Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ГЕПЦИДИНА ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ'

ЗНАЧЕНИЕ ГЕПЦИДИНА ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Никитин Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ГЕПЦИДИНА ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ»

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ГЕМАТОЛОГИИ И ТРАНСФУЗИОЛОГИИ», ПОСВЯЩЕННАЯ 90-ЛЕТИЮ РОССИЙСКОГО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ИНСТИТУТА ГЕМАТОЛОГИИ И ТРАНСФУЗИОЛОГИИ

Санкт-Петербург 30 июня - 1 июля 2022 г.

больных ОМЛ с t(8;21) мутированы 31 различных гена, с inv(16) - 17 генов содержали мутации. Из 39 поврежденных генов, мутации в 9 генах были общими в обеих подгруппах CBF-ОМЛ, в то время как пациенты с t(8;21) имели значительно более высокую долю частных мутаций (70% (22) против 47% (8), соответственно; р=0,012). Что касается типа обнаруженных мутаций - это точечные мутации и инсерции/делеции (в генах KIT, ASXL1, EZH2, CBL, KMT2C, MYC, FAT1, RAD21, MGA). Мутации в RTK/RAS сигнальных путях были наиболее распространенными событиями при двух типах CBF-ОМЛ, с наибольшей частотой встречаемости в NRAS+KRAS (18%; t(8;21) - 20%; inv(16) - 15%), KIT (21%; t(8;21) - 20%; inv(16) - 23%) и FLT3 (7%; t(8;21) - 0%; inv(16) - 15%). Охарактеризовали молекулярно-генетический профиль больных ОМЛ с t(8;21): найдены мутации в генах эпигенетической регуляции - ASXL1 (20%) и EZH2 (7%), метилирования ДНК - DNMT3A (7%), комплекса когезии - RAD21 (13%) и SMC3 (7%), MGA (20%), вовлеченный в сигнальный путь MYC, KMT2C (27%), SETBP1 (13%), которые отсутствовали при ОМЛ с inv(16). Молекулярно-генетический профиль больных ОМЛ с inv(16): аберрации генов вовлеченных в модификацию хроматина, были редкими событиями (в гене ASXL1 - 0%), как и мутации относящихся к комплексу когезии, которые отсутствовали

во всех случаях. У одного больного обнаружена мутация в транскрипционном корепрессоре BCORL1. При анализе влияния на прогноз мутаций в генах, активирующих сигнальные пути обнаружена тенденция увеличения риска возникновения рецидива у больных с такими мутациями по сравнению с пациентами без них (p=0,07). У больных с мутациями в гене KIT безрецидивная выживаемость была значимо хуже, чем у больных без мутации (p=0,02).

Выводы. Молекулярно-генетический профиль пациентов с CBF-ОМЛ высоко гетерогенен. Несмотря на принадлежность ОМЛ с t(8;21) и inv(16) к одной группе CBF-ОМЛ, у каждой подгруппы имеются свои характерные биологические и клинические особенности. Активирующие мутации в генах рецепторов тирозинкиназ (KIT, RAS) являются частыми событиями в обеих подгруппах CBF-ОМЛ. Мутации генов, участвующих в активации сигнальных путей и, в частности, в гене KIT, увеличивают риск развития рецидива у больных CBF-ОМЛ. Применение метода высокопроизводительного секвенирования целесообразно для диагностики CBF-ОМЛ из-за возможности проанализировать массивный объем данных и получить обширную характеристику мутационного профиля для каждого больного.

Е. Н. Никитин

ЗНАЧЕНИЕ ГЕПЦИДИНА ПРИ ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНОЙ АНЕМИИ

ФГБОУ ВО «Ижевская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения России», г. Ижевск

Введение. Продукция гепцидина контролируется железом, но механизмы регуляции во многом остаются противоречивыми.

Цель. Оценка содержания гепцидина в крови больных желе-зодефицитной анемией (ЖДА) и его взаимосвязей с эритропоэ-тином и параметрами обмена железа.

Материалы и методы. Наблюдались 33 больных ЖДА (25 женщин и 8 мужчин) в возрасте 47,74±2,23 года. Показатели периферической крови исследовались с помощью гематологического анализатора. Концентрации в сыворотке крови гепцидина, ферритина (СФ), эритропоэтина (ЭПО), В12 исследовались иммуноферментным методом с использованием стандартных тест-систем, соответственно, DRG Hepcidin-25 (bioactive) ELISA (Германия), Ferritin EIA (VEDA.LAB., Франция), Biomerica EPO ELISA (США). Определение концентрации сывороточного железа (СЖ), общей железосвязывающей способности сыворотки крови (ОЖСС) с вычислением коэффициента насыщения транс-феррина железом (КНТ) проводилось наборами реактивов IRON liquicolor, TIBC (Human, Germany). Статистическую обработку результатов исследования проводили с использованием программы Statistica 6.1.

Результаты. У больных до лечения наблюдалось снижение в крови уровня гемоглобина (HGB), СЖ, КНТ, СФ и повышение ОЖСС. Содержание гепцидина также было снижено (0,80±0,15 нг/мл при норме 1,90±0,45 нг/мл). Выявлено повышение концентрации ЭПО до 78,24±7,47 МЕ/л с колебаниями в пределах от 11,68 до 186,5 МЕ/л (при норме 0,57-10,11 МЕ/л, р<0,001). Между HGB в крови и ЭПО прослеживалась тесная обратная связь (р=-0,80, р<0,002), что свидетельствует о развитии гемической гипоксии в организме и об адекватном степени анемии повышении продукции ЭПО. В то же время обнаруживалась тесная

обратная взаимосвязь гепцидина с содержанием ЭПО (р=-0,96, р=0,001), указывающая на регулирующую роль анемической гипоксии и эритропоэтической активности костного мозга над синтезом гепцидина. Повышенные уровни ЭПО стимулировали эритропоэз, повышая потребности последнего в железе и гемопоэтических витаминах. На это указывали возрастание транспортного потенциала циркулирующей крови (ОЖСС) по переносу железа трансферрином к эритроидным клеткам костного мозга для синтеза НС1В и мобилизация витамина В12 для обеспечения в них синтеза ДНК. Содержание этого витамина в крови было снижено и составило 148,2±20,72 пмоль/л при норме 329,56±48,47 пмоль/л, р<0,05. Между гепцидином и СФ выявлена положительная зависимость (р=0,626, р=0,05, а между гепцидином и ОЖСС - отрицательная (р=-0,545, р<0,047), объясняющие влияние запасов железа и повышенных потребностей эритропоэза в железе на продукцию гепцидина в печени. В результате лечения больных ЖДА препаратами железа восстановились показатели гемограммы и феррокинетики, исчезли клинические проявления анемии (гемической гипоксии). Это сопровождалось нормализацией уровней гепцидина и ЭПО в крови.

Выводы: 1. Железодефицитная анемия приводит к уменьшению продукции гепцидина для обеспечения повышенных потребностей эритрона в железе. 2. Продукция гепцидина в печени контролируется запасами железа в организме, анемической гипоксией и повышенной эритропоэтической активностью костного мозга. 3. Курсовое лечение больных ЖДА препаратами железа сопровождается исчезновением клинических симптомов анемии, восстановлением показателей красной крови и обмена железа параллельно с нормализацией продукции эритро-поэтина и гепцидина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.