Научная статья на тему 'Значение государства в регулировании рыночной экономики'

Значение государства в регулировании рыночной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1653
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеботарев Владислав Стефанович

Данная статья посвящена рассмотрению роли и значения участия государства в регулировании рыночной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of the State in the Regulation of Market Economy

Given article is devoted to consideration of the role and significance of government participation in regulation of market economy.

Текст научной работы на тему «Значение государства в регулировании рыночной экономики»

а

еда

вре

и

и

х

е

х

и

ч

и

&

о

I

в

о

I

и

в

е

I

и

&

й

и

I

е

3

о

Е

о

о

в

а

&

І

с

Ї

а

№ 595-О-П // Вестник Конституционного Суда РФ. — 2007. — № 6.

3. Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды (классика российской цивилистики): В 2 т. — М., 2005. — Т. 2. — С. 419.

4. См.: Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 18. — Ст. 1720.

5. См.: Определение Конституционного Суда РФ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Яновича Максима Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 1064, пунктом 1 статьи 1079 и абзацем вторым пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации» от 21 февраля 2008 года № 120-0-0 // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. — 2008. — № 9.

B.C. Чеботарев

Чеботарев Владислав Стефанович — начальник кафедры экономики и финансов Нижегородской академии МВД

России, доктор экономических наук, профессор

E-mail: yelfimovoleg@rambler.ru

Значение государства в регулировании рыночной экономики

а

гра

в

ктов

е

Л

ъ

с

с

о

X

с

а

с

о

з

е

б

й

кой

с

е

о

I

S

3 е и

Ї

е

4 е

с

с

е

б

O

Данная статья посвящена рассмотрению роли и значения участия государства в регулировании рыночной экономики.

Given article is devoted to consideration of the role and significance of government participation in regulation of market economy.

Регулируемая рыночная экономика — это экономика свободного рынка, регулируемая государством с помощью системы экономических мер, а также путем профессионального законодательства. Существует три уровня регулирования рынка. Первый — это саморегулирование рынка, то есть свобода действий производителя, субъектов производств. Второй уровень — регулирование рыночных отношений институтами и средствами гражданского общества. Третий уровень — государственное регулирование. О степени вмешательства государства в экономику давно идут споры между теоретиками разных направлений и школ.

Ответ на этот вопрос находится в области теории и практики рыночной экономики. Рыночная экономика — это экономическая система, где экономические решения являются результатом решений, принимаемых отдельными продавцами и покупателями на рынке1.

Фундаментальным отношением рыночной экономики является так называемая триада: «рынок — мотивация — конкуренция», которая создает устойчивый рост производства товаров, эффективность экономического роста, народного благосостояния и др. Чтобы иметь такую экономику, России понадобятся не годы, а десятилетия созидательного труда всего трудоспособного населения страны. Большой знаток рыночной экономики Маргарет Тэтчер в отношении России заметила: «Вы <...> пытаетесь сделать в течение, скажем, 10—15 лет то, на что нам понадобились столетия»2.

Современная экономика развитых стран складывалась на протяжении столетий, там никогда не решалась задача создания рынка в короткие сроки, как в России. Регулируемая экономика — главное средство, архимедов рычаг, с помощью которого только и можно ускорить создание в нашей стране эффективной социальной рыночной экономики. Это на сегодня единственный путь к стабилизации производства и выходу экономики из кризиса. В этом отношении для нас представляет интерес опыт Китая и Польши.

Необходимо отметить, что рыночной экономике тоже свойственны недостатки. Однако человечество за все время своего существования пока ничего лучшего не придумало. Таково авторитетное мнение большинства экономистов и политиков. Современной Россией выбор сделан, и он в пользу рыночной экономики. Наука и практика знают два метода перехода от командной к рыночной экономике. Первый — метод постепенного вхождения в рынок (Китайский вариант, путь «мягкого» вхождения). Второй — метод ускоренного вхождения в рынок (Польский вариант, путь «шоковой терапии»).

Принципиальное различие этих методов заключается в том, что из состояния дефицитного рынка (когда спрос на товары и услуги выше их предложения: С > П) в состояние изобильного рынка (спрос на товары и услуги меньше их предложения: С < П) метод постепенного вхождения использует принцип одновременного роста С и П, при опережающем темпе роста П, а в основе метода ускоренного вхождения в рынок лежит прин-

цип одновременного снижения роста С и П при опережающем темпе снижения спроса.

Если первый метод имеет тенденцию роста до состояния изобильного рынка, то второй — тенденцию снижения роста до состояния, когда С < П, и только затем их рост. Общее методов заключается в переходе рынка из состояния дефицитного (С > П) в состояние изобильного (С < П). Только первый метод дает рост, а второй приводит к спаду производства по причине падения покупательной способности населения. Практика вхождения этих стран в рыночную экономику показала, что для России более приемлем путь Китая. В этом случае вхождение России в рыночную экономику происходит не за счет населения страны, и это важный политический и экономический аргумент.

Тем не менее, давая оценку российскому пути, необходимо отметить, что она пошла своим «особенным путем», и период с 1992 года по 1998 год можно назвать состоявшимся «шоком» для страны, но без «терапии». И это в то время, как современный Китай за годы рыночной реформы по показателю валового национального продукта вышел на третье место в мире после США и Японии, а «шоковая терапия» в Польше нанесла удар по производству, уровню жизни населения, и теперь ей потребуются многие годы компенсации потерь достижения сверх-стартовых показателей производства товаров, национального дохода, народного благосостояния.

Различают две основные модели рыночной экономики: либеральную экономику и социально ориентированную. Принципиально они отличаются только направлениями удовлетворения экономических потребностей населения(см.таблицу).

В мире экономически развитые страны нельзя точно определить и отнести к рассмотренным моделям. Так например, США и Великобритании ближе либеральная экономика, а Германии, Австрии, Швеции — социально ориентированная.

России больше подходит модель социально ориентированной экономики, так как люди, живя в условиях командной экономики, психологически привыкли к системе развернутой государственной социальной помощи. Сделав выбор в пользу рыночной экономики, России необходимо знать и учитывать в своем экономическом развитии то, что одним из существенных недостатков рыночной экономики является ее нестабильность.

Даже самые последовательные сторонники согласны с этим. Рыночная экономика развивается циклически, то есть периодически экономический рост прерывается кризисами перепроизводства. Впервые экономический кризис разразился в 1925 году, и с тех пор кризисы регулярно сталкивают общество с пути прогресса.

Изучая природу экономических кризисов, английский ученый Дж. Кейнс первый разработал теорию государственного регулирования рыночной экономики и за это признается третьим великим экономистом (А. Смит и К. Маркс) всеми экономическими школами мира. Он доказал, и это впоследствии подтвердила практика, что рыночный механизм не может обойтись без государственного регулирования, управления, то есть без воздействия государства на деятельность экономических субъектов (организация бизнеса, государство и домашние хозяйства) и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем.

Государственное регулирование экономики включает различные формы: бюджетно-налоговое, кредитно-денежное, административное. Это связанно с недостатками рыночного механизма социально-экономического характера:

1. Развитие рыночной экономики неизбежно сопровождается концентрацией производства и возникновением монополии. А монополия ведет

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принципиальные особенности двух основных моделей рыночной экономики

3

8

5

0

1

8

со

>5

0

1

0

1

2 о.

I

<3

СО

0

о.

1 ф о.

0 о. § е 0)

1 ф :т I

со

со

Ф

О.

Е

о

ю

ф

Либеральная рыночная экономика

Социально ориентированная рыночная экономика

Доминирование частной собственности.

Максимальная свобода субъектов рынка, ограничивающая их от вмешательства государства.

Государственное регулирование главных макроэкономических процессов.

Отстраненность государства от решения большинства проблем жизнеобеспечения населения. Преобладание принципа: работающий человек должен обеспечить себя, свою семью и старость сам.

Государственная социальная забота распространяется только на обездоленных и нищих

Экономика со значительным частным сектором.

Регламентация государством рыночных отношений как государственных, так и частных структур.

Государственное регулирование макроэкономики и микроэкономики.

Решение государством многих проблем жизнеобеспечения населения. Государственное регулирование занятости населения, доходов населения, а при определенных условиях и цен.

Существенная государственная забота по отношению ко всем членам общества — услуги здравоохранения, образования, культуры, жилищные и другие

ки

и

м

о

I

8

со

й

о

I

о

I

и

и

I

а

со

о

р

и

I

е

р

с

р

а

§

гос

е

и

I

е

а

I

СО

со

е

р

та

о

»о

е

к застою и торможению прогресса. Это доказано историей.

2. Рыночная экономика является нестабильно функционирующей системой вследствие действия основных экономических законов: стоимости, спроса и предложения, конкуренции и др.

3. Рыночной экономике свойственна дифференциация доходов производителей. Рыночный механизм направлен прежде всего на обеспечение эффективности производства и в силу этого он воспроизводит существенное социальное неравенство.

Таков общий экономический закон функционирования рыночного механизма. Он отправил товар тому, кто проголосовал за него деньгами. Поэтому общество должно вмешиваться в процесс функционирования рыночного механизма, чтобы изменить ситуацию, и это относится к каждой модели рыночной экономики. Данным путем следуют, например, США, начиная с великой экономической депрессии 30-х годов XX века. Экономика США представляет собой преимущественно рыночную экономику либерального типа, где существенную роль играют экономические функции правительства — федерального, штатов, местных органов власти. Сегодня около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная часть производится под эгидой правительства.

Отметим часть наиболее важных экономических функций государства.

1. Создание правовой базы и благоприятной экономической среды, способствующих эффективному функционированию рыночной системы.

2. Защита конкуренции. Исходя из того, что система свободного предпринимательства, законы спроса и предложения зависят от конкуренции, государство поощряет и защищает конкуренцию путем установления и закрепления «правил игры», снабжения населения информацией об условиях на рынке и состоянии экономики, помощи в решении экономических споров.

3. Обеспечение макроэкономической сбалансированности и стабильности развития экономики путем государственной экономической политики: фискальной (установление уровня налогообложения и государственных расходов), денежной (регулирование денежной массы), регулирования доходов(от свободного установления зарплаты и цен до директивного контроля), внешнеэкономической (торговая политика и регулирование обменного уровня валюты).

4. Воздействие на распределение ресурсов в целях повышения эффективности производства, так называемая микроэкономическая сторона политики государства.

5. Перераспределение доходов в целях обеспечения социальной справедливости, так как «невидимая рука» рынка (конкуренция, по определению А. Смита) может быть слепой по отношению к справедливости и равенству.

Функционал государства в рыночной экономике красноречиво выразил в свое время премьер-министр Великобритании У. Гладсон: «Обязанность правительства создавать такие условия, чтобы людям было трудно совершать дурное и легко поступать правильно»3. Этим правилом определяется степень участия государства в регулировании рыночной экономики методами: бюджетной нагрузки (соотношение доходов (или расходов) государственного бюджета и ВВП) и налоговой нагрузки (соотношение налоговых поступлений в бюджет и ВВП). Чем выше эти соотношения, тем «большим» считается государство (в аспекте его участия в рыночной экономике). Степень участия государства в рыночной экономике является величиной не постоянной, а функциональной. В соответствии с методом бюджетной нагрузки от того, какую часть ВВП государство расходует, во многом зависит процветание и развитие страны. Решение данной задачи разделяет экономистов на два лагеря: одни убеждены, чем больше эта часть, тем лучше. Другие придерживаются противоположного мнения. Самые «большие» государства по данному признаку характерны диктаторским, военизированным режимам, а «маленькие» — демократическим, миролюбивым. Это объясняется тем, что правительству не нужно тратить много средств на вооружение и государство, а предприятия и фирмы сами финансируют свое производство4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Правильность деятельности правительства определяется той выбранной экономической политикой, которая дает наибольший экономический рост, наибольшее народное благосостояние, занятость населения и др. Здесь принципиальным отношением является критерий эффективности распределения и использования финансовых и материальных ресурсов.

Бюджетные средства распределяют государственные чиновники, которые не рискуют своими деньгами, как частные владельцы, а это неизбежно ведет к снижению эффективности экономической деятельности, производства и др. Это, в свою очередь, является причиной сокращения инвестиций в дальнейшее экономическое развитие государства, следовательно, ограничиваются возможности экономического роста. Известно, что увеличение налоговых изъятий, государственных расходов, бюджетного дефицита на 1% ВВП при прочих равных условиях приводит к снижению экономического роста и уровня потребления также примерно на 1%. Это подтверждается историческим прецедентом. Стремясь догнать развитые страны, Япония по настоянию победивших стран во Второй мировой войне и по своей воле резко сократила государственные расходы с 30% в 1938 году до 19,8% в 1958 году. Результат известен всему миру: если в 1950 году ВВП на душу населения в Японии был в 3 раза меньше, чем во Франции, в 4 раза меньше, чем в Великобритании, в 6 раз меньше, чем в США, то к 80-м годам эти показатели почти сравнялись. И лишь после этого Япония

ОТРЯСЁЕВЫЕ прявовые проблемы обеспечения экономической безопясиости

увеличила государственные расходы в 1980 году до 32%, в 1990 году до 32,3% и в 2000 году до 32,7%.

В соответствии с методом налоговой нагрузки бытует мнение, что при уровне налогов в государстве меньше 33% дохода оно развалится, а оптимальной является ставка 42%. Практика опровергает данный норматив. Например, в США все налоги с предприятий, включая социальные платежи, не превышают 20% национального дохода, а если исключить из расчетов предприятия, производящие и реализующие подакцизные товары (алкоголь, табак и др.), то доля налоговых и социальных платежей всех остальных предприятий никогда не превышала 14% национального дохода.

В России налоговые ставки с предприятий, начиная с 1992 года, находятся в пределах 60% дохода, что является одной из причин экономического спада производства.

На основе визуального анализа кривой Лаффера делают вывод о низкой зависимости темпов роста благосостояния населения и налогов. Практика мировой экономики не подтверждает данного вывода. В свое время автор кривой Лаффер с группой единомышленников убедил администрацию Рейгана существенно снизить ставки налогов на предприятия и граждан в результате налоговой реформы в 1981 —1986 годах. Снижение налогов в период правления Рейгана привело к росту реального благосостояния американцев более чем на 30%. Более того, по примеру США снизило ставки налогов большинство стран с развитой рыночной экономикой. В результате налоговых реформ самые низкие ставки налогов среди экономически развитых стран были установлены в Канаде, и спустя одиннадцать лет канадцы по уровню жизни вышли на первое место.

Иногда выдвигается тезис, что хорошей для налогоплательщика налоговой системы в принципе не может быть. В действительности справедливая система налогообложения уже более 200 лет существует в США и других государствах (европейские государства, Япония, Китай, Южная Корея и др.).

Уменьшение роли государственного регулирования рыночной экономики означает не ослабление государства, а освобождение экономики из-под государственной опеки. Одновременно не следует уповать на то, что при уменьшении роли государства «невидимая рука» рынка все сделает сама. Ее необходимо подкрепить государственной властью путем не командования бизнесом, а освобождением рынка от монополизма,региональной замкнутости, ведомственного произвола и других факторов, которые препятствуют действию рыночного механизма.

По этому критерию экономическая наука выработала конкретные рекомендации правительствам по регулированию рыночной экономики, и проблемы в этой сфере сводятся либо к их незнанию, либо к неграмотному применению этих рекомендаций.

Главными инструментами регулирования рыночной экономики со стороны государства являются налоги, ставка процента за кредит, денежное предложение, размещение государственных заказов на производство товаров и др.

Современное государственное управление рыночной экономикой должно осуществляться в направлении:

— эмиссии денег и денежного регулирования как безусловной прерогативы государства;

— создания и поддержки правовой базы механизма рыночных отношений, включая законодательную защиту частной собственности и прав потребителей;

— поддержания конкурентной среды и мер, направленных на недопущение монополизации экономики;

— производства общественных благ, образования, фундаментальной науки, реализации задач по обороне страны, правоохранительной деятельности и сферы услуг;

— минимизации негативных побочных эффектов от рыночной деятельности, в частности охраны окружающей среды;

— преодоления высокой социальной дифференциации общества, поддержки социально уязвимых групп населения.

Важной функцией государства вновь становится выработка и обеспечение реализации национальных приоритетов, в том числе и в социальноэкономической сфере:

— дальнейшая стабилизация экономического роста, выработка сбалансированной макроэкономической политики с целью достижения устойчивого развития с учетом национальной безопасности, социальных и экономических требований;

— обеспечение роста общественной производительности труда путем реализации инновационной политики и ускорения научно-технического прогресса;

— всемерное содействие развитию образования и росту профессиональной квалификации рабочей силы;

— обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования;

— реализация некоторого позитивного эффекта глобализации экономики;

— преодоление негативного состояния природной среды, совершенствование экологических регуляторов, включая выработку соответствующей политики в связи с изменениями мирового климата;

— поддержка высоких темпов роста валового внутреннего продукта путем разработки программы поддержки несырьевого экспорта.

Таким образом, государственное регулирование экономики направлено на поддержание общего макроэкономического равновесия, то есть равновесного состояния трех основных видов

ки

и

м

о

I

8

СО

й

о

I

ч

о

1

2 р и и

I

а

со

о

р

и

I

е

р

с

р

а

§

гос

е

и

I

е

ч

а

I

со

со

е

р

та

о

б

е

ки

и

м

о

х

3

со

й

о

I

ч

о

I

и

и

I

а

со

о

р

и

I

е

р

с

р

а

§

гос

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е

и

I

е

ч

а

I

п

рынков: товаров и услуг, факторов производства и финансового. Это равновесие наступает тогда, когда в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке товаров и услуг устанавливается равновесный уровень объема продукции и цен; на рынке факторов производства — равновесное использование факторов производства и издержек на них; на финансовом рынке — равновесный уровень ссудного процента.

Экономическая наука в решении макроэкономического равновесия в проецировании на рыночную ситуацию (С > П; С = П; С < П) предлагает апробированные подходы трех основных течений экономической теории: неокейнсианство, монита-ризм и «экономика предложений». Кейнсианские подходы эффективны при попадании экономики

в стадию спада, монитаристские — в период стабилизации, а рекомендации теории «экономики предложений» приемлемы для стимулирования ускоренного экономического роста.

Примечания

1. См.: Введение в рыночную экономику / Под общ. ред. Ф.С. Веселкова. — СПб., 1991. — С. 12.

2. Особенности развития экономики Великобритании // Правда. — 1990. — 27 августа.

3. Цит. по: Амбарцумов А.А. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учебное пособие: В 2 ч. / А.А. Амбарцумов, Ф.Ф. Стерликов. — М., 1996. — Ч. 1. — С. 28.

4. Там же. — Ч. 2. — С. 124—128.

в

е

р

та

о

б

е

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.