Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОИЗВОДСТВО / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ / НЕ НЕФТЯНОЙ СЕКТОР / STATE PROGRAMS / FOOD INDUSTRY / INDUSTRIAL ENTERPRISES / MANUFACTURING / FIELD STRUCTURE / ECONOMIC REFORMS / NON-OIL SECTOR

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бабаева З.Р.

Основной целью экономических реформ является переход к устойчивому социально-экономическому развитию. Для развития регионов необходимо определить их перспективного направления. Развитие пищевой промышленности требует эффективного использования сельхозпродуктов, производства качественной продукции и рационального размещения промышленных предприятий. Принятые Государственные Программы имеют особое значение в социально-экономическом развитии регионов, открытии новых предприятий, предусмотренных планом, в повышении эффективности территориальной организация пищевой промышленности в регионах страны.Для развития промышленности в регионах большое значение приобретает наличие богатого и разнообразного источника сырья. Для развития пищевой промышленности требуется создание новых объектов переработки, повышение продуктивности и объема производства в сельском хозяйстве. Эти меры позволить совершенствование отраслевой структуры городов и поселков, повышению занятости населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бабаева З.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF STATE PROGRAMS FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS IN IN THE DEVELOPMENT OF THE FIELD STRUCTURE OF FOOD INDUSTRY

The essential purpose of economic reforms is ensuring the transition to sustainable socio- economic development. It is necessary to identify the perspective directions for the development of regions. The development of the food industry requires the efficient use of agricultural products, the production of high-quality products and the sufficient placement of industrial facilities. Admitted state programs play an important role in the socio- economic development of the regions, the establishing of new enterprises, and the effectiveness of the territorial organization of the food industry in the regions of the country.Four state programs have been adopted with the aim of sustainable socio-economic development of the regions of the Republic, to accelerate the use of the potential of each economic and geographic region. According to the results of the implementation of state programs, the development is being experienced in economic indicators, and the areas of socio-economic development and the carrying out measures have played an important role in improving the living standards of the population. To supply the demand for industrial products in the country, the opening of new industrial enterprises indifferent regions are required.Each the economic and geographic region has the potential for the development of a number of industries following the overall level of development of production, population and other local needs. At the same time, depending on local demand considerable differences have formed in the level of industrial development and the structure of production sectors at the moment.Up to 7.0% (3345.8 million manats) of the country’s industrial outputs is produced in the food industry. 13.4% (28,300 people) of labour resources are employed by enterprises in this sector. Therefore, it is requested to take measures to improve the territorial organization of the food industry and to establish novel enterprises.Materials have been collected over many years for the purpose of research by the author, as well as reports from the Ministry of Economy on the implementation of 3 State programs in the socio-economic areas of the regions, and scientific literature dedicated to the territorial organization of industry.The reports of the State Statistics Committee statistical is the base of the study. Comparative analysis, statistical and mathematical analysis methods were used in the preparation of the article. By using these materials the economic and the geographical assessment of the results of the implementation of state programs were evaluated.Azerbaijan has favourable conditions for the development of the food industry, raw material base, inexpensive labour and consumer potential. This area is of great importance in providing the population with jobs and food. In the course of implementation of state programs, the non-oil sector has been developed, conditions were created for efficient use of the economic potential of the regions, entrepreneurial development has been accelerated, local production facilities and processing facilities have been restored.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Учёные записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. Том 6 (72). № 2. 2020 г. С. 30-41.

УДК: 47924. 338.92

ЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Бабаева З. Р.

Институт Географии им. акад. Г. А Алиева НАНА, г. Баку, Азербайждан

E-mail: z. ismayilova@gmaiL com

Основной целью экономических реформ является переход к устойчивому социально-экономическому развитию. Для развития регионов необходимо определить их перспективного направления. Развитие пищевой промышленности требует эффективного использования сельхозпродуктов, производства качественной продукции и рационального размещения промышленных предприятий. Принятые Государственные Программы имеют особое значение в социально-экономическом развитии регионов, открытии новых предприятий, предусмотренных планом, в повышении эффективности территориальной организация пищевой промышленности в регионах страны.

Для развития промышленности в регионах большое значение приобретает наличие богатого и разнообразного источника сырья. Для развития пищевой промышленности требуется создание новых объектов переработки, повышение продуктивности и объема производства в сельском хозяйстве. Эти меры позволить совершенствование отраслевой структуры городов и поселков, повышению занятости населения.

Ключевые слова: государственная программа, пищевая промышленность, промышленное предприятие, производство, отраслевая структура, экономические реформы, не нефтяной сектор.

ВВЕДЕНИЕ

Пищевая промышленность является одним из основных отраслей хозяйства. Как важная трудоемкая отрасль промышленности, она имеет особое значение в обеспечении населения рабочими местами и продовольственными товарами. В отраслевой структуре средних и малых городов пищевая промышленность в 70-80-х гг. ХХ века занимала ведущее место в производстве промышленной продукции и занятости населения.

В Азербайджане для развития пищевая промышленности имеются благоприятное условие, сырьевая база, дешевые трудовые ресурсы и потребительский потенциал. В сельском хозяйстве страны долгое время выращивание овоще-бахчевых культур и виноградарство считалось одним из основных отраслей специализации [14]. Для переработки продуктов этих отраслей функционировали огромное количество первичных перерабатывающих предприятий и несколько предприятий, производящих конечной продукции. Они обеспечивали рабочими местами треть трудовых ресурсов республики. Их предприятие были размещены в городах Баку, Гянджа, Нахчыван, Хачмаз, Лянкяран, Сумгаит, Мингячевир и др. В республике также работали Рыбоконсервные предприятие в нескольких городах и поселках [8, 11].

В переходный период с разрывом экономических связей, старением технологии, способа производства и управления предприятиями были остановлены большинство

объекты пищевой промышленности. В ходе аграрных реформ наблюдались упадки в производстве продуктов, обеспечивающие сырьем предприятий пищевой промышленности. К этим отраслям можно отнести виноградарство, табаководство, чаеводство, заготовки животноводческих продуктов.

В ходе экономических реформ были предприняты серьезные меры для восстановления ранее действующих предприятий и были созданы несколько новых. Эти меры предусмотрены в нескольких Государственных Программах, в том числе ГП по социально-экономическому развитию регионов [15-18], «ГП по развитию промышленности в 2015-2020 гг» [19], «Азербайджан - 2020» [20] и др.

Выполнение этих ГП дали своих результатов. За последние годы уже наблюдаются определенные сдвиги. Но, пока еще в пищевой промышленности производится около 7,0% (3345,8 млн. ман.) промышленной продукции. В предприятиях этой отрасли занимаются 13,4% (28,3 тыс. чел) трудовых ресурсов [2]. Поэтому требуется дальнейшие меры по совершенствованию территориальной организации этой отрасли, создание новых предприятий, а также проведение научных исследований в этом направлении.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Пищевая промышленность страны долгое время исследуется азербайджанскими учеными. Начиная с 60-х годов были изучены экономико-географические особенности размещения промышленности в стране, ее роль в развитии регионов, в занятости населения. Среди этих ученых можно отметить исследования А. А. Надирова [12], А. М. Гаджизаде [7, 8], С. К. Гусейнова [11], З. Самедзаде [13], З. Н. Эминова, Н. Г. Эюбова, Н. А. Пашаева [9, 10, 14] и других.

Для исследования был использован материал, собранный автором за долгие годы, а также отчет Министерство Экономики о ходе выполнения 3-х ГП по социально-экономическому развитию регионов, научная литература, посвященная территориальной организации промышленности [8, 9, 12-14]. Статистической базой исследования является отчеты Госкомстата республики [1-6, 21].

В статье использованы методы сравнительного анализа, изучения истории территории, статистического и математического методов. На основе этих материалов дана экономико-географическая оценка результатам выполнения ГП, определены основные направления перспективного развития регионов.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Проведение экономических реформ, соответствующих требованиям рыночной экономики, процессы приватизации, развитие свободного предпринимательства с вовлечением в производственный оборот трудовых ресурсов, открытие новых рабочих мест явился толчком роста внутреннего валового продукта. Выполнение подписанного в 1994 г «Контракта века» создали условия для привлечения иностранных инвестиций в страну, одновременно для достижения развития экономики доходы от добычи нефти и газа направляются на развитие ненефтяного

31

сектора, что является важной задачей, стоящей перед государством. С этой точки зрения, целью экономической политики государства является развитие регионов.

Для устойчивого экономического и социального развития всех регионов республики и ускорении использования потенциала каждого экономико-географического района были приняты: 11 февраля 2004 г. «Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008гг)» [15], 14 апреля 2009 г. «Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (20092013 гг.)» [16], 27 февраля 2014 г. «Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2014-2018 гг.)» [17] и др., выполнение которых приобретет большое значение в развитии промышленности. Сегодня в стране выполняется четвертая ГП по развитию регионов [18].

Целью выполнения государственных программ является укрепление экономики, расширение развития отдельных отраслей промышленности, направленное на уменьшение импорта продовольственной продукции.

Государственные Программы (ГП) социально-экономического развития регионов, в предусмотренных плановых мерах, направленных на развитие промышленности, включают - рациональное использование сырья и природных ресурсов, восстановление предприятий и строительство новых, обеспечение местного населения рабочими местами, поддержка предпринимательской деятельности и улучшение инвестиционной среды и др. вопросы. Рациональное использование местных природных ресурсов и сырья, в основном расширение посевных площадей сельскохозяйственных культур, увеличение количества предприятий по переработке растениеводческой и животноводческой продукции может привести к сокращению импорта продуктов. В экономико-географических районах имеются предприятия, производство продукции которых известны не только в пределах страны, но и за ее пределами. С этой точки зрения предусмотрено восстановление производства на некогда действовавших предприятиях или же открывать новые производственные предприятия, оснащенные современным оборудованием. В поддержку предпринимательству в экономико-географических районах создание благоприятной инвестиционной среды создадут условия для обеспечения населения работой и повышению уровня занятости [3].

По итогам выполнения Государственной Программы социально-экономического развития Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.) наблюдаются определенные сдвиги в экономических показателях, в области социально-экономического развития, осуществление предусмотренных мер сыграли важную роль в повышении жизненного уровня населения. Во многом, для удовлетворения в республике потребности в промышленной продукции, требуется в различных частях регионов открыть промышленные предприятия. Предприятия, специализируясь на производстве различной продукции, могут удовлетворить потребность в целом по республике или в определенной части территории. Этот вопрос социально-экономического развития регионов находится в центре внимания

32

Государственной Программы.

В развитии пищевой промышленности в первую очередь должна быть достаточная сырьевая база. Географическое размещение сырьевой базы по экономико-географическим районам меняется в соответствии с местными потребностями [14]. В государственных программах социально-экономического развития регионов уделяется особое внимание этому вопросу. В целях повышения эффективности экономики и сокращения безработицы в регионах - в чаеводстве, производстве сахара, в развитии виноградарства и переработке сырья осуществляются меры, предусмотренные программой, что способствует развитию пищевой промышленности. С этой целью были подготовлены следующие государственные программы: «Развитие рисоводства в Азербайджанской Республике» (2018-2025 гг); «Развитие цитрусового плодоводства в Азербайджанской Республике» (2018-2025гг), «Развитие чаеводства в Азербайджанской Республике» (2018-2027 гг), а также «Развитие животноводства и рациональное использование пастбищ в Азербайджанской Республике» (2019-2023 гг) и др [5]. За период 2004-2008 гг в социально-экономическом развитии регионов, в соответствии с Государственными Программами, в Чайкенде был восстановлен завод по разведению осетровых, в Мингячевире - завод по производству пива, в Имишли - завод по производству сахара, в Ширване - переработка масла, в Сальянах - переработка молочной продукции, в Гейчае - производство гранатового сока, в Кюрдамире - консервный завод, в Саатлы - обработка солода, в Билясуваре -

[редприятие по переработке молока и молочной продукции (рис. 1) [15].

Рис. 1. Производство основных видов пищевых продуктов в 2004-2008 гг.

33

Для развития виноделия в Самухе ОАО «Самух-Шараб-1» восстановлено производство вина, в Шамкире - ААО «Завод Шампан». В Товузе и Еникенде -хозяйства по разведению рыбы, в Габала, с целью развития производства животноводческой продукции, восстановлена деятельность цеха по производству молочной продукции, в Гахе - цех по переработке фундука, в Шеки - предприятия по производству фруктовых соков, в Габала - консервный завод, предприятия по переработке молока и молочной продукции. В 2004г начали работать в Лянкяране -завод по производству томатной пасты, в Астаре - консервный завод по производству томата, в Лянкяране - предприятия по производству молока и молочной продукции, в Гяндже шоколадная фабрика, в Хачмазе - консервный завод «Кавказ».

В г. Нахчыван были открыты предприятия по переработке сухофруктов и производству пива, в Шаруре - производство хлебобулочных изделий, в Бабекском и Ордубадском - птицеводческое хозяйство [15].

В течении 2009-2013 гг увеличилось производство колбасных изделий в 2,7 раз, консервированных овощей и фруктов в 1,2 раза, растительного масла в 1,4 раз, производство сливок с содержанием жиров 6-29% в 11,1 раз, сливочного масла, сыра и творога, мучных изделий в 1,1 раз, кондитерских изделий в 1,2 раз, сахара в 1,3 раз (рис. 2). Сократилось производство рыбной продукции (включая рыбные консервы) и чая - в 1,4 раз [16].

Рис. 2. Производство основных видов пищевых продуктов в 2009-2013 гг.

34

С целью увеличения экспортного потенциала в развитии виноградарства была утверждена «Государственная программа развития виноградарства Азербайджанской Республики за 2012-2020гг». Удовлетворение потребности населения в столовых и сухих сортов винограда, в винодельческой и другой переработанной продукции, обеспечение перерабатывающих и винодельческих отраслей сырьем за счет внутреннего производства, обеспечение развитие других отраслей, связанных с виноградарством и виноделием, открытие новых рабочих мест, решение этих и других вопросов предусматривает программа.

В 2013 г отмечено сокращение импорта нескольких видов продукции пищевой промышленности, что является показателем расширения внутреннего производства. В течении 2009-2013гг в пределах г Баку в пос. Говсаны кампания «Milk Pro) LTD открыла новое предприятие по переработке молока, мощностью 250-300 т в сутки, где производится 41 вид продукции. Производственным объединением «Дуз» совместно с Азербайджанской инвестиционной кампанией, построен завод по производству соли, расположенного в окрестности озера Масазыр Апшеронского района. Производимая соль «Азердуз» и «Бизим дуз» («Наша соль») поставляется на азербайджанский и мировой рынок. Лаборатории предприятий оснащены самым современным оборудованием. Все химические процессы, а также контроль за качеством продукции, проводятся в лаборатории предприятия [16].

Упаковка товара производится от 500 г до 25 кг. В 2013 г. в Апшеронском районе были запущены в эксплуатацию заводы «Милла» по производству молочной продукции и мороженного, мощностью 250 т в сутки, в Сумгаите хлебопекарный цех, зерновой склад, в Баку - хлебозавод, мощностью 168 т в сутки.

В Гянджа-Газахском экономико-географическом районе начал действовать винодельческий завод, производящий 7 сортов вина, завод по переработке молочной продукции, цех по производству макаронных изделий; в Шамкирском районе действует винзавод ООО «Шарг улдузу» («Восточная Звезда»), в Товузском районе в с.Бозалганлы - завод по переработке молока, в Самухском районе ООО «НАА Агротара» - предприятие по сушке и обработке фруктов. Наряду с производством молочных продуктов на заводе по переработке молока и для обеспечения завода молоком, в окружающих селах были открыты 6 приемных пунктов, оснащенных холодильными камерами. ООО «Азерсун Холдинг»-ом в Газахском районе был открыт консервный завод [16].

В Аранском экономико-географическом районе были открыты хлебозавод, фабрика по переработке мяса, завод по переработке фруктов с производством сухофруктов и бехмеза. В Имишлинском районе ООО «Азерсун Холдинг» открыли фабрику по производству кормов и растительного масла «Грин Ланд».

В пределах экономического района во всех районных центрах имеются предприятия пищевой промышленности. В Агджабеды открыт новый завод по переработке молока, а в селе Агабейли - молочный комбинат «Атена», в Бардинском районе - хлебопекарные предприятия, в Имишлинском районе зернохранилищный комплекс «Краун КО», в Гедабекском районе завод по переработке молока «Халал Гида» и комплекс по заготовке, хранению и продаже овощей. В Биласуварском и

35

Сальянском районах за счет выгодных кредитов, выделенных Национальным фондом помощи предпринимательству, был открыт складской комплекс с холодильными установками [2, 4, 16].

В Губа-Хачмазском экономико-географическом районе в 2003 г был открыт «Кавказский Консервный завод», в Хачмазском районе - предприятие по производству пива.

В Шеки-Загатальском экономико-географическом районе были открыты предприятия по переработке фундука, цех по переработке кукурузы, зерновая кампания «Боллудере», хлебопекарные цеха, предприятия по переработке фундука и хурмы, хозяйства по разведению форели и рыбоводческие предприятия, завод по производству фруктовых соков, томатной пасты, варенья, предприятия по розливу столовой воды. В Огузском районе были открыты предприятия по переработке кукурузы и производству глюкозы, в Шекинском районе - завод по переработке вина, комплекс по заготовке, хранению и переработке зерна. Были открыты: в Габалинском районе ООО «Аспи-Агро», «Аспи-Винер» завод по переработке винограда, молочно-животноводческий комплекс, склад с холодильной камерой по хранению фруктов и овощей, в Загатальском районе - завод по переработке табака и молока [15-17].

В Горно-Ширванском экономико-географическом районе был восстановлен завод по переработке винограда «Исмаиллы Шараб-1». В Агсуинском районе сданы в эксплуатацию хлебозавод и завод по производству соков и вина ООО «Аз-Граната».

В Лянкяран-Астаринском экономико-географическом районе Национальным фондом помощи предпринимателям был отремонтирован и сдан в эксплуатацию консервный завод по переработке фруктов и овощей. В Джалилабадском районе на основе применения современных технологий, начал работать завод по приему и обработке винограда ОАО «Шараб-2», в Лянкяранском районе в с. Сютамурдов -консервный завод и чайная фабрика. Наряду с тем, что консервный завод обладает мощностью приема урожая 30 тонн в час, предприятие имеет линию стеклотары, линию наполнения и упаковки всех сортов джема и меда, а также линию маринования овощей и производству фруктовых соков. На чайной фабрике действуют цеха по первичной обработке чая, сортировочный и упаковочный.

В Нахчыванском экономико-географическом районе действуют: завод по розливу минеральной воды «Бадамлы», «Гямигая», в г. Нахчыван, Шарурском, Садаракском, Шахбузком, Ордубадском, Бабекском, Кенгерлинском - склады с холодильной камерой для хранения овощей и фруктов, предприятия по выпечке хлеба и хлебобулочных изделий, в г. Нахчыван и Бабекском районе - кондитерский цех, а также предприятия по переработке мяса и производству мясной продукции [15-17].

В течении 2014-2018 гг. наблюдался рост производственных показателей в производстве колбасных изделий в 2,5 раз, сливок с содержанием жиров 6-29% в 1,5 раз, кондитерских изделий в 1,6 раз, маргарина в 1,9раз, чая в 1,2 раз, наблюдалось сокращение в производстве растительного масла в 1,5раз, макаронных изделий в 2,2

36

эаз, сахара и песка в 2,0 раз (рис. 3) [3].

Рис. 3. Производство основных видов пищевых продуктов в 2014-2018 гг.

За период 2014-2018 гг. в Апшеронском экономико-географическом районе начали функционировать в г. Сумгаит фабрика по производству масла, предприятия по производству мясной и молочной продукции ООО «Захмат Рузи». В Губа-Хачмазском экономико-географическом районе - производственный комплекс «АБАД фактору», в Шеки - Загатальском экономико-географическом районе в Габалинском районе - предприятие по переработке картофеля, производству замороженного картофеля и чипсов, производство прохладительных напитков; в Гянджа-Газахском экономико -географическом районе - в Шамкире действует предприятие по выпечке хлеба, «Шамкирский агропарк», в Гедабекском районе -предприятие по производству лимонада ООО «Гедабекские минеральные воды»; в Аранском экономико-географическом районе - Агдашском районе - завод по переработке фруктов, в Уджарском районе - птицеводческий производственный комплекс «Марджан», в Бейлагане - пилотное зерновое хозяйство, в Сабирабаде птицеводческая фабрика, в Агджабединском - предприятия по выпечке хлеба и хлебобулочных изделий; в Горно-Ширванском экономико - географическом районе в Шемаха- виноградарский и винодельческий комплекс ООО» Ширван шараблары»; в Лянкяранском экономико-географическом районе - в Астаринском районе -фабрика по переработке чая ООО «Астарачай», в Джалилабадском районе -предприятие по очистке и упаковке зерновых и бобовых растений «ООО Авангард»,

37

в Лянкяранском районе - рисовый завод, чаеобрабатывающая фабрика «Лянкяран чай», выпускающая разные сорта чая, в Масаллинском районе - предприятие по переработке риса ООО «Масаллы немятляри» [3, 17].

В 2007 г. доля пищевой промышленности в общем производстве промышленной продукции страны составляла 2,5%, а в 2017г - 8,2%. В 2007 г. доля работников, занятых в пищевой промышленности составляла 10,5% от общей занятости в промышленности, в 2017 г. этот показатель составил 14% [3, 17].

Каждый из экономико-географических районов по уровню общего развития производства, численности населения и др. в соответствии местным требованиям, обладают благоприятными условиями для развития ряда отраслей промышленности. Однако, в настоящее время, в связи с местными потребностями, между экономико-географическими районами имеются различия в уровне развития промышленности и полным устройством производства. Именно, поэтому основной целью Государственной Программы, является устранение разницы, имеющейся в развитии регионов. В Государственной Программе предусмотрен целый ряд мер, охватывающие разные отрасли, включающие обеспечение устойчивого развития, развитие отраслей промышленности в экономических районах и др. С учетом природных условий экономических районов, определены специализация отраслей и направлений развития.

Анализ показывает, что наравне с положительными изменениями, равновесие в развитии между регионами полностью не достигнуто. Однако в развитии регионов, в занятости населения, в развитии сельскохозяйственных отраслей, напрямую обеспечивающие сырьем пищевую промышленность, в сокращении количества ввозимой продукции остаются еще не решеные вопросы. Решение важных проблем в развитии направления пищевой промышленности состоит в ускорении развития предпринимательства, наряду с рациональным использованием природных и трудовых ресурсов и экономического потенциала достичь устойчивого развития экономики, роста занятости населения регионов. Проведение мер в этом направлении, наряду с устранением существующей резкой разницы в экономическом развитии регионов и достижение равновесия в развитии регионов усилит их экономическую мощь и ускорит решение социальных проблем.

ВЫВОДЫ

В осуществлении мер, предусмотренных Государственными Программами, являющиеся важным этапом социально-экономического развития республики, сыгравшие важную роль в развитии экономики страны и улучшении благосостояния населения, сделаны следующие выводы:

- В Азербайджане для развития пищевая промышленности имеются благоприятное условие, сырьевая база, дешевые трудовые ресурсы и потребительский потенциал. Она имеет особое значение в обеспечении населения рабочими местами и продовольственными товарами;

38

- достигнуто развитие ненефтяных отраслей, рациональное использование экономического потенциала регионов;

- ускорилось развитие предпринимательства;

- восстановлена деятельность предприятий местного производства и обрабатывающих отраслей;

- в Государственных Программах предусмотренные вопросы, до сих пор не решенные в регионах и во всех отраслях экономики страны, представлены как приоритетные.

Список литературы

1. Промышленность Азербайджана в 2006. Статистический ежегодник. Баку, 2007, С. 72.

2. Промышленность Азербайджана в 2018. Статистический ежегодник. ГК АР по Статистике. Баку, 2019. 249 с.

3. Регионы Азербайджана в 2018. ГК АР по Статистике. Баку, 2019, 786 с.

4. Statistical Yearbook of Azerbaijan 2018. State Statistical Committee of Azerbaijan Republic. Baku, 2019, 806 p.

5. Сельское хозяйство Азербайджана - 2018. Статистический ежегодник. ГК АР по Статистике. Баку, 2019, 450 с.

6. Народное хозяйство Азербайджанской ССР в 1988 г. Статистический ежегодник. Баку, 1990, 424 с.

7. Гаджизаде А.М. Природные ресурсы и естественные условия развития промышленности Азербайджанской ССР. Баку, Азернешр, 1983, 173 с.

8. Гаджизаде А.М. Азербайджанский промышленный комплекс. Баку, Азернешр, 1975, 204 с.

9. География Азербайджанской Республики. II т. Баку, 2015, 327 с. (на азербайджанском языке).

10. География Азербайджанской Республики. III т. Баку, 2015, 400 с. (на азербайджанском языке).

11. Гусейнов С.К. Эффективность структуры промышленного производства в условиях его интенсификации. Баку: Элм, 1987, 184 с.

12. Надиров А.А. Вопросы экономического развития городов Азербайджана. Баку: Изд. Элм, 1966, 167 с.

13. Самедзаде З.А. Структура и эффективность общественного производства. Баку, 1980, 210 с.

14. Эюбов Н.Г., Эминов З.Н., Пашаев Н.А. Экономическая, социальная и политическая география Азербайджанской Республики (процессы, проблемы, конструктивные аспекты). Баку, 2010, 416 с. (на азербайджанском языке).

15. State program of socio-economic development of the regions of the Republic of Azerbaijan in 2004-2008. Baku, 2004.

16. State program of socio-economic development of the regions of the Republic of Azerbaijan in 2009-2013. Baku, 2009.

17. State program of socio-economic development of the regions of the Republic of Azerbaijan in 2014-2018. Baku, 2014.

18. State program of socio-economic development of the regions of the Republic of Azerbaijan in 2019-2023. Baku, 2019.

19. State Program on industrial development in the Republic of Azerbaijan for 2015-2020. Baku. 14 Dec, 2014.

20. Azerbaijan 2020: A Look into the Future. Baku. 30 Dec, 2012.

21. Государственный комитет по стаитатике Республики Азербайджан. URL: www.stat.gov.az

THE ROLE OF STATE PROGRAMS FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGIONS IN IN THE DEVELOPMENT OF THE FIELD STRUCTURE OF

FOOD INDUSTRY

39

Babayeva Z. R.

ANAS, institute of Geography named after acad. H.A.A1iyev E-mail: z. ismayilova@gmaiL com

The essential purpose of economic reforms is ensuring the transition to sustainable socioeconomic development. It is necessary to identify the perspective directions for the development of regions. The development of the food industry requires the efficient use of agricultural products, the production of high-quality products and the sufficient placement of industrial facilities. Admitted state programs play an important role in the socioeconomic development of the regions, the establishing of new enterprises, and the effectiveness of the territorial organization of the food industry in the regions of the country.

Four state programs have been adopted with the aim of sustainable socio-economic development of the regions of the Republic, to accelerate the use of the potential of each economic and geographic region. According to the results of the implementation of state programs, the development is being experienced in economic indicators, and the areas of socio-economic development and the carrying out measures have played an important role in improving the living standards of the population. To supply the demand for industrial products in the country, the opening of new industrial enterprises indifferent regions are required.

Each the economic and geographic region has the potential for the development of a number of industries following the overall level of development of production, population and other local needs. At the same time, depending on local demand considerable differences have formed in the level of industrial development and the structure of production sectors at the moment.

Up to 7.0% (3345.8 million manats) of the country's industrial outputs is produced in the food industry. 13.4% (28,300 people) of labour resources are employed by enterprises in this sector. Therefore, it is requested to take measures to improve the territorial organization of the food industry and to establish novel enterprises.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Materials have been collected over many years for the purpose of research by the author, as well as reports from the Ministry of Economy on the implementation of 3 State programs in the socio-economic areas of the regions, and scientific literature dedicated to the territorial organization of industry.

The reports of the State Statistics Committee statistical is the base of the study. Comparative analysis, statistical and mathematical analysis methods were used in the preparation of the article. By using these materials the economic and the geographical assessment of the results of the implementation of state programs were evaluated. Azerbaijan has favourable conditions for the development of the food industry, raw material base, inexpensive labour and consumer potential. This area is of great importance in providing the population with jobs and food. In the course of implementation of state programs, the non-oil sector has been developed, conditions were created for efficient use of the economic potential of the regions, entrepreneurial development has been accelerated, local production facilities and processing facilities have been restored.

40

Keywords: state programs, food industry, industrial enterprises, manufacturing, field structure, economic reforms, non-oil sector.

References

1. Promischlennost Azerbaidzhana - 2006. [Statistical yearbook "Industry of Azerbaijan - 2006"]. Baku, State Statistical Committee of Azerbaijan Republic. 2007, p. 72. (in Russian).

2. Promischlennost Azerbaidzhana - 2018. [Statistical yearbook "Industry of Azerbaijan - 2018"]. Baku, State Statistical Committee of Azerbaijan Republic. 2019, 349 p. (in Russian).

3. Regioni Azerbaidzhana - 2018. [The regions of Azerbaijan - 2018]. Statistical yearbook of State Statistical Committee of Azerbaijan Republic. Baku, 2019, 786 p. (in Russian).

4. Statistical Yearbook of Azerbaijan 2018. State Statistical Committee of Azerbaijan Republic. Baku, 2019. 806 p.

5. The agriculture of Azerbaijan - 2018. Statistical yearbook of State Statistical Committee of Azerbaijan Republic. Baku, 2019, 565 p. (in Russian).

6. Narodnoe xozyaistvo Azerbaidzhanskoi SSR v 1988 godu [Statistical yearbook "National economy of the Azerbaijan SSR in 1988"]. Baku, State Statistical Committee of the Azerbaijan SSR. 1990, 424 p. (in Russian).

7. Hajizade A.M. Prirodniye resursi i estestvennaya sreda promischlennogo razvitiya Azerbaidzhanskoi SSR [Natural resources and natural conditions of industrial development of the Azerbaijan SSR]. Baku, Azerneshr Publ., 1983. 173 p. (in Azerbaijani)

8. Hajizadeh A.M. Promischlenniy kompleks Azerbaidzhana. [Industrial complex of Azerbaijan]. Baku: Azerneshr Publ., 1975, 204 p. (in Russian)

9. Geography of Azerbaijan. Volume II. Economic, social and political geography. Baku, 2015, 327 pp. (in Azerbaijani)

10. Geography of Azerbaijan. Volume III. Economic, social and political geography. Baku, 2015, 400 pp. (in Azerbaijani)

11. Huseynov S.K. Effectivnost strukturi promishlennogo proizvodstva v usloviax ego intensifikasii. [Effectiveness of the structure of industrial production in condition of its intensification.]. Baku, "Elm" Publ., 1987, 184 p. (in Russian)

12. Nadirov A.A. Voprosi ekonomicheskogo razvitiya gorodov Azerbaidzhana. [Issues of economic development of the cities of Azerbaijan]. Baku: "Elm" Publ., 1966. 167 p. (in Russian)

13. Samedzadeh Z.A. Struktura i effektivnost obshestvennogo proizvodstva. [Structure and efficiency of social production]. Баку, 1980, 210 p. (in Russian)

14. Ayyubov N.H., Eminov Z.N., Pashayev N.A. Ekonomicheskaya, sosialnaya i politicheskaya geographia Azerbaidzhanskoi Respubliki (prosessi, problemi, konstruktivniye aspekti. [Economic, social and political geography of the Republic of Azerbaijan (processes, problems, constructive aspects)]. Baku, 2010, 416 pp. (in Azerbaijani)

15. State program of socio-economic development of the regions of the Republic of Azerbaijan in 20042008. Baku, 2004.

16. State program of socio-economic development of the regions of the Republic of Azerbaijan in 20092013. Baku, 2009.

17. State program of socio-economic development of the regions of the Republic of Azerbaijan in 20142018. Baku, 2014.

18. State program of socio-economic development of the regions of the Republic of Azerbaijan in 20192023. Baku, 2019.

19. Azerbaijan 2020: A Look into the Future. Baku. 30 Dec, 2012.

20. Azsrbaycan Respublikasinin Dövlst Statistika Komitssi. URL: www.stat.gov.az

Поступила в редакцию 18.05.2020 г.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.