РЕЦЕНЗИИ REVIEWS
Н. Н. Измоденова
ЗМЕЕВА ОЛЬГАВАСИЛЬЕВНА «НОВЫЙ ДОМ» ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ: ЭТНИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ НА КОЛЬСКОМ СЕВЕРЕ
N. N. Izmodenova
ZMEYEVA OLGA VASILIYEVNA 'ТЖ NEW HOME" FAR AWAY FROM
MOTHERLAND: ETHNIC MIGRANTS IN THE KOLA NORTH
Змеева Ольга Васильевна «Новый дом» вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере. Апатиты: Изд-во Кольского научного центра РАН, 2011. 95 с.
Монография О. В. Змеевой посвящена актуальным проблемам, связанным в основном с миграционными процессами в постсоветский период, анализу адаптации мигрантов к новым условиям жизни и привыкания местного населения к «чужакам». Мигранты в монографии - это «кавказцы». Автор исследует этномиграционные и социокультурные процессы, используя полевой материал: интервью и письменные записи респондентов, которые собирались в течение 5 лет, с 2004 по 2009 гг., документы Государственного архива Мурманской области, Научного архива Кольского научного центра РАН, Центра гуманитарных проблем Баренц-региона КНЦ РАН, результаты Всесоюзных и Всероссийских переписей населения Мурманской области, статистические сборники. С учетом региональной специфики О. В. Змеева разработала методику, направленную на изучение взаимных представлений мигрантов -«кавказцев», с одной стороны, и принимающего населения - «северян», с другой стороны. Новые исследования подтверждают релевантность разработанного подхода 18.
В монографии О.В. Змеевой представлены как рассказы мигрантов о своих впечатлениях и оценках нового места жизни и о местном населении, так и суждения жителей городов Мурманской области о «кавказцах», как особой этнической группе, в которую они включают различные народы не только Кавказа и Закавказья, но и других регионов, которые территориально не
18 Разумова И. А., Змеева О. В. «Я решил жить здесь...»: адаптация азербайджанцев в заполярном городе в 2010-е гг.// Ученые записки Петрозаводского государственного университета. № 5 (142), Общественные и гуманитарные науки. Петрозаводск, 2014. С. 13-17; Змеева О.В. Отношение жителей малого промышленного города к мигрантам // Труды Кольского научного центра РАН. 2014. Вып. 6. Гуманитарные исследования. С. 87-98.
относятся к Кавказу. Т. е. «кавказцы» - это квазиэтническая группа, сформировавшаяся в общественном сознании северян в результате существующих и достаточно устойчивых в народном сознании этнических стереотипов о социальных, культурных, профессиональных, антропологических особенностях различных народов.
Автор подробно анализирует изменение национального состава и показывает статистику этнической ситуации в разные исторические эпохи процесса промышленного освоения Кольского Севера. Основываясь на исторических документах и исследованиях историков, О. В. Змеева выделяет три периода развития этнической ситуации в Мурманской области, которые совпадают с историческими вехами истории России (Российская империя, СССР, Российская Федерация). Эти эпохи отличаются по технологии рекрутирования работников на строительство промышленных объектов и их (работников) этнического разнообразия. В дореволюционный период это колонисты - как подданные Российской империи, так и иностранцы, при условии принятия российского подданства. Очень интересен эпизод с описанием строительства Мурманской железной дороги, когда впервые в этом регионе появляются «кавказцы», также китайцы и маньчжуры как вольнонаемная рабочая сила, военнопленные (венгры, чехи т. д.). «Кавказцы» в это период занимают специфическую нишу - они стражники, основной функцией которых остается охрана рабочей силы от побега с места строительства.
В период существования СССР выделяются качественно различные эпохи, но их объединяет, исключая периоды Гражданской войны и ВОВ, интенсивное строительство промышленных предприятий, научных институтов АН СССР, городов для привлечения и закрепления населения в этом регионе. Население росло за счет не только спецпереселенцев, но и добровольцев, и приглашенных, и бывших военнослужащих, и приехавших по распределению после окончания учебных заведений (РУ, ПТУ, техникумов и вузов.) Это были представители многонационального советского народа. Переписи нам дают возможность говорить о том, что представители «кавказских национальностей» присутствуют в населении области, но большинство составляют славянские этносы - русские, украинцы, белорусы. Знание русского языка, как языка межнационального общения, и массовое образование снимали остроту конфессиональных различий, элиминировало межнациональные и межконфессиональные проблемы дореволюционного периода, о которых пишет автор работы.
Ситуация начинает меняться с распадом СССР. Теперь бывшие граждане общей страны в России становятся беженцами, мигрантами, «чужими». Идентичность новых государств достигается поиском «национальных идей», что приводит к господствующему статусу государственного национального языка, возрождению религиозности населения, что не способствует взаимопониманию между принимающим и приезжающим населением, о чем и повествует автор в своей работе.
О.В. Змеева анализирует историю появления экзоэтнонимов «лицо кавказской национальности», «кавказцы» с негативными коннотациями и с неразличимостью этносов, которые обобщены этой номинацией. В этой номинальной группе выделяется одна - «азеры» - с соответствующим этническим указанием, но с теми же негативными характеристиками. Автор
цитирует суждения своих респондентов - северян, в которых приписываются негативные антропологические, гендерные, профессиональные, личностные, культурные характеристики представителям этой номинальной группе. Это во многом, как указывает автор, связано с историческими процессами России (война в Чечне, Карабахский конфликт, теракты в России и т.д.). С другой стороны, для «кавказцев» Мурманская область представляется как пространство без войны и межэтнических конфликтов, с рабочими местами, возможностью заработать, купить жилье, получить образование, стать семейным человеком.
Монография ценна «живыми голосами» людей, которые проживают сложный период своей жизни, их повседневность проблематизирована, так как им приходится осваивать новые системы поведения и взаимоотношений с «другими», многим приезжим - язык. Это относится не только к мигрантам, но и к местному населению.
О. В. Змеева продолжает изучение миграционных процессов в Мурманской области. Последние ее работы (в соавторстве с О. А. Сулеймановой) посвящены проблемам украинских беженцев и их отражению в СМИ19. Новые мигранты меняют этнокультурную ситуацию, появление в области беженцев (украинских переселенцев, выходцев из стран Ближнего Востока, Африки и т.д.) может дестабилизировать сложившуюся относительно спокойную этническую атмосферу в регионе. Монография О. В. Змеевой «"Новый дом" вдали от Родины: этнические мигранты на Кольском Севере» остается актуальной, выявленные обстоятельства формирования экономической и этносоциальной стабильности для мигрантов, которые эффективно действовали в первое десятилетие XXI века, сегодня могут стать базовыми факторами для сохранения Кольского полуострова как этнически благополучного пространства.
Рецензент: Измоденова Н. Н., канд. филос.н., доцент, зав. кафедрой философии и социологии КФ ПетрГУ.
Сведения об авторе Измоденова Н.Н.,
к.филос.н., доцент, зав. кафедрой философии и социологии КФ ПетрГУ Izmodenova Nina Nikolaevna,
PhD (Philosophy), associate Professor Head Department of Philosophy and Sociology of the Kola Branch of the Petrozavodsk State University
19 Змеева О. В., Сулейманова О. А. «Север подставил плечо»: размещение и трудоустройство украинских «братьев» в Мурманской области // Труды Кольского научного центра РАН. 2015. Вып. 7. Гуманитарные исследования. С. 7-29; Змеева О. В., Сулейманова О. А. «Украинские беженцы» в региональных СМИ (Мурманская область) // Труды Кольского научного центра РАН. 2015. Вып. 8. Гуманитарные исследования. С. 7-27.
iS2