Научная статья на тему 'Значение философии права в решении проблем современности'

Значение философии права в решении проблем современности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2352
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ / ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО / ЦИКЛИЧНОСТЬ ПРАВОПОНИМАНИЯ / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / LAW / THE TYPE OF LEGAL THINKING / THE NATURAL LAW / CYCLICALITY OF LEGAL THINKING / PHILOSOPHY OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маркова-мурашова С. А., Остапчук К. С.

Настоящая статья посвящена исследованию типов правопонимания, цикличности их развития и значению философии права в современный период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE OF PHILOSOPHY OF LAW IN SOLVING PROBLEMS OF THE PRESENT

This article is devoted to the study of types of legal thinking, periodicity of their development and the value of the philosophy of law in the modern period.

Текст научной работы на тему «Значение философии права в решении проблем современности»

TYPES OF EVOLUTION IN THE CONTEXT OF GENESIS PRA VOPONIMANIE NATIONAL

LEGAL SYSTEMS RUSSIA S.A. Markovа-Murashova

The analysis of the formation and evolution of the traditional types of law in the context of the genesis of the national legal system in Russia

Keywords: law, the type of law, natural law and positive law, philosophy of law

S.A. Markov-Murashova, Doctor. jurid. Science, Professor, Professor of Theory and History of State and Law of the VPO "Kuban State University" (Russia, Krasnodar)

УДК 34.01

ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ПРАВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ

С.А. Маркова-Мурашова, К.С. Остапчук

Настоящая статья посвящена исследованию типов правопонимания, цикличности их развития и значению философии права в современный период

Ключевые слова: право, тип правопонимания, естественное право, цикличность правопонимания, философия права

В современный период развития российского общества на уровне государства ставится вопрос о формулировке новой национальной идеи, способной соединить воедино умы и сердца людей, объединенных общим историческим, культурным и духовным происхождением. В то же время и на уровне отдельного интеллигентного человека ощущается нехватка той духовной скрепы, которая порождает чувство патриотизма и гордости, причастности к судьбе своей родины, своего народа, глубокой и богатой культуре.

Обращение к истории философии права показывает, что эти и подобные им вопросы возникают не впервые. Над ними задумываются, их формулируют и дают ответы на них просвещенные умы на различных этапах развития цивилизации и в рамках различных территориальных образований. Они вне времени и вне пространства, они вечные и ценность их незыблема. Юристы склонны в такие сложные моменты обращаться к проблемам правопонимания, последние же тонко «подстраиваются» под социальную, политическую, духовную составляющую правовой системы общества.

При этом исследование преобладания тех или иных типов правопонимания на разных этапах развития нашего государства свидетельствует об определенной цикличности правопонимания, а последняя объясняется следующими причинами.

Так, например, анализ процесса упадка правового позитивизма в Германии после Первой мировой войны, а также общая критика его после Второй мировой войны Г. Радбрухом и другими подтверждают, что эта концепция существует только в условиях стабильной системы правления, когда требование надежности законно установленного государства выдвигается на первый план.

Нормативистская концепция права развивается, прежде всего, в государствах с авторитарным режимом власти или как правовая поддержка идеологии организованного общества, которая составила основу социалистической мысли. Право здесь поддерживается как иерархичная система, составляющая основу деятельности государственных органов, которая одновременно этими же государственными органами утверждается и гарантируется. Естественно-правовая концепция по своей природе либеральна, предполагает правовое противостояние государственной власти на основе неотчуждаемых прав личности. Социологическая доктрина свойственна для периодов и стран, в которых велика роль судов и органов первичной юрисдикции. Вообще, последние две концепции характерны либо для такого периода общественного развития, когда в общественном сознании преобладают идеи дискредитации государственных институтов государства как такового, либо в периоды, когда общественное развитие приобретает флуктуационный, хаотичный характер, и законодательство просто не успевает за изменением общественных, прежде всего экономических, отношений. В этот период возрастает роль судов, арбитража и т.д. [1, С. 42].

В несколько упрощенном виде эти взаимосвязанные закономерности проявляют себя следующим образом: 1) в любом нормально

функционирующем обществе доминирует нормативный подход к пониманию права; 2) усиление противостояния различных подходов к правопониманию приходится на периоды качественных изменений в системе общественных отношений; 3) ответственность за возникающие социальные проблемы возлагают на нормативный подход; 4) после непродолжительного «социального экс -перимента» или укрепления новой власти позиции нормативизма неизбежно начинают укрепляться.

Сегодня мы являемся свидетелями формирования в России правового государства и развитого гражданского общества, которое воплощается в действительность через признание и реализацию основных положений естественно-правового типа правопонимания. Примером может служить провозглашения незыблемости фундаментальных прав человека. Согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации именно они предопределяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти. Такие первоистоки принципов власти, закрепленные Конституцией, весьма важны, поскольку, «потребность в естественном праве столь же очевидна сегодня, как и в течение предыдущих столетий и даже тысячелетий. Отказаться от естественного права - все равно что утверждать,

что всякое право есть позитивное право, а это значит, что то, что есть право, определяется исключительно законодателями и судами разных стран» [2, С. 8].

Естественное право с его ценностями представляет собой некий эталон, идеал к которому необходимо стремиться и сверять правильность вектора развития общества и государства. Особенная потребность в таком эталоне осуществляется в периоды плюралистического, хаотичного развития права, в периоды кардинальных преобразований государства, общества и права. Учеными различных сфер науки отмечается в наши дни, что мы живем в эпоху постмодерна, где все хаотично, где нет четких границ, истин, ценностей и идеалов, что, вне всякого сомнения, не может не сказываться и на понимании права, его действенности и ценности. Поверхностный взгляд на современный этап развития государств может и подтвердит правильность таких мнений, однако философско-правовое исследование в области естественного права, в который раз повторит истину о том, что если нет никакого эталона, который превосходил бы идеалы и ценности современного общества, то ни законодатель, ни правоприменитель, ни простой гражданин не будет в состоянии критически оценить имеющиеся идеалы и верность выбранного направления пути и дальнейшего развития. «Но уже простой факт, что мы можем поставить вопрос о цене идеалов нашего общества показывает, что в человеке существует нечто такое, что не вполне порабощено обществом, и поэтому мы способны, а потому и обязаны заниматься поисками эталона, ссылаясь на который мы можем судить идеалы как своего собственного, так и любого другого общества» [2, С. 9]. Более кратко суть этого излагал Е.Н. Трубецкой: отвергнув естественное право, мы бы лишили себя всякого критерия для оценки действующего права [3, С. 32].

Человек склонен к формулированию идеалов - в этом стремлении заключена предпосылка философии. Главное - знать меру, понимать разницу между тем, что есть, и тем, что хотелось бы видеть, между сущим и должным. При этом нельзя упрощенно противопоставлять якобы «ужасное» сущее и «прекрасное» должное [4, С. 365]. Как философски правильно отмечает И.Ю. Козлихин, «во-первых, идея должного используется как критерий сущего, ведь не все, что существует, заслуживает существования или по крайней мере оправдания. “Если бы пришлось оценивать справедливость и право по меркам человеческой практики, больше не существовало бы ни нравственности, ни порядочности”, писал Дж. Локк» [4. С. 365]. Во-вторых, признавая очевидный факт эмпирического разнообразия, философия права ищет неизменное в меняющемся мире. Философия права стремиться найти смысл права универсальный для всех правовых систем. Причем смысл права, которое еще римские юристы определяли как науку о добром и справедливом. Занятому решением текущих проблем современному человеку такие цели и понятия естественно покажутся неосуществимой мечтой и ненужной теорией, однако нельзя забывать о том, что самые важные случаи приложения знания к практике постоянно основываются на теориях, вырабатываемых с чисто научными целями и часто, в течении веков, остающихся без приложения. В

доказательство справедливости этого факта, О. Конт приводил убедительный пример: «Матрос, спасаемый от крушения точным определением долготы, обязан жизнью теории, возникшей 2000 лет назад в уме гениальных людей, имевших в виду одни только метафизические умозрения» [5, Ч.1. С.3.].

Обращение сегодня к философии права, ее истории, ценностям и идеологии, отражающей особенности русской правовой культуры, вне всякого сомнения позволяет объективно оценить ее значимость для современного этапа развития государства и построения гражданского общества с позиции общечеловеческих ценностей, дать им новое прочтение в свете новых векторов правового и культурного развития с учетом достижений юридической науки наших дней. А естественно-правовая идеология во всем многообразии своего проявления может быть отнесена к группе универсальных. Ее идеи имеют исключительно важное как методологическое, так и практическое значение особенно в период преобразований на рубеже веков [6, С. 3-4.].

Список литературы:

1. Гузнов А.Г. Право как явление культуры: Дис. ... канд. юр. наук. М.,

1994.

2. Штраус Л. Естественное право и история. М., 2007.

3. Трубецкой Е.Н. Лекции по энциклопедии права. М., 1913.

4. Козлихин И.Ю. Избранные труды. СПб., 2012.

5. Конт О. Курс положительной философии. С.52. Цит по: Ярош К.Н. История идеи естественного права. В 2-х частях.

6. Рябченко Е.В. "Возрождение" естественного права и его значение для позитивного права России в конце XIX и начале XX века. Автореф. .дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2002.

С.А. Маркова-Мурашова, докт. юрид. наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» (Россия, Краснодар)

К.С. Остапчук, аспирант кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет» (Россия, Краснодар)

VALUE OF PHILOSOPHY OF LAW IN SOLVING PROBLEMS OF THE PRESENT S.A. Markovа-Murashova, K.S. Ostapchuk

ms article is devoted to the study of types of legal thinking, periodicity of their development and the value of the philosophy of law in the modern period.

Keywords: law, the type of legal thinking, the natural law, cyclicality of legal thinking, philosophy of law

S.A. Markovа-Murashova, Doctor. jurid. Science, Professor, Professor of Theory and History of State and Law of the VPO "Kuban State University" (Russia, Krasnodar)

K.S. Ostapchuk, Postgraduate Department of Theory and History of State and Law of the VPO "Kuban State University" (Russia, Krasnodar)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.