УДК 37.057
ЗНАЧЕНИЕ БРАТСКИХ ШКОЛ В ИСТОРИИ РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВА
Садовникова Надежда Евгеньевна
Канд. пед. наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет
им Н. П. Огарева», г. Саранск E-mail: semashko3@mail.ru
VALUE OF BROTHERLY SCHOOLS IN THE HISTORY OF THE RUSSIAN STATE
Nadezhda Sadovnikova
Candidate of pedagogical sciences, associate professor of psychology FGBOU VPO «Mordovian state university them N. P. Ogareva», Saransk
АННОТАЦИЯ
В статье раскрыты содержание, организация и методы обучения в братских школах. Выделены исторические обстоятельства, повлиявшие на учреждение Православных Братств. Показана роль Православных Братских школ в развитии высшего образования в России.
ABSTRACT
In article keeping, the organization and methods of training in brotherly schools are opened. The historical circumstances which have influenced establishment of Orthodox Brotherhoods are allocated. The role of Orthodox Brotherly schools in development of the higher education in Russia is shown.
Ключевые слова: образование, братские школы, воспитание, обучение, Православные Братские школы.
Keywords: education, brotherly schools, education, training, Orthodox Brotherly schools.
На сегодняшний день для возрождения России и укрепления ее национальных традиций важен исторический анализ социально-педагогического и культурологического опыта деятельности Русской Православной Церкви. В связи с чем, интересным и актуальным является рассмотрение педагогических аспектов функционирования Православных Церковных Братств.
Православные Братства представляли собой определенные общественные учреждения (общества), имеющие свой определенный состав (православные лица разного звания и сословия) и внутреннее управление, регулирующее отношение к властям гражданским, духовным и отношения между собой. Цель которых, была «защита православной Южно-русской Церкви от угнетения со стороны латинян и лютеран, усиливавшихся вовсе уничтожить православную Церковь в Польских владениях (в XVI и XVII веках)» [5, с. 2].
Братства являлись учредителями монастырей, богаделен, госпиталей, училищ, типографий. Кроме того, эти общества были основаны на Евангельской любви, а члены их жили на примерах христианской жизни апостольских времен и заповедей Спасителя.
Важно выделить два исторических обстоятельства, повлиявшие на учреждение Православных Братств. Первое связано со слиянием Польши и Литовской Руси, требующее уничтожения разностей в вере и истребления Православия как основы русской народности (конец XIV в.). Это открывало путь для насаждения и распространения римско-католической веры в землях русских и литовских. Отголоски этого мы встречаем и сегодня. Второе обстоятельство вытекало из устройства, а точнее из потребностей, общества, городов того времени. Иезуиты действовали достаточно хитро: открывали в целях борьбы с «русским духом» до 20 школ, привлекали юношество, распространяли книги, направленные против восточной Церкви. Поэтому Братства выражали интересы всего народа в Юго-Западной России и были самым твердым оплотом национального единения русского, белорусского и украинского народов и защитою православной Веры. Одним из действующих средств своей борьбы с угнетателями Братства сделали Братскую школу, которая должна была противостоять католическим польским школам. Первой такой Братской школой была Львовская, возникшая в 1586 г. Вскоре открылись Виленская, Брестская, Минская, Могилевская, Луцкая, Киевская и другие школы, почти во всех городах и во многих селах Юго-Западной Руси. Братские православные школы развили не-
сравненно более широкую деятельность, нежели школы протестантские [3, с. 306]. Главной целью всех этих школ было распространение просвещения в народе русском, через воспитание и образование отцов и учителей Русской Православной Церкви.
Содержание, организацию и методы обучения в этих школах подробно описывают дошедшие до нас Устав («Порядок школьный») Львовской школы и правила для учеников («Артикулы правил») Луцкой школы, являющиеся памятниками педагогической мысли. Согласно уставам, в Братских школах принимались дети из всех сословий.
Обучение в школах делилось на две ступени. Младшие школьники учились грамоте и пению (по нотам), старшие изучали старославянский, греческий и латинский языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы математики и философии. Большое место отводилось православному вероучению. В крупных Братских школах ставились театральные спектакли. Кроме школ повышенного уровня («гимнасионов»), в городах и некоторых селах Правобережной Украины и Белоруссии действовали многочисленные элементарные Братские школы, мало отличавшиеся от приходских [4, с. 112].
Основной функцией Братских школ служило воспитание детей. «Для обучения детей, Братства содержали в своем распоряжении ученых людей духовных и светских, способных к этой должности, равно как и к проповеданию Слова Божия» [5, с. 108]. Устав подробно определял требования к учителю. Он должен быть: «благочестив, разумен, смиренномудрый, кроток, воздержливый, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не сребролюбец, не гневлив, не завистник, не смехостроитель, не срамословец, не чародей, не басносказатель, не по-собитель ересем» [6, с. 31]. В основе педагогической системы братских школ лежали важнейшие принципы воспитания: уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему, опоры на положительное в личности ребенка.
Содержание обучения в различных Братских школах было неодинаково. Одни школы обучали лишь чтению, письму (по-славянски), грамматике, арифметики и Закону Божию. В большинстве городских школ сверх того изучался греческий язык. В Братских школах крупных центров (Киев, Луцк, Львов и др.) изучались также латинский и польский языки, грамматика, риторика с пиитикой (теорией поэзии), диалектика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка, то есть обычный для западно-европейских средних школ того времени круг наук [3, с. 307]. Устав подробно описывает организацию школьной работы. Дети приходят в школу в 9-м часу и заканчивают занятия в определенное время, по усмотрению учителя. Четко следят за пропусками и опозданиями учащихся, выявляя их причины. «Перед началом класса и по окончании читать молитвы» [5, с. 111].
Утром, придя в школу, каждый ученик показывает учителю приготовленную дома письменную работу и отвечает устно. Затем следуют классные занятия. После обеда учитель задает уроки на дом. Выполнив домашнее задание, учащиеся обязаны показать его (или ответить устно) родителям. В субботу повторяется все пройденное за неделю [3, с. 306 - 307]. «В дни воскресные и праздничные, перед обеднею, учитель обязан рассказать детям о празднике, и учить воле Божей; после же обеда объяснить Евангелие и Апостол того праздника» [5, с. 112]. Срок обучения устанавливается договором между родителями и учителем. Почетные места в классах распределялись соответственно успехам учеников; телесные наказания ограничивались, вводились элементы ученического самоуправления. В ведущих Братских школах преподавали украинские и белорусские просветители: И. Борецкий, Л. Зизаний, С. Зизаний, К. Сакович, М. Смотрицкий и другие [4, с. 112]. Львовская, Виленская и Могилевская школы имели типографии, печатавшие религиозно-педагогическая и методическая литература.
Возникшая концепция коллективного обучения впервые была применена в Братских школах Белоруссии и Украины (XVI в.) и стала зародышем классно-
урочной системы обучения. С точки зрения исторического анализа и современных тенденций в практике работы этих школ мы находим много нового, ценного, касающееся организации педагогического процесса в школе. Именно Я.А. Коменский обобщил опыт передовых школ Юго-Западной Руси и теоретически обосновал в «Великой дидактике» целесообразность классно-урочной системы, которая является ведущей формой организации обучения в современной школе. Надо отметить, что «образование является фактором, формирующим личность» [2, с. 154].
Православные Братские школы сыграли значительную роль в развитии высшего образования в России. В частности, Киевская братская школа оказалась предтечей созданной в 1632 г. Киевско-Могилянской коллегии (с 1701 г. Академия). Это высшее учебное заведение возглавляли митрополит Петр Могила и представители Братства [1, с. 166-167]. Киевско-Могилянская академия явилась крупнейшим культурно-образовательным центром Юго-Западной и Южной Руси XVII - XVIII вв. С середины XVII в. ученики Киевско-Могилянской коллегии выступают в Москве как учителя. Так, в 1649 г. из Киевской Лавры были выписаны ученые монахи «для обучения русских свободным наукам» в школе при Андреевском монастыре. Воспитанники коллегии (Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Арсений Сатановский, Феофан Прокопович) сыграли важную роль в становлении славяно-греко-латинского образования и организации школьного дела в России [1, с. 167]. Во 2-ой половине 17 в. Братские школы пришли в упадок, а в конце 18 века большинство прекратило свое существование. При этом эти школы в дальнейшем постепенно в их развитии и на почве всей России послужили основой научного просвещения и всего русского народа.
Итак, деятельность Братских школ способствовала подъему культурной жизни, явилась важнейшим вкладом в борьбу украинского и белорусского народов за сохранение национального самосознания [4, с. 112]. Что самое главное, проводя параллели сегодня, необходимо целенаправленно и рационально
использовать средства поддержания Веры православной. К ним относятся: распространение света Веры православной в народе; заботливость о построении и благолепии православных храмов; охранение внешних прав церкви и порядка по ее внутреннему управлению.
Список литературы:
1. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999. 432 с.
2. Емелькина И.В. (Загороднова И.В.) Роль архитипов и ментальности в формировании педагогических систем // Интеграция образования. 2003. № 2. С. 151-154.
3. Медынский Е.Н. История педагогики. М., 1947. 580 с.
4. Исаевич Я.Д. Братские школы // РПЭ: В 2 тт. М.: БРЭ, 1993. Т. 1. 608
с.
5. О православных церковных Братствах. Священник Иоанн Флеров. Санкт-Петербург: Изд-е книготорговца Н.Г. Овсянникова, 1857. 202 с.
6. Устав Львовской Братской школы (1586 г.) // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской революции) / Под ред. Ш.И. Ганелина. М.: Просвещение, 1974. 527 с.