УДК 796 ЛесниковаГ.Н., МихайличенкоИ.С.
Лесникова Г.Н.
к. псих. н., доцент Южно-Российский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы
(г. Ростов-на-Дону, Россия)
Михайличенко И.С.
студент
Южно-Российский институт управления - филиал Российская академия народного хозяйства и государственной службы
(г. Ростов-на-Дону, Россия)
ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация: физическая культура и спорт играют важную роль в формировании гражданской позиции молодежи. Они имеют огромное значение для физического, психологического и духовного здоровья, а также помогают развивать важные качества и ценности, необходимые для активного участия в общественной жизни. В данной статье анализируются позитивные аспекты спортивной деятельности, такие как развитие лидерских качеств, командного сотрудничества, а также формирование здорового образа жизни и здоровья. Раскрывается взаимосвязь между участием в спорте и формировании гражданской позиции у молодежи, что имеет важное значение в современном обществе.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, гражданская позиция, молодежь, современное общество, физическая активность.
Гражданская позиция — это активное и осознанное отношение человека к делам общественной жизни, выражающееся в желании участвовать в принятии и реализации полезных для общества решений. Спорт играет важную роль в
формировании гражданской позиции молодежи. Ведь спорт способствует развитию физической подготовки, личностных и социальных качеств, необходимых для активного участия в общественной жизни. Это сложное социальное явление, характеризующееся выполнением своего долга перед обществом и окружающими. Гражданская позиция рассматривается как индивидуальное восприятие происходящих в обществе процессов и выражение соответствующей реакции на эти процессы. Определение своей гражданской позиции происходит при анализе места в социуме и роли в реализации общественно важных целей и задач, формируя гражданское общество.
Компоненты гражданственности составляют важную часть развития общества, так как благодаря им, граждане взаимодействуют друг с другом, объединяются для решения важных социальных проблем, с целью развития государства и общества.
На основе духовно-нравственного воспитания человек вырабатывает свое отношение к миру, людям и выстраивает границы общественного взаимодействия.
На процесс духовно-нравственного становления личности влияют: нравственные чувства индивида. Сюда входит понимание справедливости, своего долга перед обществом, патриотизма и личная ответственность,
нравственный облик, формирующийся при выявление таких качеств как стойкость, милосердие, терпение, внимание к ближнему,
личностная позиция - понимание и разграничение добра и зла, формирование рамок дозволенного, индивидуальная и общественная свобода,
нравственное поведение, основанное на выборе между собственной выгодой и общегосударственными ценностями, проявление духовной рассудительности.
Формирование духовно-нравственных аспектов личности осуществляется институтами государства и гражданского общества. В первую очередь, особое влияние оказывает семья. Именно в семье начинается
становление человека как личности, формируются его взгляды, ценности, понимания разных процессов и чувств. Семья является трамплином для дальнейшей социализации личности в школе, вузе, общества.
Спортивная культура закладывает основы желания действовать осознанно, быть физически и психически здоровым, закладывает основы личных социальных ценностей и патриотизма, способствует формированию серьезного отношения к своему здоровью и физическому развитию. Систематический подход к физическому воспитанию положительно влияет и на психическое здоровье: снижается риск психических расстройств, частота депрессивных настроений и установок.
В развитии нашей общей культуры всегда немаловажную роль играла физическая культура и спорт, так как они закрывают потребность в движении и активности. Помимо этого, они способствуют привитию здорового образа жизни (ЗОЖ), морально-волевых качеств, и развитию дисциплины, тем самым выполняя социальные и политические функции. Соответственно контроль за сферой спорта на государственном уровне проходит во многих развитых странах, реализуются соответствующие программы и осуществляется финансирование [4, с. 172].
В современном обществе физическая активность и спорт имеют не только спортивное значение, но и способствуют формированию личности молодого человека, его социальной активности и гражданского статуса, таких как дисциплинированность, смелость, решительность, эмпатия, честность, справедливость и ответственность. Данные качества играют важную роль в развитии гражданственности.
Программа "Готов к труду и обороне" (ГТО) является одним из способов стимулирования физической подготовленности молодежи и взрослых, которая стимулирует участие людей в физическом воспитании и спорте. Программа ГТО способствует привлечению молодежи к массовому физкультурному движению и открывает возможность для многих людей начать свой путь в профессиональном
спорте, тем самым внося ощутимый вклад в развитие российского спорта [6, с. 57].
Физическая культура и спорт способствуют развитию лидерских качеств, умению сотрудничать в команде, принимать решения и решать проблемы, воспитывают уважение к соперникам, умение мотивировать и стремиться к результату. При этом молодые люди становятся готовыми отстаивать свои права и интересы, развивать позитивное отношение к жизни, приобретать умение принимать решения и действовать в социальной среде. Участие в спорте и физической активности помогает преодолеть стереотипы и предрассудки, объединить молодежные группы, наладить дружеские отношения и взаимопонимание, создать условия для формирования гражданственности, самосознания и чувства собственного достоинства. Молодые люди, увлеченные спортом, с большей вероятностью будут следовать правилам, вести здоровый образ жизни и развивать сочувствие и уважение к другим.
Командные виды спорта, такие как футбол, баскетбол и волейбол, способствуют развитию командного духа и коллективизма. Молодые люди учатся ставить общее благо выше собственных интересов, поддерживать друг друга и работать для достижения общих целей. Это ценные навыки для того, чтобы стать ответственными, социально ориентированными гражданами. Участие в спортивных группах и командах также способствует укреплению духа товарищества и взаимной поддержки. Общение и конкуренция в спортивных командах способствуют развитию толерантного и гражданского общества, развивая навыки диалога и уважения к различиям. Так развивается и идентичность - осознанный процесс соотнесенности человека с определенной общностью [1, с. 27].
Немаловажным в становлении гражданской позиции за счет спорта является и процесс идентификации. Своими работами З. Фрейд заложил основы понимания идентификации как определяющего и универсального условия группообразования [5, с. 150]. Этот механизм социализации личности предполагает процесс и результат интеграции между собой и другими и
приводит к взаимным отношениям между людьми в социальной группе и психологической уверенности индивида в себе.
Физическое воспитание и спорт учат честной игре, уважению к соперникам и соблюдению правил. Молодежь, занимающаяся спортом, учится принципам честности и сострадания [3, с. 11] Это помогает в становлении нравственными гражданами. Спорт также развивает качества, которые являются фундаментальными для гражданственности и социальных норм, такие как дисциплина, самоконтроль и уважение к противникам.
Таким образом, спорт и физическая культура играют важную роль в формировании гражданской позиции молодежи, способствуя развитию лидерских качеств, социальной активности, солидарности и ответственности перед обществом. Они создают уникальную платформу для развития ценностных ориентаций и укрепления позиции молодежи в формировании гражданского общества. Молодые люди, увлеченные спортом, становятся ответственными, активными и социально ориентированными гражданами, которые вносят свой вклад в развитие общества. Поэтому государство и общественные организации должны уделять приоритетное внимание развитию физической культуры и спорта среди молодежи как важному инструменту формирования будущих лидеров и активных членов гражданского сообщества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Лесникова Г. Н. Условия и предпосылки физического здоровья человека гражданского общества // г. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998;
2. Международная научно-практическая конференция «Перспективы гражданского общества современной России и особенности его развития в условиях Северо-кавказского региона» // г. Ростов-на-Дону, 2002;
3. Тельнова Н. А. Феномен идентичности: способы описания и социокультурные основания // Logos et Praxis. 2011. №7-13;
4. Черняновская Т. Б., Антонюк С. Д. Массовый спорт как инструмент патриотического воспитания студенческой молодежи // Вестн. ТГУ Сер. Гуманитарные науки. 2016. Т. 21, вып. 7-8. С. 57-63;
5. Гальченко Олег Владимирович Понятие идентификации в теории З. Фрейда // Развитие личности. 2011. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberieninka.ru/artide/n/ponyatie-identifikatsii-v-teorii-z-freyda (дата обращения: 01.04.2024);
6. Мунина Ольга Владимировна Роль физической культуры и спорта в системе патриотического воспитания молодежи и механизме формирования гражданской идентичности личности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2020. №2. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-sisteme-patrioticheskogo-vospitaniya-molodezhi-i-mehanizme-formirovaniya-grazhdanskoy-identichnosti (дата обращения: 01.04.2024)
Lesnikova G.N., Mikhailichenko I.S.
Lesnikova G.N.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Rostov-on-Don, Russia)
Mikhailichenko I.S.
Russian Academy of National Economy and Public Administration
(Rostov-on-Don, Russia)
IMPORTANCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN SHAPING CIVIC POSITION OF YOUNG PEOPLE
Abstract: physical culture and sports play an important role in shaping the civic position of young people. They are ofgreat importance for physical, psychological and spiritual health, and also help to develop important qualities and values necessary for active participation in public life. This article analyzes the positive aspects of sports activities, such as the development of leadership skills, team cooperation, as well as the formation of a healthy lifestyle and health.
Keywords: physical culture, sports, citizenship, youth, modern society, physical activity.