Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К КОНВЕНЦИИ ПРОТИВ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПИНГА 1989 ГОДА'

ЗНАЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К КОНВЕНЦИИ ПРОТИВ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПИНГА 1989 ГОДА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПИНГ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ 2002 ГОДА / КОНВЕНЦИЯ ПРОТИВ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПИНГА 1989 ГОДА / МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНВЕНЦИЯ О БОРЬБЕ С ДОПИНГОМ В СПОРТЕ 2005 ГОДА / ВСЕМИРНЫЙ АНТИДОПИНГОВЫЙ КОДЕКС В РЕДАКЦИИ 2021 ГОДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов А.А., Захарова Л.И.

В статье рассматривается соотношение обязательств по Дополнительному протоколу 2002 года, к которому Российская Федерация не присоединилась, с обязательствами, проистекающими из Конвенции против применения допинга 1989 года и Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте 2005 года. Авторы уделяют внимание содержанию рекомендаций Мониторинговой группы, представленных в докладе Мониторинговой группы по вопросу соблюдения Российской Федерацией международных обязательств согласно Конвенции против применения допинга 1989 года. В статье анализируются рекомендации Мониторинговой группы по присоединению к Дополнительному протоколу 2002 года, которые относятся к исполнению Российской Федерацией обязательств, вытекающих из статьи 1 Конвенции против применения допинга 1989 года. Авторы рассматривают содержание Дополнительного протокола 2002 года в сравнении с иными международными договорами Российской Федерации, а также оценивают отдельные аспекты деятельности Ассоциации Российское антидопинговое агентство «РУСАДА». Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет - 2030».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF THE ADDITIONAL PROTOCOL TO THE 1989 ANTI-DOPING CONVENTION

The article considers the interplay between the obligations under the Additional Protocol to the Anti-Doping Convention of 2002, to which the Russian Federation has not acceded, and the obligations under the 1989 Anti-Doping Convention and the 2005 International Convention against Doping in Sport. The authors focus on the content of the Monitoring Team's recommendations presented in the Evaluation Report of the Monitoring Team on the Compliance of the Russian Federation with the Commitments under the 1989 Anti-Doping Convention. The article analyzes the recommendations of the Monitoring Group on accession to the Additional Protocol of 2002, which relate to the fulfilment by the Russian Federation of the obligations under Article 1 of the 1989 Anti-Doping Convention. The authors review the content of the Additional Protocol of 2002 compared to other international treaties of the Russian Federation and assess specific aspects of the Russian Anti-Doping Agency RUSADA. Research was conducted in frame of the federal academic leadership program Priority 2030.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К КОНВЕНЦИИ ПРОТИВ ПРИМЕНЕНИЯ ДОПИНГА 1989 ГОДА»

Значение Дополнительного протокола к Конвенции против применения допинга 1989 года

Орлов Александр Александрович

кандидат юридических наук, кафедра спортивного права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), ao@gradfirm.ru

Захарова Лариса Ивановна

кандидат юридических наук, кафедра международного права, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), lizakharova@msal.ru

В статье рассматривается соотношение обязательств по Дополнительному протоколу 2002 года, к которому Российская Федерация не присоединилась, с обязательствами, проистекающими из Конвенции против применения допинга 1989 года и Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте 2005 года. Авторы уделяют внимание содержанию рекомендаций Мониторинговой группы, представленных в докладе Мониторинговой группы по вопросу соблюдения Российской Федерацией международных обязательств согласно Конвенции против применения допинга 1989 года. В статье анализируются рекомендации Мониторинговой группы по присоединению к Дополнительному протоколу 2002 года, которые относятся к исполнению Российской Федерацией обязательств, вытекающих из статьи 1 Конвенции против применения допинга 1989 года. Авторы рассматривают содержание Дополнительного протокола 2002 года в сравнении с иными международными договорами Российской Федерации, а также оценивают отдельные аспекты деятельности Ассоциации Российское антидопинговое агентство «РУСАДА». Исследование выполнено в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет - 2030». Ключевые слова: допинг, международные обязательства, международный договор, Дополнительный протокол 2002 года, Конвенция против применения допинга 1989 года, Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте 2005 года, Всемирный антидопинговый кодекс в редакции 2021 года.

В апреле 2021 года Министр спорта Российской Федерации О.В. Матыцин пригласил представителей Мониторинговой группы, действующей в качестве контрольного механизма Конвенции против применения допинга, принятой в рамках Совета Европы в Страсбурге 16 ноября 1989 года (ETS № 135) (далее - «Страсбургская Конвенция») [1], посетить Российскую Федерацию, чтобы иностранные коллеги могли оценить эффективность борьбы с допингом в Российской Федерации после общения с представителями соответствующих организаций [6].

По результатам визита представителей Мониторинговой группы, состоявшегося с 21 по 23 сентября 2021 года, был составлен Оценочный доклад (далее - Доклад), в котором Мониторинговая группа признала, что Российская Федерация надлежащим образом исполняет свои международные обязательства, а также дала отдельные рекомендации российским органам государственной власти по конкретным направлениям деятельности для совершенствования системы борьбы с допингом [5].

Подготовленный Мониторинговой группой документ состоит из двух частей:

- непосредственно Доклад Мониторинговой группы;

- Приложение: Национальный отчет Российской Федерации, подготовленный Министерством спорта Российской Федерации.

С точки зрения структуры Доклад Мониторинговой группы представляет собой комментарии Мониторинговой группы в отношении выполнения Российской Федерацией обязательств, проистекающих из всех содержательных статей Страсбургской Конвенции (статьи 1-9).

Страсбургская Конвенция была первым значимым международным договором, возложившим на государства обязательства в области борьбы с допингом. В статье 1 Страсбургской Конвенции определяется ее цель - искоренение допинга в спорте. Во исполнение этой цели Мониторинговая группа рекомендовала российской стороне рассмотреть вопрос о ратификации Дополнительного протокола ы к Страсбургской Конвенции, принятого в Варшаве и 12 сентября 2002 года (далее - «Дополнительный о протокол) (пункт 1.10 Доклада). 1

Дополнительный протокол к Страсбургской Кон- _

венции возлагает несколько дополнительных по а

и

сч сч о

СЧ

сравнению со Страсбургской Конвенцией обязанностей на участников [2]. Так, Дополнительный протокол

- провозглашает необходимость взаимного признания результатов допинг-контроля, осуществленного спортивными или национальными антидопинговыми организациями сторон Страсбургской Конвенции на их территории (статья 1.1);

- призывает участников Страсбургской Конвенции признать компетенцию Всемирного антидопингового агентства (далее - ВАДА) и иных организаций, действующих под его контролем, по осуществлению проверок их спортсменов и спортсменок вне соревнований на их территории или в другом месте (статья 1.3);

- указывает на необходимость предпринимать такие меры, какие необходимы для проведения допинг-контроля, которые могут быть дополнительными к мерам, осуществленным на основании предыдущего двустороннего или другого определенного соглашения (статья 1.2), а также

- обязывает обеспечить сертификацию спортивных или национальных антидопинговых организаций для обеспечения соответствия стандартам качества Международной организации по стандартизации (англ. International Organization for Standartization, ISO) в отношении допинг-контроля, признанным Мониторинговой группой (статья 1.2).

Дополнительный протокол также усиливает контрольный механизм, принятый в рамках Страсбургской Конвенции. Наблюдение за выполнением обязательств государствами осуществляется Оценивающей группой (Evaluation team), которая в соответствии с определенным графиком исследует национальные отчеты о соблюдении международных обязательств и посещает государство-участника Страсбургской Конвенции, если это необходимо. На основании сделанных выводов Оценивающая группа формулирует рекомендации. Государства-участники разрешают посещение Оценивающей группы и обязуются способствовать сотрудничеству соответствующих национальных органов с ней (статья 2 Дополнительного протокола).

Для анализа рекомендации Мониторинговой группы следует сравнивать действующие обязательства Российской Федерации согласно Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте, принятой Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Париже 19 октября 2005 года (далее - Конвенция ЮНЕСКО), так как Конвенция ЮНЕСКО также усовершенствовала ряд положений, которые были закреплены в Страсбург-ской Конвенции [3].

В соответствии со статьями 13, 14 Конвенции ЮНЕСКО государства-участники

- содействуют сотрудничеству между антидопинговыми организациями, государственными органами и спортивными организациями, находящимися под их юрисдикцией, и аналогичными организациями и органами, находящимися под юрисдикцией других государств-участников, а также

- обязуются поддерживать ВАДА в выполнении его важной миссии в области международной борьбы с допингом.

На основополагающую роль Всемирного антидопингового кодекса (далее - Кодекс ВАДА) указывается в целом ряде иных положений Конвенции ЮНЕСКО (в частности, в статьях 2, 3, 4, 14). Аналогичным образом Кодекс ВАДА в редакции 2021 года подчеркивает значимость Конвенции ЮНЕСКО, в частности, в статье 22 [4].

Между тем следует помнить, что во всех указанных положениях речь идет о необходимости следовать основополагающим принципам Кодекса ВАДА, а не всем нормам Кодекса ВАДА. Более того, в статье 4.2 Конвенции ЮНЕСКО уточняется, что Кодекс ВАДА, международные стандарты для лабораторий и для тестирования приводятся для сведения и не являются неотъемлемыми частями Конвенции ЮНЕСКО (добавления 1, 2, 3 к Конвенции ЮНЕСКО), и указанные добавления сами по себе не устанавливают для государств-участников Конвенции ЮНЕСКО каких-либо международно-правовых обязательств. В отличие от этого, два приложения к Конвенции ЮНЕСКО (первый Международный стандарт -Запрещенный список субстанций и методов, второй Международный стандарт по выдаче разрешений на терапевтическое использование) являются неотъемлемой частью Конвенции ЮНЕСКО (статья 4.3).

Таким образом, в Конвенции ЮНЕСКО закреплена общая международно-правовая обязанность Российской Федерации признавать компетенцию ВАДА в его сфере деятельности и обеспечивать международное сотрудничество с ним.

Вместе с тем положения статьи 16 Конвенции ЮНЕСКО, посвященной международному сотрудничеству в области допинг-контроля, предусматривают обязательства государств-участников, которые воспроизводят сходные по сути обязательства из Дополнительного протокола к Страсбургской Конвенции (табл. 1).

Однако в отличие от Дополнительного протокола 2002 года, предусматривающего безусловную обязанность государств-участников, Конвенция ЮНЕСКО содержит следующую общую оговорку по отношению ко всем обязательствам, закрепленным в ст. 16 Конвенции ЮНЕСКО: «Признавая, что борьба с допингом в спорте может быть эффективной только в том случае, если будут обеспечены тестирование спортсменов без предварительного уведомления и своевременная транспортировка проб для анализа в лаборатории, государства-участники, когда это целесообразно (where appropriate) и в соответствии с внутригосударственным законодательством и процедурами (in accordance with domestic law and procedures)...».

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, сходные по существу с теми, что содержатся в статьях 1.1, 1.3 Дополнительного протокола, посредством ратификации Конвенции ЮНЕСКО, однако с оговоркой о том, что данные обязательства возможно выполнять тогда,

когда это целесообразно, и в соответствии с внутригосударственным законодательством и процедурами. Присоединение к Дополнительному протоколу не повлечет с необходимостью изменения условного характера обязательств на безусловное, но создаст определенную коллизию между толкованием данных международно-правовых обязательств.

Таблица 1_

Стороны взаимно признают компетентность спортивных или национальных антидопинговых организаций в вопросах проведения, в соответствии с внутригосударственными нормами страны-организатора, допинг-контроля на их территории спортсменов и спортсменок, прибывающих из других государств-сторон Страс-бургской Конвенции. Результат такого контроля сообщается одновременно национальной антидопинговой организации и национальной спортивной федерации соответствующего спортсмена или спортсменки, национальной антидопинговой организации страны-организатора и международной спортивной федерации (ст. 1.1).

Дополнительный протокол

Стороны также признают компетенцию ВАДА и других организаций по допинговому контролю, действующих под его руководством, по осуществлению проверок их спортсменов и спортсменок вне соревнований на их территории или в другом месте. Результаты этих тестов сообщаются национальной антидопинговой организации соответствующих спортсменов и спортсменок. Любые такие проверки осуществляются по согласованию со спортивными организациями, упомянутыми в статье 4.3.С Страсбургской Конвенции, в соответствии с действующими нормами и положениями национального законодательства страны-организатора (статья 1.3)._

Конвенция ЮНЕСКО

Государства-участники оказы вают содействие в обеспечении своевременного передвижения через границы групп допинг-контроля при проведении мероприятий по допинг-контролю;

сотрудничают в целях содействия своевременной транспортировке или перемещению через границы проб; оказывают помощь в обеспечении международной координации мероприятий по допинг-контролю, проводимых различными антидопинговыми организациями, и сотрудничают в этих целях с ВАДА; развивают сотрудничество между лабораториями допинг-контроля, находящимися под их юрисдикцией, и соответствующими лабораториями, находящимися под юрисдикцией других государств-участников;

содействуют заключению и реализации договоренностей о взаимном тестировании между назначенными в соответствии с Кодексом ВАДА антидопинговыми организациями;

признают на взаимной основе процедур допинг-контроля и послетестовых процедур, включая связанные с этим спортивные санкции, которые применяются любой антидопинговой организацией в соответствии с Кодексом ВАДА (статьи 16.Ь - 16.д).

Государства-участники при условии соблюдения соответствующих нормативных положений принимающих стран оказывают содействие ВАДА и антидопинговым организациям, действующим в соответствии с Кодексом ВАДА, в проведении соревновательного и внесоревновательного допинг-контроля своих спортсменов как на своей территории, так и за ее пределами (статья 16л).

Кроме того, значимым обстоятельством, свидетельствующим об эффективности борьбы с допингом в Российской Федерации с учетом положений международных договоров, выступает деятельность Общероссийской антидопинговой организации - Ассоциации Российское антидопинговое агентство «РУСАДА» (далее - РУСАДА). РУСАДА является стороной, подписавшей Кодекс ВАДА [7], при осуществлении своей деятельности РУСАДА руководствуется Кодексом ВАДА, в том числе и применительно к обозначенной выше компетенции ВАДА и других организаций по допинговому контролю, действующих под руководством ВАДА.

Так, статья 5.2.4 Кодекса ВАДА предусматривает, что ВАДА уполномочено проводить соревновательное и внесоревновательное тестирование в соответствии со статьей 20.7.1 Кодекса ВАДА (аналогичное положение закреплено в пункте 7.2.3 Общероссийских антидопинговых правил в редакции 2021 года). Право проводить тестирование предоставлено Кодексом ВАДА национальным антидопинговым организациям в отношении иностранных спортсменов, находящихся на их территории (статья 5.2.1), международным федерациям в отношении всех спортсменов, на которые распространяется их компетенция (статья 5.2.2), а также организаторам спортивных мероприятий (статья 5.2.3).

В подтверждение приверженности РУСАДА данным положениям Кодекса ВАДА на официальном сайте РУСАДА указывается, что отбор проб у спортсмена проводится по распоряжению антидопинговой организации, к числу которых относятся национальные антидопинговые организации, международные спортивные федерации, организаторы крупных спортивных мероприятий и другие организации согласно определению Кодекса ВАДА и Общероссийских антидопинговых правил. Российские спортсмены могут быть протестированы по распоряжению национальной антидопинговой организации страны, на территории которой они находятся, и по распоряжению международной федерации, правила которой на них распространяются, а также организатора крупных спортивных мероприятий или ВАДА. Отбор проб на миссиях, запланированных РУСАДА, проводят инспекторы допинг-контроля РУСАДА, а также представители аккредитованных ВАДА международных организаций, предоставляющих услуги отбора проб с целью допинг-контроля, или представители других национальных антидопинговых агентств. При этом пробы отбираются как для соревновательного, так и для внесо-ревновательного контроля [8].

Из вышеизложенного следует, что положения Дополнительного протокола в части признания рассмотренной компетенции ВАДА и других организаций по допинговому контролю, действующих под его руководством, соответствуют позиции и сложившейся практике РУСАДА, основанным на положениях Кодекса ВАДА.

Конвенция ЮНЕСКО, которая содержит общие положения о необходимости координировать деятельность антидопинговых организаций в соот-

и *

о

X

о а

и о т г

ветствии с принципами Кодекса ВАДА, не закрепляет обязательства по сертификации национальной антидопинговой организации на соответствие международным стандартам, установленным Международной организацией по стандартизации (англ. International Organization for Standardization, ISO) и признанным Мониторинговой группой. В то же время подобное обязательство предусматривается Дополнительным протоколом (статья 1.2).

Так, например, национальная антидопинговая организация Германии 24 мая 2018 года была сертифицирована в соответствии со стандартом DIN EN ISO 9001: 2015 в области «Продвижение, осуществление и координация антидопинговой деятельности в Германии соответствующими спортивными научными, образовательными, социальными, медицинскими и юридическими мерами» (DIN EN ISO 9001: 2015 for the scope "Advancement, Implementation and Coordination of Anti-Doping Activities in Germany by appropriate sport scientific, educational, social, medical and juridical Measures") [9].

Стандарт ISO 9001: 2015 предъявляет требования к структуре управления в организациях, к способам построения хозяйственных процессов и подтверждает способность организации осуществлять деятельность в соответствии с применимым законодательством [10].

Российская национальная антидопинговая организация с 2012 года регулярно получала двуязычные иностранные сертификаты о соответствии от иностранных организаций по сертификации (2011-2014: FINAS - Finnish Accreditation Service; 2014-2017: FINAS - Finnish Accreditation Service; 2017-2020: AFNOR Certification). На данный момент РУСАДА имеет один действующий с 28.12.2020 по 28.12.2023 русскоязычный Сертификат о соответствии требованием национального стандарта ГОСТ Р ИСО 9000-2015 (ISO 9001:2015), который был утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2015 г. № 1391-ст. Указанный Сертификат был выдан РУ-САДА обществом с ограниченной ответственностью «Межрегиональный Научно-Технический Центр «Стройнефтегаз» [11].

При этом меры усиления применения Страс-бургской Конвенции, предусмотренные Дополнительным протоколом, а именно наблюдение за применением и выполнением Страсбургской Конвенции, осуществляемое в отношении каждой из ее сторон, фактически уже были реализованы в отношении Российской Федерации при посещении 2123 сентября 2021 года, по итогам которого был составлен соответствующий Доклад.

При присоединении Российской Федерации к Дополнительному протоколу подобные мероприя-см тия будут регулярными, поскольку согласно статье g 2 Дополнительного протокола подготовка нацио-

сч нальных отчетов и проведение оценочных визитов *

01

осуществляются согласно графику, принятому Мониторинговой группой, в рамках консультаций с соответствующими сторонами.

Литература

1. Конвенция против применения допинга, принятая в рамках Совета Европы в Страсбурге 16 ноября 1989 года (ETS № 135) // Council of Europe [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list?module=treaty-detail&treatynum=135 (дата обращения - 15.08.2022);

2. Дополнительный протокол к Страсбургской Конвенции, принятый в Варшаве 12 сентября 2002 года // Council of Europe [Электронный ресурс]. URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list?module=treaty-detail&treatynum=188 (дата обращения - 15.08.2022);

3. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте, принята в Париже 19 октября 2005 года // UNESDOC [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000142594 (дата обращения - 15.08.2022);

4. Всемирный антидопинговый кодекс в редакции 2021 года // WADA [Электронный ресурс]. URL: https://www.wada-ama.org/en/resources/world-anti-doping-program/world-anti-doping-code (дата обращения - 15.08.2022);

5. Оценочный доклад Мониторинговой группы по вопросу соблюдения Российской Федерацией обязательств, проистекающих из Страсбургской Конвенции // Council of Europe [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/t-do-2021-43en-adopted-evaluation-report-rf-sept-2021/1680a5396a (дата обращения - 15.08.2022);

6. Statement by the Head of the Evaluation Team of the Council of Europe Convention against Doping in Sport, Michael Petrou and the Minister of Sport of the Russian Federation, Oleg Matytsin // Council of Europe [Электронный ресурс]. URL: https://rm.coe.int/joint-statement-russia-evaluation-team/1680a42002 (дата обращения - 15.08.2022);

7. Code Signatories // WADA [Электронный ресурс]. URL: https://www.wada-ama.org/en/what-we-do/world-anti-doping-code/code-signatories (дата обращения - 15.08.2022);

8. Отбор проб // РУСАДА [Электронный ресурс]. URL: https://rusada.ru/doping-control/testing/sample-collection/?ysclid=l7hjkg1gzl658620577 (дата обращения - 15.08.2022);.

9. NADA nach DIN EN ISO 9001 zertifiziert // NADA [Электронный ресурс]. URL: https://www.nada.de/en/service/news/news-detail/nada-nach-din-en-iso-9001-zertifiziert (дата обращения - 15.08.2022);.

10. ISO 9001:2015. Quality management systems — Requirements // ISO [Электронный ресурс]. URL: https://www.iso.org/standard/62085.html (дата обращения - 15.08.2022);

11. Сертификат соответствия // РУСАДА [Электронный ресурс]. URL: https://rusada.ru/upload/iblock/b8e/doc071213202103 24144631.pdf (дата обращения - 15.08.2022).

Significance of the Additional Protocol to the 1989 Anti-Doping Convention

Orlov A.A., Zakharova L.I.

Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

The article considers the interplay between the obligations under the Additional Protocol to the Anti-Doping Convention of 2002, to which the Russian Federation has not acceded, and the obligations under the 1989 AntiDoping Convention and the 2005 International Convention against Doping in Sport. The authors focus on the content of the Monitoring Team's recommendations presented in the Evaluation Report of the Monitoring Team on the Compliance of the Russian Federation with the Commitments under the 1989 Anti-Doping Convention. The article analyzes the recommendations of the Monitoring Group on accession to the Additional Protocol of 2002, which relate to the fulfilment by the Russian Federation of the obligations under Article 1 of the 1989 Anti-Doping Convention. The authors review the content of the Additional Protocol of 2002 compared to other international treaties of the Russian Federation and assess specific aspects of the Russian Anti-Doping Agency RUSADA. Research was conducted in frame of the federal academic leadership program Priority 2030.

Keywords: doping, international obligations, international treaty, 2002 Additional Protocol, 1989 Anti-Doping Convention, 2005 International Convention against Doping in Sport, World Anti-Doping Code in its 2021 edition.

References

1. Anti-Doping Convention (ETS No. 135) // Council of Europe [Electronic resource]. URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list?module=treaty-detail&treatynum=135 (accessed 15.08.2022);

2. Additional Protocol to the Anti-Doping Convention (ETS No. 188) // Council of Europe [Electronic resource]. URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list?module=treaty-detail&treatynum=188 (accessed 15.08.2022);

3. International Convention against Doping in Sport // UNESDOC [Electronic resource]. URL: https://unesdoc.unesco.org/arlc/48223/pf0000142594 (accessed 15.08.2022);

4. World Anti-Doping Code 2021 // WADA [Electronic resource]. URL: https://www.wada-ama.org/en/resources/world-anti-doping-program/world-anti-doping-code (accessed 15.08.2022);

5. Evaluation Report of the Monitoring Team on the Compliance of the Russian Federation with the Commitments Anti-Doping Convention 1989 // Council of Europe [Electronic resource]. URL: https://rm.coe.int/t-do-2021-43en-adopted-evaluation-report-rf-sept-2021/1680a5396a (accessed 15.08.2022);

6. Statement by the Head of the Evaluation Team of the Council of Europe Convention against Doping in Sport, Michael Petrou and the Minister of Sport of the Russian Federation, Oleg Matytsin // Council of Europe [Electronic resource]. URL: https://rm.coe.int/joint-statement-russia-evaluation-team/1680a42002 (accessed 15.08.2022);

7. Code Signatories // WADA [Electronic resource]. URL: https://www.wada-ama.org/en/what-we-do/world-anti-doping-code/code-signatories (accessed 15.08.2022);

8. Sample Collection // RUSADA [Electronic resource]. URL: https://rusada.ru/doping-control/testing/sample-collection/?ysclid=l7hjkg1gzl658620577 (accessed 15.08.2022);

9. NADA certified according to DIN EN ISO 9001 // NADA [Electronic resource]. URL: https://www.nada.de/en/service/news/news-detail/nada-nach-din-en-iso-9001-zertifiziert (accessed 15.08.2022);

10. ISO 9001:2015. Quality management systems — Requirements // ISO [Electronic resource]. URL: https://www.iso.org/standard/62085.html (accessed 15.08.2022);

11. Certificate ISO // RUSADA [Electronic resource]. URL: https://rusada.ru/upload/iblock/b8e/doc07121320210324144631.pdf (accessed 15.08.2022).

u

a) *

o x

00

a

»

o

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

T V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.