Научная статья на тему 'Значение Анюйской ярмарки в межэтнической интеграции русских и чукчей'

Значение Анюйской ярмарки в межэтнической интеграции русских и чукчей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
249
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ / ЧУКЧИ / ТОРГОВЛЯ / RUSSIAN / CHUKOCH / TRADE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карих Елизавета Васильевна

Рассматриваются торговые взаимоотношения чукчей и русских в конце XVIII-XIXв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted to trading mutual relations Chucoch and Russian at the end of XVIII XIX centuries.

Текст научной работы на тему «Значение Анюйской ярмарки в межэтнической интеграции русских и чукчей»

2010 История №1(9)

УДК 94(470) «16/18»

Е.В. Карих

ЗНАЧЕНИЕ АНЮЙСКОЙ ЯРМАРКИ В МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ РУССКИХ И ЧУКЧЕЙ

Рассматриваются торговые взаимоотношения чукчей и русских в конце XVIII - XIX в.

Ключевые слова: русские, чукчи, торговля.

Первые контакты русских и чукчей в XVII в. в большинстве случаев представляли собой вооруженные столкновения. Это было связано с попытками русских казаков присоединить чукчей согласно русской традиции покорения коренного населения, которая включала в себя принятие российского подданства, уплату ясака и выдачу аманатов. Однако ситуация осложнялась отсутствием у народов крайнего северо-востока традиции государственного подчинения [1]. Военные стычки с чукчами продолжались до конца

XVIII в., но искомого результата, как известно, не дали. А в 1770 г. был упразднен Анадырский острог, бывший военным форпостом в русско-чукотских отношениях.

Содержание острога обходилось слишком дорого, а прибыль в виде ясака и имущества, захваченного в боях, была незначительна, и русские с Анадыря ушли. Снесли постройки, пушки и колокола утопили, военный гарнизон и верноподданных инородцев перевели в г. Нижне-Колымск и на р. Ги-жигу [2. С. 23]. Но как вскоре выяснилось, война к этому времени была уже не единственным поводом для общения. Еще во время существования Анадырского острога у русских и чукчей сложились торговые взаимоотношения. Русские товары: железные котлы, посуда, табак - прочно вошли в употребление чукчей, и уход русских с Чукотки аборигены восприняли неоднозначно. Колымский (Зашиверский) комиссар Боннер узнал о попытках чукчей выходить на р. Анюй для торговли с русскими, и, желая установить с ними нормальные отношения, в 1775 г. послал им подарки. На р. Ангарке (приток Б. Анюя) была построена Ангарская крепость для ведения торговли с чукчами [3. С. 32]. В обмен на подарки они платили ясак и производили необходимую мену товара. В 1794 г. по просьбе чукчей ярмарку перенесли на один из островов Б. Анюя в 200 верстах от г. Нижне-Колымска, за что она получила название «Островная» [4. С. 131]. Островная крепость состояла из деревянного забора с воротами, с 2 казармами внутри для казаков и комиссара с канцелярией, часовни святого Николая и около 30 домов [5. С. 174]. В 1848 г. разлив реки снес часть острова, и ярмарку перенесли на 10 верст ниже, на левый берег М. Анюя, но название «Островная» за ней сохранилось [3. С. 32].

Торговля с другими народами, в представлениях чукчей, была делом опасным. Они торговали в полном вооружении и, если им казалось, что их обманывают, пускали оружие в ход. Чукчи не были новичками в этом деле, у них был многовековой опыт обмена с американскими эскимосами [7]. По заверениям Ф.Ф. Матюшкина, они имели врожденное представление о прав-

де и рукой, на вес могли определить нехватку 1-2 фунтов [5. С. 178]. Чукчи сами выбирали товар, сами его оценивали и торговались из-за каждой мелочи [2. С. 109]. Такие традиции ведения торга сильно не совпадали с представлениями русских и якутских купцов о торговле с инородцами. Торговый обмен с коренным населением края неизменно придерживался кредитной системы, когда торговец давал аборигену в долг, в счет будущей добычи пушнины, улова рыбы и пр. Вне зависимости от расчетов, на следующий год кредит продолжался в нужном объеме, а промышленник сдавал всю свою добычу конкретному купцу. В случае с чукчами наивный купец, давший товары в долг, никогда не видел больше своего клиента, а если чукча чувствовал, что его обманывают, то ситуация могла закончиться потасовкой.

Однако в торговле с русскими чукчи не были необоснованно агрессивны. Стараясь расположить к себе собеседника, они издалека кричали «Тарова!» (здорово!) и гладили себя по голове, имитируя жест русского человека снимающего в знак приветствия головной убор [10. С. 197]. Для того, чтобы избежать недоразумений на Анюйской ярмарке, иркутский губернатор Н.И. Трескин разработал правила о меновой торговле русских с чукчами. По этим правилам чукчи должны были располагаться отдельным становищем и появляться на ярмарке только днем. Представители других народов могли посещать их также только днем. Если на стоянке чукчей обнаруживалась кража и выяснялось, что ночью у них были посторонние, пострадавшего должны были вознаградить, и, пока этого не случалось, торговля не возобновлялась. Запрещалась торговля в кредит, продажа и употребление спиртного. Перед началом торга русские купцы и чукотские старшины договаривались о единицах обмена [11. С. 3-4]. Например, в 1821 г. 2 пуда табака меняли на 16 лисьих или 20 куньих шкур. Правила Трескина стали своеобразной техникой безопасности для ведения торговли с чукчами. На самом деле спиртное привозили, но мало и в основном для себя. Торг шел исключительно в отведенное для этого время, и ссор между торгующими уже практически не бывало [5. С. 177].

Ярмарка проходила в начале марта и длилась около 10 дней. Она начиналась с прибытия комиссара и сопровождающих его лиц: казаков, толмача (переводчика), священника. Сначала комиссар собирал подати и одаривал чукчей, затем происходило торжественное богослужение в часовне и молебен, после этого на башне поднимали флаг, и торговля начиналась. Торг проходил на площадке перед воротами. Чукчи стояли спокойно, облокотясь на копья возле своих товаров, разложенных на санях, а между ними суетливо бегали русские с тяжелой кладью. Носовые (торговые) чукчи предлагали товары, которые они выменяли у американских эскимосов (каргаулей): чернобурых лисиц, голубых песцов, куниц, бобров, выдр, медвежьи шкуры, моржовые ремни и клыки, а также свои товары, в основном одежду из оленьих шкур. Русские привозили железные изделия: топоры, ножи, котлы, деревянную посуду, листовой табак и бисер. Оборот ярмарки в 1821 г. составил около 200 тыс. рублей, а плательщиков ясака, внесших по 1 красной лисе, было только 30. Чукчи не говорили по-русски, а русские - по-чукотски. Переводчиками были соседи чукчей чуванцы, юкагиры, эвены, которые так-

же приезжали на ярмарку торговать. Тем не менее общение не ограничивалось торговлей - чукчи и русские ходили друг к другу в гости, чукчей угощали леденцами и табаком, чай им не нравился. Некоторые соглашались креститься за несколько фунтов табаку и получали впридачу крестик и рубашку. Заканчивалась ярмарка спортивными состязаниями чукчей и плясками [11. С. 178-185].

В середине XIX в. обороты ярмарки заметно упали - до 8-12 тыс. руб. Это было связано с ослаблением деятельности Русско-американской компании в регионе и с усилением активности американских промысловых судов, которые практически перехватили пушную торговлю на Аляске и Чукотском носу. Американцы охотились на морских животных, выменивали съестные припасы и пушнину на ром, мануфактурные товары и оружие. И это было небезопасно для обеих сторон. В 1864 г. эрем носовых чукчей Дмитрий Хот-то рассказывал колымскому исправнику Анатовскому, как один чукча напился на американском корабле и изломал у них две подзорные трубы, за что был бит и выброшен за борт судна. Чукчи, желая отомстить, заманили к себе командира корабля и направили на него стрелы своих луков. Защищаясь, американец стрелял из пистолета, но когда патроны кончились, в него вонзилось одновременно несколько стрел [12]. (Тем не менее к концу XIX в. торговля с американцами прочно вошла в повседневную жизнь обитателей Чукотского носа, и многие чукчи даже говорили по-английски [13. С. 22.])

К середине XIX в. Анюйская ярмарка жила своей жизнью, в которой торговля была важной, но не единственной составляющей. Все начиналось так же с приезда колымского исправника в крепость и со встречи его с чукотскими эремами и другими значительными людьми. Большинство колымских казаков уже изъяснялось по-чукотски, и специальных толмачей не нанимали. Чукчи распробовали чай, и в маленькое помещение исправника к вечеру набивалось много людей, которые пили чай с сахаром и леденцами и курили табак. Во время чаепития исправник расспрашивал чукчей об их делах, о том, как прошла торговля с каргаулями (американскими эскимосами), какие суда их посещали. На таких приемах договаривались об оспопрививании в следующем году, о визитах эремов в Якутск, о поставке челибухи, которой травили волков, нападающих на их оленей. (В результате таких договоренностей эрем носовых чукчей Дмитрий Хотто посетил Якутск в 1858 г., а в 1859 г. - эрем оленных чукчей Андрей Амраургин). Затем проходила сдача ясака. Каждый чукча со шкурой лисы или песца на спине подходил к исправнику, согнувшись, тот, в свою очередь, снимал с них шкурки, тряс в воздухе и приговаривал: «Меченьки, меченьки», что по-чукотски значит «хорошо». Взамен шкуры чукча получал железный котелок, пальму или топор, а также 2 фунта табаку.

Во время ярмарки, а в 1860—1870-е гг. она проходила в конце марта - начале апреля, как правило, в один из дней праздновалась Пасха, и в местной часовне проходило праздничное богослужение. Чукотские эремы и другие богатые чукчи присутствовали на церемонии, крестились и даже говорили «хриштош вошкреш». Здесь они носили свои христианские имена, но не ду-

маю, что можно говорить даже о двоеверии. Чукчи просто отдавали должное уважение странным русским традициям.

Кроме официальных мероприятий, чукчи встречались с отдельными торговцами, где угощались не только чаем, но и водкой, и договаривались о ценах. Сама торговля до взноса ясака не начиналась, но зато проходила быстро, за один день, так как торговцы уже обо всем договорились заранее [14. С. 717-718].

В 1860 г. число плательщиков выросло до 88, и в ясак было внесено: 86 красных лисиц, 1 чернобурка, 1 кунья парка, 1 выдерья парка, 4 белых песца, 1 голубой песец, 10 куниц, 1 сиводушка, 4 моржовых клыка, 1 речной бобр, 1 рысь, 1 мышья парка, 1 парка из горностая, 1 выдра, 1 горностаевая кухлянка, 1 поровая парка. 4 пыжика, 4 оленьи шкуры, 15 выпоротков, 1 медвежья шкура. Это был самый большой ясак, но в 1850-1860-е гг. на Анюйской ярмарке меньше 50 плательщиков не было. Однако на предложение исправника послать в Якутск на обучение мальчиков чукчи неизменно отвечали отказом. Аманатов даже под таким культурным предлогом не выдавали и лишали власти возможности готовить подходящие для управления кадры.

В 1870-е гг. ситуация изменилась. Число плательщиков уменьшилось до 20 человек, особенно сократилось число носовых чукчей. Торговые обороты ярмарки заметно уменьшились - до 3-5 тыс. рублей, а в перечне товаров возросли объемы продуктов оленеводства: оленьи шкуры, выпоротки, ровдуги, кухлянки и пр. [12. Л. 1-134]. Это было связано не только с активностью американских китобойных судов, но и с тем, что центр русско-чукотской торговли переместился в с. Марково на Анадырь. В 1860-1880-х гг. именно в с. Марково зимой для торговли с русскими приезжали носовые чукчи с американскими товарами.

В 1869-1871 гг. барон Г. Майдель посетил Анюйскую ярмарку с целью выяснить положение дел и сделать необходимые распоряжения. Он отменил подарки и реформировал платеж ясака: перевел его на деньги по числу плательщиков и разделил чукчей на 5 участков по местам их кочевания. Правила Трескина Майдель нашел стеснительными и объявил свободную торговлю, ссылаясь на то, что чукчи вышли из пеленок и могут быть поставлены в одни условия с другими инородцами [11. С. 99]. Но, как видно из отчетов исправников, эти нововведения государственного чиновника быстро не прижились. На отмену подарков чукчи реагировали плохо, и их пришлось возобновить для носовых чукчей в благодарность за их дальний приход, а ясак продолжали вносить шкурами красных лисиц и песцов [15]. Гораздо больше эффекта имело разрешение барона Майделя, данное оленеводам в ответ на их просьбу перенести свои кочевья за реку Колыму, при условии принятия российского подданства. В результате большинство оленных чукчей распространило свои кочевья на запад до р. Индигирки и до р. Омолона на юг [2. С. 88-120]. Так, несмотря на падение торговых оборотов, неожиданно выросло культурное и политическое значение ярмарки для региона.

В 90-х гг. XIX в. обороты ярмарки снова выросли - до 10-12 тыс. руб. Среди товаров, привезенных чукчами, ценных мехов было немного, преоб-

ладала белка и оленьи шкуры. Русские торговцы, напротив, привозили более широкий ассортимент: чай, табак, сахар, топленое масло, сухари, пряники, фарфоровую посуду, железные изделия, платки, сукно. Водка на ярмарке продавалась и вывозилась на Анадырь. Носовые чукчи приходили не каждый год и в небольшом количестве. Подарки отменили совсем, под предлогом, что на Анадыре это не принято [16]. Необходимость в переводчиках отпала вовсе, так как русские торговцы говорили по-чукотски. Ясак на Анюйской ярмарке уже платился деньгами, по той таксе, которую назначил барон Майдель. Причем, судя по всему, платился полностью одним человеком, представителем того или иного участка. В 1903 г. от чукчей приехал платить ясак один только старшина Коравия, который заплатил 10 руб. и на предложение земского заседателя Попова заплатить 12 руб. согласно окладным листам сообщил, что всегда платил по 10 руб. и ни о каких листах ничего знать не хочет. Все это позволило Попову сделать вывод о том, что деление чукчей на участки искусственно и основано просто на фантазии.

Несмотря на отмену правил Трескина, торговля с чукчами продолжала оставаться наличной и не только на Анюйской ярмарке, а везде где она велась (на побережье, на Анадыри, на Гижиге). Притом, что с эвенами, также ежегодно прибывающими в Островное, обмен товарами носил форму кредита. Так, в отчете земского заседателя Попова за 1903 г. сообщается, что ламуты внесли ясак, заплатили долги по пороху и свинцу за прошлые годы и взяли товары в долг на будущий год [17].

В 1887 г. была сформирована Анадырская округа, и с 1889 г. на Анадыре вновь обосновался представитель русской власти доктор Гриневецкий, а затем с 1894 г. Н.Л. Гондатти [18. С. 20, 35]. В 1895 г. добровольные плательщики от чукчей в Гижигинской округе заплатили в ясак 63 р. 50 к., а в Анадырской - 298 р. 15 к. [19. С. 16. Прил. 9]. Основные платежи ясака в конце

XIX в. сосредоточились в с. Марково, и центр распространения русского влияния среди чукчей окончательно вернулся на Анадырь.

А в 1904 г. чукотскую ярмарку из Анюйской крепости перенесли в деревню Пантелеиху, в 45 верстах от г. Нижне-Колымска. Объясняя якутскому губернатору причины переноса ярмарки, земской заседатель Попов утверждал, что раньше торговлю с чукчами необходимо было отнести подальше из-за опасений перед их дикостью, а сейчас это не имеет никакого значения и сильно удорожает дорогу [20].

В конце XIX в. торговые отношения русских и чукчей вышли за рамки ярмарок. Нижне-колымчане и марковцы всю зиму вели торговлю с ними, обменивая табак и продукты домашнего ремесла на оленину [2. С. 48-88], а в голодные годы подолгу проживали в чукотских стойбищах, кормясь за их счет.

Таким образом, за полтора века своего существования Анюйская ярмарка сыграла важную роль в интеграции русских и чукчей, в формировании особых торговых традиций и мирных бытовых отношений, а также способствовала распространению среди них русского политического влияния, так как часть чукчей приняла российское подданство и платила ясак.

Литература

1. Зуев А.С. Русские и аборигены на крайнем северо-востоке Сибири во второй половине XVII - первой четверти XVIII вв. Новосибирск, 2002.

2. Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи и ее экономического состояния и быта населения. СПб., 1896.

3. Йохельсон В.И. Заметки о населении Якутской области в историко-этнографическом отношении. СПб., 1893. С. 32.

4. ВдовинИ.С. Политика самодержавия на Чукотке // История и культура чукчей. Л., 1987.

5. Врангель Ф.П. Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю, совершенное в 1820, 1822, 1823 и 1824 гг. экспедицией под начальством флота лейтенанта Ф.П. Врангеля. М., 1948.

7. Вдовин И.С. Из истории отношений чукчей и эскимосов // VII международный конгресс антропологических и этнографических наук. М., 1964.

10. Литке Ф.П. Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин» 1826-1829 гг. М., 1946.

11. Майдель Г. Путешествие по северо-восточной части Якутской области в 1868-1870 гг. СПб., 1894.

12. Отчеты колымских окружных исправников об Анюйской ярмарке // Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 24. Картон 1735. Оп. 9. Д. 29. Л. 124-125.

13. Богданович К.И. Очерки чукотского полуострова. СПб., 1901.

14. Августинович Ф. Три года в северо-восточной Сибири // Древняя и новая Россия. СПб., 1880. Кн. 12.

15. Отчеты колымских окружных исправников об Анюйской ярмарке // ГАИО. Ф. 24. Картон 2028. Оп. 9. Д. 12. Л. 24-28.

16. Отчет колымского окружного исправника Гуляева об Анюйской ярмарке за 1898 г. // ГАИО. Ф. 25. Картон 821. Оп. 8. Д. 148. Л. 1-3.

17. Отчет земского заседателя Колымского округа Попова об Анюйской ярмарке за 1903 г. // ГАИО. Ф. 25. Картон 846. Оп. 8. Д. 1079. Л. 2-8.

18. Сильницкий А.П. Поездка в Камчатку и на р. Анадырь. Хабаровск, 1897. С. 20, 35.

19. Унтербергер П.О. Приморская область 1856-1898 гг. СПб., 1900. С. 16. Приложение 9.

20. Отчет земского заседателя Колымского округа Попова об Анюйской ярмарке за 1902 г. // ГАИО. Ф. 25. Картон 839. Оп. 8. Д. 739. Л. 2-8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.