Научная статья на тему 'Значение государственного регулирования ценообразования для некоторых видов услуг с целью повышения их доступности'

Значение государственного регулирования ценообразования для некоторых видов услуг с целью повышения их доступности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УСЛУГИ / ДОСТУПНОСТЬ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЗАРПЛАТА / ДОХОД / НЕВИДИМАЯ РУКА РЫНКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ ОРГАН / SERVICES / AVAILABILITY / PRICING / TAXATION / WAGE / INCOME / INVISIBLE HAND OF THE MARKET / STATE REGULATION / ANTI-MONOPOLY AUTHORITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожников Г.Н.

Предоставление услуг населению такой же неотъемлемый элемент экономической деятельности, как производство товаров. Многие услуги являются обязательными, от них нельзя отказаться, а некоторые имеют стратегическое значение. Что касается обязательных и важнейших услуг, требуется постоянный контроль их доступности. Для этого необходимы государственное регулирование ценообразования и льготное налогообложение. Доступность услуг зависит не только от цен на них, но и от доходов потребителей этих услуг. Для оценки доходов населения на предмет доступности услуг предлагается рассматривать официальную среднюю зарплату без учета старшей децильной группы, где она значительно превышает 100 тыс. р. в месяц, поскольку у большинства населения зарплата не достигает и половины от средней и составляет 20-25 тыс. р. Важным фактором, определяющим доступность услуг, также является размер дохода на члена семьи. Поэтому нужны дополнительные меры по увеличению доходов семей с детьми. Таким образом, проблема повышения доступности услуг для населения весьма многогранна и при рыночной организации экономики не может быть решена автоматически, так называемой невидимой рукой рынка: необходима регулирующая роль государства. Для этого предлагается расширить функции соответствующих органов в части применения государственных мер по регулированию ценообразования и расширению льгот по налогообложению, а также и дальше повышать доходы населения, особенно семей с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State regulation’s role in pricing of some services for raising their availability

Providing services for population is an integral part of economic activity along with goods production. The most part of services are obligatory, and cannot be refused, some of them have strategic significance. That is why obligatory and important services require constant control of availability. State regulation of pricing and preferential taxation are necessary. Availability of these services depends to prices and incomes of customers. For assessment of population’s income for these services availability it is recommended to consider not only official average wages, the value of which in senior decile group overcomes 100 thousand rubles per month, but the wages of the group whose income doesn’t get to the average one, 20 000-25 000 rubles. The crucial condition of service availability isn’t a value of wage, but income for each member of family. That is why the families with children must get additional measures for their incomes raising. Hence, the problems of services availability for population are diversified, in market economy conditions they cannot be solved automatically, so-call invisible hand of the market, it needs regulatory role of the state. It is suggested to broaden functions of corresponding administrations for application of state measures in regulation of pricing and broadening of taxation preferences, and also further raising of population income, families with children in particular.

Текст научной работы на тему «Значение государственного регулирования ценообразования для некоторых видов услуг с целью повышения их доступности»

Значение государственного регулирования ценообразования для некоторых видов услуг с целью повышения их доступности

Сапожников Г. Н.

Предоставление услуг населению — такой же неотъемлемый элемент экономической деятельности, как производство товаров. Многие услуги являются обязательными, от них нельзя отказаться, а некоторые имеют стратегическое значение. Что касается обязательных и важнейших услуг, требуется постоянный контроль их доступности. Для этого необходимы государственное регулирование ценообразования и льготное налогообложение. Доступность услуг зависит не только от цен на них, но и от доходов потребителей этих услуг. Для оценки доходов населения на предмет доступности услуг предлагается рассматривать официальную среднюю зарплату без учета старшей децильной группы, где она значительно превышает 100 тыс. р. в месяц, поскольку у большинства населения зарплата не достигает и половины от средней и составляет 20-25 тыс. р. Важным фактором, определяющим доступность услуг, также является размер дохода на члена семьи. Поэтому нужны дополнительные меры по увеличению доходов семей с детьми. Таким образом, проблема повышения доступности услуг для населения весьма многогранна и при рыночной организации экономики не может быть решена автоматически, так называемой невидимой рукой рынка: необходима регулирующая роль государства. Для этого предлагается расширить функции соответствующих органов в части применения государственных мер по регулированию ценообразования и расширению льгот по налогообложению, а также и дальше повышать доходы населения, особенно семей с детьми.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Сапожников Г.Н. Значение государственного регулирования ценообразования для некоторых видов услуг с целью повышения их доступности // Дискуссия. - 2018. - Вып. 89. - С. 16-22.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Услуги, доступность, ценообразование, налогообложение, зарплата, доход, невидимая рука рынка, государственное регулирование, антимонопольный орган.

Важной частью экономической деятельности наряду с производством продукции является предоставление услуг населению. Расширение ассортимента услуг, улучшение их качества и повышение ценовой доступности является одной из основных социальных задач государства. Экономические отношения сторон, то есть производителя услуг, потребителя и государства, которые включают ценообразование, потребительские качества

и налогообложение, имеют специфические особенности по сравнению с предложением товаров. Некоторые услуги, предоставляемые государственными и частными структурами, являются обязательными, например, услуги образования и здравоохранения, оформления документов, сопровождающих нас от рождения до конца жизни, и многие другие. Но от части услуг можно отказаться, например, от посещения филармонии

State regulation's role in pricing of some services for raising their availability

Sapojnikov G. N.

Providing services for population is an integral part of economic activity along with goods production. The most part of services are obligatory, and cannot be refused, some of them have strategic significance. That is why obligatory and important services require constant control of availability. State regulation of pricing and preferential taxation are necessary. Availability of these services depends to prices and incomes of customers. For assessment of population's income for these services availability it is recommended to consider not only official average wages, the value of which in senior decile group overcomes 100 thousand rubles per month, but the wages of the group whose income doesn't get to the average one, 20 000-25 000 rubles. The crucial condition of service availability isn't a value of wage, but income for each member of family. That is why the families with children must get additional measures for their incomes raising. Hence, the problems of services availability for population are diversified, in market economy conditions they cannot be solved automatically, so-call invisible hand of the market, it needs regulatory role of the state. It is suggested to broaden functions of corresponding administrations for application of state measures in regulation of pricing and broadening of taxation preferences, and also further raising of population income, families with children in particular.

FOR CITATION APA

Sapojnikov G. N. (2018). State regulation's role in pricing of some services for raising their availability. Diskussiya [Discussion], 89, 16-22.

KEY WORDS

Services, availability, pricing, taxation, wage, income, invisible hand of the market, state regulation, anti-monopoly authority

или футбольного матча — такие услуги относятся к необязательным.

Целью деятельности производителя услуг и товаров в условиях рыночной экономики является получение прибыли, что прямо стимулирует рост цен. Цена услуг для потребителя (как и цена продукции) при наличии на рынке достаточно большого числа независимых производителей и потребителей, количество которых в идеальных условиях должно быть бесконечным, формируется на основе спроса и предложения. Но в реальных условиях число производителей ограничено, причем часто их количество совсем невелико. Например, на нашем рынке мобильной связи устойчивые позиции на федеральном уровне занимают три оператора: мтс, «Билайн», «Мегафон». С большим трудом, имея мощную финансовую и организационную поддержку, на этом

рынке пытается утвердиться «Теле 2». Похожая картина и во многих других сферах деятельности, например, в розничной торговле нефтепродуктами. Широкое распространение захвата рынка небольшим числом компаний, то есть олигополии, дало основание Нобелевскому лауреату по экономике Ж. Тиролю рассматривать ее как разновидность монополии [1].

Таким образом, даже при наличии на рынке нескольких компаний-производителей при ценообразовании нельзя полагаться на рыночную конкуренцию и закон спроса и предложения. По мнению автора, государству необходимо участвовать в регулировании цен, особенно в части обязательных услуг. В какой-то степени это обеспечивается антимонопольными органами, которые контролируют отсутствие ценового сговора между производителями. Но для исключения

недобросовестной конкуренции такого подхода недостаточно, улучшение ценовой доступности обязательных и других важнейших услуг должно быть обеспечено дополнительно.

В нашей стране некоторые услуги предоставляют так называемые естественные монополии, производственные мощности которых сохранились с времен плановой экономики, например, централизованное снабжение теплом, водой и электроэнергией жилого фонда и других потребителей. Регулирование ценообразования для таких монополий возложено на специальные органы в регионах, которые устанавливают потолок цен на их услуги, то есть здесь государственное регулирование применяется. Но производители многих других услуг находят возможности избежать и государственного, и рыночного регулирования и фактически используют монополистические способы ценообразования.

В настоящее время для регулирования деятельности некоторых коммерческих предприятий создаются так называемые некоммерческие саморегулируемые организации (сро). Опыт показывает, что эти организации, в основном, защищают интересы своих членов, но не потребителей. Например, к таким организациям можно отнести нотариальные палаты на областном и федеральном уровне, которые фактически моно-

польно устанавливают цены на услуги нотариусов. Хотя нотариальные палаты не называют себя сро, но фактически, по своим функциям, они от других сро не отличаются. Известно, что тарифы на услуги нотариусов превышают все обоснованные пределы в десятки раз, а аргументы в защиту этих тарифов не выдерживают критики [2]. Но нотариальная палата, например, Свердловской области, которая фактически является сро для нотариусов региона, в полном согласии со своим федеральным органом регламентирует цены на услуги нотариусов и, как правило, постоянно рекомендует им повышать тарифы, не сообразуясь с экономическими возможностями населения; данные «рекомендации» нотариусы исполняют как приказ вышестоящего органа, обосновывая ими новые ценники на свои услуги. Услуги нотариусов для граждан и организаций во многих случаях обязательны. Поскольку от услуг нотариусов возможности отказаться нет и тарифы не регулируются рыночной конкуренцией, а фактически устанавливаются директивно, по нашему мнению, они должны регулироваться государственными органами, созданными специально для ограничения цен монополистов, например, на федеральном уровне федеральной антимонопольной службой (фас), а на местном уровне — региональной экономической комиссией (рэк).

Пример с нотариусами не является уникальным. Саморегулируемых организаций существует более двух десятков. Свою неэффективность сро показывают и в других видах деятельности. Например, есть сро арбитражных управляющих, задача которых — восстановить платежеспособность предприятия, попавшего в трудные финансовые условия. Но примеров, когда предприятие с помощью арбитражного управляющего восстановило бы свою платежеспособность, найти практически невозможно^]. То есть арбитражные управляющие свои обязанности не выполняют, но сро их не наказывает и из своего сообщества не исключает. В некоторых сферах производства, например, в строительстве, сро заменяет государственные органы в части выдачи лицензий на некоторые виды деятельности. Вряд ли можно оправдать уход государства из разрешительной системы, особенно там, где это связано с безопасностью людей.

В последнее время обострился вопрос так называемых коллекторских агентств, занятых сбором долгов у неплательщиков кредитов. Эти агентства имеют свою сро, которая, по сути, никак не мешает им использовать методы рэкетиров 1990-х годов [4]. Кстати, законодательное ограничение деятельности коллекторов направлено на устранение симптомов, а не причин «болезни», которая вызвана недостатками организации самой финансовой системы. С позиций здравого смысла трудно объяснить, почему микрофинансовым организациям дается разрешение на осуществление деятельности. В такую организацию не пойдет за кредитом заемщик, который может адекватно взвесить свои возможности по возврату кредитных средств. Занимают здесь деньги люди малоимущие, которым сегодня не на что жить, а завтра им придется отдавать гораздо больше взятого. То есть ростовщики делают бедных еще беднее, так как с помощью кредита заемщики за тот же товар платят намного больше, чем они заплатили бы без кредита.

По этому поводу Президент Российской Федерации В. В. Путин на заседании Государственного совета 21 апреля 2017 года, посвященном защите прав потребителей, сравнил микрофинансовые организации, действующие в современной России, со старухой-процентщицей из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»[5]: «...известная бабушка из Достоевского — она очень скромный человек по сравнению с нашими сегодняшними ростовщика-

ми». Действительно, нынешние ростовщики дают свой кредит под гораздо более высокий процент. Заметим, что Президент не договорил о судьбе этой «скромной бабушки», которую зарубили ее заемщики.

Ряд примеров неэффективности сро с точки зрения интересов общества можно продолжить: все сро защищают узкокорпоративные интересы. Таким образом, участники сро освобождаются от конкуренции между собой — главного рычага роста эффективности рыночной экономики. Фактически происходит монополизация рынка услуг с помощью сро, так как все предприятия данной сферы обязаны вступить в сро, в противном случае наступают ограничения по ведению самостоятельной деятельности. Автор считает, что такое положение дел является своеобразной формой противодействия антимонопольным органам в защите потребителей услуг от монопольного роста цен. Поэтому антимонопольные органы должны контролировать и саморегулируемые организации, в том числе на предмет свободы рыночного ценообразования. И вряд ли им можно разрешать лицензионную деятельность, которая должна контролироваться особо.

Налогообложение услуг также должно учитывать специфику этой сферы по сравнению с производством продукции. Услуги население обычно оплачивает из полученных им ранее доходов. Если эти доходы были получены как оплата труда, они прошли через процедуру налогообложения, по крайней мере, через ндфл и отчисления во внебюджетные фонды, а если это пенсия или другие пособия, то они освобождены от налогов. То есть происходит повторное налогообложение уже прошедших эту процедуру доходов или первичное налогообложение доходов, которые от налогов освобождены.

Поскольку речь идет о повышении доступности услуг для населения, их свойство «обязательность/необязательность», по нашему мнению, должно определять условия ценообразования и налогообложения, а ценовую доступность обязательных услуг необходимо держать на постоянном контроле. Поскольку обязательность услуг в ряде случаев можно оспорить, например, некоторые виды транспортных услуг и медицинской помощи, для широко применяемых услуг это их качество, чтобы обеспечить однозначность понимания, должно быть зафиксировано контролирующими органами формально.

Общие правила ценообразования и налогообложения для разных услуг могут различаться не только в зависимости от обязательности услуги, но и по другим критериям. В нашей стране с громадной территорией весьма значимой услугой является транспортное обслуживание населения отдаленных регионов: это необходимо, чтобы их жители чувствовали себя гражданами одной страны, что для единства страны имеет стратегическое значение. Сейчас для снижения транспортных тарифов делаются некоторые налоговые послабления, определяются льготы для отдельных категорий граждан. Но для решения вопроса транспортной доступности, особенно северных и восточных территорий, для большинства их населения этой поддержки оказывается недостаточно. Конечно же, решить проблему возможно только при изменении целевой установки: нужно перестать воспринимать эту сферу как экономического донора. Основным параметром при расчете цены на авиа- и железнодорожные перевозки, по нашему мнению, должны стать реальные доходы населения в конкретном регионе.

Существенным интегральным показателем доступности услуг является уровень доходов населения. В этом отношении деятельность нашего государства нельзя признать эффективной [6]. Порядка 20 млн человек в нашей стране живут за чертой бедности [7]. Несколько лет страна находилась в рецессии, личные доходы населения снижались, только к концу 2017 года наметился небольшой подъем доходов страны и населения. Ухудшение социально-экономического положения бедных особенно ярко проявляется на фоне увеличения объема собственности богатых. Так, за 2016 год общее состояние долларовых миллиардеров в нашей стране выросло на 37%, а число долларовых миллионеров — на 19,7 % [8]. Поскольку экономика в этом году практически не росла, получается, что доходы богатых выросли не от приращения общей собственности страны, а от перераспределения имеющейся в их пользу. Существующая разница в доходах между богатыми и бедными в России значительно превосходит таковую в развитых странах. Так, децильный коэффициент (отношение средних доходов 10% самых богатых к средним доходам 10 % самых бедных) в большинстве стран ЕС составляет 6:1, в то время как у нас он превышает 15:1 [9].

Таким образом, регуляторы государства должны работать не только на увеличение доходов, но и на более справедливое их распределение,

так как децильный коэффициент выше 10:1 чреват нарушением социальной стабильности, особенно в России — стране, где у граждан развито чувство справедливости. Повышение минимального размера оплаты труда (мрот) с 1 мая 2018 года до величины прожиточного минимума является одним из шагов в сторону справедливого распределения доходов: необходимо повышать мрот и дальше, увеличивая его относительно среднего уровня оплаты труда. Средний уровень зарплаты широко используется при оценке доходов населения. Но здесь надо понимать, что средний уровень скрывает весьма большую разницу по децильным группам. Около 70% работающих получают зарплату меньше средней общероссийской, основная зарплата во многих регионах и отраслях не превышает 20 - 25 тыс. р. [9]. Высокой общероссийская средняя зарплата (как и среднедушевой доход) получается за счет районов с высокой стоимостью жизни (в основном Крайнего Севера и столиц) и некоторых сфер деятельности (финансы, добыча углеводородов, госуправление). Рост средней зарплаты происходит в основном за счет роста зарплат в сегменте от 100 тыс.р. и выше: так, средний рост зарплат по стране за 2017 год составил 7,3% — она достигла 39,1 тыс.р. в месяц, в финансовых и страховых компаниях — 9,4%, или 85 тыс.р., а в нефтяной отрасли средняя зарплата выросла до 150 тыс.р. в месяц [10]. Кстати, высокая средняя зарплата у нефтяников определяется, в том числе, астрономическими выплатами топ-менеджерам нефтяных компаний.

То есть для анализа доходов населения недостаточно оперировать только величиной средней зарплаты, нужно анализировать ее по децильным группам. Поскольку зарплаты в высшей дециль-ной группе значительно увеличивают ее средний размер, для объективности представления доходов основной массы населения с точки зрения ценовой доступности услуг можно оперировать величиной средней зарплаты без учета доходов групп с самой низкой и самой высокой зарплатой — как говорят в статистике, отбросить «ураганные» пробы. Самую низкую зарплату получает не самая активная группа населения, для этих людей трудно обеспечить реальную доступность услуг, а для представителей самой высокой зарплатной группы цена большинства услуг не лимитирует их доступность.

Таким образом, значимость размера цены услуги довольно относительна. Она зависит не только от абсолютной цены, но и от возможности по-

требителя этой услуги заплатить за нее, не лишая себя возможности воспользоваться другими благами. Например, работник с месячным доходом в миллион рублей вряд ли будет ограничивать свои поездки на автомобиле из-за увеличения цены бензина на несколько процентов. Для повышения доступности услуг важно как абсолютное снижение их цен, так и относительное уменьшение их доли в общих доходах семьи.

Известно, что уровень жизни граждан зависит не столько от величины зарплаты, сколько от среднего дохода на члена семьи. В многодетных семьях доход на человека при прочих равных условиях всегда меньше, чем в семьях без детей или с малым числом детей. В конце 2017 года было принято решение о назначении кроме пособия при рождении второго и последующих детей, так называемого материнского капитала, ежемесячного пособия при рождении первого ребенка до достижения им возраста 1,5 года и расширены некоторые возможности использования материнского капитала. Необходимо продолжать улучшать положение семей с детьми — целью должно быть обеспечение прожиточного минимума в таких семьях, чего сейчас лишены более 20% детей [11]. Средства для этого можно получить, в том числе, введя налог на бездетных, аналогичный тому, который был в Советском Союзе. Кроме того, можно применить и другие меры, например, назначать

доплату к зарплате с учетом наличия у работающего несовершеннолетних детей, как это делается в некоторых зарубежных странах [12].

Таким образом, задача повышения доступности услуг весьма многогранна, а обеспечение их финансовой доступности имеет не только социальное значение. Расширение возможностей использования транспортных услуг в случае с протяженными авиа- и железнодорожными перевозками имеет и стратегическое значение для сохранения единства страны и освоения отдаленных восточных и северных территорий.

Перечисленные и многие другие проблемы при рыночной организации экономической деятельности не решаются автоматически, так называемой невидимой рукой рынка: необходима регулирующая роль государства. Сюда нужно отнести меры по льготному налогообложению и улучшению ценовой доступности услуг — обязательных и имеющих важное стратегическое значение. Для этого предлагается ввести дополнительные льготы по налогообложению, расширить функции антимонопольных и других соответствующих органов в части применения государственных мер по регулированию ценообразования. Также необходимо повышать доходы населения, особенно семей с детьми, для обязательного обеспечения в этих семьях прожиточного минимума.

Список литературы

1. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: Теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 1996. 746 с.

2. Ганушкин А.А. Правовое регулирование стоимости оказываемых нотариусами услуг, практика и проблематика (на примере г. Москвы) [Электронный ресурс]. Режим доступа: |-|Пр://внпж.рф/ги/2012/3/6 (дата обращения: 15.03.2016).

3. Сапожников Г.Н., Кезик В.Н., Данченко О.Л. Совершенствование законодательства - условие предотвращения разорения предприятий через банкротство // Инновационность и технологизация в современной России: опыт, проблемы, перспективы / Центр приклад. науч. исслед. М., 2010. С. 218-223.

4. Чистка организаций микрозаймов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://finance.rambler.ru/news/2016-03-14/ zhiviteLnaia-chistka-mikrozaima/ (дата обращения: 15.03.2016).

5. Президент — о микрофинансовых орагнизациях [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://planet-today.

ru/stati/finansy-i-krizis/item/68088-prezident-dal-rukovodstvo-k-dejstviyu (дата обращения: 21.04.2017).

6. Сапожников Г.Н., Евдакова Л.Н. Оплата труда как фактор сбалансированного развития экономики // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 10, ч. 7. С. 669-672.

7. Уровень находящихся за чертой бедности в России растет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta. ru/business/2018/05/09/11745109.shtml (дата обращения: 07.06.2018).

8. В России быстрее, чем в мире, растет число долларовых миллиардеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.rU/daily/26749.4/3778504/ (дата обращения: 12.06.2018).

9. О средней зарплате и децильном коэффициенте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bci-marketing.ru/ pm13_12/pm13_12_32.pdf (дата обращения: 09.06.2018).

10. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Динамика доходов населения [Электронный ресурс]: 2018, февраль. Режим доступа: http://ac.gov.ru/files/ pubИcation/a/16270.pdf (дата обращения: 21.07.2018).

References

1. Tyrol J. Rynki i rynochnaya vlast': Teoriya organizacii promysh-lennosti [Markets and market power: The theory of industrial organization]. SPb .: Economic School, 1996. 746 p.

2. Ganushkin A.A. Pravovoe regulirovanie stoimosti okazyvae-myh notariusami uslug, praktika i problematika (na primere g. Moskvy) [Legal regulation of the cost of services rendered by notaries, practice and problems (on the example of Moscow)] [Electronic resource]. Access mode: http://www.rf/en/2012/3/6 (reference date: 15.03.2016).

3. Sapozhnikov G.N., Kezik V.N., Danchenko O.L. Sovershenstvo-vanie zakonodatel'stva - uslovie predotvrashcheniya razoreniya predpriyatij cherez bankrotstvo [Perfection of the legislation -a condition of prevention of ruin of the enterprises through bankruptcy // Innovativeness and tehnologizatsija in modern Russia: experience, problems, prospects] / Centr priklad. nauch. issled. [Center the butt. sci. Issled.] M., 2010. P.218-223.

4. Chistka organizacij mikrozajmov [Cleaning of micro-loan organizations] [Electronic resource]. Access mode: http://finance.ram-bler.ru/news/2016-03-14/zhivitelnaia-chistka-mikrozaima/ (reference date: 15.03.2016).

5. Prezident - o mikrofinansovyh oragnizaciyah [President -on microfinance organizations] [Electronic resource]. Access mode: http://planet-today.ru/stati/finansy-i-krizis/ item/68088-prezident-dal-rukovodstvo-k-dejstviyu (reference date: 21.04.2017).

6. Sapozhnikov G.N., Evdakova L.N. Oplata truda kak faktor sbalansirovannogo razvitiya ehkonomiki [Labor remuneration as a factor of balanced development of the economy] // Konkurentosposobnost' v global'nom mire: ehkonomika, nauka,

Информация об авторе

Сапожников Г. Н., кандидат технических наук, доцент, кафедра экономики, Уральский технический институт связи и информатики (филиал), Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: sgn1941@rambler.ru.

Информация о статье

Дата получения статьи: 05.08.2018 Дата принятия к публикации: 23.08.2018

© Сапожников Г. Н., 2018.

11. Заякина О.А. Социально-экономическое положение российских семей с детьми // Дискуссия. 2018. № 2. С. 19-23.

12. Системы оплаты труда за рубежом [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bzbook.ru/Evropejskie-sistemy-oplaty-truda-1.4.html (дата обращения: 23.07.2017).

tekhnologii [Competitiveness in the global world: economy, science, technology]. 2017. No. 10, part 7. S. 669-672.

7. Uroven' nahodyashchihsya za chertoj bednosti v Rossii rastet [The level of those living below the poverty line in Russia is growing] [Electronic resource]. Access mode: https://www. gazeta.ru/business/2018/05/09/11745109.shtml (reference date: 07.06.2018).

8. V Rossii bystree, chem v mire, rastet chislo dollarovyh milli-arderov [In Russia, the number of dollar billionaires is growing faster than in the world] [Electronic resource]. Access mode: https://www.kp.ru/daily/26749.4/3778504/ (reference date: 12.06.2018).

9. O srednej zarplate i decil'nom koehfficiente [About the average salary and decile coefficient] [Electronic resource]. Access mode: http://www.bci-marketing.ru/pm13_12/pm13_12_32.pdf (reference date: 09.06.2018).

10. Byulleten' o tekushchih tendenciyah rossijskoj ehkonomiki. Dinamika dohodov naseleniya [Bulletin on current trends in the Russian economy. Dynamics of income of the population] [Electronic resource]: 2018, February. Access mode: http://ac.gov. ru/files/publication/a/16270.pdf (reference date: 21.07.2017).

11. Zayakina O.A. Socialno-ehkonomicheskoe polozhenie rossijskih semej s det'mi [Socio-economic situation of Russian families with children] // Discussion. 2018. № 2. P. 19-23.

12. Sistemy oplaty truda za rubezhom [Labor remuneration systems abroad] [Electronic resource]. Access mode: http://bzbook. ru/Evropejskie-sistemy-oplaty-truda-1.4.html (reference date: 23.07.2017).

Author Info

Sapojnikov G. N., PhD, Docent, the department of economics, Ural State Technical University of Communications and Information Science (branch), Siberian State University of Telecommunications and Information Sciences (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: sgn1941@rambler.ru.

Article Info

Received for publication: 05.08.2018 Accepted for publication: 23.08.2018

© Sapojnikov G.N., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.