный аэропорт Шереметьево).

10. Финансовую отчетность в составе интегрированного отчета приводят 35 % компаний, что составляет 16 компаний из 45 числа исследуемых. Это такие компании, как ПАО «ОГК-2», ПАО «ФСК ЕЭС» («Россети»), АО «СУЭК», ПАО «М.Видео», X5 Retail Group, ПАО «ММК», ПАО «НЛМК», Международный

аэропорт Шереметьево, АО «МХК «Ев-роХим», АО «ФГК», Группа «Черкизово», ПАО «Уралкалий», ПАО «ФосАгро», ПАО «МегаФон», Почта России, Банк ВТБ (ПАО). То, что коммерческие организации раскрывают в составе интегрированной отчетности бухгалтерскую (финансовую) отчетность, консолидированную отчетность, свидетельствует о повышении уровня зрелости интегрированной отчетности. В перечисленных компаниях следует отметить стратегический уровень зрелости интегрированной отчетности, в которой увязана финансовая и нефинансовая информация.

11. Корпоративное управление (отчет о корпоративном управлении) раскрывают в составе интегрированного отчета 95 % исследуемых организаций, то есть пратически все компании, за исключением двух (Почта России и МСП Банк). В этом элементе содержания отчета представлены, например, структура и органы корпоративного управления, система внутреннего контроля и аудита, система управления рисками (Международный аэропорт Шереметьево), наблюдательный совет, правление, взаимодействие с акционерами и инвесторами, информационная политика и раскрытие информации (Банк ВТБ (ПАО)); отчет о вознаграждении, органы контроля, антикоррупционная деятельность, урегулирование конфликта интересов (ПАО «ФСК ЕЭС» («Россети»)) и т.д.

12. Приложения. Этот элемент интегрированного отчета раскрывают 40 из 45 исследуемых компаний, что составляет 89 %. В этом элементе отчета все компании раскрывают разную информацию. Одна категория компаний приводит дополнительные данные, отраженные в отчете. Например, Банк ВТБ (ПАО) приводит данные об акционерном капитале, дивидендах, лицензии, отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления и пр. Другая категория компаний приводит бухгалтерскую (финансовую) отчетность, консоли-

дированную отчетность, документы, подтверждающие прохождение процедуры заверения (подтверждения) интегрированного отчета. Например, публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» приводит аудиторское заключение независимого аудитора, пакет бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной отчетности.

Приведенный обзор и анализ раскрытия информации в интегрированных отчетах, представленных на сайте РСПП за 2020 год, показал, что подавляющее большинство компаний раскрывают информацию в следующих аспектах.

1. О компании (обращение к руководству).

2. Стратегический отчет.

3. Результаты деятельности компании.

4. Устойчивое развитие.

5. Корпоративное управление.

6. Приложения.

Следует отметить, что в 2021 году Банк России выпустил «Информационное письмо о рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ»6. Этот документ ориентирует рассмотренные компании на значительные изменения в раскрытии информации. Поэтому форматы отчетов, которые составлялись коммерческими организациями в 2020 году, должны быть трансформированы с учетом актуальных нормативно-правовых актов.

Таким образом, реализуемый коммерческими организациями формат отчетности должен содержать релевантную информацию, которая позволит внешним

6 Информационное письмо Банка России от 12.07.2021 № ИН-06-28/49 «Информационное письмо о рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ».

пользователям принимать эффективные управленческие решения. В связи с этим в составе корпоративной отчетности целесообразно раскрыть интеграцию финансовой и нефинансовой информации, которая удовлетворяет информационные запросы стейкхолдеров.

На четвертом этапе «Верификация и размещение корпоративной отчетности для всех заинтересованных пользователей» целесообразно провести процедуру верификации корпоративной отчетности. Публикация корпоративной отчетности осуществляется коммерческой организацией традиционными и альтернативными средствами. К традиционным средствам относят: представление корпоративной отчетности на общем собрании собственников коммерческой организации в составе годового отчета; публикацию в официальной прессе и издание многотиражных брошюр и буклетов. К альтернативным средствам размещения в форме подачи информации о корпоративном управлении относят: публикацию корпоративной отчетности в сети Интернет посредством представления ее на собственном официальном сайте компании, на сайте общественных профессиональных сообществ (РСПП и др.), участия в конкурсах на лучшую практику формирования отчетности.

На пятом этапе «Совершенствование реализуемой методики корпоративной отчетности в целях повышения ее прозрачности, открытости и удовлетворения запросов потребителей информации» осуществляется процесс мониторинга реализуемой модели формирования корпоративной отчетности на предмет поиска слабых мест. Формирование корпоративной отчетности - процесс динамичный, направленный на постоянное улучшение качества отчетности. Основная цель данного этапа - регулярный мониторинг реализуемой концепции формирования корпоративной отчетности, в результате которого осуществляет-

ся выявление улучшений данного процесса. Выявленные улучшения ведут к более совершенной системе формирования и представления корпоративной отчетности. Частным критерием совершенствования методики формирования корпоративной отчетности является улучшение каждого из этапов путем осуществления внутреннего аудита (контроля) информационной базы, определения узких мест и т.д.

На этом этапе заканчивается первый замкнутый цикл формирования корпоративной отчетности и вносятся корректировки в реализуемую концепцию и внутренние регламенты, исходя из влияния факторов внешней среды (изменение законодательства, COVГО-19 и другие), реструктуризации бизнес-процессов, выявленных узких мест, резервов роста, появившихся интерактивных технологий представления отчетности и т.д.

После внесения корректировок в процесс формирования корпоративной отчетности коммерческой организации он переходит на следующий уровень, и так продолжается по спирали до бесконечности, но в рамках жизненного цикла компании. На каждом более высоком витке формирования корпоративной отчетности коммерческой организации растет уровень зрелости и качество отчетности при условии совершенствования процесса ее формирования.

Заключение. Таким образом, предлагаемая методика формирования корпоративной отчетности коммерческих организаций на основе цикличного подхода Шухарта - Деминга заключается в выделении следующих пяти этапов: разработка и последующее уточнение концепции формирования корпоративной отчетности (внутренние регламенты); сбор финансовой (БФО) и нефинансовой (управленческой и др.) информации для составления корпоративной отчетности; составление корпоративной отчетности (финансовой и

нефинансовой) на основе ее закрепленных форматов; верификация и размещение корпоративной отчетности для всех заинтересованных пользователей; совершенствование реализуемой модели корпоративной отчетности в целях повышения ее прозрачности, открытости и удовлетворения запросов потребителей информации. Данные этапы последовательно реализуются в рамках замкнутого цикла на определенном уровне зрелости. Далее с учетом влияния различных факторов (внешних и внутренних) происходит улучшение качества корпоративной отчетности коммерческой организации на каждом последующем уровне зрелости отчетности, и так до бесконечности, исходя из жизненного цикла компании.

Библиографический список

1. Алексеева И.В. Развитие содержания интегрированной отчетности в условиях устойчивого развития экономики // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. -2015. - № 1. - С. 87-91.

2. Алексеева И.В., Осипова Р.Г. Развитие ключевых характеристик дефиниции «корпоративная отчетность» // Международный бухгалтерский учет. -2015. - № 12 (354).

3. Алексеева И.В., Осипова Р.Г. Корпоративная социальная отчетность в условиях устойчивого развития экономики // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 41 (383).

4. Деминг У.Э. Лекция перед японскими менеджерами в 1950 г.: пер. Ю.П. Адлера и В.Л. Шпера // Методы менеджмента качества. - 2000. - № 10. -С. 24-29.

5. Животовская А.Г. Роль корпоративной отчетности в оценке инвестиционной привлекательности компании //

Проблемы безопасности российского общества. - 2014. - № //. - С. 146-154.

6. Картычак О.И. Качественная корпоративная отчетность как гарантия успешного проведения // Научный вестник Одесского национального экономического университета. - 2015. - № 5 (225). -С. 53-68.

7. Кузнецова Л.Н. Развитие бухгалтерского учета на основе концепции бенчмаркинга: монография. - Ростов н/Д: АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ, 2014.

8. Локтева Ю.А., Дегтяренко Я.В. Современные проблемы формирования корпоративной отчетности в условиях устойчивого развития экономики // Актуальные проблемы и пути развития бухгалтерского учета, налогообложения и статистики: материалы региональной научно-практической конференции. - Ростов н/Д, 2016. - С. 50-53.

9. Лоханова Н.А. Состав показателей интегрированной корпоративной отчетности - возможный подход к структуризации // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 456.

10. Современные тенденции развития отчетности хозяйствующих субъектов / Е.Н. Макаренко, Н.Т. Лабынцев и др.; под редакцией д.э.н., профессора Н.Т. Лабын-цева. - Ростов н/Д: ИПК РГЭУ (РИНХ), 2019. - 480 с.

11. Мелихов В.А. Организационно-методические аспекты аудита интегриро-ваннной отчетности и верификации нефинансовой информации // Аудит. - 2020. -№ 4. - С. 37-41.

Bibliographic list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Alekseeva I.V. Development of the content of integrated reporting in the conditions of sustainable development of the economy // Scientific Bulletin of the Volgograd branch of the RANEPA. Series: Economy. - 2015. - No. 1. - Pр. 87-91.

2. Alekseeva I.V., Osipova R.G. Development of key characteristics of the definition of «corporate reporting» // International Accounting. - 2015. - No. 12 (354).

3. Alekseeva I.V., Osipova R.G. Corporate social reporting in the conditions of sustainable development of the economy // International Accounting. - 2015. - No. 41 (383).

4. Deming W.E. Lecture to Japanese managers in 1950: translated by Yu.P. Adler and V.L. Shper // Methods of quality management. - 2000. - No. 10. - Рр. 24-29.

5. Zhivotovskaya A.G. The role of corporate reporting in assessing the investment attractiveness of the company // Problems of security of the Russian society. -

2014. - No. 3/4. - Рр. 146-154.

6. Kartychak O.I. High-quality corporate reporting as a guarantee of successful implementation // Scientific Bulletin of the Odessa National Economic University. -

2015. - No. 5 (225). - Рр. 53-68.

7. Kuznetsova L.N. Development of accounting based on the concept of bench-

DOI 10.54220/1994-0874.2022.65.1.013 УДК 657.6

marking: monograph. - Rostov n/D: APSN SKNTS VS SFedU, 2014.

8. Lokteva Yu.A., Degtyarenko Ya.V. Modern problems of formation of corporate reporting in the conditions of sustainable development of the economy // Actual problems and ways of development of accounting, taxation and statistics: Materials of the Regional scientific-practical conference. -Rostov n/D, 2016. - Pp. 50-53.

9. Lokhanova N.A. The composition of indicators of integrated corporate reporting - a possible approach to structuring // Modern problems of science and education. -2012. - No. 6. - Pp. 456.

10. Modern trends in the development of reporting of business entities / E.N. Ma-karenko, N.T. Labyntsev and others; edited by Doctor of Economics, Professor N.T. Labyntsev. - Rostov n/D: RGEU Publishing House (RINH), 2019. - 480 p.

11. Melikhov V.A. Organizational and methodological aspects of the audit of integrated reporting and verification of non-financial information // Audit. - 2020. -No. 4. - Pp. 37-41.

Хахонова Н.Н., Емельянова И.Н.

ОЦЕНКА АУДИТОРАМИ ВЛИЯНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ОРГАНИЗАЦИЮ КОНТРОЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА АУДИРУЕМОГО СУБЪЕКТА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования и оценки учетной политики хозяйствующих субъектов в ходе проведения аудиторской проверки. Кризис национальной и мировой экономики привел к созданию отдельными аудируемыми лицами контрольно-ориентированной системы бухгалтерского учета, что обусловило возникновение ряда специфических методологических и методических вопросов в теории аудита, требующих своего решения. В статье исследованы особенности, присущие контрольно-ориентированной системе бухгалтерского учета, и раскрыты основные аспекты формирования ее инструментария. Отличительной чертой контрольно-ориентированной системы бухгалтерского учета является ее ориентация на построение эффективной системы внутреннего контроля в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.