УДК 338.48
ЗНАЧЕНИЕ АУТСОРСИНГА КАК ФАКТОРА ВЗАИМОСВЯЗИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
В. А. Цой, Ю. В.Данилюк, Л. А. Цой
THE IMPORTANCE OF OUTSOURCING AS A FACTOR OF INTERRELATION BETWEEN COMPETITIVENESS AND INNOVATION ACTIVITY OF ENTERPRISES
V.А.Tsoy, Yu.V.Danilyuk, L.^Tsoy
Институт экономики и управления НовГУ, [email protected]
В статье проанализировано значение аутсорсинга для повышения эффективности деятельности предпринимательских структур. Приведены основные причины отказа от аутсорсинга или препятствия к его применению в российских предпринимательских структурах. По результатам проведенного анкетирования руководителей предпринимательских структур показано, что аутсорсинг является одним из интенсивно развивающихся подходов к ведению бизнеса. Предложены основные критерии для выбора поставщиков по аутсорсингу.
Ключевые слова: аутсорсинг, инновационная деятельность, критерии выбора поставщиков по аутсорсингу
The aricle analyzes the importance of outsourcing to increasing the efficiency of business structures. The main reason for abandoning outsourcing and the barriers to its use in Russian business structures are presented. The data of the survey of business heads shows that outsourcing is one of the rapidly developing approaches to business. The basic criteria for selection of outsourcing providers are proposed.
Keywords: outsourcing, innovation activity, criteria for selection of outsourcing providers
В эпоху быстрого перехода человечества к «обществу знаний» важнейшие конкурентные преимущества фирм и стран оказываются все более тес -но сопряженными с их организационными способно -стями извлекать экономические выгоды из техноло-гических нововведений. Практика показывает, что в конкурентной среде, в которой сейчас ведут свою деятельность современные компании, важнейшей яв-ляется способность быстро адаптироваться к измене -
ниям, новым тенденциям и технологиям, а также при -спосабливать их для своих потребителей [1].
Для повышения эффективности управления современным российским предпринимательским структурам требуется внедрение новых методов ор -ганизации процессов производственно-хозяйственной деятельности. Конкурентная среда способствует быстрой адаптации к постоянному ужесточению требо-ваний рынка. Повышение конкурентоспособности
предпринимательских структур предусматривает решение следующих задач: поиск новых и сильных конкурентных преимуществ; организацию бесперебойной работы структурных подразделений компании на всех уровнях; определение перспективных видов бизнеса и сосредоточение на них основных ресурсов компании; отказ от производства неконкурентоспособной продукции (работ, услуг) и от производящих ее подразделений компании [2].
Актуальность данной работы обусловлена все большим развитием аутсорсинга как одного из интенсивно развивающихся подходов к ведению бизнеса, а также последними тенденциями в области стратегического и инновационного менеджмента.
Интерес к аутсорсингу ознаменовался взрывом публикаций об этом экономическом феномене. В середине 80-х годов, по данным журнала «ИнфоБизнес», публиковалось не более 10 узкоспециальных работ, посвященных аутсорсингу, а в середине 90-х — более шестисот. Проводились и проводятся опросы предпринимателей по проблемам аутсорсинга.
Современные реалии требуют новых научных подходов к исследованию влияния аутсорсинга на рыночный механизм и структуру экономики. До сих пор остается множество вопросов, требующих дальнейшей разработки. Недостаточно раскрыты особенности аутсорсинга в различных странах, последствия его применения для экономики в целом и отдельных компаний, как за рубежом, так и в России. Недостаточная степень научной разработанности проблемы, несомненная практическая значимость для российской экономики обусловили выбор нашего исследования и определили его цель: провести анализ взаимосвязи конкурентоспособности и инновационной деятельности предприятия и определение значения использованию аутсорсинга как фактора осуществления этой взаимосвязи при осуществлении инноваций предпринимательскими структурами [3].
В соответствии с поставленной целью объектом нашего исследования является система формирования механизма аутсорсинга в сфере предпринимательства.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по развитию аутсорсинга и оптимизации бизнес-процессов в предпринимательских структурах.
В процессе исследования использовались рас-четно-конструктивный, логический и факторный анализы, экономико-статистические методы, методы экспертных оценок, группировок сравнений, аналогий, обобщений, анкетирование и другие методы.
Аутсорсинг в современном мире — один из наиболее интересных и интенсивно развивающихся подходов к ведению бизнеса.
Аутсорсинг (outsourcing) переводится с английского как «внешний источник», а сам процесс аутсорсинга — как передача части функций одной организации другой, которая в данной области специализируется. При этом функции могут быть практически любыми — от сложнейших научных иссле-
дований до клининговых услуг. Аутсорсинг представляет собой продукт современного бизнеса и мировых тенденций развития экономики. Аутсорсинг позволяет быстрее адаптировать процессы управления организацией к рыночным условиям, активнее входить в новый бизнес, используя возможности внешней среды и даже ресурсы конкурентов [4].
В нашем исследовании под аутсорсингом понимается современная форма деловых отношений, связанная с развитием совместного предпринимательства и кооперации и базирующаяся на долгосрочных стратегических отношениях.
Проведенные исследования позволили выделить причины отказа от аутсорсинга или препятствия к его применению в российских предпринимательских структурах. Наиболее часто встречающимися являются нижеследующие причины:
— Маленький объем продукции, поставщики не заинтересованы в ее продаже.
— Высокие требования к качеству продукции, поставщики не располагают необходимыми тактиками.
— Недостаточно высокий уровень организации управления, профессионального стратегического и оперативного руководства, четкого финансового менеджмента.
— Необходимость сохранения технологических секретов.
— Боязнь потери контроля над ситуацией и эксклюзивной информацией.
— Отсутствие надежных механизмов контроля качества услуги.
— Недооценка затрат на аутсорсинг, потеря компетенции в основном виде деятельности.
— Зависимость от одного источника поставок.
— Необходимость сохранения собственного производства под давлением социальных, политических, экологических факторов, факторов конкурентоспособности.
— Отсутствие необходимой достоверной информации о возможных поставщиках услуг аутсорсинга.
— Отсутствие надежного и экономически обоснованного механизма внедрения аутсорсинга в конкретной компании.
— Необходимость сохранения стратегически важных связей с другими субъектами рынка.
— Отсутствие информации о потенциальных аутсорсерах.
— Нежелание руководителей предприятий изменять сложившуюся практику деловых отношений.
— Наличие квалифицированных специалистов по снабжению.
Нами был проведен интернет-опрос для выявления приоритетных причин, побудивших руководителей предпринимательских структур обратиться к аутсорсингу. В опросе приняли участие 468 руководителей отечественных компаний. Результаты проведенного опроса позволили к основным предпосылкам применения аутсорсинга для российских компаний отнести следующее:
Аутсорсинг в предпринимательстве
Рис. 1. Основные направления внедрения аутсорсинга в предпринимательских структурах
— Необходимость сосредоточения на основных видах деятельности.
— Необходимость повышения качества обслуживания.
— Потребность в снижении затрат.
— Компаниям не хватает административного, технологического или сбытового опыта.
— Избыточное производство может заставить компанию выйти на рынок и даже конкурировать с ее бывшими поставщиками.
— Поставщики обладают отличной репутацией, побуждающей потребителя покупать их комплектующие.
— Необходимость поддержания долгосрочной технологической и экономической жизнеспособности неосновной деятельности.
— Трудности определения долгосрочных расходов, связанные с решением о производстве.
— Большая гибкость в выборе возможных источников и изделий-заменителей.
— Процесс приобретения обычно требует меньше накладных расходов.
— Необходимость сокращения или реструктуризации компании под давлением внешних (как правило, негативных) факторов.
— Стремление сосредоточить ресурсы собственной организации на основных видах деятельности.
— Гарантированное снабжение, баланс снабжения и потребности.
— Отсутствие простоя оборудования, рабочих.
— Необходимость повышения качества собственных продуктов и услуг, их наилучшего соответствия требованиям рынка.
— Недостаток либо отсутствие собственных специалистов в отдельных видах или направлениях деятельности.
— Высокое качество продуктов и услуг, технологии и ноу-хау, которыми располагает поставщик.
— Привлекательность для потребителя установления партнерских отношений производителя с конкретными поставщиками комплектующих или услуг.
Основные виды аутсорсинга или направления его внедрения в предпринимательских структурах представлены на рис. 1.
К положительным последствиям выведения процессов на аутсорсинги к основным преимуществам, которые дает аутсорсинг компании-заказчику, можно отнести: снижение объемов затрат на оказание услуг, производство продукции, в том числе сокращение инфраструктуры и издержек по ее содержанию; превращение фиксированных расходов в переменные; облегчение процесса планирования расходов компании; снижение цены приобретаемой услуги за счет использования тендерных торгов в условиях высококонкурентного рынка; повышение качества продукции, работ, услуг за счет использования аутсор-синговыми компаниями современных технологий, процедур, принципов и методов управления процессами; концентрация «внутрикорпоративного» внимания руководителей на основных целях, задачах, направлениях развития компании, фокусирование собственных, как правило, ограниченных ресурсов на решении стратегических задач и достижении конкурентных преимуществ; повышение эффективности использования ресурсов, доступ к которым затруднен, например, сервисное обслуживание техники, охрана территории и др., особенно при расширении бизнеса или создании новой дочерней компании; снижение стоимости выполнения работ и услуг, передаваемых компании-аутсорсеру за счет ее специализации; обеспечение оптимизации бизнес-процессов; расширение сегмента рынка и обеспечение устойчивости развития компании за счет высвобождения части финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов; разделение ответственности и снижение рисков, так как аутсорсеры несут ответственность за сроки и качество выполненных работ и услуг, а за нарушение условий контракта могут быть лишены лицензий; доступность применения новейших прорывных технологий производства, продажи, оказания услуг, информационных новшеств в областях, неспецифических для основной деятельности
компании; глобальное инвестирование в развитие основных фондов, снижение объемов инвестированных средств в развитие основных фондов, связанных с второстепенными и непрофильными функциями; улучшение определенных финансовых показателей фирмы за счет отсутствия необходимости показывать отдачу от вложения капитала в отдельные виды деятельности; использование внешних ресурсов для достижения высокого экономического результата в процессе реализации стратегии фокусирования, направленной на обслуживание немногочисленного контингента потребителей; решение сложных повседневных проблем, достижение текущих и долгосрочных стратегических целей, знаний, навыков и умений с помощью внешних высококвалифицированных специалистов; улучшение контроля за качеством выполняемых работ, оказываемых услуг и достижением конечного результата; рост управляемости процессом оказания услуг.
Проведенные нами исследования показали, что во многих предпринимательских структурах как таковой инновационной деятельности нет. За всю историю своей хозяйственной деятельности 68% предприятий не осуществляли никаких нововведений в области производства продукции или управления деятельностью.
К инновационной деятельности, кроме новых продуктов и услуг, относятся и новые формы организации производства и управления предприятием во всех сферах его деятельности, поэтому внесены рекомендации по распространению инноваций в области управления качеством продукции, а именно по внедрению системы менеджмента качества.
В ходе анализа 150 предпринимательских структур, внедряющих систему менеджмента качества, выявлена основная проблема внедрения, такая как отсутствие собственных специалистов в области качества. Поэтому в данном случае нами рекомендовано воспользоваться услугами компаний, специализирующихся на решении подобных проблем. Одним из вариантов решения может быть передача процесса внедрения СМК на аутсорсинг. Однако в этом случае может возникнуть угроза утечки важной информации и поэтому здесь важно подобрать исполнителя с достойной репутацией, имеющего опыт подобной работы и положительные отзывы от партнеров, а также способного выполнять широкий спектр работ. Критерии, которые необходимо учитывать при выборе поставщика товаров и услуг по аутсорсингу, представлены в табл.
Для оценки данных критериев разрабатывается специальная система оценок, включающая вопросы, ответ на каждый из которых предполагает определенное количество баллов, в сумме дающих характеристику каждому из потенциальных поставщиков. Кроме того, необходимо определить минимальный «проходной балл», который будет отражать уровень минимальных требований к поставщику.
Проведенные нами исследования показывают, что большинство предпринимательских структур, как крупных, так и мелких, могут получить значительные преимущества от использования аутсорсинга, а для
этого они должны тщательно изучить весь имеющийся в экономике арсенал средств.
Критерии для выбора поставщиков по аутсорсингу
Критерий Комментарий
1. Доверие Оценивается опытность поставщика, т.е. количество эбслуживаемых им клиентов
2. Надежность Оценивается соответствие поставщика требованиям своих клиентов
3. Обслуживание Анализируется уровень обслуживания поставщика и сравнивается с уровнем заказчика или с уровнем других поставщиков
4. Экономия средств Сопоставляется уровень цен данного поставщика и других поставщиков
5. Гибкость Оценивается, способен ли поставщик работать в условиях изменения потребностей заказчика, который может расширять или сворачивать свою деятельность
6. Кадровая политика Анализируется кадровая политика поставщика и возможность влияния ее на сотрудников заказчика
7. Жесткость или либерализм в контракте Выявляется желание поставщика заключить «жесткий» контракт или «либеральный», т.е. оставить возможность для внесения поправок в контракт
8. Внутренняя квалификация и контроль Оценивается желание поставщика помогать заказчику в поддержании должной квалификации его сотрудников в целях поддержания бизнеса на должном уровне, а также для его расширения
Аутсорсинг может принести пользу не только крупным и авторитетным компаниям, но и мелкому бизнесу, персонал которых состоит всего из пяти сотрудников, например, в сфере мелкотоварного агро-производства и агробизнеса.
Ким Л.В., Максимюк Н.Н., Мещеряков Г.В. Стратегические подходы к управлению инновациями и обеспечению эффективности бизнеса в предпринимательской среде // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. С. 287.
Омаров М.М., Сергеев В.Ю. Концепция реализации управленческих решений в предпринимательских структурах // Российское предпринимательство. 2011. № 1. Вып. 2. С. 147-152.
3. Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций): теория и методология: Учебник. М.: ЮНИТИ, 2008. 799 с.
4. Максимюк Н.Н., Цой В.А. Аутсорсинг как инновационный подход совместного предпринимательства // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. 2012. №> 28. С. 166-171.
Bibliography (Translitirated)
1. Kim L.V., Maksimyuk N.N., Meshcheryakov G.V. Strategicheskie podkhody k upravleniyu innovatsiyami i obespecheniyu effektivnosti biznesa v predprinimatel'skoy srede 11 Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 1. S. 287.
2. Omarov M.M., Sergeev V.Yu. Kontseptsiya realizatsii upravlencheskikh resheniy v predprinimatel'skikh strukturakh // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. 2011. № 1. Vyp. 2. S. 147152.
3. Tsarev V.V., Kantarovich A.A., Chernysh V.V. Otsenka konkurentosposobnosti predpriyatiy (organizatsiy): teoriya i metodologiya: Uchebnik. M.: YuNITI, 2008. 799 s.
4. Maksimyuk N.N., Tsoy V.A. Autsorsing kak innovatsionnyy podkhod sovmestnogo predprinimatel'stva // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2012. №> 28. S. 166-171.